Можно ли построить автосервис на участке «Земли поселений (земли населенных пунктов) для эксплуатации индивидуального жилого дома»?
При строительстве автосервиса без малярных работ, какое нужно соблюсти расстояние до соседнего участка с частным домом?
Ответы на вопрос:
Нет, автосервис можно строить только на земле с видом разрешенного использования — для предпринимательской деятельности (размещение автосервиса), в противном случае надо менять ВРИ, Ст.37,39 ГрК РФ, так как это будет нецелевое использование земельного участка, ст.8.8. КоАП РФ. До соседнего земельного участка должно быть не менее 3 метров.
По данному вопросу нужно смотреть Правила землепользования и застройки.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 сентября 2014 года N 540
Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Совершенно справедливо вам высказал свое правоприменительное усмотрение юрист Шишкин В.М. Соглашусь с коллегой. Ваш вопрос регулируется ст.37 и 39 ГрК РФ. Без вариантов, нужна земля для предпринимательства или менять категорию, но не факт, что получиться поменять, из практики судебных дел, как судебный аналитик вам скажу. Расстояние бесспорно по СНИП нужно соблюсти: Здания и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф 1-Ф 4 (за исключением указанных в строке 1) расстояние 100 м.
АВТОСЕРВИС В СВОЁМ ГАРАЖЕ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ — ЧТО НАДО ЗНАТЬ
Цитата:»СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности
СТАНЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ
Требования пожарной безопасности
Car refueling stations. Fire safety requirements
ОКС 13.220.01, 75.200
Дата введения 2014-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 05 мая 2014 г. N 221
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 30 мая 2014 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
1.2 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.
1.3 Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.
1.4 При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования
ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания
ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.
3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.
3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.
3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.
3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.
3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.
3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.
3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.
3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.
3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.
3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.
3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.
3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.
3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.
3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.
3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.
3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.
3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.
3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.
3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.
3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).
3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.
3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).
3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.
3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.
3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.
3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.
3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.
3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.
3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.
3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.
3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.
3.33 сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.
3.34 свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца: Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.
3.35 система объединенного контроля герметичности двустенного (двухоболочечного) резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.
3.36 система периодического контроля герметичности резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.
3.37 система постоянного контроля герметичности резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре): Комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.
3.38 система предотвращения переполнения резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС.
3.39 технологический отсек: Выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.
3.40 технологическая система АЗС: Комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС.
3.41 технологически связанные с АЗС производственные объекты: Объекты, предназначенные для производства и/или хранения моторного топлива, поставляемого на АЗС по трубопроводам, и характеризующиеся общими с АЗС системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.
4 Обозначения и сокращения
АЗС — автомобильная заправочная станция
АГЗС — автомобильная газозаправочная станция
АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция
АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)
ГЖ — горючая жидкость
КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция
ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость
КПГ — компримированный природный газ
МЭГК — многоэлементный газовый контейнер
НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени
ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик
ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива
СПГ — сжиженный природный газ
СУГ — сжиженные углеводородные газы
Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов
ТРК — топливораздаточная колонка
5 Классификация АЗС
5.1 Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).
5.2 Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
5.3 Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.
5.4 Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
5.5 Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
5.6 Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
5.7 Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
5.8 Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ.
5.9 Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.
5.10 Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.
5.11 Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.
5.12 Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.
5.13 Передвижная КриоАЗС — КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ, выполненного как единое заводское изделие.
6 Общие требования
6.1 При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС, имеющих техническую документацию.
6.2 Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
6.3 При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или КПГ, границ площадок для АЦ и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, котельной, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящим сводом правил не регламентируются.
При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять:
до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до стен, окон и дверей зданий;
до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния от АЗС до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
до остальных дорог и улиц — не нормируются.
6.4 Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.
6.5 На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств — посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
На территории АЗС не допускается размещать наружные установки категории АН, БН, ВН и ГН, не относящиеся к технологической системе АЗС или котельной АЗС.
6.6 К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с КПГ или СПГ, а также СУГ и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара.
Пример — Указанное требование допускается выполнять следующим образом.
Для защиты от воздействия пожара резервуаров (трубопроводов), полностью или частично расположенных над поверхностью земли, позволяющей приравнивать их к подземным, допускается применять поверхностную огнезащиту, выполненную из негорючих материалов и обеспечивающую целостность указанных резервуаров (трубопроводов) при воздействии на них возможного пожара в течение времени не менее 60 минут, а также работоспособность оборудования, необходимого для их безопасного опорожнения от топлива и его паров. Поверхностная огнезащита должна выполняться стойкой как к воздействию огня, так и к воздействию воды при тушении пожара.
