Переход в новое тысячелетие ознаменовался качественным изменением научно-технического арсенала и всеобщей информатизацией и, как следствие, переосмыслением и пересмотром устоявшихся норм и правил в сфере общественной и научной жизни. Колоссальный прогресс в области социальных коммуникаций и информационных технологий в начале XXI века оказал существенное влияние на понимание роли и места библиотеки в образовательном, социо-культурном поле как отдельного индивида, так и общества в целом.
В сложные постсоветские годы библиотекам по ряду причин не уделялось должного внимания. За это время были утеряны многие наработки в области проектирования, нормативно-правовая база и методологические подходы во многих аспектах устарели. До настоящего момента в России не существует единой типологии библиотечных зданий как объектов архитектурного проектирования, в то время как большой спектр практических вопросов только обозначается в качестве теоретических проблем.
Прерванная практика строительства библиотек привела к тому, что многие современные российские архитекторы оказались некомпетентными в вопросах библиотечной архитектуры и дизайна. В итоге, можно констатировать ситуацию, при которой проблема серьезно назрела, но комплексных мер по ее решению не выработано.
Дизайнерские библиотеки мира
Рассмотрим два аспекта, изменения в структуре которых проявились наиболее значительно. Это место- и смыслоположение библиотечных зданий. Проведенный историко-градостроительный анализ г. Москвы Прянишниковым Н.Е. [1] показал, что современные библиотеки наследуют исторические места, не участвуя в новом освоении городской среды, упуская тем самым возможность раскрыть свой потенциал (материального и духовного порядка). Оставаясь лишь в исторических пределах, не выходя на новый рынок современных развлечений, библиотеки отдают своих посетителей другим предприятиям, например, крупным торговым центрам, которые стремительно и надежно заняли нишу организации семейного времяпрепровождения и стали местом реализации подростковых интересов. Сложившаяся ситуация, во многом есть отражение кризисных явлений экономического и административного ресурсов, однако унылая и однообразная архитектура библиотечных зданий, лишенная реальных вызовов бороться за каждого посетителя (клиента), во многом явилась причиной снижения интереса среди населения, а что еще важнее, в профессиональных кругах к данному типу культурно-просветительских объектов.
В центре внимания проектировщика сегодня оказывается не место для хранения книг, а посетители и персонал библиотеки, их психо-физический комфорт и поиск инновационных способов удовлетворения все возрастающих информационных и культурных потребностей. Как отмечает Гениева Е.Ю., современная библиотека должна «вписываться в ансамбль внешнего социума». Кроме того, по ее мнению, «новые библиотечные здания должны… сделаться более функциональными и ориентированными на живые и меняющиеся потребности человека».[2] Это означает, прежде всего, смену «систем координат» в практике проектирования, переход от здания-назидателя к зданию-другу, от строгой дисциплинарной среды – к системе партнерских отношений, от жесткой, часто запутанной планировки – к мобильному пространству для свободного общения. На рисунке 1 показаны возможные способы и результаты осуществления обозначенных изменений.
Как строили национальную библиотеку Республики Беларусь
Рис. 1. Способы и результаты изменения концепции библиотеки http:// www.archi.ru.
Описанные выше качественные изменения в переосмыслении роли, функций и социальной значимости библиотеки предполагают более широкое понимание контекстной среды, в которую встраивается здание. Работа с контекстом в данном случае не ограничивается изучением только лишь градостроительной ситуации, важным моментом при проектировании библиотеки является учет специфики целевой аудитории (детская библиотека, взрослая, межшкольная, производственная, вузовская, для инвалидов или других маломобильных групп населения, специализированная по областям знаний и т.д.). Такая специфика накладывает жесткие условия на объемно-планировочную структуру, коммуникационные связи, функциональное насыщение здания.
Интеллектуальный потенциал, имеющийся у каждой библиотеки, требует своей реализации. Становится очевидным, что решение этой проблемы кроется в хорошо продуманной, тонкой и выверенной «интеллектуальной» архитектуре, способной гибко реагировать на изменяющиеся условия во всех сферах жизни, впитывать в себя новейшие технологические достижения. Рем Кулхаас отмечает при этом, что «современная библиотека должна трансформировать себя в информационную сокровищницу всех технологий», [3] сближаясь тем самым с таким понятием как «технопарк». Однако в данной статье «интеллектуальная» архитектура понимается не только и не столько как автоматизированное и информатизированное здание, а, в первую очередь, как образное, смысловое воплощение, как архитектурная переработка идей технологического и управленческого совершенствования.
Зафиксированная в современных исследованиях и специализированной литературе концепция «медиатеки», предполагающая создание глобального информационного пространства, оформленного в масштабный комплекс, позволяет нам, в свою очередь, выявить тенденцию применения принципа кооперации при проектировании современной библиотеки. Между тем, это далеко не единственный путь реализации данного принципа.
Можно говорить и о кооперации различных функций в структуре одного здания, которые находят свое отражение в архитектуре библиотек. Так, наряду с традиционными типологическими элементами, такими как фондохранилище, читальный зал, абонемент и др., в состав современной библиотеки включаются «непрофильные» помещения: музей или выставка, зимний сад, лекционные и просмотровые залы, книжный магазин, кафе, аудитории для кружковых занятий и пр.
Обозначать эти зоны обслуживающими было бы несправедливо, поскольку именно их качественный и количественный состав является инструментарием в формирования общественного пространства библиотеки и критерием в оценке успешности решения этой задачи. Однако, как видится автору данной статьи, потенциал кооперации далеко не в полной мере реализуется на современном этапе в отечественной практике проектирования и строительства библиотек. Положительный опыт обустройства публичной библиотеки в крупном торговом центре города Хельсинки может служить примером поиска новых форм и способов библиотечного обслуживания. Принципы мобильности библиотеки и моментального отклика на изменяющиеся обстоятельства – те базовые установки, которые ориентируют архитекторов на поиск новых выразительных средств, образных и объемно-планировочных решений.
Существенным шагом на пути к формированию диалоговой среды является активное включение служебных помещений в работу формирования «гостевого» пространства, размывающее рамки между персоналом и посетителями, подчеркивая и усиливая факт их совместной вовлеченности в единый информационно-коммуникативный процесс. Данный подход позволяет сформировать диалоговое или партнерское пространство, активизируя различные невербальные средства общения. Известный американский библиотечный консультант Э.Мэзон основным принципом планирования библиотеки называет ее дружелюбность и открытость по отношению к читателю [4]. Подход подразумевает учет психологических особенностей социальных групп и временного фактора изменения характера человека, а значит и архитектурной среды, которая его окружает. Результатом успешной работы в этом направлении является сконструированное «живое» интеллектуальное пространство, которое становится в итоге полноправным участником культурно-просветительского диалога.
