I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — Методика) устанавливает общий порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — индексы изменения сметной стоимости). 2….
Индексы в строительстве
Система индексации сметной стоимости строительных работ является важнейшим инструментом ценообразования в современных условиях.
Индексы в строительной сфере применяются для определения стоимости строительных работ в текущих или прогнозируемых ценах.
Подобные операции производятся для расчета оплаты выполненных строительно-монтажных работ. Это необходимо для максимально продуктивного взаимодействия между заказчиком и подрядными организациями.
Одним из основных назначений индексов в строительстве является учет факторов удорожания строительных работ и материалов по отношению к базовому уровню. Следует заметить, что система индексации в строительстве и сметном деле не является временным явлением в условиях постоянной инфляции.
Негативное отношение некоторых специалистов к индексации вызвано не самим фактом существования таковой системы, а тем, как эти индексы разработаны и применяются. Для отдельных регионов России характерно весьма специфичное отношение к применению коэффициентов индексации: где-то считают достаточным проиндексировать 2-3 вида работ, а где-то индексируют чуть ли не каждую позицию локальной сметы.
По своей сути индекс призван отразить фактический уровень инфляции строительства в целом. Индекс – производная от реального уровня цен на любой строительный ресурс, как материальный, так и не материальный.
Детали системы индексации
Если говорить о российской системе ценообразования, то здесь индексируются базисные сметные цены 2000 года. Эти цены были изначально определены по единичным расценкам или элементным нормам ресурсными методами с учетом базисных стоимостей того или иного ресурса. Индексы сегодня формируются на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные виды работ. Работы, внесенные в список индексируемых, предусмотрены наиболее распространенными проектными решениями частей зданий и сооружений и дифференцируются по определенной номенклатуре. Данная номенклатура представляет собой виды и комплексы работ, которые соответствуют принятой технологической последовательности строительства, а также специализациям строительно-монтажных организаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Любой индекс или коэффициент можно классифицировать по назначению или другому признаку:
- текущие (на момент составления сметы или акта выполненных работ);
- прогнозируемые;
- индексы к элементам прямых затрат (например, к оплате труда рабочих, стоимости эксплуатации машин и механизмов, стоимости строительных материалов и т.д.);
- индексы к специальным статьям затрат (например, индекс к проектной или изыскательской работе отдела);
По видам строительных работ индекс также может быть классифицирован на:
- индекс нового строительства, капитального ремонта или реставрации объекта;
- индекс по зданиям и сооружениям (например, жилые дома, школы, больницы и т.д.);
- индекс по земляным работам, свайным работам или ленточным фундаментам.
Максимальной точности и верного отражения структуры сметной стоимости отражают позволяют достичь индексы к элементам прямых затрат. Они, как правило, применяются в конце разделов локальных смет или актов выполненных работ. Подобные индексы используют в базисном уровне цен 2000 года с тем, чтобы определить начисления необходимых коэффициентов на неблагоприятные условия труда той или иной бригады.
После начисления индекса подсчитывается итог прямых затрат в текущем уровне цен, начисляются расходы, сметная прибыль и т.д. по действующим нормативам к текущей стоимости. Такой метод расчета рекомендуется в качестве основного, поскольку он в максимальной степени обеспечивает отражение структуры затрат на конкретный объем работ.
Индивидуальные индексы
Правильно, когда индексы отвечают технологической последовательности работ и могут классифицироваться, например, по общестроительным, специальным и сантехническим видам работ. Чаще всего спор между заказчиком и подрядчиком возникает по причине неверной или несправедливой индексации на строительные материалы. Стоит отметить, что любой индекс несет элемент условности и имеет погрешность в каждом определенном случае. Максимально верным решением является решение, когда заказчик и подрядчик договариваются о внедрении «индивидуальных индексов», которые будут рассчитаны на определенное количество смет по объекту.
Расчет индивидуального индекса будет осуществляться следующим образом: из сметы выделяются основные (определяющие) материалы в объемном соотношении и путем сравнения текущих цен с базисными выводится индивидуальный коэффициент, распространяющийся на все материалы (как основные, так и второстепенные). Практика показывает, что на разработку специализированных коэффициентов идут организации, осуществляющие уникальные проекты или при реализации весьма специфичных видов работ.
При рассмотрении индексов по всем видам работ, следует учитывать случаи, когда смета составляется без детального углубления в разделы и виды строительно-монтажных работ. В данном случае необходимо введение «комплексного индекса», призванного учесть детальное деление этапов и видов работ.
