28 июля 1945 года американский бомбардировщик Б-25, потеряв ориентировку в тумане, врезался в 79-й этаж знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт-билдинг. В результате аварии погибло 13 человек, трое из которых – экипаж самолета, и 26 было ранено. И хотя эта катастрофа несоизмерима по масштабам с событиями 11 сентября 2001 года, весь мир запомнил ее. Это был первый случай, когда в манхэттенский небоскреб врезался самолет.
В тот трагический день бомбардировщик Военно-воздушных сил США Б-25 «Митчелл», направляясь из Бедфорда, штат Массачусетс, на аэродром Ньюарк недалеко от Нью-Йорка, попал в полосу густого тумана. Туман стоял такой, что, по словам одного из очевидцев происшедшей катастрофы, снизу «нельзя было увидеть верхушку Эмпайр Стейт-билдинг, и даже очертания факела статуи Свободы из-за тумана были размыты».
В тумане самолет потерял ориентировку. Командир бомбардировщика, лейтенант Уильям Франклин Смит-младший, получил с земли указание приземляться только через три часа, когда улучшится видимость, или посадить машину в городском аэропорту Квин (сейчас известном как Ла Гардиа). Пилот проигнорировал предупреждение диспетчера и решил садиться в Ньюарке тотчас же.
Вид на Нью-Йорк со 102-го этажа Empire State Building #NewYork
Самолет летел на высоте две тысячи футов. Над Нью-Йорком он снизил высоту. Под ним проплывали едва видимые в тумане небоскребы Манхэттена. И вдруг прямо перед собой командир самолета увидел здание Радиосити-Мюзик-холл… Времени на раздумье не было. Уильям Смит предпринял отчаянный маневр и резко развернул самолет.
Попытка уйти от столкновения удалась, но все же катастрофа оказалась неизбежна. Во время маневра у бомбардировщика отказал один мотор, что сыграло в дальнейших событиях роковую роль. Кроме того, пытаясь увернуться, капитан не сориентировался в городской архитектуре и направил самолет прямо на другой небоскреб, Эмпайр Стейт-билдинг. Это здание высотой 913 футов (391 метр) считалось на тот момент самым высоким в мире.
Эмпайр Стейт-билдинг был построен корпорацией «Дженерал моторз» (General Motors) в начале 30-х годов XX века. Наступившая в 1929 года депрессия значительно сократила масштабы городского строительства и обесценила все, в том числе и стоимость стройматериалов и рабочей силы.
Именно поэтому компания сильно сэкономила на строительстве, затратив всего лишь 25 миллионов долларов – половину суммы, внесенной в смету. Параллельно с этим зданием шло строительство другого небоскреба, которое вела конкурирующая компания «Крайслер» (Chrysler). Обе компании держали в строжайшем секрете проекты своих зданий, чтобы не дать друг другу преимущества.
Строение высотой 319 метров, получившее название «Крайслер», было закончено первым, в 1930 году, и целый год оно считалось самым высоким в мире. Но уже в 1931 году «Дженерал моторз» завершила строительство 102-х этажей Эмпайр Стейт-билдинг, и пальма первенства была передана этому небоскребу.
Интересно, что вначале Эмпайр Стейтбилдинг планировали использовать как высотный причал для дирижаблей. Сама по себе идея соорудить аэропорт в центре Нью-Йорка была замечательная. Но после нескольких попыток посадить на крышу здания дирижабль от нее отказались – слишком велика была опасность неудачного приземления. Что и доказала произошедшая в 1945 году катастрофа.
Строительство небоскребов в Нью-Йорке, 1932г.
Смит, будучи опытным пилотом, успел отреагировать на новую опасность, но с одним двигателем у самолета просто не хватило мощности избежать столкновения во второй раз. На полном ходу 12-тонный бомбардировщик врезался в 79-й этаж здания, проделав в его фасаде с северной стороны огромную, 20-футовую в диаметре дыру. В момент столкновения погибли оба пилота и штурман самолета.
