Сц это в строительстве

Содержание

Настоящий Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства является продолжением материалов, изданных в 2002, 2004 и 2005 годах. В нем даны разъяснения по применению Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» изд. 2003 г. (СБЦ-2003) и ответы на другие вопросы по определению стоимости проектных или связанных с проектированием работ, наиболее часто встречающихся в письмах организаций, применяющих ценовых документы.

В приложении к Сборнику приведены действующие документы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), связанные с расчетом базовой цены проектных работ и вышедшие в период до 31.03.2006 г.

I. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Вопрос:

Как определить стоимость проектирования санитарно-защитных зон?

В таблице 28 «Парки, сады, скверы, бульвары. Санитарно-защитные зоны» Справочника базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦ-2003) приведены ценовые показатели для проектирования санитарно-защитных зон объектов жилищно-гражданского назначения.

Сотрудник рассказал о РАБСТВЕ на складах Вайлдберриз. Стоит ли там работать после этого?

Цены на проектирование санитарно-защитных зон промышленных узлов отсутствуют в действующих ценовых документах на проектные работы для строительства. В связи с изложенным, стоимость проектирования указанной работы можно определить применительно по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства «Градостроительная документация» (таблица 1 п. 3.2 «Генеральные планы функциональных территорий селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон») с введением в расчет базовой цены понижающего коэффициента, учитывающего уменьшение трудоемкости работ.

2. Вопрос:

Как определить стоимость проектирования офисного помещения на 15 сотрудников по ценовым показателям п. 1 таблицы 25 СБЦ-2003?

В соответствии с существующим порядком расчета базовой цены проектных работ для строительства объектов, основной показатель которых отличается от приведенных в Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства, применение цен допускается только в случае, если показатель объекта меньше минимального или больше максимального, приведенных в таблице цен, не более, чем в 2 раза (см. п. 4 Общих указаний по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства, утвержденных постановлением Госстроя России от 07.08.2002 № 102).

Таким образом, при определении цены проектирования офисного помещения на 15 сотрудников по ценовым показателям п. 1 таблицы 25 СБЦ-2003, в котором минимальный показатель до 400 рабочих мест, в качестве аналога можно использовать административное здание на 400 : 2 = 200 рабочих мест и ввести в расчет понижающий коэффициент, учитывающий разницу трудоемкости работ по проектируемому объекту и объекту-аналогу (15 : 200 ~ 0,1).

Совещание генералов Уральские Пельмени Ковбои здесь тихии

Таким образом, базовая цена проектных работ может составить:

C = [313,828 + 1,343×(0,4×400 + 0,6×200)]×0,85×0,8×1,87×1,0965×0,1 = 96,189 тыс. руб.,

К — 0,85 на рабочий проект;

К — 0,9 на встроенное помещение,

К — 1,87 инфляционный коэффициент;

К — 1,0965 районный коэффициент,

К — 0,1 на объем работ

При этом значение коэффициента на объем работ в размере 0,1 является минимальным для оценки рассматриваемого объекта и может быть скорректировано по договоренности с заказчиком в сторону увеличения.

3. Вопрос:

Включаются ли в состав общей площади объекта здравоохранения и отдыха открытые и остекленные балконы, лоджии и террасы?

При определении базовой цены проектирования по таблице 3 «Объекты здравоохранения и отдыха» СБЦ-2003 общая площадь зданий определяется с учетом площади балконов, лоджий, террас, принимаемых в полном объеме.

4. Вопрос:

Учтены ли ценами Справочника затраты на выполнение раздела «Энергоэффективность проектных решений»?

Ценовыми показателями, содержащимися в СБЦ-2003, учтены требования нормативных документов на проектирование по состоянию на 01.01.2003 г. (в т.ч. и по разделу «Энергоэффективность»).

Все дополнительные требования нормативных документов, введенных в действие после 01.01.2003 г., могут быть компенсированы дополнительно.

5. Вопрос:

Предусмотрено ли ценами Справочника проектирование навесных вентилируемых фасадов?

Ценами СБЦ-2003 не учтены затраты на разработку проектной продукции с применением навесных вентилируемых фасадов; стоимость выполнения указанных работ может быть определена дополнительно как доля стоимости работ по архитектурно-строительному разделу и включена в объем затрат при формировании договорной цены.

6. Вопрос:

Как определяется базовая цена проектирования кислородно-газификационных станций?

Комплексными ценами на проектирование больниц, санаториев и т.п. (таблица 3 «Объекты здравоохранения и отдыха» СБЦ-2003) учтены затраты на кислородно-газификационные станции, являющиеся неотъемлемой частью инженерного обеспечения эксплуатации объекта строительства.

Стоимость проектирования кислородно-газификационных станций может быть определена по Справочнику базовых цен на проектные работы «Объекты промышленности химических волокон» изд. 2004 г. в случае, если выполнение указанных работ не учтено комплексной ценой на проектирование объектов строительства.

7. Вопрос:

Как определяется базовая цена разработки архитектурных решений интерьеров помещений?

Разработка архитектурных решений интерьеров помещений учтена ценами на проектные работы, содержащимися в Справочниках базовых цен на проектные работы, 1995 — 2006 гг. издания (СБЦ), за исключением соответствующих работ, выполняемых по ГОСТ 21.507-81.

Цена выполнения указанных работ, если она не выделена в таблицах относительной стоимости к Справочникам, может определяться разработчиком проектной документации самостоятельно в пределах комплексной цены на разработку проектной документации, в том числе в составе архитектурно-строительной части.

Ориентировочно, стоимость работ по промэстетике и интерьерам может составлять 5 — 8 % от стоимости разработки рабочей документации, в зависимости от трудоемкости работ.

Что касается оценки работ, выполняемых в соответствии с ГОСТ 21.507-81, то их стоимость ценовыми документами, рекомендуемыми к применению Госстроем России (Росстроем), не регламентирована и может определяться по договоренности между Исполнителем и Заказчиком, исходя из трудоемкости работ, их эстетической значимости и др.

8. Вопрос:

Как определить стоимость выполнения предпроектных работ в объеме архитектурной концепции?

Стоимость выполнения предпроектных работ в объеме архитектурной концепции может быть определена, исходя из относительной стоимости архитектурно-строительного раздела в составе предпроектных работ, рассчитываемых в порядке, рекомендованном Госстроем России в размере до 20 % от общей стоимости проектных работ (см. п. 3.1 раздела 3 «Порядок определения базовых цен на выполнение отдельных видов предпроектных работ» Разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 1999 г.).

Ценовыми документами на разработку градостроительной документации (Раздел 40 «Районная планировка. Планировка и застройка населенных пунктов» Сборника цен на проектные работы для строительства изд. 1987 — 90 гг. и Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Градостроительная документация» изд. 1995 г.) не учтены затраты на изготовление демонстрационных макетов, стоимость их выполнения может быть определена в соответствии с калькуляцией затрат.

9. Вопрос:

Как определяется стоимость разработки раздела «Охранно-защитная дератизационная система» (ОЗДС)?

Ценовыми показателями СБЦ не учтены затраты на разработку раздела «Охранно-защитная дератизационная система» (ОЗДС); стоимость его выполнения может быть определена дополнительно к комплексной цене, исходя из трудоемкости выполнения работ на основании калькуляции затрат.

10. Вопрос:

Как рассчитать базовую цену на проектные работы по привязке и компоновке 9-ти этажного жилого дома, состоящего из 5-ти блок-секций повторного применения с внесением изменений по этажности и длине в надземную часть здания?

В соответствии с порядком, установленным в главе 1 «Жилые дома, гостиницы, общежития» СБЦ-2003 базовая цена проектирования жилых домов, состоящих из блок-секций, определяется по таблице 1 «Жилые дома» с учетом компоновки дома, составляющей 20 % индивидуальной разработки, и 80 % — на разработку блок-секций с применением к последней, при необходимости, понижающих коэффициентов на их привязку.

При этом расчет осуществляется, исходя из общей кубатуры дома.

Исходя из изложенного, базовая цена проектирования 9-ти этажного дома, состоящего из пяти секций, исходя из заданных условий, будет составлять:

[820,224 + 0,011 ∙ (10069 + 43222)]×0,85×1,0965×1,93×(0,2 + 0,8×0,6) = 1720,324 тыс. руб.

11. Вопрос:

Как определить базовую цену проектирования зданий судов?

Для определения базовой цены зданий судов, в т.ч. и арбитражных, могут быть использованы ценовые показатели таблицы 25 «Административные здания» СБЦ-2003, при этом решение об использовании данных п.п. 1 — 2 или п.п. 3 — 5 таблицы принимается в зависимости от состава и содержания требований к архитектурным и объемно-планировочным решениям.

12. Вопрос:

Учтена ли ценами СБЦ-2003 стоимость проектирования котельной и теплового пункта?

Стоимость проектирования котельной, теплового пункта не учтена ценами СБЦ-2003, установленными для отдельных зданий, и может быть расценена дополнительно с применением понижающего коэффициента в соответствии с п. 1.8 Основных положений СБЦ-2003 г.

