Управление качеством строительной продукции и организация его контроля
Качество строительной продукции представляет собой совокупность свойств готового строительного объекта, обусловливающую его пригодность удовлетворять определенные потребности.
Управление качеством строительства – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества строительной продукции при ее проектировании, производстве и эксплуатации, осуществляемого путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество.
Наиболее эффективна комплексная система управления качеством строительства, состоящая из отдельных подсистем: проектирования, производства строительных конструкций, изделий и материалов и выполнения строительно-монтажных работ.
Комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ (КС УК СМР) представляет собой совокупность организационных, технических, экономических и социальных мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества строительной продукции. Эти мероприятия выполняются при разработке проектов сооружений в проектных организациях, изготовлении продукции на предприятиях строительной индустрии, производстве строительно-монтажных работ подрядными организациями и эксплуатации в период гарантийного срока.
Семинар: «Строительный контроль и управление качеством в строительстве»
Управление качеством строительно-монтажных работ предусматривает выполнение следующих задач:
· обеспечение готовности подразделений строительной организации к выполнению строительно-монтажных работ на заданном уровне качества;
· обеспечение материально-техническими ресурсами, отвечающими требованиям государственных стандартов и других технических нормативов;
· метрологическое и геодезическое обеспечение единства, точности и достоверности соответствующих параметров проекту и нормативно-технической документации, обеспечение кадрами и повышение их квалификации;
· моральное и материальное стимулирование качества; контроль информационного обеспечения и оценки качества.
Выполнение требований стандартов, оценку качества продукции и состояния измерительной техники контролируют в трех уровнях:
1) государственный надзор специальными государственными органами, т. е. система контроля за деятельностью предприятий, обеспечивающих установленный уровень качества выпускаемой продукции;
2) ведомственный контроль органами министерств и ведомств с теми же задачами;
3) производственный контроль производственными контрольными органами внутри предприятия или организации.
Последний вид контроля относят к внутреннему, а первые два – к внешнему.
Основные виды производственного контроля: входной, операционный, приемочный и инспекционный. Объектами контроля служит качество труда продукции и технологического процесса.
Входному контролю подвергают материалы, полуфабрикаты, поступающую проектную документацию, формы, бортоснастку и другие элементы технологического оборудования. Порядок его проведения устанавливают стандартом предприятия. Методика контроля определена в специальных стандартах.
Управление проектами в строительстве
При операционном контроле качества продукции проверяют соблюдение отдельных нормативных требований, реализуемых в ходе выполнения очередной технологической операции. Цель его – обнаружение и устранение дефектов в процессе изготовления изделий или возведения зданий и сооружений. Исполнителем операционного контроля является производственный персонал (рабочие, бригадиры, мастера). Этот вид контроля рассматривается как контроль качества труда.
Приемочный контроль готовой продукции проводят на заключительной стадии технологического процесса. Число параметров, проверяемых при этом, должно отвечать требованиям стандартов и строительным нормам и правилам.
Инспекционный внутриведомственный контроль проводят по графику, утвержденному руководством предприятия, обычно не менее одного раза в квартал.
25. Организация приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Настоящие нормы устанавливают порядок, основные требования и условия приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов независимо от их формы собственности и назначения, способов проведения строительных работ и распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и капитальный ремонт (далее — строительство) объектов — зданий, сооружений, помещений предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов.
Объекты собственности других государств, их юридических и физических лиц, совместных предприятий и международных организаций подлежат приемке в эксплуатацию в определенном этими нормами порядке, если другой не установлен соответствующим международным договором.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Законченные строительством и подготовленные к эксплуатации в соответствии с утвержденным проектом объекты подлежат вводу в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством.
- Законченные строительством объекты могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении необходимых условий охраны труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, требований пожарной и радиационной безопасности и выполнении мероприятий по защите окружающей среды.
- Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственного заказа осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 1992 г. №449, а также постановлениями Кабинета Министров Украины от 6 декабря 1993 г. № 990 и 23 мая 1994 г. № 332 о внесении дополнений к указанному Положению.
- Особенности приемки в эксплуатацию отдельных законченных строительством объектов государственного и негосударственного заказа со специфическими условиями производства определяются соответствующими министерствами, ведомствами и другими центральными органами исполнительной государственной власти на основании Положения, утвержденного вышеуказанным постановлением по согласованию с Государственным комитетом Украины по Делам градостроительства и архитектуры.
