Скважина на воду это объект капитального строительства Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Мы ответственны по своей природе Ваш регион — г. Москва? Сервисы и
Является ли скважина объектом капитального строительства
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область
- Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно
Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?
Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.
В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:
- Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
- Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.
В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.
Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.
Является ли скважина на воду объектом недвижимости?
Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:
С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.
Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?
Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:
Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.
- Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости
Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?
Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.
Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:
Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?
Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.
Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.
В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.
Строительство артезианской скважины
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство артезианской скважины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Строительство артезианской скважины
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 318 «Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Обществом для выполнения ряда работ (в частности, ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту артезианских скважин, котельной, по прокладке наземной и подземной теплотрасс, по капитальному ремонту теплотрассы, строительно-монтажных работ, связанных с переносом угольного склада с котельной) были привлечены подрядчики. Основным видом деятельности общества является забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД 36.00), дополнительными видами деятельности являются в том числе обеспечение работоспособности котельных (код ОКВЭД 35.30.4), обеспечение работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 35.30.5). По мнению налогового органа, налогоплательщик неверно квалифицировал расходы по договорам подряда в качестве косвенных. Суд поддержал позицию налогового органа, так как отсутствие в учетной политике налогоплательщика в перечне прямых расходов подобных расходов не дает ему права учесть в составе прямых расходов только те затраты, которые предусмотрены его учетной политикой. Необходимо учитывать, что: 1) привлечение подрядчиков было связано с производственной деятельностью налогоплательщика, затраты на ремонт котельного оборудования, тепловых трасс, объектов водоснабжения и водоотведения являются основными производственными расходами, без указанных затрат невозможны технологические процессы водоснабжения и водоотведения; 2) из первичных учетных документов следует, что в стоимость работ входят фонд оплаты труда рабочих основного производства, стоимость материалов, затраты на эксплуатацию машин и механизмов (в том числе оплата труда машинистов и механизаторов); 3) в ходе анализа представленных обществом документов установлено, что общество также самостоятельно производило капитальные ремонты и строительство объектов водоснабжения и теплоснабжения и относило данные затраты к прямым расходам.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 39.11 «Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Отказывая в признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, суд в порядке пунктов 3, 8, 21 статьи 39.11 ЗК РФ, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, установил, что извещение о проведении аукциона не отражает информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение, при этом невозможно сделать заключение о наличии либо отсутствии на спорном земельном участке индивидуальной артезианской скважины, а значит, и сведений о сроке подключения водоснабжения объекта от артезианской скважины, таким образом, отсутствие у заявителя сведений о технических условиях подключения обусловлено неисполнением заявителем обязанности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и повлекло нарушение установленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Строительство артезианской скважины
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Прошу разъяснить, какие существуют нормы отвода земельных участков, необходимых для строительства и эксплуатации артезианских скважин с целью добычи подземных вод
(«Официальный сайт Роснедр», 2018) «Официальный сайт Роснедр www.rosnedra.gov.ru», 2018
Нормативные акты: Строительство артезианской скважины
Приказ Росстата от 21.01.2021 N 17
«Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений» Шахтные колодцы отражаются по коду 7751, буровые — по коду 7741. К буровым колодцам относятся и артезианские колодцы (бурение артезианских скважин), которые отражаются по коду 7741. Из кода 7741 выделяются отдельно артезианские скважины и отражаются по коду 7752.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Мордовского УФАС России от 02.07.2021 по делу N 013/04/9.21-306/2021
Нарушение: ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)).
Решение: Назначен штраф. Основным условием технических условий от 17.07.2013 г. N 12 являлась перекладка водопровода от артезианских скважин до проектируемого жилого квартала, однако объект введен в эксплуатацию без выполнения технических условий, и без согласования с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, объект капитального строительств МКД N 9, ул. Луговая, пос. Левженский является подключенным к центральной системе водоснабжения без разрешительных документов на подключение, т.е. самовольно подключенным объектом.
Перечень наиболее часто задаваемых вопросов и ответы на них (Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений )
Вопрос: Кем выдаются разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами? В чьей компетенции находится выдача указанных разрешений в отношении площадей и объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, сопредельных субъектов Российской Федерации, сопредельных федеральных округов, континентального шельфа Российской Федерации?
