Гараж со смотровой ямой среди автолюбителей ценится намного больше, чем обычный автомобильный бокс. Ремонт подвески, замену масла, глушителя, тормозных колодок и т.д. гораздо удобнее проводить под днищем машины стоя в полный рост, чем лежа на земле. Смотровая яма в гараже своими руками — это возможность сэкономить на услугах профессиональных мастеров и получше изучить свой автомобиль в комфортных условиях.
Требования
Для устройства ям для ремонта автомобилей разработаны свои стандарты, но они касаются только предприятий, которые занимаются осмотром и обслуживанием автомобильной техники. Техническая база должна быть зарегистрирована, поэтому подразумевается, что она соответствует действующим ГОСТам.
Смотровая яма должна обеспечивать:
- безопасность — как для человека, так автомобиля и других строительных конструкций;
- удобство при работе — внутри можно встать в полный рост;
- легкое обслуживание — ремонт и уборка не вызывают трудностей.
ГАРАЖ и смотровая ЯМА (КОТОРАЯ НЕ МОКРЕЕТ) своими руками
Сооружение должно быть защищено от грунтовых вод и заливания при мытье машины. Когда яма не используется, она должна закрываться сверху настилом или крышкой, чтобы в туда никто не упал.
В условиях частной застройки нормативы никто не проверяет, поэтому каждый владелец гаража волен решать этот вопрос по своему желанию. Но это не значит, что должны нарушаться разумные требования по удобству и безопасности эксплуатации ямы. Необходимо соблюдать технику безопасности.
Размеры
Смотровая траншея — это рабочее место, где ремонтник совершает различные манипуляции. Если ширина или высота будут недостаточны, придется заниматься ремонтом в неудобном положении, иначе это будет практически невозможно.
Слишком большие габариты также нежелательны. Если яма будет чересчур широкой, автомобиль не сможет встать над ней. С излишней высотой справиться проще, например, положить деревянный щит. Но это не совсем правильно с точки зрения экономичности — на устройство такой ямы придется потратить больше сил и материалов.
Размеры по госту смотровой ямы в гараже:
- Высота. Должна быть равна росту человека плюс 10-15 см, то есть примерно 1,8-1,9 м. С учетом клиренса автомобиля этого хватит, чтобы работать с немного приподнятыми руками.
- Ширина. Она ограничивается расстоянием между колесами минус 20 см с каждой стороны. Получается около 80-100 см.
- Длина. Не менее длины автомобиля с учетом выступа для лестницы минимум 100 см, но лучше больше. Ступени могут располагаться не вдоль ямы, а перпендикулярно ей. Главное, чтобы был удобный спуск.
Для стандартного легкового автомобиля параметры ямы в готовом виде такие — 1,8х0,8х5 м, для грузового — зависит от модели.
Если такую длинную траншею в гараже разместить не удается, можно сделать более короткую. Но ремонтировать автомобиль придется частями, загоняя его передом или задом.
Где можно делать яму
Не в каждом гараже такое полезное сооружение доступно. Если УГВ расположен на глубине 3 м и больше, можно смело начинать строительство. Но при залегании подземных вод выше 2 м смотровая яма в гараже будет периодически залита водой. Это приведет к постоянной сырости в помещении и возникновению коррозии металла. Но такая перспектива вряд ли кому-то может понравиться.
Не поможет никакая современная гидроизоляция. Вода найдет даже малейшую щель. Но выход есть — это готовые емкости типа кессон. Сварить конструкцию в виде короба без крышки можно из листовой стали. Затем ее нужно покрасить гидроизоляционной краской и опустить в котлован.
Планировать монтаж лучше на сухой период, когда УГВ наиболее низкое.
Если нет возможности и времени заниматься сваркой, можно купить готовый. Помимо стальных продаются также пластиковые короба. Они имеют ребра жесткости с армированием. При монтаже кессон снаружи бетонируется или засыпается грунтом. При высоком УГВ заливка бетоном предпочтительна, чтобы емкость не выдавило при подъеме воды.
Когда участок под гаражом приподнятый, сухой и не подвержен сезонным подтоплениям, можно делать яму из любого материала — кирпича, тяжелых блоков, бетона. Но ограничения все-таки есть. Не стоит использовать неустойчивый к влаге силикатный кирпич. Для этих целей лучше подойдет керамический красный. Также нежелательно укладывать в землю блоки из ячеистого бетона, хотя двухслойная обмазочная гидроизоляция безусловно продлит срок их службы, но не надолго.
Как сделать смотровую яму в гараже своими руками
Котлован
Если грунт имеет в составе глинистые частицы, то даже вертикальный откос будет хорошо держаться. Никаких проблем не возникнет при копании лопатой или экскаватором. Размеры яму должны быть с припуском 40 см по ширине и длине и не менее 20 см по высоте (с учетом толщины стен, гидроизоляции, утепления, дренажной подушки).
Но если грунт песчаный или насыпной, стенки будут постоянно обваливаться в уже выкопанный котлован. Также нестабильность присутствует, если под гаражом расположен плывун — насыщенный водой участок грунта со свойствами жидкости.
Глинистый грунт не осыпается. Но когда почва песчаная или насыпная, копание дается с трудом. Стенки постоянно рушатся. Приходится выкапывать большие объемы земли, чтобы достигнуть нужной отметки. А после грунт нужно возвратить обратно и уплотнить.
Чтобы избежать обрушений песка и лишней работы, есть несколько способов:
- Подпорная стенка из опускной опалубки. На землю устанавливается сбитый из щитов короб с прочными распорками. Копание производится изнутри. Опалубка постепенно опускается. При достижении заданного уровня яма бетонируется.
- В качестве подпора используется заранее изготовленный бетонный короб. Он устанавливается на поверхность, а грунт удаляется изнутри вручную. Можно применять железобетонные кольца диаметром 1,5-2 м, которые вкапываются как при устройстве колодца. На них сверху по бокам укладываются швеллеры, пол гаража заливается по опалубке. Внутри остается место, чтобы хранить например резину.
