Скважина относится к объектам капитального строительства

Содержание

Водяные скважины это недвижимая собственность. Их необходимо регистрировать и платить налоги. Разберемся детально

Возможные последствия отнесения к объектам НВОС объектов водопользования, недропользования и строительства

С 01.01.2021 вступили в силу новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий (критерии обновлены в рамках «регуляторной гильотины»). В статье рассмотрим возможные последствия отнесения к объектам НВОС III категории объектов водопользования, недропользования и строительства.

Напомним, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[1]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

До 01.01.2021 действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

С 01.01.2021 в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Критерии № 1029 отменены[2] — на смену им пришли Критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии № 2398).

К сведению

Данное Постановление, разработанное в рамках реализации «регуляторной гильотины», должно было сокращать объем полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора. Вместо этого Постановление содержит положения, существенно расширяющие обязанности физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, полномочия надзорного органа.

За исключением п. 6, Критерии № 2398 практически дословно, не считая корректировок точечного характера, повторяют Критерии № 1029.

Новые объекты НВОС III категории

Пунктом 6 Критериев № 2398 к объектам НВОС III категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

1) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ «О недрах», при этом такие объекты не указаны в разделах I, II и IV Критериев № 2398 (далее — объекты недропользования);

2) с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ, при этом такие объекты не указаны в разделах I и II и не соответствуют критериям, установленным в разделе IV Критериев № 2398 (далее — объекты водопользования);

3) по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев (далее — объекты строительства). Объекты капитального строительства с продолжительностью строительства менее 6 месяцев отнесены к объектам IV категории (п. 11 Критериев № 2398);

4) по добыче подземных вод (далее — объекты добычи подземных вод), за исключением объектов исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут., которые отнесены к объектам IV категории (п. 10 Критериев № 2398).

Обратите внимание

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории (оказывающим незначительное НВОС) потребует постановки таких объектов на государственный учет (см. ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При этом открытыми остаются следующие вопросы:

• какие объекты подлежат постановке на учет;

• в какие органы государственной власти представлять заявку о постановке на учет;

• в какие сроки объекты недропользования, водопользования и строительства должны быть поставлены на государственный учет;

• как природопользователям после постановки объектов на государственный учет выполнить вытекающие из этого обязанности по внесению платы за НВОС, разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и подаче соответствующего отчета?

Объекты недропользования

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица[3].

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на недропользование федерального или местного значения, которая выдается на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты, в отношении которых оформлены лицензии на недропользование. В зависимости от вида лицензии заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора (федеральная лицензия на недропользование);

• орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — ОИВС РФ; региональная лицензия на недропользование).

Объекты водопользования

Объекты водопользования — это водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ).

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• забора (изъятия) водных ресурсов;

• использования акватории водных объектов;

• производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

• создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих и стационарных платформ, искусственных островов и др.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты водопользования, на которые оформлены договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением объектов хозяйственной деятельности, осуществляющих сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и оформивших ранее свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС.

Извлечение
из ВК РФ

Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
[…]

Подавляющее большинство договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование оформляются ОИВС РФ. Соответственно, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора в случае, если право пользования водным объектом было оформлено в территориальном органе Росводресурсов;

• в ОИВС РФ — во всех остальных случаях.

Читайте также:  Является ли каркасный дом капитальным строительством

Объекты строительства

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется строительство объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Словарь

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, на государственный учет объектов НВОС должен быть поставлен любой объект капитального строительства. Кто должен будет поставить строящийся объект на государственный учет — заказчик, застройщик, технический заказчик?

Кроме того, постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ). Как совместить требования Федерального закона № 7-ФЗ и Критериев № 2398, непонятно.

При этом совершенно ясно, что заявку о постановке на учет строители понесут в ОИВС РФ, поскольку разрешения на строительство, разрешения на возведение ограды вокруг объекта строительства и др. оформляют службы субъекта РФ.

Объекты добычи подземных вод

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче подземных вод, за исключением деятельности на объектах исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании лицензий на недропользование.

При добыче подземных вод более 500 м 3 /сут. лицензия на недропользование оформляется в территориальном органе Роснедр. Соответственно, заявка о постановке на учет подается в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, большая часть заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет будет подаваться в ОИВС РФ, существенно меньшая часть — в территориальный орган Росприроднадзора. Знают ли субъекты РФ о резком увеличении для них объема государственных услуг по постановке объектов НВОС на государственный учет?

