1. Разработаны: проф. Мазаев В. Т. и к. м. н. Шлепнина Т. Г. (ММА им И. М. Сеченова), Кудрявцева Б. М. (Госкомсанэпиднадзор России), к. м. н. Гасилина М. М. (РМА последипломного образования). к. м. н. Недачин А. Е. (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН).
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г., № 7.
3. Введены взамен «Положения о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» № 2640—82.
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).
Пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический надзор на объектах капитального строительства
«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).
1. Общие положения
1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» разработаны на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. (статья 16) в соответствии с «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.
1.2. Настоящий СанПиН определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.
СанПиН предназначен для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений, должностных лиц, граждан, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль.
1.3. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Инженерно-экологические изыскания
1.4. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение ¾ защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.5. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается Положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.6. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
1.7. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.
На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).
1.8. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
1.9. Для согласования выбора площадки для строительства водозабора заказчик должен представить центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.
Положительное заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по выбору площадки определяет возможности подписания Акта о выборе площадки (трассы), что является одновременно согласованием условий спецпользования.
1.10. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.11. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал и проект решения органов местного самоуправления с перечнем предусмотренных мероприятий, согласованных с землепользователями, сроков их исполнения и исполнителей.
1.11.1. Текстовая часть должна содержать:
а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения, анализы качества воды в объеме, предусмотренном приложениями 2 и 3 — не менее трех проб за сезон;
б) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) — при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные — при подземном источнике;
в) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
г) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
д) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных предприятий, учреждений, организаций и частных лиц с определением источников финансирования;
е) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
1.11.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:
а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе ¾ при поверхностном источнике водоснабжения ¾ 1:50000 — 1:100000, при подземном ¾ 1:10000 — 1:25000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора ¾ при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 ¾ 1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 ¾ при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 — 1:50000 ¾ при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
1.12. Проект ЗСО с планом мероприятий должен быть согласован с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальным органом геологической (при использовании подземных вод) службы, а также с органами коммунального хозяйства и утверждается органом местного самоуправления той административной территории, в пределах которой установлена ЗСО. В случае, когда устанавливаемая ЗСО распространяется на две и более административные территории, проект утверждается соответствующими органами исполнительной власти.
1.13. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по согласованию с организациями, указанными в п. 1.12 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
1.14. Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО ¾ органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО ¾ владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
1.15. Организация разработки проекта ЗСО и выполнение санитарных мероприятий в пределах ее поясов осуществляется органами местного самоуправления.
1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.
Государственный экологический контроль за выполнением водоохранных мероприятий в пределах второго и третьего поясов ЗСО и составом сбрасываемых сточных вод проводится специально уполномоченными государственными органами и учреждениями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, а также граждан и должностных лиц от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПином.
2. Определение границ поясов ЗСО
2.1. Факторы, определяющие ЗСО
2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:
вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
характера загрязнения (микробное или химическое);
степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
гидрогеологических или гидрологических условий.
2.1.2. При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс), а для химического загрязнения ¾ дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3 пояс).
Другие факторы, ограничивающие возможность распространения микроорганизмов (адсорбция, температура воды и др.), а также способность химических загрязнений к трансформации и снижение их концентрации под влиянием физико-химических процессов, протекающих в источниках водоснабжения (сорбция, выпадение в осадок и др.), могут учитываться, если закономерности этих процессов достаточно изучены.
2.2. Определение границ поясов ЗСО подземного источника
2.2.1. Границы первого пояса
2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора ¾ при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м ¾ при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.2.1.2. К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.
К недостаточно защищенным подземным водам относятся:
а) грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;
б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.
2.2.1.3. Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница пояса устанавливается, как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения, на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).
2.2.1.4. В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.
2.2.2. Граница второго и третьего поясов
2.2.2.1. При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
2.2.2.2. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Т м ). При определении границ второго пояса Т м принимается по таблице 1.
Время Т м расчета границ 2-го пояса ЗСО
В пределах I и II климатических районов
В пределах III климатического района*
1. Недостаточно защищенные подземные воды (грунтовые воды, а также напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие непосредственную гидравлическую связь с открытым водоемом)
2. Защищенные подземные виды (напорные и безнапорные межпластовые воды, не имеющие непосредственной гидравлической связи с открытым водоемом)
* Климатические районы в соответствии со СНиПом 2.01.01—82.
2.2.2.3. Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Т х .
Т х принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора ¾ 25—50 лет).
Если запасы подземных вод обеспечивают неограниченный срок эксплуатации водозабора, третий пояс должен обеспечить соответственно более длительное сохранение качества подземных вод.
2.2.2.4. Для инфильтрационного водозабора подземных вод необходимо устанавливать второй и третий пояса ЗСО и для поверхностного водоема, питающего его, в соответствии с п. п. 2.3.2 и 2.3.3.
