Система стандартов в строительстве это

Содержание

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при проведении работ в области технического регулирования и стандартизации.

24 сентября 2012 г. N 1762-р

Концепция
развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р)

Настоящая Концепция содержит систему взглядов на развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации и формирует цели, задачи и направления ее развития на период до 2020 года.

Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации.

Виды стандартов

Стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства.

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации, а также участников работ по стандартизации, в том числе по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), и документы по стандартизации такой продукции. Документы по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) увязаны с национальными стандартами за счет комплексности стандартизации, обеспечивающей проведение работ по стандартизации взаимосвязанных объектов. Деятельность по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) обеспечивается в том числе за счет взаимосогласованных процедур планирования, разработки, принятия, пересмотра и отмены документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), а также национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации оборонной продукции (работ, услуг) и внесения в них изменений.

Стандартизация призвана обеспечивать:

развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;

устранение технических барьеров в торговле;

повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;

Кто и как разрабатывает стандарты в строительстве?

защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

энергетическую эффективность и ресурсосбережение.

Стандарты являются инструментом снижения технических барьеров в международной торговле.

II. Современное состояние национальной системы стандартизации

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

Конституция Российской Федерации;

международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации;

Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила стандартизации, правила разработки стандартов и добровольность их применения, правила использования документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований национальных технических регламентов;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации.

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

федеральные органы исполнительной власти, а также организации, осуществляющие функции государственных заказчиков при выполнении работ по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

совещательные органы по стандартизации;

межотраслевые советы по стандартизации;

службы стандартизации юридических лиц;

организации (в том числе научные), деятельность которых связана с работами в области стандартизации.

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят:

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации;

предварительные национальные стандарты.

В ходе реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р, сформированы основные направления развития стандартизации при участии федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, а также бизнес-сообщества и общественных организаций в работах по международной и региональной стандартизации.

В законодательные и правовые акты Российской Федерации, в том числе в сфере налогового администрирования и технического регулирования, внесены изменения, которые позволили:

повысить роль национального стандарта (предварительного национального стандарта) в техническом переоснащении и модернизации промышленного производства продукции, в том числе высокотехнологичной;

обеспечить применение изготовителем национального стандарта в качестве добровольно применяемого документа для оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным обязательным требованиям;

значительно снизить неоправданные технические барьеры для вывода на рынок впервые выпускаемой в обращение продукции, то есть продукции, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации или которая выпускалась ранее в обращение, но свойства или характеристики которой впоследствии были существенно изменены;

отнести затраты предприятий на разработку национальных стандартов к расходам на производство и реализацию товаров и услуг;

использовать международные, межгосударственные и региональные стандарты, а также документы в области стандартизации иностранных государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации в целях ввода продукции в обращение и оценки ее соответствия.

В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24000 стандартов.

За период с 2006 по 2010 годы принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70 процентов.

Существующие проблемы в национальной системе стандартизации в значительной степени обусловлены тем, что в Федеральном законе «О техническом регулировании» стандартизация в основном рассматривается как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов. В указанном законе не в полной мере отражены положения, определяющие разработку и актуализацию документов в области стандартизации. Между тем стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Кроме того, данный закон не регулирует отношения в области охраны труда, в социальной сфере, в области систем менеджмента, оказания услуг и других областях, применительно к которым разрабатываются национальные стандарты.

Организационно-функциональная структура системы стандартизации нуждается в модернизации, одним из основных аспектов которой является повышение роли национального органа по стандартизации для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.

Продолжается отток специалистов по стандартизации из научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, что приводит к снижению качества разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.

В этой связи необходимо определить приоритеты, стратегические цели, задачи, принципы и направления развития национальной системы стандартизации.

III. Стратегические цели, задачи и принципы развития национальной системы стандартизации

Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года являются:

содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

снижение неоправданных технических барьеров в торговле;

улучшение качества жизни населения страны;

установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;

обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;

повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);

обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;

совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;

содействие экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;

содействие трансферту наилучших лабораторных практик;

активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации;

расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;

координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) необходимо решить следующие задачи:

установить (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, позволяющим ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;

создать условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;

осуществить модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;

содействовать взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

повысить роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;

осуществлять добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;

осуществлять применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны.

Для совершенствования системы стандартизации необходимо решение следующих задач:

совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и ведомственном уровнях, планирование разработки национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение сроков их разработки, в том числе исходя из необходимости учета обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

максимально возможное применение международных и региональных стандартов для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям.

Для содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств необходимо решение следующих задач:

сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;

реализация скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;

установление единых требований к продукции на экспортных рынках;

разработка единых классификаторов и каталогизация продукции.

Настоящая Концепция предусматривает организационное и методическое единство национальной системы стандартизации с учетом особенностей отраслей и сфер общества.

В основе развития национальной системы стандартизации будут использоваться следующие принципы стандартизации:

добровольность применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;

применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;

обеспечение преемственности работ по стандартизации;

обеспечение условий для единообразного применения документов в области стандартизации;

обоснованность разработки документов в области стандартизации;

открытость (прозрачность) процедур разработки документов в области стандартизации;

обеспечение доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;

однозначность понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;

соответствие документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;

прогрессивность и оптимальность требований документов в области стандартизации;

унификация процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в области стандартизации;

обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;

обеспечение актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации.