6.7 На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий А, Б (за исключением помещений для оборудования с КПГ и для перекачивания сжиженных углеводородных и/или природного газов, которое относится к технологической системе АЗС) и Г (за исключением котельной).
В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.
6.8 При расположении помещений различного функционального назначения (помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров, помещение сервисного обслуживания транспортных средств или помещение для персонала АЗС) в одном здании минимальные расстояния определяются до ближайшей перегородки, стены и проема в стене помещения как до здания того же функционального назначения. При этом расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, определяются по другим нормативным документам по пожарной безопасности.
6.9 Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть одноэтажные, I, II или III степени огнестойкости класса С 0 или С 1, или IV степени огнестойкости класса С 0. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С 0 общей площадью не более 150 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, в которых отсутствуют складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Опоры и несущие конструкции эстакад для прокладки трубопроводов с топливом и его парами должны изготавливаться из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее R60. В случае прокладки трубопроводов СПГ указанные опоры и конструкции должны сохранять свои функциональные свойства при воздействии на них аварийных проливов криогенных жидкостей.
6.10 На территории АЗС допускается предусматривать котельные только для нужд АЗС. При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. Следует применять электрические котлы или котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, АГЗС с одностенными резервуарами и КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе) с температурой вспышки более 45 °С.
При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, в том числе, регазифицированного.
Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую трубу, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону оборудования технологической системы АЗС и площадки для АЦ. Дымовая труба должна оснащаться искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов.
6.11 Котельные на дизельном топливе должны размещаться в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С 0, С 1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С 0, С 1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств.
Оборудование хранения и линии подачи дизельного топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу устанавливается запорная арматура и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.
6.12 На территории АЗС не допускается устройство подземных воздушных пространств (тоннели, каналы), не предназначенных для обращения в них топлива и/или его паров, а также подземных помещений и подпольных пространств, в которые возможно поступление топлива и/или его паров в результате аварийной ситуации. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
6.13 Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками первого типа и перекрытиями третьего типа.
Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электрических агрегатов технологической системы в специальном помещении электрической щитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.
6.14 Не допускается объединять в едином здании:
помещения для оборудования технологической системы АЗС категорий А, Б и В 1-В 2 и помещения сервисного обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров;
помещения сервисного обслуживания транспортных средств (за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе) и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками первого типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.
6.15 В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различной функциональной пожарной опасности должны разделяться противопожарными перегородками первого типа.
При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.
6.16 В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.
6.17 Помещения категорий В 1-В 3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.
Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, размещаемых либо подземно снаружи здания, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками первого типа и имеющем самостоятельный выход непосредственно наружу здания.
Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива.
6.18 В случае, если выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.
6.19 Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г 1-Г 2.
Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается.
6.20 Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта, вибрации), определяемых проектом на АЗС.
6.21 Планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения.
6.22 При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:
оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;
емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;
оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;
линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров;
трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.
6.23 Конструкция колодцев инженерных сооружений (за исключением приемных устройств колодцев ливневой канализации) должна предотвращать попадание в них горючих газов и жидкостей при аварийных проливах топлива, а также грунтовых вод через их стенки и крышки.
6.24 При наличии ограждения территории АЗС или территории отдельной площадки (площадок) на АЗС оно должно быть выполнено из негорючих материалов и не препятствовать свободному проветриванию.
6.25 Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
6.26 При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
6.27 Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными.
6.28 Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.
6.29 ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.
6.30 На АЗС применение АЦ для транспортировки топлива, не отвечающих требованиям [1], а также АЦ для транспортировки жидкого моторного топлива, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 50913, не допускается.
При этом устройства, указанные в [1], автоматически предотвращающие выход СУГ и СПГ из цистерны при аварийных расходах газа по сливоналивным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций, должны отвечать установленным требованиям в соответствии с [2] в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств.
Применение АЦ для доставки СУГ или СПГ на АЗС с количеством транспортных емкостей (сосудов) СУГ или СПГ более одной не допускается.
6.31 Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.
6.32 Электроснабжение систем противоаварийной защиты должно соответствовать первой категории надежности в соответствии с [3].
Монтаж системы молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
6.33 Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередач не допускается.