Комплексные индексы к элементам прямых затрат могут применяться в случаях расчетов между заказчиком и генеральным подрядчиком. В данном случае заказчик расплачивается с генподрядчиком по комплексному индексу (с начислением комплексных накладных), а генподрядчик в свою очередь расплачивается с субподрядными организациями по индексам на виды работ. Такая схема применяется довольно часто, поскольку в данном случае сильно сокращаются сроки на подготовку исполнительной и сметной документации. Помимо этого, с заказчика снимается необходимость детализировать согласования по каждому виду работ. Разумеется, комплексные индексы имеют большую погрешность, чем индексы по видам работ, но на достаточно крупных объектах эта погрешность нивелируется за счет более высоких или низких индексов.
Выбор индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства относится к компетенции заказчика и организации , осуществляющей разработку проектно-сметной документации. … На сегодняшний день расчет Индексов по видам объектов капитального строительства к стоимости СМР осуществляется ФАУ "Главгосэкспертиза России", при этом ресурсно-технологические модели, по которым выполняется расчет Индексов , "закрыты" от региональных Центров мониторинга цен строительных ресурсов (далее — Центры) или организаций , в рамках которых созданы соответствующие отделы с функциями Центров. … сметных цен строительных ресурсов.
Система индексов цен в капитальном строительстве компании состоит из
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — Методика) устанавливает общий порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — индексы изменения сметной стоимости).
2. Индексы изменения сметной стоимости, рассчитанные в соответствии с Методикой, выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой и применяются для пересчета сметной стоимости строительных (ремонтных) и монтажных работ (далее — строительно-монтажных работ или СМР), сметных затрат на оплату труда, сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, сметной стоимости материалов, изделий и конструкций, сметной стоимости оборудования, а также сметной стоимости прочих видов работ и затрат (пусконаладочных, изыскательских, проектных работ, а также иных прочих затрат), предусматриваемых в составе сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС), из базисного уровня цен в уровень цен, сложившийся ко времени составления сметной документации.
Состав глав ССРСС установлен пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2018, N 39, ст. 5970) (далее — Положение N 87).
3. В зависимости от назначения и области применения индексы изменения сметной стоимости дифференцируются по виду используемой сметно-нормативной базы, территории применения (ценовые зоны: по субъектам Российской Федерации, частям территорий субъектов Российской Федерации, по Российской Федерации), а также по степени их укрупнения.
4. В зависимости от степени укрупнения индексы изменения сметной стоимости подразделяются на:
а) индексы изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства (далее — индексы по видам объектов), в том числе:
рассчитываемые для применения к сметной оплате труда, к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций (далее соответственно — элементы прямых затрат, индексы к элементам прямых затрат) в локальных сметных расчетах (сметах);
рассчитываемые для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ (с учетом накладных расходов и сметной прибыли) (далее — индексы к СМР) в целом по объекту строительства и к итогам объектных сметных расчетов (смет);
б) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения по видам (комплексам) работ, а также по видам затрат при строительстве;
в) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости оборудования;
г) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости отдельных видов прочих работ и затрат (работ и затрат, обеспечивающих процессы строительства, не относимых на стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, мебели и инвентаря);
д) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к единичным расценкам или к стоимости элементов прямых затрат единичных расценок (далее — индексы к расценкам);
е) индексы к сметной стоимости отдельных материалов, изделий, конструкций, оборудования, эксплуатации машин и механизмов (далее — индексы к отдельным строительным ресурсам).
Сведения об индексах изменения сметной стоимости, разработанных в соответствии с Методикой, размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной и эксплуатируемой в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 959 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5741; 2020, N 48, ст. 7765) (далее — ФГИС ЦС), путем включения в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — ФРСН, Порядок N 1470/пр), в качестве справочной информации, а также публикуются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Министерство).
(абзац введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5. Сметная стоимость строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, рассчитывается как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, установленном на определенную дату (далее — базисный уровень цен), сформированного по локальным сметным расчетам (сметам), сгруппированным в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства (далее — локальные сметные расчеты), на индекс к СМР по виду объекта, сведения о котором размещены в ФГИС ЦС (далее — индекс к СМР по виду объекта).
Выбор индекса к СМР по виду объекта осуществляется исходя из наименования объекта капитального строительства, указанного в наименовании объектных сметных расчетов (смет) или ССРСС, вида используемой сметно-нормативной базы, периода составления сметной документации, территории расположения объекта капитального строительства, для которого разрабатывается сметная документация.
