С чего начинается строительство дороги местного значения

Все материалы сайта доступны по лицензии:

т утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 246-ФЗ)

Строительство дорог 11 этапов.Строительсво дороги с нуля

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 — 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Собственность на автомобильные дороги

1. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

2. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

4. Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

5. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

7. Автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

8. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

9. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

10. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

11. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

12. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Автомобильные дороги оборонного значения

1. Автомобильными дорогами оборонного значения являются автомобильные дороги, необходимые для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также автомобильные дороги, соединяющие военные, важные государственные и специальные объекты и предназначенные в условиях военного времени для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения.

2. В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации автомобильные дороги независимо от их форм собственности и значения могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень автомобильных дорог оборонного значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Что такое региональный фонд на капитальное строительство

3. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог оборонного значения не является основанием для ограничения движения транспортных средств по такой автомобильной дороге, за исключением случаев ее использования в период действия военного положения, и не влечет за собой изменение формы собственности на такую автомобильную дорогу.

4. Порядок использования автомобильной дороги оборонного значения и ее восстановления в период действия военного положения, порядок проведения мероприятий по ее техническому прикрытию в мирное время, порядок возмещения собственнику автомобильной дороги ущерба, связанного с проведением указанных мероприятий, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Наименования автомобильных дорог и их идентификационные номера

1. Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.

2. Наименования присваиваются:

1) автомобильным дорогам федерального значения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

2) автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Частные автомобильные дороги могут иметь наименования, которые им присваиваются собственниками таких автомобильных дорог.

5. Наименование автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населенных пунктов. В наименовании автомобильной дороги допускается указывать наименования населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги, наименования географических или иных объектов, наименования исторических событий, а также допускается устанавливать наименование автомобильной дороги с учетом национальных традиций и особенностей соответствующих местностей. Наименование автомобильной дороги должно указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

6. Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства — автомобильным дорогам федерального значения;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления городских поселений — автомобильным дорогам местного значения городских поселений; (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

4) органами местного самоуправления городских округов — автомобильным дорогам местного значения городских округов;

5) органами местного самоуправления муниципальных районов — автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов, а также автомобильным дорогам местного значения сельских поселений, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением; (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

6) физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками частных автомобильных дорог, — частным автомобильным дорогам.

7. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

8. Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

9. Наименования и идентификационные номера автомобильных дорог, входящих в состав международной транспортной сети, устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 9. Исчисление протяженности автомобильных дорог

1. Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

2. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:

1) знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации — городе Москве, — для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации — городе Москве;

2) обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение — для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;

3) пересечение автомобильных дорог — для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;

4) границы географических, исторических и других объектов — для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.

Статья 10. Единый государственный реестр автомобильных дорог

1. Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также — реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

2. Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.

3. Ведение реестра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

4. В реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге:

1) сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги;

2) наименование автомобильной дороги;

3) идентификационный номер автомобильной дороги;

4) протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков; (В редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 288-ФЗ)

5) сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;

6) вид разрешенного использования автомобильной дороги;

7) иные сведения.

5. В случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.

6. Сведения, содержащиеся в реестре, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются в виде выписок из реестра по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, любым заинтересованным лицам за плату, предельный размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, бесплатно представляет сведения об автомобильных дорогах, содержащиеся в реестре:

1) в государственные органы Российской Федерации;

2) полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

8. Правила формирования и ведения реестра и порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

Статья 11. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

Источник: www.kremlin.ru

Исторический обзор процесса и этапов строительства грунтобетонных дорог

Цель представленной статьи – взглянуть на процесс строительства дорог в целом, отстраниться и охватить его с исторической точки зрения. На идею подвигло видео 1962 г. о строительстве грунтобетонных дорог в Австралии. Мы задумались, какова же разница между тем, как строились дороги тогда и строятся сейчас, и поняли, что суть не изменилась, лишь усовершенствовались технологии и оборудование. Важно отметить, что главным изменением стало повышенное требование к нагрузкам на ось: раньше дороги могли выдерживать нагрузку до 3-4 т. на ось, сейчас же – до 8-10 т.

