Работник обязан приходить вовремя и делать работу как положено. За опоздания и ошибки работодатель наказывает. Разрешённых наказаний всего три, и штрафа среди них нет. К слову, там нет и других известных на практике наказаний. Все подробности — в ст.
192 ТК РФ.
замечание | штраф |
выговор | строгий выговор |
увольнение по статье за прогул, опьянение и кражу | понижение в должности |
перевод на неприбыльную точку |
Ещё работник обязан беречь имущество работодателя и не брать чужое. За разбитые стаканы и недостачу в кассе вычитают из зарплаты. Так можно по ст. 238 ТК РФ. Но это не то же самое, что штраф на произвольную сумму.
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.
ТОП-6 НАРУШЕНИЙ, ЗА КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ НЕТ ШТРАФА!
А если принять положение о штрафах в своей организации?
«Узаконить» штрафы работникам нельзя. Даже если принять положение по дисциплине или издать приказ с подписью и печатью, штраф всё равно неправомерен. Считается, что так работник лишается защиты — а это запрещено по ст. 8 ТК РФ.
Если все соседи по торговому центру штрафуют продавцов, это не значит, что так можно. Трудовой кодекс обязателен для всех. Наказание таким работодателям — дело времени.
Что будет за штрафы работникам?
Прилететь может от государства и от самого работника.
Штраф от трудовой инспекции
За штраф работнику предприниматель рискует сам заплатить штраф. Принципиальный работник пожалуется в трудовую инспекцию. Оттуда придут с внеплановой проверкой. Инспектора посмотрят приказы по штрафам, сравнят зарплату по договорам с расчётными листами и накажут по ст. 5.27 КоАП РФ. ИП грозит штраф от 1000 до 5000 ₽, юрлицу — от 30 000 до 50 000 ₽.
Иск от работника
Вычесть штраф из зарплаты — значит, заплатить работнику не все обещанные деньги. Так нельзя. Работник пойдёт в суд и взыщет урезанную часть. Сверху суд начислит проценты и добавит моральный вред по ст. 237 ТК РФ.
Как-то можно наказать работника рублём?
От выговоров и замечаний мало эффективности. Лентяи не работают усердней, воры продолжают брать из кассы. Способы платить работнику меньше из-за косяков есть. Но повторимся: это не штрафы. Отделаться командой бухгалтеру вычесть из зарплаты 1000 ₽ не получится.
Наоборот, понадобятся дополнительные бумаги и, скорее всего, помощь кадровика или юриста.
Лишить премии
Премия — это поощрение по ст. 191 ТК РФ. За бестолковую работу премию не начисляют.
Чтобы лишать премии, надо принять положение о премировании. Это полезная предпринимателю вещь. В положении пишут конкретные условия, за что сотрудник получает премию. Обязательно включают пункт, что премию платят по усмотрению руководства. Депремирование помогает в борьбе с опозданиями, бездельем и халатностью.
Как не попасть на штраф земельного надзора при строительстве.
Удержать из зарплаты ущерб
Работник отвечает за рабочий инвентарь, товары и деньги. Покупку стаканов взамен разбитых и недостачу в кассе работник обязан возместить. Так работает материальная ответственность по ст. 238 ТК РФ.
Ущерб подсчитывают с точностью до копейки. С работника берут объяснение — может, стаканы разбил не он, а пьяный клиент. Об удержании выносят приказ. Из зарплаты вычитают не больше 20 % в месяц.
Заключить договоры о полной материальной ответственности
Любой сотрудник отвечает за ущерб в пределах среднего заработка. Но с кассирами, продавцами, администраторами и товароведами можно заключать договоры о полной материальной ответственности. Такие договоры законно снимают ограничения по деньгам. За недостачу в кассе или испорченный товар можно спросить с виновника, а не разбрасывать незаконный штраф по всему коллективу.
Подробно — в ст. 242 ТК РФ.
Начните работать с сотрудниками за 11 уроков
Снизить зарплату за плохое качество
Работодатель может законно урезать зарплату за невыполнение нормы, брак и простой. Для этого надо прописать нормы выработки и критерии качества в трудовом договоре, должностной инструкции или другом внутреннем акте. С критериями и нормами работника знакомят под подпись.
Например, у предпринимателя работает кондитер, и с качеством тортов проблемы.
Если кондитер испёк три торта вместо положенных четырёх, оклад пропорционально урезают — ст. 155 ТК РФ.
