Сметное нормирование в строительстве что это такое

Присваиваемая квалификация: Инженер-сметчик

Категория слушателей: лица, имеющие высшее профессиональное профильное образование.

Содержание программы полностью отвечает требованиям нормативных документов:

  • ФГОС ВО 08.03.01 «Строительство».

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

По окончании обучения слушателю выдается диплом установленного образца (в соответствии с ч. 15. ст. 76 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”) о прохождении курсов профессиональной переподготовки с присвоенной квалификацией: «Инженер-сметчик».

Необходимые документы для поступления:

1. Подписанный и заполненный договор на обучение;
2. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*;
3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство;
4. СНИЛС;
5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Сметное нормирование в режиме импортозамещения

Документы принимаются в электронном виде (скан или фото хорошего качества) в форматах JPEG, JPG, PNG, doc, docx, pdf.

*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Полная стоимость обучения – 19800 рублей.

Для физических лиц доступна беспроцентная рассрочка на оплату обучения (6600 рублей + 6600 рублей + 6600 рублей). Первый платеж необходимо внести до начала обучения.

Источник: noc-razvitie.ru

Сметное нормирование и система сметных норм

Смешное нормирование — это система технических, организационных и экономических методов определения затрат труда работников строительства, времени, трудовых и материально-технических ресурсов на производство строительно-монтажных работ с целью разработки и обоснования сметных норм и нормативов. Смешной нормой называют совокупность ресурсов затрат ресурсов работников строительства, времени работы строительных машин и механизмов, потребности в строительных материалах изделиях и конструкциях, установленных на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Смешным нормативом называется комплекс сметных норм, расценок и цен, представленных отдельными сборнинами, содержащими требования по выполнению строительно монтажных работ, основу для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений.

Государственные сметные нормы являются первичным нормативным документом и служат для разработки единичных сметных стоимостей — единичных расценок. Эти нормы приведены в СНиП «Сметные нормы и правила» и отражают:

  • — данные о затратах труда, в человеко-часах:
  • — нормы времени строительных машин и механизмов, в машино-часах;
  • — нормы расхода материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций в натуральном выражении, в кубических метрах, штуках, тоннах.

Затраты труда определены исходя из средней продолжительности рабочего дня 6,82 ч. В связи с тем что СНиП включает поэлементные затраты на строительные работы, их называют Государственными элементными сметными нормами на строительные Конструкции и работы (ГЭСН).

Сметное нормирование в информационном моделировании

В элементных нормах предусмотрена определенная степень оборачиваемости материалов и деталей, выраженная в виде дроби. В числителе (показатели предназначены для определения сметной стоимости) приведена норма расхода материалов, в которой учтено нормальное число оборотов и возврат Материала получаемого при демонтаже после последнего оборота. В знаменателе (показатели предназначены только для определения количества завозимых на строительную площадь Материал при числе оборотов, принятом в нормах) Норма расхода материалов, в которой предусмотрено определенное число оборотов без учета возврата материала. Понятие оборачиваемость обозначает следующее: оборачиваемыми называются материалы и детали, которые могут участвовать в строительном процессе многократно.

  • — Локальный сметный расчёт
  • — Локальная смета
  • — Объектный сметный расчёт
  • — Объектная смета
  • — Сметные расчеты на отдельные виды затрат
  • — Сводный сметный расчет

Локальные сметные расчеты (сметы)

Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

  • — параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;
  • — объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
  • — номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;
  • — действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.

Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:

а) по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно- технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.; б) по общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.

При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществлении разработки технической документации для строительства несколькими проектными организациями; а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов (смет).

В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть.

Локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы: — по строительным работам — земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия, перегородки; полы и основания; покрытия и кровли; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.; — по специальным строительным работам — фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка; футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.; — по внутренним санитарно-техническим работам — водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.; — по установке оборудования — приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т.п.

Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль. Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин. Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением. Сметная прибыль-сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений, приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений. Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Возвратные суммы показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества, получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий, Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности реализации учитывается по сложившимся в регионе ценам. При составлении локальных смет на работы, осуществляемые в ходе реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, применяются сметные нормативы, в которых учтены условия производства таких работ. Основными методами, рекомендуемыми в настоящее время для определения сметной стоимости строительства, являются ресурсный и ресурсно-индексный. Применение этих методов возможно как в предпроектных проработках, так и в составе проектных материалов.