Читайте также:  Проект организации строительства методические указания к курсовому проекту

Для простоты восприятия и наглядности статья проиллюстрирована фотографиями процесса строительства дорог от 1962 г. Информация о современном оборудовании и различных методах исследования дорожно-строительных материалов представлена в статье о лабораторном оборудовании и других статьях сайта.

Сельские дороги, государственные магистрали, дороги местного значения, городские улицы строятся несколькими способами: с использованием природного гравия, щебня, бетона и с применением грунтобетона.

Сельские дороги Австралии 1962 г. Государственные магистрали, трасы Австралии 1962 г. Городские улицы, дороги Австралии 1962 г.

Обычный грунт, укрепленный портландцементом для производства дорожного покрытия, испытывающего интенсивную транспортную нагрузку – это эффективное и недорогостоящее решение многих проблем, к которому обращаются сегодня инженеры при проектировании автодорог.

Грунтобетон (или проще бетон) – это полужесткий материал, который обладает высоким пределом прочности при сжатии, что позволяет выдерживать значительные осевые нагрузки без деформации. Кроме этого, материал обладает высокой прочностью на изгиб, хорошо сопротивляясь динамическим нагрузкам от движущегося транспорта.

Грунтобетон состоит из грунта не менее чем на 95% от всей массы, а также из портландцемента, количество которого зависит от проектных характеристик участка автомобильной дороги и используемой стабилизирующей добавки. Кроме того, используется вода, необходимая для гидратации цемента в смеси, а также в целях достижения максимального уплотнения грунта. При смешивании грунт, цемент и вода образуют плотную пастообразную смесь готовую к устройству конструктивного слоя и его уплотнению. После смешивания полученная смесь твердеет, набирает прочность и превращается в грунтобетон, устойчивый к воздействию влаги.

Грунтобетон - грунт, цемент, вода Грунтобетонная смесь: грунтобетон с асфальтобетоном

Известно, что грунт в уплотненном состоянии может быть использован в качестве конструктивного слоя дорожной конструкции. Однако влага, попадая на поверхность конструктивного слоя из грунта, проникает в его поры, нарушая структурную целостность системы.

Покрытие автомобильной дороги деформируется Конструктивный слой сохраняет свою прочность и стабильность

Под воздействием нагрузок влажное грунтовое основание, а следовательно, и дорожное покрытие автомобильной дороги деформируется, теряя свою несущую способность, и может разрушиться. Другими словами, грунт становится пластичным и теряет свою прочность. Решить данную проблему можно за счет введения цемента в состав грунта. Цемент связывает в монолит все частицы грунта, придавая материалу структурную прочность. Таким образом проникновение влаги в грунтобетонный конструктивный слой незначительно, и он сохраняет свою прочность и стабильность в любых условиях.

Лабораторные исследования грунта

Отбор проб грунта для лабораторных исследований

Чтобы определить пригодность грунта для устройства конструктивного слоя дорожной одежды автомобильной дороги необходимо произвести отбор проб для лабораторных исследований. Грунт может быть использован как из полосы отвода строящейся дороги, так и доставлен из специального грунтового карьера вблизи строящегося участка. В любом случае необходимо проводить анализ физико-механических свойств всех грунтов, использующихся при строительстве автомобильной дороги.

В лаборатории определяют не только исходные физико-механические свойства грунта, но и производят подбор состава грунтобетона, а именно определяют оптимальное количество воды и цемента для получения грунтобетона с необходимым комплексом физико-механических характеристик, удовлетворяющих требованиям проекта.

Определение плотности грунта

При подборе состава грунтобетона, в первую очередь, необходимо определить максимальную плотность грунта при его оптимальной влажности методом стандартного уплотнения. Для этого представленный для испытания образец грунта высушивают при комнатной температуре или в сушильном шкафу до воздушно-сухого состояния. Высушивание в сушильном шкафу несвязных минеральных грунтов допускается проводить при температуре не более 100°С, связных — не более 60°С. В процессе сушки грунт периодически перемешивают, агрегаты грунта размельчают.