6.34 АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
6.35 Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:
первичные средства пожаротушения;
стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические);
наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар).
6.36 Тип, необходимое количество и размещение первичных средств пожаротушения следует выбирать в соответствии с [4].
6.37 Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Общая вместимость противопожарных водоемов (резервуаров) для КриоАЗС, выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС, резервуары хранения СПГ и транспортные емкости (сосуды) АЦ СПГ которых отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил, а также АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС, должны определяться расчетом, но составлять не менее 100 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности.
Расход воды на наружное пожаротушение указанных АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных (наземных) резервуаров (сосудов), в том числе, АЦ.
Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется в соответствии с другими нормативными документами по пожарной безопасности (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств как для производственных зданий).
Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 литров в секунду.
6.38 Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается предусматривать от противопожарных водоемов (резервуаров) общей вместимостью не менее 3 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности в следующих случаях:
на АГНКС и АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами хранения топлива, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания;
на АЗС жидкого моторного топлива с надземными двустенными резервуарами хранения топлива общей вместимостью не более 40 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности.
Противопожарные водоемы (резервуары) должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
На таких АЗС необходимо предусматривать стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых определяются в соответствии с [4], предъявляемыми к АЗС с заправочными островками для грузовых транспортных средств, а также площадки высадки (посадки) пассажиров за территорией АЗС (присутствие пассажиров на территории таких АЗС не допускается).
6.39 Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В 4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В 1 и В 2 по пожарной опасности площадью более 20 мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ГГ, ЛВЖ и ГЖ — независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, КриоАЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование с СУГ, КПГ и/или СПГ, относящиеся к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.
Указанные помещения с оборудованием, в котором обращается газообразное топливо, допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения в случае, если удельная пожарная нагрузка, не относящаяся к КПГ или СПГ, а также к СУГ, и размещенная в этих помещениях, не превышает 180 МДж·мСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности.
Торговый зал магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ должен быть оборудован автоматическими установками пожаротушения, если количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В 1 или В 2 по пожарной опасности.
6.40 Кабельные линии и электроподводка к устройствам, предназначенным для обеспечения перекрытия поступления топлива, сброса избыточного давления и отключения оборудования в случае пожара, должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Работоспособность указанных кабельных линий и электроподводок в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов согласно ГОСТ 31565 и способами их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электроподводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.»http://docs.cntd.ru/document/1200110842
Также, нужно учитывать противопожарные расстояния:
Цитата:»Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий и сооружений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары:
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).
2. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону. Общая вместимость надземных резервуаров автозаправочных станций, размещаемых на территориях населенных пунктов, не должна превышать 40 кубических метров.
3. Расстояние от автозаправочных станций до границ лесных насаждений смешанных пород (хвойных и лиственных) лесничеств допускается уменьшать в два раза. При этом вдоль границ лесных насаждений лесничеств с автозаправочными станциями должны предусматриваться шириной не менее 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 117-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При размещении автозаправочных станций вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, вдоль прилегающих к посадкам границ автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.
5. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, лечебных учреждений стационарного типа должны составлять не менее 50 метров.
Источник: www.9111.ru
Нормы строительства гаража от забора и другие законодательно обусловленные нюансы
При размещении капитального гаража для любимого автомобиля на участке нужно учитывать существующие нормативы. Чтобы исключить претензии государственных органов и соседей, следует знать, на каком расстоянии от забора можно строить гараж. Необходимо заранее определиться с перечнем разрешительной документации и порядком возведения строений такого типа. Это поможет избежать нареканий и проблем по окончанию строительства гаража рядом с забором из-за несоблюдения нормы расстояния, правил и требований закона.
Нормативно-правовые ограничения
Возведение основных и вспомогательных строений должно производиться без нарушения строительных норм и правил (далее СНиП), которые учитывают технические, правовые и экономические требования в отношении архитектурных изысканий и градостроительства.
Чтобы иметь возможность зарегистрировать новое строение как объект недвижимого имущества, находящегося в собственности, необходимо получить соответствующее разрешение.
Исключение представлено совокупностью следующих обстоятельств:
- Строительство гаража не связано с желанием получать прибыль от арендной деятельности, ремонта транспортных средств и прочего.
- Установить бокс планируют на земле, принадлежащей владельцу на праве собственности, выделенной под жилищное строительство или некоммерческой садово-огороднической деятельности (СНТ или дачный кооператив).