Для составления ресурсной ведомости могут на равноправной основе использоваться:

А. Проектные материалы. Это:

  • — ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ);
  • — данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин.

Б. Общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), а также ведомственные и местные производственные нормы расхода, материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков.

В. Сметно-нормативная база (нормативно- информационная база), введенная в действие с 1 января 1991 г. (сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиПы 4.02-91 и 4.05-91), в дальнейшем именуемые СНиР-91.

Г. Сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы.

Д. Собственная сметно-нормативная база пользователя.

Объектные сметные расчеты (сметы)

Объектные сметные расчеты — объединяют в своем составе (на объект в целом) данные из локальных сметных расчетов и подлежат уточнению, как правило на основе рабочей документации. Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в текущем уровне цен на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат». С целью определения полной стоимости объекта, необходимой дня расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включающая средства на покрытие лимитированных затрат. К лимитированным затратам относят затраты на строительство временных зданий, сооружений, дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые производственные, складские, вспомогательные, жилые, общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на: титульные и нетитульные. К нетитульным временным зданиям, сооружениям, приспособлениям и устройствам относятся кладовые и конторы прорабов и мастеров, складские помещения и навесы, душевые, туалеты, помещения для обогрева рабочих, заборы и ограждения, настилы, лестницы, обноски, приспособления но технике безопасности, временные разводки от магистральных сетей и др. Расходы по возведению, сборке, разборке, амортизации, ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений учитываются нормами накладных расходов. Средства на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в соответствующем проценте от затрат по итогу смет по всем локальным сметам, входящим в объектную смету (сметный расчет) по ГСН 81-05-01-2001 или ГСНр 81-05-01-2001.

Дополнительные затраты при производстве строительных и монтажных работ в зимнее время определяются по ГСН 81 -05-02-2001 или ГСНр 81-05-02-2001 в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ от итогов после учета средств на временные здания и сооружения с отнесением полученных сумм в соответствующие графы смет. В составе объектной сметы (расчета) учитывается также часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенные для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства при уточнении проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Размер резерва должен быть согласован заказчиком и подрядчиком для включения в смету в порядке, предусмотренном п.4.96 МДС81-35.2004. Определение суммы резерва осуществляется от итога затрат (вместе с временными зданиями и зимними удорожаниями) в установленном проценте к стоимости СМР. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

  • — уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);
  • — ошибками в сметах, включая арифметические, выявленными после утверждения проектной документации — изменениями проектных решений в рабочей документации и т.д. При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В том случае в договоре подряда должны предусматриваться порядок и сроки согласования дополнительной сметы на работы, которые могут дополнительно возникать в ходе строительства в случае внесения заказчиком в техническую документацию изменений принятых ранее проектных решений.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет.

В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади и т.п.

За итогом объектного сметного расчета (сметы) показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, определенных во всех относящихся к этому объекту локальных сметных расчетах (сметах). Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило в целом по стройке, лимит средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсация в связи с изъятием земель под застройку, расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти и т.д.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

Сводные сметные расчеты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.

Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство предприятия, здания, сооружения или его очереди составляется по образцу № 1, приведенному в МДС 81-35.2004. В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат. Позиции сводного сметного расчета стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений должны иметь ссылку на источник информации (сметные документы). Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и «общую сметную стоимость».

— Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Для строительно-монтажных, ремонтных организаций облагаемой налогом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), исчисленная исходя из свободных (договорных) цен на нее. При составлении сметной документации на строительство независимо от того, осуществляется оно подрядным или хозяйственным способом, следует предусматривать в сводном расчете средства на покрытие этого налога.

Сумма НДС принимается в размере 18% от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС»

К сводному сметному расчету, представленному на утверждение в составе проекта, прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

  • — ссылка на территориальный район, где расположено строительство;
  • — уровень сметных цен, в которых составлен расчет;
  • — перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство объектов;
  • — наименование генеральной подрядной организации;
  • — нормы накладных расходов и сметной прибыли;
  • — особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;
  • — особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;
  • — особенности определения для данной стройки средств по главам 8-12 сводного сметного расчета;
  • — расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений.
Читайте также:  Задачи связанные с проектированием и подготовкой строительства

Сводка затрат — это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с проектно-сметной документацией на объекты производственного назначения составляется проектно-сметная документация и на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.