Подводя итоги, отметим, что переосмысление места и роли библиотеки, а так же апробация и дальнейшая трансляция этих изменений архитектурными средствами позволяет реализовать концепцию «интеллектуальной архитектуры», которая определяет способность объекта (библиотеки) к новой ступени развития на основе трансформации пространственной, образной и объемно-планировочной структуры с целью обеспечения потенциального развития и адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Источник: book.uraic.ru
С чего начинается строительство библиотеки
Надежда Витальевна Шапкова, директор централизованной библиотечной системы
г. Нефтеюганска
Построить библиотеку — что это значит? Ведь задача состоит в том, чтобы сделать библиотеку не только просторной и комфортной, но и уютной, вызывающей желание прийти в неё вновь.
Открытие нового здания Центральной библиотеки Нефтеюганска стало настоящим событием для города и автономного округа в целом. Путь от проекта до объекта в нашем случае был недолог (строительство здания продолжалось два года), но тернист. Осенью 2005 г. были забиты первые сваи, а к 1 сентября 2007 г., дню празднования 40-летия Нефтеюганска, в здании уже были закончены отделочные работы. Строительству библиотеки уделялось пристальное внимание как со стороны местной власти, так и со стороны СМИ, график ввода здания в эксплуатацию контролировался лично главой города.
Первые шаги
Библиотека принимала деятельное участие во всех работах, предшествующих проектированию и строительству, как то:
• обоснование необходимости строительства;
• формирование технического задания на строительство (структура библиотеки, описание технологии процессов, расчёт площади);
• согласование проекта;
• выбор основного подрядчика выполнения строительных работ;
• согласование выполнения строительных работ;
• формирование технического задания на оснащение здания оборудованием и различными системами (телефонизации и т. п.);
• проведение конкурсных процедур на оснащение здания оборудованием и системами;
• разработка и утверждение регламентирующих деятельность библиотеки документов (структура, штатное расписание, положения об отделах, должностные инструкции и т. д.).
Обоснование необходимости строительства, на мой взгляд, было самым важным. Ранее библиотека занимала первый и цокольный этажи производственного здания НГДУ «Юганскнефтегаз», которое было построено в 1978 году.
Стабильный рост населения, возросшие информационные потребности жителей, отсутствие должных условий для занятий в библиотеке, увеличение объёма книжного фонда и недостаток площадей для его размещения, — все эти факторы явились основанием для обоснования необходимости строительства нового здания. До начала строительства здания нами дважды было проведено анкетирование среди читателей и жителей, не посещающих библиотеку (потенциальных читателей). Выяснилось, что горожанам хочется, чтобы в библиотеке было своё кафе, киоск, в котором можно приобрести необходимые для работы канцтовары, места, где можно провести досуг. Эти пожелания были учтены проектировщиками и строителями.
Техническое задание разрабатывалось на строительство библиотеки проектной мощностью 400 тыс. экземпляров. При разработке технического задания учитывались следующие моменты:
• технологические циклы библиотечных процессов;
• зонирование пространства;
• приоритет автоматизации технологических процессов;
• планируемая структура, штатная численность сотрудников;
• проектная мощность библиотеки: пропускная способность, объём фонда и т. д.
Решение о строительстве здания библиотеки принималось дважды. В 2002 г. планировалось строительство на месте незавершённого объекта в 12 микро-районе города. Был объявлен и проведён конкурс на архитектурно-планировочное решение здания библиотеки. В конкурсе приняли участие восемь организаций, победителем было признано ООО «ИНТРА–БАУ ГмбХ».
К сожалению, средств на строительство объекта в муниципальном бюджете оказалось недостаточно. Незавершённый объект был выставлен на торги, и сегодня на этом месте стоит здание Сургутнефтегазбанка. Тем не менее глава города
В. П. Ткачёв своё слово сдержал: в 2003 г. администрация города подала заявку на долевое финансирование строительства библиотеки из средств окружной целевой программы «Развитие материально- технической базы учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005 и последующие годы», заявка была включена в план мероприятий программы.
В 2005 г. начались проектно-изыскательские работы, состоялся конкурс проектов. В конкурсе приняли участие четыре организации. Победителем конкурса стало ООО «Строительная компания “Базис”». Проект разработало ООО «Проект-Бюро-Плюс» (Екатеринбург). Мы проводили анализ представленных проектов, мнение библиотеки было учтено при выборе победителя конкурса.
Местом расположения библиотеки была выбрана Юбилейная площадь, являющаяся географическим центром города. Рядом находятся православный храм и музыкальная школа, идёт строительство спортивно-оздоровительного комплекса.
В период осуществления строительных работ библиотека сотрудничала со строительной компанией: с нами согласовывался выбор отделочных материалов, цветовой гаммы всех помещений. В ходе строительства проект неоднократно дорабатывался.
Библиотекой было сформировано техническое задание на оснащение мебелью, музыкальными инструментами, предметами декора, офисными принадлежностями, бытовой техникой. Были изучены каталоги различных поставщиков и выбраны наиболее приемлемые варианты, выполнен план схематичного расположения мебели по помещениям, рассчитана необходимость в предметах декора, офисных принадлежностях и др.
Много усилий потребовалось для составления технического задания на автоматизацию здания; необходимо было изучить технические характеристики современной техники, программного обеспечения, совместимости составляющих.
По условиям конкурса здание библиотеки должна была сдать под ключ строительная компания «Базис», но вследствие изменений в законодательстве оснащение библиотеки мебелью и другим оборудованием было выставлено на открытый конкурс. Библиотекой была составлена спецификация на мебель, музыкальные инструменты, предметы декора, офисные принадлежности, бытовую технику.
К моменту ввода в эксплуатацию нового здания библиотеки администрацией города было принято решение о реструктуризации библиотечной сети: из 8 библиотек 6 объединить в одном здании, оставив два филиала в отдалённых микрорайонах. Муниципальное учреждение культуры «Городская библиотека» получила статус юридического лица и новую структуру. В штат были введены новые должности, напрямую не связанные с библиотечным обслуживанием: культорганизатор для проведения массовых мероприятий, руководители любительских объединений, главный специалист по привлечению внебюджетных средств, звукорежиссёр.
Новое здание библиотеки размещается в центральной части города, в микрорайоне 2 «а». Центральная трёхэтажная часть объединяет два крыла и напоминает раскрытую книгу. Справа на двух этажах разместилась детская библиотека, слева — библиотека для взрослых.
Основные характеристики здания:
• общая площадь библиотеки — 9550 кв. м;
• расчётная площадь — 6082 кв. м, полезная — около 4000 кв.м;
• пропускная способность — 650–700 посещений;
• посадочных мест в читальных залах — 239;
• мест для массовых мероприятий — 155;
• персональных компьютеров для пользователей — 36;
• фондоёмкость — 400 тыс. томов.