Подготовительное измельчение и размешивание грунта для лабораторных испытаний

Далее отбирают грунт массой 2500 г. Помещают отобранную пробу в металлическую чашку для испытаний. Добавляют цемент из расчета необходимых прочностных характеристик грунтобетона. Рассчитывают количество воды для доувлажнения отобранной пробы до влажности первого испытания.

Отбор пробы грунта для измерение его характеристик

В отобранную пробу грунта вводят рассчитанное количество воды за несколько приемов, перемешивая грунт металлическим шпателем.

Ввод воды в отобранную пробу грунта во время лабораторных испытаний

Для определения максимальной плотности грунта и оптимальной влажности грунта в специальную форму послойно загружают исследуемую пробу грунта толщиной 50-60 мм и проводят уплотнение 40 ударами груза по наковальне с высоты 300 мм, зафиксированной на направляющей штанге. Аналогичную операцию проводят с каждым из трех слоев грунта, последовательно загружаемых в форму.

Перед загрузкой второго и третьего слоев поверхность предыдущего уплотненного слоя взрыхляют ножом на глубину 1-2 мм. Перед укладкой третьего слоя на форму устанавливают насадку. После уплотнения третьего слоя снимают насадку и срезают выступающую часть грунта заподлицо с торцом формы. Толщина выступающего слоя срезаемого грунта должна быть не более 10 мм. Образующиеся после зачистки поверхности образца углубления вследствие выпадения крупных частиц заполняют вручную грунтом из оставшейся части отобранной пробы и выравнивают ножом.

Уплотнение пробы грунта для лабораторных испытаний Выравнивание подготовленной пробы грунта для лабораторных испытаний Подготовка пробы грунта для последующих лабораторных испытаний

Взвешивают цилиндрическую часть формы с уплотненным грунтом и вычисляют плотность скелета грунта. Извлекают из цилиндрической части формы уплотненный образец грунта. При этом из средней части образца отбирают пробы для определения влажности грунта.

Взвешивание цилиндрической части формы с уплотненным грунтом Отбор пробы грунта для определения его влажности

Испытание на приборе стандартного уплотнения проводят последовательно увеличивая влажность грунта испытываемой пробы на 1%-2% для несвязных грунтов и на 2%-3% для связных грунтов. При этом для каждой влажности определяют плотность скелета грунта и его влажность. Испытание следует считать законченным, когда с повышением влажности пробы при последующих двух испытаниях происходит последовательное уменьшение значений массы и плотности уплотняемого образца грунта, а также когда при ударах грузом происходит отжатие воды. Строят график зависимости изменения значений плотности сухого грунта от влажности. По наивысшей точке графика для связных грунтов находят значение максимальной плотности и соответствующее ему значение оптимальной влажности.

Испытание пробы грунта на приборе стандартного уплотнения

Сохранение полученных образцов грунта в герметичном состоянии

Полученные образцы хранят в нормальных условиях (температура воздуха (20±2) °С, влажность – не менее 95%) в герметичной упаковке. Образцы из грунтобетонной смеси испытывают в сроки, соответствующие применяемым неорганическим вяжущим, например, 7 и 28 суток – при использовании цемента, 28 и 90 суток – для извести, шлака.

После заданного срока твердения образы извлекают и определяют предел прочности на сжатие на гидравлическом прессе.

Определение прочности на сжатие образцов грунта на гидравлическом прессе Определение прочности на сжатие образцов грунта на гидравлическом прессе

На практике, прочностные характеристики грунтобетона являются основой для расчета всей конструкции дорожной одежды. При этом низкая прочность грунта может указывать на наличие различных примесей в составе исходного грунта, которые препятствуют гидратации цемента.

Определение исходных физико-механических характеристик грунта на ситах

При укреплении грунтов необходимо исследовать исходные физико-механические характеристики грунта. В первую очередь исследуют гранулометрический состав исходного грунта путем анализа распределения частиц по размерам.

Для разделения грунта на фракции ситовым методом применяют сита с размером отверстий 10; 5; 2; 1; 0,5 мм. Производят взвешивание остатка на каждом сите. Распределение частиц мельчайшая фракция грунта, прошедшей через сито 0,5 мм определяется ареометрически. Для этого остаток смешивают с водой с применением высокоскоростного миксера.