Коржи для тортов подгорели, это брак. Такие торты нельзя доставлять клиентам, поэтому кондитер не получает зарплату. Если коржи подгорели немного, но торт удалось продать со скидкой, зарплату урезают на размер скидки — ст. 156 ТК РФ.
Если кондитер сломал печь и пришлось долго ждать мастера, время простоя не оплачивается — ст. 157 ТК РФ. На простой составляют акт.
Статья актуальна на 27.01.2022
Продолжайте читать
Увольнение сотрудника без отработки
Как забронировать сотрудников
Заработная плата: сроки и порядок выплаты в 2022 году
Рассылка для бизнеса
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур
Соцсети
Мы всегда рады комментариям, которые не нарушают наши правила и поддерживают дружелюбную атмосферу на сайте. Стараемся отвечать на все вопросы по Эльбе и несложным бухгалтерским темам.
Источник: e-kontur.ru
Нарушение правил и норм строительства
Нарушение правил строительства является административным правонарушением. Вопросам регулирования возникающей ответственности, установлению ее пределов и форм отводится глава 9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 9.4, 9.5, 9.5.1. Перечень исчерпывающий. Форму и пределы ответственности устанавливает надзорный орган.
Следующие нарушения в области строительства попадают под административную ответственность:
- любые нарушения проектной документации, требований технических регламентов и стандартов, иных нормативно-правовых актов. Ст. 9.5 устанавливает ответственность за нарушение норм строительства, допущенных непосредственно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции. При этом если нарушения норм и правил затронули безопасность конструкции здания, сооружения, подвергающегося ремонту или реконструкции, то устанавливаются более жесткие штрафы и более продолжительные сроки административного приостановления работы;
- отсутствие разрешения на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции, если требованиями норм и правил такое разрешение необходимо;
- нарушение сроков направления извещения в органы исполнительной власти, уполномоченные в области надзора в сфере строительства;
- случаи, если государственными органами надзора в сфере строительства были выявлены нарушения или нарушение норм строительства, после чего деятельность по строительству, реконструкции или капитальному ремонту не была приостановлена или была возобновлена до получения акта об устранении ранее выявленных нарушений;
- случаи, когда ввод в эксплуатацию здания был произведен в отсутствии заключений уполномоченных надзорных органов в области строительства о состоянии здания, сооружения, а также эксплуатация такого объекта, при требовании норм и правил строительства в осуществлении такого надзора;
- выполнение любых работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий без наличия свидетельства о допуске к проведению таких работ, при условии, что его (допуска) получение является обязательным;
- проведение работ, затрагивающих вопросы безопасности объекта, без свидетельства о допуске к ним.
Юридическая помощь по нарушениям в строительстве
Консультация в офисе и по телефону
Помощь адвоката. Стаж 19 лет по нарушениям в строительстве!
Нарушения в строительстве наказываются штрафами (размер которых отличается в зависимости от категории лица, совершившего административное правонарушение: физическое, юридическое, должностное, ИП) и административным приостановлением работы на срок до 90 дней. Не все нарушения в области строительства предполагают такую форму наказания как приостановление деятельности, например, нарушение сроков направления извещений не может наказываться приостановлением деятельности, т.к. по умолчанию она еще не начата.
Не всегда якобы выявленное нарушение норм строительства имеет место быть в реальности. И заинтересованное лицо имеет право отстаивать свою невиновность в судебном порядке. Учитывая большие размеры штрафов (до 300 тысяч рублей для юридических лиц), обоснование, что нарушение в строительстве не существовало, или было не столь серьезным, как его представляют — верный путь к существенной экономии денежных средств.
Представить ваши интересы в административных спорах сможет адвокат по административным делам.
Источник: advokat-kr.ru
Штраф в строительстве это
Меню сайта
- $ 62,21
- € 60,56
- ¥ 8,63
- IMOEX 1881,69
О введении в действие Закона Российской Федерации ‘Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства'» Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства.
2. Разрешить перечислять на текущий счет внебюджетных средств Государственного комитета Российской Федерации во вопросам архитектуры и строительства 10 процентов суммы штрафов за правонарушения в области строительства, взыскиваемых в республиканский бюджет Российской Федерации, для развития материально-технической и социальной базы Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства обеспечить целевое использование этих средств для нужд Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и при необходимости вносить предложения о пересмотре указанного размера их отчислений.
3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации в месячный срок отменить действующие на территории Российской Федерации ведомственные нормативные акты, устанавливающие экономические санкции за правонарушения в области строительства.
Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин
#729/6
Приложение
к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации
от 27 июля 1993 г. #729
Положение
о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок наложения штрафов за правонарушения в области строительства, предусмотренные Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. #4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства».
2. Предприятия, учреждения, организации и объединения (в дальнейшем именуются — предприятия) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие проектные, строительно-монтажные работы, производящие строительные материалы, конструкции и изделия, являющиеся заказчиками в строительстве или совмещающие функции заказчика и подрядчика, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за следующие правонарушения:
строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения — в размере 100 тыс. рублей;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, — в размере от 10 тыс. рублей до 250 тыс. рублей;
осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии — в размере 250 тыс. рублей;
нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию — в размере 100 тыс. рублей;
нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов:
в размере от 750 тыс. рублей до 1 млн рублей, если нарушение повлекло за собой потерю прочности, устойчивости;
в размере от 500 тыс. рублей до 750 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение прочности, устойчивости;
в размере от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение надежности. При этом под прочностью понимается способность материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, грунта основания здания и сооружения воспринимать, не разрушаясь, расчетные значения нагрузок и воздействий.
Под устойчивостью понимается способность здания, сооружения сохранять состояние устойчивого равновесия под действием расчетных воздействий и нагрузок.
Под надежностью понимается способность здания, сооружения, его инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций выполнять функции, определенные значениями нормируемых показателей.
Суммы штрафов, предусмотренные настоящим Положением, подлежат индексации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Применение штрафов к предприятиям не освобождает должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, от предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
4. Конкретный размер штрафа устанавливается должностным лицом, рассматривающим дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, в зависимости от характера и вида правонарушения, наступивших или возможных его последствий в соответствии с настоящим Положением и рекомендациями, разрабатываемыми Госстроем России.
5. Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы власти и управления районов и городов устанавливают долю штрафа, направляемого на счет соответствующего органа Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), в размере до 15 процентов сумм штрафов, подлежащих зачислению соответственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, краевой бюджет края, областной бюджет области, городские бюджеты гг. Москвы и Санкт-Петербурга, районный бюджет района, городской бюджет города.
Поступившие на счета органов Госархстройнадзора России средства используются для укрепления их материально-технической и социальной базы.
Средства, направляемые на развитие материально-технической и социальной базы Главной инспекции Госархстройнадзора России, зачисляются на текущий счет внебюджетных средств Госстроя России по балансовому счету #141 Центрального банка Российской Федерации.
II. Порядок рассмотрения дел об административной ответственности за правонарушения в области строительства
6. Дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.
Основанием для рассмотрения дела является протокол о правонарушении в области строительства, составленный по форме согласно приложению #1.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и представителем предприятия, допустившего правонарушение. В протоколе делается соответствующая запись при отказе представителя предприятия от его подписания.
Представитель предприятия вправе приложить к протоколу документы с замечаниями по его содержанию или изложением мотивов своего отказа от подписания протокола.
В течение трех дней после подписания протокол направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
К протоколу могут прилагаться фотографии, заключения экспертов, данные лабораторных исследований, другие материалы, необходимые для рассмотрения дела.
При обнаружении правонарушения должностное лицо органа Госархстройнадзора России составляет также предписание по форме согласно приложению #2 о его устранении. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается с учетом предложений представителя предприятия.
7. Протокол о правонарушении в области строительства составляется уполномоченным на то должностным лицом органа Госархстройнадзора России. Протокол может составляться также должностными лицами других государственных надзорных органов в пределах предоставленной компетенции и направляться их руководителями в органы Госархстройнадзора России в установленном порядке.
8. Рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и налагать штрафы от имени органов Госархстройнадзора России вправе начальник Главной инспекции Госархстройнадзора России и его заместители, начальники инспекций республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения и их заместители.
Дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола о правонарушении в области строительства.
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Положения, при подготовке к рассмотрению дела об административной ответственности за правонарушение в области строительства решают следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
правильно ли составлен протокол о правонарушении в области строительства;
истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
Должностные лица должны известить о времени и месте рассмотрения дела заинтересованных лиц. При этом в обязательном порядке приглашаются руководители предприятий, виновных в правонарушении, а при рассмотрении дел по представлению руководителей других государственных надзорных органов — их уполномоченные представители, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
10. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
Должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет участвующих в его рассмотрении представителей предприятий, государственных надзорных органов, экспертов, других приглашенных лиц. После этого оглашается протокол о правонарушении в области строительства. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины и обстоятельства допущенного правонарушения.
