Смена застройщика при банкротстве долевое строительство

На протяжении всей процедуры банкротства ЗАО «ФЦСР» дольщиками неоднократно поднимались вопросы о защите их прав на оплаченные квартиры и о необходимости достройки нашего дома в самые короткие сроки. Неоднократно отстраненное руководство ЗАО «ФЦСР» выражало публично свое намерение незамедлительно приступить к строительству 18 корпуса.

Но следует обратить Ваше внимание на то, что говорить о возобновлении строительства 18 корпуса можно будет только тогда, когда будет выбран порядок продолжения этого строительства с точки зрения закона и наличия финансовых средств.

Согласно Параграфу 7 «Банкротство застройщика» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ) это может быть:

— создание ЖСК (статьи 201.10 » Погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства» и 201.11 » Погашение требований участников строительства путем передачи им жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ);

Инструкция: Что делать, если застройщик обанкротился?

— смена застройщика (с татья 201.15-1 «Особенности урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ):

«При урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику , который будет являться приобретателем (далее в целях настоящего параграфа — приобретатель). В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений».

Предлагая пойти по пути смены застройщика, инициативная группа прежде всего руководствовалась тем, что наш дом исключается из конкурсной массы и его судьба (строительство) не будет уже зависеть от банкротного процесса.

Разрешите теперь остановиться на вопросе о порядке смены застройщика более подробно, с юридической точки зрения. Потому что одних только заявлений о намерении достроить 18 корпус недостаточно.

Порядок смены застройщика регулируется положениями Параграфа 7 «Банкротство застройщика» (статьи 201.15-1 и 201.15-2) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ), а также Правилами принятия заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем, при урегулировании обязательств застройщика перед участниками строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. N 760.

В соответствии со статьей 201.15-1 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства лицо, имеющее намерение стать приобретателем объекта незавершенного строительства и земельного участка (прав на земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, имеющими требования о передаче жилых помещений (далее — лицо, имеющее намерение стать приобретателем), направляет заявление о таком намерении (далее в настоящей статье — заявление о намерении) в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному управляющему и в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (Уполномоченным органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Банкротство застройщиков: механизмы защиты дольщиков

К заявлению о намерении прилагаются документы, подтверждающие:

1) соответствие приобретателя требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

2) возможность финансирования завершения строительства объекта незавершенного строительства (сведения о собственных средствах и сведения о размерах финансирования, необходимого для завершения строительства объекта незавершенного строительства).

Заключение принимается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявления о намерении, направленного приобретателем в соответствии со статьей 201.15-1 Закона о банкротстве, с которым одновременно направляются следующие документы и сведения:

а) справка об остатках денежных средств на расчетных счетах приобретателя в кредитных организациях;

б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о приобретателе (в случае непредставления приобретателем такого документа Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);

в) копии деклараций по налогу на прибыль приобретателя за последние налоговый и отчетный периоды, предшествующие моменту подачи заявления о намерении;

г) справка об исполнении приобретателем-налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов;

д) сведения об объектах капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы приобретателю за последние 3 года, предшествующие году подачи заявления о намерении, содержащие информацию о дате начала и окончания строительства, о разрешениях на строительство (ввод в эксплуатацию) и об органе, их выдавшем, о планируемой дате ввода объектов в эксплуатацию и месте нахождения объектов;

е) сведения о наличии (отсутствии) у приобретателя нарушений требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. В случае если имел место факт привлечения приобретателя (лица, осуществляющего управленческие функции) к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, необходимо указать основание назначения административного наказания и реквизиты соответствующего постановления;

ж) сведения о наличии (отсутствии) среди учредителей (участников) приобретателя лиц, имеющих судимость за преступления в сфере экономики;

з) сведения о наличии (отсутствии) среди учредителей (участников) приобретателя лиц, привлеченных в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к солидарной и (или) субсидиарной ответственности по обязательствам иного юридического лица в течение одного года с даты исполнения обязательств, возникших из солидарной и (или) субсидиарной ответственности такого лица;

и) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность приобретателя за 3 года, предшествующие году подачи заявления о намерении, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год, в котором подается заявление о намерении;

к) аудиторское заключение, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение обязательного аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретателя;

л) документы, подтверждающие соответствие приобретателя требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

Читайте также:  Какие блоки лучше использовать для строительства бассейна

В соответствии с п.10 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет в арбитражный суд заключение о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем, в течение десяти дней с даты поступления заявления о намерении.