Определение исходных физико-механических характеристик грунта на ситах Добавление воды в образец грунта во время лабораторных исследований Смешивание образца грунта с водой на высокоскоростном миксере

Исследование свойств грунта на аэрометре

Определение пластичности

Следующая важная характеристика грунта – это пластичность, или способность грунта при определенной влажности изменять свою форму (деформироваться) без разрыва под влиянием внешнего воздействия и сохранять эту форму после его прекращения. Характеризуется числом пластичности, представляющим собой разность между весовой влажностью границы текучести и влажностью границы раскатывания.

Влажность грунта на границе текучести соответствует влажности, при которой грунт переходит из пластичного состояния в текучее. Для этого грунт измельчают и смешивают с водой, готовят пастообразную смесь. Влажность грунта на границе текучести соответствует такой влажности грунтовой пасты при которой края массы, находящиеся на расстоянии 1 см после 25 ударов на встряхивающемся столике соприкоснуться друг с другом. Ее определяют путем построения графика зависимости количества ударов на встряхивающемся столике от влажности грунта.

Приготовление пастообразной смеси грунта во время лабораторных исследований Нанесение грунта на встряхивающийся столик Исследование свойств грунта на встряхивающемся столике

Влажность на границе раскатывания соответствует влажности при которой грунт теряет пластичность и переходит в твердое состояние. Влажность на границе раскатывания определяется раскатыванием грунта в шнур. Качественно соответствует такому состоянию когда шнур, сделанный из влажного грунта, при раскатывании до диаметра 3 мм (подсыхая при раскатывании) начинает крошиться на отдельные кусочки по 1 см длинной.

Читайте также:  Сколько стоит строительство дома 10 на 10 из блоков

Исследование влажности грунта на границе раскатывания

Определение линейной усадки

Линейная усадка – третья характеристика грунта. Усадкой грунтов называется их способность уменьшать свой объем при испарении из них влаги. Причинами уменьшения объема грунтов при их обезвоживании является уменьшение толщины водных пленок вокруг частиц, постепенное сближение частиц и преобразование при этом коагуляционных контактов в точечные (переходные).

Относительной линейной усадкой называется отношение абсолютной линейной деформации усадки образца по высоте к его начальной высоте, или то же отношение по любому иному линейному размеру образца. Параметр измеряется в %. Для его определения грунт смешивают с определенным количеством воды, полученной пастообразной смесью заполняют специальную форму. Далее грунт высушивают до постоянной массы и определяют величину усадки.

Заполнение формы пастообразной смесью грунта во время лабораторных исследований Высушивание пастообразной смеси грунта в сушильном шкафу Определение величины усадки грунта во время лабораторных исследований

Влияние добавок и цемента на свойства укрепленного грунта

После определения физико-механических характеристик исходного грунта необходимо оценить влияние различных добавок и цемента на свойства укрепленного грунта. Для этого грунт и небольшое количество цемента, возможно в комплексе со стабилизатором, смешивают, добавляют воду, формуют образцы и оставляют на 7 дней. После чего образцы разбивают, размельчают и определяют основные характеристики, представленные выше для каждого состава грунта, содержащего различное количество цемента или добавки.

Смешивание пробы грунта с цементом и стабилизатором Размельчение образца укрепленного грунта во время лабораторных исследований

Небольшой процент цемента, введенный в состав исходного грунта неизменно улучшает его характеристики и позволяет достичь высоких показателей, требуемых при устройстве конструктивного слоя дорожной одежды.

Результаты наглядно демонстрируют, что для связного грунта, предел пластичности возрастает, в то время как индекс пластичности снижается при повышении количества цемента.

Строительство грунтобетонной дороги

Строительство грунтобетонной дороги начинается с устройства слоя основания заданной толщины и поперечных уклонов на основе местного грунта, либо привозного. Качественное уплотнение основания является важным технологическим этапом.