IV. Направления развития национальной системы стандартизации

1. Развитие национальной системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ

Развитие национальной системы стандартизации должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетной стратегии и решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающимся развития реальных секторов экономики, а также международным нормам и правилам и основываться на внедрении проектных и процессных принципов управления, на организационных преобразованиях, обеспечивающих открытость системы и ее эффективное взаимодействие с потребителями информационных ресурсов в сфере стандартизации.

Читайте также:  Строительство дома на участке под строительство какие документы

Совершенствование законодательства в сфере стандартизации Российской Федерации предполагает:

приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации;

уточнение видов документов в области стандартизации на основе рекомендаций Международной организации по стандартизации;

совершенствование процедур планирования работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов в области стандартизации;

упрощение процедур и сокращение сроков утверждения национальных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;

усиление роли стандартизации на уровне предприятий для технического переоснащения и модернизации производства, преодоления сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации в субъектах хозяйствования;

стимулирование участия организаций и предприятий промышленности в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства;

расширение практики применения в правовых актах и иных документах ссылок на документы в области стандартизации в качестве источника, позволяющего идентифицировать документ (составную часть документа), касающийся аспектов стандартизации, с учетом практики государств — членов Всемирной торговой организации и основных торговых партнеров Российской Федерации;

отмену правовых и иных норм, противоречащих Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле;

совершенствование деятельности технических комитетов по стандартизации, а также организаций, выполняющих работы в области стандартизации;

обязательность применения документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

применение Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение N 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле);

совершенствование правового регулирования в области государственного управления, оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации (включая организацию разработки и актуализацию) в конкретных секторах экономики;

совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;

совершенствование правового регулирования корпоративных отношений, предусматривающих формирование модели, стимулирующей деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их технологической модернизации.

В целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания «федеральный стандарт» в отношении стандартов, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.

2. Приоритетные направления развития стандартизации

Для возвращения технологического лидерства, а также формирования устойчивого вектора развития российской экономики работы в области национальной стандартизации будут осуществляться в следующих приоритетных направлениях:

технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом;

композитные и неметаллические материалы;

модернизация машиностроительного комплекса, в том числе тяжелого и транспортного машиностроения;

авиационная и судостроительная промышленность;

телекоммуникационные и информационные технологии;

технологии, основанные на применении спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС;

медицинские технологии и фармацевтика;

развитие техники и технологий в нефтегазовой и горнорудной отраслях;

создание «интеллектуальных» сетей и цифровых подстанций в электроэнергетике, направленных в том числе на обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения, сокращение издержек, повышение производительности и энергоэффективности электросетевого комплекса страны;

обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья в части установления технических требований к продукции;

развитие услуг, в том числе производственных, для социально незащищенных слоев общества;

повышение устойчивости работы систем жизнеобеспечения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности;

обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства;

развитие транспортной отрасли;

обеспечение безопасности дорожного движения;

гражданская оборона и технологии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение пожарной безопасности;

менеджмент предприятий, оценка соответствия, защита прав потребителей;

охрана окружающей среды, в том числе регулирование природоохранной деятельности, определение уровней вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическая оценка и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования, методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.

Указанный перечень приоритетных направлений развития стандартизации не является закрытым. Изменения и конкретизация определенных приоритетов будут зависеть от конъюнктуры национального и мирового рынков, а также от инициативы предпринимателей и работников соответствующих отраслей экономики.

3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики

Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики должна осуществляться на основе общепринятых международных принципов стандартизации.

При этом необходимо обеспечить:

ежегодное обновление от 10 процентов до 15 процентов фонда стандартов в секторах экономики с высоким потенциалом развития;

гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами;

сокращение сроков разработки и обновления национальных стандартов, в том числе исходя из обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию;

создание механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и региональных стандартов, обеспечение разработки национальных стандартов на базе проектов международных стандартов (до их окончательного принятия) с учетом требований законодательства Российской Федерации;

разработку документов по стандартизации в целях соблюдения требований, не относящихся к техническому регулированию, и их гармонизацию с аналогичными требованиями, установленными в государствах — членах Таможенного союза и Европейского союза, с учетом требований законодательства Российской Федерации;

создание инновационной и высокотехнологичной продукции.

При подготовке программ разработки национальных стандартов необходимо обеспечить:

разработку стандартов, направленных на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий, на основе информационных технологий в области автоматизации промышленного производства (MES-технологий, СALS-технологий и т.д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т.п.;

разработку стандартов, направленных на безопасное развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, а также ядерных энерготехнологий нового поколения;

регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с помощью систем экологического менеджмента и экологических нормативов с постоянной их актуализацией.

При этом в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения экологических и техногенных катастроф, а также обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства в отдельных секторах экономики (строительстве, энергетике, оборонной промышленности) могут определяться перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также установленных обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному заказу, иной продукции в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», а также к ракетно-космической технике.

Важнейшим вопросом, определяющим успешность экономического, технологического и социального развития Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу, является вопрос качества в самом широком смысле этого слова. На современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности. Национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством.

