Штраф за незаконное строительство частного дома на своем участке

Содержание

Статья 222 Гражданского кодекса РФ под самовольной постройкой подразумевает возведенное на неотведенном для строительства земельном участке строение или сооружение, которое было построено без соответствующего разрешения с нарушением градостроительных правил.

Незаконное строительство должно включать в себя одно из трёх обязательных условий:

  • отсутствие разрешения;
  • предназначение участка земли для иных целей;
  • возведение здания с нарушением всех строительных норм.

К самовольной постройке относится, в том числе, и любая несогласованная пристройка к индивидуальному дому. В каких случаях строительство здания будет законным?

Приступить к началу строительных работ можно после того, как будет:

  • оформлено право на приобретение в собственность участка земли;
  • создан проект планируемого строения и согласован в необходимых инстанциях;
  • получен ордер на проведение земляных работ;
  • получено разрешение на начало строительства.

Все эти мероприятия включают в себя соответствующие этапы и подэтапы. Если отказаться от этого достаточно длительного процесса, то застройщику грозит установленная законом ответственность за самовольное строительство.

ГОСТИНИЦА НА УЧАСТКЕ ИЖС! ПРОВЕРКИ И ШТРАФЫ!

Последствия самовольного строительства

Гражданско-правовая ответственность

Пункт 3 статьи 25 федерального закона «Об архитектурной деятельности» даёт основание привлечь физическое лицо к ответственности за несогласованное и самовольное строительство. В первую очередь человек обязан привести земельный участок в первоначальный вид и снести незаконно возведенное здание.

Все незаконно возведённые постройки могут сноситься только после вынесенного судом постановления. Вынесенные местными администрациями и окружными комиссиями предписания по пресечению самовольного строительства не являются для сноса самовольно возведенного дома.

Даже если право собственности было каким-то образом зарегистрировано в отделении Росреестра, то это не даёт основания избежать принудительного сноса дома в случае существенного нарушения норм и правил в процессе возведения здания.

Суд может признать запись о праве собственности на возведённый объект недвижимости недействительной в том случае, если он был возведён на земельном участке, принадлежавшим ранее другому лицу без согласия на возведения соответствующего органа.

Если истец, самовольно построивший здание, будет ссылаться на истечение трехлетнего срока исковой давности после возведения недвижимости, то эти доводы судом не будут приняты во внимание, так как на права владельца эта обязательная норма не распространяется. Этот же срок исковой давности не распространяется на те здания и сооружения, которые после возведения могут угрожать жизни и здоровью проживающих там людей. В данном случае исковое заявление в суд о незаконном строительстве дома может подать комиссия по пресечению самовольного возведения строений.

При строительстве здания на чужой земле, собственник участка может не заявлять требование о его сносе, а имеет право просить судебный орган признать право владения этой постройкой. Если такое требование будет удовлетворено, то самовольный застройщик имеет право на получение компенсации за построенный объект. Суд максимально точно оценивает все вложения застройщика, определяет рыночную стоимость объекта и устанавливает сумму компенсации.

Самовольно возведенное строение — признание права собственности на незаконную постройку

Административная ответственность

Нарушившее правило застройки физическое лицо, кроме гражданско-правовой ответственности, в соответствии с федеральным законом «О нарушении требований в процессе строительства зданий и сооружений» может привлекаться к административной ответственности на основании Кодекса об административных правонарушениях.

За строительство без разрешения предусмотрен штраф:

  • для граждан от 2 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц и ИП от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц от 0,5 до 1 миллиона рублей.

Действия суда при разрешении вопроса о самовольной постройке

Пленум Верховного суда РФ разъясняет, что в случае невозможности предоставления физическим лицом разрешения на строительство, это не может стать основанием к отказу суда в праве на эту постройку.

В процессе рассмотрения иска суд выясняет, пытался ли застройщик предпринимать действия с целью признания строения законным. Для этого физическое лицо должно было обратиться с заявлением в уполномоченные на принятие такого решения государственные органы. Если такое обращение было предпринято, суд выясняет, какой был дан ответ и на какие нормы права сослался государственный орган. Если только отказ госоргана стал основанием к не регистрации строения, то суд удовлетворяет исковое заявление.