Новая жизнь в новых стенах
Как уже говорилось, была изменена структура библиотеки, были модернизированы существующие отделы и появились новые. Функционально новые отделы дополняют друг друга, при этом у каждого есть свои самостоятельные направления работы с читателями. К новым отделам детской библиотеки можно отнести игротеку, мастер-класс, тренинг-зал, медиатеку. Их могут посещать не только дети и подростки, но и библиотекари, педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, родители, студенты.
Отделы оборудованы специализированной библиотечной мебелью с учётом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, паровозика и «божьей коровки», эргономичные столы и стулья. Дизайн мебели позволит максимально использовать библиотечное пространство и организовать уютные уголки для чтения, занятий, игр и отдыха.
Игротека предназначена как для интеллектуальных игр, так и активного отдыха. Для самых маленьких читателей есть книжки-игрушки, развивающие игры; для учащихся начальной школы — конструкторы, головоломки, мозаики; для родителей — книги по организации досуга и семейных праздников.
У читателей есть возможность пообщаться со сверстниками, посмотреть любимую сказку или детский фильм. Если же у родителей возникла необходимость позаниматься в других отделах библиотеки, то на некоторое время можно оставить своего малыша в игротеке, мастер-классе или тренинг-зале. Там ребёнок может посмотреть красочную книгу, порисовать, поваляться на коврике, послушать сказку или музыку. В этих помещениях установлен домашний кинотеатр, интерактивный мерцающий бассейн с шариковым наполнителем, пузырьковая колонна, столы-трансформеры, стеллаж-гусеница для игрушек, напольные сиденья.
Мастер-класс — это сектор развития читательских навыков, творческих способностей детей и младших подростков. В мастер-классе предусмотрены занятия не только в малых группах, но и в индивидуальном режиме. Здесь установлены столы-трансформеры, мольберты, театральная ширма.
Тренинг-зал — это место для социально-психологической разгрузки детей и подростков, библиотерапии. Зал оснащён релаксационным оборудованием (напольные коврики, сенсорная тропа для ног, пуфы со специальным наполнителем, панно «Звёздное небо»), установлен портативный сенсорный уголок, вращающийся зеркальный шар, генератор запахов со звуками природы.
В левом крыле здания находятся отделы взрослой библиотеки: отдел краеведения, искусств, читальный зал, зал периодики, интернет-зал, зал отраслевой литературы, абонемент художественной литературы, центр деловой и социально-правовой информации. В фойе и холле второго этажа, через который осуществляется проход из детской библиотеки во взрослую, расположены развлекательная зона и кафе. Пространство холла организовано так, чтобы у читателей были все условия для общения и отдыха: мягкая мебель, плазменная информационная панель, мобильные складные стенды для организации выставок детских творческих работ, водно-пузырьковые колонны. Интерьер решён в коричнево-бежевой гамме. Строгость и лаконичность дизайна смягчают искусственные водопады на колоннах с разноцветной подсветкой, зимний сад, постеры на стенах.
Техническое оснащение библиотеки позволяет осуществлять в автоматизированном режиме целый ряд операций. В здании налажен комплексный контроль за сохранностью фонда: используются системы контроля за влажностью и температурой; RFID-технологии*; системы обеспечения безопасности от стихийных бедствий и террористических актов.
Учтены и интересы людей с ограниченными физическими возможностями. В библиотеке установлены пандусы, лифты, оборудованы специальные сан-узлы, места в читальном зале и в специализированных отделах. Слабовидящие читатели могут читать тексты при помощи электронной лупы, специального программного обеспечения, позволяющего увеличить экран, и читающей машины.
Значительно расширился список дополнительных услуг, предоставляемых библиотекой. Сервис-центр расположен на первом этаже — специально для того, чтобы его услугами могли воспользоваться не только читатели библиотеки, но и посетители, зашедшие с улицы.
На третьем этаже находится досуговая зона. В неё входят: зал для занятий клубов на 25 мест; выставочный зал, который может использоваться как помещение для студийных занятий; конференц-зал на 60 мест. Помещения оснащены современным мультимедийным оборудованием.
Здание библиотеки было задумано как один из центров социально-культурной жизни Нефтеюганска, выполняющий одновременно функции сити-холла, места проведения социально значимых мероприятий и места общения горожан.
* RFID (Radio Frequency Identification) — радиочастотная идентификация. В её основе лежит технология передачи с помощью радиоволн информации, необходимой для распознавания (идентификации) объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию.
Источник: www.bibliograf.ru
Архитектура современных библиотек
Характеристика истории возникновения библиотеки как хранилища книг. Анализ особенностей проектирования здания библиотеки. Определение влияния социокультурных изменений на функционирование библиотек. Описание примеров современных проектов библиотек.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.05.2017 |
Размер файла | 31,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство культуры РФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Реферат по курсу
«Архитектура современных библиотек»
БИФ БО 110-1/2 Голоюх Д.Ю
Проверила: доц. Чурашева О.Л
История возникновения библиотеки
Особенности проектирования здания библиотеки
Библиотека в современном мире
Современные проекты библиотек
Введение
«Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги — и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».
Уильям Мейкпис Теккерей
Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.
Актуальность темы заключается в том, что современная библиотека, преодолевая ряд определенных проблем коммуникационного, бытового и социального характеров, является достаточно прогрессивной системой. Она по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально — культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.
История возникновение библиотеки
Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.
В переводе с греческого «библио» — значит «книга», «тека» — «хранилище», «библиотека» — это «хранилище книг».
Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамсеса ІІ археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В Древнем Египте были библиотеки, которые назывались «домами папируса» и «домами жизни».
Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию.
Фонд знаменитой Александрийской библиотеки, одного из семи чудес Древнего мира, составлял до 800 тысяч текстов на многих языках. Библиотека активно пополнялась правителями Египта. Согласно легенде, во время голода в Афинах Птоломей ІІІ согласился продать грекам хлеб только с одним условием — ему дадут скопировать редкие книги.
Греки согласились дать книги под очень большой залог золотом, а Птоломей решил оставить книги себе, лишившись залога. Ведь он понимал, что знания гораздо ценнее благородного металла. Пожар 273 года уничтожил редкие издания.
В истории книги бытовали и глиняные таблички. На влажной мягкой глиняной дощечке размером чуть больше тетради — 32 на 22 сантиметра — и толщиной 2,5 сантиметра писцы выдавливали знаки, похожие на клинья острыми трёхгранными палочками, это было проще и легче, чем высекать письменные знаки на камне. Глиняные таблички, высушенные на солнце или обожженные, хорошо сохраняются в земле. Именно поэтому их находки встречаются очень часто.
Создавали люди и деревянные книги. Они появились ещё в I веке н.э. Книга изготавливалась так: на страницы-дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем несколько дощечек соединяли шнуром в книжечку.