- Бокс не имеет фундамента, например, металлический, следовательно, не относится к объектам капитального строительства.
На дачном участке
Во всех иных случаях владелец участка обязан обратиться в архитектурное подразделение органов местной власти, представив следующие документы:
- письменное заявление с обязательными сведениями (от кого, кому, обстоятельства и суть просьбы);
- копия документа, удостоверяющего личность владельца земельного участка;
- документ, подтверждающий право собственности на землю;
- топографическая привязка к местности;
- кадастровый план домостроения и прилегающей территории;
- техническая документация с оценочными сведениями БТИ;
- схема ввода коммуникаций на территорию домостроения;
- проект.
Получив заявление, чиновник обязан выдать расписку заявителю о том, что документы приняты к рассмотрению. Решение о том, можно ли строить гараж в заявленном месте, принимается в течение десяти рабочих дней. На практике эта процедура занимает более длительные сроки.
При получении отрицательного решения все документы обязаны вернуть. Заявитель имеет право повторного внесения ходатайства в тот же орган после изменения строительного плана или может обратиться в судебные инстанции для обжалования административного, по мнению заявителя, неправомерного отказа.
Документы на строительство
Гибкая система законодательных актов не регламентирует точно, что необходимо предоставить перед возведением собственного гаража. Оптимальный вариант — найти толкового архитектора, связанного с этой областью. Нормативные акты могут меняться даже в зависимости от региона проживания, поэтому точные советы и указания составить невозможно.
Можно выделить такие моменты:
- Постройка гаража на месте старого, уже внесенного в технический паспорт сооружения не требует оформления заново.
- Модернизация и любые конструктивные изменения необходимо согласовать, а также закрепить на законодательном уровне.
- Постройка нового сооружения жилого и подсобного, равно как и установка ограждений предусматривает ознакомление всех соседей и их письменное согласие с вашим планом. Если кто – то выступит с несогласием, это мнение также необходимо учитывать.
- Спорные вопросы о размещении межевых границ и соответствующих строений необходимо решать с привлечение геодезических служб.
- Самый простой, но дорогостоящий способ — заказать планировку сооружений в архитектурной независимой организации. Разумеется, это поможет решить многие проблемы, но стоимость таких услуг будет весьма значительной.
- Если на вашем и соседском участке одновременно ведутся строительные работы, важно согласовать место расположения новых объектов с владельцем соседнего участка. Такие договоренности нелишне будет и закрепить письменным соглашением, чтобы в дальнейшем можно было оспорить проблемные вопросы.
Это, наверное, самая сложная часть будущего проекта по возведению гаражного помещения. Часто такие тяжбы тянуться продолжительное время, особенно когда речь идет о спорных вопросах между владельцами соседних участков. Помочь в этом случае могут наши советы, а также соблюдение основных нормативов по размещению хозяйственных пристроек на участке.
Удаление от объектов
Получение разрешения на строительство во многом зависит от соблюдения в проекте постройки требований СНиП, в частности, соблюдены ли при строительстве гаража минимально разрешенные расстояния до дворовых построек, соседских домов и объектов инфраструктуры.
Нормы СНиП за 1997 год предписывают для хозяйственных построек, к которым относят помещение для авто, следующее:
- удаление от жилых домов, если гараж пристроен – 3 м;
- дистанция до иных хозяйственных построек (сарай, отдельная мансарда и прочее) от 1 м;
- расстояние от забора до гаража от 1 м;
- сектор до кустарника не менее 1 м;
- удаленность от деревьев умеренного роста от 2 м;
- расстояние между пристройкой и высокорослыми деревьями от 4 м;
- дистанция к жилому дому соседа не менее 6 м;
- до «красной линии» (граница частного домовладения и муниципальной земли) более 5 м.
Пристроенное гаражное помещение
В целом, здесь также можно ориентироваться на предыдущий вариант. Въезд необходимо продумать так, чтобы машина никуда не сворачивала и тем более не огибала дом. Помимо рационального использования пространства такой вариант максимально безопасен для близких и удобен в повседневном использовании. Нормативы не предусматривают регламент для высоты сооружения, но жалобы от соседей по поводу затенения участка могут повлечь судебные разбирательства и пристальное внимание к другим возможным нарушениям строительства. Именно поэтому при планировке необходимо учесть и этот важный нюанс.
