Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
2 августа 1933 года был официально открыт Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина, вошедший в память десятков миллионов наших соотечественников как Беломорканал – в том числе и благодаря сверхпопулярной марке папирос. Для кого-то эта стройка является одной из первых значимых побед СССР в деле социалистического строительства и символом тех воистину фантастических успехов, которые достигались в его процессе. Для других же это – лишь одно из «ужасающих сталинских преступлений», ознаменовавшее собой «рождение ГУЛАГовского монстра» и давшее старт «рабскому труду», которым якобы и был возведен Советский Союз.
Так уж сложилось, что с Беломорканалом и историей его возведения связано огромное количество самых разных баек, изустных легенд, вошедших в общественное сознание так прочно, что все априори воспринимают их как непреложные истины, и, конечно же, «черных» мифов, кои в великом множестве наплодили в свое время и продолжают, не покладая рук, плодить господа либералы. Что ж, попробуем рассмотреть хотя бы самые расхожие россказни о Беломорканале, попытавшись при этом, как водится, отделить правду от лжи, «зерна от плевел», а откровенные выдумки – от действительно доказанных фактов.
Что СКРЫВАЛ СТАЛИН о Беломорканале? Главная ТАЙНА ВОЖДЯ!
Великий канал, бессмысленный.
Один из самых распространенных (и прямо-таки обожаемых господами либералами) мифов о Беломорканале заключается в том, что его возведение было якобы «совершенно бессмысленным», а сам полученный в результате титанического труда водный путь – «бесполезным». Самое изумительное, что персонажи, отстаивающие данную точку зрения, ссылаются ни на кого иного, как не истово ненавидимого ими товарища Сталина!
Мол, это именно он с досадой обронил приведенные выше определения в процессе инспекционной поездки по едва лишь открытому каналу, совершенной в компании Климента Ворошилова, Сергея Кирова и Наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Иосифу Виссарионовичу якобы канал показался «каким-то узким и слишком мелким», вот он его и обложил от всей души. Чушь полнейшая!
Если бы Сталину результаты стройки «не глянулись», он бы за них не ордена (6 Орденов Ленина, 8 – Красной звезды и 15 Орденов Трудового Красного Знамени) раздавал бы, а кое-что совсем другое. И не амнистии бы одобрил десяткам тысяч рядовых участников строительства в арестантских робах, а, чего доброго, навесил бы им новые срока. Да, кстати, совершенно точно не дал бы присваивать «горе-каналу» собственное имя. Дурацких трат народных денег и человеческих ресурсов Иосиф Виссарионович не одобрял категорически.
Впрочем, некоторые либеральные «умники» идут в своих измышлениях еще дальше и заявляют, что Беломорканал вообще никому не был нужен и затеяли его исключительно для «истребления как можно большего количества людей» под видом их «трудовой перековки». Ну, вопрос «истребления» мы детально рассмотрим несколько позже, а пока поговорим о практическом смысле Беломорканала.
Как зеки строили Беломорско-Балтийский канал им. Сталина
Стране он был не просто нужен, а жизненно необходим! На острейшей потребности в пути, который связывал бы Балтийское и Белое моря говорил еще Петр І во время Северной войны – вот только при нем фрегаты в Онежское озеро с Беломорья таскали волоком.
Надо сказать, что при наследниках первого Императора дело не особо продвинулось – с соответствующими проектами выступали многие неглупые люди, вроде Франца де Воллана и графа Александра Бенкендорфа, но далее разговоров дело не шло. Представленный на Всемирной выставке в Париже профессором Всеволодом Тимоновым план постройки Беломорско-Балтийского канала вызвал всеобщий восторг и был удостоен ее золотой медали, однако, как обычно, «умер» в Зимнем дворце. Расплатой за нежелание затевать стройку в «диких и гиблых местах» стала ловушка, в которой в 1915 году оказался намертво запертый в Кронштадте Балтийский флот. Впрочем, и это не сподвигло Петербург на реальные действия. Для реализации проекта, имевшего огромное значение для нашей страны как с военно-стратегической, так и с экономической точки зрения, понадобилась Октябрьская революция, большевики и товарищ Сталин.
…И беспощадный?
Еще одно часто встречающееся относительно Беломорканала утверждение: его построили чуть ли не «голыми руками». А вот это как раз правда. Ну, кончено, землю не ногтями рыли, а лопатами, кайлами и ломами, используя на особо труднопроходимых участках динамит для взрывных работ. Но никаких экскаваторов, бетономешалок, кранов и прочего на этой стройке не было.
Данный факт кое-кто опять-таки призывает считать проявлением «сталинского зверства» – мол, заставил, изверг, людей вручную мерзлую землю долбить! Извините, но на момент начала стройки (1931 год) никакой строительной техники в СССР практически не было!
Индустриализация страны лишь начиналась, а купить те же бульдозеры за рубежом было весьма проблематично – торговать с СССР на Западе не хотел никто. Да и кто стал бы тащить купленную за золото или хлеб технику в действительно дикие и в самом буквальном смысле слова непроходимые края, где ее неминуемо бы угробили моментально?
И, кстати, как ее было туда доставить – в отсутствие дорог? Уже слышу завывания в либеральном лагере: «Вот-вот, предпочитали гробить не машины, а людей!» Ну, что ж, поговорим, наконец, об «угробленных». Не откажу себе в удовольствии упомянуть о том, что в писанине некоторых «исторегов» без зазрения совести говорится о 300 тысячах «невинно замученных на адской стройке». Ну-ну… А как там оно было на самом деле?