Ответ. В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» и приказом Роснедр от 01.06.2010 № 546 «О разграничении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений», указанные разрешения выдаются:
1. Центральным аппаратом Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;
2. Региональными департаментами Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях двух или более субъектов Российской Федерации одного федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента Роснедр, а также по объектам, строительство которых намечается на территориях федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента, не входящих в сферу деятельности отделов регионального департамента Роснедр или территориальных управлений Роснедр;
3. Территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.
Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми документами регламентируются вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами?
Ответ: Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, являются:
1. Закон Российской Федерации «О недрах» (п.5 ч. 1 ст. 22, п.10 ч. 1 ст. 23, ст. 25).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 36, 51, 55).
3. Федеральный Закон № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 9, 16.1, 20, 22).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.13, 222).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.3, 7.4, 8.17, 9.4, 9.5, 9.5.1).
6. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
7. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.
Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на застройку площадей полезных ископаемых и перечнем документов, необходимых для получения указанного разрешения?
Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, и перечнем необходимых для получения указанного разрешения документов?
Вопрос: Каким документом в настоящее время регламентируется порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного или капитально отремонтированного объекта, связанного с пользованием недрами? Кто должен выдавать указанное разрешение?
Ответ: Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи непосредственная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом власти, выдавшим разрешение на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.
Вопрос: Кому могут быть выданы разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых? Может ли быть выдано данное разрешение дочернему предприятию, организации-подрядчику или оператору проекта, не являющемуся владельцем лицензии на право пользования недрами?
Ответ: Указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.
Вопрос: Требуется ли получение владельцем лицензии на право пользования недрами разрешения на застройку площадей полезных ископаемых в границах его лицензионного участка и горного отвода, предоставленного на основании лицензии на право пользования недрами?
Ответ: В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка, либо горного отвода, площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия, получения разрешения на застройку площадей полезных ископаемых не требуется.
Вопрос: Чем вызвана необходимость получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых? В связи с чем может быть ограничена или запрещена данная застройка?
Ответ: Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничение, вплоть до полного запрещения, данной застройки, необходимы в целях недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов.
Вопрос: Выдаются ли Роснедрами разрешения на проектно-изыскательские работы под объекты будущего строительства?
Ответ: Разрешительные функции в отношении проектно-изыскательской деятельности в сфере гражданского и промышленного строительства не входят в компетенцию Роснедр.
Вопрос: На какие виды строительства разрешения выдаются Федеральным агентством по недропользованию?
Ответ: ч. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает пределы компетенции Роснедр в части выдачи разрешений на строительство объектами, «строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ». Возможность выдачи Роснедрами разрешений на строительство каких бы то ни было иных объектов действующим законодательством не предусмотрена.
Вопрос: В каких случаях не требуется получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?
Ответ: Получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется в следующих случаях:
1. При подтвержденном территориальным органом Роснедр отсутствии под участком предстоящей застройки месторождений полезных ископаемых.
2. В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия.
Вопрос: Каковы особенности застройки площадей залегания полезных ископаемых в пределах распределенного фонда недр, в числе линейно протяженными объектами — трубопроводами различного назначения, автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и т.п.?
Ответ: На основании п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах) любая застройка площадей залегания полезных ископаемых на участках распределенного фонда недр, вне зависимости от вида, категории и целевого назначения объекта строительства, должна быть в обязательном порядке согласована с владельцами находящихся на указанных участках горных отводов, предоставленных на основании лицензий на право пользования недрами.
Ответ: Да, возможна.
Вопрос: Требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления после 1 января 2009 года. Как быть в этом случае?
Ответ: Частью 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что «разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом». На этом основании и с учетом части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, являющееся в настоящее время федеральным органом управления государственным фондом недр, обладает, совместно с его территориальными органами, исключительными правами и всеми необходимыми полномочиями по выдаче указанных разрешений.