От удара разгерметизировались баки с горючим. Разлившееся топливо подожгло два этажа, которые в итоге оказались полностью разрушены. В огне погибло еще одиннадцать человек, 26 получили сильные ожоги. В основном это были работники National Catholic Welfare Service, офис которой был расположен на 79-м этаже здания. Относительно небольшое число жертв объясняется тем, что это была суббота, и большинство офисов, находившихся в Эмпайр Стейт-биддинг, пустовали.
От столкновения самолет развалился. Один из его двигателей прошил здание насквозь, пробив стены и окна, и вылетел на улицу с другой стороны. Южный фасад Эмпайр Стейтбилдинг выходил на 34-ю улицу, и как раз напротив стоял 20-этажный дом. Именно туда с высоты 79-го этажа и свалился мотор, пробив крышу и вызвав пожар.
Второй двигатель и обломки шасси упали в шахту лифта. К счастью, в это время сам лифт находился внизу, на первом этаже, и в нем не было людей. Сплющив лифт, обломки рухнули в подвал. Но каким-то образом оказался перебитым трос второго лифта, и его кабина устремилась вниз с высоты 78-го этажа.
Вообще-то это было невозможно, потому что в конструкции лифта был предусмотрен улавливающий механизм для падающей кабины, что исключало ее свободное падение. Это изобретение было сделано еще в 1852 году, когда механик Элайша Грэйвс Отис изобрел лифт с безопасным тормозом. Такой лифт не падал, даже если обрывались все его несущие тросы.
Два года спустя, на Международной выставке в Нью-Йорке, Отис наглядно продемонстрировал свое изобретение – что называется, на себе. Поднявшись на платформе на высоту около десяти метров, он приказал своему помощнику перерезать веревки, на которых она держалась. Зрители не успели ахнуть, как, лишь ненамного соскользнув вниз, платформа… повисла. Как оказалось, вдоль направляющих шин платформы были встроены специальные улавливающие клеммы, которые разошлись в стороны и удержали вес, хоть и согнулись слегка.
Это изобретение сразу же приобрело бешеную популярность в Америке. Лет через десять Отис вышел со своим изобретением на мировой рынок. Его лифты с безопасными тормозами были установлены в Белом доме и на Эйфелевой башне. Затем дело перешло к его сыновьям – Чарльзу и Нортону, которые основали компанию «Братья Отис».
Конструкция лифта с тех пор многократно видоизменялась, но одно оставалось неизменным – наличие устройства безопасности. И случай в Эмпайр Стэйт-билдинг был единственным зарегистрированным случаем падения лифта, построенного компанией «Отис». Из-за столкновения самолета со зданием тросы, на которых держался лифт, были надорваны, а безопасный тормоз блокирован.
Но лифт упал не сразу. Прибывшие спасатели успели поместить в него лифтера Бетти Оливер, которая получила тяжелые ранения во время столкновения, и отправили вниз, причем одну. Как только двери лифта закрылись, раздался треск, и кабина устремилась вниз с высоты 300 метров. Когда спасатели сумели добраться до упавшего лифта и вытащили оттуда несчастную женщину, увидели, что она жива.
Несмотря на многочисленные переломы ног и позвоночника, Бетти Оливер выжила. Ее спасло то, что в самом низу падение лифта было все-таки приторможено улавливающим приспособлением.
Вечерний выпуск «Нью-Йорк Тайме» от 28 июля 1945 года на первой странице опубликовал краткое сообщение: «Бомбардировщик врезался в Эмпайр Стейт-билдинг, вызвав там пожар на 79-м этаже; 14 человек погибли, 26 ранены; удар потряс значительную зону». Более эмоциональными были интервью с людьми, ставшими свидетелями катастрофы. Многочисленные очевидцы говорили, что сначала их потряс звук, похожий на взрыв, а потом они видели пламя пожара и летящие сверху осколки.
«Я работала в своем офисе, расположенном в Управлении по ценовой политике в Эмпайр Стейт-билдинг. В тот день мы как раз собирались выпить утренний кофе, как вдруг услышали тот ужасный грохот, и здание задрожало… Когда мы выглянули из нашего окна на тридцатом этаже, мы увидели падающие вниз на улицу обломки. Первая мысль, которая пришла тогда нам в голову, было то, что Нью-Йорк бомбят. Потом нам рассказали, что в здание врезался самолет», – сообщила Дорис Поуп газете «Палм Бич Пост».