Книги на пальмовых листах существовали в странах Востока, из папируса — в странах Средиземноморья. Более четырёх тысяч лет, примерно до середины VІІ века нашей эры, папирус служил основным материалом для письма египтян. В записях на папирусе отражалась государственная и общественная жизнь народа, были написаны художественные произведения, составляющие гордость древнего мира. Если доведётся побывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, сможете увидеть за стеклом витрины папирусы с рисунчатыми письменами, начертанными рукой человека, жившего в ХIII столетии до нашего летоисчисления.
Книги во все времена были величайшей ценностью, до книгопечатания доступной совсем не многим. Древнеримский философ Сенека описал некого римлянина, постоянно державшего при себе рабов, каждый из которых знал наизусть все произведения какого-нибудь знаменитого поэта. Живая «библиотека» обходилась хозяину дешевле, чем настоящая.
Особенности проектирования здания библиотеки
Проектирование библиотек выполняется в соответствии с нормами и правилами, разработанными для общественных сооружений. Однако здание библиотеки имеет свои специфические особенности, обусловленные возлагаемыми на этот объект задачами.
Прежде всего, пространство библиотеки должно позволять удобно и функционально размещать огромное количество печатных изданий и для этой цели проектировщики предусматривают систему архивов, кладовых и хранилищ.
При проектировании библиотеки строжайшие меры принимаются для обеспечения пожарной безопасности, зачастую за счет проектирования автоматических устройств пожаротушения.
Соответствие микроклиматических условий нормативам достигается за счет грамотного проектирования таких инженерных систем как отопительной (в некоторых случаях воздушного отопления), вентиляционной (вытяжная вентиляция и приточная) и системы кондиционирования (очистка воздуха от пыли и влаги).
Кроме этого существуют разработанные нормативы регламентирующие площадь архивов, а также читальных залов в зависимости от объемов библиотечных фондов.
Высота стеллажей устанавливается из условий досягаемости книг для стоящего рядом со стеллажом читателя. Эта высота, достаточная для размещения восьми рядов книг форматом в 1/8 листа или же для одного ряда книг форматом в ј листа и семи рядов форматом в 1/8 листа. В высоких помещениях стеллажи можно устраивать более высокими, используя при этом передвижные лестницы или устраивая специальные галереи. В новых библиотечных зданиях высота этажей принимается 2,25 м, что соответствует нормальной высоте стеллажей. Толщина перекрытий составляет около 8—10 см (решетчатые перекрытия, способствующие нежелательной циркуляции воздуха в книгохранилищах, устраивать не рекомендуется).
Ширина проходов между стеллажами для книг, пользующихся большим спросом, 85 см; обычная же ширина проходов— от 72 до 77 см.Книги берут с полок и ставят на место обычно вручную; при значительной длине проходов книги подают на специальных тележках.На другие этажи книги перемещают с помощью лифтов или автоматических транспортных устройств (ленточных транспортеров и т.п.). Чем больше света, тем большей может быть глубина книгохранилища и тем дешевле обходится его строительство и эксплуатация.
Для защиты от чрезмерной инсоляции применяют литое стекло с волнистой поверхностью. Лестницы должны устраиваться через каждые 25 м. В многоэтажных книгохранилищах следует предусматривать лестницы на случай аварий. Температура воздуха в книгохранилище около 15°С. Во избежание интенсивного запыления необходима хорошая вентиляция книгохранилища; предпочтительно устройство искусственной вентиляции, действующей при закрытых зонах.
К планировке хранилищ в зданиях библиотек предъявляются следующие требования:
* книгохранилище должно иметь удобные связи с отделом обработки, кафедрами выдачи, секторами отделов, лабораторией гигиены и реставрации, а также непосредственно сообщаться сослужебными помещениями отдела хранения и отделом межбиблиотечного абонемента;
* в библиотеках составляющих фонд более 50 тысяч единиц хранения в объеме основного книжного хранилища, следует выделять обменно-резервные фонды. Зону резервного фонда располагают рядом с производственными помещениями, относящихся к сектору обменного фонда. Это производится с целью создания удобной связи с экспедицией. Но при возникновении сложностей с размещением зоны резервного фонда согласно нормативам, допускается его перенесение в отдельное помещение;
* хранилища передвижного фонда рекомендуется располагать смежно со служебными помещениями, предусматривая тем самым удобную связь с экспедицией, то есть помещениями приемки и распаковки литературы;
* хранилища, предназначенные для хранения крупногабаритных материалов, куда относятся чертежи изографики, карты, кальки, газеты и пр. документация, размещают в отдельном помещении, отчужденного от залов обслуживания посетителей и других функциональных групп.
Современной библиотеке присуще следующее зонирование:
* Зона обслуживания читателей (читальные залы, абонементы, компьютерные рабочие места, кабинки для индивидуальной работы и т.д.).
* Зона хранения носителей информации (книгохранилище и подсобные помещения при нем, хранение аудио- и видеоинформации и т.д.).
* Административно-производственная зона (служебные отделы, хозяйственные, подсобные и административные помещения, лаборатории и мастерские и т.д.).
* Учебно-информационная зона (универсальные аудитории, помещения для групповых и индивидуальных занятий, лекционные и конференц-залы, образовательные тренинг — центры, обсерватория, университетский телецентр, радиоузел, издательский сектор и т.д.).
* Коммуникативная зона, включающая в себя 3 типа общественных пространств:
— коммуникативно-экспозиционное (выставочные пространства, музей);
— коммуникативно-релаксационное (террасы, зимние сады, зоны отдыха, кафе, буфеты);
— коммуникативно-утилитарное (холлы, вестибюли, фойе, атриумы).
В зданиях современных университетских библиотек все перечисленные функциональные зоны не всегда имеют четкие границы.
Библиотека в современном мире
Конец XX века и начало XXI были ознаменованы серьезными социальными изменениями, черты которых прогнозировались футурологами еще в конце 1960-х годов. Прогнозы в той или иной степени подтвердились, явив миру век высоких технологий и новый социальный термин: «информационное общество». Экономика сосредоточилась на сфере обслуживания; в обществе стали преобладать высокопрофессиональные и технические группы; библиотека хранилище проектирование здание
Для решения этих задач предполагаетсярасширение функциональной насыщенности здания библиотеки. Перед архитектором ставится проблема соединения нескольких функций в одном объеме, разнотипных по своему характеру. Идеология архитектуры должна опираться на тезис о том, что «здание — высокотехнологичная оболочка для информационного содержания».
Этот феномен как раз является продуктом, произведенным «информационным обществом». Как результат, здание библиотеки, посредством функционального наполнения, должно стать глобальным общественно-информационным центром. Современная библиотека, в лучших своих образцах демонстрирует готовность к переменам и уже изменяется. На сегодняшний день в библиотечной типологии можно выделить 3 основных типа библиотечных зданий, которые в той или иной степени отвечают выдвигаемым социумом требованиям. Типология строится по принципу иерархии и характеризуется как по количественным критериям, так и по социальной ориентированности.