Вынужден в очередной раз разочаровать адептов бредней о «сталинских гекатомбах» – три сотни тысяч является числом не просто выдуманным, а совершенно невозможным. По той простой причине, что на Беломорканале работало в разные годы всего-то от 64 до 108 тысяч человек.
Да, практически все они были заключенными, осужденными за те или иные преступления и прибыли на строительство отнюдь не добровольно. 12 тысяч из них впоследствии были освобождены. Примерно 60 тысячам за ударный труд очень серьезно «скостили» сроки. Причем сделано это было, что характерно, буквально на следующий день после открытия канала – 4 августа.
Так кого амнистировали и миловали? Хладные трупы? Нет, конечно. Существуют совершенно точные цифры о «жертвах Беломорканала»: в 1931 году там умерло менее полутора тысяч человек, в 1932-м – около 2 тысяч. Смертность резко возросла на финальном этапе стройки – в 1933 году, когда она дошла до 8870 человек.
В общем и целом – 12 300 умерших на строительстве. Тоже много, скажете вы? Ну, что поделать – время было такое. Нет-нет – не только в Советском Союзе! Перед ознакомлением со следующей частью повествования свидетелям секты «святых демократических ценностей и Великой Америки» рекомендую укрепиться духом, ибо их ждет жесточайший когнитивный диссонанс, рискующий перейти в полный культуршок.
Дивинтендант Френкель и его каналармейцы
Да, на возведении Беломорско-Балтийского канала вкалывали, как проклятые, сотни тысяч зк. Кстати, тут нельзя пройти мимо еще одного момента – молва народная приписывает появление этого термина как раз строительству Беломорканала. Зк – это сокращение от «заключенный каналоармеец».
Вполне возможно, что так и было, ибо трудившиеся на этой стройке были объединены не в привычные «зоновские» отряды, а в роты и «фаланги» со своими «штабами», благодарностями, грамотами, переходящими Красными знаменами и прочей атрибутикой, присущей скорее армии, чем тюрьме. Руководил всей этой братией человек, воистину являющийся одной из наиболее ярких и, не побоюсь этого определения, фантасмагорических фигур того времени – Нафталий Френкель.
Личность эта окутана легендами и враками. В одном из этих, посвященных Беломорканалу, пасквилей я, к примеру, натолкнулся на утверждение о том, что «после окончания строительства канала следы его теряются – наверняка расстрелян чекистами в 37-м». Поспешу огорчить – в 1937 году товарищ Френкель получил звание дивинтенданта (дивизионного интенданта) и продолжил свою службу Родине, за которую впоследствии был удостоен трех Орденов Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и звания генерал-лейтенанта. Мирно скончался в 1960 году и похоронен в Москве. Свой путь ко всему этому бывший одесский контрабандист и авантюрист начинал с того же, что и его будущие подчиненные – с солидного срока (которым был заменен смертный приговор) и статуса заключенного.
Именно он, по сути дела, отбывая срок в одном из самых суровых лагерей СССР – Соловецком, сумел донести до сознания «граждан начальников» идею о том, что заключенных можно и нужно использовать для общественно полезного труда. Хотя бы для того, чтобы было чем их самих нормально кормить.
Начал он в 1924 году с постройки бань на Соловках, тем самым спасая местный «контингент» от тифа, а уже в 1930 году возглавил производственный отдел ГУЛАГ ОГПУ СССР. Строительство Беломорско-Балтийского канала руками заключенных было, вне всяких сомнений, его идеей. Идеей, блестяще воплотившейся в жизнь. Ах, да, я ведь обещал культуршок господам либералам? Извольте.
Прежде, чем вопить об «ужасах Беломорканала» попрошу вспомнить о том, что в аккурат в эти же самые годы (с 1929 по 1933) в США бушевала Великая депрессия. Тамошние аналоги ГУЛАГ носили название Управления общественных работ (WPA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration (СВА).
Через них за упомянутый период времени прошло не менее 4 миллионов (а никак не 100 тысяч!) американцев, вкалывавших, как правило, в условиях ничуть не лучших, а то и худших, чем строители Беломорканала. Знаете, какова была главная разница между ними? Эти граждане США вовсе не были преступниками, осужденными по закону! Они всего лишь не имели работы – и WPA загоняла их в трудовые лагеря буквально насильно.
Подарок Сталина сегодняшней России
Цифры о смертности американских «трудармейцев» являются одной из тщательно хранимых государственных тайн США, но, скорее всего, их просто никто не считал (в отличие от СССР). С учетом того, что некоторые исследователи оценивают общее количество умерших во время Великой депрессии миллионов эдак в 8, примерные масштабы подсчитать не так уж и сложно.
Почувствуйте, как говорится, разницу между «жестоким тоталитаризмом» СССР и «процветающей демократией» Соединенных Штатов. У нас в тяжелейших условиях работали осужденные, зарабатывая таким образом свободу – у них свободные люди горбатились без всяких сроков и приговоров, как каторжники… Впрочем, все это нисколько не мешает неугомонным антисталинистам извергать все новые и новые инсинуации и потоки лжи.
Приходится идти на вовсе уж явные подтасовки (вроде числа «замученных», втрое превышающего количество работавших). Кто-то строчит глупости о том, что «пайка на строительстве состояла из 500 граммов хлеба и баланды из водорослей».