Особенности соседства с деревянными постройками
Соседство с подворьем, где построен деревянный жилой дом, увеличивает обязательное расстояние до 15 м. При этом сохраняется право согласовать с владельцем сокращение этой дистанции. Согласие оформляется письменно и удостоверяется нотариусом.
Такой же порядок соседского решения вопроса относится к кирпичным строениям, если необходимо построить помещение для машины на дистанции менее 6 м. Обязательным условием для получения положительного ответа от соседа является обеспечение достаточных мер пожарной безопасности.
Для этого нужно:
- сделать установку наружного щита с рекомендованными противопожарными принадлежностями;
- разместить в помещении огнетушитель;
- предусмотреть, чтобы помещение не отапливалось;
- распределительный щиток питания электрической энергией разместить вне постройки;
- щит электрики оборудовать автоматическим нагрузочным выключателем;
- трассировку проводов провести в защитном металлическом рукаве;
- оснастить приборы освещения заводскими плафонами.
Гараж в архитектуре жилого дома
Такой вариант характерен для европейских и американских жилых домов. Вместе с тем, это очень удобно и практично, поэтому зачастую новые здания, даже многоэтажные проектируют именно так. Для гаражного помещения отводят цокольный или «нулевой» этаж, а въезд располагается с той стороны фасада, где нет центрального входа. Такое расположение имеет свои преимущества и недостатки, но важно продумать еще и другие немаловажные детали.
Важные нюансы встроенного варианта гаража:
- Помещение не должно сообщаться с жилыми комнатами. Вариант, когда покупки выгружаются прямо на кухню весьма заманчивый, но имеет ряд недостатков, например, попадание выхлопных газов в жилое помещение.
- Над гаражом желательно не планировать спальни и детской. Это сложно в выполнении, ведь мы стараемся максимально задействовать все полезное пространство. Вместе с тем, это требования пожарной безопасности, поэтому его выполнение будет нелишним.
- Приточно – вытяжная вентиляция необходима обязательно! Лучше всего в этом случае не надеяться на естественную циркуляцию воздуха, а установить на концах вентиляционных труб небольшое устройство по типу вентилятора. Это существенно повысит качество вентиляции, а также сделает такое «соседство» с жилым помещением безопасным и комфортным.
- Въезд в гараж должен быть расположен не менее чем на метр от ограждения. Нелишним будет повторить правила расположения гаража по отношению к «красной» линии, которые описаны далее.
Перед планированием обязательно необходимо провести проверку уровня грунтовых вод. Это делается специальным оборудованием еще на этапе создания проекта, поэтому дополнительная модернизация уже существующего здания требует предельной осторожности.
Рекомендации по выбору места для строительства
Для того чтобы возникало меньше вопросов при согласовании документации с архитекторами местной администрации, строительство капитального бокса следует планировать с учетом следующего:
- Если здание размещают внутри дворовой территории, то въезд автомобиля не должен сопровождаться дополнительными маневрами.
- С внутренней стороны въездных ворот должно быть достаточно места для запирания гаражных.
- Въезд в гараж, если он примыкает к улице, должен проектироваться с учетом обеспечения обзора, достаточного для безопасного маневра выезжающего автотранспорта.
- Открытие ворот не должно создавать помех для движения пешеходов и проезжающих машин.
- Строение не должно закрывать доступ света к соседскому огороду или саду, если в нем есть низкорослые сорта деревьев.
- Водоотведение с крыши должно направляться на территорию своего участка, как с крыши, так и по земле с использованием канавы.
- Посадка собственных деревьев проводится с учетом требований СНиП.
- Если принято решение строить гараж встык с домом или отвести под него цокольный этаж, то следует выполнить все нормы противопожарной безопасности. Они касаются оборудования помещения вытяжкой, пожарным инвентарем, сигнализацией о возникновении возгорания.
Схема расположения построек
Если гараж находится в частном доме в цокольном этаже, то правилами пожарной безопасности там разрешено парковать и хранить автотранспорт, работающий на жидком топливе.
О размерах гаража
На этапе проектирования следует предусмотреть внутренние размеры гаража, обеспечивающие минимально комфортное и безопасное использование. Они могут быть:
- с обеих сторон автомобиля – 0,8 м;
- при наличии колонн – не менее 0,6 м;
- со стороны багажника и капота автомобиля – не менее 0,7 м;
- при внушительных габаритах стоянки, при постановке машины друг за другом – 0,6 м;
- если предусматривают параллельную стоянку двух автомобилей, то к штатным размерам добавляют по ширине 1,6 м и по длине 1,4 м.