2.2.2.5. Определение границ второго и третьего поясов ЗСО подземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий проводится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов, согласованными с государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской федерации.
2.3. Определение границ поясов ЗСО поверхностного источника
2.3.1. Границы первого пояса
2.3.1.1. Граница первого пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником устанавливается, с учетом конкретных условий, в следующих пределах:
а) для водотоков*:
вверх по течению ¾ не менее 200 м от водозабора;
вниз по течению ¾ не менее 100 м от водозабора;
по прилегающему к водозабору берегу ¾ не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени;
в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м ¾ вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м ¾ полоса акватории шириной не менее 100 м;
* Отнесение водного объема к водоему или водотоку проводится в соответствии с ГОСТом 17.1.1.02—77 «ОПГ, Классификация водных объектов».
б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.
примечание: на водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО включается вся акватория ковша.
2.3.2. Границы второго пояса
2.3.2.1. Границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
2.3.2.2. Граница второго пояса на водотоке в целях микробного самоочищения должна быть удалена вверх по течению водозабора на столько, чтобы время пробега по основному водотоку и его притокам, при расходе воды в водотоке 95 % обеспеченности, было не менее 5 суток ¾ для 1А, Б, В и Г, а также ПА климатических районов, и не менее 3-х суток ¾ для 1Д, ПБ, В, Г, а также III климатического района.
Скорость движения воды в м/сутки принимается усредненной по ширине и длине водотока или для отдельных его участков при резких колебаниях скорости течения.
2.3.2.3. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км ¾ при наличии нагонных ветров до 10 %, и 5 км ¾ при наличии нагонных ветров более 10 %.
2.3.2.4. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности ¾ не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности ¾ до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
2.3.2.5. Граница второго пояса ЗСО водотока ниже по течению должна быть определена с учетом исключения влияния ветровых обратных течений, но не менее 250 м от водозабора.
2.3.2.6. В отдельных случаях, с учетом конкретной санитарной ситуации и при соответствующем обосновании, территория второго пояса может быть увеличена по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.3.3. Границы третьего пояса
2.3.3.1. Границы третьего пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса. Боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3—5 километров, включая притоки. Границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
2.4. Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водоводов
2.4.1. Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов ¾ санитарно-защитной полосой.
2.4.2. Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии:
от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей ¾ не менее 30 м;
от водонапорных башен — не менее 10 м;
от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) ¾ не менее 15 м.
1. По согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора первый пояс ЗСО для отдельно стоящих водонапорных башен, в зависимости от их конструктивных особенностей, может не устанавливаться.
2. При расположении водопроводных сооружений на территории объекта указанные расстояния допускается сокращать по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не менее чем до 10 м.
2.4.3. Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:
а) при отсутствии грунтовых вод ¾ не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;
б) при наличии грунтовых вод — не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.4.4. При наличии расходного склада хлора на территории расположения водопроводных сооружений санитарно-защитная зона до жилых и общественных зданий должна быть не менее 300 м.
3. Основные мероприятия на территории ЗСО
3.1. Общие требования
3.1.1. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.
3.1.2. Объем указанных ниже основных мероприятий на территории ЗСО при наличии соответствующего обоснования должен быть уточнен и дополнен применительно к конкретным природным условиям и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного народнохозяйственного использования территории в районе ЗСО.
3.2. Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения
Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
3.2.1. Мероприятия по первому поясу
3.2.1.1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Запрещается посадка высокоствольных деревьев.
3.2.1.2. Запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, а также применение ядохимикатов и удобрений.
3.2.1.3. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.
3.2.1.4. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
3.2.1.5. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
3.2.2. Мероприятия по второму и третьему поясам
3.2.2.1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
3.2.2.2. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами и учреждениями экологического и геологического контроля.
3.2.2.3. Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
3.2.2.4. Запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами и учреждениями государственного экологического и геологического контроля.
3.2.2.5. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с требованиями СанПиНа «Охрана поверхностных вод от загрязнения».
3.2.3. Мероприятия по второму поясу
Кроме мероприятий, указанных в разделе 3.2.2, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия.
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
3.2.3.2. Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).
3.3. Мероприятия на территории ЗСО поверхностных источников водоснабжения
Целью мероприятий является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
3.3.1. Мероприятия по первому поясу
3.3.1.1. На территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в п. п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3.
3.3.1.2. Запрещается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками. На судоходных водоемах над водоприемником должны устанавливаться бакены с освещением.
3.3.2. Мероприятия по второму и третьему поясам ЗСО
3.3.2.1. Выявление объектов, загрязняющих источники водоснабжения, с разработкой конкретных водоохранных мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, подрядными организациями и согласованных с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.3.2.2. Регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения.
3.3.2.3. Запрещение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих требованиям СанПиНа «Охрана поверхностных вод от загрязнения».