13. Вопрос:

Учтена ли ценами Справочника стоимость проектирования встроенных крытых бассейнов с оборудованием для очистки и обеззараживания воды?

Ценами п.п. 3 — 6, 9 — 10 табл. 3 СБЦ-2003 не учтена стоимость проектирования встроенных крытых бассейнов с оборудованием для очистки и обеззараживания воды и определяется дополнительно в соответствии с п. 1.8 Основных положений Справочника.

14. Вопрос:

Чем отличается Деловой центр от административного здания применительно к СБЦ-2003?

Состав функциональных помещений Делового центра отличается от аналогичных помещений административного здания как расширенной номенклатурой, включающей, в том числе, рестораны и магазины высшего разряда, так и повышенным требованиями к объемно-планировочным и архитектурно-строительным решениям.

15. Вопрос:

Чем отличается Деловой центр от офиса?

Приведенные в табл. 25 «Административные здания» СБЦ-2003 ценовые показатели для расчета базовой цены проектных работ установлены, исходя из назначения объекта; при этом офисы предназначены для размещения структурных подразделений учреждений и организаций, а к деловым центрам относятся многофункциональные здания, предназначенные для размещения в едином развитом объеме различных по назначению и использованию групп помещений (административно-офисных, зрелищных, общественного питания, торговли, игорного бизнеса и др.).

16. Вопрос:

Учтено ли ценами таблицы 12 «Здания дошкольных учреждений и учебных заведений» СБЦ-2003

— проектирование мастерских (столярной, механической) и газоочистных и пылеулавливающих сооружений в них;

— проектирование спортивной зоны, зоны отдыха (площадки для подвижных игр), учебно-опытной зоны?

Ценовыми показателями таблицы 12 «Здания дошкольных учреждений и учебных заведений» СБЦ-2003, установленными на проектирование общеобразовательных школ, учтены затраты на привязку типовых проектов спортивных сооружений, учебно-опытных зон и мастерских, номенклатура которых базируется на требованиях к подобным объектам, действовавшим в начале 80-х годов. При проектировании перечисленных выше сооружений с учетом современных требований, не предусмотренных типовыми проектами, затраты на их разработку определяются дополнительно.

Аналогично следует подходить к вопросу о дополнительных затратах на разработку других объектов в составе школ.

Так, учитывая усложнившееся технологическое оборудование и вытекающие из этого планировочные решения мастерских в общеобразовательных школах, сложность их проектирования выходит за рамки проектных работ по проектированию школ. Однако, надо отметить, что устройства для газоочистки и пылеулавливания предусмотрены в составе технологического оборудования мастерских, и необходимость их проектирования возникает лишь в случаях применения заводского оборудования, что редко встречается в массовом школьном строительстве и должно быть отражено в задании на проектирование.

17. Вопрос:

Что входит в понятие «комплекс», например, детские ясли-сады?

Стоимость выполнения комплексных проектных работ, определенная по ценовым показателям, содержащимся в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства, в том числе и в СБЦ-2003, учитывает состав зданий и сооружений площадки строительства, необходимый и достаточный для нормальной функциональной деятельности объекта строительства. В частности, детские ясли-сады (комплексы) включают следующие функциональные группы помещений: групповые ячейки — изолированные автономные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения персонала.

Работы, не учтенные комплексной ценой на проектирование объекта (в данном случае детских яслей-садов), могут определяться дополнительно.

18. Вопрос:

Какой повышающий коэффициент применяют при разработке типовых проектов, проектов повторного (многократного) применения?

В настоящее время, в связи с отсутствием Инструкции по типовому проектированию, регламент на определение базовой цены указанных работ не установлен.

Однако, при определении стоимости разработки типовых проектов считаем возможным введение в расчет цены индивидуального проектирования повышающего коэффициента 1,4 как элемента договорной цены, по аналогии с п. 2.3 ранее действовавших Общих указаний по применению Сборника цен на проектные работы для строительства, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 02.02.87 № 21 (изд. 2-е, дополнительное).

19. Вопрос:

Как определить цену проектирования малых форм, навесов, веранд и ограды?

Базовой ценой учтены только типовые проектные решения для возведения малых форм, навесов, веранд и ограды.

В случае, если заказчик-застройщик поручает разработчику индивидуальную разработку малых форм, что должно быть отражено в задании на проектирование, указанная работа оплачивается заказчиком-застройщиком дополнительно.

20. Вопрос:

Учтена ли ценовыми показателями СБЦ-2003 стоимость проектирования внутриплощадочных инженерных сетей, коммуникаций, включая присоединение цехов, зданий и сооружений к ним в пределах площадки строительства?

Ценовыми показателями СБЦ-2003, установленными на проектирование отдельных зданий и сооружений, в том числе содержащимися в таблицах 1 и 25, учтено только подключение внутренних инженерных зданий к внешним источникам инженерного обеспечения. При этом затраты на проектирование внутриплощадочных и внеквартальных инженерных сетей должны определяться дополнительно.

Читайте также:  Кто реализует инвестиционный проект по строительству

21. Вопрос:

Учтены ли затраты на разработку систем диспетчеризации инженерных сетей и сооружений ценами Справочника?

При определении стоимости проектных работ по ценовым показателям, приведенным в СБЦ-2003 и установленным на проектирование отдельных зданий, не учтены затраты на разработку систем диспетчеризации инженерных сетей и сооружений. В этом случае они учитываются комплексной ценой на выполнение проекта застройки (микрорайона, квартала, градостроительного комплекса, группы многоэтажных домов).

22. Вопрос:

Как рассчитать базовую цену на проектирование зданий со встроенными и сблокированными помещениями другого назначения?

При определении стоимости проектирования объекта со встроенными помещениями по СБЦ-2003 следует руководствоваться п. 1.8 Основных положений Справочника.

При этом расчет цены должен осуществляться отдельно для основного здания, исходя из его объема и встраиваемого помещения.

Так, базовая цена основного здания, например, административного, принимается с коэффициентом 1, а стоимость сблокированных или встроенных — спортзала и гостиницы рассчитывается по табл. 7 и табл. 2 СБЦ с понижающим коэффициентом, который определяется в зависимости от объема выполняемых проектных работ (разделов), связанного с блокировкой, по согласованию с заказчиком.

II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ДРУГИХ ПРОЕКТНЫХ ИЛИ СВЯЗАННЫХ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ РАБОТ

1. Вопрос:

Какими инфляционными коэффициентами следует пользоваться при определении базовых цен на проектные работы для строительства по Сборнику цен и Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1987 — 1990 гг., 1995 — 1999 гг. и 2003 — 2006 гг.?

Коэффициент, установленный письмом Минстроя России от 04.07.95 № 9-4/116 в размере 1000, является усредненным, учитывающим инфляционные процессы по состоянию на 01.01.95.

При определении базовых цен на проектные работы для строительства по Сборнику цен и Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1987 — 1990 гг. и 1995 — 1999 гг. соответственно, цены в которых установлены в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования, следует руководствоваться положениями, изложенными в письме Госстроя России от 13.01.98 № 9-1-1/6 «Об определении базовых цен на проектно-изыскательские работы для строительства после 01.01.98 г.», а также ежеквартальными индексами изменения стоимости проектных работ в связи с инфляционными процессами (на I квартал 2006 года он составил 15,35 и 1,99; см. письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя) от 01.02.2006 г № СК-280/02).

2. Вопрос:

Как перевести цены на проектные работы для строительства, определенные по Справочникам базовых цен в уровне по состоянию на 01.01.2001, в цены на 01.01.2000?

При переводе цен на проектные работы для строительства, определенных по Справочникам базовых цен в уровне по состоянию на 01.01.2001 г. в цены на 01.01.2000 г., указанную цену необходимо разделить на коэффициент, учитывающий соотношение коэффициента на 01.01.2001 г. к коэффициенту на 01.01.2000 г., т.е.

7,71 — инфляционный коэффициент на I квартал 2001 г. (Письмо Госстроя России от 04.01.2001 г. № АШ-9/10);

6,8 — инфляционный коэффициент на I квартал 2000 г. (Письмо Госстроя России от 05.01.2000 г. № АШ-6/10).

При переводе цен на проектные работы, определенных по Сборнику цен на проектные работы в уровне по состоянию на 01.01.1991 г. или по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1995 — 1999 гг., в цены на 01.01.2000 г., к цене применяется коэффициент, соответствующий инфляционному индексу на I квартал 2000 г., т.е. 6,8.

3. Вопрос:

На какой стадии проектирования осуществляется оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)?

Оценка воздействия на окружающую среду производится в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее — Положение), утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000, регистрационный № 2302).