Это при том, что на самом деле нормы питания на строительстве были строго дифференцированы – в зависимости от трудового рвения, и, соответственно, выработки. Те, кто выполнял и перевыполнял норму, питались более, чем нормально. Основное количество умерших стали жертвами не голода и непосильной работы, а инфекционных заболеваний, неизбежных в таких условиях. Не лечили?
В таком случае, перемерли бы все. Давайте не будем забывать о разнице в уровне медицины нынешней и 30-х годов ХХ века.
О том, какую роль сыграл Беломорканал для СССР, свидетельствует тот факт, что лишь его постройка позволила избавиться от британско-норвежского господства на Белом море. До этого времени там царили браконьеры и контрабандисты из этих стран, открыто и нагло орудовавшие под прикрытием своих военных кораблей. Хищнически били тюленей, вылавливали рыбу, творили, что хотели.
При попытках наших пограничников вмешаться в дело вступали вражеские броненосцы, в своей наглости доходившие до обстрелов территории СССР. Любые дипломатические демарши нашей страны по данному поводу Осло и Лондоном попросту игнорировались.
Они действовали по праву сильного… Длилось это ровно до тех пор, пока 6 августа 1933 года в Мурманск из Кронштадта не прибыла «Экспедиция особого назначения» – эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Наглый грабеж закончился раз и навсегда.
Также наличие Беломорканала поставило крест на англо-французских планах по высадке десанта на советской территории в 1939 году во время «Зимней войны». Это – не говоря о его экономическом значении. В последние десятилетия Беломорско-Балтийских канал нельзя отнести к самым оживленным водным путям России. Однако в грядущем освоении Арктики его роль может оказаться весьма значительной. Скажем спасибо товарищу Сталину?
Источник maxpark.comКто построил Беломор?
Ровно 76 лет тому назад — 2 августа 1933 года — был открыт Беломорско-Балтийский канал им. Сталина, соединивший Белое море с Онежским озером. Стройка была грандиозной даже по сегодняшним меркам: было возведено более ста сложнейших гидротехнических объектов (19 шлюзов, 15 плотин, более 40 дамб, 12 водоспусков и др.) Общая длина новой водной дороги составила 227 км, из них искусственные пути — более 40 км.
Кто не работает, тот не ест
Водный путь из центра России на север известен с древних времен. Через Повенец и Сумский Посад пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю. А в XIX веке появились первые проекты канала. Их было немало, но решение о его строительстве Совет Труда и Обороны СССР принял только 18 февраля 1931 года. Построили канал в рекордно короткие сроки — менее чем за два года.
Причем, при минимальных затратах. Сложной техники не было, инструмент использовался допотопный — кувалды, топоры, лопаты, тачки. В качестве материалов — дерево, камень, грунт, песок. А еще дармовая рабочая сила.
Историки утверждают, что на строительстве канала постоянно работали около 100 тысяч заключенных. Путем их жесточайшей эксплуатации удалось достичь невиданных темпов строительства. Нередко для сравнения приводят такой факт. Панамский канал длиной всего 80 километров строился три десятка лет. А Беломор воздвигли всего за двадцать месяцев.
Среди заключенных каналоармейцев, как их называли, высока была смертность, поэтому постоянно привозили пополнение. Основным рычагом воздействия на них стала угроза голодной смерти. Было введено неравное питание, именуемое «котловкой»: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньше получал пищи.
Орден Ленина — бывшим «зекам»
По завершении строительства часть «зеков» щедро отблагодарили за самоотверженный труд. 4 августа 1933 года ЦИК Союза ССР принял постановление, на основании которого были «полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человек, проявивших себя энергичными работниками на строительстве».
В тот же день ЦИК принял еще одно постановление, в соответствии с которым высшего в стране ордена Ленина удостоились 8 человек. Прежде всего заместитель Председателя ОГПУ Союза ССР Г.Г.Ягода, осуществлявший общее руководство строительством. Следом шли: начальники Беломорстроя Л.И.Коган и Н.А. Френкель, начальник Главного управления исправительно-трудовыми лагерями М.Д.Берман, его заместители С.Г.Фирин и Я.Д.Рапопорт, а также заместители главного инженера Беломорстроя С.Я.Жук и К.А.Вержбицкий.
Интересно отметить, что лишь в отношении троих было указано, за что именно ЦИК принял решение их наградить:
«6. Жука Сергея Яковлевича — зам. главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение проектных работ.
7. Френкеля Нафталия Ароновича — пом. начальника Беломорстроя и начальника работ (совершившего в свое время преступление против государства и амнистированного ЦИК Союза ССР в 1932 году со снятием судимости), с момента начала работ на Беломорстрое и до конца обеспечившего правильную организацию производства работ, высокое качество сооружений и проявившего большое знание дела.
8. Вержбицкого Константина Андреевича — зам. главного инженера строительства (был осужден за вредительство по статье 58-7 и освобожден досрочно в 1932 году), одного из крупных инженеров, наиболее добросовестно относившегося к порученным ему работам» 1 .
Расшифровка вовсе не случайна — все трое числились преступниками, хотя о судимости С.Я.Жука в постановлении ЦИК ничего не сказано. Может быть потому, что за год до этого его условно досрочно освободили от наказания „для более эффективного использования на строительстве“.
Данное постановление было помещено в коллективном опусе советских писателей, который назывался «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931-1934 гг.». Панегирик был написан под редакцией М. Горького, шурина Ягоды Л. Авербаха и работника ОГПУ С. Фирина, — вскоре после увеселительной прогулки писателей по Беломорканалу на пароходе в августе 1933 года 2 .