Устройство слоя основания дороги заданной ширины

Цемент, необходимый для дорожного покрытия может быть доставлен на грузовом транспорте в мешках. Мешки раскладывают по определенной траектории и распаковывают. Далее цемент равномерно распределяется по всей длине строящегося участка автомобильной дороги для последующего перемешивания с грунтом. Интервал между мешками рассчитан исходя из необходимого содержания цемента и толщины конструктивного слоя.

Доставка цемента в мешках на строящуюся дорогу Ручное распределение цемента по дороге

Распределение цемента может осуществляться посредством использования цементовоза в сочетании с механическим распределителем. Цемент подается из цементовоза в машину с распределителем. Продвигаясь по дорожному полотну, цементораспределитель подает цемент равномерным слоем.

Перекачивание цемента из цементовоза в цементораспределитель Цементовоз распределяет цемент для ресайклера

Мешки с цементом так же могут быть распределены механически любым подходящим для этих целей механизмом. Распределение цемента таким образом, значительно ускоряет процесс, минимизируя воздействие плохой погоды. Перемешивание цемента, грунта и воды осуществляется механизмами, которые взрыхляют, измельчают и перемешивают смесь. В смесительной камере все материалы тщательно перемешиваются с помощью ротора с целым рядом резцов, которые перемалывают содержимое в однородную смесь.

Распределение цемента из мешков при строительстве дороги с помощью специальной машины Машина измельчающая, перемешивающая смесь из грунта цемента и воды Перемешивание смеси грунта, цемента и воды с помощью ротора

Вода в требуемом количестве подается из цистерны, движущейся перед смесительной установкой. При необходимости вводится стабилизирующая добавка, которая способна оказать влияние на водный баланс грунтобетонной системы.

Подача воды на слой грунта во время стабилизации

Для достижения максимальной плотности, а, следовательно, и максимальной прочности, грунтобетон должен быть уплотнен как можно скорее после смешивания, каток должен следовать сразу за смесительной машиной. Вибрационные катки доказали чрезвычайную эффективность при первичном уплотнении определенных видов грунтов. Пневмокатки обычно используются для окончательного уплотнения.

Уплотнение дорожного основания с помощью катков Уплотнение дорожного основания с помощью вибрационных катков Уплотнение дорожного основания с помощью пневмокатков

Во время уплотнения, поверхность конструктивного слоя планируется грейдером, чтобы избежать неровностей, которые впоследствии могут быть причиной образования различного рода дефектов. При этом дорожное покрытие также очищается от посторонних включений.

Планирование конструктивного дорожного слоя грейдером

Влажность грунта в процессе устройства слоя на основе грунтобетона должна находится в оптимальном количестве. В последующем также необходимо поддерживать влажность уложенного слоя, пока он не будет перекрыт слоем покрытия. Полив после процесса стабилизации необходим для предотвращения высыхания дорожной поверхности.

Полив после стабилизации грунта

Вслед за этим поверхность грунтобетонного дорожного основания окончательно профилируется с целью устранения мелких неровностей.

Профилирование поверхности грунтобетонного дорожного основания

Затем наносится слой битума, который необходим для защиты грунтобетонного конструктивного слоя, а также для повышения его эксплуатационных характеристик. Для большинства грунтобетонных дорожных покрытий предусматривается нанесение такого изолирующего слоя с целью устройства щебеночного покрытия.

Нанесение слоя битума для защиты конструктивного грунтобетонного слоя Равномерное распределение битума на слой грунтобетона Устройство щебеночного покрытия после нанесения битума на слой грунтобетона

Если предполагается интенсивное движение, возможно нанесение асфальтобетонной смеси в виде верхнего слоя.

Нанесение асфальтобетонной смеси в виде верхнего слоя дорожного основания

Кроме смесительной машины, используется и другая стабилизационная техника с высокоскоростным ротором для разрыхления, измельчения грунта и смешивания его с цементом. Вода для смеси поступает из цистерны идущей перед смесительной машиной.

Стабилизационная машина с высокоскоростным ротором - ресайклер Работа стабилизационной машины - ресайклера

Дорожная фреза – еще одна роторная машина которая сконструирована для множественных проходов по поверхности дороги.