На основании п. 1.4 Приложения к указанному Положению оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) может осуществляться, как на предпроектной, так и на проектной стадии проектирования. Исходя из сложившейся практики, ОВОС выполняется, как правило, на предпроектной стадии проектирования. Если разработка ОВОС на предпроектной стадии не осуществлялась или по решению экспертных органов материалы ОВОС требуют уточнения на последующей стадии, то оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности может осуществляться и в составе проектной документации.

4. Вопрос:

Как определить базовую цену проектных работ по дизельной электростанции при проектировании узла связи?

Стоимость проектирования дизельной электростанции (ДЭС) рассчитывается дополнительно к цене узла связи. При этом, следует учитывать, что в случае определения цены проектирования ДЭС по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты энергетики» изд. 1996 г., процент базовой цены должен определяться от стоимости строительства всего объекта, т.е. узла связи и ДЭС, а затем уже этим процентом от стоимости строительства ДЭС рассчитывается стоимость ее проектирования.

5. Вопрос:

По каким Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства определяются следующие виды работ:

— установки систем охранного видеонаблюдения;

— контроль и управление доступом;

— системы технологического телевидения и видеопоказа;

— система звукоусиления;

— системы оснащения специализированными комплексами аудиовизуального оборудования?

Цены, содержащиеся в таблицах Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» изд. 2003 г. (СБЦ-2003), являются комплексными и включают объем работ, предусмотренный требованиями СНиП, действующих на момент разработки цен, т.е. по состоянию на 01.01.2003 г. Все дополнительные требования СНиПов, СаНПинов и других нормативных документов, вышедших после 01.01.2003, могут быть компенсированы дополнительно договорной ценой на разработку проектной документации.

Стоимость проектирования неучтенных СБЦ-2003 перечисленных ниже работ определяется дополнительно:

  • установок систем охранного видеонаблюдения; контроля и управления доступом; системы технологического телевидения и видеопоказа — по СБЦ «Объекты связи» изд. 1996 г. (табл. 20 поз. 7) в зависимости от количества устанавливаемых телевизионных камер;
  • систем звукоусиления — по указанному выше СБЦ (табл. 9 поз. п.п. 22 ÷ 24);

систем оснащения специализированными комплексами аудиовизуального оборудования (системы видеоконференц — связи и аудиоконференц — связи; конгресс системы для проведения совещаний, системы видеопроектирования, системы синхронного перевода) — в соответствии с трудоемкостью на основании калькуляции затрат.

6. Вопрос:

Как определить стоимость разработки технологических регламентов?

Разработка технологических регламентов не входит в состав проектных работ, выполняемых в соответствии с требованиями СНиП.

Выполнение указанной технической документации осуществляется, как правило, соответствующими отраслевыми НИИ и представляется заказчиком в составе исходных данных для проектирования.

В случае, если выполнение технологических регламентов поручается заказчиком проектной организации, стоимость их разработки определяется на основании калькуляции затрат.

Действующий порядок определения цены разработки рассматриваемой технической документации для машиностроения предусматривает возможность расчета стоимости указанных работ по ценовым нормативам на проектные работы в случае, если в задании оговорена необходимость этой разработки: к стоимости разработки технологической части проекта завода применяется коэффициент до 1,5 (см п. 2.10 СБЦ «Объекты машиностроительной промышленности» изд. 1995 г.)

7. Вопрос:

Как определить затраты на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством?

В соответствии с п. 4.91 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2 % от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 Сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС), и включать в графы 7 и 8 ССРСС.

В указанном размере затрат не учтена стоимость проезда на стройку и обратно работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор.

Что касается оформления договоров на осуществление авторского надзора и определения предполагаемого уровня затрат на эти цели, то объем этих затрат формируется на основании калькуляции, исходя из количества выездов ответственных представителей на площадку строительства (с учетом времени затраченного на подготовку к командировке и написание отчета и проезда на стройку и обратно).

Оплата работ производится Заказчиком в порядке, установленном в договоре на осуществление авторского надзора, на основании фактических затрат, подтвержденных бухгалтерскими справками.

Возмещение затрат на командировочные расходы регламентируется порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 729 (см. п.п. 1, 3).

8. Вопрос:

Как определяются затраты на выполнение пусконаладочных работ объекта строительства?

Порядок отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ объекта строительства регламентируется Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, введенной в действие Госстроем России с 9 марта 2004 года. В соответствии с п. 4.102 Методики затраты на проведение пусконаладочных работ «вхолостую» включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» Сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС).

Принимая во внимание отраслевую специфику пусконаладочных работ, связанную с применением машин и механизмов для соответствующих технологических процессов производства продукции, цены на составление смет на пусконаладку разрабатывают министерства и ведомства по принадлежности объектов строительства.

9. Вопрос:

Какими главами Сводного сметного расчета стоимости строительства учитывается цена разработки конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления?

В соответствии с п. 4.65 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) цена разработки конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления учитывается стоимостью изготовления соответствующего оборудования, и включается в главы 2 и 3 Сводного сметного расчета стоимости строительства по графе «Стоимость оборудования».

10. Вопрос:

Что понимается под суммарным строительным объемом зданий и сооружений при определении стоимости работ по Справочнику базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений изд. 1998 г. (СБЦ-98)?

При определении стоимости обмерных и обследовательских работ в зданиях и сооружениях с малыми строительными объемами к ценам на эти работы, содержащимся в таблицах 1 ÷ 4 СБЦ-98, применяются коэффициенты, приведенные в п. 2.7 таблицы 11.

При расчете цены по СБЦ-98 указанные повышающие коэффициенты применяются к суммарному строительному объему зданий и сооружений.

При этом под суммарным строительным объемом зданий и сооружений понимается объем работ непосредственно обследуемых частей зданий, находящихся в одном территориальном пункте, в соответствии с заданием на выполнение работ, а не общий объем зданий, при этом высота и объем принимаются, исходя из обследуемых величин.

11. Вопрос:

Можно ли при определении стоимости работ по обследованию, связанных с состоянием грунтов оснований зданий и сооружений, применять инфляционный индекс, установленный для изыскательских работ?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» работы по обследованию, связанные с состоянием грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, относятся к специальным видам инженерных изысканий.

Исходя из изложенного, считаем возможным при определении стоимости указанных работ по Справочнику базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений изд. 1998 г. (СБЦ-98) применять инфляционный индекс, установленный для изыскательских работ и публикуемый ежеквартально Госстроем России (Росстроем). В соответствии с письмом Госстроя от 01.02.2006 № СК-280/02 указанный индекс составляет 23,22.

12. Вопрос:

Коэффициенты, применяемые при сокращении сроков проектирования по сравнению с нормативными, являются ценообразующими или усложняющими?

Повышающие коэффициенты, применяемые к базовой цене проектирования объекта в случае сокращения фактических сроков выполнения работ по сравнению с нормативными, относятся к ценообразующим коэффициентам.

13. Вопрос:

По какому Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства можно определить стоимость выполнения грубой вертикальной планировки?

Указанная работа не учтена ценовыми документами для определения стоимости проектных работ (СБЦ), выполняется в счет средств главы 1 «Подготовка территории строительства» ССРСС и является функцией заказчика-застройщика.

В случае поручения выполнения указанной работы проектной организации, ее стоимость определяется дополнительно в соответствии с фактической трудоемкостью работ на основании калькуляции затрат.

14. Вопрос:

Как осуществлять индексацию сметной стоимости проектных работ, предусмотренной договором?

Порядок оплаты Заказчиком работ, связанных с разработкой проектной документации, оговаривается при оформлении договора с Исполнителем соответствующих работ. Так, если в договоре предусмотрена индексация сметной стоимости проектных работ, то она может осуществляться ежеквартально в соответствии с информационными письмами Министерства регионального развития РФ, при этом имеет значение величина фактической оплаты Заказчиком части работ, в т.ч. и авансовый платеж, на момент пересчета. Так, например, если по договору, составленному в апреле 2005 г., по состоянию на 01.07.05 Заказчиком оплачено 60 % работ (в том числе аванс — 40 %), то оставшиеся 40 % пересчитываются в соответствии с письмом Министерства регионального развития об индексации стоимости проектных работ на III квартал 2005 г. В случае, если работа в III квартале не заканчивается или она не будет оплачена заказчиком в полном объеме, переходящая сумма может быть проиндексирована по соответствующим показателям на IV квартал 2005 г.

15. Вопрос:

Если предметом договора не являлась разработка «Обоснования инвестиций», а в задании стадия проектирования определена, как предпроектная, то в этом случае, что является определяющим при определении объема выполненных проектных работ?

Во введенном в действие Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗ установлены законодательно основные разделы проектной документации (часть 12 статьи 48), а также указано, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации должны устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 48). Данным кодексом не предусмотрена разработка предпроектной документации и не определены стадии проектирования, а имеется лишь упоминание об их наличии в связи с проведением необходимых инженерных изысканий при подготовке проектной документации (часть 5 статьи 47).