Центральная государственная библиотека (ЦГБ)
— Строится на основе индивидуального проекта, чаще всего на конкурсной основе. Обладает уникальной архитектурной и планировочной концепцией, c учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства.
— Участок застройки, как правило, размещен в центральном историческом ядре города, предполагающем уникальные характеристики здания. Как правило, проект предусматривает комплекс зданий, формообразующих в городской ткани квартальную застройку. Участок застройки тяготеет к рекреационным зонам.
Чаще всего комплекс зданий имеет внутренний двор или рекреационную территорию вокруг комплекса. Является узловой точкой градостроительной структуры, притягивает транспортные коммуникации и пешеходопотоки. Является архитектурной доминантой в окружающей городской застройке.
— Выполняет аккумулятивные функции главного накопителя информационных ресурсов государства и их хранения. Как правило, имеет крупное книгохранилище от 2-3 млн. единиц хранения. Выполняет роль «библиотеки-архива». Площади книгохранилища значительно больше площадейчитальных залов и мест для посетителей.
— Выполняет диспетчерские функции во главе общегосударственной библиотечной сети. В составе офисной части библиотечного комплекса, как правило, выделяется административный блок управления общегосударственной сетью.
— Является узловой точкой в глобальной международной информационной системе. В состав административного блока входит крупный отдел по международным связям и глобальному информационному обмену. В составе библиотечного архива выделяется крупный блок литературы на иностранных языках.
— Предоставляет ограниченный доступ пользователей к материалам общего характера. Имеет пользовательские залы по всем разделам информации. В структуру пользовательских залов интегрированы специальные рабочие места, оборудованные компьютерами для электронного поиска информации. Выполняет диспетчерские функции для пользователей внутри государственной библиотечной сети.
— Обладает богатым арсеналом пропагандистских и коммуникативных инструментов. Как правило, обладает набором конференц-залов разного уровня и собственной типографией.
— Активно, на международном уровне, участвует в учебно-образовательной и выставочной деятельности. В комплекс зданий входят выставочные залы и музеи, как правило, выделяется отдельный блок лекториев и учебных классов.
Центральная городская библиотека
— Строится на основе индивидуального проекта, обладающего уникальной архитектурной концепцией, разработанной c учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства. Возможно размещение библиотеки в структуре общественных зданий многоцелевого, общеобразовательного и культурного назначения.
— Участок застройки, как правило, размещен в центральном историческом ядре города, что требует включения здания в окружающую городскую ткань и предполагает уникальные архитектурные характеристики здания.
— Выполняет аккумулятивные функции накопления и хранения информационных ресурсов крупного города. Имеет крупное книгохранилище до 2-3 млн. единиц хранения.
-Выполняет диспетчерские функции во главе районной библиотечной сети, является ядром районной сети, связанным с ЦГБ. В составе офисной части библиотечного комплекса, как правило, выделяется административный блок управления районной сетью.
— Является рядовым участником в сети глобальной международной информационной системы. Читальные залы оснащаются рабочими местами, оборудованными компьютерами для электронного поиска информации.
— Благодаря развитой системе читальных залов с открытым доступом, предоставляет наиболее широкий доступ пользователей к информационным материалам различных категорий, включающих лингафонные кабинки для работы с аудио-визуальными материалами. В составе инфрастуктуры предусмотрены отделы дополнительных услуг для пользователей. Библиотека удовлетворяет запросы различных социальных групп.
— Обладает набором пропагандистских и коммуникативных инструментов в рамках района. В состав библиотечного комплекса может быть включена типография, театр, конференц-холл, видео или кинозал.
— Как правило, участвует в учебно-образовательной и выставочной деятельности районного значения. В здании могут размещаться выставочные залы и учебные классы.
— Имеет наилучшие возможности дифферинцировано и гибко реагировать на социальные изменения и потребности пользователей, благодаря возможности трансформации внутреннего пространства, совершенствованию технологической базы и перенаправления функциональных связей.
— Этот тип наиболее предрасположен реализовать функцию «форум идей». Развитая общественная часть реализуется в комплексе выставочных и конфененц-залов, а также залов полифункционального назначения.
— Чаще всего строится по индивидуальному проекту, обладающему уникальной архитектурной концепцией, разработанной c учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства. Возможно размещение филиалов библиотеки в зданиях факультетов университетского комплекса.
— Участок застройки, как правило, размещен в центральной частиуниверситетского кампуса и связан с окружающими зданиями университетского комплекса переходами. Размещение здания библиотеки на участке, как правило, предусматривает организацию рекреационной территории: парка, площади или внутреннего двора.
— Выполняет аккумулятивные функции накопления и хранения информационных ресурсов в рамках университета и университетской информационной сети. Обладает развитым книгохранилищем от 2 до 5 млн. единиц хранения и мощным базами электронного хранения, как правило, компьютерное оборудование размещается в специальных закрытых блоках-серверных.
— Характер накапливаемой информации ограничен тематическими рамками образовательных программ университета. Приоритетные тематические отделы преобладают, имеют открытый доступ к материалам и занимают большую часть площадей хранения в здании.
— Выполняет диспетчерские функции внутри университетской информационной сети среди факультетов.
— Как правило, является рядовым участником в сети глобальной международной информационной системы. — Предоставляет наиболее широкий доступ пользователей к материалам и расширенный спектр услуг по работе с пользователями строго определенных социальных групп. В структуру читальных залов интегрированы специальные рабочие места, оборудованные компьютерами для электронного поиска информации, а также работы с аудио и визуальными материалами, рабочие места для работы с картами и чертежами.
— Обладает набором специализированной, детализированной информации, отвечающей интересам определенных социальных групп.
— Как правило, принимает непосредственное участие в учебно-образовательной деятельности университета. В здании могут размещаться лектории и учебные классы.
— Обладает богатым арсеналом пропагандистских и коммуникативных инструментов. В составе библиотеки могут размещаться компактные типографии, конференц-залы, видео или кинозалы.
— Реализует функцию «форум идей» в рамках университета за счет развитой общественной части и полифункциональных залов.
Согласно вышеизложенной типологической иерархии и ее характеристик, рассмотрим несколько характерных примеров реализации библиотечных зданий на практике. Необходимо учитывать, что довольно часто встречаются случаи, когда по нескольким типологическим признакам здание можно отнести сразу к нескольким типам классификации. Подобное сочетание становится возможным в результате учета проектировщиками ряда специальных социальных требований при проектировании каждого отдельно взятого здания. Это приводит к тому, что грани классификации стираются.