Основаниями принятия Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключения о возможности передачи имущества и обязательств застройщика приобретателю, за исключением случая, когда приобретателем является некоммерческая организация, являются:

а) соответствие приобретателя требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

б) наличие у приобретателя денежных средств и имущества в количестве (размере и объеме), достаточном для завершения строительства объектов, которые должны быть построены на земельных участках.

После получения положительного заключения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возможности передачи имущества и обязательств застройщика приобретателю объекта незавершенного строительства (согласно статье 201.15-2) конкурсый управляющий обращается в Арбитражный суд г.Москвы с ходатайством о передаче имущества и обязательств застройщика приобретателю в течение десяти дней с даты поступления денежных средств от приобретателя в соответствии с определением об удовлетворении заявления о намерении. В течение трех дней с даты поступления ходатайства конкурсного управляющего о передаче имущества и обязателств застройщика приобретателю Арбитражный суд г.Москвы выносит определение о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика.

Далее правоприобретателю передается объект незавершенного строительства. Начинается строительство 18 корпуса.

Теперь, после подробного разъяснения процедуры смены застройщика в процессе банкротства ЗАО «ФЦСР», надеемся, вопросов по этому возможному пути выхода из сложившейся ситуации у дольщиков не будет, а компании, публично выражающие намерение приступить к строительству 18 корпуса, от слов перейдут к делу.

P.S. для банкротного процесса ЗАО «ФЦСР» применяется Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ

Источник: 18kt.ru

Проблемы незавершенного строительства в рамках дела о банкротстве застройщика — введение нового механизма замены застройщика при банкротстве (Барабина М.П.)

В последнее время вопрос о банкротстве застройщиков довольно актуален в связи с новизной законодательства и присущими данной процедуре особенностями.
Во многих случаях строительство многоквартирных домов осуществляется на долевых началах («долевое участие в строительстве»), имея в виду распределение расходов по строительству между будущими собственниками расположенных в таком доме помещений («объектов долевого строительства») при отсутствии у лиц, вкладывающих денежные средства либо иное имущество в строительство, права на соответствующий земельный участок. Граждане участвуют в долевом строительстве многоквартирных домов с различными целями: от удовлетворения жилищной потребности до последующего получения прибыли от перепродажи жилого помещения, полученного в собственность .
———————————
см.: Алтухов А.В. Гражданско-правовая защита прав участников долевого строительства многоквартирных домов при несостоятельности (банкротстве) застройщика: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 2015. С. 3.

Законодательство о банкротстве относительно недавно пополнилось новым механизмом регулирования банкротства застройщиков (параграф 7 главы 9 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» , регулирующий данные положения, введен ФЗ от 12.07.2011 N 210-ФЗ), так как данная сфера имеет особенности и требует самостоятельного регулирования, а именно определенных процессуальных действий для обеспечения реализации и равной защиты прав граждан — участников строительства. Но, несмотря на, то что Закон в отношении данной категории должника довольно «молод», в нем уже отмечаются изменения.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вносит ряд изменений в регулирование процедуры банкротства.
———————————
СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. 1). Ст.

11.

В целом данные изменения направлены на урегулирование проблем незавершенного строительства, одной из которых является погашение требований участников долевого строительства при наличии у застройщика многоквартирного дома, строительство которого не завершено. Существующие способы погашения требований участников строительства преследуют цель — завершение строительства многоквартирного дома и последующая передача жилых помещений участникам строительства. В основе способов лежит правовой механизм замены застройщика.
Стоит отметить договор передачи объекта незавершенного строительства, земельного участка и обязательств застройщика (п. 8 ст. 201.15-2 Закона о банкротстве).