Сметная стоимость — сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Сметная стоимость строительства, полученная в результате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребности в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты потребности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строительства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.

Сметная стоимость, в отличие от потребности в ресурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях — базисная, базовая и текущая сметная стоимость.

Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату. Базовая сметная стоимость строительства определяется при разработке тендерной документации и является для заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения подрядных конкурсов, формирования договорных отношений и определения договорной стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования заказчиком сметной документации.

Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости — текущих индексов.

Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта.

В современной системе ценообразования используются текущие цены — показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными природно-климатическими, административными, демографическими условиями, неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией строительных организаций, можно определять только для условно обособленных региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы однородных видов ресурсов для конкретных периодов планирования стоимости строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен. Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.

Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на подрядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика (статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли. Сметная прибыль в строительстве должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития строительной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для конкретного подрядчика по результатам формирования договорной (контрактной) стоимости строительства.

Источник: studwood.net

Сметчики о системе сметного нормирования в строительстве

На вопросы журнала “Строительство. ru ” о системе сметного нормирования в строительстве отвечает президент Союза инженеров-сметчиков, директор Департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.

— Павел Владимирович, со времени нашего разговора о коррупции в системе сметного нормирования в строительстве прошел ровно год. Надо сказать, та наша февральская беседа вызвала большой интерес: интервью с Вами вошло в тройку самых читаемых материалов нашего сайта в 2015 году. И его продолжают читать.

Главный «герой» того интервью — бывший директор Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) Евгений Ермолаев сегодня находится под следствием. А что за минувший год изменилось в этой системе в целом?

— Хочу сказать, что та история, о которой мы тогда говорили, получила продолжение. Есть определенные позитивные сдвиги.

Прежде всего, наконец-то покончено с коммерческой деятельностью. Раньше, во времена Ермолаева, около ФЦЦС кормилась куча всяких ООО, которые прикрывались символикой Минстроя. Это привело к тому, что органы ФАС на федеральном уровне и в более чем 40 субъектах РФ сейчас проводят проверки и выигрывают дела, требуя размещать сметные нормативы на сайтах региональных органов исполнительной власти.

То есть, иными словами, времена, когда сметные нормативы были некой тайной за семью печатями — их нигде нельзя было увидеть, прочесть, изучить, а можно было только купить за деньги, — эти времена постепенно проходят. Нормативы становятся общедоступными.

Хочу отметить, что и Минстрой в этом плане исправился и теперь публикует документы со всеми приложениями, с которыми всегда можно ознакомиться. И правительство Москвы вынуждено было разместить на сайте в открытом доступе свои территориальные сметные нормативы.

Подобное повышение информационной открытости — очень хорошее дело. Минстрой сейчас подготовил проект постановления Правительства о создании информационной системы ценообразования в строительстве. Я считаю, это шаг очень позитивный. Когда в общедоступной форме будет и банк данных, и цены, и нормативы, и индексы.

Наводится определенный порядок с так называемыми индивидуальными сметными нормативами. Но здесь есть одно маленькое противоречие.

Общефедеральные сметные нормативы вносятся в реестр приказами министра. А индивидуальные нормативы для федеральных строек — только по распоряжению Правительства.

На мой взгляд, здесь нет логики. На заседании Правительства никакие сметные нормативы рассматриваться никогда не будут: кроме «Газпрома» я не вижу структур, которые способны вынести и, главное, провести такие вопросы через Правительство.

К чему это может привести? К тому, что будут пытаться проводить индивидуальные нормативы как общие. Что, в свою очередь, засорит сметно-нормативную базу какими-то нормами и расценками, которые имеют, мягко говоря, узкое применение. Это не очень хорошо, поскольку система ценообразования все-таки строится на общеприменительных технологиях и на принципе усреднения. И, к сожалению, отдельные сборники уже начинают засорять подобными нормативами.

Кроме того, за минувший год уже дважды сменилось руководство ФЦЦС.

— То есть там уже нет этого спортсмена?

— Да. Его уже тоже убрали и назначили вместо него… медика Сергея Фокина . Лично у меня по этому поводу очень серьезные вопросы.

Кандидат медицинских наук, бывший зам. главного санитарного врача г. Москвы, человек, не имеющий строительного образования, представитель совсем другой сферы. Такое кумовство я приветствовать никак не могу. Тем более когда речь идет о таком специфическом направлении деятельности, как сметное нормирование в строительстве.

