Эксперты оценили стоимость реализации идеи главы Минобороны о возведении новых экономических центров в регионе. На реализацию плана могут уйти десятилетия, однако в целом такой подход к развитию Сибири специалисты поддерживают
Возведение города в Сибирском федеральном округе, рассчитанного на 300 тысяч жителей, обойдётся приблизительно в один триллион рублей, считает архитектор-градостроитель Илья Заливухин. Около половины из этой суммы придётся потратить на создание инженерной и транспортной инфраструктуры. Вторая половина уйдет на возведение 10 миллионов квадратных метров жилья, столько по нормативам нужно для комфортного проживания 300 тысяч человек. При этом Заливухин подчёркивает – идея Сергея Шойгу о развитии в Сибири крупных узлов экономического притяжения верна. Однако, эксперт предлагает развивать уже существующие города с населением около полумиллиона человек.
«Такое развитие будет намного дешевле, чем создание инфраструктуры с нуля, и позволит привлечь туда новых людей. Они достаточно неплохо сделаны, их просто нужно привести в порядок, полицентрично развивать их и города-спутники», – цитируют Илью Заливухина РИА Новости.
Сколько стоит построить дом в 2022 году
Генеральный директор Института современной урбанистики Ольга Чудинова называет идею Шойгу постройки в Сибири несколько крупных городов с населением в 300-500 тыс. человек, которые стали бы новыми научно-промышленными и экономическими центрами страны, «амбициозной», подчёркивая при этом, что рассчитывать на её быструю реализацию не стоит, поскольку «освоение подобных территорий займет десятилетия».
Эксперты говорят, что программа строительства новых сибирских городов могла бы стать своеобразным локомотивом для всей экономики России, поскольку потребует привлечения не только крупных отечественных структур, но и международных консорциумов.
5 августа, во время встречи с учёными Сибирского отделения РАН в Новосибирске, глава Минобороны Сергей Шойгу предложил построить в Сибири несколько крупных городов, с населением в 300-500 тыс. человек, которые стали бы новыми научно-промышленными и экономическими центрами страны. По мнению Шойгу, это создаст комфортные условия для жизни и работы молодых ученых и остановит их отток за рубеж.
Подробности визита Сергея Шойгу читайте в специальном материале «Царьград Новосибирск».
Уважаемые читатели Царьграда!
Подписывайтесь на канал «Царьград» в Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Источник: nsk.tsargrad.tv
Строительство новых городов в пять раз дороже ремонта старых
Идея построить в Сибири и на Дальнем Востоке новые города циркулирует уже несколько месяцев. Несмотря на то, что население не рвется «поднимать целину», проекты обсуждает с интересом. Строительство новых городов — дело увлекательное, но чаще всего бессмысленное и неоправданно дорогое, считает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина.
Сколько вы уже собрали на тестовый город Проекта Венера? — Жак Фреско
В России обсуждают идею построить новые города на Дальнем Востоке, в Сибири. Сколько будет стоить один новый город?
Ирина Ильина: Давайте я скажу, что 10 трлн рублей. Это довольно грубая оценка, она основана на том, что развитие Новой Москвы с населением около миллиона человек девять лет назад было оценено в 7 трлн рублей. Но там уже частично была инфраструктура, дороги, аэропорты. Если строить на новом месте, расходов будет больше. Плюс инфляция, получаем 10 трлн рублей на миллионник.
Почему так дорого? В СССР строили новые города десятками, вряд ли на каждый из них тратили сопоставимые деньги?
Ирина Ильина: Городу, особенно новому, нужны жители. А они поедут на новое место, только если там будут созданы комфортные условия.
В советские времена при заводах не строили города. То есть внешне это были города: дома, улицы. Но по сути — большая деревня. Причем сначала ведь строилось предприятие, люди вокруг него первое время жили в ужасных условиях. Потом эти поселения так или иначе благоустраивались, но в современном понимании назвать жителей этих населенных пунктов горожанами нельзя.
Не было социальной инфраструктуры, образ жизни: дом — работа — дом — был абсолютно сельский. Численность населения определяли очень просто: число работников градообразующего завода умножали на 2,5. Эти дополнительные полтора человека — жены и дети. Сейчас на таких условиях никто не поедет на новое место: нужны условия.
Жилье площадью хотя бы по 25 кв. м на человека, поликлиники, детские сады, школы, кафе, рестораны, фитнес-клубы. Хорошие дороги, аэропорт. И при этом гарантированная работа с хорошей зарплатой. Такой город будет занимать довольно большую площадь. И чтобы ее застроить, причем качественно, нужны вот эти триллионы рублей.