Учитывая, что нормативные правовые акты, разработка которых предписана положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, потребует определенного времени, Федеральным законом от 29.12.04 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (статьи 6 и 7) предусмотрено до выхода этих документов руководствоваться требованиями действующего законодательства, нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

После отмены Госстроем России постановления Минстроя России от 30.06.95 № 18-64 (постановление Госстроя России от 17.02.03 № 18) «О принятии строительных норм и правил «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), а также постановления Минстроя России от 30.06.95 № 18-63 (постановление Госстроя России от 12.07.02 № 86) «О принятии свода правил «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (СП 11-101-95) требования к предпроектной и проектной документации на данный момент не регламентированы каким-либо нормативно-техническим актом.

В этой связи представляется правомерным при заключении договоров на проектные работы в условия договора включать при необходимости отдельные положения СП 11-101-95 и СНиП 11-01-95 (не ссылаясь на эти документы), в части, не противоречащей действующему законодательству. В этом случае указанные положения становятся обязательными для сторон с момента заключения договора в соответствии с его условиями (статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), а при нарушении этих условий предусматривается гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством. При этом, договором по усмотрению сторон, может быть предусмотрена и разработка предпроектной документации, т.е. обоснования инвестиций (пункт 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008), и заказчиком (с привлечением при необходимости на договорной основе проектных или проектно-изыскательских организаций) может составляться инвестиционный замысел и Ходатайство (Декларация) о намерениях.

Что касается понятия «предпроектная стадия», то оно пока нормативно не определено, и объем проектных работ на данной стадии может быть установлен только в конкретном договоре по соглашению сторон.

16. Вопрос:

Как определить стоимость проектирования тепловых пунктов малой мощности?

При пользовании Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства, уровень цен в которых установлен по состоянию на 01.01.2001, следует руководствоваться также и Общими указаниями по применению Справочников изд. 2002 года, п. 5 раздела II которых предусмотрена возможность установления цен по аналогии.

Применительно к порядку определения базовой цены разработки проектной документации для строительства теплопунктов малой мощности по показателям п. 101 Справочника «Объекты промышленности химических волокон» изд. 2004 года (СБЦ-2004) это означает введение в расчет цены проектирования объекта-аналога (с нагрузкой 2,5 Гкал/час), осуществленный в установленном порядке, т.е. с понижающим коэффициентом 0,7 в соответствии с рекомендациями п. 1.8 Общих положений Справочника, дополнительного понижающего коэффициента, учитывающего уменьшение трудоемкости работ объекта проектирования по сравнению с объектом-аналогом.

Пример расчета;

теплопункт мощностью 0,29 Гкал/час

(1041 + 4,14×2,5)×0,7×0,2×0,3×1,99 = 87,9 тыс. руб.

10 : 4 = 2,5 Гкал/час

где 10 Гкал/час — минимальная суммарная нагрузка (см. п. 1.101 таблицы 3)

0,7 — коэффициент уменьшения показателя в 4 раза (см. п. 1.8 Основных положений Справочника);

0,2 — коэффициент на объект-аналог;

0,3 — «на проект», п. 1.9 СБЦ-2004;

1,99 — инфляционный индекс на I квартал 2006 г (письмо Росстроя от 01.02.2006 № СК-280/02).

17. Вопрос:

Учтены ли ценами Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты связи» изд. 1996 г. работы по выбору трасс и проектированию кабельных линий связи между зданиями?

Ценами Справочника базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦ) «Объекты связи» изд. 1996 г. (таблица 21) не учтены работы по выбору трасс и проектированию кабельных линий связи между зданиями. Пунктом 8 «Линейные сооружения» таблицы относительной стоимости учтены работы только по проектированию кабелей в подъездных стояках зданий.

Пунктами 16 — 18 таблицы 21 в зависимости от количества абонентов учтены работы по обследованию жилых и общественных зданий в проектируемой зоне крупных систем коллективного приема телевидения (КСКПТ).

Пунктами 19 — 33 таблицы 21 в зависимости от количества ТВ и УКВ-ЧМ программ, а также количества абонентов учтены работы по выбору в проектируемой зоне КСКПТ здания для установки ТВ антенн с измерением уровня и качества ТВ и УКВ-ЧМ сигналов.

18. Вопрос:

Как определить стоимость разработки проектов межевания территорий?

Принимая во внимание отсутствие в настоящее время ценовых документов на разработку градостроительной документации, осуществляемую в соответствии с положениями нового Градостроительного кодекса РФ, стоимость разработки проектов межевания территорий можно определить на основании расчета стоимости в соответствии с калькуляцией затрат.

19. Вопрос:

По какому ценовому документу можно определить затраты, связанные с выполнением работ по рекультивации нарушенных земель?

Затраты, связанные с выполнением работ по рекультивации нарушенных земель, не учтены ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства и могут быть определены дополнительно по п.п. 3.12 — 3.17 таблицы 3 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты промышленности химических волокон» изд. 2004 г., а также по п.п. 3.14 ÷ 3.19 таблицы 7 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» изд. 2004 г.

20. Вопрос:

Учтены ли Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства затраты, связанные с обеспечением огнезащиты металлических конструкций зданий и сооружений?

Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства объектов производственного назначения учтены затраты, связанные с обеспечением огнезащиты металлических конструкций зданий и сооружений основного производственного назначения как предусмотренных требованиями соответствующих нормативов по проектированию, и дополнительной оплате не подлежат.

Читайте также:  Пожарная безопасность в строительстве отзывы

21. Вопрос:

Каков порядок определения стоимости проектных работ по разработке конкурсной (тендерной) документации?

При представлении заявки на конкурс (тендер) организацией предварительно должна быть определена стоимость проектных работ на разработку проектной документации в порядке, установленном Сборником цен и Справочником базовых цен на проектные работы для строительства с применением к полученной цене коэффициента, учитывающего трудоемкость предстоящих выполнению работ. В дальнейшем все расходы на подготовку тендерной документации компенсируются в счет этой стоимости.

В случае, если заказ не выигран, то все указанные расходы относятся на убытки организации — участника конкурса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗРАБОТАННЫХ ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» (ЦНИИпроект) ИЛИ ПОД ЕГО МЕТОДИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ГОЛОВНЫМИ ПРОЕКТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ И УТВЕРЖДЕННЫХ (РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ) ГОССТРОЕМ (ГОССТРОЕМ РОССИИ, ГОССТРОЕМ СССР)
по состоянию 31.03.2006 г.

Условные обозначения:

СЦ — Сборник цен на проектные работы для строительства издания 1987 — 90 гг.;

СБЦ — Справочники базовых цен на проектные работы для строительства издания 1995 — 99 гг., 2003, 2004 и 2006 гг.

НП — натуральные показатели;

КВ — капиталовложения

Наименование ценового документа

Основание для ввода в действие, дата и № утверждения, наименование ведомства

Источник: gostrf.com

Сц это в строительстве

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СБОРНИКА ЦЕН И СПРАВОЧНИКОВ БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(Вопросы и ответы)

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Сборник является продолжением материалов, изданных в 2002 и 2004-2010 годах, содержащих разъяснения по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства. В нем даны разъяснения по определению базовой цены проектирования объектов жилищно-гражданского назначения, энергетики, черной металлургии, водоснабжения и канализации, автомобильных дорог общего пользования, городских инженерных сооружений и коммуникаций, искусственных сооружений, объектов газооборудования и газоснабжения промышленных предприятий, зданий и сооружений, наружного освещения, объектов магистрального транспорта нефти, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также ответы на другие вопросы по определению стоимости проектных или связанных с проектированием работ, наиболее часто встречающихся в письмах организаций, применяющих соответствующие ценовые документы.

В приложении к Сборнику приведены документы Минрегиона России, связанные с расчетом базовой цены проектных работ и вышедшие в период до 01.01.2012 г.

Условные обозначения:

— Сводный сметный расчет стоимости строительства;

— Сборник цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 гг.

— Справочники базовых цен на проектные работы для строительства издания 1995-1999 гг., 2003, 2004, 2006, 2007, 2008 и 2010 гг.

I РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Как определить стоимость разработки проектной документации 17-этажного монолитного жилого дома (три блок-секции, в т.ч. две — индивидуальные и одна — зеркальная) с применением блок-секционного метода?

Стоимость разработки проектной документации с применением блок-секционного метода 17-этажного монолитного жилого дома, состоящего из 3 блок-секций, определяется в порядке, установленном пунктом 2.1.3 главы 2.1 «Жилые дома, гостиницы, общежития» Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства» издания 2010 г. (СБЦП 81-02-03-2001) и составляет:

— коэффициент на «привязку», учитывающий трудоемкость работ в связи с внесением изменений при наличии зеркального изображения торцевой блок-секции;

— доля разработки проектной документации в общей базовой цене;

— индекс изменения сметной стоимости проектных работ в соответствии с письмом Минрегиона России от 07.11.2011 г. N 30394-ИП/08.