3.3.2.4. Добыча песка, гравия и проведение дноуглубительных работ в пределах акватории ЗСО допускается по согласованию с центром санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе на 1 км выше (в сторону) от водозабора.
3.3.2.5. Использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, разрешенных государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации.
3.3.2.6. При наличии судоходства необходимо оборудование судов, дебаркадеров и брандвахт устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов; оборудование на пристанях сливных станций и приемников для сбора твердых отходов.
3.3.3. Мероприятия по второму поясу
Кроме мероприятий, указанных в разделе 3.3.2, в пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения подлежат выполнению мероприятия пунктов 3.2.2.4, абзац 1, 3.2.3.2, а также следующее.
3.3.3.1. Запрещение рубок леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Разрешаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
3.3.3.2. Запрещение расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.
3.3.3.3. Использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО для купания, туризма, водного спорта и рыбной ловли допускается лишь в установленных местах при условии соблюдения требований СанПиНа «Охрана поверхностных вод от загрязнения», а также гигиенических требований к зонам рекреации водных объектов.
3.3.3.4. При установлении прогрессирующего ухудшения качества воды поверхностных источников нормативные требования при сбросе сточных вод должны относиться не к воде водного объекта, а к самим сточным водам.
3.3.4. Границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначаются столбами со специальными знаками (приложение 4). Знак изготавливается и устанавливается распоряжением местных органов исполнительной власти и сдается владельцу земли под расписку и охрану.
3.4. Мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов
3.4.1. В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
3.4.2. Запрещается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Программа изучения источников водоснабжения для установки границ ЗСО
1. Подземные источники
1.1. Общее геологическое строение территории района расположения источника водоснабжения и общая характеристика его гидрогеологических условий; тип выбранного водоносного горизонта (артезианский ¾ напорный, грунтовый ¾ безнапорный), глубина (абсолютная отметка) залегания кровли водоносного горизонта, мощность, водовмещающие породы (пески, гравий, трещиноватые известняки); условия и места питания и разгрузки водоносного горизонта; общие сведения о водообильности горизонта (эксплуатационного запаса); сведения о существующем и перспективном использовании горизонта для водоснабжения и других целей.
1.2. Общие сведения о гидрогеологических условиях района (месторождения), условия питания водоносных слоев, предлагаемых к использованию для водоснабжения, топографическая, почвенная и санитарная характеристика участка водозабора, характеристика водоносного горизонта, намечаемого к эксплуатации (литологический состав, мощность, характер перекрытия, динамический уровень воды при расчетном водоотборе).
1.3. Данные о степени проницаемости слоев, перекрывающих пластов, данные о возможности влияния зоны питания на качество воды.
1.4. Санитарная характеристика местности, непосредственно прилегающей к водозабору; расположение и расстояние от водозабора до возможных источников загрязнения: брошенных скважин, поглощающих воронок, провалов, колодцев, заброшенных горных выработок, накопителей и т. п.
2. Поверхностные источники
2.1. Гидрологические данные: площадь бассейна питания водозабора, режим поверхностного стока, максимальные, минимальные и средние расходы, скорость и уровень воды в месте водозабора, средние сроки ледостава и вскрытия, предполагаемый расход в источнике, данные по характеристике приливно-отливных течений.
2.2. Общая санитарная характеристика бассейна в той его части, которая может влиять на качество воды у водозабора:
характер геологического строения бассейна, почва, растительность, наличие лесов, возделываемых земель, населенных пунктов;
промышленные предприятия (их число, размеры, расположение, характер производства);
причины, влияющие или способные влиять на ухудшение качества воды в водоеме, способы и места удаления твердых и жидких отбросов в районе нахождения источника; наличие бытовых, производственных стоков, загрязняющих водоем, количество отводимых сточных вод, сооружения для их очистки и места их расположения;
расстояние от места спуска стоков до водозабора;
наличие других возможных причин загрязнения источника (судоходство, лесосплав, водопой, зимние свалки на лед, купание, водный спорт, мелиоративные работы, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве и т. п.).
2.3. Характеристика самоочищающей способности водоема.
2.4. Для водохранилищ, кроме того, должны быть указаны: площадь зеркала и объем водохранилища, полезный и «мертвый» объем, режим питания и использования, сработка воды в водохранилище, план водохранилища, его максимальная и минимальная глубина, характер дна, берегов, донных отложений, наличие цветения, зарастания заиления, направление господствующих ветров и течений, скорость движения воды в водохранилище.
