Подборка наиболее важных документов по вопросу Отступы от границ земельного участка при строительстве нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Сколько отступать от забора при строительстве дачного дома в 2022 – минимальные отступы от границ земельного участка в СНТ
Законом регулируется не только расстояние от границ земельного участка до построек (дома, бани, гаража, беседки, сарая и др.), но и расстояние до деревьев и кустарников. Поэтому, если вы только планируете посадки и постройки на своем участке, следует ознакомиться с нормами отступа от границ участка при строительстве в 2022 году, чтобы соблюсти минимальные отступы от границ земельного участка и избежать неприятностей в будущем.
Когда и для чего придумали нормы отступа от границ земельного участка
Информация о том, сколько отступать от забора, от улиц, от соседних участков и возведенных построек при строительстве дома содержится в градостроительных и нормах и правилах (СНИПах, СанПинах), а также закреплены законом о противопожарной безопасности.
Эти нормы разрабатывались еще в прошлом веке для безопасности граждан, тогда, когда еще не существовало частной собственности. С течением времени, с учетом застройки и освоения территорий, нормы и правила видоизменялись наряду с другим земельным законодательством.
Существуют своды правил, которые регулируют возведение построек в черте города (СП 30-102-99). Есть правила, которые предусматривают застройку и планировку дачных участков (СП 53.13330.2019).
Наряду с этими сводами приняты Санитарные Правила, где указаны допустимые минимальные расстояния от газопроводов, ферм, очистных сооружений до отдельных зданий (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также требования к противопожарным отступам (123-ФЗ от 22.07.2008 г., с изменениями от 30.04.2021 № 117-ФЗ, СП 4.13130.2013)
Рассмотрим какие правила и нормы по минимальным отступам от границ участка действуют при строительстве дома на дачных, садовых участках в СНТ.
Какие правила планировки и застройки на дачных участках СНТ действуют в 2022 году
Минимальные отступы, установленные правилами, увы, мало кто соблюдает. При желании можно придраться к любому дачному или садовому участку, если хозяин не перфекционист в отношении соблюдении норм законодательства. Так как земельные участки, принятые к выдаче чаще всего, имеют размер – 6 соток, приходится умудриться на таком клочке земли разместить хотя бы минимум: дом, баню, хозчасть, при этом не забыть про сад и огород. Вот и получается: где-то строения расположены слишком близко друг к другу, где-то деревья посажены неправильно. Однако, если нарушения касаются высадки деревьев или кустарников – то исправить ситуацию при обращении недовольных соседей можно на раз-два. А если не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка при строительстве коттеджа или бани? Здесь вариант решения проблемы гораздо сложнее. Рассмотрим какие правила планировки и застройки действуют в 2022 году, сколько метров отступать от забора при строительстве.
Минимальные отступы от границ земельного участка:
Для того, чтобы не забыть сколько надо отступить от соседского забора и от земель общего пользования подсказка в помощь:
Сколько отступать от забора (со стороны улицы и проезда) при строительстве
— дом – 5 метров от улицы; 3 метра от проезда
— баня — 5 метров
— гараж – 5 метров
-сарай – 5 метров
Сколько метров отступать от забора соседей при строительстве и высадке (по санитарно- бытовым условиям)
Садовый или жилой дом — 3 м;
Хозпостройки (курятники, сараи для скота и т.д.) – 4 м;
Другие постройки (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы (при условии, что скат крыши не попадает на соседний участок) — 1 м;
стволы высокорослых деревьев — 3 м, среднерослых — 2 м;
кустарник — 1 м.
Также существуют рекомендуемые противопожарные расстояния, которые надо соблюдать на своем участке между строениями. Однако, согласно п.6.5 Новой редакции СП.531330.2019, введенной в действие с 15.04.2020, противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного садового земельного участка не нормируются.
Между жилыми строениями (в том числе, находящимися на участке соседа) – от 6 до 15 метров, в зависимости от материала, из которого они сделаны (камень, бетон, дерево).
Между домом и баней – 8 метров.
Баню строить можно на расстоянии 1 метра от забора соседа, но следует не забывать, что баня – эта постройка легко воспламеняемая, а также рядом с ней должно быть организация слива сточных вод. Поэтому, метровое расстояние можно считать условным. Так, если деревянный дом, вашего соседа, например стоит на расстоянии 5 метров от забора, и при строительстве бани вы отступите – 1 метр, то расстояние между строениями (по СП 4.13130.2013, с изменениями от 14.08.2020) между деревянными постройками – 15 метров) будет не соблюдено. Все эти нюансы следует продумывать заранее.
- Между колодцем, уборной, компостной ямой – 8 метров;
- От дома до туалета – 10 — 12 метров.
Особенности расположения гаража на земельном участке
Выясним сколько метров надо отступать от забора и других строений при строительстве гаража.
Гаражи для автомобилей могут быть как отдельными постройками, так и встроенными или пристроенными к дому, коттеджу или другим зданиям, расположенными на садовом участке.
Здесь следует понимать, если гараж отдельно стоящий и одноэтажный, то от соседнего забора достаточно отступить 1 метр для строительства (учитывая при этом наклон крыши, чтобы сточная вода не попадала на соседний участок. Если гараж является пристройкой дома, тогда от дома отступается 3 метра, а от гаража – 1 метр.
