Территориальное планирование. Цели и задачи. Виды и особенности проведения работ. Правила землепользования и застройки, генеральные планы и проекты межевания территории.
Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 29805-АЦ/Д27и, Минстроя России от 03.10.2016 N 32431-ХМ/09 «О совместной позиции Минэкономразвития России и Минстроя России по применению норм законодательства Российской Федерации при подготовке и согласовании проектов документов территориального планирования, реализации мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также при подготовке, согласовании и утверждении документации по планировке территории, подготовке проектной документации объектов капитального строительства и государственной экспертизе такой документации»
Минэкономразвития России совместно с Минстроем России направляют разъяснения о применения норм законодательства Российской Федерации при подготовке и согласовании проектов документов территориального планирования, реализации мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса), а также при подготовке, согласовании и утверждении документации по планировке территории, подготовке проектной документации объектов капитального строительства и государственной экспертизе такой документации.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Кодекса подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании в соответствии с частью 5 статьи 10, частью 4 статьи 14, частью 2 статьи 19, частью 4 статьи 23 Кодекса, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации (схемах территориального планирования Российской Федерации), документах территориального планирования субъектов Российской Федерации (схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации), документах территориального планирования муниципальных образований (схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений городских округов).
Таким образом при подготовке проектов документов территориального планирования должны учитываться положения утвержденных документов территориального планирования о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в соответствии с частью 18 статьи 1 Кодекса, в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса определяются Правительством Российской Федерации. Такие виды определены Перечнем видов объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 162-р (далее — Перечень N 162-р).
Виды объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Отображение планируемых объектов, в соответствии с Кодексом, предусмотрено с детализацией в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов до населенного пункта, в генеральных планах поселений и городских округов до функциональной зоны и обозначается условными знаками без координат.
Так для линейных объектов в схемах территориального планирования отображается основное направление трассы, в генеральных планах линейные объекты отображаются как элементы функционально-планировочной структуры территории.
Объекты, не являющиеся линейными, в схемах территориального планирования отображаются в привязке к населенному пункту, в генеральных планах отображаются в составе функциональных зон и обозначаются условными знаками без координат.
Приказом Минрегиона России от 30 января 2012 г. N 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» установлены технические требования к отображению условных знаков объектов на цифровой топографической карте, которые при этом не являются координатами размещения планируемых объектов.
Исходя из положений статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь, объекты капитального строительства, входящие в состав единого технологического комплекса, как существующих так и планируемых объектов федерального, регионального и местного значения (инженерные сети, вспомогательные здания и сооружения, инженерные сооружения и др.) в положениях о территориальном планировании не указываются и на картах не отображаются.
Проекты документов территориального планирования до их утверждения подлежат обязательному согласованию в случаях, установленных Кодексом.
При согласовании документов территориального планирования согласовывается (уточняется) местоположение объектов федерального, регионального и местного значения (в зависимости от типа документа территориального планирования) с учетом утвержденных документов территориального планирования и влияния планируемых объектов на социально-экономическое развитие субъекта РФ и возможного негативного влияния на окружающую среду, особо охраняемые природные территории, водные объекты федерального значения.
В частности, планируемое размещение объекта федерального значения (с его основными характеристиками мощностью (пропускной способностью) уточняется с учетом условий согласования планируемого объекта федерального значения при согласовании муниципальным образованием соответствующей схемы территориального планирования Российской Федерации, в соответствии с процедурой, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 (в редакции от 25 мая 2016 г.) «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».
Учет местоположения федерального объекта в проекте генерального плана согласовывается уполномоченными на подготовку схем территориального планирования Российской Федерации органами власти при согласовании проекта генерального плана в соответствии с приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 (в редакции от 12 мая 2014 г.) «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» .
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460. После регистрации в Минюсте России приказ Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» будет признан не подлежащим применению.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Кодекса не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса) и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (в областях указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), документами территориального планирования муниципальных образований (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса), а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В соответствии с частью 6 статьи 45 Кодекса не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий) а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения муниципального района (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), объектов местного значения поселения, городского округа (в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса), если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), документами территориального планирования муниципального района (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), а также в случаях, не предусматривающих размещение объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения муниципальных районов в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям) .
Данная норма с 1 января 2017 г. будет иметь другую редакции на основании статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развитая территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Указанные нормы не распространяются на объекты, не подлежащие отображению в документах территориального планирования.
Также отмечается, что частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Указанная норма в части документов территориального планирования распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в указанных документах определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации.