Само же здание во время аварии не обрушилось, чему многие удивлялись еще тогда и продолжают удивляться до сих пор. Конструкции здания почти совершенно не пострадали.
Если не считать пробитой дыры, двух погнутых крыльями бомбардировщика вертикальных балок, двух выгоревших этажей и нескольких поврежденных оконных проемов, то здание осталось невредимым, как писали тогда в газетах, отделалось «легкими ушибами». Но выглядело оно впечатляюще. Хелен Дж.
Хетвитт, очевидец катастрофы, рассказывала газете «Пост»: «Я вместе с мужем находилась в здании как раз напротив Эмпайр Стейт-билдинг… Большое окно выходило на 34-ю улицу. Этаж, на котором мы находились, располагался довольно высоко над землей. В какой-то момент мы услышали ужасающий шум и бросились к окну… Мы были шокированы, когда увидели самолет, который наполовину находился внутри здания, а наполовину торчал из него снаружи»… Потом, в память о катастрофе, а может, для привлечения туристов, на смотровой площадке Эмпайр Стейт-билдинг была помещена эта фотография – хвост самолета, торчащий из здания. Однако, несмотря на, казалось бы, незначительные разрушения, катастрофа нанесла зданию ущерб на сумму около миллиона долларов. Ремонт двух этажей здания занял три месяца.
Зато благодаря катастрофе Эмпайр Стейт-билдинг во второй раз попал на страницы Книги рекордов Гиннесса. Здесь был зарегистрирован самый высокоэтажный пожар в мире.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
КАТАСТРОФА САМОЛЕТА «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»
КАТАСТРОФА САМОЛЕТА «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (Материал В. Иванова)В свое время в архивах было обнаружено предсмертное письмо летчика Николая Благина, пилотировавшего машину, которая врезалась в самолет «Максим Горький». Но эта находка только добавила новые вопросы о причинах
Фото 5. Ветераны создания самолета БИ
Фото 5. Ветераны создания самолета БИ Ветераны создания самолета БИ. Слева направо: сидят С.Г. Чижиков, Б.А. Штоколов, Л.С. Душкин, К.Д. Бушуев, Г.Г. Головенцова, Б.Е.
Черток, А.А. Толстов; стоят З.М. Гвоздев, И.И.
Два самолета взлетают с аэродрома «Темпельхоф»
Два самолета взлетают с аэродрома «Темпельхоф» Литвинова[118] отстранили от советской дипломатии (точно так же, как барона фон Нейрата отстранили от дипломатии немецкой). Именно этот факт побудил Гитлера и Риббентропа в августе 1939 года пойти на прямой контакт со Сталиным.
Тайна самолета «Илья Муромец»
Тайна самолета «Илья Муромец» Наиболее известный русский самолет Первой мировой войны «Илья Муромец» был разработан конструктором Игорем Сикорским. Он имел несколько предшественников.В марте 1913 года в петербургском отделении «Русско-балтийского
Тайна гибели самолета Леваневского
Тайна гибели самолета Леваневского Одной из загадок XX века является нераскрытая причина и район гибели четырехмоторного самолета Н-209 с экипажем на борту. В августе 1937 года самолет, управляемый летчиком Леваневским С.А., стремился повторить успешный беспосадочный
КАТАСТРОФА САМОЛЕТА «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»[16]
КАТАСТРОФА САМОЛЕТА «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»[16] В свое время в архивах было обнаружено предсмертное письмо летчика Николая Благина, пилотировавшего машину, которая врезалась в самолет «Максим Горький». Но эта находка только добавила новые вопросы о причинах аварии, случившейся
Эмпайр стейт-билдинг в Нью-Йорке
Эмпайр стейт-билдинг в Нью-Йорке Небоскребы – главная и наиболее впечатляющая достопримечательность Нью-Йорка. Всего их в городе насчитывается более тысячи, двадцать из которых входят в сотню самых высоких зданий мира. Наиболее знаменитый из них – Эмпайр стейт-билдинг,