Вследствие этого, любые разрешения на осуществление строительных работ, связанных с пользованием недрами, выданные какими-либо иными органами после даты делегирования Роснедрам вышеуказанных прав и полномочий (начиная с 01.01.2009 года), могут быть признаны недействительными, а осуществляемая на основании этих разрешений деятельность будет рассматриваться как незаконная.
На этом основании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подобного рода объекта будет отказано.
Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности?
Ответ: Не требуется (ст. 9, 16.1 и 22 Федерального Закона № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).
Вопрос: Какие объекты следует относить к категории связанных с пользованием недрами?
Ответ: В качестве объектов, связанных с пользованием недрами, следует понимать любые, находящиеся в пределах не подлежащих действию, либо установлению градостроительных регламентов территорий (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), промышленные, технологические и инфраструктурные объекты основного и вспомогательного назначения (в том числе объекты хозяйственно-бытового назначения и линейные коммуникации), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию которых предусматриваются утвержденной проектной документацией (технологическими схемами, проектами обустройства и т.п.) в целях обеспечения осуществления владельцами лицензий максимально эффективного и рационального пользования недрами в соответствии с условиями лицензионных соглашений.
Вопрос: Кем и за счет каких средств в настоящее время выполняются геологоразведочные работы по поискам месторождений нефти и газа?
Ответ: В настоящее время практически весь объем геологоразведочных работ на углеводородное сырье финансируется из негосударственных источников и выполняется предприятиями организациями негосударственного сектора экономики в соответствии лицензиями на право пользования недрами. За счет средств федерального бюджета Роснедрами, в рамках государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, осуществляются лишь незначительные объемы региональных сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нераспределенном фонде недр, с задачами определения общих перспектив нефтегазоносности новых слабоизученных территорий. Основная часть этих работ сконцентрирована в пределах Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа Российской Федерации.
Вопрос: Каковы возможности и перспективы использования нетрадиционных методов и технологий поисков месторождений полезных ископаемых при выполнении работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы?
Ответ: Федеральное агентство по недропользованию не считает возможным использовать для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также рекомендовать к внедрению различного рода разработки, в основу которых положены гипотетические природные явления, не нашедшие какого-либо подтверждения в результате экспериментальных исследований. В то же время не существует каких-либо ограничений на использование субъектами предпринимательской деятельности указанных разработок в инициативном порядке, либо на договорной основе, при проведении геологоразведочных работ за счет негосударственных источников финансирования.
Вопрос: Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства?
Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства.
Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть 1 подпункта «в» пункта 9) определено, что при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проектная документация в виде проекта водозабора.
Вопрос: Какие документы и в каких случаях должны прилагаться к проектной документации при согласовании проектов разработки месторождений подземных вод или использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых?
Ответ: К заявлению пользователя должны прилагаться копии:
— лицензии на пользование недрами;
— заключения государственной экспертизы запасов или геологической информации о предоставленном в пользование участке недр;
— в случае, если на согласование представлен проект водозабора или строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки, размещения отходов производства и потребления; захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов — заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
— в случае, если объект недропользования находится в пределах внутреннего моря, континентального шельфа, Мирового океана, на площади особо охраняемой природной территории или связан с размещением (захоронением) отходов — заключения государственной экологической экспертизы;
— в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам — заключение экспертизы промышленной безопасности.
Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс
Капитальным называется строительство каких-либо объектов, требующих выполнения не только строительных, но и земельных работ. При капитальном строительстве создаются новые сооружения и реконструируются уже существующие объекты. Определение объектов капитального строительства дано в Градостроительном кодексе РФ, однако законодательное регулирование осуществляется не только данным документом, но и нормативными актами других отраслей права: гражданско-правовой, земельной, лесной.
Как говорится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объектами капитального строительства (ОКС) могут выступать здания, сооружения и другие объекты, строительные работы по которым не завершены.
Все эти объекты можно разделить на следующие виды:
- здания жилого типа — здания, оборудованные необходимыми коммуникационными системами и состоящие и двух частей: наземной и подземной, предназначенные для проживания людей или размещения производственных мощностей;
- помещения нежилого типа — помещения для временного пребывания людей: стадионы, мосты, ЛЭП и т. д.;
- объекты незавершенного строительства — постройки, строительство которых приостановлено на определенный период.