Подача заявки о постановке на учет

Порядок представления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (в ред. от 27.09.2016).

Для объектов недропользования, водопользования и строительства, отнесенных Критериями № 2398 к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС в процессе использования природных ресурсов и строительства, невозможно использовать Правила и форму заявки, которые относятся к объектам хозяйственной деятельности. Когда будут разработаны и выпущены новые документы, создан и отлажен новый государственный реестр объектов НВОС, в который необходимо будет заносить сведения об объектах недропользования, водопользования и строительства, не уточняется.

Обратите внимание

Пункт 38 Правил запрещает требовать от заявителя представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении:
• государственных органов, предоставляющих государственные услуги;
• иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Единый фонд геологической информации о недрах (см. ст. 27 Закона № 2395-1) является федеральной государственной информационной системой и содержит геологическую информацию о недрах, имеющуюся:

• в федеральном фонде геологической информации;

• фондах геологической информации субъектов РФ;

• организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях.

Все сведения о водных объектах и об их использовании содержатся в государственном водном реестре (см. ст. 31 ВК РФ). Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам.

Основная информация об объектах строительства содержится в нижеперечисленных государственных информационных системах:

• Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН);

• Информационная система по объектам недвижимости;

• Единая информационная система жилищного строительства;

• портал «Объекты инвестиций и строительства в РФ» (и аналогичные региональные порталы).

Таким образом, вся информация об объектах недропользования, водопользования и строительства уже систематизирована в государственных информационных системах, т.е. государственные органы, отвечающие за постановку объектов НВОС на учет, смогут получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия.

Плата за НВОС

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляется при ведении государственного учета объектов НВОС (п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ). Следовательно, после постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны вносить плату за НВОС.

Вот только платными видами НВОС являются (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, природоохранное законодательство не определяет водопользование, недропользование и строительство как виды НВОС и не предусматривает внесение платы за НВОС в этой части.

Производственный экологический контроль

После постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны разработать программу ПЭК и ежегодно представлять отчет о результатах ПЭК. Существующие требования к программе ПЭК и форма ежегодного отчета не позволяют недропользователям, водопользователям и строителям реализовать эту обязанность.

Сроки постановки на учет

Напомним, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет до 01.01.2017 — это было предусмотрено п. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4]. Для объектов недропользования, водопользования и строительства какие-либо сроки постановки на учет отсутствуют. Следовательно, дедлайн в этом вопросе для таких объектов не наступает никогда, в связи с чем возможность распространить на них вновь возникшие отношения вызывает сомнения.

Нерадужные перспективы

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС, вызовет очередной громкий скандал с участием Минприроды России.

Отсутствует какая-либо логика в отнесении поголовно всех объектов недропользования, водопользования и строительства к объектам НВОС, поскольку большая часть объектов будет регистрироваться ОИВС РФ, а Минприроды России вместе с Росприроднадзором будут ни при чем.

Постановка на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства потребует единовременных расходов в несколько сотен миллионов рублей на создание и отладку нового государственного реестра объектов НВОС. В то же время Минприроды России отмечает, что все эти объекты оказывают незначительное НВОС.

Минприроды России придется существенно откорректировать Федеральный закон № 7-ФЗ, предложив измененную версию Правительству РФ для внесения в Государственную Думу РФ. Также Минприроды России должно будет разработать или откорректировать Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, форму заявки о постановке объектов недропользования, водопользования и строительства на государственный учет и многие другие нормативные правовые акты.

Вся эта деятельность будет вызывать законный интерес: почему вместо сокращения объема полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора, предусмотренного «регуляторной гильотиной», Минприроды России лоббирует существенное расширение обязанностей для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, усиление государственного экологического надзора.

Читайте также:  Акт обследования объекта капитального строительства при сносе образец

[1] Пункт 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» (в ред. от 30.12.2020).

[3] Статья 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 08.12.2020; далее — Закон № 2395-1).

[4] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства . Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод? … — в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам — заключение экспертизы промышленной безопасности.

Лицензирование скважин на воду

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область

  • Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно

Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?

Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.

Оглавление

Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:

Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.

В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:

  • Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
  • Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.

В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.

Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.

Является ли скважина на воду объектом недвижимости?

Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:

Недвижимые вещи выдержка из статьи 130 ГК РФ

С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.

Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?

Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:

Цитата из гражданского кодекса в отношении государственной регистрации недвижимого имущества

Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.

  • Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости

Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?

Какие затраты будет нести собственник после регистрации скважины в качестве объекта недвижимости

Какие платежи ждуть собственника водозаборной скважине если зарегестрировать ее в качестве объекта недвижимого имущества

Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.

Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.

Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.

Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:

Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?

Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.

Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.

В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.

На основании изложенного, водозаборная скважина является объектом капитального строительства . В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность.

ВС уточнил позицию о критериях разграничения движимого и недвижимого имущества

Суд указал, что само по себе использование участка для возведения и эксплуатации на нем объектов капитального строительства не может служить основанием для взимания налога на имущество в отношении стоимости работ по улучшению участка

Как отметила одна из экспертов, ранее в подобных делах для ВС главными были критерии определения объекта основных средств, описанные в правилах ведения бухучета, а в этот раз Суд наконец исследовал именно гражданско-правовые характеристики спорного объекта. Другая указала, что ВС неоднократно напоминал о том, что сами по себе критерии прочной связи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения назначения не позволяют решить вопрос о праве налогоплательщика на освобождение от налогообложения движимого имущества.

13 декабря Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС21-12104 по делу № А40-95182/2020 об оспаривании доначисления налога на имущество организаций на результаты инженерной подготовки кустов скважин.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 провела выездную проверку ООО «Газпромнефть-Хантос» за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г., по результатам которой доначислила обществу 135 млн руб. налога на имущество и пени свыше 29 млн руб., а также оштрафовала его на 12 млн руб. по ч. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для доначисления послужил вывод о том, что общество не включило в налогооблагаемую базу основные средства – результаты инженерной подготовки кустов скважин, созданные после 1 января 2013 г. По мнению налоговиков, сформированные по результатам инженерной подготовки площадки должны рассматриваться в составе недвижимого имущества как неотъемлемая часть кустов скважин, представляющих собой единый конструктивный объект капитального строительства. В подтверждение своих выводов инспекция сослалась на результаты экспертизы.

ООО «Газпромнефть-Хантос» обжаловало решение инспекции в ФНС России, которая отменила его в части начисления штрафа. Затем общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в рамках инженерной подготовки кустов скважин налогоплательщиком были сформированы площадки для размещения на них сооружений, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси. Общество утверждало, что основание кустовой площадки возводится для целей преобразования существующего рельефа земельного участка (выравнивания и обеспечения устойчивости территории), а обустройство оснований кустовых площадок является результатом выполнения солидного комплекса работ.

В итоге Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска, посчитав, что спорные объекты подлежат обложению имущественным налогом, поскольку они оказывают вспомогательную функцию для обеспечивающих добычу газожидкостной смеси сооружений, являются частью сложных объектов, не могут самостоятельно функционировать с учетом своих технических характеристик и своего предназначения, а их демонтаж и перемещение без соразмерного ущерба связанным с ними сооружениям невозможны. Апелляция и кассация поддержали это решение.

Рассмотрев кассационную жалобу общества, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что улучшение земельного участка, состоящее в приспособлении его для удовлетворения нужд пользующихся участком лиц, признается неотъемлемой частью такого объекта. Возникновение самостоятельного объекта может иметь место, если выполненные работы привели к появлению на земельном участке объекта недвижимости, отличного от собственно самого участка. В бухгалтерском учете капитальные вложения в земельные участки учитываются как отдельные инвентарные объекты по видам объектов капвложений.

«Исходя из приведенных положений улучшения земельного участка, необходимые для использования этого участка по назначению, по общему правилу не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку не формируют самостоятельного объекта гражданских прав, отличного от земельного участка, и в соответствии с правилами бухгалтерского учета их стоимость не включается в стоимость возводимых на земельном участке сооружений капитального характера. Следовательно, само по себе использование земельного участка для возведения и эксплуатации на нем объектов капитального строительства (зданий, сооружений и т.п.) не может служить основанием для взимания налога на имущество в отношении стоимости работ по улучшению земельного участка», – отметил ВС.

Как пояснил Суд со ссылкой на материалы дела, обустройство месторождения нефти (газа) предполагает строительство на его территории комплекса наземных или подземных сооружений, позволяющего вести безаварийную разработку месторождения в соответствии с утвержденным проектным документом. Кустовая площадка представляет собой ограниченную территорию месторождения, на которой имеется специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.п. Спорные объекты основных средств были созданы обществом в рамках инженерной подготовки кустов скважин и представляют собой песчаные площадки (основание) для размещения на них сооружений и иных объектов, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси.