ТАЙНА СГОРЕВШЕГО САМОЛЁТА
ТАЙНА СГОРЕВШЕГО САМОЛЁТА Горел «Дуглас». Последние порывы метели прижимали дым к березняку. Казалось, вот-вот небо успокоится, но пока мчались и мчались белесые, серые, сизоватые, разорванные ветром тучи и сыпал снег. Влажный осенний снег налипал на одежду. Вдруг синий
Союз самолета и субмарины
Союз самолета и субмарины Помимо противостояния этих двух видов вооружения уже в первые месяцы войны стали разрабатываться способы взаимодействия самолетов и субмарин.Впервые методику такого взаимодействия попытались отработать германские летчики из отряда только
Биография одного самолета
Биография одного самолета Встречи на аэродромах бывают разные — и не только с людьми. Нет летчика, которому не запомнились и встречи с предметами, казалось бы, неодушевленными — с самолетами (хотя, кто сказал, что самолет — предмет неодушевленный?). Дело было без
Размышления у обломков китайского самолета
Размышления у обломков китайского самолета Несколько вихрастых пареньков взобрались на фюзеляж самолета, упавшего на землю Вьетнама в провинции Ханамнинь в уезде Хайхау общины Ламдыок. Истребитель китайских военно-воздушных сил, бортовой номер 3039, увяз в поле примерно
КЛЕРК, РАЗГАДАВШИЙ ТАЙНУ «ЭМПАЙР МЭНОР»
КЛЕРК, РАЗГАДАВШИЙ ТАЙНУ «ЭМПАЙР МЭНОР» Судно «Эмпайр Мэнор» было построено в Сандерленде в 1943 году и сразу же отправилось в свое первое и последнее плавание — в Нью-Йорк. Перед выходом в обратный рейс на корабль доставили огромный ящик, весивший немного более тонны и
Гибель пассажирского самолета
Гибель пассажирского самолета Кампания враждебных акций против первого социалистического государства Америки особенно усилилась после принятия ОАГ в июле 1975 г. решения положить конец запрету на дипломатические и экономические отношения с Кубой.Одна за другой были
Три самолета за одну ночь
Три самолета за одну ночь Он с первых дней войны принимал активное участие в боях в составе 8-го истребительного авиаполка Черноморского флота. Защищал Одессу, Николаев, Севастополь. В апреле 1942 года его родной полк стал 6-м гвардейским. «Летает на всех типах истребителей
Остров Эстадос (Стейт, Аргентина)
Остров Эстадос (Стейт, Аргентина) 1888 год, 14 июня. В столице Аргентины освящён первый русский православный храм. Деньги на второй собор, 5000 руб., дал Император Николай II из своих личных средств.Именно русские на востоке страны стали засеивать просторные земли Аргентины
С самолета на бал?
С самолета на бал? или Последний Новый год шуравиА потом… Стопки и кружки, крышки от фляжек и мерные медицинские стаканчики – сдвинули разом. Не предотвращенный никакими инструктажами фейерверк расцветил черное небо мириадами трассирующих конфетти. Одуревшая
Источник: history.wikireading.ru
Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 4 — Культовое строительство в стиле Арт Деко.
Известна интересная история, согласно которой английский мореплаватель Генри Гудзон во время своего путешествия плыл по реке, получившей впоследствии его имя. Он поразился открывшейся красоте и величию местности и в восхищении воскликнул: «This is the new empire !» — что в переводе означает «Это новая империя». Позднее штат Нью-Йорк стал называться «имперским», а построенный небоскреб носит имя Empire State Buildings, тесно связанное с городом.
Март 1930 года.
Проект по созданию нового офисного здания появился в 1929 году. Основная архитектурная идея принадлежала Уилльяму Лэмбу, хотя похожие мотивы уже использовались ранее при строительстве других сооружений. В частности, в Северной Каролине и в Огайо можно найти здания, фактически являвшиеся прототипами для будущей масштабной постройки Нью-Йорка.