- Устройство шпунтовой стенки. Из двух труб свариваются направляющие таким образом, чтобы между ними свободно можно было заложить доску толщиной 40-50 мм. По краю планируемой ямы выкапывается канавка на глубину 0,5 м. В углы забиваются направляющие и закладываются доски, чтобы получился удерживающий щит. Далее они распираются, из середины выбирается грунт. Распорки ставятся в нижней части. Теперь поочередно подкапываются все стороны, а доски опускаются вниз. Таким образом яма постепенно углубляется до требуемой отметки. В готовой траншее нужно установить распорки между щитами, а дальше проводить бетонирование или кладку стенок. Когда они наберут прочность, распорки убираются.
Укрепление стенок котлована в процессе копания поможет уменьшить объем земляных работ и предупредить сползание грунта. Особенно опасно обрушение, если яма устраивается в готовом гараже, где рядом расположены другие конструкции.
От края ямы до фундамента должно быть не менее 1 м, чтобы исключить риск деформации. Если ширина помещения позволяет, можно сдвинуть траншею немного к стене, а возле другой установить необходимое оборудование и стеллажи.
Гидроизоляция
Она может быть наружной и внутренней. Первая более предпочтительна, потому что защищает конструкции от влаги извне. Но если доступа к внешней поверхности нет, то выполняется изнутри.
Наружная гидроизоляция монтируется из рулонных и/или обмазочных материалов. Главное — создать сплошной водонепроницаемый контур, чтобы вода не смогла попасть внутрь ямы.
Для предотвращения попадания воды из почвы в яму применяются:
-
Плотные пленки, мембраны, рубероид. Ими выстилаются дно и стенки котлована с выпуском на поверхность 30-40 см. Полотнища при необходимости склеиваются с нахлестом не менее 100 мм. Не должно остаться щелей и промежутков.
Бетон не так боится влаги, как раннего обезвоживания смеси. Поэтому качественная гидроизоляция прежде всего защищает конструкции в процессе твердения.
Чтобы получить бетон с улучшенными водонепроницаемыми свойствами, в раствор при приготовлении вводятся уплотняющие и гидрофобизирующие добавки. Для повышения морозоустойчивости не помешает противоморозная добавка.
При абсолютно сухой песчаной почве некоторые оставляют полы в яме без какого-либо покрытия. Но в сезон таяния снега или сильных дождей вода может стоять даже на песке. Тогда ямой пользоваться практически невозможно. Поэтому полы чаще всего заливаются из бетона. Это самый простой и доступный способ получить прочное покрытие, а при желании под ноги можно положить плитку, кирпичи или деревянный трап.
Устройство бетонного пола проводится в несколько этапов:
- Выровнять грунт строго горизонтально, уплотнить.
- Засыпать щебеночно-песчаную смесь высотой 10-20 см. Утрамбовать.
- Уложить гидроизоляционную пленку с заходом на вертикальные стенки котлована. Можно использовать полиэтилен толщиной не менее 200 мк.
- Установить на подкладки арматурный каркас — сетку с ячейкой 100х100-200х200 мм. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить гидроизоляцию.
- Залить бетон марки не ниже М250 на толщину 100 мм, загладить горизонтально.
Через 5-7 дней полы можно нагружать, то есть выкладывать или заливать стенки. Некоторые при укладке арматурной сетки поступают по другому. Сначала заливают тонкий слой бетона (50 мм), затем, когда он схватится, монтируют арматуру, сверху бетон. Но такое поэтапное бетонирование приводит к плохой адгезии между слоями, что снижает прочность. Поэтому укладывать монолит лучше за 1 прием, без перерывов.
Стенки
Яму можно выложить из кирпича или блоков. В качестве клея применяется цементно-песчаный раствор.
Кирпичные
Первый ряд укладывается строго горизонтально. В остальных рядах для отбивки уровня можно использовать не натянутый шнурок, а длинную рейку.
Кладка ведется в перевязку швов, каждый последующий ряд укладывается со смещением на 1/4-1/2 длины блока или кирпича. Углы перевязываются особенно тщательно.
Толщина стены может быть в полкирпича или кирпич. Через каждые 3-4 ряда производится армирование кладки сеткой или стальной оцинкованной полосой. Если проигнорировать эту технологическую операцию, от бокового давления грунта стенки могут деформироваться. Особенно часто это происходит при низких температурах, когда действуют силы морозного пучения.
Бетонные
Если котлован выкопан аккуратно, стенки практически вертикальны и не осыпаются, можно залить яму из бетона. Заранее укладывается гидроизоляция. Затем устанавливается арматурный каркас и внутренняя опалубка. Ее также желательно покрыть пленкой, чтобы цементное молочко не просочилось, а после затвердения бетона щиты легче было снимать.
Арматурный каркас изготавливается из стержневой арматуры. Ее можно связать проволокой или сварить. При установке необходимо выдержать толщину защитного слоя 50 мм как до гидроизоляции, так и до поверхности опалубки.
При заливке бетона нужно следить, чтобы внутри не оставались воздушные пузыри. Для этого проводится штыкование куском арматуры или трубы. Через 3 дня опалубку можно демонтировать. Но нагружать бетон еще рано. Должно пройти 7-14 дней в зависимости от влажности воздуха и температуры.
Чем выше эти показатели, тем быстрее происходит твердение.
Когда материал набрал прочность, производится гидроизоляция шва примыкания между полом и стенками. Для этого стык штробится на небольшую глубину, заполняется ремонтным составом или специальным шнуром. Сверху стенки и полы покрываются проникающей гидроизоляцией, что обеспечивает непрерывность водонепроницаемого контура.
Вентиляция и освещение
В гараже могут накапливаться взрывчатые, горючие и вредные для человека газы. Практически все они тяжелее воздуха, поэтому опускаются в яму. Эффективно работающая вентиляция выводит их наружу, устраняя тем самым опасность взрыва, пожара и отравления.
Самая бюджетная — естественная вентиляция. В нижней части ямы организуется приточное отверстие, а вытяжка осуществляется произвольно через верх ямы и дальше в помещение. Для вытяжки из гаража может предусматриваться канал, ведущий на крышу. При недостатке воздухообмена в вытяжную трубу встраивается вентилятор.
Минус такой системы — невозможность отрегулировать температуру. Холодный воздух поступает в яму, что зимой не очень приятно. Решить вопрос можно с помощью недорогого рекуператора тепла.