Консолидируя усилия общества на улучшение качества продукции, следует предпринять меры по созданию современной информационной системы, предоставляющей информацию по качеству продукции и соответствующей современному уровню развития информационных технологий.

Для обеспечения работ по стандартизации инновационных технологий техническим комитетам по стандартизации и научным организациям необходимо:

осуществлять постоянный мониторинг современных достижений науки и техники с целью своевременного определения приоритетных направлений развития рынков высоких технологий, оценки потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

обеспечивать четкое соответствие областей деятельности национальных технических комитетов с межгосударственными и международными техническими комитетами или подкомитетами.

Для эффективного внедрения национальных стандартов необходимо создать современную систему их распространения, основанную на информационных технологиях и предполагающую более широкое информирование обо всех этапах разработки, утверждения и отмены документов по стандартизации.

Одним из эффективных инструментов ускорения работ по стандартизации должен стать предварительный национальный стандарт. Он может приниматься в одном из следующих случаев:

для ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

для освоения принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, технологических процессов (в том числе нетрадиционных) и способов управления производством;

для использования передового зарубежного опыта промышленно развитых стран;

для проверки на практике спорных решений, не получивших консенсуса, при обсуждении проектов национальных стандартов.

За основу предварительных национальных стандартов могут быть приняты стандарты организаций и иные документы, определенные в рамках национальной системы стандартизации.

Организация проведения мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов возлагается на национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

4. Совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации

Современное состояние фонда межгосударственных стандартов (ГОСТ) требует скорейшей модернизации.

Применение межгосударственных стандартов (ГОСТ) в качестве доказательной базы технических регламентов Таможенного союза требует совершенствования и повышения эффективности работ по межгосударственной стандартизации в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве, что позволит:

повысить роль и влияние Российской Федерации в межгосударственной системе стандартизации, в том числе при определении приоритетных направлений межгосударственной стандартизации и принятии межгосударственных нормативных документов;

создать условия для обеспечения эффективной интеграции в области стандартизации и технического регулирования как в рамках Таможенного союза, так и в рамках Содружества Независимых Государств;

повысить роль межгосударственной системы стандартизации как эффективно работающей региональной системы.

В сфере межгосударственной стандартизации планируется:

достичь динамики принятия (внесения изменений) межгосударственных стандартов (ГОСТ), позволяющей в короткие сроки обновить фонд межгосударственных стандартов (ГОСТ) для реализации целей стандартизации, предусмотренных настоящей Концепцией;

создать эффективный механизм внесения изменений в межгосударственные стандарты (ГОСТ) в целях обеспечения выполнения требований, установленных в технических регламентах Таможенного союза;

определить оптимальное соотношение межгосударственных стандартов (ГОСТ) и национальных стандартов для обеспечения выполнения целей и задач настоящей Концепции.

Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет:

разработки межгосударственных стандартов (ГОСТ) для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;

разработки и реализации соответствующих целевых программ в рамках межгосударственной стандартизации;

мониторинга и актуализации межгосударственных стандартов (ГОСТ), входящих в перечни стандартов, используемых в качестве доказательств соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза;

отмены положений национальных стандартов, которые противоречат межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;

уведомления государств — членов Таможенного союза о начале разработки национальных стандартов и прекращении таких работ при принятии решения о разработке межгосударственного стандарта (ГОСТ);

разработки национальных стандартов, в том числе предварительных национальных стандартов, для целей оценки (подтверждения) соответствия инновационной продукции.

5. Развитие стандартизации оборонной продукции, специальной техники и специальных средств, стандартизации в области использования атомной энергии

Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также особенности процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Развитие стандартизации специальной техники и специальных средств должно осуществляться по следующим основным направлениям:

планирование работ по разработке национальных стандартов на специальную технику и специальные средства, поступающие в свободное обращение на рынок, в рамках деятельности существующих технических комитетов;

совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, предусматривающей разработку документов в области стандартизации (включая национальные стандарты), устанавливающих обязательные требования в отношении специальной техники и специальных средств.

6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации

Для усиления роли бизнес-сообщества в работах по стандартизации необходимо на законодательном уровне закрепить систему стимулирующих мер, включающих:

финансирование разработки национальных стандартов на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающего активное участие бизнеса в работах по стандартизации (в разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и их актуализации (в том числе в отношении инновационной продукции), позволяющих ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества;

участие организаций и предприятий промышленности в разработке концептуальных документов по стандартизации, в формировании планов и программ национальной стандартизации;

выделение в государственных программах и федеральных целевых программах отдельных разделов, предусматривающих мероприятия по стандартизации продукции и технологических процессов;

совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам.

7. Активизация участия Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации

Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области стандартизации должно содействовать прежде всего развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка. Национальный орган по стандартизации представляет интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации.