Чтобы избежать штрафных и иных санкций после строительства несогласованного объекта недвижимости, следует обратиться за консультацией к юристам сервиса Правовед.ru, позвонив по телефону или задав вопрос при помощи размещённой на сайте электронной формы.

Последние вопросы по теме «незаконное строительство»

Добрый день. Я, на зем. участке общего имущества многоквартирного дома согласно с жильцами дома установили беседку для общего пользования. Но управляющая компания потребовала ее снести. Принесли уведомление на мое имя, которое подписала моя мама, потому что меня в этот момент не было дома.

Главный по дому собрал подписи со всех жильцов дома и подал в УК заявление с просьбой оставить беседку. Заявление рассмотрели и приняли отрицательное решение. Более того, пообещали наложить штраф в размере 500 т.р. за незаконное строительство. Оповестили об этом устно, и опять же не меня а маму, я была на работе. Вопрос: На каком основании они могут меня оштрафовать?

Как они меня смогли идентифицировать? И возможно ли отстоять беседку?

Здравствуйте ,суть вопроса незаконное строительство (сарая на нашей земле, в селе ). В деревне ,не было межевания, только кадастровая выписка границы, даже зеленки не было (у обоих соседей и у нас тоже ).и вот в один прекрасный год ,соседи построили сарай ,захватив 4 метра нашей земли, итог мы выиграли суд ,получили зеленку, получили межевания с точными данами НАШЕГО участка а соседи ,все не хотят сносить сарай. Отнести документы к председателю ,он сказал идите в суд разбираетесь. Как то странно выходит страение на нашей земле и МЫ еще должны просить их снести сарай.как наказать предчедателя за отказ выполнять свои полномочия.

соседнем участке ведется незаконное строительство с несоблюдением норм расстояния между моей постройкой. Рядом с жилым домом на расстоянии 4-5 метров построен сарай, сложно сено. Что делать не знаем, жуткая вонь, антисанитария, крики животных

В 2011 году было произведено незаконное строительство жилого многоэтажного (6 этажного) дома. Дом построен очень близко к нашему земельному участку, это создаёт тень и сквозняк, крыша выходит на нашу сторону, после дождя течет вся сточная вода на нашу сторону и зимой образуются сосульки и падают на наш земельный участок.

Коммунальная сеть расположена так, что есть угроза затопления сточными водами. Кондиционеры проведены над нашим участком и из них постоянно течет вода. Жильцы из окон выкидывают мусор на наш участок.

На улице установили мусорный контейнер, который стоит на нашей границе. . Также есть угроза возникновения пожаров из-за близкого расположения многоэтажного дома рядом с частным сектором. Дом не соответствует нормам противопожарной безопасности.Это мешает нашему комфортному проживанию, а также угрожает жизни. В доме проживает маленький ребёнок и пожилой человек. Куда нам обращаться (какие инстанции)и какие документы приготовить в суд. Нужно ли подавать заявление в суд на управляющую компанию или отдельно на жильцов. есть ли шанс добиться сноса незаконного дома.

Здравствуйте, у нас дом в долевой собственности, 3/4 у соседей соответственно 1/4. Незаконное строительство имеется с обеих сторон. Собираемся регистровать реконструкцию дома. От соседей услышали что она собирается после узаконивания своей доли отобрать у нас часть земли, так как её пристроили больше по площади чем наши. Может она это сделать?

У меня сейчас идет судебное разбирательство по вопросу перенесения незаконно построенного сооружения на моём земельном участке. Я заявила в своем иске требование убрать незаконно построенное сооружение с моего участка.

Но, дело в том, что этим сооружением является ЛЭП, и ответчик (собственник ЛЭП) на заседании суда заявил, что ЛЭП перенести невозможно и даже если суд признает её строительство незаконным, то её не снесут, потому что она дает электричество целому жилому кварталу. Суд назначил экспертизу, чтобы определить возможность переноса ЛЭП с моего участка.

Между тем, мне подсказали, что стоит изменить исковые требования и что если ЛЭП действительно невозможно перенести, то мне стоит требовать компенсацию за незаконное строительство и эксплуатацию сооружения на моем участке, ведь из-за этой ЛЭП я очень сильно ограничена в использовании своим участком. Но мне совсем не понятен порядок требования этой компенсации. Подскажите пожалуйста как мне определить, или вернее по каким параметрам можно определить сумму компенсации. Каким законом руководствоваться, чтобы определить сумму компенсации? Спасибо!