Освещение в яме помогает лучше осмотреть поле деятельности и провести необходимые манипуляции. Свет должен быть не рассеянным, а направленным вверх. В качестве источников света используются светодиодные низковольтные светильники из ударопрочного стекла. Они должны обеспечивать освещенность не менее 800-1000 лк.
Электрика в яме прокладывается открытым способом, в негорючих кожухах, желательно металлических. Они устойчивы к механическим повреждениям, надежно защищают проводку.
Утепление
Чтобы яма меньше промерзала, рекомендуется провести теплоизоляцию пенопластом или пенополистиролом. Толщина утеплителя — 30-50 мм. Слой должен располагаться между гидроизоляцией и конструкцией пола и стенок. Если полы в гараже тоже утеплены, будет достигнут лучший эффект.
Утепление помогает сохранить тепло, снизить затраты на обогрев и создать более комфортные условия в смотровой яме и в самом гараже. Даже зимой вы сможете заниматься ремонтом автомобиля без промозглой сырости и холода.
Усиление бортов ямы
Машина достаточно много весит, и верхние участки стенок испытывают дополнительную нагрузку. Чтобы предупредить деформацию, площадку по периметру ямы необходимо усилить. Для этого вокруг укладывается арматура, сетки, трубы и т.д. Полы заливаются бетоном или засыпаются щебнем.
По верху ямы устанавливается металлическая рама из уголков. Она придает жесткость и используется как крепление для крышки.
Чтобы закрепить уголок, из кладки или бетона устраиваются выпуски из арматуры. После приварки рамы они срезаются.
Заключение
Смотровая яма в гараже — чрезвычайно удобное сооружение, если заниматься ремонтом и обслуживанием автомобиля самостоятельно. Она должна быть безопасной, надежной и сухой, поэтому к строительству нужно отнестись ответственно.
Источник: vdomishke.ru
Гараж своими руками: пошаговая инструкция с фото и описанием, планировка, размеры, схемы, чертежи, обустройство
Гараж уже давно перестал выполнять функцию только надежной стоянки для автомобиля. На сегодняшний день в гараже можно хранить предметы для ухода за участком, различные сельскохозяйственные принадлежности. Также в гаражах часто хранят соления и прочие закрутки.
Существует большое количество материалов, из которых можно построить гараж. Однако прежде чем составлять чертежи будущей постройки, необходимо выяснить, какой материал лучше всего подойдет для конкретного случая.
Как выбрать материал
На фото гаражей видно, что все они строятся из разных материалов, они обладают разными степенями защиты от проникновения, также огнеупорностью и микроклиматом.
Перечислим основные аспекты, которыми нужно руководствоваться выбирая материал для постройки гаража своими руками:
- Климат в регионе. В зависимости от климата в регионе, в котором предстоит возводить постройку, зависит итоговый выбор материала. Легче всего с выбором обстоит в южных регионах, так как там климат мягкий и достаточно теплый. Для холодных регионов необходимо выбирать тот вариант, который будет сохранять тепло.
- Особенности постройки. Далеко не из всех материалов можно возводить двухэтажные постройки. Кроме того, очень часто возникает необходимость оборудовать смотровую яму или погреб.
- Бюджет. Основной момент в планировании любой постройки. Он определяет перечень наиболее оптимальны материалов.
- Сложность возведения. Учитывая что гараж предстоит строить своими руками, желательно выбирать тот материал, из которого будет легче всего возводить стены и крышу.
Однозначно ответить какой материал подойдет лучше всего нельзя, все зависит от индивидуальных предпочтений. Для кого-то на первом месте стоит безопасность автомобиля и вещей, которые планируется хранить в гараже.
Кто-то на первый план выносит сохранность тепла внутри гаража. Рассматривая вопрос из чего построить гараж, перечислим основные материалы, которые пользуются большой популярностью.
Кирпич
Кирпич является одним из самых востребованных материалов, в вопросах постройки гаража. Он обладает достаточной надежностью, эстетичным внешним видом. Кроме того, существует много разновидностей, позволяющих подобрать конкретный вид под определенные цели.
Отличительной чертой является надежность и долговечность, постройка из кирпича вполне может простоять 50 лет и более, не требуя серьезного ремонта. Из него очень часто строят двухэтажные здания, существенно расширяя площадь полезного пространства.
Также стоит отметить, что кирпич не горит, а это очень важное свойство для помещения, в котором хранятся горючие материалы и смазки, топливо. В постройку из кирпича допускается проведения воды, газа и электричества.
Для максимального сохранения тепла выкладывается несколько слоев, дополнительно используются утеплители между слоями, чтобы создать наиболее благоприятный микроклимат внутри.
Из недостатков только высокая стоимость и достаточно высокий вес, что вынуждает первоначально возвести крепкий фундамент.
Пеноблоки
На основе бетона существует немало разновидностей строительных блоков, из которых вполне можно построить крепкое и теплое здание. Пеноблоки и газоблоки очень схожи по характеристикам, однако процесс производства существенно отличается.
У обоих материалов наблюдаются отличные теплоизоляционные качества, что позволяет в регионе с теплыми зимами даже обойтись без проведения отопления. Пол в гараже также можно выложить из этих блоков.
Среди преимуществ также стоит выделить высокую скорость возведения постройки, ввиду большего размера самих блоков. Они несколько легче, нежели кирпич, это позволяет возводить облегченный фундамент, который также экономит вкладываемый бюджет и время, необходимое для возведения постройки.
Крыша для гаража из таких блоков, как правило, изготавливается из металлической кровли с утеплителем. Это наиболее оптимальный вариант в целом для разных видов гаражей.
Как и в предыдущем случае, материал допускает возведение двухэтажной конструкции и проведения коммуникаций. Обладает достаточной прочностью, позволяет полностью обустроить внутреннее пространство. Благодаря паропроницаемости, внутри всегда будет оптимальный микроклимат.
Среди недостатков стоит отметить необходимость дополнительной защиты от влаги, выполнение внешней отделки стен.
Шлакоблоки
Бюджетный вариант прочного материала, который способен прослужить долгие годы. Среди преимуществ стоит отметить небольшой вес и при этом большой размер блоков, что положительно сказывается на времени, затрачиваемом на возведение конструкции. Отличный материал для постройки гаража с ямой и стеллажом.