Требование о наличии объекта в проекте планировки территории применяется ко всем объектам, для строительства, реконструкции которых необходимо осуществить изъятие земельных участков, вне зависимости от того, подлежат ли они отображению в документах территориального планирования.
По вопросу соответствия информации о зоне планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемой в документации по планировке территории, информации о местоположении планируемых для размещения объектов, содержащейся в документах территориального планирования соответствующего уровня, сообщается.
Согласно части 11 статьи 45 Кодекса в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования соответствующего уровня.
На основании статей 10, 14, 19 Кодекса документы территориального планирования содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения соответственно.
В положениях о территориальном планировании соответствующих документов территориального планирования, в том числе, содержатся сведения о местоположении (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта) планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения соответственно.
Таким образом, границы зоны планируемого размещения объекта федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемые в документации по планировке территории должны соответствовать сведениям о местоположении планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, содержащихся в документах территориального планирования соответствующего уровня с точностью до наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта.
По вопросу соответствия информации о зоне планируемого размещения объектов местного значения поселения, городского округа, устанавливаемой в документации по планировке территории сообщаем.
Указанная информация должна соответствовать сведениям о местоположении элемента функционально-плакировочной структуры для линейного объекта и местоположения в границах функциональной зоны для объекта, не являющегося линейным, установленных в генеральном плане поселения, городского округа.
По вопросу о необходимости подготовки соответствующих разъяснений в адрес организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, Минстрой России сообщает следующее.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а не оценка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории.
Проверка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории осуществляется уполномоченным на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства органом власти, что закреплено в статье 51 Кодекса.
Аналогичная позиция отражена, в том числе, в письме ФАУ «Главгосэкспертиза» от 27 ноября 2015 г. N 1-11/2962 (копия прилагается).
Таким образом, исходя из смысла перечисленных норм, следует, что:
требование о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения при их наличии в схемах территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса, распространяется лишь на те виды объектов, отображение которых на указанных схемах предусмотрено Перечнем N 162-р;
требование о необходимости проведения мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Кодекса, на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований, распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в указанных документах определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации;
в случае, если объекты федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объекты регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объекты местного значения (в областях указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса) не включены в Перечень N 162-р и не установлены Законом субъекта Российской Федерации соответственно, то документацию по планировке территории необходимо подготавливать без предъявления требования о их наличии в документах территориального планирования соответствующего значения.
информация о зоне планируемого размещение объекта федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемая в документации по планировке территории, должна соответствовать сведениям о местоположении планируемого для размещения объекта федерального, регионального, местного значения, отображенным в документах территориального планирования соответствующего уровня с точностью до наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта;
информация о зоне планируемого размещения объектов местного значения поселения, городского округа, устанавливаемой в документации по планировке территории должна соответствовать сведениям о местоположении элемента функционально-планировочной структуры для линейного объекта и местоположения в границах функциональной зоны для объекта, не являющегося линейным, установленных в генеральном плане поселения, городского округа.
положения части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в части запрета на изъятие земельных участков с целью строительства, реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения, распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в документах территориального планирования определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации;
требование о наличии объекта в проекте планировки территории применяется ко всем объектам, для строительства, реконструкции которых необходимо осуществить изъятие земельных участков, вне зависимости от того, подлежат ли они отображению в документах территориального планирования;
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а не оценка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории.
Просим довести данное письмо до сведения всех органов государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации, а также организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального. Хозяйства российской федерации. 3 октября 2016 г. N 32431-ХМ/09. … Подготовке проектной документации объектов капитального . Строительства и государственной экспертизе. Такой документации. … Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в соответствии с частью 18 статьи 1 Кодекса, в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса определяются Правительством Российской Федерации.
Территориальное планирование. Цели и задачи. Виды и особенности проведения работ. Правила землепользования и застройки, генеральные планы и проекты межевания территории.
В перечень наших услуг входят работы по территориальному планированию (Далее – терпланирование). Клиенты и партнеры часто интересуются, что именно входит в понятие территориального планирования, как выполняются такие работы и в какие сроки.
Сегодня мы постараемся раскрыть эту тему.
- Понятие и формы территориального планирования.
Начнем с того, что в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (Далее – ГрК РФ) есть целая глава, посвященная территориальному планированию.