Вопросы по противодействию незаконному (по нашему мнению) строительству 4 этажа в 3-х этажном доме Исходные данные: Имею в собственности жилое помещение №29-32 площадью 60,7 м2 в 3-х этажном доме общей площадью дома 750 м2. В доме имеется 14 собственников по 4 собственника на каждом этаже. (Прилагается Выписка ЕГРН на указанную собственность).

Дом построен в 2012г. на земельном участке: Категория земель – Земли населенных пунктов; Виды разрешенного использования: — ИЖС, площадь земельного участка — 708м2 (Прилагается Выписка ЕГРН на указанную собственность). В техпаспорте жилого помещения указано, что дом 3-х этажный.

Суть проблемы: В настоящее время собственники жилых помещений расположенных на 3 этаже нашего дома начали возводить 4 этаж в доме по схеме: Каждый собственник начал строить полноценное помещение на 4 этаже дома (чердак) над своим помещением. Тем самым превращая свое имеющееся жилое помещение (одно уровневое) в помещение двухуровневое, расположенное одновременно на 3 и на 4 этажах.

Выход из помещения 3 этажа на 4 этаж выполнили в виде лестничного марша расположенного в своем помещении. При этом разрешения на строительство, на реконструкцию указанные собственники не получали.

Их цель: построить помещения и узаконить данную реконструкцию по схеме: • Получить техпаспорт на двухуровневое жилое помещение (получено в настоящее время) • Далее хотят через суд обязать РОСРЕЕСТР узаконить двухуровневое жилое помещение. Я как собственник жилого помещения категорически против незаконного (по моему мнению) строительства 4 этажа в 3-х этажном доме, по основаниям указанным в прилагаемом заявлении в прокуратуру Адлерского района г. Сочи (в настоящее время заявление в прокуратуру подготовлено, но еще не подано – жду Вашего резюме).

Читайте также:  Что такое проушина в строительстве

ВОПРОСЫ: 1. Правомочность действий по строительству 4 этажа? 2. А если правомочность строительства 4 этажа имеется, то по какой процедуре должны выполнить «узаконивание» этого строительства? 3. Должны ли инициаторы строительства 4 этажа получить письменное согласие остальных собственников?

4. Подлежит ли наш дом с указанным строительством 4 этажа сносу, как не соответствующий нормам? 5. И ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Наши оппоненты, а именно собственники ведущие строительство 4 этажа указывают, что при подаче мною заявления в Прокуратуру будет назначена комиссия, которая выявит, что наш дом ДАЖЕ без возведения 4 этажа, входит в категорию и имеет все признаки МНОГОКВАРТИРНОГО дома, так как воздвигнут на ИЖС и тем самым будет подлежать сносу как незаконное строительство. Так ли это? 6. Правильно ли я поступаю, подавая заявление в Прокуратуру? 7. Иные риски?

Добрый день! В феврале 2018 года приобрел участок площадью 6 соток, по документам (выписка из ЕГРН) категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — ИЖС. Проверял на публичной карте Росреестра — то же самое. В июне начал оформлять разрешение на строительство — подал заявление на ГПЗУ.

Пришел отказ по причине: разрешенное использование земли — с/х производство, строительство невозможно. Начал проверять информацию на картах Росреестра — действительно, в апреле, через пару месяцев после покупки внесено изменение в разрешенном использовании. Что мне делать?

На руках официальная выписка с печатями, с записью о ИЖС, договор купли-продажи, земля оформлялась в ипотеку. В администрации заявляют, что после утверждения градостроительного плана были внесены ошибочные сведения на основании каких-то старых сведений. Когда будут исправлять — неизвестно. Ситуация обостряется тем, что строительство начато — нужно срочно решать жилищный вопрос.

А в марте 2019 года заканчивается уведомительный порядок оформления строительство, т.е. потом — это незаконное строительство. На заявление об изменении сведений о разрешенном использовании земельного участка (через портал правительства Моск.области) пришел отказ в приеме заявления, без указания причины. Буду благодарен любому вашему ответу или совету.

Дом наш дали нам на привотизацию живём четыре семьи, идёт седебный процесс. А один наш сосед начал строительство бани без разрешения на строительство. Как нас на это среагировать? Все жильцы против строительства.