А именно обязанность перечисления со стороны приобретателя в счет застройщика разницы между стоимостью прав на объект незавершенного строительства, земельный участок и совокупным размером требований участников строительства (в случае если стоимость прав превышает совокупный размер требований) (п. 3 ст.

201.15-1 Закона о банкротстве), так же как и альтернативную возможностью получения права требования к застройщику в размере разницы между стоимостью получаемых объектов и совокупным размером указанных требований (в случае если стоимость прав меньше совокупного размера требований) (п. 4 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве).

Членами данных организаций вправе быть все участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства). В создании ЖСК наряду с их членами могут участвовать и иные лица в случае, если жилых помещений в объекте незавершенного строительства после его завершения будет больше, чем необходимо для удовлетворения требований всех участников строительства (п. 9 ст. 201.10 Закона о банкротстве). При этом права на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются ЖСК в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений. Однако данные меры, хотя и носят прогрессивный характер и способствуют удовлетворению жилищных потребностей и защите имущественных прав граждан-участников строительства, не в состоянии полностью обеспечить приоритетную защиту «граждан — участников строительства как непрофессиональных инвесторов» .
———————————
Марков П.А. О некоторых проблемных вопросах правового регулирования банкротства застройщика // Институт несостоятельности (банкротства) как инструмент повышения эффективности рыночной экономики: Сб. ст. под ред. проф., д.ю.н. С. Карелиной. Москва, 2014. С. 1018 — 109.

Согласно новому порядку имущество и обязательства передаются новому застройщику-приобретателю . В абз. 5 ч. 1 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве специально для целей параграфа установлено понятие приобретателя, таким образом, приобретателем может быть только юридическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к застройщику по Закону N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Тут же стоит отметить, что данное положение о приобретателе начнет действовать с 1 января 2017 года. В настоящее же время приобретателем согласно ч. 14 ст. 23 ФЗ от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» может быть только юридическое лицо, отвечающее следующим требованиям:
———————————
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. 1). Ст.

Читайте также:  Роль ипотеки в строительстве

11.

1) отсутствие процедуры ликвидации юридического лица;
2) отсутствие решения арбитражного суда о введении в отношении юридического лица одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) отсутствие решения о приостановлении деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сведений о юридическом лице — застройщике (в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
5) отсутствие в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведение которого осуществляется в соответствии с пунктом 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, сведений о юридическом лице — застройщике (в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица);
6) отсутствие у юридического лица недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными ко взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов застройщика, по данным бухгалтерской финансовой отчетности за последний отчетный период;
7) отсутствие у лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа застройщика, и главного бухгалтера застройщика или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, у застройщика судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и административного наказания в виде дисквалификации .
———————————
СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. 1). Ст.

11.

Встречным исполнением со стороны приобретателя является исполнение за застройщика полученных от него в порядке перевода долга обязательств. Заявление о намерении стать приобретателем подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве застройщика.

К заявлению о намерении прилагаются документы, подтверждающие статус застройщика по Закону N 214-ФЗ, и возможность финансировать завершение строительства. По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления.

Отдельно арбитражным судом по ходатайству арбитражного управляющего выносится определение о передаче прав и обязанностей застройщика приобретателю, которые переходят по договору передачи приобретателю объекта незавершенного строительства, земельного участка и обязательств застройщика. Данный договор регистрируется на основании определения арбитражного суда о переходе прав, о чем делается публикация (имеется в виду переход права). К приобретателю могут быть предъявлены требования только о передаче жилых помещений. Остальные кредиторы остаются в реестре требований кредиторов предыдущего застройщика.
Нельзя не отметить договор передачи объекта незавершенного строительства, земельного участка и обязательств застройщика (п. 8 ст. 201.15-2 Закона о банкротстве).