В случае необходимости привязки как повторно применяемой проектной документации, разработанной для первого 17-этажного монолитного жилого дома, для двух других 17-этажных жилых домов, расчет может быть осуществлен по формуле:

В проектируемом жилом доме по заданию на проектирование запланировано электропищеприготовление. Возможно ли, процент, выделенный на раздел «Газоснабжение» (2%), перенести в раздел «Электроснабжение» по таблице относительной стоимости (N 41)?

В соответствии с пунктом 1.8 Раздела I Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2010 г. следует учитывать, что в Справочниках представлены рекомендуемые показатели относительной стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации, которые могут уточняться для подразделений проектной организации при проектировании конкретного объекта в пределах определенной общей стоимости проектирования в зависимости от трудоемкости выполняемых работ. Таким образом, показатель относительной стоимости разработки раздела «Электроснабжение» может быть увеличен на 2%.

Как определить при проектировании остекления балконов и лоджий затраты на конструирование (подбор) профилей для их изготовления на специализированном предприятии?

При проектировании остекления балконов и лоджий конструирование (подбор) профилей для их изготовления на специализированном предприятии, как и рисунки оконных блоков, осуществляются заводом-изготовителем (или по его заказу проектной организацией), в стоимость проектных работ указанные затраты не входят и определяются дополнительно на основании калькуляции затрат по смете ф.ЗП.

Как определить цену на проектирование театра на 40 мест, 260 мест и 3000 мест?

Цена на проектирование театра на 40 и 3000 мест может быть определена по ценовым показателям, содержащимся в таблице 15 «Театрально-зрелищные предприятия» СБЦП 81-02-03-2001, и в порядке, установленном пунктом 2.13 раздела II МУ-2001, т.е. в соответствии с формулами, приведенными в пунктах 2.1 и 2.3 примера 2 Приложения N 2 МУ-2010.

Формула расчета (театр на 40 мест — п.2.1 примера 2):

— уменьшение цены поправки (приложение 1 к МУ-2010).

Формула расчета (театр на 3000 мест — п.2.3 примера 2):

— уменьшение цены поправки (приложение 1 к МУ-2010).

Что касается стоимости проектирования театра на 260 мест, то она определяется как прямая цена по п.3 табл.15 СБЦП 81-02-03-2001, так как заданный показатель проектируемого объекта — театра на 260 мест, входит в интервал «свыше 200 до 600» мест и составляет 2940,74 тыс. руб.

Как определить затраты на проектирование площадочных инженерных сетей и сооружений, строительство которых связано с основным объектом?

Для возможной ориентировочной оценки затрат на проектирование площадочных инженерных сетей и сооружений, строительство которых связано с основным объектом в соответствии с подготавливаемым заданием на проектирование, следует ориентироваться на уровень затрат в пределах до 30% от цены основных проектных работ.

Стоимость таких слаботочных сетей и систем, как структурированная кабельная система, локально-вычислительная сеть, система контроля и управления доступом, система охранного телевидения не учтены СБЦП 81-2001-03 и оцениваются дополнительно по Справочнику базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи» изд. 2010 г.

При строительстве одноэтажного дома с мансардой учитывается ли она в общем объеме здания?

При определении стоимости проектирования жилого дома с мансардным этажом строительный объем последнего учитывается в общем объеме здания.

Как определить стоимость разработки эскизного проекта?

Разработка эскизного проекта положениями Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ и постановления Правительства от 16.02.2008 г. N 87 не предусмотрена. В связи с этим порядок определения стоимости разработки эскизного проекта в СБЦ-2010 не регламентирован.

В случае необходимости разработки эскизного проекта, что должно быть отражено в задании на проектирование, его затраты могут быть рассчитаны в соответствии с трудоемкостью работ по согласованию с заказчиком, либо, во избежание расчета стоимости в соответствии с калькуляцией затрат по форме ЗП, использовать ценовые показатели, содержащиеся в СБЦ-2010 для условий нового строительства, с применением корректирующего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком.

Как определить стоимость работ по промэстетике и интерьерам?

Разработка архитектурных решений интерьеров учтена ценами на проектные работы, содержащимися в СБЦП 81-2001-03 «Объекты жилищно-гражданского строительства» изд. 2010 г. за исключением соответствующих работ, выполняемых по ГОСТ 21.507-81.

Цена выполнения указанных работ, если она не выделена в таблицах относительной стоимости, может определяться разработчиками проектной документации самостоятельно в пределах комплексной цены на разработку проектной документации, в том числе в составе архитектурно-строительной части.

Ориентировочно, стоимость работ по промэстетике и интерьерам может составлять 5-8% от стоимости разработки соответствующей рабочей документации, в зависимости от трудоемкости работ.

Как определить суммарный процент базовой цены в случае, если заданием на проектирование объекта капитального строительства предусмотрена одновременная разработка проектной документации и частичная разработка рабочей документации?

Базовыми ценами, содержащимися в СБЦП 81-02-03-2001, учтены затраты на разработку проектной и рабочей документации без учета налога на добавленную стоимость.

В случае если заданием на проектирование объекта капитального строительства предусмотрена одновременная разработка проектной документации и частичная разработка рабочей документации, то в соответствии с пунктом 1.5 раздела I Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Министерством регионального развития РФ приказом от 29.12.2009 г. N 620 и зарегистрированных Министерством юстиции РФ от 23.03.2010 г. N 16686 (Методические указания), суммарный процент базовой цены определяется в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.

Какие затраты на проектирование внешних инженерных сетей в пределах площадки строительства учтены ценовыми показателями СБЦП 81-02-02-2001?

Ценовыми показателями, установленными на проектирование отдельных зданий и содержащимися в Справочнике базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства» издания 2010 г. (СБЦП 81-02-02-2001), учтены затраты на проектирование внешних инженерных сетей в пределах площадки строительства:

— водоводы — до первого колодца;

— канализация — до первого колодца;

— электроснабжение — от зданий до точки подключения в ТП;

— теплоснабжение, отопление — от здания до запорной арматуры;

— внутреннее газоснабжение — от здания до ближайшего ковера;

— слаботочные сети — от здания до ближайшего колодца на сетях телефонной канализации.

Какие затраты не учтены ценовыми показателями таблицы N 1 СБЦП 81-02-03-2001?

При определении стоимости проектирования жилых домов по базовым ценам таблицы N 1 СБЦП 81-02-03-2001 не учтены затраты на:

— применение навесных вентилируемых фасадов; стоимость указанных работ может быть определена дополнительно как доля стоимости работ по разделу «Архитектурные решения»; при этом ориентиром может служить размер показателя относительной стоимости разработки фасадов (12,5%), приведенный в приложении 3 к МУ-2010 (надземная часть, п.1);

— устройства подпорных стенок и лестниц; цена указанных работ определяется по соответствующим Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства;

— разработку систем диспетчеризации инженерных сетей и сооружений, систем автоматики инженерных систем;

— проектирование повысительных водопроводных насосных станций (пункт 2.1 раздела 2 СБЦП 81-02-03-2001); стоимость проектных работ для строительства указанных насосных станций определяется по соответствующим Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства.

II ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИЙ

Как рассчитать цену разработки генплана с показателем численности населения менее 2,5 тыс. человек?

В соответствии с существующим порядком расчета базовой цены проектных работ для строительства объектов, основной показатель которых отличается от приведенных в Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства объектов (СБЦ), допускается только в случае, если показатель объекта меньше минимального или больше максимального, приведенных в таблице цен, не более чем в 2 раза (см. п.2.1.3 раздела II Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, изд. 2010 г.

В случае, когда показатель объекта проектирования меньше удвоенного минимального показателя, приведенного в таблице СБЦ, базовая цена проектных работ рассчитывается на основании калькуляции затрат.

В то же время для определения цены проектирования объекта с показателем меньше табличного в 2 раза и более, по ценовым показателям Справочника, в качестве аналога можно использовать соответствующие значения ценовых показателей СБЦ для объекта, меньше табличного показателя в 2 раза.

При этом в расчет вводится понижающий коэффициент, учитывающий разницу в трудоемкости проектирования рассматриваемого объекта и объекта с показателем, размер которого в 2 раза меньше табличного.

Исходя из изложенного, при расчете цены разработки генплана с показателем численности населения менее 5_2=2,5 тыс. чел., по табл.2 СБЦП 81-2001-01, расчет осуществляется на 2,5 тыс. чел. и вводится понижающий коэффициент на малый показатель численности, т.е.

Как определить затраты на разработку документации, связанной с ландшафтным проектированием?

Для расчета затрат на разработку документации, связанной с ландшафтным проектированием, могут быть использованы ценовые показатели таблицы 4 и 5 СБЦП 81-02-01-2001 «Территориальное планирование и планировка территорий» изд. 2010 г.

Как определить стоимость разработки дендрологической части?