Современные проекты библиотек
Новая библиотека в Штутгарте
Эта удивительная городская библиотека находится в Штутгарте — немецком городке, на берегах речки Неккар. Нужно сказать, что она одна из «молодых» библиотек мира: она распахнула двери читателям девятого ноября 2011 года. Создателем проекта был корейский архитектор Юн Янг Йи.
Его проект был выбран в 1999 году в открытом конкурсе на библиотеку, которая будет символизировать новое видение городского проектирования в Штутгарте. Площадь ее составляет 20200 квадратных метров. А затраты на строительство превышали 70 миллионов евро. Чтобы воплотить в жизнь этот чудо-проект понадобилось три года.
Снаружи созданное специалистами из корейской архитектурной студии Eun Young Yi здание городской библиотеки выглядит, как сложная двуцветная головоломка, похожая на Кубик Рубика. Однако, зайдя внутрь, посетители будут удивлены простоте его разгадки. Открытая планировка внутреннего пространства ослепляет обилием света и белоснежным фоном. Расположенные по периметру помещения книги видны и доступны абсолютно всем. Гостеприимное пространство, которое, на первый взгляд, может показаться несколько стерильным, на самом деле отдает визуальное первенство многочисленным книгам и своим посетителям.
Конструкция была расценена как шедевр минимализма.»Сердцем» новой библиотеки стала матовая полупрозрачная крыша, пропускающая дневной свет и придающая всему интерьеру легкость. 9 этажей огромного атриума связаны между собой множеством лестниц. В здании нет лифтов, а основной архитектурный — лестница, собирающая и объединяющая всефрагменты пространства в единой целое. Вы не просто поднимаетесь по ступеням — вы не без восхищения и удовольствия изучаете окружающую среду вокруг себя.
Кроме вместительных стеллажей, библиотека предоставляет зоны для отдыха взрослых и детей, кафе и комнату для игр, которые выделяются из общего контекста более красочным дизайном, но все-таки поддерживают общую структурированную атмосферу основного пространства.
Центральная библиотека Сиэтла. Cool House Кулхааса
Рем Колхас и его бюро ОМА в сотрудничестве с местными «LMN Акитектс» спроектировали новую Центральную Библиотеку города, рассчитанную на привлечение читателей в эпоху повсеместного распространения цифровых технологий. Главным архитектором здания стал Рем Колхас. Роберт Зиммер-архитектор, сопровождающий проект голландской фирмы ОМА.
Прежде чем приступить к проекту, группа Кулхааса три месяца занималась изучением проблемы, оценивала будущее книги в контексте бурно развивающихся новых информационных систем. Вывод был сформулирован сформулирован следующим образом: «Современная библиотека должна трансформировать себя в информационную сокровищницу всех технологий».
В конце 1999-го определились три финалиста-три проекта: американский, французский и нидерландский. Прежде чем принять решение, члены совета отправились в Европу. Знакомство с работами ОМА убедило их в том, что они имеют дело с квалифицированными специалистами. И тогда Кулхауз был провозглашен победителем. Библиотека открылась в мае 2004-го.
Здание расположено на квадратном участке. Оно не воспринимается в панораме и не просматривается издали. Объем библиотеки открывается внезапно, как сюрприз. Обходя его по кругу, найти сходные ракурсы невозможно. Фасадыразнятся между собой геометрией и фактурой прямых и наклонных плоскостей.
Все четыре фасада постройки, оформленные сеткой из металла и стекла, отличаются друг от друга. В ней нет прямых углов и параллельных линий, а резкий уклон участка мешает наблюдателю оценить реальный масштаб здания.
Войдя внутрь с нижнего уровня вы попадаете в детский центр, а поднявшись на эскалаторе, окажетесь в главном пространстве, называемом Living room. Пред взором открываются гигантские, наклонные под разными углами, стеклянные стены здания. В здании всего шесть уровней.
Их соединяет, кроме ярких салатовых эскалаторов, «книжная спираль» — закрученный пандус из бетона, спроектированный по принципу многоэтажных гаражей, на котором располагается непосредственно книжное хранение учреждения. Библиотекари будут встречать посетителей не на первом этаже, а на средней платформе.
Это, прежде всего, сэкономит время работников при передвижении по зданию: они будут находится в самом его центре. На верхней платформе расположены конференц-зал и другие помещения для собраний. Коридоры, соединяющие их, окрашены в ярко-красный цвет, сами же интерьеры — нейтральных тонов. Основная особенность здания — то, что при проектировании Колхас изначально поставил во главу угла нужды заказчиков. Неожиданно, но в результате такого прагматичного подхода на свет появилось настоящее произведение искусства архитектуры.
По мере подъема впечатление обогащается открывающимися городскими панорамами, видами океанского залива, и проплывающими облаками.
Общий объём бетона — 16820 кубических метров. Этого бы хватило, чтобы залить два с половиной футбольных поля бетоном глубиной в метр. К тому же ещё вес арматуры: 2050 тонн. Для облицовки внешних стен здания использовано 9994 штук стёкол. Причём площадь каждого стекла — почти 12 квадратных метров.
А ещё покрыта стеклом и значительная часть интерьера. У половины стен здания стёкла тройные — с металлической сеткой, зажатой между двумя внешними слоями. Аллюминиевая сетка уменьшает жару, оставляя при этом яркий свет.
Библиотека в Медельине, Колумбия. Biblioteca Parque Espaсa
Библиотека Parque Espana построена в городе Медельин, в районе Санто-Доминго, Колумбия.
Здание библиотеки возвышается над Медельином подобно маяку, заметному из любого уголка города. Однако не каждый случайный прохожий опознает в трех базальтовых темных валунах на вершине холма новый медельинский культурный комплекс. Такого эффекта восприятия своего творения, видимо, и пытался добиться колумбийский архитектор Джанкарло Мадзанти (Giancarlo Mazzanti).
Строительство комплекса общей площадью 4 тысячи кв.м заняло чуть более двух лет. Как рассказывает сам Дж.Мадзанти, на стадию проекта ему было отведено только три месяца. Официальное открытие состоялось в марте 2007 г. Для воплощения грандиозного замысла городским властям пришлось снести порядка полутора сотен жилых домов, а их жильцам предоставить новую жилплощадь.
Архитектор Джанкарло Мазанти за основу проекта взял три многогранника неправильной формы. Сооружение составлено из трех многогранных различных по высоте призматических объемов, облицованных каменными плитами различных фактур и оттенков. Грани неравномерно скошены. Издали валуны производят впечатление массивности и грубости, однако, с более близкого расстояния обнаруживается легкость стен, облицованных каменными плитками разных фактур и оттенков, всю нагрузку берет на себя невидимая для глаза стальная конструкция.
Небольшие квадратные и прямоугольные окна нерегулярно сгруппированы по оси и диагонали здания безотносительно к расположению внутренних помещений. Издалека они походят на слои выступивших на поверхность известняковых пород. Дневной свет проникает внутрь также сквозь фонари. Несмотря на то, что здание построено совсем недавно, на фасадах его уже различимы признаки старения: соляные разводы, повреждения и подтеки вокруг окон. Связанные с проблемами городского строительства, они не искажают замысел архитектора — напротив, способствуют формированию ауры мистической древности.