Шлакоблок не горит, обладает устойчивостью к влаге, прекрасно защищает от низким температур. При соблюдении всех нюансов возведения, постройка может простоять до 100 лет.
Среди недостатков непрезентабельный внешний вид и относительная теплоизоляция. Поэтому рекомендуется проводить внешнюю отделку стен, для придания эстетичного вида. В средней полосе вполне можно обойтись без дополнительного утепления.
На фото гаража внутри из этого материала видно, что все функциональные предметы мебели передвижные. Это обусловлено тем, что на этот материал очень сложно что-то закрепить, также трудно проложить коммуникации.
Керамзитоблоки
Непопулярный материал для возведения гаража, однако в суровых климатических условиях ему нет равных. Он значительно теплее блоков на основе бетона, потому как использует в своем составе пористый керамзит. За счет этого он прекрасно сохраняет тепло, а чем больше содержания керамзита в материале, тем лучше.
Ворота для гаража из этого материала могут быть любыми, но предпочтение отдается складным видам. Они легче в обращении, выглядят эстетично, не требуют больших временных и финансовых затрат при самостоятельном монтаже.
Среди недостатков этого материала неэстетичный внешний вид, требующий дополнительной облицовки. Кроме этого трудно что-то закрепить на стене, необходимо использовать болты и дюбели.
Источник: dacha73.ru
Смотровая яма в гараже своими руками — пошаговая инструкция с фото и описанием всех размеров и материалов
Для того, чтобы иметь возможность самостоятельно выполнять ремонтные работы, а также диагностику своего автомобиля на должном уровне, лучше всего соорудить в своём гараже смотровую яму.
Наш народ в своем большинстве любит сам выяснять причину неполадки техники и своевременно принимать различные меры для устранения проблемы. Поэтому изготовление смотровой ямы в гараже — дело необходимое и даже можно сказать обязательное.
Обустройство смотровой ямы дело не сложное. Но прежде чем приступить к работе, важно учесть некоторые обязательные правила, которые помогут избежать досадных ошибок и недоразумений.
Содержание
Габариты
Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже, надо оценить свой автомобиль. Ведь габариты ямы, ее длина и ширина полностью зависит от ширины и длины техники, расстояния между колесами.
Если Вы не хотите вдаваться в такие детали, то помните, что во всех деталях есть свои установленные стандарты. В нашем случае универсальная ширина ровняется 80-85 сантиметрам. Длина, как правило, берется на один метр больше длины самого транспортного средства.
Однако, это всего лишь стандарты. ГОСТ размеров смотровой ямы в гараже хозяин определяет сам. При определенных условиях яму можно делать гораздо длинней, все зависит от желания и планов каждого автомобильного владельца.
Глубина
После того, как с длиной и шириной определились, нужно решить какой будет глубина ямы. Этот показатель определяется конечно же с учётом роста человека, который станет её использовать в работе.
Надо сделать так, у человека во время ремонтных работ был хороший доступ к любой детали снизу авто, при этом рядом должен удобно располагаться необходимый инструмент.
Эксперты советуют рыть яму на глубину не менее двух метров. Даже если человек имеет относительно небольшой рост всегда можно что-нибудь подложить, чтобы достать до нужного уровня..
Учитывая окончательные размеры смотровой ямы в гараже, котлован под будущую яму лучше рыть с запасом. Ведь в дальнейшем он будет обустраиваться, как минимум туда надо будет установить подушку из песка и щебня, после чего залить ее стяжкой.
В качестве материала для стен используются бетон, кирпич, бетонные блоки. Установка этих материалов также забирает различное пространство, поэтому надо помнить об этом.
Основная технология постройки
После того, как яма вырыта, надо качественно выровнять стенки и дно лопатами. После этого в первую очередь обустраивается пол. Сначала дно засыпается песком слоем примерно равным 20 см. Песок хорошо утрамбовывают, при необходимости поливая водой.
Поверх утрамбованной песчаной подушки укладывается щебень. Его слой не должен быть меньше 10 сантиметров. Щебень так же хорошо утрамбовывается. Сверху щебня укладываются и вяжутся проволокой хлысты металлической или пластиковой арматуры (6-8 мм) вдоль и поперек ямы, образуя квадраты со стороной примерно 150 мм.
Для армирования можно использовать и строительную решетку. Заключительным этапом дно ямы заливается бетоном. Толщина слоя при этом должна быть не менее 80 мм.
Стены
Для возведения стен чаще всего используют бетонные блоки, кирпичную кладку либо делают опалубку и заливают сплошным бетонным монолитом. Если грунт на срезе твердый, достаточно сделать только внутренний короб опалубки, внешним станет сама земляная стена.
Если грунт сыпучий, придется ставить деревянные щиты по всему периметру ямы. Перед тем, как в установленную опалубку залить бетон, между противоположными щитами обязательно нужно установить прочные распорки. В ином случае доски деформируются и выгнутся от тяжести.
В худшем варианте они просто могут не выдержать и бетон прольётся на дно ямы. Заливать весь бетон нужно в один приём и не оставлять часть этой работы на следующий день. Иначе место соединения старого и свежего бетона будут непрочными
Для надежности всей конструкции лучше в бетон вложить решетчатую арматуру. По истечении недельного срока после заливки бетона опалубку надо снять. Не стоит сразу давать большие нагрузки своей конструкции, так как бетон наберет все свои характеристики только после того, как 28 дней постоит без внешнего воздействия на него.
После этого можно подумать и о декоративной отделке. Лучшим материалом для этого считается керамическая плитка. Но лучше посмотреть в интернете многочисленные фото смотровой ямы в гараже и подобрать свой собственный самый оптимальный вариант.
Вентиляция и электричество
Для сооружения вентиляции смотровой ямы в гараже обычно берут обычные ПВХ трубы, которые используются в сантехнике. Для их врезки перед заливкой стен бетоном или во время кирпичной кладки оставляют нужные отверстия.
Трубу для притока воздуха размещают на уровне 150 мм от пола, вытяжную — примерно 250 мм от верхнего уровня ямы. Заранее, на начальном этапе нужно предусмотреть и подводку электричества в яму. Ведь как минимум в ней должна быть обязательно установлена розетка для дополнительного освещения и включения электроинструмента.