В частности, обязанность перечисления со стороны приобретателя в счет застройщика разницы между стоимостью прав на объект незавершенного строительства, земельный участок и совокупным размером требований участников строительства (при положительном значении разницы) (п. 3 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве), так и альтернативную возможность получения права требования к застройщику в размере разницы между стоимостью получаемых объектов и совокупным размером указанных требований (при отрицательном значении разницы) (п. 4 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве).
Данное нововведение можно сопоставить с механизмом замены застройщика, строящимся по модели договора купли-продажи, т.е. в деле о банкротстве застройщика, которому принадлежит объект незавершенного строительства (многоквартирный дом), должна быть обеспечена альтернативность вариантов реализации идеи замены застройщика и основанных на ней способов погашения требований участников строительства. Таким вариантом, помимо передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, может быть продажа объекта незавершенного строительства и земельного участка с условием о принятии покупателем на себя обязанности завершить строительство многоквартирного дома и передать расположенные в нем жилищные помещения участникам строительства. Право выбора одного из способов должно принадлежать собранию участников строительства .
———————————
См.: Алтухов А.В. Гражданско-правовая защита прав участников долевого строительства многоквартирных домов при несостоятельности (банкротстве) застройщика: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 2015. С. 28 — 29.

Таким образом, можно предположить, что механизм замены по модели договора купли-продажи может стать одним из альтернативных вариантов решения проблемы незавершенного строительства в рамках дела о банкротстве застройщика, учитывая, что предпосылки в виде обязанности «доплатить» разницу между стоимостью прав на объекта незавершенного строительства, земельный участок и совокупным размером требований участников строительства уже закреплены законодательно.

Читайте также:  Исковое заявление по просрочке договора долевого строительства

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
2. Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2016. N 1. Ст. 11.
3. Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в ред. от 01.05.2016) // СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 40.
4. Алтухов А.В. Гражданско-правовая защита прав участников долевого строительства многоквартирных домов при несостоятельности (банкротстве) застройщика: Автореф. дис. . к.ю.н. Москва, 2015. С. 3.
5. Марков П.А. О некоторых проблемных вопросах правового регулирования банкротства застройщика // Институт несостоятельности (банкротства) как инструмент повышения эффективности рыночной экономики: Сб. ст. / Под ред. проф., д.ю.н. С. Карелиной. М., 2014. С. 108 — 109.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: lexandbusiness.ru

Смена застройщика: законна ли без согласия дольщиков?

Смена застройщика

Смена застройщика

В первом полугодии 2019 года в РФ зафиксировано двукратное увеличение числа проблемных новостроек, строящихся по ДДУ – до 1845 домов. Прибыло и в армии обманутых дольщиков – сегодня их 44 тыс. человек. Введенные с 1 июля 2019 года ограничения, запрещающие застройщикам напрямую привлекать в проекты деньги дольщиков, проблему не решают – около 60 млн кв. м новостроек предстоит достроить по старым правилам.

Вопрос вызывает социальную напряженность в обществе, и один из путей его решения – смена застройщика вне процедуры его банкротства. Девелоперы самостоятельно продают недостроенные дома, привлекают инвесторов для совместного завершения проектов либо же смена застройщика проходит по инициативе местных властей, которые субсидируют новых застройщиков, если ситуация совсем плачевна.

Смена застройщика — обязательное условие согласие дольщиков

ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве…» вопрос смены застройщика на этапе строительства вне процедуры его банкротства (где это решает суд) не регулирует. В связи с этим к этому вопросу применяются общие нормы Главы 24 ГК о перемене лиц в обязательстве. Так, согласно ст.

392.3 ГК, при передаче прав и обязанностей по договору к другому лицу применяются нормы ГК об уступке требования и о переводе долга. А согласно п. 2 ст. 391 ГК, обязательное условие перевода долга на другое лицо – это согласие на то кредитора, в качестве которого, применительно к отношениям по ДДУ, выступает дольщик.

