Ростехнадзор выступает против.
Определение капитальности строения (склада)
Обследование строения (склад) площадью 115,7м2 на предмет определения его капитальности.
Выполненный комплекс работ.
- Выполнены обмерные работы конструкций и габаритов помещений. Определены геометрические размеры конструктивных элементов.
- Определено техническое состояние строений.
- Проведён анализ конструктивных особенностей существующих строений.
- По результатам обследования составлен настоящий отчёт с выводами по результатам обследования.
- Проведён анализ наличия факторов, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан от возведённых строений (на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 30.12.2009г. N384-ФЗ «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений»).
- Проведён сопоставительный анализ технических показателей капитальности / некапитальности строений, регламентированных законодательством.
Общие методы, применённые при проведении экспертных исследований:
- Анализ документации, предоставленной для проведения обследования (План БТИ).
- Визуально-инструментальное обследование объекта строительства (порядок проведения регламентируется требованиями СП 13-102-2003 и ГОСТ Р 31937-2011).
- Анализ нормативно-технических и законодательных источников.
- Измерительные методы.
- Метод фотографирования.
Инструментальное обеспечение обследования, методика проведения испытаний.
Съемка геометрических параметров и прочностных характеристик конструкций выполнена приборами:
- 5-ти метровой рулеткой измерительной металлической.
- Дальномер лазерный.
- Трещиномер – шаблон.
- Линейка измерительная.
- Штангенциркуль.
- Влагомер ТESTО-606.
- Металлодетектор «Bosh DMF 10 Zoom Profesional».
- Ультразвуковой прибор для определения прочности бетона УКС-МГ4
- Фотофиксация объекта произведена цифровым фотоаппаратом Canon EOS 550D.
Использованная при обследовании проектная, исполнительная, эксплуатационная и другая документация.
Работы по обследованию выполнялись в соответствии с требованиями и рекомендациями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
Классификация технического состояния конструкций приведена в соответствии с ГОСТ Р 31937-2011:
Исправное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Работоспособное состояние — категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Ограниченно работоспособное состояние — категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Аварийное состояние — категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Для того, чтобы определить, является ли склад объектом капитального строительства (недвижимостью) или временным сооружением, кроме указанных Вами признаков (фундамент, сборно-разборный характер конструкций) необходимо оценить также другие критерии, в т.ч. возможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба ему, наличие временных или постоянных подведенных к объекту коммуникаций (водо- и теплоснабжение и т.д.), назначение земельного участка, на котором расположен объект , и. т.п. В любом случае наличие фундамента не является достаочным доказательством того, что склад является капитальным строением.
Минстрой предлагает не считать карьеры объектами капстроительства
22 октября 2021 года, NEDRADV. Минстрой РФ подготовил проект постановления, который позволит упростить порядок ввода в эксплуатацию карьеров и прочих горных выработок. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания от 11 октября 2021 года.
Согласно поправкам, компании будут разрабатывать карьеры без подготовки технического плана для объектов недвижимости и оформления прав собственности на него по требованиям Ростехнадзора. Ведомство регламентирует свои действия Градостроительным кодексом. Вместе с тем в настоящее время при оформлении карьеров в качестве строительного объема учитываются гектары вырубленного леса, общая площадь земельного участка или объем добываемой горной массы.
Кроме того, 6 октября глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился в Минстрой с просьбой объяснить порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию карьеров по добыче полезных ископаемых, который введен Ростехнадзором. Как следует из письма РСПП, постановка карьера на кадастровый учет и оформление прав собственности противоречит ФЗ «О недрах».
В свою очередь, Минэкономразвития объясняло, что ни карьер, ни прочие горные выработки не являются объектами недвижимости из-за постоянно меняющихся размеров, и разработать технический план их освоения не представляется возможным.
В настоящее время поправки поддержали Минприроды, Минэнерго, Минпромторг, Росприроднадзор и Роснедра. Против выступает только Ростехнадзор.