В случае отсутствия в ФРСН и ФГИС ЦС сведений об индексах к СМР по видам объектов, соответствующих периоду разработки сметной документации, применяются индексы к СМР по видам объектов, сведения о которых размещены в ФРСН и ФГИС ЦС последними.
(п. 5 в ред. Приказа Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Сметная стоимость строительно-монтажных работ, включенных в главы 2 — 6 ССРСС, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующего наименованию объекта строительства в объектном сметном расчете (смете), за исключением случаев, указанных в пункте 6 Методики.
В случае отсутствия отдельных индексов к СМР по видам объектов или когда суммарная стоимость строительно-монтажных работ в базисном уровне цен по итогам глав 3 — 5 ССРСС составляет менее 20 (двадцати) процентов от суммарной стоимости строительно-монтажных работ по главе 2 ССРСС, сметная стоимость строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, рассчитывается как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, определенной по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость от совокупной сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной по главе 2 ССРСС.
(п. 5.1 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.2. Сметная стоимость строительно-монтажных работ, включенных в главы 1, 7, 8, 9, 12 ССРСС, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, определенной по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по видам объектов, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен, за исключением случаев, указанных в пункте 6 Методики.
(п. 5.2 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.3. Сметная стоимость затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом (в том числе затрат на дополнительную перевозку сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных затрат в базисном уровне цен на индекс изменения сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, рассчитанный для соответствующего типа автотранспортных средств, за исключением случаев, указанных в пункте 5.5 Методики.
(п. 5.3 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.4. Сметная стоимость затрат на перевозку грузов для строительства железнодорожным транспортом в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных затрат в базисном уровне цен на индекс изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства железнодорожным транспортом, рассчитанный для соответствующего типа подвижного состава, за исключением случаев, указанных в пункте 5.5 Методики.
(п. 5.4 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.5. В случае, если для расчета индексов изменения сметной стоимости по видам объектов использовались ресурсно-технологические модели (далее — РТМ), разработанные с учетом дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным и (или) железнодорожным транспортом (далее — перевозка грузов для строительства), а также при отсутствии в ФГИС ЦС индексов изменения сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства, то для определения сметной стоимости таких затрат в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к итогам их сметной стоимости в базисном уровне цен по локальным сметным расчетам, применяется индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен.
Сведения об учете дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства указываются при определении назначения и области применения таких индексов в соответствии с пунктом 85 Методики.
(п. 5.5 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.6. Сметная стоимость работ (затрат), учитываемых в сметной документации в базисном уровне цен, определенная с применением сметных нормативов, выраженных в процентах, индексами к СМР по видам объектов не пересчитывается, а определяется с применением сметных нормативов, выраженных в процентах от стоимости соответствующих работ (затрат) в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации.
(п. 5.6 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.7. В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора) по решению застройщика внесены изменения (корректировки) в сметную документацию, не затрагивающие физические объемы работы, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, в связи с применением индексов изменения сметной стоимости, действующих на дату пересчета сметной стоимости строительства, то сметная стоимость таких:
— строительно-монтажных работ, прочих работ и затрат, оборудования, которая в базисном уровне цен определена на основании федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, прочих работ и затрат, и оборудования в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение соответствующего индекса изменения сметной стоимости к показателю итогов сметной стоимости строительно-монтажных работ, прочих работ и затрат, оборудования;
— строительных ресурсов, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений и иных документально подтверждаемых обоснований, содержащих информацию о стоимости строительных ресурсов), в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется с применением к текущей стоимости соответствующих строительных ресурсов, указанной в сметной документации на дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) по Российской Федерации, публикуемых Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода. В сметной документации сметная стоимость таких строительных ресурсов в базисном уровне цен определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для соответствующего вида объекта строительства и (или) оборудования (в случае определения стоимости оборудования), действующий на дату пересчета сметной стоимости;
— работ и затрат, включенных в ССРСС на основании исполненных договоров, учитывается в ССРСС без изменения стоимости указанных работ в текущем уровне цен. При этом стоимость таких работ в базисном уровне цен определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на соответствующий индекс изменения сметной стоимости, действующий на дату ее пересчета.