Разработка дендрологической части в составе соответствующих проектных работ может быть расценена по показателям п.п.1-7 таблицы 5 СБЦП 81-01-2001 «Территориальное планирование и планировка территорий», утвержденного Минрегионом РФ приказом N 260 от 28 мая 2010 г. и зарегистрированного Минюстом РФ 14 сентября 2010 г. N 18239, рекомендованного к применению в соответствии с федеральным реестром сметных нормативов (рег. N 130 от 25.10.2010 г.); при этом следует учитывать объем выполняемых работ, ориентируясь на показатели относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации, приведенные в табл.10 (п.1) указанного ценового документа.

К какому типу коэффициентов (ценообразующим или усложняющим) относятся коэффициенты из таблицы 8 СБЦ «Территориальное планирование и планировка территорий» изд. 2010 г.?

Повышающие коэффициенты к ценам на разработку градостроительной документации (таблица 8, п.п.13, 58 относятся к ценообразующим, а пункт 4 — к усложняющим.

III ОБЪЕКТЫ СВЯЗИ

Как определить показатели относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации при проектировании конкретных объектов в пределах общей стоимости разработки проектной продукции?

В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2009 г. N 620 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации N 16686 от 23 марта 2010 г., представленные в СБЦП 81-02-02-2001 рекомендуемые показатели относительной стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации, в случае необходимости, могут быть уточнены проектной организацией при проектировании конкретного объекта в пределах общей стоимости в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.

При этом для определения показателей относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации при проектировании конкретных объектов в пределах общей стоимости разработки проектной продукции Центр считает возможным использовать показатели относительной стоимости разделов, приведенные в таблицах относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства объектов, содержащиеся в утратившем силу в связи с выходом СБЦП 81-02-02-2001 Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты связи» издания 1996 г., а понижающие коэффициенты на отсутствие таких разделов, как «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Газоснабжение», «Водоснабжение», «Водоотведение» и другие, установленные СБЦП 81-02-02-2001, в расчете стоимости проектных работ для строительства объектов связи не применяются.

Какие объекты проектирования относятся к линейным объектам связи по СБЦП 81-02-02-2001?

К линейным объектам относятся все сооружения, ценовые показатели которых в Государственном сметном нормативе «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи» изд. 2010 г. (СБЦП 81-02-02-2001) установлены на единицу протяженности (п.м; км), а остальные сооружения, отраженные СБЦП 81-02-02-2001, относятся к объектам промышленности (здания, сооружения).

Как определить стоимость проектирования кабельных линий связи с оптико-волоконным кабелем?

Стоимость проектирования кабельных линий связи с оптико-волоконным кабелем рекомендуется определять по ценовым показателям, содержащихся в пунктах 10-12 таблицы 4 «Кабельные линии связи» Государственного сметного норматива «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», утвержденном Министерством регионального развития РФ приказом N 260 от 28 мая 2010 г. и зарегистрированном Министерством юстиции РФ 14 сентября 2010 г. N 18439.

IV ОБЪЕКТЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Как определяется стоимость проектирования объекта машиностроительной промышленности в случае, если строительство осуществляется по этапам?

При проектировании объекта машиностроительной промышленности, строительство которого осуществляется по этапам, стоимость проектных работ определяется по каждому этапу исходя из стоимости строительства объектов, входящих в этап, в порядке, установленном Справочником базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты машиностроительной промышленности» издания 1995 г. и Методическими указаниями издания 2010 г.

V АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ГОРОДСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ

Как определить стоимость подготовки проектной и рабочей документации участков автомобильной дороги протяженностью 2 км и менее?

Стоимость подготовки проектной и рабочей документации участков автомобильной дороги протяженностью 2 км и менее определяется по ценовым показателям п.п.1-3 таблицы N 2 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Автомобильные дороги общего пользования» изд. 2007 г. на объект в целом — «автомобильная дорога», независимо от протяженности. Соответственно, при протяженности проектируемого участка автомобильной дороги менее 2 км при расчете базовой цены формула интерполяции не применяется, и необходимо пользоваться указанными ценовыми показателями только в зависимости от категории сложности проектирования.

Как осуществляется расчет цены по ценовым показателям таблицы 11 «Квартальные, межквартальные, уличные кабельные электросети» СБЦ «Городские инженерные сооружения и коммуникации» изд. 2008 г. (СБЦ-2008): исходя из суммарной длины кабелей или длины траншеи?

В соответствии с примечанием 2 к таблице 11 СБЦ-2008 при определении стоимости проектирования кабельных линий расчет цены осуществляется исходя из суммарной длины всех кабелей. Под кабельными линиями понимается кабель, состоящий из 3 или более жил. Поэтому суммируются не длины жил, а длины кабелей, состоящих из скрученных в них жил. В случае если в одной траншее идет более одной кабельной линии, то их длины суммируются.

Как определить стоимость проектирования системы оперативно-дистанционного контроля влажности изоляции (ОДК) при бесканальной прокладке тепловых сетей?

Выполнение гидравлического расчета, в составе которого разрабатывается система ОДК, при проектировании трубопроводов, в том числе для бесканальной прокладки тепловых сетей, является частью работ по проектированию тепловых сетей, и в случае его выполнения по отдельному заданию может быть расценено исходя из стоимости основных работ с понижающим коэффициентом в соответствии с фактической трудоемкостью.

Источник: docs.cntd.ru

Ситуационный центр как инструмент управления

Эпоха высоких скоростей, стремительных изменений и огромных потоков информации заставляет пересматривать взгляды на то, что есть качество управления. На первый план выходят возможности гибкой корректировки стратегии, оперативность принятия и реализации управленческих решений и, конечно же, возможность учитывать при принятии решений совокупность множества различных факторов. Обязательным инструментом управления становятся автоматизированные системы. Фактически без них сегодня невозможно управлять ни одним сложным объектом, будь то регион, отрасль экономики, холдинг или отдельно взятое предприятие.

Технологии автоматизации управления постоянно развиваются и совершенствуются, и все больше руководителей высшего звена приходят к пониманию того, что с их помощью управление можно сделать более эффективным и результативным — за счет повышения скорости и глубины анализа текущей ситуации, возможности прогнозирования ее дальнейшего развития, ускорения поиска ресурсов для решения проблем и достижения поставленных целей, контроля исполнения управленческих поручений, оперативности получения обратной связи о результатах управленческих воздействий.

Идея комплексного управления с опорой на системы автоматизации нашла свое воплощение в интегрированном информационно-аналитическом и организационном решении под названием «ситуационный центр» (СЦ). Как именно ситуационные центры пришли к нынешней ступени своего развития — это тема отдельного исследования.

Вероятно, прообразом СЦ (в его современном понимании) можно считать диспетчерский центр. Идеологически это было относительно простое решение, в основе которого лежала автоматизированная система мониторинга. Однако вендоры информационных систем, интеграторы и идеологи управления быстро поняли, что данное решение имеет значительно больший потенциал. Помимо исторической информации о состоянии объекта управления (которая, хотя бы в теории, была структурированной и доступной для анализа) в контур диспетчерского центра (который начал именоваться ситуационным) стали постепенно включать инструменты прогнозирования, поиска аномалий и скрытых взаимосвязей, в том числе средства машинного обучения. А поскольку СЦ должен поддерживать собственно процессы управления (планирование–исполнение–анализ–регулирование), в решение стал интегрироваться весь стек проектного управления, стратегического планирования, коллективной работы, а также связанный с ними документооборот.

Читайте также:  Ресурсно индексный метод определения стоимости строительства это

Что касается базового инструментария — систем мониторинга, то в современном СЦ он зависит от типа объекта управления и отличается большим разнообразием. Тут мы видим системы мониторинга транспорта, производственных линий, объектов строительства, аэрокосмического мониторинга, мониторинга СМИ и многие другие. То же касается инструментов учета, визуализации, обеспечения информационной безопасности, реагирования.

К сожалению, на определенной стадии развития идеи ситуационных центров маркетинговые и имиджевые составляющие стали заслонять их практический смысл. Однако в последнее время нездоровый ажиотаж вокруг этой темы утих, и сегодня уже можно спокойно обсуждать, куда пошла эволюция СЦ, как сработали рыночные фильтры и какие есть возможности для разумного инвестирования в создание ситуационного центра.

Идея комплексного управления с опорой на системы автоматизации нашла свое воплощение в интегрированном информационно-аналитическом и организационном решении под названием «ситуационный центр» (СЦ)

Источник: vc.ru

Ситуационный центр как инструмент управления

Эпоха высоких скоростей, стремительных изменений и огромных потоков информации заставляет пересматривать взгляды на то, что есть качество управления. На первый план выходят возможности гибкой корректировки стратегии, оперативность принятия и реализации управленческих решений и, конечно же, возможность учитывать при принятии решений совокупность множества различных факторов. Обязательным инструментом управления становятся автоматизированные системы. Фактически без них сегодня невозможно управлять ни одним сложным объектом, будь то регион, отрасль экономики, холдинг или отдельно взятое предприятие.