Многие владельцы гаражей пренебрегают установкой вентиляции в яме, а зря. Свободны воздухообмен способствует удалению лишней сырости. К тому же выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха и могут скапливаться смотровой яме что небезопасно для здоровья человека.
Гидроизоляция
Рулонный материал наиболее востребован для выполнения гидроизоляционных работ.
В качестве такого материала может применяться полиэтиленовая пленка, имеющая в длину минимум 0.2 миллиметра, рубероид или современный дорогостоящий материал, который был создан специально для этих нужд.
Полоски необходимо укладывать равномерно одинаковой длины от одной стенки к другой, причем лучше всего укладывать так, чтобы одна полоска немножко ложилась сверху на другую. Данный нахлест лучше делать размером 10 сантиметров.
Битумная мастика потом наносится на места нахлеста, если в качестве материала были задействованы битумные изделия, если речь идет о пленке, то крепить ее с другой лучше всего при помощи клеящей ленты.
Источник: gidstroitelstva.ru
Смотровая яма в гараже своими руками: непросто, но возможно
Собственный гараж со смотровой ямой — мечта любого автовладельца. Так почему бы не воплотить её в жизнь своими руками? Ведь гаражная яма обеспечит доступ к важным узлам автомобиля, что позволит выполнять техосмотр и ремонтные работы, не обращаясь к мастерам автосервиса.
Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть?
Гаражная яма — главный помощник автолюбителя. Она позволяет выполнять диагностику, обслуживание и мелкий, а то и капитальный ремонт автомобиля самостоятельно.
Гаражная яма позволит сэкономить на ремонте автомобиля
Стоит помнить о том, что смотровая яма является повышенным источником влажности. А значит, важнейшей задачей при её строительстве является гидроизоляция.
Сооружение смотровой ямы — дело кропотливое, где нужно заранее всё учесть
Сырая смотровая яма быстро сведёт на нет микроклимат в помещении гаража, что обязательно повлечёт за собой появление ржавчины и плесени.
Если неправильно провести подготовительные работы, то гаражная яма может быть затоплена водой
Сырость, идущая из смотровой ямы, резко снижает комфорт при нахождении в гараже, особенно в холодное время года. А это уже опасно для здоровья, поэтому яму нужно содержать идеально сухой: потёки масла или лужи воды не допускаются.
Сырость — одно из последствий неправильной гидроизоляции
Прежде чем проводить любые капитальные мероприятия в гараже, необходимо:
- изучить особенности почвы под гаражным сооружением и установить глубину залегания грунтовых вод;
- оценить состояние фундамента.
Опираясь на достоверные геодезические данные, а также требования строительных норм, можно будет принять технически грамотное и экономически обоснованное решение.
Для строительства гаражной ямы обязательны расчёты
Внимание: при планировании смотровой ямы обязательно следует предусмотреть материал для закрытия на время простоя. Это исключит воздействие чрезмерной влажности на днище и нижнюю часть кузова автомобиля.
Размеры
Смотровую яму разумно располагать не посередине, а ближе к одной из боковых стен и в глубине гаража. И без того небольшую площадь тесного или узкого помещения уменьшать, конечно, не стоит. Но строить смотровую яму длиной менее 2 м вряд ли будет целесообразно.
Разметка — важная часть строительства
Оптимальная глубина принимается равной среднему человеческому росту (170–180 см) в сумме с небольшим запасом в 15–20 см для увеличения угла обзора днища авто.
Главные требования ко входу в смотровую яму — безопасность и эргономика. Если гараж имеет небольшую длину, но достаточно широк, вход смотровой ямы можно сделать боковым.
Если ширина гаража позволяет, то целесообразнее сделать боковой вход
Ширина гаражной ямы напрямую зависит от размеров помещения и, конечно же, габаритов авто. В частных автогаражах эта величина принимается равной 70–80 см для легковых авто и 110–120 см для грузовиков и микроавтобусов.
При строительстве необходимо учесть размеры смотровой ямы и ширину колёсной базы
Внимание: глубину смотровой ямы лучше принять с некоторым запасом. На дне сооружения всегда можно обустроить возвышение, что обеспечит удобство выполнения отдельных технических операций, в то время как проход под поставленной на яму машиной не будет ничем стесняться. Кроме того, на стенах ямы стоит предусмотреть специальные ниши и углубления, в которых можно будет складывать инструмент или автомобильные запчасти.
Особенности гидроизоляции и теплоизоляции гаражной ямы
Выбирать материалы для гидроизоляции и утепления смотровой ямы необходимо на стадии планирования. Это позволит правильно рассчитать параметры сооружения и принять решение по его внутренней отделке.
Материалы для гидроизоляции
В качестве гидроизоляции для гаражной смотровой ямы можно использовать:
- битумные материалы (рубероид и его разновидности, битумную смолу; срок эксплуатации 10–15 лет);
Выбирать материалы для гидроизоляции и утепления смотровой ямы необходимо на стадии планирования
- полимерный геотекстиль (одно- и многослойные полимерные мембраны на самоклеящейся основе; срок службы составляет не менее 50 лет);
Геотекстиль в рулонах — хороший вариант для гидроизоляции и теплоизоляции гаражной ямы
- проникающие составы (сухие минеральные или минерально-органические смеси, разводимые водой непосредственно перед применением; срок службы равен сроку эксплуатации обрабатываемых поверхностей);
Проникающие составы равны сроку эксплуатации обрабатываемых поверхностей
- жирная глина в сочетании с продуктами нефтепереработки (в комбинации с современными материалами жирная глина увеличит эксплуатационный период основной гидроизоляции);
Жирная глина подходит для первичной гидроизоляции котлована смотровой ямы
- жидкая резина (эмульсия, в состав которой входят латекс, полимеры и стабилизирующие вещества; срок службы около 25 лет);
Жидкая резина хорошо подходит для гидроизоляции подземных бетонных конструкций
Гидроизоляцию гаражной ямы необходимо выполнять в комплексе с теплоизоляционными мероприятиями. Последние позволяют снизить утечки тепла через пол и стены сооружения, а также минимизировать количество конденсата, образуемого вследствие перепада температур.