(п. 5.7 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
5.8. В случае, если оборудование относится к нестандартизированному, или стоимость оборудования определяется с использованием ценовой информации в валюте иностранного государства, то его стоимость в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, может быть определена по результатам сбора информации о текущих ценах такого оборудования, выполненного в соответствии с Методикой на основании данных из различных источников на дату пересчета сметной стоимости. При этом сметная стоимость такого оборудования в базисном уровне цен в сметной документации определяется обратным счетом путем деления его стоимости в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, на индекс изменения сметной стоимости оборудования, действующий на дату пересчета сметной стоимости.
(п. 5.8 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
6. Сметная стоимость строительно-монтажных работ линейного объекта, расположенного на территории нескольких ценовых зон, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости в базисном уровне цен, сформированной по локальным сметным расчетам, рассчитанного отдельно для каждой ценовой зоны на индекс к СМР по видам объектов для соответствующих ценовых зон.
(п. 6 в ред. Приказа Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, выполняемых на линейных, технически сложных, особо опасных и уникальных объектах капитального строительства, а также объектах обороны и безопасности, для которых в соответствии с главой VII Методики к комплексу работ, учтенному в главах 1 — 7 ССРСС, рассчитываются отдельные индексы по видам объектов, к итогам сметной стоимости указанных работ, определенной в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах), сгруппированных в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства, включенные в главы 1 — 9, 12 ССРСС, применяется индекс к СМР по виду объекта, рассчитываемый для основного объекта строительства, наименование которого указано в ССРСС, в случаях, когда указанный метод применения предусмотрен при расчете таких индексов в соответствии с главой VIII Методики.
(п. 6.1 введен Приказом Минстроя России от 20.02.2021 N 79/пр)
6.2. В случае если линейный, технически сложный, особо опасный, уникальный объект капитального строительства или объект обороны и безопасности, для которого рассчитываются индексы по видам объектов в соответствии с главой VII Методики к комплексу работ, учтенному в главах 1 — 7 ССРСС, располагается на территориях различных ценовых зон, то для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ такого объекта в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к сумме итогов сметной стоимости указанных работ в локальных сметных расчетах (сметах), сгруппированных в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства, включенных в главы 1 — 9, 12 ССРСС, определенной по каждой из ценовых зон в базисном уровне цен, применяется индекс к СМР по видам объектов для каждой ценовой зоны, наиболее полно соответствующий наименованию объекта, указанного в ССРСС.
Система индексов цен в капитальном строительстве состоит из индекса цен на строительно-монтажные работы, индекса цен на машины и оборудование и индекса цен на прочие капитальные работы и затраты, исходя из которых рассчитывается индекс цен в капитальном строительстве в целом. Все индексы цен разрабатываются по России, экономическим районам, субъектам Российской Федерации, отраслям экономики и промышленности. … Организационная схема определения индексов цен в строительстве предусматривает использование данных статистической отчетности, а также результатов специально организованных единовременных статистических обследований.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 08.07.2020 N 20-02-6/9299-СЛ
ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — Учреждение) по результатам рассмотрения обращения по проблемным вопросам в части разработки и применения индексов изменения сметной стоимости строительства к территориальным и федеральным сметным нормативам на уровне субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — Федеральный реестр), и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями на 27.06.2019, далее — Федеральный закон N 191-ФЗ) сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в Федеральный реестр до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Вместе с тем на основании положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения в том числе проектно-сметного метода.
Согласно пункту 1 части 9 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, утверждение индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — Индексы), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до наступления вышеуказанных условий, обеспечивающих возможность перехода к применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства, возможно только в соответствии с порядком, установленным до 03.07.2016 года.
Однако для получения наиболее исчерпывающего ответа по данному вопросу считаем целесообразным обратиться в адрес Минстроя России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Общий порядок применения единичных расценок, включенных в сборники федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определен Методическими рекомендациями по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденными приказом Минстроя России от 04.09.2019 N 519/пр (далее — Методические рекомендации). Согласно пункту 11.1 Методических рекомендаций порядок, установленный для применения ФЕР, приведенный в указанных Методических рекомендациях, распространяется на применение территориальных единичных расценок (ТЕР).
При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика. При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.
В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими государственными элементными сметными нормами, в инициативном порядке возможна разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 N 2/пр.
Порядок разработки и применения Индексов установлен Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр (далее — Методика N 326/пр).