Так, к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). При этом к строительству отнесено создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства ). Здание — это результат строительства , представляю-щий собой объемную строительную…
Роснедр от 28.08.2012 N ЕК-04-30/8543 «По вопросам предоставления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
В связи с многочисленными обращениями, поступающими от территориальных органов по вопросам согласования проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по твердым полезным ископаемым (включая общераспространенные), Федеральное агентство по недропользованию указывает, что в соответствии с пунктом 16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к представляемой на согласование проектной документации должны быть приложены копии заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии со статьями 6 (п. 5.1), 49 (п. 3.4) Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, которые согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными, в том числе объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
В соответствии со статьей 49 (пункт 3) Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
К ЦИРКУЛЯРНОМУ ПИСЬМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
В соответствии с п. 16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118) (далее — Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов) для согласования проектной документации пользователь недр подает заявление и прилагает к нему, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копию заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а под строительством — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Необходимо отметить, что частью 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены случаи, когда градостроительная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельных объектов капитального строительства. Вместе с тем, данные исключения не распространяются на объекты капитального строительства, которые в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В частности, согласно пп. «г» п. 11 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Градостроительное законодательство напрямую не связывает необходимость (или отсутствие необходимости) прохождения государственной экспертизы в рамках ст. 49 Градостроительного кодекса РФ с типом месторождения, планируемого к разработке, или количественными характеристиками запасов полезных ископаемых в нем. В данном случае, необходимо установление на основании данных предоставляемой проектной документации, будет ли при осуществлении пользования участком недр производиться возведение зданий, строений и сооружений, относимых к объектам капитального строительства.
Таким образом, копия заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий должна прилагаться в случае, если представленный на согласование проект предусматривает строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Также отмечаем, что ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусматривает возможность в ряде случаев прохождение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Вместе с тем, согласно положениям ч. 6 ст. 49 и п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, подлежит обязательной государственной экспертизе.
При этом в состав объектов, связанных с выполнением работ в сфере недропользования и подлежащих государственной экспертизе, конкретизирован во Временном положении о распределении полномочий по государственной экспертизе проектной документации на строительство объектов в ФГУ «Главгосэкспертиза России» (Приложение 2 к распоряжению ФГУ «Главгосэкспертиза РФ» от 05.04.2007 N 34-р).
Так, государственная экспертиза проводится в отношении:
а) Объектов ведения горных работ в подземных условиях (шахта угольная; шахта сланцевая; гидрошахта; рудник подземный; объекты гидротехнического транспортного специального строительства (тоннели, коллекторы, метрополитены));
б) Объектов ведения горных работ подземным способом (солепромысел; объекты, размещенные в естественных подземных полостях или отработанных горных выработках; рудник с открытым способом разработки (карьер); карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых; прииски; гидронамывные карьеры);
в) Объектов ведения работ по обогащению полезных ископаемых (фабрика (площадка, цех, участок) углеобогатительная, брикетирования угля, обогащения сланца; фабрика (участок, цех) обогатительная цветных металлов, агломерационная, обогащения рудного сырья черных металлов, обогащения горно-химического сырья, окомкования концентрата; фабрика (комплекс) дробильно-сортировочная для закладки выработанного пространства; дробильно-сортировочная фабрика; участок (площадка) кучного выщелачивания);
г) Объектов нефтегазодобывающего комплекса (нефтегазодобывающий комплекс (объекты добычи, сбора, подготовки нефти и газа, являющиеся составляющими единого технологического процесса, в котором обращаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; объекты ведения горных работ): скважины, обустройство месторождений (обустройство объектов добычи, сбора, подготовки нефти и газа, являющихся составляющими единого технологического процесса, в котором обращаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); разработка нефтяных месторождений подземным способом; отдельно стоящие площадки, установки и производства водоподготовки и систем водооборотного цикла, воздуха КИП, азота, объекты котельного и парового хозяйств, иные объекты вспомогательного назначения на нефтегазовых месторождениях);
д) Подземных хранилищ газа, нефти и нефтепродуктов;
е) Трубопроводного транспорта.
Принимая во внимание вышеизложенное, предоставление заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, необходимо в случаях, если на участке недр планируется строительство и реконструкция объектов капитального строительства, отнесенных к особо опасным, технически сложным или уникальным, в том числе объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Вопрос: 1. Является ли карьер для добычи руды объектом капитального строительства ? 2. Подлежит ли карьер для добычи руды вводу в эксплуатацию? 3. Какой документ подтверждает ввод карьера в эксплуатацию? 4. Какой документ подтверждает ввод месторождения в эксплуатацию (разработку)? … Отнесение отдельных объектов разработки месторождений полезных ископаемых, включая объекты открытых горных работ, к объектам капитального строительства должно осуществляться исходя из технологических и конструктивных характеристик данных объектов .
- https://sklerometr.ru/expertiza/opredelenie-kapitalnosti-sklada
- https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj=b8ce6228fc2b2cdbdf8b61cdf55d1a43
- https://legalacts.ru/doc/pismo-rosnedr-ot-28082012-n-ek-04-308543-po/