По новым правилам 2022 разрешено размещать примыкающий к участку гараж (навес для авто, или площадку-стоянку) со стороны улицы или проезда по согласованию с правлением СНТ.
Можно ли зарегистрировать дом если до границы участка меньше 3 метров
Как обстоят дела с кадастровым учетом при несоблюдении отступов от границ земельного участка мы выяснили у кадастровых инженеров. Росреестр при оформлении недвижимости ранее довольно лояльно относился к несоблюдению границ, их никто не проверял. Однако, правила меняются и в 2022 году приходят регистрацию часто приостанавливают. Тогда собственник обращается в суд для регистрации постройки.
Сосед нарушил нормы строительства – куда жаловаться?
Бывают случаи, когда соседи располагают свои строения вплотную к забору, с их крыш скатывается снег на участок, тень загораживает свет растениям. Как с этим бороться?
Для начала следует попробовать решить разногласия с соседями полюбовно. Объяснить, что именно мешает Вам и попросить устранить недостатки. Но, увы, иногда так не получается. Тогда есть два варианта:
- Обращение с заявлением в местные органы власти о несоблюдении градостроительных норм. Если в результате такого обращения проблему решить не удалось, остается самый действенный метод- суд.
- Исковое заявление в судебные органы. Однако, при подаче жалобы, имейте в виду, что соседи могут пойти на принцип и подать встречный иск – пожаловаться на расположение ваших строений.
Кроме того, судебные расходы и издержки никто не отменял. Надо быть готовым потратить средства и время для того, чтобы отстоять свои права.
Многие нормы носят рекомендательный характер. Прежде чем обратиться в суд за защитой своих прав следует грамотно составить исковое заявление, для этого обратиться за помощью к адвокату. Все жалобы следует обосновать и подтвердить документально.
Вывод
Соблюдение минимальных отступов при строительстве дачи в СНТ – залог спокойного и мирного времяпрепровождения на природе, поэтому к установленным правилам следует отнестись серьезно, чтобы избежать проблем в будущем. А если вы только собираетесь приобрести участок, тогда тем более надо проверить все ли градостроительные нормы соблюдены прежними хозяевами. Особенно, если вы покупаете земельный участок с постройками, не стоящими на кадастровом учете.
объекта индивидуального жилищного строительства . Схема планировочной организации земельного участка (далее – СПОЗУ), предназначенного для размещения объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) выполняется на чистом листе бумаги формата А4 или А3 с использованием компьютера или от руки и утверждается застройщиком (т.е. правообладателем земельного участка ) или лицом, имеющим соответствующую доверенность от застройщика.
Отступы от границ земельного участка при строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Отступы от границ земельного участка при строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Отступы от границ земельного участка при строительстве
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 40 «Права собственников земельных участков на использование земельных участков» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 40 Земельного кодекса РФ и установив, что ответчик является собственником земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-2 — зоне индивидуальной жилой застройки городского типа; ответчик самовольно в отсутствие градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство создал на своем земельном участке новый объект недвижимости с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, требований правил землепользования и застройки для зоны индивидуальной жилой застройки Ж-2, суд правомерно удовлетворил требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, поскольку минимальные отступы от границ смежных земельных участков при строительстве не соблюдены, нарушена линия регулирования застройки, площадь застройки составляет около 40%, что превышает максимально допустимую площадь застройки 30% в полтора раза.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 40 «Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требования истцов к ответчику о понуждении перенести строительство жилого дома на смежном земельном участке на расстояние 16,7 м от красной линии, совпадающей с границей участка. Как установлено судом, земельный участок ответчика меньше предельного минимального размера земельного участка, постановлением мэрии города ответчику предоставлено соответствующее разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, выдан градостроительный план земельного участка с чертежом, на котором отражено место допустимого размещения объекта (пятно застройки), а также разрешение на строительство, на схеме планированной организации земельного участка определено конкретное место строительства в границах пятна застройки. Принимая во внимание, что разрешение согласно ст. 40 Градостроительного кодекса РФ предоставляется на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а не на размещение объекта в конкретном месте, суд пришел к выводу о том, что застройщик вправе производить строительство жилого дома в любой части места допустимого размещения объекта (пятна застройки).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отступы от границ земельного участка при строительстве
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Согласно выводам, содержащимся в отрицательном заключении государственной экспертизы, в процессе проведения государственной экспертизы проектная документация частично откорректирована и дополнена. Вместе с тем, техническая часть проектной документации не рекомендована к утверждению и возвращена в связи с необходимостью ее укомплектования исходно-разрешительными документами — градостроительным планом земельного участка, на основании которого проектная документация должна быть дополнена данными о границах земельного участка, границах зон действия публичных сервитутов, минимальных отступах от границ земельного участка, градостроительном регламенте, расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и культурного наследия, возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков. После устранения недостатков указанных в отрицательном экспертном заключении, проектная документация может быть представлена на повторную экспертизу.