Но на самом деле все равно остается вопрос: а кто там будет жить?
Действительно, кто будет этими новоселами?
Ирина Ильина: Это большой вопрос. С одной стороны, можно взять людей из условного Брянска, работающих там за 30 тыс. руб. Если будут созданы все условия на новом месте, открыты вакансии с высокой зарплатой, они вполне могут поехать. Главное, чтобы у потенциальных новоселов еще и была квалификация, нужная на новом месте.
Города возникают и развиваются там, где они нужны. Есть сырье, энергия или удачное пересечение транспортных потоков
Но проблема в другом. Власти страны называли цифру: России для заселения территории нужны 500 млн человек, а нас — меньше 150 млн. Значит, чтобы заполнить новые города, тем более миллионники, надо оставить пустыми существующие. Обжитые, с так или иначе налаженной инфраструктурой. У нас, кстати, городов не так уж и мало — 1117 штук. При этом идет миграция: к западу и к югу.
Из Приморья за десятилетие в Европейскую часть страны переехали 400 тыс. человек. А один из новых городов хотят построить рядом с Владивостоком. Зачем он там нужен, если люди едут в другую сторону? По одному велению государства города редко возникают.
Почему? Москву основал Юрий Долгорукий, а сколько городов появились по приказам императоров, при советской власти решением начальства?
Ирина Ильина: Города возникают и развиваются там, где они нужны. Есть сырье, энергия или удачное пересечение транспортных потоков. Как Череповец, куда уголь возят из Воркуты, руду — из-под Липецка, а переработка оказалась ровно посередине. Но самое главное: для появления и роста новых городов нужен демографический потенциал.
Когда население растет, то и новые жители появляются. А у нас оно убывает. Мы же не хотим за нереальные деньги построить тысячу новых городов, чтобы тысяча ныне существующих опустела и разрушалась. Это просто не имеет смысла. Тем более что привести в порядок уже существующий город стоит минимум в пять раз дешевле, чем создать поселение с нуля.
Да, в существующем городе сложнее переложить, скажем, канализацию. Но если сделать это качественно, так, чтобы через два года не надо было ее снова менять, то такая модернизация будет стоить дешевле, чем бесконечные ремонты того, что гниет и не работает.
А есть удачные примеры возникновения новых городов в последнее время?
Ирина Ильина: Есть примеры основания небольших городов. Кампус на острове Русский, казанский Иннополис, Сколково под Москвой. Но это не города в чистом виде, большинство людей живут там временно. Там везде университеты, пока студенты учатся, а преподаватели работают — они там. Но это не постоянное население.
Из действительно крупных городов есть один вполне удачный пример: Нур-Султан. Город, построенный специально для выполнения столичных функций. Но только надо учитывать, что он, по сути, вырос из Целинограда. Там частично уже была инфраструктура, было где размещать строителей, пока шло возведение новой столицы Казахстана.
И если первое время чиновники жили в Алма-Ате, летая в Нур-Султан на неделю работать, а потом на выходные возвращались к своим семьям, то сейчас люди перебираются туда, в новый город. Им удобнее жить там. Но, повторюсь, этот новый город построен рядом с существовавшим. Это очень важно. И у него изначально было четкое предназначение.
Есть в России такие же места, где можно построить такой же удачный новый город?
Ирина Ильина: По отчетам правительства, у нас строительство востребованного жилья идет всего в десятке регионов. В остальных нет ни денег, ни спроса. Есть потребность в социальном жилье, но платежеспособного спроса на жилье в них нет.
Представьте себе, наша страна, которая имеет достаточно сложные проблемы с бюджетом, с демографической ситуацией, вдруг создает новые города. Зачем? Для кого?
Новый город, по сути, коммерческий проект. За счет чего он сможет вернуть вложенные в его создание деньги?
Ирина Ильина: За счет работы предприятий. Правда, стоимость их создания — это еще существенная добавка к тем 10 трлн руб., которые потребуются на создание самого города, его инфраструктуры. На самом деле, надо очень точно считать эту окупаемость и целесообразность. Я была в Китае, там решили построить новые города в определенных точках страны.
Инфраструктура хорошая, все продумано, население растет, из сельской местности перебираются в урбанизированную, — казалось бы, все условия. А люди туда не поехали, дома стоят пустые, потому что квартиры в них решили продавать. Сейчас эту программу там свернули. У нас населения мало, перетягивать его из одного места в другое смысла нет.
Тогда получается, проще использовать вахтовый метод и возить людей туда, где нужны трудовые ресурсы, чем строить город?