Все эти объекты делятся на множество подгрупп и классифицируются по ключевым признакам.
Классификация объектов капитального строительства
Объекты КС делятся на следующие категории:
- здания и сооружения, представляющие собой объекты коммуникаций – ЛЭП, скважины, трубопроводы и т. д.;
- объекты незавершенного характера.
Кроме того, объекты КС различаются в зависимости от функциональности:
- линейные — линии электропередач, мосты, дороги, железнодорожные пути, туннели и другие объекты, возведение которых сопряжено с проектированием и межеванием;
- объекты производственного и промышленного назначений;
- оборонительные сооружения и объекты, обеспечивающие безопасность;
- непроизводственные объекты бытового, социального и культурного назначений.
Также в Градостроительном кодексе РФ имеется разделение ОКС на объекты местного, регионального и федерального значений.
Объекты, которые не могут относиться к капитальному строительству
К ОКС не относятся объекты, строительство которых не требует наличия специальных разрешений — это временные постройки и нестационарные сооружения. К первому виду относятся объекты, размещение которых призвано обеспечить должные условия для строительных работ. Такими объектами могут быть места для хранения инвентаря или кратковременного проживания людей. Такие постройки демонтируются после завершения основных работ. Существование временных построек в большинстве случаев не допускается больше пяти лет.
Ко второму виду принадлежат мобильные сооружения, которые легко собираются и разбираются для транспортировки на другое место. Это могут быть павильоны, киоски, боксы, навесы, точки с бытовым обслуживанием. Для сооружения таких строений используются легкие материалы и конструкции.
Таким образом, ключевыми характеристиками некапитальных объектов являются временность и возможность их перемещения без нанесения существенного ущерба.
Если эти показатели неочевидны, определение капитальности или некапитальности объекта осуществляется на основании экспертного заключения.
Отличительные признаки объектов капитального строительства
Все ОКС имеют ряд характерных признаков, присущих абсолютно всем капитальным сооружениям.
Такими признаками являются:
- наличие большого количества разрешительной и проектно-сметной документации;
- расположение на фундаменте и крепкая привязка к земле;
- длительный срок эксплуатации, который может составлять от 5 до 100 и более лет;
- невозможность демонтажа для переноса на другое место;
- возможность оформления прав собственности на объекты.
ОКС предполагают поэтапное выполнение строительных работ: проектных, монтажных, пуско-наладочных. Все это требует значительных денежных вложений. Капитальное строение должно соответствовать законодательным и правовым нормам, а также нормам строения, принятым в конкретном городе или районе. Некапитальные объекты не имеют указанных характеристик — зачастую они размещаются без разрешительных документов, не имеют фундамента и легко транспортируются. Такие объекты используются непродолжительное время, после окончания которого они подлежат разбору.
37 комментариев
У меня такой вопрос к знающим людям, если тут таковые конечно есть. Прочел я статью, что такое объект капитального строительства я понял, тогда что такое некапитальное строительство? Типа щитовой дом без фундамента, который я могу разобрать и перевести. И есть ли какие то требования к ним в законе? Как регистрировать, могу ли прописаться? Спасибо
Уважаемый Алексей. В градостроительном кодексе (статья 52-ая) можно ознакомится с типами объектов, которые не относятся к капитальным постройкам, а именно: подпункт 1: гараж, или постройка на участке, выделенном для садоводческой деятельности. Подпункт 2: навесы, киоски и прочее. Подпункт 3: вспомогательные сооружения. То есть в законе перечислены далеко не все объекты, которые могут быть признаны не капитальными. Что бы узаконить такой статус, нужно обратиться в службу техинвентаризации, они правомочны выдать такое заключение. С уважением.
Уважаемый эксперт. Не корректная ссылка на Градостроительный кодекс РФ. разговор о п. 17 ст.51 (подпункты верно)
Добрый день. Нужно знать, какие объекты подпадают под определение капитального строительства.