Читайте также:  Самолет разрешение на строительство

Международное сотрудничество в области стандартизации должно быть направлено:

на активизацию участия Российской Федерации в Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Международном союзе электросвязи при непосредственной поддержке государства и субъектов предпринимательской деятельности;

на возврат Российской Федерации в 1 группу Международной организации по стандартизации и группу А Международной электротехнической комиссии;

на увеличение числа секретариатов технических комитетов (подкомитетов, рабочих групп) в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, возглавляемых Российской Федерацией, а также в приоритетных областях национальной экономики;

на обеспечение участия российских экспертов в работе международных технических комитетов по стандартизации для поддержки интересов Российской Федерации при разработке международных стандартов;

на формирование системы работы с российскими экспертами в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, а также в иных международных организациях по стандартизации;

на содействие вступлению и участию Российской Федерации в международных организациях, включая обеспечение деятельности в рамках Всемирной торговой организации, развитие Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, и вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;

на повышение степени участия бизнеса в работах по международной стандартизации;

на обеспечение взаимодействия с другими национальными органами и организациями по стандартизации в целях активного применения региональных и международных стандартов, благоприятного инвестиционного климата в России и продвижения отечественной продукции на международные рынки;

на организацию вступления России в Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники.

8. Развитие экономических основ стандартизации

В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:

предоставление государством приоритетного финансирования стандартизации, направленной на обеспечение безопасности охраны труда (в части установления технических требований к продукции), здравоохранения, медицинских технологий, сферы транспорта, а также на поддержку социально незащищенных групп населения и основополагающих национальных стандартов;

поэтапное формирование условий для ускоренного развития системы стандартизации с учетом объективных запросов общества и рыночной экономики, которые к ней будут предъявляться.

9. Развитие стандартизации инновационной продукции

В целях развития стандартизации инновационной продукции необходимо:

обеспечение возможности трансферта наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов;

обеспечение сокращения процедур и времени разработки стандартов на инновационную продукцию с учетом жизненного цикла инновационных технологий;

осуществление разработки стандартов в отношении новых видов продукции и технологий, создаваемых при реализации федеральных целевых программ и выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

осуществление разработки предварительных национальных стандартов для скорейшего выхода инновационной продукции на рынок;

включение при необходимости в государственные программы и федеральные целевые программы разделов по стандартизации и метрологии;

создание новых технических комитетов по стандартизации по инновационным направлениям;

обеспечение интеграции деятельности промышленных научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских институтов по стандартизации для развития стандартизации инновационной продукции на стадии исследований и разработок.

10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации

Информационное обеспечение работ в области стандартизации должно предусматривать:

информационную поддержку разработчиков национальных стандартов с использованием баз данных Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

межведомственный обмен информацией в процессе выполнения работ в области национальной стандартизации и обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти к документам по стандартизации, содержащимся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

свободный обмен информацией о фондах документов по стандартизации государств — членов Таможенного союза;

формирование тематических тезаурусов, терминологических словарей, содержащих стандартизированные термины и определения;

создание русскоязычных версий международных (региональных) стандартов и переводов национальных стандартов зарубежных стран;

пропаганда основ стандартизации в средствах массовой информации.

Информационное обеспечение работ в области стандартизации потребует последовательной проработки функциональной, информационной и технологических архитектур национальной системы стандартизации с последующим поэтапным внедрением новых технологических решений.

11. Совершенствование системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации

Для обеспечения высокого уровня национальной стандартизации, успешного представления интересов Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации и повышения эффективности использования документов по стандартизации в отраслях экономики необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, а также владение вопросами стандартизации инженерным и экономическим персоналом.

С учетом динамичного развития стандартизации следует обеспечить как подготовку специалистов в области стандартизации в высших и средних специальных учебных заведениях, так и периодическое повышение квалификации работающих специалистов.

Для решения этих задач необходимо:

актуализировать или ввести в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования инженерного и экономического профиля дисциплины по стандартизации по соответствующим направлениям подготовки;

развивать возможности получения обучающимися в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования дополнительного образования в области стандартизации параллельно с освоением ими основной профессиональной образовательной программы;

обеспечить в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования привлечение практикующих специалистов в области стандартизации к формированию соответствующих компетенций в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

обеспечить расширение с участием бизнес-сообщества практики профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в области стандартизации и периодического повышения квалификации персонала, работающего по направлениям стандартизации в отраслях экономики;

обеспечить постоянное взаимодействие национального органа по стандартизации с Министерством образования и науки Российской Федерации, объединениями работодателей, образовательными учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования и иными образовательными организациями по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов в области стандартизации;

обеспечить совершенствование института подготовки экспертов в области национальной и международной стандартизации в рамках высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования;

определить правовой статус эксперта по стандартизации в области международной стандартизации.

V. Реализация настоящей Концепции

Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать разделы отраслевых федеральных целевых программ и государственных программ, посвященные вопросам стандартизации, планы и программы разработки национальных стандартов, предусматривающие мероприятия по развитию стандартизации и унификации в отраслях экономики, пересмотр, изменение или отмену устаревших национальных стандартов, ежегодное (от 10 процентов до 15 процентов) обновление стандартов в приоритетных секторах экономики, стандартизацию инновационной продукции, достижение показателей гармонизации национальных стандартов с международными стандартами на уровне 65 — 70 процентов, а также научно-исследовательские работы, направленные на развитие национальной системы стандартизации.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе комплексного межведомственного плана мероприятий в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований (включая расходы на разработку и актуализацию документов в области стандартизации), предусмотренных им федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на осуществление деятельности.