В трёх объемах, объединённых на уровне земли общей платформой, обшитой деревом, разместились аудитории, культурный и информационный центры, библиотека с читальными залами. На эксплуатируемой кровле устроена смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид города. Внутри здания тема органической архитектуры получает развитие.
В интерьерах преобладают светлые тона, несущий каркас открыт взгляду посетителя: под потолком — сетка стальных окрашенных в белый цвет труб. Спорадически расположенные оконные проемы вносят во внутреннее пространство случайные лучики дневного света. По замыслу архитектора, таинственность как следствие игры света, и вместе с тем теплота интерьеров призваны отрешить посетителей библиотеки от мира действительности, погрузив его в иную, невсамделешную реальность.
Д.Мадзанти использовал самые простые материалы: каменную плитку (в основном, из черного сланца) для облицовки стен, которая часто применяется при строительстве в Боготе. В интерьерах предпочтение отдается светлым породам дерева (дуб, сосна) и разноцветному стеклу.
На сегодняшний день «Biblioteca Parque Espana» — это самый значимый объект, построенный в последнее время в Колумбии, библиотека стала первым шагом в преобразовании города, явившись центром притяжения не только для местного населения, но и для туристов, стремящихся своими глазами увидеть скалу, вбирающую в себя тысячелетний человеческий опыт.
БиблиотекаАлвара Аалто, арх. Алвара Аалто, Выборг.
Библиотека Алвара Аалто — центральная городская библиотека Выборга, построенная в 1933—1935 годах по проекту финского архитектора Алвара Аалто.
Здание считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от неоклассицизма к функционализму. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Сенсацию в архитектурном мире вызвал волнообразный потолок лекционного зала.
Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.
План цокольного этажа, на этом этаже осуществляются входы в детское отделение библиотеки (верхняя часть плана) и в зал периодических изданий (на плане слева), так же на этом этаже размещалось фондохранилище
Первый этаж, на этом этаже располагался главный вход в библиотеку, лекционный зал с акустическим потолком (на плане справа) и читальный зал
Второй этаж, здесь над лекционным залом располагались вспомогательные помещения, так же в главном объеме на уровне второго этажа, располагался зал выдачи книг по абонементам. Так же в него можно было попасть по лестнице из читально зала.
На кровле располагалось 57 круглых световых фонарей, диаметром 180 см.
Внутренняя и наружная цветовая гамма определяется применением естественных материалов. По возможности Алвара Аалто везде оставлял естественный белый цвет известковой штукатурки, которой покрыт весь фасад, часть стен покрыта белой масляной краской и только металлические детали вводят в общую цветовую гамму черный цвет и некоторые другие оттенки.
Главный холл завораживает игрой света. От люда можно сразу попасть во все части библиотеки. Потолок лекционного зала состоит из волнообразных деревянных пластин, служащих для такого распределения звука — в первую очередь голоса, — которое создавало бы для большей части зала равные акустические условия.
Сам библиотечный корпус состоит из зала книжного абонемента и читального зала. Они соединены таким образом, что вся главная часть представляет собой единый огромный зал, в котором различные уровни пола создают необходимое внутреннее разделение. Корпус прямоугольной формы построен в основном без перегородок. Имеет толстые кирпичные стены.
В глухих стенах, толщина которых 75 см, расположены вентиляционные каналы. Во время войны библиотека очень пострадали и поле ее восстановления в советское время, каналы были нарушены и частично замурованы, так что теперь эта грамотная вентиляция не функционирует. Перекрытия пролетом 17, 6 метра сделано из железобетонных балочных конструкций, которые связаны с системой верхнего освещения.
Главный принцип системы освещения заключается в том, что глубина конуса такова, что луч солнца, попадающий под углом 52 градуса и ниже, не может прямо проникнуть в здание, и таким образом в течении круглого года в залы попадает только рассеянный свет. Все освещение библиотеки построено на том, что солнечный свет отражается и не создает теней и бликов, прямые солнечные лучи не попадают на книги и не портят их. Конструкция световых фонарей очень проста. на бетонном конусе внутри, под собственной тяжестью, на резиновом ободке лежит внутреннее стекло. С улицы на бетонном конусе через резиновый жгут лежит второе стекло, большего диаметра. Стекла не закреплены.
Здание библиотеки очень грамотно спланирована, превосходно решены все задачи, доступ читателей, комфортное использование библиотеки ее работниками, созданы оптимальные условия освещения, отвечающие гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции.
В настоящее время здание библиотеки Алвара Аалто — возможно, крупнейший памятник архитектуры функционализма на территории Российской Федерации — поставлено на государственную охрану.
Заключение
В новых условиях непрекращающейся трансформации социальной сферы необходимо рассматривать функции библиотеки с новой точки зрения. В настоящие дни, наряду с функцией сохранения, библиотека реализует и функцию развития — в ответ на формируемые обществом новые потребности.
В пространстве библиотечного здания происходит обмен информацией не только между «читателем и книгой», но и межличностные контакты между читателями и персоналом библиотеки. Библиотека становится «форумом идей», где пересекаются разные социальные группы, объединенные некой общностью интересов — это важный фактор, для стимулирования которого необходимо создание соответствующей среды. Библиотека, как и любая современная общественная организация, должна использовать современные технологии привлечения новых пользователей за счет внедрения эффективного менеджмента в свою работу, привлечения технологий маркетинга, в частности, PR-технологий, призванных повысить спрос на ее услуги: рекламы, дизайна, создание имиджа. Большая часть этих факторов во многом зависят от архитектора непосредственно.
Библиотека должна развиваться как пространство, аккумулирующее контакты пользователей между собой. Задача архитектора создать все условия для обеспечения максимального продления межличностных контактов и создать среду для того, чтобы сохранить информационное поле межличностного общения в пространстве библиотеки. Не менее важной становится стилевая, образная составляющая архитектуры библиотечного здания, которая непосредственно зависит от архитектора. Неповторимое, авторское прочтение архитектуры и его внутреннего пространства как нельзя лучше стимулирует интерес общества.
Библиография
1. История Искусств. Том 5. Искусство 19 века.
2. Журнал Инновации + урбанизм (I+U). № 5 М., 2013
3. Коженкин И.А. От идеи до реализации проекта новой библиотеки. 2009 г, Библио дело
4. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — Петербург: Изд. общ. «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон», 1907-1909. — 940 с.: ил.
5. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. — Изд. 2-е, доп. — Санкт-Петербург : Профессия, 2004. — 464 с. : ил. — ISBN 5-93913-073-9.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек — Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.