Ирина Ильина: Да, вахтовый метод. Или организовывать производство на базе уже существующих городов, как в том же Череповце. Комбинат ведь не обязательно строить на самом месторождении. Конечно, надо использовать современные технологии, очистку, чтобы промышленность не загрязняла, не мешала жителям.
Мы проводили опросы во многих городах: хотели бы вы здесь жить и дальше? Люди говорили, что да, что мы привыкли, все нравится, но многим не хватало работы с хорошей зарплатой. Так зачем гонять людей на другое место, не лучше ли эту самую работу построить рядом с тем местом, где они уже живут, где есть инфраструктура, социальное обеспечение и все остальное?
Так будет намного проще и дешевле. И есть еще один важный момент: запуская большую стройку, страна сама себя загоняет в ловушку. Ведь почему в Москве постоянно возводят новые дома, запустили вторую реновацию? Потому что есть огромный строительный комплекс, сотни тысяч людей, которым надо дать заказы, работу. Так и с новым городом.
Как только его закончат строить, сразу надо будет найти новые объекты для строителей. Иначе очень много людей, честно выполнивших свою работу, потеряют доход. И это будет вполне серьезная проблема.
Источник: rg.ru
Экономисты назвали примерную стоимость новых городов в Сибири
Министр обороны Сергей Шойгу рассказал, где предлагается строить новые города в Сибири, про «Кедровый тракт» и «Алюминиевую долину». Нужна ли действительно сейчас масштабная стройка, как привлечь туда минимум 1 млн работоспособного населения и во сколько этот проект обойдется государству — выясняла «Газета.Ru».
Только на одной добыче полезных ископаемых проекты по строительству новых городов в таком богатом ресурсами регионе, как Сибирский федеральный округ, не должны основываться. Развивать регион и заселять его довольно важно с точки зрения формирования экономической эксплуатации территории, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Для государства создание новых городов в Сибири и на Дальнем Востоке необходимо, так как это позволит создать центры освоения региональных ресурсов, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Эти проекты важны не с точки зрения добычи ресурсов, а с точки зрения развития потребления и формирования более сложной модели экономической эксплуатации территории людьми: развития в этой зоне и сельского хозяйства, и обрабатывающей промышленности, с чем в Сибири беда, но все это получится только при условии, что оно будет наложено на большие транспортные проекты», — пояснил «Газете.Ru» Василий Колташов.
Ранее министр обороны Сергей Шойгу предложил создать в Сибири научно-промышленные и экономические зоны, которые должны способствовать привлечению людей, а заодно и «Кедровый тракт», который соединял бы Европу и Китай, и «Алюминиевую долину».
По мнению Колташова, если старые (Новосибирск, Иркутск, Омск) и новые крупные центры будут связаны в единую систему, то будет обеспечен товарообмен, технологические цепочки, взаимные инвестиции.
Строительство инфраструктуры и жилья входит в план российских властей в Сибири и на Дальнем Востоке: на ВЭФ было подписано соглашение о создании города Спутник под Владивостоком.
Министр обороны и глава Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу, говоря об оценке затрат.
Экономический смысл в строительстве базовых городов или даже поселений на несколько сотен тысяч жителей появляется при условии создания добавленной стоимости из извлекаемого сырья: но оно должно оставаться конкурентоспособным, учитывая стоимость доставки, а значит, необходима транспортная инфраструктура.
«Если же в непосредственной близости при освоении полезных ископаемых возникает какой-либо крупный передел, то есть сырье не просто извлекается, а тут же добавляется стоимость, идет не только плавка металлов, а тот же прокат на этой базе, то такое производство может стать конкурентоспособным», — отметил Павел Зюзин.
Кто и зачем поедет жить в новые города Сибири
Один из главных вопросов, который возникает при публичном обсуждении дозаселения Сибири при каждом масштабном проекте — кто туда поедет и что будет привлекать население?
В прошлом году в России на максимально низком за девять лет уровне оказалась внутренняя миграция: всего 3,52 млн человек переехали из одного региона в другой (падение по отношению к 2020 году составило 13%, к 2019 — 20%), следует из данных Росстата. При этом на январь 2021 года в Сибири численность населения составила 17 млн человек.
Согласно последним данным статистики за 2019 год, из 17,1 млн человек, проживающих в Сибирском федеральном округе, мигрировали 557 тыс., в том числе переселились внутри страны 504 тыс. человек, из них в пределах округа — 287 тыс. По переселенцам в другие субъекты федерации виден «западный дрейф»: около четверти миграционного оттока идет в Центральный федеральный округ, на втором и третьем местах по популярности Северо-Западный и Южный федеральные округа.