В этой книге, которую А.И. Солженицын назвал «первым в русской литературе опусом, где прославлялся рабский труд», в восторженных тонах воспевалась перековка строителей-заключенных работниками ОГПУ. При этом ни слова не было сказано о том, что во время строительства канала погибло, по некоторым данным, около 100 тысяч заключенных — ровно столько, сколько начинали стройку. Называют и другие цифры. Ясно одно — Беломор построен на человеческих костях и точное число погибших на этой «стройке века» никогда уже не будет установлено.
В книге Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» приводится фрагмент из мемуаров «Полжизни», написанных прорабом Беломорстроя Д.П.Витковским: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами.
Это — крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить… Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов — уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там».
Называет Солженицын и фамилии тех, кто повинен в смертях заключенных: на откосах Беломорско-Балтийского канала впору было бы, писал он, «выложить шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наемных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин — Берман — Френкель — Коган — Раппопорт — Жук…» 3 .
Между тем, в книге о репрессированных ученых Академии наук СССР Ф.Ф.Перченок, опубликовавший список академиков, подвергшихся репрессиям, писал: «Избрание в Академию наук тех, кто «благополучно» прошел заключение, было не таким уж редким делом. Временами в Академию вводились целые партии недавних «зэков»: в 1946 г., в 1953 г., позже… В этой категории можно назвать ряд известных академиков: А.А.Баев (сидел дважды), А.И.Берг, С.А.Векшинский, В.В.Виноградов (дважды), В.П.Глушко, Б.Д.Греков, В.М.Жирмунский (трижды), С.Я.Жук…» 4 .
Надо сказать, что список этот постоянно дополняется и уточняется последователями Ф.Ф.Перченка, но и сегодня точных сведений о репрессиях в отношении С.Я.Жука не имеется. Есть лишь предположение, что, работая в начале 30-х годов прошлого столетия начальником проектного отдела в Особом Конструкторском Бюро, одной из ранних «шараг» в Фуркасовском переулке (позади Большой Лубянки), Жук, по всей видимости, являлся одним из заключенных, поскольку из 120 гидротехников-вольнонаемных там были единицы. Предполагается, что и на посту помощника главного инженера строительства Беломорско-Балтийского канала, проект которого был разработан под его руководством, он оставался в том же ранге.
В то же время, из книги «Сталинские стройки ГУЛАГа» можно узнать, что с 1931 года у С.Я.Жука исчислялся чекистский стаж, в 1938 году он стал дивизионным инженером войск НКВД, в 1940 году, занимая должность заместителя начальника Главгидростроя НКВД, получил специальное звание старшего майора госбезопасности. А 22 февраля 1943 года, когда С.Я. Жук работал начальником Гидропроекта Главпромстроя НКВД, ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы 5 .
Так кем же был Сергей Яковлевич Жук — чекистом и «наемным убийцей» или блестящим ученым и талантливым инженером?
Ответить на этот вопрос непросто и сегодня… Неожиданную версию предложил украинский историк Ярослав Тинченко, исследовавший архивные следственные материалы по делу «Весна» и написавший об этом очерк «Создатели Беломора». В нем описан жизненный путь Андрея Яковлевича Жука, который в деталях совпадает с основными вехами биографии нашего героя — Сергея Яковлевича.
Так, отмечая, что он проектировал канал и руководил работами по его строительству вместе с другими высококлассными военными инженерами — бывшими царскими генералами и офицерами, которых посадили, как по заказу, по сфабрикованному ОГПУ делу «Весна» всего за несколько месяцев до начала строительства, Тинченко далее отмечает: «Фигурирует Жук и в помпезном издании-панегирике о Беломорканале, изданном в 1935 году под редакцией Максима Горького. Книга насквозь лживая, многие факты и имена в ней умышленно искажены. Например, Андрей Яковлевич Жук там назван Сергеем Яковлевичем. И это не опечатка. Такие вещи ОГПУ-НКВД делал, чтобы замести следы: если кто-либо когда-нибудь вздумал бы найти какие-то подробные данные о Жуке, то неправильное имя сбило бы с толку. Так оно, кстати, и случилось: ни одному из исследователей до последнего времени так ничего и не удалось найти о гениальном строителе Беломорканала…» 6 .
Биография этого «гениального строителя» в изложении Тинченко, опиравшегося на материалы следственного дела А.Я.Жука, хранящегося в государственном архиве Службы безопасности Украины, следующая. Андрей Яковлевич Жук был сыном приват-доцента Киевского университета.
Первые три класса он учился во 2-й Киевской гимназии, но после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус, где дети воспитывались и обучались за казенный счет. В 1914 году Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Проучившись там курс, перевелся на второй курс института инженеров путей сообщения. Но в связи с нехваткой офицеров был направлен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое закончил в ноябре 1916 года.
По окончании училища А.Я.Жук был отправлен в запасной саперный батальон в Сибирь, где занимался военным строительством в труднопроходимой местности. В гражданскую войну Жук служил в белой армии подпоручиком и даже одно время командовал саперной ротой. В декабре 1919 года вместе с остатками сибирских армий Колчака он попал в плен к красным и вскоре был зачислен в Красную Армию.