Уважаемый Михаил. Все типы объектов и регламентирующий закон приведен в нашей статье. Очень жаль, что у Вас остались вопросы, но мы не можем переписать объекты еще раз. Прочтите пожалуйста статью или уточните, какой объект у Вас, а мы ответим — к какому типу он относится.
Добрый вечер, для того чтобы оформить мостик (выход к воде) в садовом обществе одним из необходимых документом является пояснительная записка в которой нужно указать, что мостик не является капитальным сооружением и проводить гос.экспертизу не нужно. Так ли это на самом деле, и если да, то где можно уточнить?
Уважаемая Мила. Согласно Водному кодексу РФ, а именно статье 6, данного документа, в береговой зоне запрещено строительство, которое бы препятствовало свободному доступу граждан к воде. Если это водоем общего пользования, а не пруд, который может быть в долгосрочной аренде. Мостик, так же будет подпадать под этот закон, любой гражданин может пожаловаться, что данное сооружение мешает ему подойти к воде и закон будет на его стороне. Для большинства водоемом, прибрежная полоса, в которой запрещено строительство любых объектов — это 20 метров (за исключением речушек и ручейков, чья протяженность меньше 10 км.). Поэтому получить официальное разрешение на строительство, по современному законодательству практически не представляется возможным (до 2006 года было можно). Без строительной экспертизы (ростехнадзора или росстройнадзора) Вы не можете самостоятельно указать, что это не капитальное строительство, а экспертиза — дело не дешевое и зависит от региона Вашего проживания. Любой гражданин напишет заявление в прокуратуру, и Вас привлекут к ответственности за нарушение Водного кодекса. Садоводческое товарищество не владеет прибрежной зоной, вся эта земля находится в Федеральной собственности. С уважением.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, является ли траверса гидротехнического сооружения объектом капитального строительства?
Здравствуйте, есть 2 морских контейнера, на даче, соединённых болтами и стоящих на свайном фундаменте. Утеплённые, окна-двери все дела. Используется как домик.
При желании можно взять краном и перенести их по очереди на другое место. Правильно ли я понимаю что этот момент вычеркивает домик из списка капитальных строений и можно его не регистрировать?
Добрый день! Баня из бревна на фундаментных блоках является капитальной постройках?
Добрый день Ольга Александровна. Да, если строение на фундаменте и без специальных средств ее нельзя перевезти на другое место — то это строение подпадает под определение — капитальная постройка. С уважением.
станция тех обслуживания площадью 400 кв.м. собранная из каркаса обшитого сэндвич панелями в принципе является разборной, но на фундаменте можно подвести как временный объект?
Уважаемый Арсалан. Сборно-разборные конструкции с незаглубленным фундаментом — не являются объектом капитального строительства. Как и временные постройки. Но в данный момент — любую постройку можно разобрать и перевести. Поэтому окончательное решение будет приниматься по результатам строительно-технической экспертизы. Они будут учитывать например коммуникации. Если они капитальные: подведена вода, канализация и газ. То постройку признают капитальной в 99 процентах случаев.
Добрый день. Планирую построить автомобильную мойку. Строение будет стоять на не очень глубоком фундаменте. Сама постройка будет иметь каркасный тип. Каркас будет сделан из металла. Обшиваться все будет профнастилом с внутренним утеплением. К данной автомобильной мойке будет подводиться электричество и вода. По поводу газификации еще нет окончательного решения. Будет ли такая автомойка объектом капитального строительства?
Добрый день, уважаемый Сергей. Если Ваша автомобильная мойка будет стоять на фундаменте, и к данному строению будет подводиться вода и электричество (даже без газа), то в 99% случаев автомойка будет считаться объектом капитального строительства.
Добрый вечер! А благоустройство зоны отдыха центрального парка отдыха (устройство брусчатки , фонарных столбов, скамеек) будет являться объектом капитального строительства?
Морской контейнер к которому подводиться линия электроснабжения 6 кВ. Будет ли являться капитальным строительством. остальных подводов в виде воды газа и прочего — нет. Нужно понять необходимо ли СРО для подготовки проектной документации такого объекта.