1.5. При приемке в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлялось по иностранным лицензиям инофирмами с поставкой иностранного оборудования, должны быть представлены контракты, договора на поставку и наладку оборудования и другие документы, обусловливающие условия и сроки завершения строительства.
1.6. Законченные строительством объекты производственного назначения могут быть приняты при условии их готовности к эксплуатации (укомплектованы кадрами, обеспечены ресурсами и сырьем), если на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг).
1.7. Не допускается приемка в эксплуатацию объектов, по которым в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав предусмотренных проектом пусковых комплексов. В исключительных случаях до назначения государственных приемочных комиссий органом, утвердившим проект, могут вноситься изменения в состав пусковых комплексов. При этом из состава таких комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания, обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников, очистки, обезвреживания и улавливания вредных выбросов в атмосферу, сбросов в воду и грунт, а также подъездные пути с фронтами погрузки и разгрузки, линии связи, мелиоративные мероприятия, системы и мероприятия обеспечения пожарной безопасности.
1.8. Жилые дома и гражданские сооружения нового жилого микрорайона подлежат приемке в эксплуатацию преимущественно как законченный градостроительный комплекс, в котором должно быть завершено строительство объектов, связанных с обслуживанием населения, благоустройство и озеленение территории в соответствии с утвержденным проектом застройки микрорайона, квартала, жилого массива.
При приемке в эксплуатацию отдельных объектов в новых микрорайонах, кварталах, жилых массивах благоустройство и озеленение территории требуется выполнять в объеме, необходимом для нормальной эксплуатации и обслуживания вводимых объектов. Окончательное благоустройство и озеленение выполняется после завершения застройки микрорайонов кварталов, жилых массивов, но не позднее двухлетнего срока, и принимается по отдельному акту.
1.9. Жилые многосекционные дома могут приниматься в эксплуатацию отдельным секциями, если это предусмотрено проектом, при условии полного окончания монтажа конструкций и подключения отопления в примыкающей секции, а также завершения благоустройства территории, прилегающей к сдаваемой в эксплуатацию секции.
Если многосекционный жилой дом имеет встроенные (встроенно-пристроенные, пристроенные) помещения, посекционную приемку следует осуществлять после окончания строительно-монтажных работ и обеспечения отопления в этих помещениях данной секции. Приемка в эксплуатацию указанных помещений в этом случае осуществляется одновременно с приемкой последней секции отдельным актом.
1.10. Очистные сооружения канализации подлежат приемке в эксплуатацию после гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений, продолжительного (не менее трех суток) комплексного опробования под нагрузкой на чистой или сточной водах, а также после проверки взаимодействия в работе всех сооружений.
1.11. При приемке объектов, а эксплуатацию в I и IV кварталах разрешается, перенос сроков выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделки элементов фасадов зданий, выполнение которых невозможно из-за неблагоприятных погодных условий.
Конкретные сроки выполнения указанных работ устанавливаются государственной комиссией.
1.12. Встроенные, встроенно-пристроенные или пристроенные помещения, отдельно стоящие здания и сооружения, входящие в состав объекта, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим, предъявлением их государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.
ИЛИ
25.
Заказчик-застройщик не позднее чем через 5 дней после получения письменного сообщения о готовности к сдаче законченного строительством объекта обязан приступить к организации его приемки в соответствии с договором подряда.
Заказчик-застройщик после приемки объекта от подрядчика по акту обязан подготовить его к вводу в эксплуатацию, обеспечив выполнение индивидуального и комплексного опробования инженерно-технического оборудования, производство пусконаладочных работ с пробной эксплуатацией и выпуском продукции, передачу территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних коммуникаций и инженерных сооружений на обслуживание, получение заключений, специальных разрешений на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора, укомплектование объекта аттестованными эксплуатационными кадрами, сырьевыми и другими материально-техническими ресурсами.
Законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект заказчик-застройщик предъявляет инвестору для приемки в эксплуатацию с представлением акта приемки заказчиком законченного строительством объекта от подрядчика и исполнительной документации в соответствии с прилагаемым перечнем.