Я. Тинченко пишет: «Судя по всему, Андрей Жук был действительно необычным инженером: будучи молодым человеком с клеймом белогвардейца, имея более чем скромный чин в старой армии, в 1921-1922 годах он занимал крупные и ответственные должности по военному строительству в Западной Сибири. Но затем Жуку „указали место“ — вернули по его просьбе на родину, в Украину, но простым преподавателем саперного дела, без единого шанса реализовать свои способности. До ареста Жук преподавал в частях киевского гарнизона, военной школе имени Каменева, располагавшейся там, где всего несколько лет назад находилось Алексеевское училище, Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. Там его и взяли 10 января 1931 года в числе более чем 2,5 тысячи человек, в основном бывших офицеров, арестованных в Украине и репрессированных непосредственно по делу „Весна“.
Следствие длилось почти полгода. Из Жука, как и из всех остальных подследственных, „выбили“ показания о причастности к контрреволюционной офицерской организации. Кого-то из осужденных расстреляли, но подавляющее большинство отправили в лагеря, в том числе и в Соловецкий, на базе которого вскоре развернулось строительство канала.
21 июля 1931 года на остров Котлас, а затем на Соловки из Полтавы была направлена небольшая партия заключенных — восемь бывших военных РККА. В том числе и Жук. Еще спустя четыре месяца в Медвежьегорске началось строительство.
Как Андрей Яковлевич попал в фавор — неизвестно. Да и вообще история строительства Беломорско-Балтийского канала и роль в ней рабов-инженеров до сих пор не изучена. Тем не менее, в деле Жука есть любопытная справка: 14 июля 1932 года его условно досрочно освободили для более эффективного использования на строительстве.
Он стал заместителем главного инженера Беломорстроя, вторым человеком на строительстве канала. Если же учесть, что начальником работ был Н. А.Френкель — бывший зек, совершивший преступление по партийной линии, но совершенно не разбиравшийся в строительстве, то можно смело утверждать, что реальным руководителем стройки являлся Жук. Впрочем, у Френкеля кроме Андрея Яковлевича был целый штат второстепенных помощников и советников. Причем почти все — из осужденных военных инженеров» 7 .
Как видим, основные вехи биографии Андрея Яковлевича в точности совпадают с биографией Сергея Яковлевича Жука. Но вот концовка очерка Я. Тинченко кажется нелогичной. Он пишет, что дальнейшая судьба Андрея Яковлевича, к сожалению, неизвестна: «Пока же Андрей (он же — Сергей) Жук числится пропавшим без вести. Скорее всего, он погиб в ГУЛАГе. Как почти и сто тысяч „каналоармейцев“, более тысячи расстрелянных в Сандормохе соловецких узников и миллионы других репрессированных» 8 .
Почему столь неожиданный вывод сделан историком — непонятно. Ведь, судя по всему, речь идет об одном и том же человеке — вначале заключенном, а потом генерале НКВД, академике и Герое Социалистического Труда С.Я.Жуке, биография которого, применительно ко второй его жизни, помещена во всех энциклопедиях.
Как Москва стала «портом пяти морей»
После Беломора С.Я. Жук в качестве главного инженера был откомандирован на строительство следующего важного государственного объекта — канала Москва-Волга, который должен был соединить две реки. Отлаженный к этому времени ОГПУ механизм организации гидротехнических работ силами заключенных был перенесен в Подмосковье.
В городе Дмитрове создали штаб управления строительством и Дмитровлаг. Заключенным предстояло прорыть 128 километров от гор.Дубна до московского района Тушино и соорудить на этом участке водного пути более 200 различных гидротехнических сооружений. Благодаря их каторжному труду, Москва стала снабжаться чистой волжской водой и именоваться портом пяти морей. На первых порах здесь тоже преобладал тяжелый физический труд и потери среди строителей канала также были велики.
С.Я. Жук вовсе не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, вынужден был проектировать и создавать свои грандиозные гидротехнические объекты с учетом использования дармового и неквалифицированного труда заключенных. Поэтому винить его в этом нет оснований. Тем более что он не занимался вопросами организации труда заключенных и в основном решал технические проблемы.
Конечно, от вопросов нравственного порядка никуда не уйти. Но, уверен, в истории С.Я.Жук все же останется не палачом и убийцей, а гидростроителем с мировым именем.
Инженер-геодезист и писатель Сергей Михайлович Голицын вспоминал: «Сергей Яковлевич Жук возглавлял комиссию по сдаче Канала Наркомату водного транспорта и, пока акт приемки разные чины не подписали, сидел в Дмитрове, собираясь занять должность главного инженера Куйбышевского гидроузла. В Куйбышев переводились многие вольнонаемные строители Канала и те, кто раньше сидел, и те, кто не сидел… Всех, кто знал знаменитого впоследствии гидротехника и академика, поражала его способность сразу схватывать самую суть вопросов. Плотный, склонный к полноте, с темными, поразительно живыми глазами, он очаровывал многих. Никакого отношения к порядкам Дмитлага, к заключенным он не имел, был инженер до кончиков ногтей, изредка вызволял из-за колючей проволоки отдельных специалистов раньше срока» 9 .
Открытие канала Москва-Волга состоялось 15 июля 1937 года. Интересно отметить, что к этому времени главный куратор строительства Г.Г.Ягода был уже арестован как «враг народа» и сдавать канал в эксплуатацию пришлось новому наркому внутренних дел Н.И.Ежову. Он и подписал 15 мая приказ № 192 о награждении главного инженера С.Я.Жука «за исключительные заслуги по строительству канала Москва легковой автомашиной ЗИС». А 2 сентября приказом НКВД № 369 в городе Куйбышеве было организовано Управление строительства Куйбышевского гидроузла и Самарского лагеря НКВД. Дивинженер С.Я.Жук был назначен врио начальника строительства и главным инженером, а его первым заместителем стал А. Н. Комаровский, будущий генерал армии.