Как считает Павел Зюзин, трудовой ресурс из европейской части России пока сложно привлекаем для роста таких городов, даже если это те же сибиряки.
«Из европейской части России население поедет туда лишь на хорошие условия труда, на зарплаты в 2-3 раза выше, и то, скорее всего, на короткие контракты и в начале карьеры. И людям, которые переезжают, важны не только деньги: многие города в Сибири проигрывают городам в Подмосковье по уровню благоустройства, а это важный момент», — отметил Зюзин.
По его мнению, это должны быть «суперкачественные города, благоустройство которых должно быть сравнимо с московскими районами». Нужно создавать хорошие условия не только для одного человека, который туда поедет, но и для его семьи с детьми, которую он перевезет. В качестве примера он приводит советские 70-е и 80-е: когда создавались новые города в Сибири и на Дальнем Востоке, все это были ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования) с особым статусом и условиями.
Сенатор Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской.
Поэтому проще будет привлекать в новые поселения сибиряков из окрестных сел и городов, особенно если крупные транспортные и производственные компании со школьного возраста и через образовательные учреждения среднего звена будут вести детей с целевым трудоустройством на своей территории.
Колташов напомнил еще про две категории граждан, которые могли бы стать добровольными и относительно массовыми переселенцами в Сибирь. Первая — это довольно молодые пенсионеры, которые отработали на Севере и теперь покупают недвижимость на юге России, в Московской области, хотя могли бы покупать ее в новом городе-спутнике в квартале таунхаусов, коттеджей по выгодным ценам с выгодной ипотекой.
«Есть большой процент рабочих-мигрантов — россиян и граждан из центрально-азиатских республик, других государств, которые могли бы перевезти семьи в регион при условии режима льготного гражданства для участников строительства, они могли бы строить города, жить и работать вахтовым методом на многочисленных объектах в Сибири», — считает Василий Колташов.
Однако надо учесть, что несубсидируемая государством покупка квартиры в регионе будет вряд ли под силу переселенцам.
По данным «Авито Недвижимости», последние три года цены на покупку жилья в Красноярске, Иркутске, Братске и Лесосибирске росли.
В Иркутске средняя стоимость жилья за два года увеличилась в полтора раза на первичном и вторичном рынках (август 2021-го к августу 2019-го), достигнув по итогам августа 90 тыс. руб./кв. м и 89,2 тыс. руб./кв. м соответственно. Аналогичный тренд наблюдался и в Красноярске, где средние цены за рассматриваемый период повысились в полтора раза в категории новостроек и на 33% в сегменте вторичной недвижимости. Приобрести новую квартиру в Красноярске в августе, равно как и купить вторичное жилье, можно было в среднем за 77,1 тыс. руб./кв м.
На текущий момент покупательская активность на рынке недвижимости в целом по России стабилизируется, однако в некоторых городах показатели спроса по итогам августа 2021-го превысили аналогичные значения 2019 года. К примеру, в Красноярске уровень потребительского интереса ко вторичному сегменту держался в 1,6 раза выше отметок 2019 года, а активность покупателей в категории новостроек была на 10% больше, чем два года назад. За полтора года «покупательского бума» объем предложения сократился, в связи с чем в Братске, Иркутске, Красноярске наблюдается отрицательная динамика числа объявлений в сравнении с 2019 годом, комментирует руководитель направлений первичной и загородной недвижимости «Авито Недвижимости» Дмитрий Алексеев.
Сколько стоит град построить
Если мы строим только рудник и вахтовый поселок при нем, то это десятки миллиардов только на инфраструктуру, обустройство и подъездные коммуникации, без строительства какого-то базового города.
В случае более масштабных проектов счет будет идти уже на сотни миллиардов, считает Павел Зюзин из ВШЭ.
Как отметил Василий Колташов, Сибирь обладает избытком электроэнергии плюс там находится основное сырье, а на Дальнем Востоке при этом есть выход на Азию в плане поставок. Развивая территориальный рынок и обеспечивая его расширение, мы получаем его самостоятельный рост, региональные центры начинают притягивать новых людей и, соответственно, инвестиции. Но дать толчок такому развитию территорий частный бизнес не способен.
«Только государство может создать это чудо, никакие частные инвесторы за 30 лет ничего не сделали, частный бизнес показал свою полною в этом вопросе импотенцию — максимум он может расширять рынок, но не создать. $20 млрд — это возможный и приемлемый сейчас уровень, но это не инвестиции за год-два, а на десятилетия», — резюмировал он.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник: www.gazeta.ru