Двуречье не имело, как и Египет, собственного леса, а также собственных каменоломен. В наличии были только песок, вода, глина, ил, а также земляная смола (битум). Поэтому местные строители изобрели так называемый глиняный кирпич. Вначале они применяли необожженный кирпич, а позднее научились его обжигать и наносить на него цветную глазурь.
Кроме этого именно жители Древнего Двуречья научились делать особый кирпич и придавать ему пластическую фасадную облицовочную поверхность. Между прочим, технология возведения стен древневавилонскими мастерами достаточно подробно описана в Ветхом Завете: «Я сказали друг другу, наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес. И сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».
Интересно, что этот библейский текст написан как бы от лица египетского инструктора-строителя, который откровенно удивлен, что вместо извести вавилонские мастера используют битум. Таким образом, можно считать, что отсутствие местного природного камня натолкнуло вавилонян к изобретению кирпича. Кроме того, вавилонские строители часто использовали особый строительный прием.
Клинопись и культура древнего Двуречья (рассказывает профессор Владимир Емельянов)
Они применяли так называемую слоистую конструкцию стен. При этой технологии мощный внутренний слой складывался из необожженного кирпича, а облицовка была из обожженного и глазурованного. Но в Древнем Вавилоне не было и своего строевого леса. Поэтому его отсутствие стимулировало изобретение цилиндрических кирпичных сводов для перекрытия крупных залов.
Однако в тот период еще не была создана технология сопряжения цилиндрических сводов смежных помещений. Поэтому каждое помещение перекрывалось самостоятельным сводом.
Поверх сводов устраивались обширные террасы с земляным покрытием и озеленением. У многих жителей подобные террасы использовались как садовые участки и огороды. Иногда террасы использовались как дополнительные помещения для сна или отдыха. В царских дворцах на террасах размещались сады с экзотическими растениями (знаменитые сады царицы Шаммураматт – Семирамиды) (рис. III.1).
Здания и сооружения
Жилые дома в городах Двуречья строились по характерной для стран с жарким климатом объемно-планировочной схеме – глухая наружная стена и широкий внутренний двор (источник естественного освещения для помещений дома), которые выходили во внутренний двор своими оконными и дверными проемами. Жилые дома имели одну характерную особенность: единственный центральный входной проем в здание размещался между двумя башнями, которые имели в своей верхней части светопроемы.
Этот композиционный прием использовался как в дворцовых комплексах, так и в домах обычных жителей и был широко востребован. Правда, дворцы часто имели не один, а несколько внутренних дворов, и помещения облицовывались красивым глазурованным кирпичом. Например, дворец вавилонских царей был скомпонован вокруг анфилады из пяти внутренних дворов. Интересно, что композиционно был очень заметен контраст между обширными циклопическими внутренними дворами и маленькими, даже в личных царских покоях, полутемными жилыми помещениями. Культовые сооружения – зиккураты – возводились по общим схемам начиная с 3 тыс. до н.э. и до середины 1 тыс. до н.э.
Строим Супер Дешевый Дом! Ему Равных Нету!
Это была схема так называемой ступенчатой пирамиды с горизонтальными платформами на вершинах каждого уступа. Ярким примером является зиккурат Этеменанки (союз неба и земли – знаменитая Вавилонская башня), возведенный в Вавилоне в XVIII–VI вв. до н.э. (рис. 3.4, 111.2).
Рис. 3.4. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (Вавилонская башня) (реконструкция)
Зиккурат имел в плане форму прямоугольника. Например, древнейший зиккурат в городе Уре имел площадь основания 62,5 × 43 м при высоте нижнего уступа в 15 м. Композиционно количество уступов в зиккурате никак не регламентировалось. Например, уже упоминавшийся зиккурат Этеменанки имел по высоте девять уступов.
Это сооружение много раз разрушалось, но в период правления царя Навуходоносора II зиккурат был достроен и восстановлен. После завоевания Вавилона персами это сооружение было сохранено по приказу царя Кира, но при его сыне Ксерксе Вавилонская башня была разрушена окончательно. Детально описал башню выдающийся греческий историк и путешественник Геродот.