Мне нужно для курсовой работы. Незаконное строительство гаража на муниципальной территории — штраф от 2до3% кадастровой стоимости и каковы сроки устранения правонарушения. сколько дней на снос??

Доброго времени, вот ситуация: в декабре 2017г по результатам торгов был куплен у администрации земельный участок, оформлен и подписан сторонами договор купли продажи, зарегистрирован переход права собственности в росреестре и получена соответственно выписка из ЕГРН датированная апрелем 2018 года. прошло 3 месяца и придя на купленный участок обнаружена строительная деятельность, а именно построено сплошное ограждение и проведено электричество. соседи видели что кто-то занимается данными работами на участке но ни контактов ни имени и фамилии не знают. вот и вопрос Что делать и как быть? Первым делом хочется написать заявление в полицию на установление личностей кто ведет незаконную застройку. или есть более правильный и эффективный способ разрешения данной ситуации?

Мужчина в течении 4 лет пользуется землёй без оформления документов на неё и к тому же ещё построил дом на этом участке,какие меры нужно предпринять?

Мы живем в четырехквартирном доме, купили в прошлом году, на общей территории стоит соседский большой гараж. Документов у них на землю и гараж нет. У нас Машина, нам негде её ставить и в гараж они нас не пускают. Как нам быть, как оспорить и куда обращаться?

сколько составит штраф за незаконное строительство навесного балкона в 5-ти этажном доме. Может проще платить штраф, чем проходить согласование во всех органах, заранее зная, что это бесполезно.

Приветствую! Помогите пожалуйста разобраться, к кому лучше обращаться и в какой форме писать заявления, просьбы о проверке, кому и на кого жаловаться? (росимущество? районная прокуратура? военная прокуратура?) Хотим найти собственника и заставить его исполнить закон по передаче земельного участка городским властям.

Проблема следующая: Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009029:8 по адресу: г.Москва, ул.Маршала Рыбалко, вл.2, является федеральной собственностью (право Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП 20.07.2007 г.) и до 2003 года использовался на праве постоянного (бессрочного) пользования Балашихинской КЭЧ района в интересах обороны и безопасности для размещения производственных мощностей 22-го бронетанкового завода Минобороны России, который в 2003 году переведен в пос.Щемилово Московской области. Распоряжением Правительства Москвы от 8 июля 2004 года № 1372-РП (в редакции от 13.10.2009 г.) «О комплексной реконструкции территории по адресу: ул.

Маршала Рыбалко, вл. 2 под строительство жилого микрорайона с социальной инфраструктурой (Северо-Западный административный округ)», предусмотрено использование территории под строительство в 2006-2011 г.г. жилого микрорайона с социальной инфраструктурой.

29 мая 2006 года между 43 Отделом капитального строительства КЭУ г.Москвы Минобороны России (Заказчик) и ОАО “494 УНР” (Генподрядчик), а также войсковой частью № 71361 (Плательщик) заключен государственный контракт № 8/МР на выполнение подрядных работ для государственных нужд по строительству жилых домов первоначально на 391 квартиру общей площадью 24587 кв.м., по адресу: г.Москва ул.Маршала Рыбалко, владение 2. Кроме того, 24 июля 2006 года между КЭУ г.Москвы Минобороны России и ОАО “494 УНР” заключен договор участия в долевом строительстве жилых домов по тому же адресу первоначально на 1085 квартир, общей площадью 64000 кв.м. Территориальным управлением Росимущества по г.Москве земельный участок для строительства жилищного комплекса “Маршал” предоставлен КЭУ г.Москвы по договору безвозмездного срочного пользования от 27 июня 2008 года № Д30/30-зп на срок до 31 декабря 2008 года.

На земельном участке в 2008-2013 годах в ходе реализации государственного контракта с Минобороны России от 29 мая 2006 года и договора долевого участия в строительстве от 24 июля 2006 года застройщиком возведены корпуса с жилыми и нежилыми помещениями. Государственный контракт 6 декабря 2013 года завершен, договор долевого участия в строительстве решением Арбитражного суда г.Москвы от 7 октября 2011 года признан недействительным, КЭУ г.Москвы Минобороны России в 2010 году реформировано и находится в стадии ликвидации, в силу чего фактически использование земельного участка прекращено.