Координация деятельности и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в части стандартизации будет осуществляться национальным органом по стандартизации

Источник: www.standard.gost.ru

О сравнении систем
стандартов в области бетона
в России и ЕС

Система стандартов в области бетона в СССР/России, состоящая из собственно ГОСТов и СНиПов, сложилась как целое к концу 50-х годов прошлого века, ознаменовавшихся выходом (1961 г.) производства цемента в СССР на первое место в мире и соответственно этому также объёмов выпуска бетона и жилищного строительства в стране.

Это продолжалось до 1984 г., когда свои первые места наша страна уступила КНР. В те годы по системе стандартов, строительных норм и правил наша страна также была передовой.

Пример. Первые в мире Типовые нормы расхода цемента в бетонах бетонных и железобетонных конструкций и изделий 1968 года (авторы: Л. А. Кайсер, Л. И. Левин, ВНИИЖелезобетон) были основаны на впервые в мире выведенной степенной зависимости прочности бетона от Ц/В-отношения. Ту же зависимость страны ЕС вывели самостоятельно только в 2008 г. в нормативной работе, опубликованной в «Cement and Concrete Research». (Нельзя не заметить, что упоминание о первых авторах и об указанной зависимости «выпало» как необязательное из текста упомянутых Типовых норм в 80-х годах в связи с общим снижением инженерного уровня в стране).

Плюсы отечественной системы стандартов и норм.

Достоинства отечественных стандартов в основном заключаются:

а) в их редакционном единстве, обусловленном единообразием обозначений, редакционного стиля, стабильных авторских коллективов, преемственности содержания;

б) в строгом согласовании с нормами, основанными на накопленном за десятилетия промышленном и производственном опыте.

Даже после отказа страны от обязательности их применения в пока не оправдавшихся надеждах на СРО и их профессиональную ответственность эта система осталась опорой строительного комплекса и развития страны в целом. Сертификационные системы и работы также пока не стали альтернативой.

Недостатки отечественной системы стандартов и норм.

Они являются оборотной стороной её достоинств, а именно:

а) отечественные стандарты и нормы избыточно формализованы;

б) они предельно консервативны под предлогом недостаточной новизны практики;

в) новизна законспирирована под подробности в новых текстах «Сводов правил» (так называемая «актуализация» СНиПов);

г) коллективы авторов не включают иностранных специалистов, что стало необходимым в условиях консерватизма учёных советов вузов и отраслевых НИИ. Это резко контрастирует с составом Комитетов по стандартам и нормам за рубежом, интернациональных без единого исключения.

Пример. Новый ГОСТ P 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства. Технические условия» содержит абсолютно устаревшую ограничительную норму по дисперсности цемента, строго согласующуюся с книгой Г. Кюля «Химия цемента», т. 1, Берлин, 1957 (удельная поверхность быстротвердеющего цемента не более 350 м 2 /кг).

Обзор Немецкого института цемента в Дюссельдорфе 2013 г. устанавливает совремённую норму на уровне 450 – 650 м 2 /кг. Именно этой нормы добивалась фирма «Лафарж», инициировавшая разработку указанного ГОСТ Р, но получила фиксацию абсурдной для современной цементной промышленности старой нормы вследствие отсутствия своего представителя в составе коллектива разработчиков этого ГОСТа. Причина: нет практики участия иностранных специалистов в числе разработчиков отечественных ГОСТов и СНиПов.

Логический результат поступательного развития отечественной системы ГОСТов и СНиПов.

Первой подобный результат продемонстрировала Литва в 1993 г. Госстрой этой Республики после бурного обсуждения за три месяца осуществил перевод на литовский язык всей системы Евростандартов и инициировал переход всей стройдокументации страны на Еврокоды. Экономия по местным данным составила около $100 млн.

Эстония и Латвия совершили этот переход за три года и потратили втрое больше средств. В прошлом году новый ГОСТ на бетон, повторяющий EN206-1, ввела Беларусь. Напрашивается вывод: если не принять радикальных мер, отечественная система ГОСТов и СНиПов на мировом уровне сегодня неконкурентоспособна.

В чём причина и каковы отличительные особенности евродокументации от отечественной? Ответы просты. Их три:

а) простота и доступность изложения даже для лиц, впервые знакомящихся с предметом;

б) перекрёстные ссылки, исчерпывающие возможные вопросы;

в) конкретный характер любых рекомендаций без всякой вариативности.

Но ведь это кажущийся тупик для развития. Не так ли? Нет. Новизну несут новые технические решения и новые материалы. Они ничем не замаскированы и предлагаются в технических журналах вне стандартной документации, гарантируя свои достоинства именно по сравнению со стандартными техническими решениями.

Но такие разработки затратны и требуют крупных предварительных капвложений, доступных только фирмам с серьёзной капитализацией (а не каким-либо венчурным корпорациям). Действительно, на зарубежном строительном рынке успеха сегодня добиваются только компании с экономическим оборотом на уровне малых стран. Именно они способны добиться включения своих технических решений в Еврокоды и Евростандарты. В отечественной практике к таким фирмам пытаются приблизиться, прежде всего, компании, действующие на складывающемся рынке сухих строительных смесей, отделочных и фактурных смесей, лакокрасочных покрытий и т.п. Нормативные документы, разрабатываемые такими компаниями, проходят комитеты по стандартизации без особых замечаний.