Земляные работы на участке начались 22 января 1930 года, а сооружение самой башни началось 17 марта — в День святого Патрика. Башня получила своё название от обиходного наименования американского штата Нью-Йорк, который называют «имперский штат», название можно также перевести как «Дом Имперского Штата».
На стройке работали 3400 рабочих, преимущественно эмигранты из Европы, а также несколько сотен строителей-монтажников стальных конструкций из племени могавков, многие из которых приехали на стройку из резервации Канаваке близ Монреаля. Согласно официальным данным, во время строительства погибло 6 рабочих
На строительство небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг ушел всего лишь 1 год и 45 дней. Процесс строительства ускорился за счет того, что ЭСБ участвовал в строительной гонке с небоскребом Крайслер-Билдинг и Уолл-стрит, 40, которые уже строились, когда Эмпайр-стейт-билдинг только начинал возводиться. Каждый из проектов-соперников держал титул высочайшего здания в течение нескольких месяцев, пока Эмпайр-стейт-билдинг не превзошёл их всех.
Строительноя гонка с небоскребом Крайслер-Билдинг. 17 мая 1929.
Денег было потрачено намного меньше, чем планировали. Строительство обошлось в почти 41 млн долларов. Это меньше половины прогнозируемых расходов. За неделю строились примерно четыре с половиной этажа, «стахановский» рекорд — 14 этажей за 10 дней. Официальное открытие состоялось 1 мая 1931 года, когда президент США Герберт Гувер включил освещение здания, нажав на кнопку в Вашингтоне. А уже в следующем году освещение на верхушке здания было включено в честь победы Рузвельта над Гувером в президентской гонке 1932 года
Высота здания вместе со шпилем составляет 443,2 метра и 381 м до крыши., а его ширина – 140 метров. Главным стилем по задумке архитектора был ар-деко, но фасад имеет в оформлении классические элементы. Всего в Эмпайр-стейт-билдинг 103 этажа, при этом 16 верхних представляют собой надстройку с двумя смотровыми площадками.
Площадь помещения превышает 208 тысяч квадратных метров. Крыша выполнена в виде шпиля, по задумке он должен был стать точкой остановки дирижаблей. Когда построили высочайший на тот момент небоскреб, решили проверить возможность использования верхушки по назначению, но из-за сильных ветров достигнуть желаемого не получилось. В результате в середине 20 века терминал для дирижаблей переделали под телевизионную вышку.
Несмотря на значимость офисного центра, популярным он стал не сразу. С того момента, как строили Эмпайр-стейт-билдинг, в США царила нестабильная экономическая ситуация, поэтому занять все офисные помещения было не по карману большинству компаний страны. Около десятилетия здание считалось убыточным. Только со сменой владельца в 1951 году офисный центр стал приносить прибыль.
В истории небоскреба есть и траурные даты, в частности, в военные годы в здание влетел бомбардировщик. 1945 год, 28 июля стал разрушительным, так как самолет врезался между 79 и 80 этажами. Удар насквозь пробил здание, один из лифтов упал с огромной высоты, при этом находившаяся в нем Бетти Лу Оливер осталась жива и попала за это в число мировых рекордсменов. 14 человек погибли в результате этого происшествия, но работа офисов от этого не остановилась.
Из-за своей известности и огромной высоты Эмпайр-стейт-билдинг довольно популярен у желающих покончить с жизнью. Именно по этой причине конструкцию смотровых площадок дополнительно укрепили ограждениями. С момента открытия башни случилось больше тридцати самоубийств. Правда, иногда несчастья удается предотвратить, а порой случай решает внести свою лепту. Так случилось с Элвитой Адамс, которая спрыгнула с 86 этажа, но благодаря сильному ветру была заброшена на 85 этаж, отделавшись лишь переломом.
ТУМАННЫЙ ПРОЛИВ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.
Фриско так спрятан в своем заливе и за туманами, что знаменитый первооткрыватель Тихоокеанского побережья португалец Жуаю Кабрилью просто не заметил эту землю. Он лишь отметил на карте Пойнт Рейес и поплыл дальше. Так же поступали и следующие исследователи новых земель в течение 200 лет. Но теперь, когда есть мост через пролив Золотые ворота и дороги, город связан со всей Америкой.