Инвестор в течение 15 дней после получения заявки от заказчика-застройщика назначает приемочную комиссию либо дает в письменной форме мотивированный отказ заказчику-застройщику о ее назначении.
Приемочная комиссия формируется приказом инвестора. В приказе указывается: цель и задачи комиссии, полное наименование и адрес подлежащего приемке объекта, персональный состав комиссии, ее председатель, даты начала и окончания работы комиссии.
Персональный состав комиссии устанавливается инвестором по письменному согласованию (не позднее, чем 15 дней до начала работы комиссии) с органами, представители которых должны включаться в состав комиссии.
Замена персонального состава комиссии после ее назначения в обоснованных случаях может производиться органами, представители которых заменяются, что подтверждается доверенностью, оформленной в установленном порядке.
Порядок работы приемочной комиссии и распределение обязанностей ее членов определяются председателем комиссии.
Приемка инженерных противопожарных систем законченного строительством объекта проводится в ходе работы комиссии членами комиссии в пределах их компетенции.
Результатом работы приемочной комиссии является акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанный всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в соответствии со своей компетенцией. После чего указанный акт передается инвестору.
В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи в акте, они должны представить председателю комиссии мотивированные заключения соответствующих органов, представителями которых они являются, с изложением замечаний исключительно по установленным фактам несоответствия объекта требованиям нормативных актов.
Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших заключение.
Объекты, по которым такие замечания не сняты в установленной для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к вводу в эксплуатацию.
Приемочная комиссия при установлении неготовности объекта к вводу в эксплуатацию должна составить мотивированное заключение и в установленный для работы комиссии срок представить его инвестору и заказчику-застройщику.
Объекты, по которым акты приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией не подписаны в установленный для работы комиссии срок, считаются не подготовленными к вводу в эксплуатацию, и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.
При назначении повторной приемочной комиссии подрядчиком представляется справка об устранении замечаний по выявленным фактам несоответствия объекта требованиям нормативных актов.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанный всеми членами комиссии, оформляется в пяти экземплярах и передается председателем комиссии инвестору.
Инвестор в течение семи дней утверждает акт приемки распоряжением главы муниципального образования.
Объект считается принятым в эксплуатацию после утверждения акта приемки объекта распоряжением главы муниципального образования.
ИсточникСистемы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве
Боброва, Н. Е. Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве / Н. Е. Боброва, Л. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63994/ (дата обращения: 23.09.2022).
В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, учитывать охрану труда и окружающей среды, строить экономически выгодные объекты, все это позволит удовлетворить потребности Заказчика. В виду того, когда не существует механизмов, формирующие качество продукции либо услуг на всех ее этапах, то сама нормативная база будет не в состоянии обеспечить должного качества. Поэтому на сегодняшний день на территории Российской Федерации приняты международные стандарты ИСО 9000, которые содержат запросы к системам менеджмента качества организаций. Выдвинуты принципы управления в строительных организациях, всего их семь. Также рассмотрены этапы формирования и внедрения системы ИСО 9000 при понятии качества
Ключевые слова: строительная отрасль, стандарт, строительные работы, объекты, строительная организация, стандарты ИСО 9000, система менеджмента качества (СМК)
В рыночных отношениях хорошо известно такое понятие как «конкуренция». Оно появилось благодаря потребителю, который выбирает для себя наиболее предпочтительные ему свойства. Современная рыночная экономика выдвигает жесткие требования в отношении качества.
В любой строительной деятельности основой исполнения любой задачи является нормативная документация. Если отсутствуют механизмы, формирующие качество продукции на всех этапах, то нормативная база не сможет гарантировать должного качества в конечном результате. На текущий момент в Российской Федерации признаны международные стандарты ИСО 9000 [1].
В данных стандартах прописаны необходимые требования, применительно к системе менеджмента качества. Согласно ИСО 9000 система менеджмента качества (СМК) является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако, не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Полезная система позволяет получить достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные рамки. Данная система предусматривает строго упорядоченную, регламентированную деятельность понятную и для менеджеров, и для рядовых сотрудников.