Что делать?

1. Реформировать отечественную систему ГОСТов и СНиПов в области строительства, пойдя по линии укрупнения, например, по разделам:

а) вяжущие (в т.ч. гидравлические);

б) бетоны (в т.ч. мелкозернистые = растворы, сухие смеси);

в) строительство (в т.ч. малоэтажное, а не «жилищное»);

г) сооружения (в т.ч. мосты, порты, плотины) и т.п.

Не допускать неуточнённых обобщений типа «Гидротехническое строительство». Всё должно быть конкретно: порты, плотины, ирригация, осушение и т.п. Издавая сборники, собирать в них стандарты и СНиПы по типу Евростандартов и Еврокодов, редактируя и внося правку в целях упрощения и ясности изложения.

2. Комитеты по укрупнительной разработке ГОСТов и СНиПов – только интернациональные, причём не формальные (Казахстан + Беларусь + …), а по специалистам, имеющим авторитет, в т.ч. по вузам (альма-матер), привлекая окончивших эти вузы авторитетных иностранцев, в том числе из руководства крупных строительных фирм.

3. Объявить мораторий на актуализацию СНиПов и разработку ГОСТов по старым планам стандартизации. Это будет поддержано всей исполнительной вертикалью.

По п. 5.1 ввести календарные планы реформации, не требуя финансирования с нулевой отметки, а лишь по итоговым документам, причём финансирование возложить на консорциумы фирм, действующих на соответствующих рынках: документы на вяжущие должны финансировать цементные фирмы, участвующие в комитетах по их разработке, документы на бетоны – соответственно производители бетонов, а координацию и планирование просить взять на себя Минстрой России, оформив соответствующим приказом.

Необходимо сохранить отечественную систему ГОСТов и СНиПов в укрупнённом виде, не присоединяясь ни к Еврокодам, ни к ASTM (AASHO) и др. Она – факт отечественного развития, не исчерпавшего себя. Исчерпавшей себя является практика применения этой системы и её описания.

Читайте также:  Образец заявления о окончании строительства

Борис ЮДОВИЧ,

Почетный строитель России,

к.т.н., старший научный сотрудник

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник: ancb.ru

quality .eup.ru

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

Нет предела совершенству, нас ограничивает незнание методов.

Cистема нормативных документов по стандартизации

Виктор Васильевич Кислый
— кандидат технических наук,
директор фирмы «МП «Дом»,
член-корреспондент Академии проблем качества

Совокупность нормативных документов по cтандартизации, регламентирующих параметры продукции и условия ее производства, недаром иногда называют технической конституцией страны. Такой статус предопределяет обязательность совершенства системы нормативных документов.

Правовые основы стандартизации и виды ее нормативных документов оп- ределены Федеральным законом «О стандартизации» (введен с 10 июля 1993 г.). Его преамбула определяет обязательность установленных этим законом правовых основ стандартизации для всех государственных органов управления. Государственная система стандартизации (ГСС), изложенная в ГОСТ Р 1-92, введена с 1 января 1993 г. Система нормативных документов в строительстве (СНДС) регламентирована СНиП 10-01-94, базируется на принципах ГСС и действует с 1 января 1995 г. Следовательно, ГСС введена до принятия федерального закона, а СНДС в своей основе имеет систему стандартизации, неоткорректированную в соответствии с этим законом. Свои системы нормативных документов существуют и в других федеральных структурах (Минздрав России, МВД России и др.). Наибольшей документоемкостью и влиянием на производство продукции отличаются две системы — ГСС и СНДС.

Коллизия с несогласованностью по времени принятия этих документов в значительной мере обусловила правовой нигилизм. Он начинается с терминологической разноголосицы. Федеральный закон «О стандартизации» в ст.

1 определяет понятие стандартизации как деятельность по установлению норм, правил и характеристик, ГСС — как деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач, а СНДС вообще не дает определения этому понятию, но в п. 4.5 указывает, что правовая основа стандартизации и нормирования (!) в строительстве — законодательство Российской Федерации. Четкого разделения понятий «стандартизация» и «нормирование» в СНДС нет. Отсюда неизбежен неприятный вывод о том, что ГСС и СНДС игнорируют Федеральный закон, преамбула которого провозглашает обязательность для всех государственных органов управления установленных законом правовых основ стандартизации.

Федеральный закон определяет четыре основных вида нормативных документов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). ГСС несколько расширяет этот перечень, в частности за счет технических условий (ТУ). СНДС исключает из законодательного перечня нормативных документов отраслевые стандарты (ОСТ) и, со странной ссылкой на ГСС, вводит (п. 5.1) другую классификацию и номенклатуру нормативных документов.

К федеральным нормативным документам по СНДС относятся: строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты, своды правил по проектированию и строительству (СП) и руководящие документы системы (РДС). Для субъектов Российской Федерации СНДС вводит новый нормативный документ — территориальные строительные нормы (ТСН), а СТП и СТО относит к производственно-отраслевым нормативным документам. Получилась система нормативных документов, практически полностью отличающаяся от принятой на федеральном уровне.