Кроме того, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (в редакции от 15.05.2019, далее — Постановление N 1452), в случае если Индексы, публикуемые Минстроем России, не в полной мере отражают специфику и условия строительства объектов капитального строительства, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые госкомпании могут направить в Учреждение предложения о разработке дополнительных Индексов с приложением соответствующей ресурсно-технологической модели (далее — РТМ) и информации о текущей стоимости строительных ресурсов, учтенных в РТМ, с обосновывающими документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлена возможность по решению заказчика актуализировать сметную стоимость строительства (без внесения изменений в проектную документацию) до момента заключения государственного контракта:
— при изменении сметно-нормативной базы (обязательное прохождение государственной экспертизы исключительно в части проверки достоверности определения сметной стоимости);
— при изменении Индексов (проверка достоверности сметной стоимости может не проводиться по решению заказчика, в том числе проектов, проверка достоверности сметной стоимости которых была проведена в предыдущие годы).
Таким образом, в настоящее время обеспечена возможность пересчета сметной стоимости объектов строительства, проектная документация на строительство которых ранее прошла государственную экспертизу, в том числе с применением новых Индексов, рассчитанных расчетным методом (учитывающих экономические особенности каждого региона, с использованием при расчете Индексов данных о фактической стоимости строительных ресурсов, сформированных по результатам конъюнктурного анализа, проводимого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и установленного в субъектах Российской Федерации уровня нормируемой заработной платы рабочих-строителей).
Вопросы взаимодействия заказчика строительства и подрядных организаций в рамках реализации контрактов на строительство объектов капитального строительства не относятся к компетенции Учреждения. При этом, необходимо отметить, что приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр утверждена методика составления сметы контракта, определяющая общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обращаем внимание на то, что Учреждением на постоянной основе осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации, в том числе в рамках заседаний совместных рабочих групп при Минстрое России (Учреждении) и регулярно проводимых семинарах с участием представителей регионов, организуемых Учебным центром Учреждения, на которых проводится разъяснительная работа и оказывается необходимая методологическая поддержка по всем интересующим вопросам. Кроме того, такая работа регулярно проводится Учреждением в рамках деловой переписки по вопросам ценообразования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Позиция Учреждения по основным проблемным вопросам, интересующим субъекты Российской Федерации, согласно обращению АЭСП от 17.06.2020 N АЭ-01-20/15, приведена в приложении.
к письму ФАУ «Главгосэкспертиза России»
от 08.07.2020 N 20-02-6/9299-СЛ
УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ, ИНТЕРЕСУЮЩИМ
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. При применении базисно-индексного метода с пересчетом в текущий уровень цен индексом на строительно-монтажные работы для определения стоимости капитального ремонта возможны значительные погрешности, так как индекс на строительно-монтажные работы рассчитан на комплекс затрат для строительства. Применение индексов по статьям затрат даст возможность при определении сметной стоимости соблюсти структуру затрат на капитальный ремонт.
Откорректированным планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации (направлен для рассмотрения и утверждения в Правительство Российской Федерации письмом Минстроя России от 07.04.2020 N 13534-ВЯ/09, далее — План мероприятий) уже в 2020 году предусмотрен поэтапный переход к расчету и публикации Индексов к элементам затрат по видам объектов капитального строительства для применения, в том числе, при определении сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (для субъектов Российской Федерации, представивших данные для пересчета Индексов расчетным методом). Для Республики Крым Индексы по элементам затрат в настоящее время уже рассчитаны и опубликованы письмом Минстроя России от 07.05.2020 N 17329-ИФ/09.
2. Согласно пункту 5 Приказа Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, включенных в главы 2 — 6 ССРСС в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, к итогам сметной стоимости в объектных сметных расчетах (сметах), определенной в базисном уровне цен, применяется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий наименованию объекта строительства.
Что в данном случае следует понимать под наименованием объекта строительства? Это объекты, соответствующие наименованию глав сводного сметного расчета (основные объекты строительства (глава 2), объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3), объекты энергетического хозяйства (глава 4), объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5), наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6).
В этом случае, например, для пересчета сметной стоимости наружных сетей и сооружений водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения применяются индексы к СМР, рекомендованные Минстроем России для внешних инженерных сетей? Как при этом понимать термин «внешние сети»? И как этот термин увязать с терминами «наружные сети», «внутриплощадочные сети»? В связи с разночтением в терминологии требуется разъяснение Минстроя России о применении индексов пересчета для инженерных сетей.