Основной задачей для строительной организации является формирование и внедрение такой системы менеджмента качества, которая позволит обеспечить соответствие готовой строительной продукции требованиям проектной и нормативно-технической документации, соблюдать государственные стандарты, строить экономически выгодные объекты для страны, а также учитывать охрану труда и окружающей среды [2]. Такая система менеджмента качества призвана так организовать деятельность организации, чтобы гарантированно обеспечивать качество продукции и выполняемых услуг и настраивать это качество на ожидания Заказчиков. Обязанность за создание и введение системы менеджмента качества в любой строительной организации полностью лежит на генеральном директоре. Понятие «менеджмент» предполагает проектирование и эффективное управление всеми процессами и видами деятельности, к которым относятся: изучение и анализ рынка, маркетинг; обеспечение: юридическое, нормативно- правовое, метрологическое, геодезическое; финансово-хозяйственную деятельность; разработка и управление проектно-технической документации; строительные работы, подготовка кадров, а также контроль и оценка качества и приемка выполненных работ.
Система стандартов серии ИСО 9000 целиком охватывает вышеперечисленные направления и выдвигает ряд условий в отношении каждого пункта. Разработанная система качества должна быть документально оформлена. Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000 должна включать, во-первых, политику, в которой определены цели и задачи организации в области качества, а также принципы их достижения; во-вторых, соответствующую политике систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов; в-третьих, нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов; в-четвертых, эффективный механизм реализации норм, регламентированных документами нормативной основы; в-пятых, персонал организации, который должен знать политику, нормативную основу, механизм реализации ее требований и уметь применять данные знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы, должны уважаться и соблюдаться [3, 4].
Основные положения по проектированию, внедрению, сертификации, проверке и совершенствованию СМК изложены в международных стандартах ISO серии 9000, которые приняты в Российской Федерации в качестве национальных. В настоящее время стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000 являются руководящими при обеспечении качества строительства в России и при разработке отечественной нормативной базы управления качеством.
К таким стандартам в актуальной редакции относятся следующие [5]:
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» — провозглашает фундаментальные вопросы и определяет терминологию для систем менеджмента качества.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» — выявляет запросы к системам менеджмента качества в случае, когда предприятию необходимо показать свою способность выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, направленным на усиление удовлетворенности потребителей.
- ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» — направлен на развитие деятельности организации и удовлетворение потребителей. Данный стандарт не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
- ГОСТ Р ИСО 19011–2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» — содержит методические указания по проверке систем менеджмента качества.
Для оказания практической помощи строительным организациям при разработке и поддержании систем менеджмента качества Национальным объединением строителей разработаны стандарты Р НОСТРОЙ 2.35.2–2011 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительных организациях».
В международных стандартах ISO 9000:2015 сформулированы семь принципов менеджмента качества:
− первый принцип «Ориентация на потребителя», согласно которому предприятия зависят от своих потребителей и должны учитывать их интересы и возможные в будущем потребности;
− второй принцип «Лидерство» предусматривает способность руководителя обозначить первоочередные задачи с целью достижения высокого уровня качества работы всего предприятия;
− третий принцип «Взаимодействие работников» позволяет продемонстрировать всю мощь строительной компании, вовлечение сотрудников дает возможность с выгодой применить их способности;
− четвертый принцип «Процессный подход» означает, что при его применении желаемый результат достигается более эффективно и результативно, если необходимые ресурсы и действия функционируют как согласованная система;
− пятый принцип «Улучшение» подчеркивает, что постоянное улучшение деятельности предприятия в целом следует рассматривать как его неизменную цель;
− шестой принцип «Принятие решений, основанное на свидетельствах» говорит о том, что эффективные решения принимаются на основе анализа и оценки достоверной информации;
− седьмой принцип «Менеджмент взаимоотношений» говорит о том, что предприятия и поставщики взаимозависимы, и, следовательно, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Результат дальнейшего существования построенного нового строительного объекта определяется качеством выполненных работ, применяемых материально-технических ресурсов [1], а также полнотой, достоверностью и качеством исполнительной документации. Грамотно оформленная исполнительная документация дает понимание о техническом состоянии объекта, что очень важно для соблюдения условий эксплуатации на всем протяжении срока службы объекта. В состав исполнительной документации входят акты приемки геодезической основы; исполнительные геодезические схемы возведения конструкций; общий журнал работ; специальные журналы работ, а также журналы входного и операционного контроля качества, авторского надзора; акты освидетельствования скрытых работ; исполнительные схемы расположения зданий и сооружений на местности; рабочие чертежи на строительство объекта. При сдаче объекта исполнительная документация передается на постоянное хранение эксплуатирующей организации. Если документ оформлен в установленном порядке, подписан всеми участниками строительства объекта, то он подтверждает соответствие качества строительной продукции законодательству Российской Федерации.