На терминологические и классификационные несоответствия СНДС закону можно, условно упрощая правовую коллизию, посмотреть по-иному: не столь важно, как и по каким документам осуществляется строительная деятельность, главное, чтобы ее результаты соответствовали современным требованиям. С таким упрощенно-прагматическим подходом трудно согласиться. Прежде всего потому, что в СНДС нет нормативного документа, который регламентировал бы конкретные и современные требования к конечному результату строительной деятельности — к строительной продукции. Сама СНДС (п. 4.2 приложения А) определяет строительную продукцию как законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.

Странность такого положения следует из анализа определений нормативных документов, приведенных в СНДС. Государственные стандарты в области строительства, согласно п. 5.3 СНДС, устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей (!) зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции. В этом определении строительных государственных стандартов необходимо отметить полное отсутствие понятия «строительная продукция»: отдельные части зданий и сооружений, строительные изделия и материалы есть, они — объекты стандартизации на уровне государственных стандартов, а конечный результат, т.е. здание или сооружение, процедурами строительной стандартизации на этом уровне не регламентируется.

Строительные нормы и правила в соответствии с п. 5.2 СНДС устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Это определение исключает возможность регламентации в СНиП требований к строительной продукции, т.е. к законченным строительством зданиям и сооружениям, и ограничивает сферу действия СНиП этапами проектирования и строительства — «процессом создания строительной продукции».

Процесс создания любой продукции — это, в общепринятом понимании, технология производства продукции. Поэтому и с учетом требований к нормативным документам, установленных Федеральным законом «О стандартизации» (ст. 6), СНиП нельзя отнести к нормативным документам, определяющим требования к готовой продукции. Скорее всего, СНиП выполняют функции нормативно-технологического документа федерального уровня.

Своды правил по проектированию и строительству, согласно п. 5.4 СНДС, устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований СНиП и общетехнических стандартов. Руководящие документы (РДС), как определено п. 5.5 СНДС, устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности, связанной с разработкой и применением нормативных документов в строительстве. Следовательно, СП и РДС по определению не могут устанавливать и регламентировать требования к готовой строительной продукции.

Анализ сущности федеральных нормативных документов, установленных СНДС, приводит к выводу о том, что в СНДС нет нормативного документа, определяющего требования к готовой строительной продукции. Поэтому СНДС чем-то сходна, условно говоря, с общеизвестной игрой «Конструктор». Действительно, все детали и элементы унифицированы, соответствуют определенным требованиям, как отдельные части зданий и строительные изделия — требованиям государственных стандартов. СНиП в этом сравнении выполняют функцию инструкции по сборке различных фигур из унифицированных деталей и элементов, а СП и РДС определяют общие правила игры. Но игра не содержит требований к собранным фигурам, гарантий их качества, надежности и долговечности.

Легковесность сравнения не может уменьшить серьезность изъянов в действующей нормативной базе строительства. Эти изъяны уже нельзя не замечать с развитием рыночных отношений: приобретением строительной продукцией свойств товара, необходимостью сертификации продукции, обязательствами гарантий ее качества. И правовой нигилизм стал приобретать явные признаки прямых нарушений действующего законодательства.

Пример такого нарушения — ситуация, сложившаяся с обязательной сертификацией комплектов деревянных конструкций и изделий для малоэтажных жилых зданий. На эту продукцию распространяется ГОСТ 11047 «Детали и изделия деревянные для малоэтажных жилых и общественных зданий. Технические условия».

Этот стандарт вступил в силу с 1 января 1991 г. и, естественно, не учитывает условий сертификации, введенной в стране с 1993 г. В августе 1997 г. постановлением Правительства РФ комплекты этих деталей и изделий включены в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. В соответствии с Федеральным законом «О стандартизации» (п. 3 ст.

6) необходимо было или пересмотреть ГОСТ 11047, или разработать новый стандарт на комплекты деталей и изделий, подлежащих обязательной сертификации. Но вместо этого разработана объемная методика, определяющая требования к сертифицируемым комплектам на основе отдельных положений ряда СНиП, ГОСТ 11047 и требующая разработки еще и ТУ на эти комплекты. Получается сложная, длительная и дорогая процедура, не гарантирующая достижения целей сертификации.

Такой вывод неизбежен, ведь сертификация отдельных частей (элементов, конструкций, изделий) жилых зданий не может служить полной гарантией надежности, долговечности, комфортности, безопасности и экологической чистоты жилого здания как конечного результата строительной деятельности, т.е. подлежащего реализации товара. К тому же объективная оценка качества части здания невозможна при отсутствии регламентированных требований к качеству всего здания.

От редактора

Нельзя сказать, что вообще нет никакого решения. Оно есть — строительно-техническая экспертиза. Да, это никак не объективная оценка, поскольку по определению выполняется специализированной компетентной организацией. Т.е. это, по сути, экспертная оценка. Однако же экспертные методы оценки в общем имеют право на жизнь, и зачастую являются единственным практически осуществивым методом решить слабо формальную задачу.

Жилые здания — важнейший вид строительной продукции. В соответствии с РДС 10-231-93 «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве» жилые здания включены в номенклатуру объектов сертификации в строительстве. При отсутствии в СНДС вида нормативного документа, который бы регламентировал требования к жилым зданиям, их реальная сертификация представляется весьма проблематичной.