После этого Жук построил еще немало гидротехнических сооружений. Один из крупных гидротехнических объектов, спроектированных С.Я. Жуком — Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г.Волгограда. Первую попытку соединить эти реки предприняли в середине XVI века турки.
Турецкий султан Селим II послал вверх по Дону более 20 тысяч янычаров. Но, по словам летописцев, они вскоре отступились от этой затеи, заявив, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». А Жуку это удалось сделать всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства.
Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совмина СССР, начались земельные работы. Вели их снова заключенные. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона.
В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 100 километровый канал начал действовать…
В 1957 году, в год кончины С.Я.Жука, институту «Гидропроект» 10 (высотка на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве), которым академик руководил полтора десятилетия, было присвоено его имя. А прах С.Я.Жука был помещен в урне в Кремлевской стене на Красной площади.
Источник pravo.ruБеломорканал : одно из чудовищных и кровавых злодеяний палача народов Сталина!
В 2021 году Беломорканалу – великой рабской советской стройке, на которой впервые использовали бесплатный труд заключенных, – исполнилось 88 лет. Канал строили в рабских и невыносимых условиях, в результате чего во время строительства погибли десятки тысяч заключенных.Используя простейшие строительные орудия, заключенные возвели более ста инженерных сооружений, 300-километровый водный канал, около 3 тысяч километров железнодорожных путей.
Сейчас жизнь вдоль канала продолжается, но сам он уже не востребован, поскольку из-за спешки построить канал и «удивить» весь мир глубина канала была недостаточна для прохождения больших судов!Именно поэтому большие суда по нему не ходили ,в результате чего канал был не эффективен в использовании и выгоднее было доставлять груз по автомобильным и железным дорогам!
Строительство канала ,соединяющего Белое и Балтийское моря был давней мечтой многих российских правителей: от Ивана Грозного и Петра I до Николая II. Однако каждый раз рассудительные российские государи откладывали реализацию этого проекта из-за его дороговизны. Первые упоминания о строительстве пути между двумя северными морями относятся к 16 веку, когда по приказу Ивана Грозного был создан сухопутный проект пути, который в народе прозвали «Государевой дорогой.
В 1800 году царское правительство задумалось о создании полностью водного пути между двумя морями, однако разумное правительство опять остановила дороговизна реализации строительства.
Выполнить многолетнее чаяние русских государей смогли только одиозные и кровожадные большевики, для которых человеческая жизнь не представляла никакой ценности!По личному приказу палача народов Сталина водный путь между Балтийским и Белым морями был построен в течение двух рекордных лет. Судя по объему работ , подобный рекорд был просто фантастическим!
Как же большевикам удалось сократить затраты на строительство? А очень просто, поскольку на строительстве этого канала использовался бесплатный рабский труд бесправных заключенных Соловецкого и других лагерей, не тратились валютные средства и не использовалась современная техника, не применялись дорогостоящие стройматериалы. В качестве орудий труда использовались кирка и лопата, а основным стройматериалом был камень, лес, беспощадно и варски вырубаемый в округе!
Действительно, условия жизни на стройке были нечеловеческими: в климатических условиях Приполярья, на голодном пайке, заключенные обязаны были выполнять чрезвычайно высокие нормы выработки. При строительстве Беломорканала заключенные жили в бараках и шалашах, иногда засыпая прямо на снегу, им полагалось всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей, а если заключенные не выполняли нормы выработки , то их и вовсе не кормили!
Таким образом, как не кощунственно, но ,казалось бы, в социалистической стране заключенных заставляли рабски работать из-за постоянного чувства голода!Именно поэтому после изнурительного рабочего дня на строительной площадке оставались сотни трупов несчастных голодных зеков (смертность порой доходила до 700 человек в день)! Число жертв по оценкам некоторых историков составляет более 50 000 !
Подобное кровавое деяние мог совершить только изувер и садист Сталин!Как не парадоксально, но даже Гитлер не относился к своим заключенным так варварски и жестоко, как этот нехристь и коммуняка-людоед палач народов Сталин! Видимо потому, что на «рекордном» кровавом строительстве заключенные гибли как мухи, каналу присвоили имя кровожадного палача нородов Сталина, прославившемуся своей жестокостью и устроившему своему народу фактически геноцид!
К сожалению,экономика страны была выстроена таким образом, что рабский труд был необходим для дешевой и быстрой реализации мегапроектов. Именно поэтому Сталин, не считаясь с высокой смертностью и не давая рабочим зарплату, смог в короткие сроки восстановить экономику страны! Как тут не вспомнить и другие знаменитые «стройки на костях», где использовался рабский труд заключенных в нечеловеческих условиях!
В России и сегодня популярны папиросы, носящие название «Беломорканал». Они напоминают о гигантском кровавом техническом проекте сталинизма! Однако после солженицынского «Архипелага ГУЛАГ» ясно, что лживый советский героический эпос о Беломорско-Балтийском канале есть миф, базирующий на пропагандистской лжи, продолжающей жить только в торговой марке папирос.
Именно поэтому российский художник П.А. Белов (1929-1988) написал на эту тему довольно удачную сатиристическую картину. Она называется «Беломорканал» и датирована 1985 годом . Посреди скудного ландшафта из грязной зелени и колючей проволоки лежит, шокирующе выделяясь своим цветом и очертаниями, пустая пачка папирос «Беломорканал», характерно раскрашенная голубым, белым и розовым. Пачка эта служит бараком: оторванный угол – вход, куда вливается бесконечная очередь безликих арестантов. Своей картиной П.А. Белов вкладывает свою лепту в антисталинское просвещение периода перестройки и продолжает дело, начатое Солженицыным и другими патриотами !