При рассмотрении дела о правонарушении, допущенном при выполнении строительно-монтажных работ, должностное лицо устанавливает также степень вины в этом правонарушении подрядчика, заказчика, проектной организации, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий.
11. Рассмотрев дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, должностное лицо выносит одно из следующих решений:
1) о наложении штрафа;
2) о прекращении дела производством.
В случае принятия решения о наложении штрафа в постановлении указываются его размер и доли от общей суммы штрафа, направляемые в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также срок и порядок обжалования принятого постановления.
Постановление по форме согласно приложению #3 подписывается должностным лицом, рассмотревшим дело. При этом должностное лицо может объявить только резолютивную часть постановления.
Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку представителю предприятия, допустившего правонарушение, либо высылается почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
12. В случае вынесения решения о наложении штрафа за нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию орган Госархстройнадзора России, принявший это решение, в 2-недельный срок (если постановление не обжаловано в установленном порядке) направляет сообщение по форме согласно приложению #4 республиканским (республик в составе Российской Федерации), краевым, областным, автономной области, окружным, Московскому городскому комитетам и управлениям статистики.
Если постановление о правонарушении в области строительства предприятием обжаловано, сообщение в адрес указанных органов государственной статистики направляется в недельный срок после принятия решения вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
После получения сообщения соответствующий орган государственной статистики принимает решение об исключении объекта из государственной статистической отчетности. При этом акт о приемке объекта считается недействительным и подлежит отмене.
Предприятия, допустившие нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, обязаны в недельный срок после вступления в силу постановления о правонарушении в области строительства представить в соответствующий орган государственной статистики исправленные формы статистической отчетности со всеми измененными взаимосвязанными показателями, а также внести необходимые корректировки в бухгалтерский учет.
III. Исполнение постановления о правонарушении в области строительства
13. Постановление Госархстройнадзора России, предусматривающее решение о наложении штрафа, является основанием для взыскания штрафа за допущенное правонарушение в области строительства.
Штраф в долях, указанных в постановлении, вносится предприятием в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в 10-дневный срок со дня вынесения постановления. Копии платежных документов в этот же срок представляются соответствующему органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
При непредставлении предприятием в 10-дневный срок платежных документов должностное лицо органа Госархстройнадзора России, принявшее решение о наложении штрафа, в 3-дневный срок направляет копию постановления о правонарушении в области строительства в государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания со счета предприятия в бесспорном порядке.
14. Постановление о правонарушении в области строительства может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган Госархстройнадзора России.
При этом вышестоящим органом является:
для городской инспекции — соответственно инспекция республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа;
для инспекции республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга — Главная инспекция Госархстройнадзора России.
Копия жалобы, направляемой в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, в этот же срок представляется предприятием органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
Орган Госархстройнадзора России, принявший решение о наложении штрафа, при получении копии жалобы обязан выдать предприятию по его просьбе все материалы по рассматриваемому делу для представления их в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, а также приостановить направление в государственную налоговую инспекцию постановления о правонарушении в области строительства на срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
15. Должностное лицо вышестоящего органа Госархстройнадзора России, рассмотрев в месячный срок жалобу предприятия на постановление о правонарушении в области строительства, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменяет постановление и прекращает дело производством;
3) уменьшает размер штрафа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановление по форме согласно приложению #5 подписывается должностным лицом, рассмотревшим жалобу. Принятое решение объявляется немедленно.
Копия постановления в течение трех дней направляется органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа, а также вручается под расписку представителю предприятия либо высылается ему почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
Если вышестоящий орган Госархстройнадзора России оставил постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, то постановление о правонарушении в области строительства, вынесенное нижестоящим органом Госархстройнадзора России, представляется им в соответствующую государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания штрафа со счета предприятия в бесспорном порядке.
При принятии решения об уменьшении размера штрафа основанием для его взыскания является постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России.
16. Государственная налоговая инспекция по району, городу (без районного деления), району в городе в соответствии с действующим порядком:
при получении постановления о правонарушении в области строительства в 5-дневный срок производит взыскание штрафа в доход соответствующих бюджетов, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в размерах, указанных в постановлении;
по истечении квартала в недельный срок в письменной форме сообщает в городскую (районную) инспекцию Госархстройнадзора России о взысканных за истекший квартал средствах с указанием бюджетов и счетов, на которые они перечислены.
17. Постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
18. Возврат необоснованно взысканных средств производится в установленном порядке государственной налоговой инспекцией из соответствующих бюджетов, со счетов органов Госархстройнадзора России и текущего счета внебюджетных средств Госстроя России на основании решения суда.
К Положению прилагаются образцы оформления документов, фиксирующих факты правонарушений.
Источник: www.kommersant.ru
Россиян предупредили о штрафах за сжигание листвы во дворе
За сжигание листвы во дворе многоквартирного или частного дома может грозить штраф до 15 тысяч рублей. Об этом россиян предупредили юристы, сообщает РИА Новости.
По словам специалистов, избавляться от листвы во дворах многоквартирных домов запрещено — ее должны вывозить на специальные объекты утилизации. Что касается сжигания листьев на частных владениях, то костер необходимо развести в металлической бочке или яме на расстоянии не менее пяти метров от построек. Рядом также не должны находиться горючие материалы.
В случае сжигания листвы не по правилам нарушителю могут выписать административное предупреждение или оштрафовать на 5-15 тысяч рублей. Если разведение костра повредит чужое имущество или причинит вред здоровью жильцов, то штраф достигнет 40-50 тысяч рублей.
Ранее ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Аванесов предупредил, что разведение россиянами цветов на балконе может вылиться в денежный штраф. Он объяснил, что размещение ящиков с растениями возможно лишь внутри балкона, а не снаружи.
Источник: lenta.ru
Снести нельзя узаконить! Просто и понятно о легализации «самостроя»
В статье вы узнаете, что такое «самовольное строительство» (далее «самострой»). Какое наказание предусмотрено законодательством за самовольное строительство. Почему кто-то отделывается штрафом, а кого-то принуждают к сносу сооружений, и как избежать дорогостоящего сноса вашего строения.
Что такое «самострой»
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство — это деятельность по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки или перестройки) капитального строения, здания, сооружения, если она осуществлена:
- Земельный участок, на котором осуществлено строительство не оформлен согласно требованиям законодательства:
- самовольно занятой земельный участок (участок без документа, удостоверяющего право на него).
- земельный участок, используется не по целевому назначению.
- земельный участок, предоставлен государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения.
- земельный участок, предоставлен без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона.
- земельный участок, предоставлен с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков
- земельный участок, предоставлен без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение.
- Отсутствуют необходимые разрешения на строительство, реконструкцию.
- Отсутствует проектная документация в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством
- Объект построен с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Если постройка подпадает под определение «самовольное строительство», она не принадлежит Вам. Она принадлежит Государству. Самовольную постройку невозможно:
- продать;
- подарить;
- сдать в аренду;
- оборудовать в ней офис и пр.
Наказание за самовольное строительство
Штраф и сохранение объекта
В соответствии со ст. 21.12 КоАП РБ установлена административная ответственность в виде штрафа на физическое лицо в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин.
Уплата штрафа обязательна и не освобождает от обязанности снести либо узаконить самовольно возведенное строение.
В случае, если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, может быть принято решение о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.
Штраф и принудительный снос объекта (приведении самовольной постройки в первоначальное состояние)
В случае, если сохранение постройки влечет существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил, принимается решение о сносе и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.
Ваш объект будет сохранен только в случае соответствия закону о земле, нормативно-технической документации и другим правовым актам!
Как избежать принудительного сноса
Решение о сносе или узаконивании объекта принимает Комиссия при местном исполкоме.
В комиссии участвуют главный архитектор района, заместитель председателя по строительству, представители Земельной службы, МЧС, СЭС, РУВД, Природоохраны и другие заинтересованные службы. Они и принимают решения, либо снести, либо вернуть в изначальное положение, либо узаконить.
Каждый член комиссии представляет интересы своего ведомства и следит за соответствием построенного объекта всем нормативно-правовым актам и строительным нормам в рамках компетенции этого ведомства. Каждый член комиссии несет административную и уголовную ответственность и отвечает за то, чтобы:
- Объект не создавал угрозу жизни и здоровью граждан;
- Объект строительства не нарушил права и законные интересы третьих лиц;
- Объект не нарушал строительные и градостроительные нормы.
К сожалению, чаще всего ошибки допускают при первоначальной подаче документов без тщательного изучения норм, то есть, Заказчик пытается узаконить помещение заведомо несоответствующее нормам. Комиссия в таком случае просто не может дать положительное решение.