Нормативы СНиП и СанПиН
О высоте потолка. В соответствии с нормами СНиП за высоту потолка принимают расстояние от поверхности напольного покрытия до максимально выступающего осветительного прибора или элемента коммуникаций. Зазор безопасности до автомобиля не может быть менее 0,2 м.
Соблюдение рекомендаций не только поможет комфортно использовать помещение по прямому назначению, но также и в критической ситуации.
Например, при пожаре это позволит произвести эвакуацию автотранспорта и прекратить распространение огня.
Планирование участка
Разумеется, владельцам новых построек необычайно повезло, ведь строительство, как правило, производилось уже с учетом всех существующих стандартов. Если же на вашем участке уже есть строения, а теперь встал вопрос о переносе или возведении новых, обязательно необходимо изучить законодательную базу, касающуюся расстояний между постройками.
Общие положения размещения объектов на земельном участке:
- Расстояние от жилого дома до забора должно составлять 3 метра и более. Если к дому пристроено хозяйственное помещение, считать необходимо от него. Минимальное расстояние между жилыми домами составляет шесть метров.
- При возведении хозяйственных построек от ближайшего ограждения необходимо отступить не менее метра. Если скат крыши отличается широким размахом, считать расстояние необходимо именно от него. В случае несоблюдения этих условий, сосед может подать иск и заставить снести или перестроить здание.
- Минимальное расстояние между соседними зданиями должно быть не менее шести метров. По обоюдному согласию соседей можно сократить этот параметр, но могут возникнуть проблемы с архитектурными учреждениями и дальнейшим оформлением документов.
- Постройки, предназначенные для содержания домашней живности должны располагаться не мене чем в четырех метрах от ограждения. Оптимальное расстояние до жилого дома составит 15 метров, но в реальности этот параметр сохранить очень трудно из – за ограниченности пространства.
- Санитарные сооружения, например, туалет, душ и баня считаются потенциально опасными источниками загрязнения грунтовых вод. Их местоположение должно быть не ближе чем на 2,5 – 3 метра от соседнего забора. Это правило можно отнести и для силосных ям, но доказать что – то в случае претензий будет сложно, лучше решать такие нюансы полюбовно.
- Беседки необходимо располагать на удалении в три метра от основного здания. Если речь идет о временном летнем варианте разборной конструкции, ее можно размещать на метровом расстоянии от ограждения и построек. Если беседка также снабжена камином или мангалом, отдаление от жилого дома необходимо продумать не менее десяти метров.
- Летняя кухня и тепличные сооружения также необходимо размещать не менее чем на метр от любых построек. Это требования помогут не только выполнить нормативные акты, но и сделают дальнейшую эксплуатацию комфортной.
- Многолетние насаждения также не должны располагаться хаотично. Регламентированные нормы для кустарников предполагают расстояние до соседнего забора не менее метра. Для невысоких деревьев это два метра, а высокие насаждения необходимо высаживать на удалении не менее четырех. Растущая крона не уменьшит этот показатель, так как расчет ведется от центра ствола.
Разумеется, незначительные отклонения от этих норм возможны. Как правило, такие вопросы решаются с обоюдным согласием хозяев соседних участков. Не стоит забывать и о пожарной безопасности, например, необходимо выдерживать указанное расстояние между домами. В случае возгорания велик риск распространения огня на соседние постройки, поэтому это весьма щекотливый вопрос. Некоторые аспекты расположения гаражной постройки рассмотрены далее.
Судебные споры
Выяснение отношений между соседями в судебных инстанциях – крайняя мера, применяемая в случаях, когда найти взаимопонимание невозможно. Но если распоряжаться своей землей для строительства гаража не представляется возможным из-за необоснованных претензий, то других способов доказать свою правоту нет.
Постройки в СНТ и ИЖС
Для рассмотрения дела в суде истец готовит и подает исковое заявление с приложением правоустанавливающих документов жилищного характера. Их перечень дублирует необходимые бумаги для согласования проекта архитекторами администрации.
Выбираем место
Первое, что нужно сделать автовладельцу – выбрать наиболее подходящее и удобное место под гараж. В данном вопросе нужно учесть размер помещения, в зависимости от количества машин или предметов, которые будут храниться в дальнейшем внутри.