Вместе с тем формально договорные отношения реализуются, в связи, с чем Руководителем Департамента имущественных отношений Минобороны России в адрес территориального управления Росимущества по г.Москве направлено в марте 2016 года обращение о принятии мер к расторжению договора безвозмездного срочного пользования от 27 июня 2008 года. Однако до настоящего времени договор не расторгнут, территориальное управление Росимущества по г.Москве никаких мер по расторжению договора не принимает.

Отсутствие надлежащего контроля за использованием земельного участка со стороны территориального управления Росимущества привело к незаконному строительству объектов капитального строительства застройщиком ОАО “УНР-494”, по фактам которого Главной военной прокуратурой РФ и Московской городской военной прокуратурой в настоящее время проводится прокурорская проверка. Застройщик ОАО “УНР-494” (генеральный директор Ким А.И.), пользуясь отсутствием контроля со стороны надзорных органов г.Москвы продолжает незаконное строительство и строит планы по захвату земельного участка в собственность аффилированных с ним лиц.

В первую очередь он пытается перевести в частную собственность часть земельного участка под детскую площадку детского садика, который вопреки требованиям Распоряжения Правительства г.Москвы от 8 июля 2004 года № 1372-РП перешел в собственность частных лиц. Без согласия собственника – Росимущества, генеральный директор ОАО “УНР-494” Ким А.И. неоднократно пытался использовать земельный участок в коммерческих целях, о чем свидетельствуют многочисленные обращения собственников МФК “Маршал” в Прокуратуру г.Москвы и правоохранительные органы. По результатам прокурорской проверки генеральный директор ОАО “УНР-494” Ким А.И. привлечен к административной ответственности за самоуправство при использовании земельного участка. Несмотря на то, что государственный контракт с Минобороны РФ завершен в декабре 2013 года, сроки строительства жилого комплекса давно истекли застройщик ОАО “УНР-494” пользуясь отсутствием контроля со стороны собственника земельного участка и надзорных органов г.Москвы целенаправленно затягивает окончание строительства, осуществляя незаконное строительство на земельном участке, находящемся в федеральной собственности. В соответствии с п.4 Распоряжения Правительства г.Москвы от 8 июля 2004 года № 1372-РП после завершения комплексной реконструкции территории земельно-правовые отношения подлежат оформлению в Департаменте земельных ресурсов г.Москвы в установленном порядке на основании имущественных прав.

Источник pravoved.ru

Как определить самострой. Ответственность за незаконное строительство

Проблемы с самовольными постройками – одни из самых распространённых в строительной области. Граждане ошибочно полагают, что намного проще сразу взяться за строительство, чем получать разрешение, оформлять документы, вызывать комиссию и соблюдать другие требования закона. Но как и везде, упрощение тут может выйти боком и привести к серьёзной ответственности по закону. Разберёмся же, какая постройка считается самовольной, что ждёт её владельца – и можно ли как-то урегулировать этот вопрос.

Что считать самовольной постройкой

Вначале обратимся к статье 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Она указывает, что самовольной считается любая постройка (здание, сооружение или строение любого иного типа), которая возведена со следующими нарушениями:

  1. Участок не был в установленном порядке отведён для строительства. не допускает возведения на нём сооружений.
  2. Не были получены предусмотренные законом разрешения либо согласования от органов, занимающихся надзором в области строительства.
  3. Строение было возведено с существенным нарушением градостроительных либо санитарных норм.

При этом статья 222 ГК РФ указывает на принципиальный момент: все указанные нормы и правила, в том числе касающиеся разрешения на строительство, должны быть действующими на тот момент, когда постройка выявлена. Это частный случай принципа, по которому закон обратной силы не имеет: если внезапно нормы будут ужесточены, уже существующие и законные на тот момент постройки не могут быть разом переведены в категорию самовольных.