Добрый день, Арсений. Нет, морской контейнер, даже с подведенным электроснабжением, не будет считаться объектом капитального строительства.
Добрый День, подскажите пожалуйста, на своем участке ИЖС я построил дом, у меня перепад земли который я хочу выровнять, мне для этого надо сделать подпорную стенку на границе участка,
относится ли подпорная стенка к объекту капитального строительства?
Добрый день, Рустам. Подпорная стенка на границе земельного участка приравнивается к каменному или кирпичному забору. Каменный или кирпичный забор имеет прочную связку с землей, поскольку он в обязательном порядке возведен на фундаменте. Подобное строение хоть и прочно связано с землей, однако имеет вспомогательное значение. Именно поэтому заборы не рассматривают в качестве объектов капитального строительства. Однако существует небольшая судебная практика, когда суды признавали обратное. Но это является, скорее исключением.
Здравствуйте!
Статья интересная и познавательная, но остается ряд вопросов, а именно:
Является ли горнодобывающее (например угольный разрез или карьер по добыче какого либо вида руды) предприятие ОКС? С одной стороны его не перенести, но и строительства как такового там вроде нет после ввода объекта в эксплуатацию. Копаем яму, добываем полезное ископаемое.
Да, в период проходки траншей (вскрытие месторождения), то есть подготовки объекта к работе вопросов нет. Но в период эксплуатации то строительства как такового нет? Или я что-то не правильно понимаю?
Здравствуйте, спасибо за статью. Не могу найти инфо, является ли городской фонтан объектом кап строительства. Или зависит ли глубина фундамента к отнесение его к ОКС или нет?
Здравствуйте, является ли памятник вов, объектом капитального строительства, если на нем обустроить вечный огонь?
Здравствуйте! С нашим участком граничит березовая посадка, шириной три 5 метром. Хотим, в целях благоустройства, чтобы там не устраивали свалку и не разжигали костры, установить забор из профнастила. Будет ли это считаться некапитальным строительством, и законны ли наши действия? Спасибо.
Здравствуйте — как минимум это будет самозахват территории. Причем тут некапитальное строительство? В случае если соседи напишут заявление в прокуратуру — это сто процентное уголовное дело.
Лестницы на площади являются ли объектом капитального строительства?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста. Щитовой дом на садовом участке. Стоит на самодельных не больших блоках, подведено электричество. Считается это строение капитальным или нет? Спасибо!
Здравствуйте! Является ли столб фонарного освещения в городе Москве объектом капитального строения? И ещё, является ли вышка сотовой связи объектом капитального строительства?
Здравствуйте! Подскажите площадка временного накопления и хранения ТБО является ОКС?
Добрый день. ИЖС из бруса с незаглубленным фундаментом. Является ли объектом капитального строительства? Его же можно разобрать и перевезти в другое место. Коммуникации еще не подведены.
Добрый день! Землянка является капитальным строительством?
Добрый день, наш участок граничит с охраной зоной ЛЭП и на расстоянии 5 метров от границы нельзя возводить объекты капитального строительства, но забор можно. Загвоздка в том, что участок с сильным уклоном и нам нужен не забор, а подпорная стенка. Можем ли мы её возвести?
Здравствуйте. Поясните пожалуйста является ли линейный объект объектом капитального строительства
Здравствуйте. В городской черте, под землей, проложена тепловая сеть. Тепловая сеть принадлежит моему предприятию. Рядом с теплотрассой проводится строительство автомастерской, с площадкой с бетонным покрытием для автомобилей. Площадка располагается над тепловой сетью. Является ли площадка временным сооружением? И в случае ремонта (аварийного) тепловой сети кто будет восстанавливать это бетонное покрытие?
Является ли строительство фонарных столбы в парке капитальным строительством?
Добрый день! Ливневка, является линейным объектом. Но как она классифицируется для налогооблажения, как объект капитального строительства или как объект благоустройства, соответственно тогда ее не нужно ставить на кадастровый учет?
Управление о порядке регистрации гидротехнического сооружения
-собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве,
— при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (п.1);
-иного лица в случаях, установленных федеральным законом (п.7).