До постройки моста единственным коротким маршрутом между Сан-Франциско и нынешним округом Марин был путь на лодке через воды залива Сан-Франциско. Паромное сообщение началось ещё в 1820 году, а регулярным оно стало в 1840-х годах в целях транспортировки воды в Сан-Франциско.
Инжинер Джозеф Штраусс.
Строительство моста началось 5 января 1933 года и продолжалось более 4 лет, в ходе которых были использованы около 1,2 миллиона стальных заклепок. Первоначальный проект моста подготовили инженер Джозеф Штраусс и консультант архитектор Ирвинг Морроу, который использовал в дизайне элементы стиля ар-деко. Страусс руководил строительством моста, но в реальности мост спроектировали и выполнили все математические вычисления для моста иммигрант из Риги Лев Моисеев (который также спроектировал Манхэттенский мост в Нью-Йорке) и Чарльз Альтон Эллис.
Это одно из самых удивительных инженерных сооружений, которое было построено над проливом Золотые ворота в 1937 году, и с тех пор стал символом штата Калифорния. Полная длина моста Золотые Ворота составляет 2737 метров (в том числе подвесная часть — 1966 м, а расстояние между опорами — 1280 м), ширина 27 метров. Бюджет всего проекта строительства оценивался примерно в 35 миллионов долларов.
Официальное открытие моста Золотые ворота состоялось 27 мая 1937 года: сначала только для пешеходов, а чуть позже по нему поехали и автомобили. Дорожное полотно держится на двух основных тросах длиной 2332 метра и диаметром 92 сантиметра, скрученных из 27 572 жил проволоки диаметром 4,9 мм. Всего понадобилось около 130 тысяч километров проволоки. Пролет висит на 250 парах учетверенных канатов диаметром 6,8 см каждый, подвешенных к основным тросам через каждые 15 метров. Во время движения по мосту на автомобиле чувствуется лишь легкая, едва ощутимая вибрация.
Высота пролета моста над водой во время прилива составляет 67 метров, а высота его опор — 227 метров. Архитектор Ирвинг Морроу во время проработки проекта и выбора цвета сооружения решил отказаться от традиционного серо-стального цвета в пользу более яркого. И сделал так потому, что этот оранжевый цвет лучше заметен в тумане с проходящих по проливу судов, отлично подходит к окружающему пейзажу и просто прекрасно выглядит издали.
Мост Золотые Ворота также печально известен как место самоубийств и является одним из самых популярных мест у самоубийц в мире. За ним следует лес Аокигахара в Японии. В среднем на этом мосту происходят самоубийства каждые две недели. Самое первое известное самоубийство произошло спустя три месяца после открытия моста, когда в августе 1937 года в залив спрыгнул 47-летний ветеран Первой мировой войны Гарольд Уоббер. Согласно прессе, Уоббер был контужен на войне.
Открытие моста. Первые по мосту прошли пешеходы.
За более чем семь десятилетий существования моста по неофициальным данным более 1200 человек покончили с жизнью, бросившись с него в воду (официальный подсчёт был прекращён в 1995, когда число самоубийц превысило 1000). Точное число самоубийств установить невозможно, поскольку не всегда находились свидетели (из-за частых туманов либо из-за того, что самоубийство совершалось ночью).
Известны случаи, когда люди специально приезжали в Сан-Франциско для того, чтобы спрыгнуть с моста, и могли доехать до пункта назначения на автобусе или такси. Полиция иногда находит на ближайшей парковке брошенные машины, взятые напрокат. Течение под мостом очень сильное, и некоторых спрыгнувших несомненно унесло в открытое море ещё до того, как их кто-либо увидел.
Температура воды может опускаться до 8 °C. 75-метровое падение с моста длится 4 с. Тело ударяется о воду на скорости более 100 км/ч, что почти всегда смертельно. Большинство выживших после удара умирает от повреждений внутренних органов или переохлаждения.
Источник: amarok-man.livejournal.com