Существует немало факторов, влияющих на комфортное и правильное использование помещения:
- место должно соответствовать габаритам машины;
- обеспечение короткого заезда – существенная удалённость гаража от дороги повлечёт за собой дополнительные расходы на обустройство проезда;
- близость к линиям коммуникаций – при проекте учитывается данный факт, поскольку линии, проходящие под помещением, приведут к его демонтажу в случае аварийных ситуаций;
- постройка не должна затенять соседскую посадку на протяжении светового дня;
- отвод воды с кровли делается на своей территории;
- следует обеспечить расстояние между гаражом и крупными деревьями в 2-4 м.
Сколько нужно отступить от забора при строительстве гаража
Часто возникают похожие ситуации, которые имеют простые пути разрешения, в их числе:
- Владелец построил гараж близко к забору, что делать, не знает. Единственно правильное решение – выполнить все требования противопожарной подготовки и договориться с соседом, закрепив отсутствие возражений документально.
- Какое расстояние нужно отступить от забора при строительстве гаража, если красная линия находится в 9 метрах? При таком удалении от границы собственности земли минимальное расстояние между гаражом и забором должно быть, по закону, не менее 1 метра.
- Если сосед построил гараж от забора, не отступив, нарушив нормативы в 1 метр, и боковая стенка находится впритык к изгороди, что делать? Если строительство происходило без согласования, то нужно подавать заявление в суд.
- Сколько нужно отступить от соседского дома, если он деревянный, а ограждение участка отсутствует? Следует ориентироваться на рекомендованные нормы – 15 метров. Поставить железный или кирпичный гараж можно после согласования с соседом.
- Поселение в домовладении после его приобретения произошло позже времени постройки гаража соседом, выяснилось, что расстояния соблюдены, а свет во двор не попадает. Внутренний двор не является огородной или садовой территорией. Дистанции соблюдены, и предъявлять претензии в суде не за что. В этом случае остается перепланировать, насколько возможно, свой участок.
С каждым годом законодательство страны совершенствуется, претерпевают изменения требования СНиП. В связи с этим для получения объективной информации в каждом конкретном случае следует обратиться за консультацией к практикующим специалистам. Это относится и при возникновении затруднений при самостоятельной подготовке проекта будущего гаража.
Сколько метров отступать при возведении индивидуального строения на участке, информирует видео, представленное ниже.
Отдельно стоящий гараж
Самый популярный и традиционный вариант — гараж стоит отдельно от жилого здания. Он может совмещать в себе дополнительные функции: подвал, мастерскую или подсобные помещения для хранения инструмента. Если это ваш случай, не стоит игнорировать некоторые важные моменты размещения на участке.
Основные моменты:
- Для возведения постройки желательно задействовать северную сторону, неиспользуемый надел или просто оптимальный по расположению земельный участок.
- При совмещении гаража с другими подсобными постройками, необходимо продумать два отдельных входа, не сообщающиеся между собой. Чтобы все сделать в соответствии с буквой закона, расстояние между входами должно быть не мене семи метров.
- Для строительства гаража необходимо выбрать участок на возвышении (естественном или созданным специально). Это убережет постройку от затопления и поможет сделать подходящий въезд.
- Слив талых вод должен происходить только на собственный участок. Если козырек строения превышает полметра, расстояние до соседнего ограждения отсчитывается от его проекции.
- Если на участке соседа уже есть любое сооружение, отсчет расположения гаража должен быть не менее чем на пять метров от него. Как можно сократить это расстояние, рассказано немного дальше.
Можно ли строить гараж на межевой линии? Этот вопрос подробно рассмотрен в дальнейшей информации. Если же речь идет о капитальном строении, обязательно внесите такие изменения в официальный план участка. Это убережет от многих бюрократических проблем в дальнейшем и позволит уверенно себя чувствовать в любой ситуации.
Не стоит также игнорировать соблюдение необходимого метра между забором и постройкой. Даже если не учитывать возможные проблемы с соседями, это расстояние поможет в беспроблемной эксплуатации и обслуживании здания, например, при выполнении наружного утепления или окраски.
Обеспечение безопасности
Требования пожарной безопасности отличаются в зависимости от материала гаражной постройки. Придерживаться расстояния согласно СНиП необходимо не только для комфорта соседей, но с целью пожарной безопасности.
Если рекомендованная дистанция между гаражом и соседским жилым домом должна составлять не менее 6 метров, то, в случае с деревянными строениями, оно увеличивается вплоть до 15 метров. Это позволит обеспечить безопасность людей и материальных объектов в случае возгорания помещения.
Источник: ustoil.ru