Водные объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации предоставляются в пользование только в целях, указанных в ст.11 ВК РФ. Пунктом 5 ч.3 ст.11 ВК РФ предусмотрена цель предоставления водного объекта — строительство гидротехнических сооружений.
Учитывая указанные положения закона, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию права необходимо представление соответствующих документов на предоставление водного объекта в пользование для целей строительства гидротехнического сооружения. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав может быть представлено лицом, осуществляющим строительство гидротехнического сооружения и являющимся водопользователем.
Артезианскую скважину физические лица обустроить не могут. Добыча артезианских вод — это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Она может быть только коллективной. … Кого могут оштрафовать за неправильную эксплуатацию недр? С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать одного миллиона рублей.
Скважина на воду это объект капитального строительства
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Мы ответственны по своей природе
Ваш регион — г. Москва?
Сервисы и госуслуги
- График приема граждан и общественных объединений
- Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
- Обзор обращений
- Нормативно-правовая база
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Вниманию природопользователей! Постановке на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат участки недр, скважины, водозаборы и строящиеся объекты
- Государственные услуги
- Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
- Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
- Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
- Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории
- Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
- Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты
- Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья
- Выдача комплексного экологического разрешения
- Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн
- Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации
- Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)
- Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
- Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
- Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения
- Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды
- Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
- Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
- Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения
- Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
- Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
- Поднадзорные объекты
- Администрирование
- Отчетность
- Информация о проверках
- Правоприменительная практика
- Порядок поступления и требования к кандидатам
- Вакансии и конкурсы
- Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
- Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Июль 29, 2021
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора информирует:
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, включению в федеральный и региональный государственные реестры объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат следующие объекты НВОС, которые ранее невозможно было отнести к соответствующей категории негативного воздействия и поставить на учет:
— участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», по которым хозяйственная и (или) иная деятельность не указана в I, II, и IV разделах настоящего документа;
— объекты НВОС, на которых осуществляется деятельность исключительно по добыче подземных вод;
— объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации;
— объекты НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства.
Обращаем внимание, в настоящее время заявитель подает заявку о постановке объекта НВОС для включения в федеральный или региональный государственные реестры объектов НВОС с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета природопользователя» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора или министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, а при ее отсутствии — также через Личный кабинет природопользователя направляет заявку в Управление или министерство. При этом заявке присваивается уникальный номер (например, 1234567).
Далее заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме присвоенный заявке уникальный номер и направляет заявку с сопроводительным письмом в Управление или министерство почтовой связью или лично.
На дачном участке скважина или колодец должны быть удалены от компостного устройства и надворной уборной не менее чем на 8 метров (СП 53.13330.2019). Не допускается размещать скважину на заболоченных и затапливаемых в период паводка участках. Скважина должна герметично закрываться и иметь сливную трубу.
Скважина на своем участке: почему не стоит давать воду соседям и что грозит за глубину более 5 метров
Жители частных домовладений и дачники могут подтвердить, что собственная скважина — это вовсе не роскошь, а средство первой необходимости.
Поэтому все, что так или иначе связано с темой «скважин», всегда вызывает много вопросов. Предлагаю разобрать наиболее важные из них.
Почему нельзя делиться с соседями водой из своей скважины?
Нет, это вовсе не призыв к жадности. На то, чтобы так поступать, есть вполне рациональные причины. Приведу наглядный пример из судебной практики.
Дачнику из Пермского края выписали штраф на 3 000 рублей за то, что он предоставлял воду из своей скважины соседям. Вода на многих участках в пределах их СНТ была непригодной для питья — поэтому соседи договорились с этим дачником, что они компенсируют ему часть расходов на бурение скважины, а взамен будут брать из нее воду.
Но местный геологический надзор расценил это как нарушение статьи 7.1 КоАП РФ и вынес постановление.
Дело в том, что добыча подземных вод из скважины является одной из форм пользования недрами, которые у нас признаются федеральной собственностью.
Поэтому на скважину, по общему правилу, требуется получать лицензию от государства. За отсутствие лицензии той самой статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрен штраф (в размере от 3 000 до 5 000 рублей для граждан).