юрист по недвижимости

«Согласие дольщика – обязательное условие, чтобы смена застройщика по ДДУ произошла законно и с учетом интересов всех сторон, – утверждает руководитель юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев. Если первоначальный застройщик не признан банкротом, смена девелопера без письменного согласия дольщиков ничтожна и никаких правовых последствий не влечет. Застройщик, введенный в совместный проект без согласования с покупателями квартир, не будет нести ответственность за строительство – ответственным останется первоначальный застройщик. Аналогичные последствия ждут и в случае отказа дольщиков давать свое согласие», – отмечает юрист.

Эта позиция находит подтверждение и в судебной практике. Так, Высший арбитражный суд РФ в своем Определении от 06.03.2013 № ВАС-1673/13 по делу № А66-12732/2010 отказался признать соглашение о перемене лиц в обязательстве по ДДУ действительным, мотивируя свое решение тем, что такое соглашение будет действовать лишь в отношении тех дольщиков, которые дали свое письменное согласие. Для остальных же застройщиком должен оставаться первоначальный девелопер.

Согласие на смену застройщика должно быть оформлено в виде письменного документа индивидуально с каждым дольщиком – лишь такой договор будет являться актом надлежащего выражения и оформления согласия лица, являющегося участником долевого строительства (кредитором), на перевод долга и актом государственного признания сделки по переводу долга застройщика. Отсутствие индивидуального договора с каждым из дольщиков делает смену застройщика в результате продажи проекта либо введения нового инвестора ничтожной (решение Ленинского районного суда г. Пензы от 14.12.2011 по делу № 2-4054/2011).

«Если переуступка проекта новому застройщику не согласована с дольщиками, это создает риск злоупотреблений. Такой несостоявшийся застройщик может просто «кинуть» дольщиков, передав свои недостроенные дома юридическим лицам, оформленным на подставных лиц. Дольщику, чей объект стало достраивать другое лицо стоит заявить о своих правах и добиться согласования с ним на выгодных для него условиях. Это же стоит сделать и власти. Если новый девелопер не в состоянии отвечать по своим долгам – проблемы дольщиков придется решать за бюджетный счет», – резюмирует Кучембаев Алмаз.

Cмена застройщика по решению руководителю региона — продлили до 2024 года

31.12.2021 г. президент подписал закон и смена застройщика, как возможность передать многоквартирный долгострой новому исполнителю застройщику, была продлена до 2024 года. Казалось, этот вопрос должен решаться всегда одинаково, с учетом интересов всех сторон.

Если собственник не может достроить в срок разрешения на строительство, то долгострой через изъятие муниципалитетом или через банкротство застройщика находит нового владельца. Только очистившись от долгов прежнего владельца, актив готов к новому употреблению. Торги при этом позволяют хоть как-то удовлетворить других кредиторов, не дольщиков. Конечно, изъятие и процедура банкротства требуют время. Но до 2024 г. времени хватило бы.

Кроме того, такой институт достройки вообще трудно назвать успешным. Как правило, проблемные объекты настолько проблемны, а земельные участки в качестве компенсации новому застройщику власть подбирает настолько неинтересные, что никакой достройки не происходит.

В нашей практике есть примеры, когда смена застройщика привела к тому, что уже новый застройщик оказывался несостоятельным. К слову сказать, и в пояснительной записке к законопроекту нет никаких данных о результативности такой достройки. Но может такой порядок и не призван решать интересы дольщиков.

Часто руководители регионов находятся в близких отношениях с застройщиками в своих регионах. Застройщики не торопятся упасть в банкротства и получить требования о субсидиарной ответственности. Смена застройщика в обход традиционных процедур не только откладывает наступление негативных последствий, но более того, размывает ответственность первоначального.

Источник: almazlegal.com

Рейтинг
Загрузка ...