Согласно пункту 5 Методики для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, включенных в главы 1, 7, 8 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к сметной стоимости указанных работ, определенной в составе сметной документации в базисном уровне цен, сложившемся на определенную дату (далее — базисный уровень цен), применяется индекс изменения сметной стоимости, рассчитываемый для основного объекта строительства, наименование которого указано в ССРСС, или индекс изменения сметной стоимости, рассчитываемый для основного объекта строительства, сметная стоимость которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость от совокупной сметной стоимости строительства в базисном уровне цен, за исключением случаев, указанных в пункте 6 Методики.
Для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, включенных в главы 2 — 6 ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к итогам сметной стоимости в объектных сметных расчетах (сметах), определенной в базисном уровне цен, применяется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий наименованию объекта строительства.
Таким образом, вид объекта капитального строительства определяется по объекту капитального строительства, для которого разработан такой объектный сметный расчет.
Выбор индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства относится к компетенции заказчика и организации, осуществляющей разработку проектно-сметной документации.
3. На законодательном уровне отсутствуют указания о том, кто уполномочен осуществлять деятельность по разработке Индексов в зависимости от степени их укрупнения для строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. На сегодняшний день расчет Индексов по видам объектов капитального строительства к стоимости СМР осуществляется ФАУ «Главгосэкспертиза России», при этом ресурсно-технологические модели, по которым выполняется расчет Индексов, «закрыты» от региональных Центров мониторинга цен строительных ресурсов (далее — Центры) или организаций, в рамках которых созданы соответствующие отделы с функциями Центров. Разработка других видов Индексов (по видам объектов капитального строительства к элементам прямых затрат, по видам работ и т.д. в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (приказ Минстроя России от 05.06.2019 г. N 326/пр)) ФАУ «Главгосэкспертиза России» не осуществляются и возможность их разработки другими учреждениями (например, региональными Центрами) законодательно не предусмотрена.
4. На законодательном уровне отсутствуют указания о применении (или неприменении) индексов для строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется полностью или частично с привлечением средств бюджетов всех уровней и из любых других источников (за исключением объектов строительства и реконструкции, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета), разрабатываемых региональными Центрами. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ, документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, на которую будут соблюдены три условия, одно из которых — размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов. Исходя из данного положения, Индексы, разрабатываемые региональными Центрами и утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, применяются до даты размещения во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов. Правомерность Индексов, разрабатываемых региональными Центрами, начиная с даты размещения во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов неизвестна.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1452 организацией, уполномоченной осуществлять деятельность по разработке Индексов, информация о которых размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, независимо от степени их укрупнения является Учреждение.
На основании Постановления N 1452 и утвержденной в его исполнение Методики N 326/пр, со второй половины 2019 года ведется работа по пересчету Индексов по видам объектов капитального строительства для субъектов РФ расчетным методом. При этом уже в 2020 году планируется осуществлять расчет Индексов к элементам затрат по видам объектов капитального строительства для применения, в том числе, при определении сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (для субъектов Российской Федерации, представивших данные для пересчета Индексов расчетным методом).
Кроме того, с IV квартала 2021 года в соответствии с Планом мероприятий планируется осуществить переход на использование ресурсно-индексного метода, при котором источниками формирования сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в текущем уровне цен одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС (для ценообразующих строительных ресурсов в разрезе субъектов Российской Федерации, с увеличением объема информации по мере роста наполняемости ФГИС ЦС) и сметные цены в базисном уровне цен (с учетом перехода на ФСНБ в ценах 2021 года) с Индексами к группам однородных ресурсов для остальных строительных ресурсов, а также информация об установленном уровне нормируемой заработной платы рабочего-строителя в разрезе субъектов Российской Федерации, размещенная в ФГИС ЦС, что фактически и будет обозначать прекращение действия допущений, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ.
5. Расчет Индексов по видам объектов капитального строительства к стоимости СМР осуществляется ФАУ «Главгосэкспертиза России» на основании данных конъюнктурного анализа строительных ресурсов, выполненного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Информация о результатах проверки конъюнктурного анализа строительных ресурсов, на основании которых выполняется расчет Индексов, от непосредственных исполнителей конъюнктурного анализа (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) закрыто. То есть у регионов нет возможности контролировать правильность ведения мониторинга (конъюнктурного анализа) тех или иных ресурсов.
В соответствии с Методикой N 326/пр Учреждение наделено полномочиями по проверке результатов конъюнктурного анализа текущих цен строительных ресурсов, используемых для расчета Индексов.