Что же касается норм, которыми нужно руководствоваться применительно к самовольной постройке, то тут прежде всего нужно иметь в виду следующие:

    . Он определяет категории земель по их предназначению – в том числе и указывая те, на которых возведение строений (любых или отдельных видов) запрещено. Например, жилой дом, пусть даже и соответствующий всем санитарным нормам, возведённый на сельскохозяйственных землях, будет считаться в любом случае незаконной постройкой.
  1. Другие нормы ГК РФ. В частности, глава 17, регулирующая права на землю – в том числе и право на здания и сооружения на участке. Достаточно сказать, что любая постройка, возведённая без согласия собственника земли, будет однозначно незаконной.
  2. Градостроительный кодекс (ГрК) РФ. В частности, статья 55.32 регламентирует порядок сноса таких строений. . Его нормы нужно учитывать, поскольку не прошедший регистрацию участок юридически не является находящимся в собственности – и, соответственно, строить на нём нельзя.

⚡ Могут ли снести самострой

Согласно частям 2, 3.1 и 4 статьи 222 ГК РФ, снос самовольной постройки предусмотрен в следующих случаях:

  1. Нарушение правил землепользования. Это касается случаев, когда постройка возведена на участке, на котором, согласно нормам земельного или природоохранного законодательства, запрещено возведение капитальных сооружений.
  2. Не зарегистрировано право собственности на участок в отношении лица.
  3. Нет разрешения на строительство, если оно предусмотрено действующим законодательством (ст. 51 ГрК РФ).
Читайте также:  Каркасный дом технология строительства минусы

В случае если речь идёт землях в государственной или муниципальной собственности, принять решение о сносе имеют право органы местного самоуправления.

Муниципальные органы вправе принять такое решение в следующих случаях:

  1. На участок нет документов, устанавливающих право владеть или пользоваться им.
  2. Участок, где было осуществлено строительство, относится к категории тех, где такая деятельность недопустима.

Во всех остальных случаях решение о сносе принимает суд.

Согласно части 4 статьи 222 ГК РФ , срок для сноса составляет не менее 3 месяцев, но и не более 12 месяцев.

Однако, согласно части 3 статьи 22 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», решение о сносе не может быть принято муниципальными органами в отношении жилой недвижимости, если одновременно присутствуют три следующих условия:

  1. Постройка была зарегистрирована до 01.09.2018.
  2. Жилое здание соответствует санитарным и градостроительным нормам.
  3. Участок находится в собственности или в законном пользовании собственника постройки.

Кроме того, часть 5 той же статьи запрещает органам местной власти принимать решение о сносе в следующих случаях:

  1. В связи с отсутствием документов на землю – если здание было построено до 29.10.2001, когда вступил в действие ЗК РФ.
  2. В связи с отсутствием разрешения – если постройка была возведена ранее 14.05.1998.

Ответственность: снос и штрафы

Главная ответственность за нарушение норм строительства – это снос. Расходы на него ложатся на лицо, которое возвело незаконное сооружение. Однако этим дело не ограничивается. Помимо сноса, допустим и другой вариант ответственности – требование привести постройку в соответствии с действующим законодательством.

Это касается зданий, которые возведены на участках, принадлежащих гражданам, и которые в целом соответствуют строительным нормам. В этом случае владельцу придётся уплатить штраф и оформить наконец документы на здание. Согласно части 1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, штраф придётся выплатить в размере:

  • от 2 до 5 тыс. рублей – для граждан;
  • от 20 до 50 тыс. – для должностных лиц и ИП;
  • от 500 тыс. до 1 млн – для организаций.

Процедура узаконивания

До того момента, как самовольная постройка будет узаконена, она не является предметом гражданского оборота. Это означает, что её невозможно продать, обменять, подарить, завещать или совершить любую другую сделку с ней. Более того, до момента узаконивания лицо, построившее это сооружение, не может рассматриваться, как собственник этой постройки.

Узаконить постройку можно двумя способами:

  1. В административном порядке (то есть оформив все разрешительные документы на строительство и уплатив административный штраф).
  2. В судебном порядке – подав в суд иск о признании права собственности на сооружение.

Необходимости оформлять документацию на самострой решение суда не отменяет.

Чтобы узаконить самовольное строение, необходимы следующие условия:

  1. Земельный участок, на котором оно располагается, должен находиться в собственности или ином законном владении заявителя.
  2. Здание соответствует градостроительным и санитарным нормам.
  3. Постройка не нарушает прав и интересов третьих лиц.
  4. Нет претензий со стороны надзорных органов.

Порядок действий

В административном порядке можно узаконить постройки, в отношении которых не требуется официальный акт о вводе в эксплуатацию. Порядок действий тут такой:

  1. Оформление через Росреестр права собственности на участок (если это не было сделано ранее).
  2. Постановка на учёт самой постройки и регистрация права собственности на неё.