Теплоизоляционные мероприятия
Для теплоизоляции смотровой ямы прекрасно подходят экструдированный пенопласт и керамзит. Первый укладывается на гидроизоляцию стен сооружения и укрывается пароизоляционной плёнкой, после чего заливается бетонная стяжка.
Теплоизоляция бетонных стен смотровой ямы экструдированным пенопластом — один из самых распространённых вариантов
Керамзитом засыпается песчано-гравийная подушка, обустраиваемая на дне ямы. На утрамбованную подушку устанавливается пароизоляция, после чего выполняется заливка или укладка пола.
Теплоизоляция пола смотровой ямы керамзитом
Внимание: при высоте залегания грунтовых вод менее 2,5 м необходимо организовать дренажную систему с водоотводом за пределы помещения гаража.
Освещение и вентиляция смотровой ямы
Наличие в смотровой яме системы освещения является обязательным условием комфортной и безопасной работы. Осветительное оборудование должно иметь невысокую мощность и ему необходима надёжная защита от влаги и механических повреждений.
Система освещения гаражной ямы — важное условие для комфортной работы
В гаражной яме можно устанавливать:
-
светильники напряжением до 36 В (люминесцентные лампы);
Люминесцентные светильники 36 В — хороший вариант для освещения ямы
Освещение смотровой ямы светодиодными лампами
Лампа в защитном корпусе для освещения смотровой ямы — оптимальное решение
LED-светильники аккумуляторного типа для освещения смотровой ямы
Одним из наиболее популярных решений являются лампы дневного света 36 В в защищённом водонепроницаемом корпусе. Они потребляют незначительное количество электроэнергии, что выгодно при длительных периодах освещения. То же можно сказать и о светодиодах, применение которых обеспечивает высокий уровень электробезопасности.
При освещении смотровой ямы оборудованием, работающим под напряжением 220 В, необходимо выполнить скрытую прокладку электропроводки с обязательной гидроизоляцией последней, а светильники закрыть плафонами с решёткой; все металлические элементы системы заземлить от единого контура, выведенного за пределы помещения гаража.
При освещении смотровой ямы оборудованием, работающим под напряжением 220 В, необходим самодельный контур заземления автомобильного гаража
Светильники на аккумуляторах применяются для освещения смотровых ям редко ввиду высокой стоимости, а также сложности ремонта или замены повреждённых элементов. Однако при невозможности обустройства стационарного освещения такое оборудование является наиболее подходящим решением.
Внимание: в смотровой яме нельзя устанавливать розетки и выключатели. Для удобства выполнения отдельных видов работ гаражную яму рекомендуется оснастить переносным светильником со специальным корпусом (с ручкой для переноса, подставкой для стационарной установки и крюком или зажимом для подвешивания) на защищённом электрическом шнуре длиной не менее 4 м.
Что касается вентиляции гаражной ямы, в большинстве случаев её оставляют естественной.
В гаражной яме, как правило, оставляют естественную вентиляцию
Принудительный воздухообмен целесообразно организовывать в тесных помещениях, где быстро скапливаются выхлопные газы, а также в гаражах, установленных на участках с высоким уровнем грунтовых вод.
Вентиляция в гараже обустраивается следующим способом:
-
Вытяжное отверстие с защитой от задувания ветром и попадания дождевой воды обустраивается под потолком гаража с подветренной стороны.
Вытяжное отверстие устанавливается под потолком гаража
Приточная вентиляция гаражного помещения устанавливается на расстоянии не более 50 см от пола
Решётка для защиты вентиляционных отверстий бывает пластиковой и металлической
Внимание: для повышения интенсивности воздухообмена вытяжное отверстие гаражной вентиляции можно снабдить вентилятором небольшой или средней мощности с питанием от распределительного щитка или аккумулятора.
Строим смотровую яму в гараже своими руками (с чертежами)
Гаражная яма должна быть расположена таким образом, чтобы можно было выполнять постановку автомобиля на неё под некоторым углом. Это облегчит доступ к определённым узлам машины, а также упростит выполнение многих технических операций. Длина сооружения зависит от длины машины (с учётом запаса 1 м).
Размещение смотровой ямы относительно гаражного помещения
Проект
Основательно подойти к делу при строительстве гаражной ямы поможет не что иное, как предварительный расчёт её параметров. А выполняется он исходя из размеров машины, но с некоторым запасом на случай смены последней в будущем. Например, если длина автомобиля Opel Kadett равна почти 4 м, то у Scoda Octavia она составляет 4,6 м.
Габариты Opel Kadett
Возьмём среднее значение 4,5 м и получим, что при учёте запаса в 1 м длина смотровой ямы составит 5,5 м.
Пространственные параметры автомобиля Scoda Octavia
Глубину сооружения следует принять в соответствии с ростом владельца гаража. При среднем показателе 175–185 см нормальная для работы глубина смотровой ямы составит не менее 195 см, а ширина, достаточная для свободного передвижения и выполнения технических операций, — минимум 0,8 м. Для ровного счёта примем последнюю величину равной 1 м и получим основные параметры смотровой ямы:
- длина 5,5 м;
- ширина 1 м;
- высота 1,95 м.
Перенести полученные размеры на бумагу можно с помощью аксонометрической проекции или плоского изображения.
Схема обустройства смотровой ямы
Во втором случае понадобятся два рисунка — для проекций сооружения на вертикальную и горизонтальную плоскости.
Схема смотровой ямы в различных плоскостях с размерами и оснащением
При создании чертежа смотровой ямы необходимо учитывать толщину гидро-, тепло- и пароизоляции, а также бетонной стяжки. Это позволит более точно определить объём земляных работ.
Внимание: если гараж используется только для хранения автомобиля, смотровую яму удобнее располагать по центру помещения. В том случае, если по совместительству помещение используется как мини-мастерская или кладовка, центральную ось сооружения лучше переместить ближе к одной из стен. При поставленном на яму автомобиле в таком гараже останется достаточно места для прохода и работы за верстаком.