Беломорканал ныне ассоциируется, и впрямь, не с блеском героического свершения, а с огромным концентрационным лагерем, прозванном «Белбалтлагом». По сути, это была первая советская каторга. Число находившихся в нем, по официальным данным, превышало 100 000 человек . В значительной части это были уголовники и большое число политических заключенных. По меркам правового государства это были невиновные люди, прежде всего крестьяне, так называемые кулаки, в ходе коллективизации незаконно лишенные своих хозяйств и загнанные в рабочие лагеря. Кроме лиц духовного звания и прочих «классовых врагов», среди политических заключенных находились также представители дореволюционной интеллигенции .
Любопытно, что идею использования рабского труда заключенных для строительства народных объектов предложил Сталину заключенный лагеря Соловки одесский вор и финансист известного бандита Мишки Япончика Нафталий Френкель.Бывшему вору и бандиту Сталину , настолько понравилась идея «коллеги» на халяву строить народные объекты , что он назначил Френкеля руководителем работ на Беломорканале!
В сравнении с другими стройками пятилетки историческое значение Беломорканала заключается в том, что здесь впервые была применена бесплатная рабочая сила исключительно заключенных . В ноябре 1931 года проект Беломорканала был передан в ведение ОГПУ и исполняющего обязанности его руководителя Г.Г. Ягоды . Отныне служба госбезопасности стала играть ключевую роль в масштабном экономическом эксперименте, а принудительный труд был с размахом опробован как производственный фактор!
Через 20 месяцев после начала строительства Сталину доложили, что канал готов, и он изъявил желание пройти по нему на катере, чтобы оценить работу.Однако осмотром вождь остался не доволен: по его мнению, канал вышел узким и неглубоким – только около 4 метров. При таких показателях по нему не могли проходить крупные суда, что существенно снижало экономическую выгоду канала.Но,несмотря на это, канал,построенный авральным способом в первую очередь для пропаганды советского образа жизни, был принят для эксплуатации!
Советские агитаторы захлебывались в восхвалении канала и гения Отца народов.Эти лживые сталинские холуи особенно восхваляли то , что Беломоро-Балтийский канал был значительно длиннее Панамского и Суэцкого каналов, на постройку которых ушло по 10 лет!Одновременно с этим этих бездарных агитаторов не смущало то , что эти долго сторящие каналы были выстроены так качественно и разумно, что и сегодня они загружены до предела океанскими судами, приносящими баснословные прибыли!
Кроме того,эти бездарные пропагандисты из-за всех сил стремились вкладывать в головы людей мысль, что с помощью такой стройки они «перековывают» неисправимых преступников и врагов страны, превращая их в Нового Человека! Идея перевоспитания как основы гуманной системы уголовного права переживала в молодом советском государстве период бурного расцвета. Прежние идеалы объявлялись буржуазной ересью. Однако со временем идеалы прогрессивного судопроизводства дискредитируют себя, и советские правоведы стали отходить от принципа перевоспитания и вновь ужесточили репрессивный аппарат !
Вместе с тем долгое время вокруг строительства Беломоро-Балтийского канала сохранялась строгая тайна, поскольку палач народов Сталин не хотел, чтобы народ знал о том, кто, действительно, строил это канал и сколько ! Поэтому для общественности существовала другая версия , согласно которой объект строили комсомольцы и труженики исправительно-трудового лагеря, которых стали называть «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами.Именно тогда в обиход вошло слово «зэк» — з/к (заключенный каналоармеец).
Любопытно, что в августе 1933 года на стройке был устроен митинг по случаю ввода объекта в эксплуатацию.В этот день на стройку привезли группу комсомольцев, а заключенных, которые строили канал, заперли в бараках. Комсомольцы должны были получить лавры победителей (ну не зэков же награждать и хвалить?!), тем более что , ранее, Беломорканал был объявлен комсомольской стройкой. И тогда лагерь взбунтовался.
Это был единственный бунт за все время строительства, а ведь за время возведения объекта заключенным жилось не сладко: холод, голод, издевательства охранников, тяжелая работа… но никаких мятежей не было. А тут обида захлестнула. Это означало, что несмотря на бесчеловечные условия, заключенных не получилось превратить в бессловесных животных. Зэки хотели гордиться своим трудом и чтобы государство сказала им, хотя бы, спасибо!Что поделаешь,таким несправедливым и лживым был утопический кровавый советский социализм!
Не удивительно также , что на такой стройке не только ломались человеческие судьбы и жизни, но и уничтожались памятники старины. Так во время строительства, заключенным приказали снести старейший храм, который мешал возведению одного из шлюзов.Говорят, когда рубили березу, которая росла рядом с храмом, из ствола дерева потекла кровь. А те крестьяне, которые использовали части разрушенной церкви в строительстве дворовых сооружений, принесли в свой дом несчастье: кто умер, а некоторые перенесли тяжелейшие болезни.
К прославлению Беломорканала и к превознесению «перековки» должна была приложить усилия также и литература. Пользовавшийся всемирной известностью как писатель и представитель прогрессивного гуманизма Максим Горький уже в 1929 году совершил поездку по лагерям Соловецких островов, чтобы расследовать «слухи» о тамошних порядках; свои благоприятные впечатления он описал в путевом очерке «Соловки», чем полемизировал с международной эмигрантской прессой.