Такое положение очень обостряет ситуацию с нормативно-правовым и инструктивным обеспечением жилища как конструктивно-сложного товара длительного пользования. Ст. 8 Федерального закона «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) товара своевременно предоставлять потребителю (покупателю, заказчику) необходимую и достоверную информацию о товаре. Эта информация (в виде технической документации, т.е. паспорта или инструкции, прилагаемой к товару) должна содержать: перечень основных потребительских свойств товара, гарантийные обязательства его изготовителя, условия безопасного и эффективного использования товара и другие сведения.

Возможные возражения, что паспорта на жилые здания в настоящее время составляют бюро оценки и технической инвентаризации (БОТИ), представляются явно несостоятельными. Прежде всего потому, что технические паспорта БОТИ — постфактумные, фиксационные документы, содержащие лишь описания жилых зданий и помещений и не выполняющие функции нормативно-правового и инструктивного обеспечения жилища. Главное, БОТИ не является ни изготовителем, ни продавцом жилища и поэтому не может и не должно нести гарантийные обязательства по его качеству.

Игнорирование прав потребителей на получение современного документа, удостоверяющего все нормативно-правовые и инструктивные аспекты приобретаемого жилища, ничем другим, кроме как правовым несовершенством действующих нормативных документов в строительстве, объяснить нельзя.

Необходимо констатировать, что бывает явное несоблюдение федерального законодательства ведомственными системами нормативных документов. Общая оценка такой ситуации находится за пределами настоящей статьи, но ряд выводов позволяет сделать.

Прямое следствие игнорирования Федерального закона «О стандартизации» — и разнобой в ведомственных системах нормативных документов, и массовый региональный и местный правовой нигилизм в нормотворчестве. Это подтверждается весьма масштабной практикой разработки и применения ТУ предприятиями-изготовителями продукции, зачастую лишь символически учитывающих требования федеральных нормативных документов на аналогичную продукцию. Тем самым эрозируется нормативная база отечественной промышленности и вряд ли обеспечивается конкурентоспособность ее продукции, что делает правомерным вопрос о дееспособности и даже о необходимости такого Федерального закона.

Представляется, что такое решение может быть не только необоснованным, но и иметь негативные и далеко идущие последствия. Ситуацию необходимо изменить не полным разрушением, а кардинальным улучшением правовых основ стандартизации и базирующейся на ее принципах единой системы нормативных документов — эффективной технической конституции страны.

При таком подходе следует, прежде всего, детально проанализировать существующие системы нормативных документов и оценить их адекватность реальным условиям организации современного промышленного производства. На этой основе целесообразно сформировать федеральный перечень нормативных документов, учитывающий все уровни и сферы их действия — государственные, отраслевые, региональные и местные. Это позволит обосновать единую классификацию и систему нормативных документов по стандартизации для отечественной промышленности. Вариантное решение этой задачи представлено в таблице, при этом использован не весь перечень действующих в стране ведомственных нормативных документов.

Нормативные документы предлагается разделить по видам на нормативно-технические, регламентирующие параметры продукции, общетехнические и нормативно-технологические, определяющие общие требования к продукции и к условиям ее производства, нормативно-методические, устанавливающие положения и нормы общеметодического характера.

Виды нормативных документов Kатегории нормативных документов и сферы их действия
федеральный отраслевой региональный (территориальный) местный (предприятия)
Нормативно-технические ГОСТ, СТО ОСТ ТСН ТУ, СТП
Общетехнические и нормативно-технологические ГОСТ, СТО, СНиП ОСТ, СП, РДС, СанПиН, НПБ ТСН СТП
Нормативно-методические ГОСТ, СТО, СНиП ОСТ, РДС, ВСН ТСН СТП

Примечание.
СанПиН — санитарные правила и нормы Минздрава России;
НПБ — нормы противопожарной безопасности МВД РФ;
ВСН — временные строительные нормы Госстроя России.

Сферы действия нормативных документов должны соответствовать уровню их утверждения и их положению в существующей структуре государственного устройства.

  • систематизировать действующие СНД и учесть реально существующие их виды и категории;
  • снять правовые несоответствия между федеральным законодательством и системами нормативных документов;
  • однозначно принять вид и категорию нормативных документов, устанавливающих требования к сертифицируемой продукции, — ГОСТ и СТО;
  • определить сферы действия конкретных категорий нормативных документов;
  • создать методологическую основу для внесения изменений в Федеральный закон «О стандартизации»;
  • исключить с учетом усиления дееспособности этого закона необходимость разработки и введения ведомственных систем нормативных документов.

В ряду других возможных изменений данного закона было бы оправданным введение в него правовой нормы, запрещающей применение иных, кроме предусмотренных законом, видов и категорий нормативных документов, регламентирующих параметры промышленной продукции и условия ее производства.

Детально проработанная и законодательно закрепленная единая система нормативных документов, однозначные определения их сущности, функции, сфер действия, постоянный контроль за применением СНД смогут и должны обеспечить реальную правовую основу и действенность технической конституции отечественного производства.

Источник: www.quality.eup.ru

Рейтинг
Загрузка ...