Контролируемые показатели качества воды подземного источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
1. Органолептические показатели воды
Температура в момент взятия пробы, °С
Запах при 20 °С качественно и в баллах
Привкус при 20 °С качественно ив баллах
Запах при 60 °С качественно и в баллах
Цветность в градусах
Мутность, мг/дм 3
2. Показатели химического состава воды
Водородный показатель (рН)
Бериллий, мг/дм 3
Марганец, мг/дм 3
Молибден, мг/дм 3
Общая жесткость, ммоль/дм 3
Окисляемость перманганатная, мгО/дм 3
Сероводород, мг/дм 3
Стронций, мг/дм 3
Сульфаты, мг/дм 3
Сухой остаток, мг/дм 3
Углекислота свободная, мг/дм 3
Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые загрязнения*
* Перечень показателей промышленных, сельскохозяйственных и бытовых загрязнении согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Микробиологические показатели воды
Число сапрофитных бактерий в 1 см 3
Число бактерий группы кишечных палочек (БГКП) в 1 дм 3
Контролируемые показатели качества воды поверхностного источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
1. Органолептические показатели воды
Температура в момент взятия пробы, °С
Запах при 20 °С качественно и в баллах
Запах при 60 °С качественно и в баллах
Привкус при 20 °С качественно и в баллах
Цветность в градусах
Мутность, мг/дм 3
2. Показатели химического состава воды
Водородный показатель (рН)
Взвешенные вещества, мг/дм 3
Марганец, мг/дм 3
Общая жесткость, ммоль/дм 3
Сульфаты, мг/дм 3
Сухой остаток, мг/дм 3
Углекислота свободная, мг/дм 3
Щелочность, мг экв/дм 3
Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые загрязнения*
* Перечень показателей промышленных, сельскохозяйственных и бытовых загрязнений согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Санитарные показатели качества воды
Поверхностные анионактивные вещества (ПАВ) — суммарно, мг/дм 3
Биохимическое потребление кислорода (БПК полное ), мгО/дм 3
Окисляемость перманганатная, мгО/дм 3
Аммоний солевой, мг/дм 3
4. Биологические показатели воды
Число сапрофитных бактерий в 1 см 3
Число лактозоположительных кишечных палочек в 1 дм 3
Возбудители кишечных инфекций (сальмонеллы, шигеллы, энтеровирусы) в 1 дм 3
Источник: www.vashdom.ru
Соблюдение санитарных и экологических норм на различных этапах строительства зданий и сооружений
Для улучшения качества строительства в строительных организациях (фирмах) разрабатывается и внедряется комплексная система управления качеством строительной продукции (КС УКСП), основанная на стандартах предприятия (СТП), разработанных в соответствии с Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ. Под качеством строительства понимается… Читать ещё >
Соблюдение санитарных и экологических норм на различных этапах строительства зданий и сооружений ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
- Введение
- 1. Общие понятия
- 2. Санитарные и экологические нормы на разных стадиях строительства зданий и сооружений
- 2. 1. Санитарно-экологическое сопровождение инженерной подготовки территории застройки, процесса строительства и приемки готового объекта
- 2. 2. Общие экологические требования и ответственность при вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов
- 2. 2. 1. Требования к инженерному оборудованию
Актуальность темы
За соответствием строящихся зданий и сооружений проекту, техническим нормативам и экологическим требованиям осуществляется систематический государственный, ведомственный, производственный и финансовый контроль.
Под качеством строительства понимается соответствие качества построенных зданий проектным решениям и нормативам. Качество должно формироваться на всех стадиях строительства: предпроизводственной (проектирование), производственной (строительно-монтажный процесс) и послепроизводственной (эксплуатация).
Поэтому оно является комплексной проблемой, зависящей от всех участников: государственных органов, заказчиков, проектных и строительно-монтажных организаций, заводовизготовителей, транспортных предприятий и организаций, участвующих в эксплуатации строительных объектов.
Для улучшения качества строительства в строительных организациях (фирмах) разрабатывается и внедряется комплексная система управления качеством строительной продукции (КС УКСП), основанная на стандартах предприятия (СТП), разработанных в соответствии с Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ.
Цель работы заключается в рассмотрении вопроса о соблюдении санитарно-экологических норм на разных стадиях строительства зданий и сооружений. Для раскрытия поставленной цели решались следующие задачи:
Источник: referat.bookap.info
3 Экологические требования при проектировании и строительстве. Правовая охрана средообразующих объектов. Экологическая служба города.
Глава 7. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
особую группу составляют природоохранные требования, которые должны соблюдаться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации зданий и иных сооружений, оказывающих прямое воздействие на природную среду.
Размещение зданий и иных сооружений допускается соблюдением требований по охране восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий их эксплуатации и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Если размещение зданий и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение об этом принимается с учетом результатов референдумов.
Проектирование строительства, реконструкции зданий и иных объектов должно осуществляться с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. В проектах строительства, реконструкции должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране, восстановлению и воспроизводству природной среды и природных ресурсов, рациональному природопользованию. Не допускается исключение из проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды.
Строительство и реконструкция производственных и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам. Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и отвода земельных участков в натуре, изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция городских и сельских поселений должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Размещение зданий и иных сооружений должно производиться с учетом природоохранных требований, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
При планировании и застройке поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.