Кроме того, согласно пункту 68 Методики N 326/пр, в случае если по результатам проведенной проверки не подтверждена обоснованность данных о текущей стоимости строительных ресурсов, представленных для расчета Индексов, Учреждение вправе выполнить их расчет на основании конъюнктурного анализа текущих цен, осуществляемого собственными силами Учреждения, а также отчетных данных за предыдущий период.
Также необходимо отметить, что замечания к обосновывающим материалам, выявляемые специалистами ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам проверок, отрабатываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации как в официальном, так и в рабочем порядке.
При этом раскрытие такой информации не предусмотрено нормативными правовыми актами в области ценообразования и сметного нормирования.
6. Отсутствуют единые правила (требования) мониторинга строительных ресурсов, включенных в перечень ценообразующих. В ходе проверки конъюнктурного анализа специалистами ФАУ «Главгосэкспертиза России» выявлены расхождения при мониторинге ряда ресурсов. Например, в перечне ценообразующих ресурсов присутствует ресурс «Гидроизол ГИ-К» (код 12.1.02.01-0001). В соответствии с ГОСТ 7415-86* «Гидроизол» — это беспокровный рулонный материал, получаемый пропиткой асбестовой бумаги нефтяными битумами. На сегодняшний день изоляционные материалы не выпускаются на асбестовой бумаге. Какой материал должен быть в основе мониторинга данного ресурса? Также в перечне ценообразующих ресурсов присутствует ресурс «Плиты древесноволокнистые сухого способа производства группы А, твердые марки ТС-400, толщина 10 мм» (код 11.2.08.02-0013). Нашими специалистами в основу мониторинга заложены плиты МДФ (плиты из древесных волокон мелкодисперсионной фракции). Специалисты ФАУ «Главгосэкспертиза России» указали нам, что это ошибочное решение, при этом рекомендаций по правильному подходу к мониторингу не озвучили. О том, что в наименовании блоков оконных ОПРСП (коды 11.3.02.03-0005 и 11.3.02.03-0007) из ПВХ приведена несуществующая маркировка, сообщалось неоднократно. Маркировка ОПРСП не соответствует ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей», согласно которому после аббревиатуры ОП (оконный блок из ПВХ-профиля) должны быть указания о классе изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче, размеры блока и формула стеклопакета. Например, блок из ПВХ-профиля с классом изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче — В2 и размером блока 900 x 900 мм имеет следующую маркировку: ОП В2 900 — 900 (4М1-16Аг-4М1). Вторая часть аббревиатуры ОПРСП соответствует ГОСТ 11214-2003 «Блоки оконные деревянные с листовым остеклением», что означает раздельно-спаренную конструкцию и для блоков из ПВХ-профиля неприменимо.
Таким образом, необходимы единые правила (требования) мониторинга строительных ресурсов, включенных в перечень ценообразующих.
7. Учет региональных особенностей при формировании номенклатуры с целью мониторинга строительных ресурсов, фактически влияющих на ценообразование для данного субъекта РФ.
В пунктах 72 — 79 Методики N 326/пр приведены исчерпывающие требования к проведению мониторинга (конъюнктурного анализа) текущей стоимости строительных ресурсов, включенных в перечень ценообразующих (специализированных) строительных ресурсов.
Кроме того, перечень ценообразующих строительных ресурсов, утверждаемый приказом Минстроя России, формируется на основе предложений субъектов Российской Федерации и учитывает региональные особенности применения в строительстве отдельных материалов.
В настоящее время в целях формирования единого перечня ценообразующих ресурсов (в том числе специализированных ценообразующих ресурсов), используемых в составе государственных элементных сметных норм, подлежащих государственному мониторингу текущей стоимости для последующего расчета Индексов, для обеспечения поэтапного перехода на ресурсно-индексную модель определения сметной стоимости строительства Учреждением совместно с Минстроем России организована работа по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выделения в составе однородных групп строительных ресурсов в составе ФССЦ (порядка 65 тыс. ресурсов) ресурсов-представителей, наиболее часто применяемых при строительстве объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации, а также с учетом наличия заводов-изготовителей и крупных поставщиков материальных ресурсов на территории субъектов.
По состоянию на текущую дату представлена необходимая информация от 45 субъектов Российской Федерации.
Также следует отметить, что указанный перечень обновляется по мере разработки новых РТМ и Индексов.