ВС добавил: при рассмотрении дела общество последовательно указывало, что созданное по результатам выполнения комплекса работ покрытие кустовых площадок обеспечивает ровную и твердую поверхность для расположенных на ней объектов нефтепромысла, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. При этом расположенные на кустовой площадке сооружения и оборудование, в том числе не носящие капитального характера, являются отдельными объектами основных средств.

«По окончании аренды земельных участков общество будет обязано провести работы по рекультивации нарушенных земель, в рамках осуществления которых все находящиеся на них сооружения должны быть демонтированы, а земельные участки – покрыты слоем почвы, пригодным для роста деревьев, вырубленных при добыче месторождения. Приведенные доводы и представленные в их подтверждение доказательства имели значение для правильного разрешения настоящего спора, поскольку они могут свидетельствовать о том, что обществом фактически понесены затраты по улучшению качественного состояния земельных участков, не образующие в силу подп. 1 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса объект налогообложения по налогу на имущество организаций; из этих затрат сформированы инвентарные объекты основных средств, стоимость которых не включается в расчет налоговой базы по данному налогу», – отметил ВС, отменив судебные акты нижестоящих судов и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. При новом рассмотрении АСГМ, в частности, предстоит проверить, сформирована ли стоимость спорных инвентарных объектов основных средств из затрат на улучшение земельных участков, либо в нее также включены затраты на возведение сооружений.

Как отметила адвокат, партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова, Верховным Судом в очередной раз исследовался вопрос о том, являются ли конкретные объекты объектами недвижимого имущества и, стало быть, объектами налогообложения налогом на имущество организаций: «Эта категория споров сейчас, пожалуй, одна из самых многочисленных в рамках налоговых правоотношений».

Эксперт отметила: ВС РФ подтвердил ранее занятую позицию о том, что улучшения земельного участка являются с гражданско-правовой точки зрения именно его неотъемлемой частью. «И это, конечно, не может не означать, что такие улучшения не составляют объекта налогообложения налогом на имущество, поскольку согласно ст. 374 НК РФ объект налогообложения налогом на имущество должен быть отличной от участка вещью. Интересно, что во многих таких делах о квалификации объектов в качестве движимого или недвижимого имущества для целей налогообложения для Верховного Суда главными были критерии определения объекта основных средств, описанные в правилах ведения бухгалтерского учета. В рамках же рассматриваемого дела Суд наконец исследовал именно гражданско-правовые характеристики спорного объекта. Такой подход не может не радовать: он внушает надежду на то, что споров подобного рода станет меньше», – предположила Екатерина Болдинова.

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Анна Мастракова отметила, что ВС РФ дополнил позицию относительно критериев разграничения движимого и недвижимого имущества. «Нижестоящие суды, определяя площадки для размещения сооружений для добычи газожидкостной смеси как объекты недвижимого имущества, стоимость которых должна учитываться в целях исчисления налога на имущество организаций, руководствовались положениями НК и ГК РФ. Верховный Суд в данном вопросе квалифицировал спорные объекты не как часть сложных объектов недвижимости, а как улучшения полезных свойств земельного участка, которые не формируют самостоятельного объекта гражданских прав и их стоимость не включается в налоговую базу по налогу на имущество», – пояснила она.

По мнению эксперта, такой вывод Верховного Суда согласуется с нормами действующего законодательства, поскольку из норм п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что «улучшения земельного участка» (замощения, покрытия и др.) не относятся к объектам капитального строительства и не признаются объектами недвижимости». «Ранее ВС РФ неоднократно напоминал о том, что сами по себе критерии прочной связи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения назначения не позволяют решить вопрос о праве налогоплательщика на освобождение от налогообложения движимого имущества», – отметила Анна Мастракова.

Подборка наиболее важных документов по вопросу Водозаборная скважина недвижимое имущество нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. … Водозаборная скважина недвижимое имущество. Подборка наиболее важных документов по запросу Водозаборная скважина недвижимое имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Недвижимость: 210.00.13.11.111.

Источники
  • https://www.profiz.ru/eco/2_2021/kriterii-2398/
  • http://wellex33.ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82/59-skvajina-nedvijimost.html
  • https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-utochnil-pozitsiyu-o-kriteriyakh-razgranicheniya-dvizhimogo-i-nedvizhimogo-imushchestva/

Рейтинг
Загрузка ...