Технологии автоматизации управления постоянно развиваются и совершенствуются, и все больше руководителей высшего звена приходят к пониманию того, что с их помощью управление можно сделать более эффективным и результативным — за счет повышения скорости и глубины анализа текущей ситуации, возможности прогнозирования ее дальнейшего развития, ускорения поиска ресурсов для решения проблем и достижения поставленных целей, контроля исполнения управленческих поручений, оперативности получения обратной связи о результатах управленческих воздействий.

Идея комплексного управления с опорой на системы автоматизации нашла свое воплощение в интегрированном информационно-аналитическом и организационном решении под названием «ситуационный центр» (СЦ). Как именно ситуационные центры пришли к нынешней ступени своего развития — это тема отдельного исследования.

Вероятно, прообразом СЦ (в его современном понимании) можно считать диспетчерский центр. Идеологически это было относительно простое решение, в основе которого лежала автоматизированная система мониторинга. Однако вендоры информационных систем, интеграторы и идеологи управления быстро поняли, что данное решение имеет значительно больший потенциал. Помимо исторической информации о состоянии объекта управления (которая, хотя бы в теории, была структурированной и доступной для анализа) в контур диспетчерского центра (который начал именоваться ситуационным) стали постепенно включать инструменты прогнозирования, поиска аномалий и скрытых взаимосвязей, в том числе средства машинного обучения. А поскольку СЦ должен поддерживать собственно процессы управления (планирование–исполнение–анализ–регулирование), в решение стал интегрироваться весь стек проектного управления, стратегического планирования, коллективной работы, а также связанный с ними документооборот.

Авторы

Антон Трунович В прошлом — руководитель направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет»

Другие статьи автора

Поделиться

Что касается базового инструментария — систем мониторинга, то в современном СЦ он зависит от типа объекта управления и отличается большим разнообразием. Тут мы видим системы мониторинга транспорта, производственных линий, объектов строительства, аэрокосмического мониторинга, мониторинга СМИ и многие другие. То же касается инструментов учета, визуализации, обеспечения информационной безопасности, реагирования.

К сожалению, на определенной стадии развития идеи ситуационных центров маркетинговые и имиджевые составляющие стали заслонять их практический смысл. Однако в последнее время нездоровый ажиотаж вокруг этой темы утих, и сегодня уже можно спокойно обсуждать, куда пошла эволюция СЦ, как сработали рыночные фильтры и какие есть возможности для разумного инвестирования в создание ситуационного центра.

Идея комплексного управления с опорой на системы автоматизации нашла свое воплощение в интегрированном информационно-аналитическом и организационном решении под названием «ситуационный центр» (СЦ).

Классификация

Классифицировать ситуационные центры довольно сложно. Каждый внедренный СЦ — это отдельная история решения специфичных для конкретной организации управленческих задач специфичным же способом и на индивидуальном для каждой организации технологическом ландшафте. Результатом, как правило, становился более или менее удачный компромисс между оперативностью и обоснованностью принятия решений. Тем не менее исходя из особенностей решаемых задач и применяемых технологий на древе эволюции можно найти три основных класса ситуационных центров.

1. СЦ корпоративного управления. Это многофункциональные ситуационные центры, поддерживающие весь управленческий цикл. Они применяются для борьбы с так называемой информационной коррупцией в сложной организационной структуре, а также для обеспечения централизации и повышения эффективности процессов управления. Такие СЦ дают возможность повысить скорость принятия решений там, где от этого зависят конкурентоспособность и прибыль организации, а также помогают держать под контролем множество объектов управления (филиалов, торговых точек, проектов, заводов, объектов добычи и др.), что особенно актуально для территориально распределенных организаций и холдингов.

2. СЦ оперативного реагирования. Такие СЦ произошли от оперативных штабов и диспетчерских. Они применяются там, где цена управленческой ошибки особенно высока, а фактор скорости критичен.

В ситуационном центре оперативного реагирования ведется непрерывный мониторинг объектов в режиме дежурных смен, используется видеостена большой информационной емкости (которая в этом случае играет действительно важную роль), а реагирование максимально автоматизировано. Типичные примеры — СЦ мониторинга и реагирования на ЧС, управления кризисными ситуациями, управления информационной безопасностью и инженерно-технической защитой. Стоит отметить, что такие СЦ, как правило, узкоспециализированы и приносят большую пользу при управлении рисками в конкретной предметной области.

3. СЦ государственного управления. На сегодняшний день большинство федеральных органов власти обеспечено ситуационными центрами. Высшие должностные лица субъектов РФ также стараются не отстать и включиться в систему распределенных ситуационных центров (СРСЦ), призванную создать единый информационный фонд всех органов государственного управления. Специфика этих СЦ обусловлена уклоном в стратегическое управление (ввиду масштабности решаемых задач), наличием обширной нормативной базы, необходимостью интеграции множества источников информации и высочайшими требованиями к уровню информационной безопасности.

Предлагаемая классификация далеко не совершенна, она дает лишь некоторые ориентиры. В нее, например, сложно поместить СЦ «Безопасный город» или СЦ управления рисками. Кроме того, помимо СРСЦ есть и другие системы ситуационных центров. Даже внутри одной организации могут существовать и взаимодействовать СЦ различных бизнес-линий, а СЦ оперативного реагирования могут предоставлять статистику централизованному СЦ управления рисками и получать соответствующие директивы и т.д. К сожалению, пока нет устоявшихся практик формирования структур СЦ, и рынок ждет возможности познакомиться с опытом создания единого информационного фонда СРСЦ.

Через тернии к звездам

Любой интеграционный проект с участием множества заинтересованных лиц, а особенно в области автоматизации управления, подвержен рискам. Проект внедрения СЦ не только наследует все типичные проблемы такого проекта, но и дополняет их широким кругом новых — ниже мы рассмотрим самые примечательные из них. Сразу оговоримся, что последовательность рассмотрения обусловлена не степенью важности проблем, а только удобством повествования.

Ситуационный центр направлен на повышение скорости принятия управленческих решений, дающих принципиальную возможность расширить круг решений, основанных на фактах.

А что это вы здесь делаете?

Нередкая и весьма неприятная для инвесторов и высшего руководства проблема заключается в том, что внедренное и находящееся на балансе «решение класса СЦ» на самом деле ситуационным центром не является и не отвечает ожиданиям к СЦ. Дело здесь не в отклонении от ТЗ, а в неправильной постановке стратегической задачи либо ее искажении при реализации. В лучшем случае первое лицо получает в свое распоряжение просторную переговорную с огромным экраном, на который потом и кровью персонала оперативно и красиво выводятся данные из таблички Excel или подготовленные вручную презентации. Но иногда бывает и хуже — уже после внедрения встает вопрос: «А что, собственно, мы хотим на этот огромный экран выводить?». И хорошо, если этот вопрос не замалчивается и не решается обходными путями, ведь результат будет, как минимум, бесполезен.

Более распространенная ситуация — по ходу реализации проект внедрения ситуационного центра вырождается в некий более специальный проект, такой как внедрение BI-платформы, поставляющей аналитическую отчетность руководству, внедрение ВКС и презентационных средств, внедрение отдельных инструментов мониторинга (видеомониторинга, мониторинга качества, мониторинга транспорта и пр.) или внедрение отдельных средств обеспечения инженерно-технической и информационной безопасности. Это было бы не так уж плохо, если бы не стоило как ситуационный центр и не создавало у руководства и инвесторов завышенных ожиданий.

Вопрос: А чего мы, собственно, должны ожидать от ситуационного центра?

Ответ лучше начать с определения того, чем ситуационный центр НЕ является. Не является он диспетчерской, инструментом ВКС с внушительных размеров видеостеной, не является он также ни системой мониторинга и предоставления аналитической отчетности, ни центром сбора данных или механизмом контроля исполнения. Ситуационный центр может включать в себя все вышеперечисленное и даже (на техническом уровне) являться суммой указанных компонентов, но при этом СЦ остается решением, направленным на повышение скорости принятия управленческих решений и дающим принципиальную возможность расширения круга решений, основанных на фактах. Повышение скорости при этом относится не только к задачам оперативного реагирования, но и к иным областям управления вплоть до стратегического планирования. Важно, что в контур управления должны входить не только этапы анализа и выработки решения, но и этапы его доставки, а также получения обратной связи от объекта управления.

На техническом уровне это означает необходимость сквозной автоматизации системы управления, включающей, как минимум, контуры:

  • мониторинга объектов управления;
  • анализа и представления результатов мониторинга в виде, пригодном для поддержки принятия решений;
  • коллективной выработки и проверки управленческого решения;
  • фиксации решения (например, в виде плана или прямого регулирующего воздействия), его доставки и контроля исполнения.

Все эти контуры замкнуты, и за каждым стоит набор технических, методических и программных решений, которые должны работать совместно.

Теперь, осознав, чего мы можем лишиться (или уже лишились), мы можем поставить другой вопрос: как избежать ситуации, когда внедрение СЦ не повышает эффективность управления и результат близок к формальному?