Регистрация происходит следующим образом:

  1. На сооружение оформляется техническая документация и кадастровый паспорт (делается это через органы Росреестра или МФЦ).
  2. Подаётся заявление на регистрацию прав на объект (через МФЦ или напрямую через Росреестр).

В том случае, если Росреестр отказался оформлять право собственности, придётся обращаться в суд с иском. В исковом заявлении надо указать:

  1. Вид права на участок земли.
  2. Тип сооружения.
  3. Причины, по которым не было оформлено разрешение.
  4. Факт, что строение не нарушает серьёзно строительные и санитарные нормы, не затронуты интересы третьих лиц, нет угрозы для здоровья или имущества соседей.

Исковое заявление подаётся в районный суд по месту, где расположена постройка.

Источник zakonguru.com

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Президент России 3 августа 2018 подписал Федеральные законы № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чём суть нововведений, касающихся самостроя?

В гражданское законодательство внесены поправки в части признаков самовольной постройки, последствий её возведения и порядка её сноса, а также установлена ответственность собственников земельных участков за невыполнение решений о сносе.

Зачем были приняты поправки?

Новшества направлены на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Конкретизируются случаи принятия органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки в целях исключения субъективизма и злоупотреблений.

Действовавшая ранее редакция ст. 222 ГК РФ позволяла органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически в неограниченных случаях, если самострой был возведён на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Например, на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются их единственным жильем.

Кроме того, поправками вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц — приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

Принятые законы, с одной стороны, позволят в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, с другой, позволят в большей степени защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

В каких случаях постройку нельзя признать самовольной?

В ст. 222 ГК РФ теперь чётко указано, что не является самовольной постройкой: не является самостроем здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев защищены лучше, поскольку снести самовольный дом стало сложнее.

Обязательно ли сносить самовольную постройку?

Нет, появился новый механизм легализации самостроя. Такую постройку можно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки. Приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счёт (в предусмотренных законом случаях — иными лицами). Данное нововведение позволит (в отличие от сноса) сохранить объект и ввести его в дальнейшем в хозяйственный оборот.

Кто принимает решение о сносе или реконструкции?

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в отдельных случаях.

Например, органы местной власти могут принять решение о сносе или реконструкции при возведении, создании самостроя на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нём такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования и в других случаях.

Как можно оформить право собственности на самовольную постройку?

Если привести самовольную постройку в соответствие требованиям, то можно приобрести право собственности. Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании. Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора.

Определены ли сроки для сноса или реконструкции самостроя?

Да, поправками скорректирован срок сноса и определён срок приведения самовольной постройки в порядок. Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учётом характера самовольной постройки. При этом срок для сноса не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев (в прежней редакции не было минимального срока, т.е. теперь можно не бояться внезапного сноса). Для приведения самостроя в соответствие с установленными требованиями определён срок не менее 3 месяцев и не более 3 лет.

В каких случаях точно не снесут объект самостроя?

Такое решение не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для ИЖС или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

— права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

— параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений;

— эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Какое ещё важное изменение принёс закон № 339-ФЗ?

Вводится норма об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.

Это все изменения по поводу самовольных построек?

Нет, это только те, что внесли в ГК РФ отдельным законом. В целях реализации положений гражданского законодательства о самовольных постройках соответствующие изменения внесены также в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и ряд иных нормативных правовых актов законом № 340-ФЗ.

В нём установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий. Одно из новшеств — вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства.

Читайте также:  Как находить клиентов по строительству домов
Источник www.klerk.ru

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

Действующее законодательство к самовольным постройкам относит здания, сооружения или иные строения, если они:

— возведены на не предоставленном в пользование земельном участке;

-размещены на земельном участке, у которого установленные виды разрешенного использования не допускают строительства;

— построены без обязательных разрешений и согласований;

— возведены с нарушением строительных правил и норм.

Следует отметить, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самовольного строительства.