А у нас к стройке такое отношение, как к футболу: все считают, что уж в этом-то они разбираются. Ничего хорошего из этого не выйдет. У меня вообще есть большие претензии к профессиональному уровню некоторых сотрудников Минстроя. Между прочим, эта ситуация явно не соответствует закону «О государственной службе», и такие люди даже аттестацию пройти не смогут. Так нельзя, господа!

Сам тот факт, что набрали много различной молодежи, можно только приветствовать. Но все-таки Минстрой — это не место для подобных экспериментов, для обучения на производстве. По моему глубокому убеждению, так поступать нельзя.

И это уже сказывается. Поверьте, я знаю, о чем говорю, поскольку с этой кухней хорошо знаком. Одним из факторов оценки ведомства у нас является количество транслируемых им законодательных инициатив. За последние полгода, начиная с осени, Минстрой развил бурную законотворческую деятельность. Но качество этих инициатив, честно говоря, вызывает большие сомнения.

Большая часть минстроевских инициатив в итоге не получила одобрения Правительства. Они не могут пройти процедуры согласования, есть большие претензии со стороны Минэкономразвития, Минфина, ФАС. И этот фактор серьезно осложняет жизнь всем тем, кто работает в данной сфере. Количество не означает качество.

— Перейдем к главному. Весной под руководством Президента России Владимира Путина пройдет заседание Президиума Госсовета, посвященное проблемам строительной отрасли. Насколько я знаю, вопросы технического регулирования и ценообразования в строительстве в его повестке значатся…

— Да, по моей информации эти вопросы будут обсуждаться на Госсовете. На эту тему уже сейчас много спекуляций и непрофессиональных суждений. Это вызывает тревогу. Тем более что Минстрой России в декабре попытался объявить о некой реформе ценообразования, назвав ее «400 дней». Честно говоря, звучит как-то не очень…

— «400 дней», «500 дней» — это все мы уже проходили…

— Вот-вот, и я об этом. Хочу сказать, что все это реформенное действо осуществлялось келейно. Обсуждалась эта реформа только на рабочей группе Общественного совета при Минстрое. И на том заседании никого из сметчиков вообще не было. Ни одного. Авторы программы попытались представить «400 дней» на комитете по ценообразованию и закупкам НОСТРОЙ.

Там она подверглась жесткой критике. Но все равно ей дают ход и собираются реализовывать. Большие претензии к минстроевскому видению дальнейшего развития отрасли в целом и системы ценообразования в частности есть у РСПП .

— Что конкретно профессионалов, и Вас в том числе, не устраивает в предлагаемой концепции реформы ценообразования?

— А пример можете привести?

— Да сколько угодно! Например, сейчас громко звучат голоса, что надо всячески развивать ресурсный метод — современный, прогрессивный и инновационный. Против этого никто не возражает. Но я просто хочу напомнить, что еще в 1992 году в системе тогдашнего Минархстроя была разработана концепция ценообразования и приняты методические указания к ней по разработке смет именно ресурсным методом. В 1994—1995 годах были приняты все методики по применению ресурсного метода в строительных, монтажных, пуско-наладочных работах.

В этот же период базовая организация министерства, ЦНИИЭУС (которая, к слову, и по сей день существует), разработала ресурсные сметные нормы. Они легли в основу государственных сметных нормативов и послужили базой для создания ресурсных сметных норм в Казахстане, Беларуси, Армении, Украине.

Если мы откроем действующие документы, в частности принятую в 2005 году «Методику определения стоимости в строительстве в Российской Федерации», в соответствующем пункте, где перечисляются методы определения стоимости, на первом месте стоит именно ресурсный метод.

Этот метод широко и успешно используется в целом ряде регионов России, практически у всех наших коллег по Таможенному и Евразийскому экономическому союзу. Никаких юридических, технических и методических препятствий применению этого метода на сегодняшний день не существует. Поэтому не нужно на голубом глазу заявлять, что, мол, это что-то новое и открытое только сейчас…

— Выдавать старое, особенно уже основательно подзабытое, за новое — эта наша национальная забава. Достаточно назвать нынешние попытки реанимировать системы ЖСК и ССК .