Еще на этапе оценки перспектив внедрения ситуационного центра очень важно правильно выбрать партнера — технологическую компанию, понимающую специфику бизнеса и имеющую опыт системной интеграции и внедрения решений подобного класса. Как известно, любой молоток всюду видит гвозди, поэтому при выборе партнера стоит убедиться, что он не является заложником своей узкой технологической специализации. На этапе подготовки проекта партнер должен уметь внятно, не заостряя внимания на технической инфраструктуре, сформулировать видение результата, объясняющее, в чем будет состоять ценность внедрения СЦ для данной конкретной организации или бизнес-линии. Далее, когда на принципиальный вопрос, требуется ли организации именно ситуационный центр, дан положительный ответ, партнер должен участвовать в разработке модели зрелости СЦ, основанной на SMART-целях, вырабатываемых совместно с заказчиком. Модель зрелости, построенная вокруг предметно-функциональной модели СЦ, становится залогом согласованности и полноты понимания целей и границ проекта всеми участниками.

Когда магии не случилось

Оперативные, полные и наглядно представленные аналитические данные, столь необходимые для принятия управленческих решений и прогнозирования, — самый ценный ресурс, ради доступа к которому внедряется ситуационный центр. Этот ресурс основан на сведениях, получаемых из первоисточников, поэтому и СЦ предоставляет множество инструментов сбора, хранения, обработки и контроля качества этих сведений.

Внедряя ситуационный центр, мы ожидаем, что вся необходимая для принятия решений информация станет нам доступна по запросу. Порой этого не случается — потому что первичные сведения в реальности оказываются недоступны. Причин тому может быть много. Укажем наиболее распространенные.

1 .Исходных данных попросту нет. Например, они не учитываются ни в одной информационной системе и не сохраняются в архивах, а в контуре управления все время находятся производные (восстановленные) данные, которым не всегда можно доверять. Так, оценка доли брака на основе объема потребленных ресурсов, норм производства и данных по отгрузке полностью скрывает сведения о других видах потерь. Техническое решение в виде интеграционной компоненты ситуационного центра в этой ситуации бессильно, такие проблемы важно выявлять на стадии обследования и предусматривать необходимые организационные изменения, обеспечивающие учет всех требуемых данных.

2. Невозможен своевременный доступ к данным. Иными словами, нет данных необходимого уровня актуальности. Такая ситуация типична для любых сценариев с отложенной регистрацией (например, составление ведомостей в конце квартала) или ручной оцифровки части данных, с которой не может справиться предусмотренный в СЦ инструментарий машинной обработки. Как и в предыдущем случае, здесь требуется организационная подготовка.

3. Техническая недоступность данных. Данные как бы есть, но загрузить их нельзя. Такое может случиться, если, например, данные хранятся в нетиповой или удаленной системе, для подключения к которой требуются не предусмотренные в проекте работы. Или когда данные существуют только в формате, предназначенном для ручной обработки.

Как правило, вопросы технической недоступности данных могут быть решены интегратором, благо машинное обучение предоставляет очень широкие возможности по обработке неструктурированной информации на любых носителях. Проблемы возникают, когда проектные решения (и, соответственно, возможности) по интеграции фиксируются прежде, чем определяется потребность в данных. Так бывает при закупке коробочного решения, в случае некачественного или неполного обследования источников данных, при итерационном подходе, когда требования уточняются по ходу проекта, а бюджет ограничен и т.д.

4. Политическая недоступность данных. Эта ситуация своеобразна, но вполне реальна. Она возникает, когда отдельные участники процесса сопротивляются предоставлению актуальных данных, защищая свои интересы регламентными документами или просто саботируя задачу. Общее решение такой проблемы предложить сложно, можно лишь посоветовать обратить внимание на важность регламентации информационного взаимодействия и обеспечения дисциплины соблюдения регламента всеми участниками.

5. Недоступность защищенных данных. Процедура работы с данными для служебного пользования, секретной, совершенно секретной информацией и информацией особой важности может быть несовместима с целевой архитектурой и функциональными задачами ситуационного центра. Как правило, это результат ограничений проекта, реже — архитектурный просчет или результат изменения нормативных актов в сфере ИБ. Поэтому эксперты по информационной безопасности должны быть непременными участниками проекта внедрения СЦ на всех этапах.

Приведенный перечень, конечно, не полон. Довольно часто встречаются ситуации, когда доступная информация неполна, противоречива, недостоверна. Решение этих проблем — рутина интеграционного проекта СЦ, часто сопряженного с организационной трансформацией. Среди неявных проблем можно выделить непонимание того, какие именно данные нужны, и незнание того, где, собственно, эти данные в организации находятся (даже если они есть) или как обеспечить необходимый уровень дисциплины их ввода. Но эти проблемы обычно закрываются грамотно проведенным внедрением.

Общий вывод по обозначенному кругу проблем заключается в том, что интеграционной компонентой СЦ нельзя пренебрегать и что полноценное обследование должно быть завершено до того, как появятся технические решения, способные наложить ограничения на проект. Не менее важна организационная подготовка. Если можно провести внедрение СЦ без трансформации процессов, следует задаться вопросом: «А все ли исходные данные у нас есть, хотя бы на бумаге?».

В погоне за трехмерным кроликом

Возможность работать с красиво и качественно визуализированными данными кажется очень привлекательной. Поворот трехмерной модели, отражающей, например, бюджетную эффективность, где прикосновение к любой диаграмме приводит к ее анимированному развертыванию, может доставлять истинное удовольствие. Однако грань между инфографикой, призванной обеспечить быстрое и полное восприятие ситуации, и игровой графикой, направленной на формирование визуального ряда, довольно тонка, а качественное различие весьма существенно.

Здесь важно учитывать два аспекта. Если ситуационный центр создается как регулярный механизм управления, то управленческая информация должна быть представлена емко и наглядно. Особенно заметны должны быть изменения в текущей ситуации.

Графические приемы, иногда даже более удобные с точки зрения пользователя, могут рассеивать внимание, снижать концентрацию на главном и естественные навыки узнавания и сопоставления. Если акцент ставится на презентационной составляющей, предпочтительно, чтобы презентационный режим был дополнительным к основному, в котором используется проверенная инфографика. Помимо прочего, это позволит сократить издержки на визуализацию новой аналитической информации и доработку отчетности.

Тем не менее ключевым компонентом любой визуализации остается все та же аналитика, ведь, даже обладая всей полнотой данных, их сперва надо наделить смыслом в контексте конкретной проблемной области, а уже потом визуализировать. Это под силу только коллективу экспертов-аналитиков, обладающих не только глубоким пониманием предметной области, но и опытом работы с данными, по-разному организованными и разного качества. Такой коллектив необходимо растить.

«На игле» интегратора

Ситуационный центр создает огромный простор для совершенствования и наращивания возможностей системы управления, а внедрение СЦ — лишь первый шаг в долгосрочном партнерстве с интегратором. Но несмотря на большой потенциал такого сотрудничества формируются (часто по естественным причинам) механизмы зависимости от интегратора, который провел внедрение, или поставщиков специализированного ПО, вошедшего в поставку.

Ситуационный центр создает огромный простор для совершенствования и наращивания возможностей системы управления.

Чтобы этого избежать, необходимо в первую очередь обратить внимание на участки с наибольшим количеством изменений. Это, во-первых, аналитическая отчетность, структура которой меняется с изменением потребностей управления, а во-вторых, система источников данных, обычно включающая множество развивающихся бизнес-систем. Чтобы не оказаться в ситуации, когда каждое изменение системы отчетности или подключение нового источника будет требовать доработки системы, следует заранее озаботиться включением в требования к СЦ средств самостоятельной настройки отчетности и поддержки открытого программного интерфейса (API), который позволил бы загружать в информационный фонд ситуационного центра данные из систем, разрабатываемых различными вендорами, посредством доработки на их стороне.

Безусловно, не удастся применить такой подход для решения сложных интеграционных задач или создания отчетов с обогащенным функционалом и новыми инструментами визуализации. Кроме того, этот подход выдвигает более высокие требования к уровню подготовки персонала ситуационного центра. Однако независимость от поставщика в решении сравнительно мелких, но часто возникающих задач позволяет не только снизить расходы, но и сократить время внедрения изменений, что порой является решающим фактором.

Вместо заключения

Из всего сказанного напрашивается вывод, что внедрение ситуационного центра — огромный, трудоемкий и сопряженный с большим количеством рисков проект. И да и нет. Порой дело обстоит совершенно не так: и в начинке ситуационного центра, и в плане его реализации, и в техниках компенсации рисков можно выделить многие опорные точки, позволяющие рассматривать такой проект как масштабный, но близкий к рутинному. В следующих статьях вы найдете наши рекомендации по упрощению и упорядочиванию процесса внедрения СЦ, позволяющие сфокусироваться на том, что действительно важно. Мы убеждены, что внедрение СЦ в организации — это не путешествие через тернии к звездам, а вполне прозрачная история успеха.

Источник: www.jetinfo.ru

Рейтинг
Загрузка ...