доклад [28,5 K], добавлен 10.10.2014
Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 — начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.
реферат [17,1 K], добавлен 17.11.2003
История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.
контрольная работа [16,6 K], добавлен 16.10.2011
Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.
реферат [36,5 K], добавлен 28.11.2009
Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.
Источник: revolution.allbest.ru
Архитектурный проект библиотеки
Марина
Объект: . Квартира
Площадь: . 62
Хотелось бы оставить свой отзыв благодарности! Обратились с супругом в компанию Энерджи. Нужно было в кротчайшие сроки.
Алена Председатель ТСН Мой Дом
Объект: . Офис
Площадь: . 42 м.кв
Необходимо было переоборудовать одну из квартир в нашем доме под офис ТСЖ. По рекомендациям было принято решение обратиться в Энерджи.
Екатерина Довольная домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 58 м.кв
Я-мама трех дочек. С переездом в новую квартиру в Москве столкнулись с проблемой, как разместить троих детей в одной комнате и при этом.
Галина Руководитель отдела ООО «Улыбка»
Объект: . Дом
Площадь: . 680 м.кв
Моя детская мечта, обзавестись своим большим домом, и вот этот момент наступил! Мы с мужем начали думать над проектом, как все будет, что.
Антон Менеджер по продажам
Объект: . Дом
Площадь: . 280 м.кв
С женой решили переехать и заняться строительством нового дома. Понадобилась помощь в проектировании инженерных систем. Долго искали.
Анна Домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 156 м.кв
Заказывала дизайн-проект проект, для квартиры с инженерными проектами в комплекте. Сама не хотела ничего подобного делать и вообще в этом.
Юлия Юлия
Объект: . Дом
Площадь: . 64 м.кв
Давно с мужем мечтали о загородном доме. Купили участок с домом, но дизайн интерьера в нем нам совсем не нравился, мы решили сделать ремонт.
Vladimir Собственник
Объект: . Квартира
Площадь: . 68 м.кв
После приобретения квартиры столкнулись с необходимостью ремонта. По совету знакомых мы обратились в ENERGY-SYSTEM. В минимально сжатые.
Елена Клиент
Объект: . Дом
Площадь: . 98 м.кв
Срочно понадобился проект перепланировки загородного дома. Перебрала кучу компаний, но везде дорого, либо не успевают сделать в назначенный.
Дарья Домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 64 м.кв
Родители на свадьбу подарили нам трехкомнатную квартиру. Но сама квартира была в таком ужасном состоянии, что я даже не знала с чего начать.
Статьи / Архитектура и дизайн / Архитектурный проект библиотеки
Как проектируют архитектуру библиотек
Архитектурный проект библиотеки — крупный пакет документов для строительства сложного здания, поэтому проектирование принято доверять специалистам, обладающим допусками, работающим в профессиональных бюро. Разработка проекта всегда начинается с подготовки задачи и с определения назначения будущего здания. Библиотеки бывают разными: если нужно общественное заведение, то оно должно иметь зону выдачи книг, зону их хранения и несколько читальных залов. Библиотеки при образовательных и научных учреждениях предполагают создание специального помещения, где посетители могли бы совместно работать над различными проектами с использованием библиотечного фонда.
Вне зависимости от индивидуальных особенностей библиотеки, при ее проектировании принято уделять повышенное внимание противопожарным правилам. В заведениях необходима организация специальных пожарных выходов с высокой пропускной способностью, требуется устройство систем аварийного пожаротушения, сигнализации и дымоудаления.
При разработке проекта специалисты должны учитывать все действующие нормативы, регламентирующие правила проектирования и строительства книгохранилищ. Бумага может быстро портиться из-за различных внешних воздействий, поэтому в помещениях обязательно нужно поддерживать оптимальные температурные условия и влажность. Микроклимат библиотеки должен полностью исключать возможность появления в здании плесени и грибка.
Этапы разработки проекта библиотеки
Архитектурный проект библиотеки строится в течение нескольких стадий. На первом этапе специалисты выполняют эскизное проектирование здания. При подготовке эскиза определяется вместимость объекта, рассчитывается количество и размеры читальных залов, площадь книгохранилищ.
В эскизе создают примерные схемы планировки будущего здания, выделяя на территории объекта все внутренние помещения, включая: фойе, гардероб, места выдачи и регистрации посетителей. Частные библиотеки являются коммерческими объектами, потому на их территории могут располагаться помещения для торговли канцтоварами и книгами. Библиотека должна иметь хороший подъезд с возможностью простой выгрузки книг, так как фонд постоянно должен пополняться.
Эскиз определяет также основные визуальные характеристики будущего объекта, на начальном этапе проектирования специалисты выбирают для здания подходящие стилевые и колористические решения, облицовочные материалы для всех внутренних помещений.
Готовый эскиз следует согласовать с заказчиком проектирования. Собственнику предстоит сверить предложенные специалистами решения со своими требованиями и условиями технического задания. Чтобы владелец новой библиотеки мог легко оценить эскиз, в его состав обязательно входят средства визуализации: рисунки, макеты, трехмерные модели и т. д.
На основе согласованного с собственником эскиза специалисты будут разрабатывать архитектурный и конструктивный разделы рабочего проекта. Раздел архитектурных решений в проекте описывает основные архитектурные особенности будущего здания, которое должно быть не только безопасным, но еще и удобным в использовании, экономически выгодным.
При планировании архитектурных решений специалисты должны учитывать, что читальные залы необходимо делать максимально компактными, чтобы обеспечить комфортность пользователям. Все читальные залы следует расположить таким образом, чтобы они имели прямое сообщение со службами выдачи и заказа, это позволит быстро получать необходимые книги и не тратить попусту время.
Раздел проекта с конструктивными решениями описывает все особенности конструкции будущего здания, начиная с фундамента и стен, заканчивая стропильной системой и используемыми строительными материалами для устройства крыши. В конструктивный раздел проекта входит огромное количество графических документов, необходимых для передачи информации от проектировщиков строителям.
Входящие в состав проекта схемы, планы, чертежи, спецификации и описания будут использоваться при выполнении строительно-монтажных работ. Не стоит забывать и о том, что все документы проекта перед их использованием на практике должны пройти обязательное согласование с государственными инспекторами. Экспертам предстоит проверить соответствие документов действующему законодательству и определить возможность строительства на их основе безопасного для пользователей сооружения.
Отдельно в состав проекта на строительство библиотеки включают раздел инженерных решений, которые описывают все устанавливаемые в здании коммуникации. Проектирование инженерии отличается высочайшей сложностью из-за того, что в ходе таких работ специалистам предстоит спланировать установку большого количества важных коммуникаций.
Чтобы узнать стоимость эскизного архитектурного проекта и рабочего пакета документов на строительство, стоит воспользоваться автоматическим калькулятором.
Источник: energy-systems.ru