На сегодняшний день в сфере строительного производства система нормативных документов является одной из главных составляющих частей системы технического регулирования, которая базируется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184- ФЗ «О техническом регулировании». В данном законе прописаны обязательные требования к продукции, стандарты, которые необходимо учесть при проектировании, производстве, монтаже, наладке оборудования, а также в процессе хранения и эксплуатации.
Цель формирования и ввода в действие системы менеджмента качества в организации — осуществление бесперебойной работы самой организации и производственных процессов в ней, а также постоянное ее совершенствование, предупреждение препятствий постоянному росту уровня качества. Начальным этапом ее внедрения является выбор самой модели системы менеджмента качества. Следующий этап — разработка и внедрение документации СМК, согласно стандартам системы менеджмента. Заключительным этапом является получение сертификата на использование системы менеджмента качества, которая основана на постоянном ее совершенствовании.
В настоящее время, чтобы завоевать доверие со стороны Заказчика, повысить конкурентоспособность организации в целом, необходимо, чтобы строительная организация имела сертификат СМК, который показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с требованиями отечественных стандартов ИСО серии 9000 (или международных стандартов ISO серии 9000) и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции (работ, услуг) предприятия. Действующая система должна быть направлена на удовлетворение потребностей и требований Заказчика, соблюдение сроков строительства, выполнения работ в соответствии с проектной и нормативной документацией, в рамках установленного бюджета строительства.
Никто не обязывает разрабатывать и внедрять систему менеджмента качества, а также получать сертификат соответствия отечественным и международным стандартам. Однако наличие сертификата ИСО серии 9000 свидетельствует о принадлежности строительной организации к цивилизованному деловому миру. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества происходит по желанию руководителя организации. При этом повышается конкурентоспособность фирмы, ее деловая репутация, создается возможность для ее участия в тендерах на государственном и международном уровнях и для вывода продукции (работ, услуг) на международные рынки.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
- Качество продукции, наряду с ценой и надежностью поставок, становится наиболее важным фактором в конкурентной борьбе. Контроль качества рассматривается на двух уровнях: на низшем — в целях уменьшения количества некачественной продукции, а также на уровне предприятия — как стиль и политика организации по отношению к поставщикам, производимой продукции и к заказчикам.
- Система стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 является методической основой построения систем менеджмента качества в организации. Это система руководящих документов при обеспечении качества строительства в России и при разработке нормативной базы управления качеством.
- Стандарты ИСО серии 9000 не устанавливают требований к продукции. Требования к СМК являются общими и применимыми к организациям, работающим в любых секторах промышленности и экономики независимо от категории продукции.
- При разработке и внедрении СМК в организациях, специализирующихся в сфере строительства мостов, применяются требования и рекомендации следующих стандартов: ISO 9001:2015, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007, ГОСТ Р 12.0.006–2002 ССБТ.
- Фетисова М. А., Козыркин В. А. Современное нормативно-правовое регулирование контроля качества строительной продукции. //Молодой ученый. Ежемесячный журнал № 12. — Казань.: ООО Изд-во «Молодой ученый», 2016. — С. 426- 428
- Дикман Л. Г. Организация строительного производства: учебное издание. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. — 608 с.
- Кудяков А. И. Качество строительной продукции — как мы его понимаем?// Строительные материалы: бизнес. — 2008, № 8. — С.91- 92.
- Летчфорд А. Н. Руководство по контролю качества строительно-монтажных работ/ А. Н. Летчфорд, В. А. Шинкевич, С.А., Платонов и др. — СПб., 2013. — 614 с.
- Мазаник Н. Т., Басин Б. М. Система менеджмента качества строительных организаций: учебное пособие. — Хабаровск: Изд- во ТОГУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, ГОСТ Р, стандарт, строительная организация, Российская Федерация, качество продукции, требование, исполнительная документация, должное качество.
Источник