С целью обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; загрязнения окружающей среды, охраны и использование особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных земель и лесных угодий на территориях поселений должны создаваться зоны с ограниченным режимом природопользования и осуществления хозяйственной деятельности. Это зоны охраны памятников истории и культуры, природы; заповедные, особо охраняемых природных территорий, санитарные, защитные, санитарно-защитные, водоохранные и прибрежные защитные полосы; санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов; чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, с экстремальными природно-климатическими условиями и другие.
Охрана отдельных природных ресурсов регламентируется соответственно законодательством: земельным о недрах, водным, лесным, о животном мире, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха.
Статья 34.Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
2. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений
1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно — гигиенических норм и градостроительных требований.
2. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
3. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно — защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
«Средообразующие объекты» не нашла, но нашла Средообразующая территория — природная охраняемая территория, предназначенная для косвенной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе, так что, возможно, средообразующие объекты в данном случае — защитно-озеленительная растительность в городах и иных поселениях, отсюда—˃
Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон
1. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
2. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно — защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
3. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
2. При планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
3. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений
1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно — кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений.
2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно — гигиенического и рекреационного назначения.
3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Экологические службы( спросить на консультации!)
Система экол контроля в стране. На каждом предприятии – экологическая служба (особ, в ТЭ, добывающих и перерабатывающих об – х), контроль выполн существующ ГОСТов и стандартов на выбросы и сбросы, внедрение нов и здоровьесберегающих технологий, участие в разработке стандартов. Подчин – ся эк службе области и МПР
Примеры по Москве:
Городская экологическая инспекция (нарушение порядка пользования природными ресурсами, сообщения о фактах загрязнения, промышленных выбросах, нарушениях норм экологической безопасности) .
Объединение административно-технических … (Благоустройство и саночистка города, чистота и порядок на улицах, стройплощадки, внешнее состояние домов и водоемов) .
центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (сообщения о загрязнении воздушного бассейна города, воды и почвы», случаи радиационного загрязнения)
ГП «Промотходы» (Сообщения о несанкционированных свалках отходов в неположенных местах и заявки о вывозе промотходов)
МосНПО «Радон» (Сообщения о радиоактивных загрязнениях, о необходимости дезактивации помещений, территорий, объектов, предметов)
Госторгинспекции (Сообщения о фактах торговли с нарушениями санитарных норм, а также некондиционным или экологически опасным товаром)
ГП «Экотехпром» (Сообщения о нарушении порядка вывоза бытовых отходов (невывоз отходов, несанкционированные помойки), заявки о ликвидации таких помоек и свалок бытовых отходов)
Моссанэпиднадзор (Сообщения о нарушениях санитарных норм, обнаруженных инфекциях, скоплениях мелких грызунов, опасных инфекциях у животных)
Экологическая милиция (Информация об экологических происшествиях в городе, грубых нарушениях природоохранного законодательства).
1.Биогеография как наука.предмет и структура биогеографии, ее место в системе наук. Основные этапы развития биогеографии. Биогеография – наука, изучающая распространение и распределение живых организмов и их сообществ по Земному шару.
Объект изучения биогеографии – биота. Биота – совокупность видов животных, растений и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения.
Биография тесно связана с др. науками- систематикой, теорией эволюции, палеонтологией, климатологией, ландшафтоведением, геологией.
Одними из основных разделов биогеографии являются: география растений и зоогеография.
1. Осн. объект зоогеографии – фауна — совкупность видов животных, исторически сложившаяся и занимающая опред. ареал. ( 2 обьект – ареалы – области распространения видов). Центральная проблема зоогеографии – изучение причин и путей изменения фауны (от прир-х до антр-х).
Фауна – качественный, видовой состав животных! Когда же говорят о популяциях, количественном составе, используя цифры, то правильнее говорить о животном населении – совокупность особей и сообществ животных.
Выделяют фауну лесов, болот; энтомофауну, орнитофауну….. и т. д.
Признаки фауны: видовой состав, сезонная динамика, степень самобытности, экологическая природа видов, фаунистические связи.
2. Основной объект географии растений – флора. Существуют близкие понятия : растительный покров и растительность. В природе мы сталкиваемся с растительным покровом – совокупность особей растений на территории. Растительность – совокупность растительных сообществ.
Флора – совокупность видов растений, встречающиеся на данной территории, слагающая все свойственные ей растительные сооб-ва и заселяющая все местообит-я. Она включает все таксоны растений, но обычно подразумевают – сосудистые. К флоре относят и культивируемые на полях растения, и растущие на дорогах, но не относят растения защищенного грунта. Выделяют бриофлору (мхи), лихенофлору, альгофлору (Урала, напр-р). Учение о флорах – флорология.
У каждой флоры свои свойства: богатство (разнообразие видов), уровень эндемизма, набор жизненных форм, экологические группы раст-й, возраст.