Безусловно, вклад Горького в организацию литературного процесса в стране невозможно отрицать , однако нельзя не отметить его лживой и негативной роли в деле оправдания репрессий преступного сталинского режима. Он был главным редактором объемной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», заказанной ОГПУ и изданной в 1934 году.
В ней Горький, как и продажные писатели : Валентин Катаев, Алексей Толстой, Борис Пильняк, Леонид Леонов, открыто хвалили изувера и садиста Сталина, оправдывая все его страшные злодеяния и прославляли систему, способную перековывать тысячи врагов социализма в будущих его строителей.Конечно, о жестоких условиях, труде без отдыха, голоде, холоде, многочисленных лишениях и унижениях, гибели людей на ее страницах не было сказано ни слова.
Любопытно, что величайший злодей и авантюрист современности Сталин, для подкупа отъезжающих на Беломорканал продажных писателей и для укрепления единства с ними ,в одном из парадных залов ленинградской гостиницы «Астория» устроил праздничную трапезу. Несмотря на то, что в те годы от голода гибли миллионы советских людей, список блюд был просто фантастическим и не знал конца.
Александр Солженицын назвал «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» первой в русской литературе книгой, воспевающей рабский труд.Заслуживает также внимания рассказ Дмитрия Лихачева, отбывавшего в то время заключение в Соловецком лагере , о визите Горького в этот жуткий «большевистский лагерь смерти». Лихачев вспоминал о разговоре, который состоялся у Горького с четырнадцатилетним (обратите внимание на возраст!) заключенным мальчиком, отбывавшим наказание в лагере.
Несовершеннолетний узник сам вызвался рассказать писателю о реальных условиях существования, о пытках и нечеловеческих условиях труда на лесозаготовках. Их диалог длился не менее сорока минут, после чего Горький, выйдя из из барака, стал громко плакать на виду у всех ! К сожалению, несчастного мальчика больше никто не видел, а Горький в своем «патриотическом» очерке «Соловки» в 1929 году трусливо и подло сообщал только об эффективности выбранной системы сталинского перевоспитания заключенных, которая выращивала людей с новым, советским мировоззрением !
Как ни странно, но рабский труд и кровавую вакханалию Сталина с большим энтузиазмом и помпой воспевают и многие сегодняшние сталинские холуи и бездарные фальсификаторы советской истории!Среди них в первую очередь хотелось бы выделить псевдо-учёного д-р ист. наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Юрия Жукова,который кощунственно заявил: «Заключенные отрабатывали свой хлеб всегда и во всех странах.Так было раньше и у нас. Не только при Сталине! Все осужденные работали – ничего страшного в этом нет, это даже полезно – и обществу, и тем, кто сидит»!
Подобное мог сказать только человек, окончательно потерявший совесть и рассудок или просто провокатор, стремящий облапошить одурманенных лживой советской пропагандой многих россиян , которых коммуняки и без того развели как обыкновенных лохов! Любопытно , если ,по его словам, поработать в таких адских условиях полезно обществу и тем более, кто сидит, то ,интересно, пожелал бы этот старый маразматик поработать в таких адских условиях себе или своим близким?!
Когда Господь хочет наказать какой-то народ, то насылает на него саранчу, засуху, войну, мор, чуму и прочие напасти. Но похоже на то, что народ России Господь наказал гораздо страшнее, посадив ему на шею бездарных коммуняк, похожих на Жукова , которые универсальное бедствие по своим последствиям, соизмеримое с саранчой, засухой, войной, мором, чумой и прочими напастями вместе взятыми.
По своей сути, подобные коммуняки это что-то вроде всадников апокалипсиса в отдельно взятой стране. Причём, такое ощущение, что наказал Господь народ России за какие-то очень тяжкие прегрешения. Надо бы спросить товарища Жукова , изнывающего в смертной тоске по ленинско-сталинскому казарменному социализму, не надоело ли ему безумно бродить по кладбищу собственных иллюзий, которые никогда не возродятся и сознательно вводить граждан в заблуждение о «ценностях» издохшего утопического социализма, тем более что он безвозвратно сам себя сожрал и отцы его создавшие давно в могилах истлели, как и их труды, выброшенные жизнью на свалку истории, как хлам!«
Сегодня к фальсификаторам истории, на мой взгляд, однозначно можно отнести также группу бездарных псевдо-учёных историков: Е. Прудникову , А. Фурсова, Е. Спицина, И. Пыхалова и т. д.. Именно эти главные фальсификаторы истории сегодня, гордо рея в облаках как буревестники, настойчиво ждут,когда сильнее грянет буря,чтобы призвать народы России к очередной бездарной революции, которую на этот раз Матушка-Россия точно не переживет «!
Неужели им не хватит одного октябрьского переворота, когда большевистские кровожадные нехристи и дармоеды отняли у богатых, раздав бедным,но все это, присвоив и съев на халяву,бедные все равно не стали богатыми и даже сегодня многие из них , живя в богатейшей ресурсами стране, все еще живут как нищие бомжи!
К сожалению, подробности «стройки на костях» всплыли только в эпоху гласности. Сегодня на берегах канала можно увидеть скульптурные композиции, изображающие погибших при строительстве зэков. А в Повенце возведена деревянная церковь Святителя Николая – в память о тех, кто отдал свои жизни из-за преступного сталинского режима .
С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили !
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки, подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Источник otari.mirtesen.ru