Башня имела основание 93 х 93 м, общую высоту в 90 м. Высота нижнего уступа составляла 33 м, второго уступа – 18 м, а последующие уступы были по 6 м. Особенностью архитектуры башни было то, что, во-первых, степы уступов были вертикальными, а также многоцветными благодаря их облицовке глазурованными кирпичами. Нижний уступ был зеленым, второй – черным, затем следовали уступы, облицованные красным, синим, белым и желтым глазурованными кирпичами.
Особенностью всей архитектуры Двуречья и ее художественной особенностью является то, что архитектура этого периода связана с ориентацией на так называемый колоссальный стиль (стиль гигантизма). Также интересно, что рельефный цветной декор украшает не только дворцы и здания, по и городские стены, а также этим рельефным декором украшались и улицы. Так, дорога процессий в Вавилоне была по краям декорирована подобными рельефными глазурованными кирпичами. В 558 г. Вавилонское царство пало под натиском персидского царя Кира, который за 30 лет непрерывных завоевательных войн создал крупнейшую монархию и основал династию Ахменидов, которая правила Персидской империей с VII по IV в. до н.э.
Интересно, что архитектурно-конструктивное, а также и символическое решение зиккурата Этеменанки было востребовано в 1920-е гг. Выдающийся русский и советский архитектор А. В. Щусев – автор проекта мавзолея В. И. Ленина – в своем проекте использовал идеи древневавилонского культового зодчества. Особенно связь мавзолея с Вавилонской башней заметна в первом проекте деревянного мавзолея, который был реализован как временная усыпальница В. И. Ленина в 1929 г. (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Мавзолей В. И. Ленина. Эскиз А. В. Щусева (1929–1930)
Источник: studme.org
Архитектура и дизайн
Модульный жилой дом Sneglehusene — это вклад проектной компании в амбициозный генеральный план района Ная, который построен к северу от второго по величине города Дании, Орхуса. Задуманный как пористая стена, в общей сложности шесть зданий плавно огибают пруд и дорожки из дощатого настила в центре застройки.
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Архитектура древнего Двуречья
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Около 5 тыс. до н.э. в Нижнем Двуречье сформировалась своя яркая культура, предшественница раннеклассовой цивилизации Двуречья. Эта территория чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, в т.ч. и простым камнем. Дерево пригодное для строительства тут не растёт, поэтому основным строительным материалом становится широко распространённая в Двуречье глина. Смешивая сырую глину с тростниковой соломой и высушивая получившуюся массу на жарком солнце жители Двуречья получали кирпич-сырец -главный местный строительный материал. Несмотря на достаточно сложные условия для строительства эта территория была обжита ещё в глубокой древности, т.к. чрезвычайно плодородная земля давала очень высокие урожаи.
Центром поселений в Нижнем Двуречье были монументальные храмы, которые являлись одновременно административными и хозяйственными центрами. Так как территория Двуречья часто подвергалась разрушительным наводнениям, поэтому храмы размещались на искусственной платформе из кирпича-сырца. На внешних наклонённых стенах таких платформ чередовались выступы и ниши, а к верхнему ярусу вели лестницы-пандусы. Эти приёмы получили самое широкое распространение в последующей архитектуре Двуречья на протяжении 2,5 тыс. лет, стали её отличительной чертой.
Вокруг храмов располагались глинобитные постройки или из сырцового кирпича, а также часто из тростника. Подобные постройки из тростника и сейчас сооружаются в низовьях Бвфрата — заросли тростника в середине вырубаются, образованная площадка застилается циновками, а несрубленные с боков стебли сгибаются, образуя арочный потолок. Возможно именно такие тростниковые арки подсказали идею осуществить их в другом материале — сырцовом кирпиче, т.к. именно в Двуречье очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды. Привозное дерево ценилось очень дорого, так что при переезде деревянным части увозились с собой.
Источник: www.archidizain.ru