Флора состоит из 3 фракций: реликтовая(остаточная), миграционная и автохтонная.
Биогеография пользуется методами: сравнительно-географическим (сравнниеие особенностей фауны, флоры, растительного покрова, животного населения различных природно-территориальных комплексов), экологическим (связь органического мира со средой), количественным (установление законом-ей распределения биомассы и биологической продукции), историческим и картографическим.
2.Здоровье населения и его показатели. антропо-экологические критерии качества окружающей среды. Экологическая классификация болезней и патологических состояний.
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Характеристики состояния здоровья:
Данные о заболеваемости
Данные об инвалидности и нетрудоспособности
Данные о дефектах физического или психологического здоровья
Социально-экономические показатели – реальный доход на душу населения
Состояние жилого фонда
Девиантное поведение родителей
3.Особо охраняемые природные объекты, критерии и виды. Правовая охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения. Красная книга РФ и ее правовое значение. ООПТ – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где расположены природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен тот или иной режим охраны.
Закон об ООПТ от 1995 предусматривает следующие категории:
Государственные природные заповедники (абсолютные (Югыд-Ва), сукцессионные (Басеги), резерватные (Ильменский), биосферные – резерваты ЮНЕСКО);
Национальные парки (открытого, курортного и полузакрытого типов, и с заповедным режимом);
Государственные природные заказники (биологические (охотничьи), орнитологические, ландшафтные, ботанические, гидрологические);
Памятники природы (ландшафтные, гидрологические, геологические, ботанические, археологические);
Дендрарии и ботанические сады
Оздоровительные и курортные территории.
В международной классификации выделяют 6 категории:
Ia – строги природный резерват – участок с нетронутой дикой природой. Подлежат полному изъятию из природопользования
Iб – участок с дикой природой, который охраняется и управляется для сохранения самой дикой природы;
II – национальный парк – охраняемые природные комплексы, которые сочетаются с экологическим туризмом;
III – памятники природы – охрана природных достопримечательностей;
IV – заказник – сохранение местообитании видов через активное управление;
V – охраняемые местные и культурные ландшафты;
VI – охраняемые территории, характеризующиеся щадящим использованием экосистем.
Растения и животные красной книги являются особо охраняемыми объектами. Это природозаповедное право.
Существуют подзаконные акты:
Порядок ведения КК
Порядок добычи объектов КК
Растения и животные – это не территориальные объекты. Они изымаются из хозяйственного использования, или использование очень ограничено – добыча с научно-исследовательской целью с разрешения федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Не могут быть объектом охоты или рыболовства.
КК – официальный документ, содержащий свод сведений о растениях и животных, а также меры по их охране и восстановлению.
Ведет КК министерство РФ. Издание книги не реже 1 раза в 10 лет.
Решение о включении и исключении принимает министерство РФ по согласованию с министерством с/х, органами исполнительной власти и РАН. Издается по мере отнесения новых видов к особо охраняемым.
415 видов животных, 533- растений, 17 грибов – на начало 2001 в КК РФ.
6 видов б/позвоночных и 123 позвоночных в КК МСОП.
Особое внимание международные организации уделяют: уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик, китообразные.
Изъятие растений и животных и естественной среды обитания допускается в исключительных случаях.
Запрещенная деятельность, ведущая к сокращению численности и ухудшающая их среду обитания.
Ответственность за сохранение и воспроизводство объектов не несут физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории, на которой обитают эти виды.
Для сохранения и разведения органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать условия, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.
Право пользования объектами КК может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительная лицензия) на оборот указанных животных. Это разрешение выдает МПР.
Самая эффективная мера по сохранению редких и исчезающих видов – сохранение их местообитания, которое может быть достигнуто, в частности, организацией ООПТ. Сейчас на ООПТ охраняется более половины видов краснокнижников.
Источник: studfile.net
Эколого-градостроительное законодательство
Требования в области охраны окружающей среды при градостроительной деятельности определены правовыми нормами законов и иных нормативных правовых актов экологического законодательства. Градостроительное законодательство предусматривает выполнение этих требований, в том числе посредством градостроительных средств.
Законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГК РФ), принятого в 1998 г. [2], иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В составе документов, регламентирующих градостроительную деятельность, особое место занимают государственные строительные нормы и правила (СНиП). Это нормативно-технические документы. Соответствующие органы субъектов РФ выпускают территориальные строительные нормы (ТСН), в которых учитываются местные условия строительства. ТСН регистрируются в Госстрое России и включаются в систему нормативных документов.
Вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов при градостроительной деятельности посвящены отдельные статьи ГК РФ и других федеральных законов, а также соответствующие разделы ТСН и СНиПов. В дополнение к СНиПам научно-исследовательскими и проектными организациями выпускаются пособия, руководства, рекомендации и положения по проработке вопросов охраны окружающей среды в проектной документации. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских поселений устанавливают санитарные правила.