8. Неопределенность применения сметных нормативов и индексов пересчета в случае строительства объекта в одном субъекте федерации за счет средств другого субъекта федерации (например: строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объекта, финансируемого за счет бюджета г. Москвы (без привлечения средств федерального бюджета), на территории Московской области и наоборот, строительство объектов на территории г. Москвы и Московской области).
В указанных случаях представляется целесообразным для определения сметной стоимости строительства применять федеральные единичные расценки и Индексы, публикуемые Минстроем России для субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство объекта.
9. Существует острая необходимость в актуализации территориальных сметных нормативов, а также установления правил их применения, индексации или отмены.
10. Исключение из федерального реестра территориальных нормативов, разработанных по недействующим в настоящее время государственным сметным нормативам.
Вопросы в части принятия решений об отмене территориальных сметных нормативов относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае принятия такого решения со стороны субъекта Российской Федерации должно быть подготовлено и направлено соответствующее обращение в Минстрой России, в частности, такие обращение к настоящему времени уже поступили от Республики Татарстан, Владимирской области и некоторых других субъектов Российской Федерации.
Возможность актуализации территориальных сметных нормативов в настоящее время не предусмотрена на законодательном уровне, при этом Минстроем России осуществляется их ежеквартальная индексация.
Вопросы индексации и применения территориальных сметных нормативов на уровне субъектов Российской Федерации могут регулироваться нормативными правовыми актами и методическими документами в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в Федеральный реестр до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016 года.
11. Ввиду большой протяженности территории Новосибирской области и наличия зональности необходим расчет и публикация Минстроем России индексов с разделением по территориальным зонам строительства.
Методикой N 326 предусмотрена возможность разработки Индексов с учетом ценовых зон в границах субъекта Российской Федерации, а также самостоятельного определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ценовых зон по субъекту Российской Федерации в целом или частям территорий такого субъекта Российской Федерации (центров ценовых зон) для целей определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства и установления их нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае определения и установления органами исполнительной власти Новосибирской области новых отдельных ценовых зон в составе субъекта Российской Федерации и предоставления отчетных данных о текущих ценах на строительные ресурсы в таких ценовых зонах с обосновывающими документами в соответствии с Постановлением N 1452 и Методикой N 326 Учреждением будет выполнен расчет Индексов для указанных ценовых зон.
Кроме того, следует отметить, что затраты по доставке материалов в границах территории субъекта Российской Федерации на расстояние, превышающее 30 км, могут быть дополнительно учтены в сметной документации на основании описания транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства
12. Фактический срок публикации текущих квартальных индексов Минстроем России ближе к середине квартала.
Основными факторами, оказывающими влияние на сроки публикации Индексов Минстроем России, являются своевременность представления в Учреждение данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и качество указанных материалов.
13. Необходимость разработки отдельных индексов на строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и стальных труб и индексов на бестраншейную прокладку трубопроводов методом наклонно (горизонтально) направленного бурения (далее — ГНБ). В настоящее время стоимость одинаковых работ по ГНБ (например, газопровода, канализации и водопровода) оценивается даже в одном объекте со значительной разницей в связи с использованием разных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, соответствующих видам объектов строительства в соответствии с п. 5 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр. К примеру, на 1 квартал 2020 года индекс к ФЕР для Свердловской области на наружные сети газоснабжения составляет 8,95, канализации — 10,17, а водопровода — 6,52. Кроме того, целесообразно пересмотреть нормы расхода бентонита (код 01.4.03.01).
Переход на использование Индексов к элементам затрат по видам объектов капитального строительства и в дальнейшем на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства позволит уменьшить и соответственно исключить наличие таких отклонений.
В настоящее время Учреждением на постоянной основе ведутся работы по актуализации государственных элементных сметных норм, единичных расценок и сметных цен ФССЦ и ФСЭМ.
индексы изменения сметной стоимости – отношение стоимости показателей, формирующих сметную стоимость строительства в текущем уровне цен , к аналогичным показателям в базисном уровне цен , на сопоставимые по номенклатуре строительные ресурсы, наборы строительных ресурсов в составе ресурсно-технологической модели, а также ее отдельных составляющих … объект капитального строительства (объект) – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением временных построек, киосков…
- https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/indeksy_v_stroitelstve/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333239/96de054209778e1f52cd0886a343cee387631ca6/
- https://ppt.ru/docs/pismo/fau-glavgosekspertiza/n-20-02-6-9299-sl-235871