Именно поэтому документы для согласования строительства необходимо готовить тщательно, заранее прорабатывая спорные вопросы, связанные со всеми службами, находящимися в составе комиссии.
Ключ к успеху – это знание нормативно-технической и правовой документации, которое позволяет лавировать между требованиями различных департаментов, для нахождения обоснованного решения, которое не противоречит букве закона и соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Подобные примеры встречаются довольно часто, и связаны они с нормами пожарной безопасности. Член комиссии представитель МЧС утверждает, что на располагаемом участке размещение сооружения рядом с существующем зданием противоречит нормам, в частности отсутствует требуемый пожарный разрывам между сооружениями. Что не дает возможность узаконить «самострой». Однако, узаконивание объекта осуществляется довольно просто, объединив два здания в один пожарный отсек, те же сооружения соответствуют нормам пожарной безопасности. Подобные вопросы решаются и с помощью недорогой реконструкции, в рассматриваемом случае вопрос можно было закрыть возведением противопожарной стены, что было бы чуть дороже для Заказчика или изменения категории пожарной опасности объекта.
По нашему опыту 90% «самостроя» возможно сохранить, изменив угол зрения на проблему и грамотно применив требования нормативно-технической документации.
В сущности, любой «самострой» возводится хоть и с нарушением норм, но не противоречит здравому смыслу, хотя такие случаи тоже бывают. А все что подлежит здравому осмыслению возможно легализовать, пусть и с минимальными затратами на работу с нормативной документацией и, при необходимости, с незначительной реконструкцией или оформлением/переоформлением земельного участка.
Все это намного дешевле чем оплатить не только штраф, но и снос строения, а потом жалеть о напрасно потраченных годах на строительство объекта.
Какие дополнительные затраты понесет владелец «самстроя» в процессе узаконивания по сравнению со строительством в соответствии с установленными законом правилами.
В практике встречается, можно сказать, парадоксальное мнение, что дешевле выполнить самовольное строительство, а потом его узаконить, чем выполнять строительство изначально в рамках законодательства. Ответим сразу, однозначно нет! Ни в коем случае так не делайте, иначе вы значительно переплатите, потеряете время и наживете себе дополнительную головную боль. Наверняка такое мнение складывается от того, что Заказчик сталкивается, по его мнению, со значительными затратами времени и средств на сбор исходно-разрешительной документации (ИРД) и выполнение проектно-сметной документации (ПСД), однако это именно тот случай кода скупай платит дважды.
Последующие узаконивание «самостроя» выльется в гораздо большую сумму. И дело тут не только в штрафе, который Вы обязательно заплатите и не в риске принудительного сноса, хотя возможность такого исход уже должна навести на правильное решение. К затратам на получение ИРД и выполнение ПСД, вы обязаны предоставить эти документы в любом случае, добавятся значительные расходы на обязательное обследование несущих конструкций и инженерных сетей.
Штраф, возможная реконструкция построенного объекта, обследование конструкций и сетей, все эти затраты будут являться дополнительными, которых можно было бы избежать, получив изначально пакет исходно-разрешительной документации и выполнив проект.
Резюме
В заключении хочется добавить, однозначно наиболее рационально и дешевле выполнять строительство объекта изначально в соответствии с законом.
Однако, если Вы уже столкнулись с тем, что на Вас составлен административный протокол и обеспокоены тем что Вас могут заставить снести строение.
Если Вы являетесь владельцем здания или помещения без документов (свидетельство о государственной регистрации земли, тех. паспорт), или документация присутствует, но она не соответствует фактическому объекту (отступление от проекта, самовольная пристройка, дополнительное здание на участке не указанное в техническом паспорте).
Если существующие здания, помещения не соответствуют нормам или документам (назначение земельного участка не соответствует назначению здания, помещения или здание используются по назначению, не указанному в документах и т.д.).
Начните с изучения вопроса и связанных с ним нормативно-технических и правовых актов, обратитесь за консультацией к грамотному специалисту или в исполком, обсудите возможные вопросы с представителями департаментов, которые будут участвовать в комиссии. В любом случае максимально изучите вопрос, прежде чем подавать имеющеюся документацию на рассмотрение в комиссию исполкома. Но лучшим выходом из ситуации будет доверить решение Вашей проблемы профессионалам с многолетним опытом.
Источник: eneca.by