ГК РФ является основным законом, определяющим государственную градостроительную политику (ст. 2). Суть концепции современной государственной градостроительной политики – создание города для человека. Градостроительная политика должна учитывать современные социально-экономические условия России.
Они характеризуются многообразием форм собственности, рыночными экономическими механизмами. При осуществлении градостроительной деятельности должны обеспечиваться необходимые условия для реализации конституционных прав граждан – каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7).
Законом ООС предъявляются следующие требования к градостроительной деятельности. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, которые должны обеспечивать благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем (ст. 44).
Законом ООС предусмотрено расширение приоритета «благоприятной среды для жизнедеятельности человека» до «благоприятной среды для жизнедеятельности человека, для обитания растений, животных и других организмов». В этом проявляется забота об окружающей среде. Сохранение биологического разнообразия и устойчивого функционирования естественных экологических систем обеспечивает выполнение ими средообразующих и средовосстанавливающих функций. Окружающая среда, оставаясь благоприятной сегодня не только для жизнедеятельности человека, но и для обитания других организмов, будет оставаться благоприятной и в будущем для следующих поколений людей.
В соответствии со ст.1 ГК РФ градостроительная деятельность включает деятельность в области градостроительного планирования и развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости.
Основой градостроительной документации является генеральный план. В генеральном плане городского поселения определяются (ст. 35):
· основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатичес-ких условий, численности населения;
· зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
· меры по защите территорий городского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
· соотношение застроенной и незастроенной территорий городского поселения;
· территории резерва для развития городского поселения.
Совокупность перечисленных направлений планирования будет определять условия формирования среды жизнедеятельности, ее экологического и санитарного благополучия.
Разработка градостроительной документации включает три основных направления по регулированию окружающей среды:
1) зонирование территорий;
2) соблюдение требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил;
3) оценка воздействия на окружающую среду градостроительных объектов.
Зонирование территорий. В ГК РФ дается следующее определение зонирования. Зонирование – это деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.
Статьей 40 ГК РФ, а также ст. 85 Земельного кодекса РФ определены виды территориальных зон различного функционального назначения:
2) общественно-деловые зоны;
3) производственные зоны;
4) зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
5) рекреационные зоны;
6) зоны сельскохозяйственного использования;
7) зоны специального назначения;
8) зоны военных объектов, иные зоны режимного назначения.
Жилые зоны предназначены для застройки жилыми домами. В общественно-деловых зонах размещаются объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также образовательные, административные, научно-исследовательские учреждения, стоянки автомобильного транспорта, культовые здания и прочее.
В производственных зонах размещаются промышленные, коммунальные и складские объекты. В зонах инженерной и транспортной инфраструктур размещаются и функционируют сооружения и коммуникации автомобильного, железнодорожного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. Рекреационные зоны включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи. В зонах специального назначения размещаются кладбища, крематории, скотомогильники, свалки бытовых отходов. Любая территориальная зона может включать в себя территории общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы).
На территории городских поселений, кроме зон определенного функционального назначения (с определенным видом градостроительного использования), выделяются зоны, использование территорий которых для градостроительной деятельности ограничено. В соответствии со ст. 37 ГК РФ к ним относятся:
· зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов;
· зоны особо охраняемых природных территорий;
· санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;
· водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
· зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
· территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.
Заповедный фонд образуют национальные, дендрологические и природные парки, ботанические сады, памятники природы. Заповедные зоны, а также природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, относятся к особо охраняемым природным территориям (ст. 58 Закона ООС, ст. 94 и 95 Земельного кодекса РФ.).
В целях охраны окружающей среды на территориях городских поселений создаются зеленые зоны (ст. 44 Закона ООС). Зеленые зоны города выполняют функции экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Кроме того, зеленые зоны, расположенные в кварталах и микрорайонах городских поселений, могут быть защитными и охранными зонами, в том числе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 52 Закона ООС). Совокупность зеленых зон составляет зеленый фонд городских поселений (ст. 61 Закона ООС).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности. Эти объекты обычно располагаются в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктуры и зонах специального назначения. Размер санитарно-защитной зоны определяется необходимым расстоянием от объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон города. Это расстояние обеспечивает прекращение вредного воздействия объектов на население.
К территориям, подверженным воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся [27]:
· опасные зоны отвалов пород угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин;
· зоны возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб;
· сейсмические районы, непосредственно прилегающие к активным разломам.
Зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия являются территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами, радиоактивными веществами выше установленных норм и представляющие собой угрозу здоровью человека (ст. 10 ГК РФ). Эти территории подлежат консервации и специальной обработке.