Нормативные акты: Отступы от границ земельного участка при строительстве
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр
(ред. от 02.09.2021)
«Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения»
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2017 N 46880) 3) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах, например, 1,3; 5,2; 7,2 (рисунок 3);
Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства , реконструкции объектов капитального строительства и не являются параметрами непосредственно объекта капитального строительства , устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ. Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства , реконструкции объектов капитального строительства , установленных правилами землепользования и…
Схему размер отступов от всех границ земельного участка до объекта капитального строительства
Письмо Росреестра от 3 февраля 2021 г. № 13-00062/21 (о проверке отступов жилого дома от границ ЗУ при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом)
Письмо Росреестра от 3 февраля 2021 г. № 13-00062/21 (о проверке отступов жилого дома от границ ЗУ при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом)
Вопрос: О проверке соблюдения отступов жилого дома от границ ЗУ (стоящего на учете, а также вновь образованного) при применении положений частей 12 – 13 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ответ: 1. По вопросу применения Федерального закона от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 404-ФЗ) к новым домам, которые еще не поставлены на государственный кадастровый учет, и к реконструкции уже учтенных жилых домов.
При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) с учетом абзаца первого части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление как государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект одновременно в случае его строительства (создания), так и осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции, или осуществление государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, если сведения о здании уже содержатся в ЕГРН, в том числе если сведения о жилом доме были внесены в ЕГРН в порядке внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании документов осуществленного до 01.01.2013 государственного технического учета этого объекта или в порядке государственного кадастрового учета по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
2. По вопросу приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства в случае несоответствия отступов от границ земельного участка при размещении здания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации недвижимости установлены частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ и не содержат такого основания как нарушение параметров разрешенного строительства или реконструкции в виде отступов от границ земельного участка.
Как указано в части 13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ предметом проверки органом регистрации прав представленных заявителем документов являются:
наличие или отсутствие предусмотренных пунктами 1 — 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок;
соответствие сведениям, содержащимся в ЕГРН (пункт 1) и предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1, пункту 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводит проверку:
соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами;
соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.
Пунктами 2 — 4 части 1 статьи 38 ГрК РФ предусматривается установление в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности:
минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
При этом такие параметры градостроительным регламентом могут не устанавливаться (часть 11.1 статьи 38 ГрК РФ).
Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и не являются параметрами непосредственно объекта капитального строительства, устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ. Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесена к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Относительно применения при правовой экспертизе пункта 22 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, которым предусматривается приостановление учетно-регистрационных действий, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений, отмечаем следующее.
Основным предметом проверки в соответствии с указанным основанием является соответствие объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается). Иными словами, в данном случае речь идет о таких характеристиках объекта капитального строительства как его назначение и (или) вид разрешенного использования. Указание на градостроительный регламент в пункте 22 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ также связано с видом разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, которые могут быть изменены в результате выбора правообладателем указанных объектов недвижимости без согласований и разрешений.
Согласно проекту федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 21.07.2020) пункт 22 предлагается изложить в другой редакции:
«22) назначение или разрешенное использование созданного (создаваемого) объекта недвижимости не допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), за исключением случаев, если в соответствии с законом размещение такого объекта на данном земельном участке допускается независимо от вида его разрешенного использования;».
С учетом изложенного выше проверка соблюдения застройщиком отступов от границ земельного участка как одного из параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не относится к компетенции органа регистрации прав и при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не осуществляется, в том числе при реализации положений части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.
3. По вопросу о необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции для целей реконструкции жилого дома, который был построен до введения в действие ГрК РФ, в том числе в связи с направлением органом местного самоуправления «уведомления о соответствии планируемых параметров реконструкции к жилому дому, в связи с тем, что не соблюдены отступы от границ земельного участка», при этом предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции и минимальные отступы от границ земельного участка, установленные действующими в настоящее время правилами землепользования и застройки, не могут быть соблюдены в силу объективных причин.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) (пункт 1 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038).
В связи с чем по указанным в данном пункте вопросам необходимо обращаться в Минстрой России.
Дополнительно полагаем возможным отметить, что в соответствии с частями 8, 9 статьи 36 ГрК РФ:
земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции;
изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости Э.У. Галишин
и кадастровой деятельности
В случае капитального строительства и реконструкции объектов наличие градостроительного плана является обязательным условием, без которого разрешительную документацию получить будет невозможно. В случае частного строительства ГПЗУ не относится к обязательным документам, хотя его отсутствие может привести к серьезным проблемам при оформлении построенного объекта в собственность. … Отступы от границ земельного участка , соблюдение которых является обязательным для успешного ввода объекта в эксплуатацию. … Место расположения земельного участка , а также принадлежность к муниципальному образованию.
- https://geostart.ru/post/513
- http://www.consultant.ru/law/podborki/otstupy_ot_granic_zemelnogo_uchastka_pri_stroitelstve/
- https://rosreestr.gov.ru/activity/normativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-nedvizhimosti/pozitsii-po-voprosam-pravoprimeneniya/pismo-rosreestra-ot-3-fevralya-2021-g-13-00062-21-o-proverke-otstupov-zhilogo-doma-ot-granits-zu-pri/