Вместе с тем, не считается постройка самовольной, если на момент ее возведения правообладатель не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Иными словами самовольная постройка – это объект недвижимого имущества, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании возможно возводить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

— заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, земельный участок под застройку могут выделить на основании договора аренды, с последующим оформлением в собственность);

— в случае если видом разрешенного использования земельного участка, установлено возведение построек;

— в случае наличия необходимых согласований и разрешений (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);

— в случае если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;

— в случае если строительные работы не привели к нарушению законных интересов третьих лиц.

Самовольным строительством является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства

Любой объект недвижимого имущества неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (далее ВРИ), а также провести экспертизу на соответствие объекта самовольного строительства требованиям безопасности.

В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка.

Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен ПЗЗ -правилами землепользования и застройки.

Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения (сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны). Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

Вместе с тем, объект самовольного строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам и правилам

При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.

Для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства потребуется:

— подготовить соответствующую документацию (проект, экспертные заключения, ГПЗУ и т.д.), при необходимости получить разрешения на строительство;

— заказать технические планы;

— получить заключения СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;

— согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков.

Безопасность объекта недвижимости по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу.

Следует отметить, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства

— оформление разрешения на строительство;

— признание права собственности в судебном порядке;

— получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;

— установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства.

Оформление разрешения на строительство:

При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают документы в уполномоченных органах (в Москве – в административной инспекции, БТИ, Департаменте городского имущества, Росреестре).

Законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа.

При обнаружении объектов самовольного строительства в Москве Мосгосстройнадзор не выдает такое разрешение. Поэтому на документально зафиксированный инстанциями объект самовольного строительства оформить разрешение на строительство невозможно.

Однако если уполномоченные органы не зафиксировали незаконную реконструкцию документально, и она была проведена без увеличения габаритов здания (например, был возведен антресольный этаж в пределах габаритов здания), оформить разрешение на строительство возможно.

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ:

Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:

— земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;

— имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;

— на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;

— сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебные органы необходимо представить:

— проект строительства (реконструкции) здания в объеме разделов: «архитектурный», «конструктивный», «вентиляция», «водопровод, канализация», «электрика», «пожаротушение, пожарная сигнализация»;

— заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

— заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

— архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и свидетельство о его утверждении, выданное Москомархитектурой, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам;

— договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ:

В соответствии с п. 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору.

При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.

В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы:

— договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания;

— проект строительства (реконструкции) здания;

— заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

— заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

— архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта. Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ (применимо для объектов недвижимости города Москвы):

Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства.

Деятельность этой комиссии регламентирована постановлениями правительства Москвы от 16.11.2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы», от 31 мая 2011 г. № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» и положением, утвержденным постановлением правительства Москвы от 02.10.2012 г. № 528-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».

Кроме того, необходимо представить заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций объекта с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей, Архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Комиссия, при участии заинтересованных лиц, устанавливает возможность легализации объекта самовольного строительства и дает рекомендации органам исполнительной власти об оформлении документации на объект или устанавливает невозможность сохранения объекта самовольного строительства и необходимость подачи в суд иска о признании здания или его части самовольной постройкой и демонтажа.

На основании решения комиссии потребуется уплата штрафа за незаконное использование земельного участка.

В случае, если комиссия установит неосуществимость легализации объекта самовольного строительства в Москве, подписать договоры аренды земельного участка будет невозможно.

В соответствии с нормами статьи 222 ГК РФ положительное решение Градостроительно-земельной комиссии не является основанием для признания права собственности на объект самовольного строительства. Однако наличие договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства/реконструкции здания, позволит суду удовлетворить иск о признании права собственности на самовольную постройку на основании абзаца второго пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ.

Установление, что здание или его часть не является объектом самовольного строительства:

В соответствии с п. 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных законом ограничений использования земельного участка, не является самовольной постройкой, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В этой связи, имеется основание просить суд установить, что здание не является самовольной постройкой, при одновременном соблюдении следующих трех условий:

— право собственности на здание или его часть зарегистрировано в ЕГРН;

-земельный участок принадлежит собственнику здания или его части по праву собственности или находится у него в аренде;

— судебным органам необходимо доказать, что собственник объекта недвижимости не знал и не мог знать о наличии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (например, об ином назначении земельного участка или предоставлении ему участка для эксплуатации здания меньшей площади).

Важно: Если постройка не соответствует нормативам, ее необходимо заранее привести в соответствие!

Источник zakon.ru
Рейтинг
Загрузка ...