Территориальное планирование представляет из себя планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Оно направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
ГрК РФ для Российской Федерации установлены следующие виды документов территориального планирования:
1) Схемы территориального планирования РФ в области:
- развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
- обороны страны и безопасности государства;
- развития энергетики;
- использования и охраны лесного фонда;
- использования и охраны водных объектов;
- развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- защиты территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
- развития космической деятельности;
- естественных монополий;
- в иных областях, предусмотренных законодательством РФ.
2) Схемы территориального планирования субъекта РФ включают: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
- объектов энергетических систем регионального значения;
- объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов РФ полномочий субъектов РФ.
Документами территориального планирования муниципальных образований являютс я:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов.
Состав документов территориального планирования муниципальных образований, а также состав планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Документы территориального планирования являются утверждаемыми для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
3) Схемы территориального планирования муниципальных районов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
- объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
- автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Документы территориального планирования муниципальных образований включают :
- генеральные планы городских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений.
Указанные документы являются обязательными для органов местного самоуправления при реализации соответствующих решений.
Давайте кратко разберем каждое понятие отдельно.
Генеральный план муниципального образования — это картина будущего города или иного муниципального образования, которая предлагает наиболее эффективные пути решения проблем, и помогает поставить цели развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов города или поселка.
Согласно ст.45 ч.6 ГрК РФ любое муниципальное образование не вправе осуществлять планирование, застройку и реконструкцию территории, без согласованного и утвержденного генерального плана. Иначе говоря, при отсутствующем Генеральном плане поселения или городского округа становится невозможным выделение земель под застройку, под размещение крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур, производственных зон, объектов культуры и спорта и т.д.
Данное понятие мы раскрываем в статье: «Генеральный план».
Проект планировки территории (Далее — ППТ) — документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории (Далее – ПМТ), содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.
ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Схема, разрабатываемая в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ — основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.
Разработка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных ППТ (в границах установленных красных линий). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков и осуществляется, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа.
Более подробно о том, что такое проект межевания территории читайте переходя по ссылке.
Правила землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии со статьей 31 ГрК РФ подготовка проекта ПЗЗ может осуществляться:
- применительно ко всем территориям поселений, городских округов;
- при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа — к частям территорий поселений, городских округов. После утверждения генерального плана поселения или генерального плана городского округа в такие правила землепользования и застройки вносятся изменения, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
- применительно к межселенным территориям в случае, если планируется осуществлять на таких территориях вид деятельности, который требует регламентации.
О ПЗЗ боле подробно читайте здесь.
Все образцы документов Вы можете найти в разделе «Образцы», перейдя по ссылке: https://rkc56.ru/page/2182
2. Порядок разработки и утверждение документов территориального планирования
В соответствии с статьей 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
- образование;
- здравоохранение;
- транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- физическая культура и спорт;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.
Деятельность по подготовке документов территориального планирования включает в себя комплекс сложных многоэтапных мероприятий. Разберем поэтапно:
Первый этап: первичный. Здесь оцениваются исходные документы, действующие документы территориального планирования. А также принимаются решения об их корректировке или разработке новых документов.
Определяется нормативно-правовая база, готовятся технические задания на разработку документов и проводится конкурс по выбору подрядной организации, которая обеспечит подготовку проектов документов территориального планирования.
Второй этап: сбор исходной информации. Осуществляется подготовка данных для дальнейшего использования в разработке необходимых проектов.
Третий этап: формирование проекта документа территориального планирования. Формируется система целей и задач, выполняется функциональное зонирование. Работы по подготовке проектов, графические и текстовые описания.
Четвертый этап: согласование проекта. Итогом согласования проекта является заключение соответствующих исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, которые уполномочены на согласование таких документов: органы местного самоуправления поселений муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в отношении которого разработана схема территориального планирования; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположен муниципальный район; федеральный орган исполнительной власти.
А теперь более подробно рассмотрим процессы разработки необходимых нам документов.
Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа.
Отметим сразу, подготовка генерального плана осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
- положение о территориальном планировании;
- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения;
- карту планируемого размещения объектов местного значения;
- карту функциональных зон.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя :
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального и местного значения, за исключением линейных объектов.
Сведения о границах населенных пунктов являются обязательным приложением к генеральному плану и должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
На карте планируемого размещения объектов отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения относящиеся к следующим областям:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
- иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Которые содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития МО (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования РФ сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального, регионального и местного значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики ЗОУИТ в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов;
5) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
7) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
- границы поселения, городского округа, существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;;
- местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
- особые экономические зоны;
- особо охраняемые природные территории;
- территории объектов культурного наследия;
- зоны с особыми условиями использования территорий;
- территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального, регионального и местного значения.