Но есть одно важное исключение — лицензирование скважины не требуется, если она:
- используется гражданином исключительно для собственных бытовых нужд,
- при этом суточный объем добываемой воды не превышает 100 кубометров,
- и скважина не затрагивает водоносный горизонт, который служит источником центрального водоснабжения.
В данном случае не соблюдалось первое условие для «безлицензионной скважины» — использование в личных целях, поскольку водой обеспечивались в т.ч. соседние участки.
Это и послужило основанием для привлечения к административной ответственности. Правда, в суде постановление было отменено, но лишь из-за процедурных нарушений, а вот с самой логикой надзорного органа суд согласился (Пермский р-й суд Пермского края, решение от 26 октября 2017 г.).
Поэтому владельцу скважины может грозить штраф за то, что он делится своей водой с другими.
Что грозит, если скважина глубже 5-ти метров?
В той же статье 19 Закона «О недрах», где перечислены условия для «безлицензионного» пользования водой из скважины, упоминается о запрете строить на участке подземные сооружения глубиной более 5-ти метров.
Это дало повод для распространения тревожных слухов о том, что за скважину глубже 5-ти метров могут оштрафовать, т. к. на нее нужно оформлять лицензию. А, учитывая, что скважины, не выходящие за 5-метровую отметку, это крайне редкое явление, то перспективы для штрафов видятся весьма широкими.
Но на самом деле, не все так страшно, если внимательно прочитать закон. Там говорится о «подземных сооружениях» глубиной до 5 метров. Между тем, в нормативных актах Министерства природных ресурсов к «подземным сооружениям» относят котлованы, тоннели, шахты и пр.
Тогда как скважина определяется как «водозаборное сооружение». Это значит, что запрет на превышение 5-метровой глубины не относится к скважинам и оштрафовать ее владельца по такому основанию не могут.
Где можно располагать скважину?
Роспотребнадзор предъявляет особые требования к месту расположения скважины и к правилам ее эксплуатации. Главная цель — не допустить загрязнения подземных вод.
Поэтому владельцам скважин следует учитывать предписания санитарных норм, которые содержатся в СанПиН 2.1.4.1175-02 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 ноября 2002 г. № 40).
В частности, запрещается размещать скважину ближе чем на 50 метров от выгребных ям, туалетов, канализационных сооружений, складов удобрений и т. д., расположенных выше по потоку грунтовых вод.
Сократить это расстояние можно только по отдельному согласованию с санэпиднадзором. На дачном участке скважина или колодец должны быть удалены от компостного устройства и надворной уборной не менее чем на 8 метров (СП 53.13330.2019).
Не допускается размещать скважину на заболоченных и затапливаемых в период паводка участках. Скважина должна герметично закрываться и иметь сливную трубу.
За нарушение этих правил грозят административные штрафы:
- ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ — от 100 до 500 рублей,
- ст. 6.5 КоАП РФ — от 1 000 до 1 500 рублей.
И, сверх того, придется возместить ущерб, причиненный здоровью граждан и окружающей среде.
Объект капитального строительства — это сооружение, строительство которого ещё не завершено. Перед его постройкой проводятся земляные, фундаментные работы. К ОКС относятся: Здания. Здание состоит из помещений, инженерных сетей, каналов для технического обслуживания. … Объекты капитального строительства ставят на учёт в кадастровом органе исключительно в качестве здания, сооружения или объекта незавершённого строительства . Кадастровая регистрация строений законодательством не предусмотрена. Объекты незавершённого строительства . Объект незавершённого строительства — это объект , получивший положительное решение на проведение строительных мероприятий.
Источники- https://stroitelstvo-gid.ru/santehnika/yavlyaetsya-li-skvazhina-obektom-kapitalnogo-stroitelstva.html
- https://rpn.gov.ru/regions/29/news/vnimaniyu-prirodopolzovateley-postanovke-na-gosudarstvennyy-uchet-v-kachestve-obektov-okazyvayushchi-5746675.html
- https://www.klerk.ru/buh/articles/502507/