Подготовка инструмента и сбор материалов
Утвердив строительный проект, можно приступать к закупке материалов. Чтобы не терять время, стоит параллельно подготовить инструмент, который понадобится в процессе работы. В список необходимого не помешает включить:
- строительную рулетку, маркер, нож;
- кирку, лом, совковую и штыковую лопаты;
Строительная кирка для рытья котлована под смотровую яму
Профессиональный бетонорез для демонтажа бетонных перекрытий
Миксер для приготовления строительных растворов
Приготовление битума своими руками
Горелка для пайки стыков битумной гидроизоляции (рубероида)
Раскатка нагретого битума валом
Тёрка для выравнивания бетонной стяжки
В поисках сил и средств для реализации проекта в жизнь не стоит забывать и о внушительном списке строительных материалов. В него входят:
- цемент, песок и щебень или гравий (для производства цементного раствора, бетона и уплотнительной подушки);
- керамзит и/или гравий (в качестве стабилизирующей и теплоизолирующей подушки под стяжкой пола);
- утеплитель (экструдитрованный пенопласт);
Универсальный полимерный утеплитель
Проникающий состав для гидроизоляции строительных конструкций из кирпича и бетона
Дренажный трубопровод с оболочкой из геотекстиля
Внимание: количество стройматериалов принимается в зависимости от размеров ямы с 2–10% запасом.
Разбор гаражного пола и земляные работы
Для реализации строительного плана первым делом нужно освободить территорию. Всё лишнее из гаража придётся на время убрать, а также подготовить площадку за пределами помещения для складирования земли.
Уборка гаража необходима перед строительством смотровой ямы
Порядок последующих действий будет таким:
-
На полу гаража с помощью мела, уголка и правила наносятся очертания смотровой ямы.
Нанесение очертаний смотровой ямы на гаражный пол
Разборка участка бетонной стяжки под смотровую яму
Рытьё траншеи для строительства смотровой ямы
Внимание: при необходимости стены котлована можно временно укрепить с помощью деревянных брусьев. Землю, полученную в процессе рытья траншеи, желательно выносить за пределы помещения, дабы его не загромождать. В процессе подготовки котлована работать нужно в тёплой одежде, поскольку по мере углубления ямы будет расти уровень влажности, а также снижаться температура в гараже.
Гидроизоляция гаражной ямы: важные моменты
Никакие ухищрения не спасут смотровую яму от подтопления в случае поднятия грунтовых вод или обильных осадков, а сам гараж от сырости, грибка и плесени, если не уделить должного внимания отводу воды. Сделать это можно лишь с помощью дренажной системы: она обеспечит защиту от проникновения дождевой воды и почвенной влаги под внутренний периметр помещения.
Методы обустройства грунтовых дренажных систем
Самостоятельная установка дренажа
Для установки дренажной системы понадобятся дренажные трубы, обёрнутые геотекстилем, а также отрезок трубы ПВХ диаметром 100 мм и соединительные элементы.
Схема обустройства дренажа гаражного фундамента
Длина дренажа будет соответствовать внешнему периметру отдельного гаражного строения. Выход системы обустраивается на расстоянии не менее 5 м от гаража. Очень желательно, чтобы слив осуществлялся в близлежащий овраг или другое естественное углубление почвы.
Слив должен осуществляться в естественное углубление почвы
Если таковое на участке отсутствует, вывод дренажа необходимо будет вывести в специальную ёмкость, которую нужно закопать минимум на 20 см ниже уровня дренажа и оснастить насосом для откачки воды с поплавком.
Дренажная система с водоприёмником
Дренаж обязательно оснащается смотровым колодцем, в роли которого можно использовать вертикально установленную и подсоединённую к дренажному периметру трубу ПВХ. Верхний конец последней закрывается защитной крышкой.
Обустройство смотрового колодца дренажной системы гаража
Установка дренажной системы выполняется в несколько этапов:
-
Вокруг строения гаража на расстоянии до 0,5 м выкапывается траншея глубиной, равной глубине фундамента гаража, и шириной до 0,5 см.
Рытьё траншеи по периметру гаража под дренаж
Укладка в дренажной траншее подушки из песка и гравия
Применение геотекстиля при прокладке дренажных труб
Схема обустройства дренажной системы гаража
С установкой дренажа самое слабое место в системе гидроизоляции гаража — подошва его фундамента — будет надёжно защищено от проникновения воды извне сооружения. В результате снизятся требования к влагозащите смотровой ямы.
Дренаж гаражного фундамента в действии
Внимание: сверху дренаж можно укрыть грунтом, дёрном или бетонной стяжкой (выбор осуществляется на усмотрение владельца гаража). Ёмкость для отвода воды лучше устанавливать пластиковую, поскольку прослужит она намного дольше металлической, а дренажный сток использовать для полива огорода при условии, что в него не попадают химические вещества, используемые при уходе за автомобилем.
Защита от влаги и сырости
С гидроизоляции котлована начинается основное строительство. Решается эта задача в несколько шагов:
-
На дно котлована укладывается и утрамбовывается подушка из гравия толщиной 10–15 см, которая сверху укрывается 5 см песка.
Укладка песчано-гравийной подушки на дно котлована
Гидроизоляция дна смотровой ямы рубероидом
Пайка рубероида специальной горелкой
Укладка рулонной гидроизоляции на стены смотровой ямы
Укладка котлована под смотровую яму пароизоляцией
Пол и стены смотровой ямы своими руками
Если гидро- и пароизоляция котлована готовы, пора приступать непосредственно к строительству. Для этого нужно заранее подготовить строительную площадку, инструмент и материалы, необходимые для приготовления бетона, утепления и армирования стяжки.
Заливка пола
Начинается строительство со стяжки пола. Её заливка осуществляется по следующей методике:
- На дно котлована, укрытое гидроизоляцией, необходимо уложить 10–15 см чернового бетона (марки не ниже М200). Последний готовится на бетономешалке в пропорциях от 1:3:4,5 (цемент:песок:щебень).
- После частичного высыхания поверхность черновой стяжки выравнивается с помощью специальной тёрки из дерева или твёрдого пенопласта.
- При необходимости черновая стяжка укрывается слоем утеплителя (экструдированным пенопластом толщиной 5 см).
- Поверх термоизоляционной прокладки или, в случае отсутствия таковой в проекте, черновой стяжки монтируется арматурный каркас стяжки пола. Для этого понадобится стальная арматура диаметром 10мм и проволока или сварка, с помощью которых сетка будет фиксироваться перед заливкой стяжки.