В соответствии с положениями ГрК РФ внесение изменений в генеральные планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генплан изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Отметим, что заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа
В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генплан изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Более подробно мы писали об этом ранее. Переходите по ссылке.
Разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка ППТ осуществляется в соответствии с положениями ст. 42, 45 ГрК РФ. На территории Оренбургской области во исполнение положений Градостроительного кодекса принят и действует Закон Оренбургской области от 16 марта 2007 г. N 1037/233-IV-ОЗ «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области».
Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Более подробно читайте в нашей статье. Переходите по Ссылке.
Разработка проекта нормативов градостроительного проектирования.
Регламентирована положениями статьи 29.1-29.4 ГрК РФ. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:
1) региональные нормативы градостроительного проектирования;
2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:
- нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
- нормативы градостроительного проектирования поселения;
- нормативы градостроительного проектирования городского округа.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Более подробно о том, какие нормативные акты действуют и как проходит процедура на территории Оренбургской области читайте, переходя по ссылке.
Разработка проекта межевания территории
Подготовка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Читайте более подробно по ссылке.
3. Размещение документов территориального планирования
Осуществляется размещение документации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).
Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в муниципальных информационных системах, возможно в случае, если такое размещение предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими статус соответствующих систем. Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) осуществляется при наличии дополнительного раздела, предназначенного для размещения таких нормативов.
Органы местного самоуправления, согласно пункту 4 Правил ведения ФГИС ТП (Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289), должны определить уполномоченных лиц, на которых в установленном порядке возложены должностные обязанности по размещению информации в муниципальных информационных системах и (или) в ФГИС ТП.
Размещение информации в ФГИС ТП, согласно пункту 10 Правил ведения ФГИС ТП, осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Структура и форматы информации, размещаемой в муниципальных информационных системах, ФГИС ТП, должны соответствовать требованиям, утвержденным Минрегионом России.
Доступ к информации, размещенной в муниципальных информационных системах, обладателей информации, обеспечивается путем подключения этих информационных систем к ФГИС ТП в соответствии с утвержденными Минрегионом России технико-технологическими требованиями обеспечения взаимодействия ФГИС ТП с другими информационными системами.
Заключение
Команда «Регионального кадастрового центра» имеет значительный опыт в выполнении подобных работ. Мы нацелены на достижение высокого и качественного результата. Среди наших клиентов по данному виду работ: ООО «Газпромнефть – ГЕО», Администрация Бузулукского района, ООО «Оренбив», ООО «Оренбург Водоканал» и многие другие.
Мы с радостью поможем Вам!
Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .
Рекламный материал создан про поддержке «Центра предпринимательства Оренбургской области».
1 Характеристика земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства . Местоположение, существующая застройка. Территориально объект проектирования находится по адресу: Калининградская обл., г. Полесск, ул. Почтовая, д.15. … 2 Обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка -в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством РФ.
Что такое генеральный план и где его взять?
Генеральный план ( генплан ) — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка и другие виды градостроительного освоения территории. Это масштабное изображение, которое получается путем графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно -топографический или фотографический план территории.
Генплан включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
- объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;
- автомобильных дорог общего пользования и других транспортных, инженерных сооружений в границах населенного пункта;
- план благоустройства территории, схема движения транспортных средств;
- карту функциональных зон, территориальных зон;
- особые экономические зоны и зоны с особыми условиями использования территории;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Генпланы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Он позволяет более детально рассчитать бюджет проекта, выполнить все необходимые расчеты, что в значительной мере облегчает принятие решений при реализации будущего проекта.
Согласно Градостроительному кодексу РФ , генеральный план утверждается органом местного самоуправления.
При подготовке генплана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Протокол и заключение о результатах являются обязательным приложением к проекту генплана.
Отметим, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить его в судебном порядке.
Кроме этого все заинтересованные лица вправе обращаться к главе местной администрации с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
1. обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства . 1.1 Размещение элемента планировочной структуры на территории. муниципального образования «Город Архангельск». Проект планировки территории разработан на территорию планировочного района "Левобережье". Район расположен в дельте реки Северная Двина и является территорией Исакогорского территориального округа муниципального образования "Город Архангельск".
- https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-30092016-n-29805-atsd27i/
- https://rkc56.ru/articles/4085
- https://zen.yandex.ru/media/rkc/chto-takoe-generalnyi-plan-i-gde-ego-vziat-6054450a02cae334c8c576bf