Схемы зонирования территорий составляются при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития поселений и об их застройке. Эти схемы определяют вид использования территорий и устанавливают ограничения на их использование для градостроительной деятельности. Зонированием территорий регулируется качество окружающей среды, так как направлено оно на предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, на уменьшение загрязнения окружающей среды, охрану особо охраняемых природных территорий и защиту от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Соблюдение требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил при разработке градостроительной документации установлено ст. 10 ГК РФ. Требования по охране окружающей среды и санитарные правила к осуществлению градостроительной деятельности приводятся:
· в соответствующих разделах строительных норм и правил;
· в санитарных правилах.
Указанные требования представлены в виде градостроительных правил и нормативов. Их выполнение обеспечивает защиту окружающей среды, а также соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, в том числе по микроклимату.
Примеры из СНиПа «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», раздел «Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры» [27].
1. Селитебные территории следует размещать с наветренной стороны по отношению к производственным предприятиям, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха (п. 9.8).
2. Селитебные территории следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно сбросов производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод (п. 9.10).
3. Расстояние между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов норм инсоляции и освещенности (п. 2.12). Даются ссылки на нормы инсоляции и освещения.
Примеры из СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [28].
1. Минимальные размеры санитарно-защитных зон:
предприятий первого класса – 1000 м;
предприятий второго класса – 500 м.
2. Ближайшее расстояние от оси проектируемых воздушных линий электропередачи (ВЛ) до границы населенного пункта должно быть не менее:
250 м – для ВЛ напряжением 750 кВ;
300 м — для ВЛ напряжением 1150 кВ.
Для соблюдения требований экологической безопасности используется информация, содержащаяся в территориальных комплексных схемах.
Территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования (ТерКСОП)разрабатываются для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территории субъектов РФ, территориально-производственных комплексов, городов – крупных промышленных центров и отдельных промышленных комплексов (ст. 10 ГК РФ). ТерКСОП – это экологически ориентированный градостроительный документ. Он включает анализ и оценку экологического состояния природной среды, расселения населения и территориальную организацию производительных сил, состояния инфраструктуры, условий жизнедеятельности, состояния природных и историко-культурных комплексов, а также предлагаемые меры по оздоровлению окружающей среды, охране и рациональному использованию природных ресурсов, меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и т.п. [29].
При разработке градостроительной документации предусмотрена оценка воздействия градостроительного объекта на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ст.1 Закона ООС).
ОВОС проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации (ст. 32 Закона ООС). Оценивается влияние градостроительного объекта на все компоненты и объекты природной среды: атмосферный воздух, водные объекты, почвы и т.д.
Процедура ОВОС сопровождает разработку раздела «Охрана окружающей среды», который входит в градостроительную документацию всех видов (ст. 10 ГК РФ). Правильность выводов ОВОС проверяет государственная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза введена как мера по предотвращению принятия экологически непродуманных решений уже на стадии разработки соответствующей документации. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» введен в действие в ноябре 1995 г. [30]. В законе дано определение экологической экспертизы. Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Одним из основных принципов закона «Об экологической экспертизе» является принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что инициатор любой деятельности должен доказать ее экологическую безопасность.
Закон определяет права граждан в области экологической экспертизы – возможность получения информации и участия в обсуждении намечаемой деятельности и т.д. Законом определена процедура проведения общественной экологической экспертизы. Этапом, предшествующим государственной экологической экспертизе, является ведомственная экспертиза. Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации.
Государственной экологической экспертизе подвергаются все виды документации на проведение намечаемой градостроительной и строительной деятельности:
· градостроительная документация – генпланы городов, проекты планировки и проекты застройки;
· предпроектная документация – обоснование инвестиций в строительство объектов, промпредприятий и комплексов;
· проектная документация – проекты и рабочая документация для строительства предприятий, зданий, сооружений.
Положительное заключение экспертизы дается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта градостроительной или строительной деятельности санитарным правилам. Положительное заключение государственной экологической экспертизы дает разрешение на реализацию объекта; отрицательное заключение экспертизы запрещает реализацию объекта, но может служить обоснованием для последующей доработки проекта при выборе альтернативного варианта.
Охрана окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов недвижимостипредусматривает систему мероприятий по санитарной очистке территорий, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иных мероприятий по охране окружающей среды (ст. 33 и 37 Закона ООС).
Таким образом, в соответствии с эколого-градостроительным законодательством, деятельность всех этапов градостроительства ориентирована на регулирование и охрану окружающей среды. В градостроительном пла-нировании и проектировании осуществляется: зонирование территорий, соблюдаются требования охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил, проводится оценка воздействия на окружающую среду градостроительных объектов. При застройке городских поселений осуществляются мероприятия по охране окружающей среды: санитарная очистка и озеленение территорий, восстановление природной среды, рекультивация земель. Эколого-градостроительное законодательство предусматривает обеспечение градостроительными средствами благоприятной среды жизнедеятельности.
Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 3736 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org