Установка арматурного каркаса стен и пола смотровой ямы
Опалубка для заливки армированной стяжки пола смотровой ямы (с кирпичными стенами)
Чистовой бетонный пол гаражной ямы
Внимание: заливку чернового бетона и армированной стяжки необходимо выполнить за 1 приём. Поэтому для работы понадобится как минимум 2, а лучше 3 пары рук. Черновому бетону перед утеплением необходимо дать полностью высохнуть, для чего понадобится как минимум 3 дня. Такой же срок необходим верхней армированной стяжке для того, чтобы по ней можно было свободно ходить при строительстве стен смотровой ямы.
Строительство стен
Стены смотровой ямы можно выполнить как из кирпича, так и из бетона. Во втором случае перед началом работы придётся установить опалубку. Для этого подойдёт обрезная доска или фанера и деревянные брусья. Кроме того, желательно армировать стены смотровой ямы сеткой из стальной проволоки или арматуры.
Установка опалубки в котлован под смотровую яму
На этой стадии необходимо заняться прокладкой электропроводки, которая, согласно требованиям электробезопасности, должна быть скрытой. Для этого нужно спрятать провод в гофру, протянуть его по поверхности стен и вывести к точкам установки светильников, после чего закрепить на армирующей сетке, например, с помощью пластиковых стяжек.
Заливка стен осуществляется ярусами по 30–40 см в высоту. В процессе заливки стен раствор следует тщательно утрамбовывать с помощью лома или штыковой лопаты — это позволит удалить воздух из бетона. Перед заливкой каждого последующего яруса необходимо дать высохнуть предыдущему, для чего понадобится выждать около 2–3 дней.
При строительстве стен из кирпича толщина кладки принимается равной ширине последнего. Кладка выполняется в шахматном порядке с обязательным связыванием углов и тщательной затиркой швов. На завершающей стадии строительства стен необходимо позаботиться о том, чтобы последние выступали над стяжкой пола в помещении гаража минимум на 5 см. Это исключит возможность соскальзывания в яму посторонних предметов или случайного заезда колесом автомобиля при постановке на яму.
Строительство стен смотровой ямы из кирпича
После укладки кирпичных стен необходимо завернуть гидро- и пароизоляцию внутрь сооружения и выполнить обратную отсыпку грунта с внешней стороны стен. При этом почву следует тщательно утрамбовать.
Внимание: при кладке стен из кирпича или их заливке из бетона нужно не забыть о вспомогательных нишах. Для того чтобы их сделать в бетонных стенах, обязательно понадобится соорудить из досок вкладыши для опалубки соответствующего размера. При работе с кирпичом в таких вкладышах необходимость отсутствует, однако с ними будет гораздо удобнее укладывать кирпич вокруг ниши. По завершении заливки бетонных стен смотровой ямы опалубку можно снимать не ранее чем через 6–7 дней. Кирпичную кладку можно считать готовой к дальнейшей работе уже через 4–5 дней.
Как и чем закрыть смотровую яму?
Ещё перед началом заливки или кладки стен смотровой ямы необходимо подготовить закладную раму. Она будет венчать борт сооружения — последний обустраивается немного выше гаражного пола или вровень с последним.
Рама из металлического уголка, установленная на борта смотровой ямы
Для изготовления рамы понадобится заранее припасённый стальной уголок, дисковая пила с обрезными дисками по металлу и сварочный аппарат с электродами.
Уголок для сварки закладной рамы на смотровую яму
Размер рамы подбирается по внутреннему или внешнему периметру стен — уголок должен стоять так, как того требует полотно крышки. Кстати, если смотровую яму планируется оснастить таковой, раму нужно развернуть углом вниз.
Рама смотровой ямы под установку крышки
Фиксацию металлической конструкции лучше всего осуществлять с помощью анкеров или дюбелей, для которых придётся выполнить соответствующие отверстия в бетоне или кирпиче, а также в металле. Наконец, чтобы рама не ржавела в процессе эксплуатации гаражной ямы, перед монтажом её необходимо обработать наждаком, огрунтовать и покрасить.
Для изготовления крышки смотровой ямы можно использовать различные материалы. Например, можно выполнить её секционной из металлических рам, обтянутых стальной сеткой, или же в виде деревянного щита из обрезной доски толщиной от 35 мм.
Крышка гаражной ямы из металлических рамных щитов
Следует помнить о том, что чем тоньше будет полотно, тем легче его поднимать, поэтому слишком толстое дерево или щиты с тяжёлой рамой брать не стоит.
Сделать крышку для смотровой ямы можно следующим способом:
- Из деревянных брусьев сечением от 40*40 мм выкладываются продольные лаги. По размеру последние должны соответствовать расстоянию, взятому между торцевыми стенами ямы.
- Ширину обшивки конструкции нужно подобрать так, чтобы крышка ложилась в ранее установленную раму. По этой мерке нужно нарезать требуемое количество досок.
Изготовление деревянной обшивки для крышки гаражной ямы
Внимание: при закрытии ямы внешний край полотна крышки контактирует с закладной рамой. Поэтому часто конструкцию дополнительно обшивают по краям стальной или пластиковой лентой. Толщину такой обшивки придётся учесть ещё перед порезкой полотна, а для её фиксации заранее купить специальные крепежи. К слову, крышку можно оснастить специальными механизмами, которые позволят частичное открытие смотровой ямы.
Смотровая яма с крышкой, оснащёной ручками и откидным механизмом
Видео: пошаговое самостоятельное строительство гаражной ямы
Строительство в гараже смотровой ямы — задачи не из простых. Поэтому к их решению следует приступать, основательно подготовившись и, желательно, проконсультировавшись с теми, кто имеет опыт подобной работы. Грамотная планировка, а также внимательное отношение к вопросам тепло- и гидроизоляции помещения, антисептической отделки и электрификации обеспечат комфортную эксплуатацию погреба и позволят расширить объём домашнего продовольственного запаса. При правильной организации работы на сооружение смотровой ямы должно уйти не более 10 дней, тогда как для строительства погреба может понадобиться около месяца при графике средней плотности.
Источник: refite.ru