Проход дорожной фрезы по поверхности дороги

Перекрестное смешивание необходимо, чтобы исключить неперемешанные участки и достичь полной однородности устраиваемого слоя. Во время этой операции, влажность смеси обеспечивается путем ее распределения из цистерны. Чтобы предотвратить формирование неровностей по поверхности уплотнения, перед проходом катков производят культивацию поверхности.

Перекрестное смешивание поверхности дороги при ее строительстве Поддержание влажности дорожного покрытия во время смешивания Культивация поверхности строящегося дорожного полотна перед уплотнением

Оборудование, разработанное для обеспечения всего процесса стабилизации за один проход, известно как стабилизационный поезд. Он осуществляет измельчение, распределение цемента, перемешивание грунтобетонной смеси и уплотнение.

Стабилизационный поезд при строительстве дороги

Первое звено этого механизма – цементораспределитель, который наносит цемент равномерным слоем по поверхности устраиваемого слоя. Требуемое количество цемента расчитывается путем лабораторных исследований на примере используемого грунта.

Нанесение цементораспределителем цемента по поверхности устраиваемого слоя

Следующее звено, включающее ротор, который разрыхляет, измельчает и перемешивает смесь. Вода поступает из цистерны идущей перед ним.

Ротор измельчает и перемешивает грунтобетонную смесь

Следующая единица техники производит трамбование и укатку предварительно перемешенной смеси.

Трамбовка и укатка дорожного основания

Исследование качества грунтобетонной смеси

Лабораторные исследования грунтобетонной смеси должны проводиться регулярно для полной уверенности в достигнутых характеристиках, а запас прочности и долговечность устроенного дорожного конструктивного слоя соответствовать всем нормам. Количество цемента может быть определено путем отбора пробы на месте укладки. Отбор образцов смеси осуществляется сразу после прохода смесительной машины и используются для определения оптимального количества воды в смеси для обеспечения максимальной плотности. Ее количество определяется с помощью специального оборудования.

Проектируемая прочность грунтобетона определяется путем исследования прочностных характеристик образцов грунта заформованных из уложенной смеси на месте укладки и исследованных в проектном возрасте. Плотность уплотненного конструктивного слоя определяется непосредственным изъятием пробы и отправкой его на исследование. Замеряется также толщина конструктивного слоя, а объем извлеченного материала находится путем заполнения отверстия песком с известной плотностью.

Образец из полностью готового грунтобетонного конструктивного слоя, полученный с помощью керноотборника, исследуется с целью подтверждения того, что грунтобетонная смесь с годами будет набирать прочность, повышая запас прочности, что позволит сохранять несущую способность автомобильной дороги, несмотря на возрастающую интенсивность движения.

Предел прочности при изгибе грунтобетонного дорожного полотна определяется непосредственно на месте с использованием длиннобазового рычажного прогибомера методом статического нагружения. При действии давления от колеса основание сжимается в пределах активной зоны и происходит прогиб дорожной одежды по некоторой криволинейной поверхности с образованием так называемой чаши прогиба. Вероятность появления деформаций связана с одновременным действием нагрузки от колеса и климатических факторов. Поэтому необходимо проводить профилактический контроль прочности дорожной одежды в неблагоприятные периоды года с целью разработки мероприятий по предупреждению разрушения дорожной одежды.

В завершение статьи отметим, что процесс укрепления грунта при помощи портландцемента оправдал себя во множестве разнообразных проектов на протяжении целого века. Технологические этапы и оборудование были усовершенствованы до уровня, когда возможно создание качественного конструктивного слоя при экономии денежных средств на его устройство.

Там, где необходимо строительство автомобильных дорог: для транспортировки товаров, для городского трафика или для сельскохозяйственных нужд, грунтобетонное дорожное покрытие является оптимальным материалом в сфере строительства дорог! Во всех регионах страны грунтобетон обеспечивает создание надежной и долговечной транспортной инфраструктуры, необходимой для регулярного дорожного движения. Строительство экономически выгодных, первоклассных дорог, требующих незначительного последующего обслуживания, способствует не только настоящему процветанию, но и будущему развитию всей дорожной сети государства!

Источник: cemdor.ru

Рейтинг
Загрузка ...