— Это так. Но здесь-то речь идет даже не о полузабытых, а об уже применяющихся вещах, которые выдают за новинку и открытие! Просто люди, которые пришли в Минстрой, судя по всему, знать не знали и ведать не ведали о том, что здесь было сделано до них.

Но если уж продолжать разговор о ресурсном методе, то не нужно думать, что он приведет к сокращению издержек и снижению стоимости бюджетных строек. Ничего подобного! Он приведет к увеличению стоимости.

Если взять любую федеральную стройку, посчитанную базисно-индексным методом, и пересчитать ее ресурсным методом при условии, что мы под ресурсы ставим фактические цены на материалы, изделия и конструкции, то итоги по ресурсной смете в 90 случаях из 100 будут на 15—30% выше, чем по смете, составленной базисно-индексным методом.

— Что же нужно сделать, чтобы ресурсный метод реально заработал?

— Только одно. Чтобы краеугольным камнем всей системы ценообразования в строительстве стал принцип формирования и контроля со стороны исполнителя, заказчика, проверяющих органов и органов экспертизы стоимости основных ценообразующих материалов. То есть тех, которые в любой смете составляют 95% стоимости строительных материалов. Такая смета становится наглядной, понятной.

Вот тогда эта система будет правильно ориентирована и выстроена. Вообще, любую строительную смету проверить очень трудно, говорю вам как профессионал. А двигаясь в том направлении, о котором я рассказал, мы колоссально повысим прозрачность сметной стоимости, сделаем ее объективной, а главное — проверяемой и читаемой.

И второй краеугольный камень системы ценообразования в строительстве заключается в следующем. Если мы не исправим абсолютно неадекватную, с технологиями 50-х годов прошлого века, сметно-нормативную базу, то все это теряет всякий смысл и превращается в бесплодную суету и имитацию деятельности.

Мы сейчас находимся в той ситуации, когда выезжать на багаже советских времен дальше уже невозможно. Мы просто уперлись в стену: сметные нормативы вошли в полное противоречие с реальным строительным производством. И пока мы это не исправим, все остальные действия бессмысленны.

Мы можем много и громко говорить об инновационных методах, но из-за того, что наша база неадекватна, стоимость строительства не будет соответствовать требованиям времени. В результате сметная стоимость деформирована и недостоверна! Дальнейшее переписывание советских норм приведет лишь к усилению деградации сметного дела и нарастанию коррупционных рисков и резонансных скандалов в сфере государственных закупок и нормирования.

— А в этом отношении движения со стороны Минстроя нет?

— Есть, но очень слабое. Откровенно говоря, я очень возмущен той ситуацией, которая сейчас сложилась. Я работаю с Минстроем с 1993 года. Все, что было сделано в сметном ценообразовании, происходило на моих глазах и при моем непосредственном участии.

Так вот, за все эти 25 лет никогда строительному ведомству не выделялись прямые деньги на разработку сводов правил, методик. И тем более никогда не выделялось государственное финансирование на разработку сметных нормативов. И вот, наконец, такое государственное задание появилось! До 2017 года на эти цели выделены огромные деньги: около 4,7 млрд руб. (см. справку — Ред. )

— Получатели — Минстрой и ФЦЦС. Назначение — разработка нормативов и СНиПов?

— Совершенно верно. В минувшем декабре ФЦЦС провел тендеры, на которых распределил около 630 млн руб. Так вот, итоги этих тендеров, конкурсная документация и сама суть происходящего повергли сметное сообщество в настоящий шок. Говорю это как президент Союза инженеров-сметчиков.

Читайте также:  Характеристика всех строительных материалов для строительства

— Что же так удивило профессионалов-сметчиков?

— Я могу рассказать. У нас 47 сборников на строительные работы, 41 сборник на монтажные работы, 17—19 сборников на ремонтно-строительные работы и еще целая куча других документов. Так вот, например, на разработку одного-единственного сборника №9 «Металлические конструкции» организаторы провели аж целых два конкурса, а на кону стояло более 65 млн руб.!

Но хочу сообщить, что нами этот сборник… уже давно переработан и сделан. И эта работа просто не стоит таких сумасшедших денег. Это смешно. Можно только догадываться, куда пойдут эти деньги.

— И не просто отмывание. Получается, они при этом еще вашу интеллектуальную собственность присваивают, то есть, попросту говоря, крадут. Надеюсь, все ваши разработки зарегистрированы в Федеральной службе по охране интеллектуальной собственности?

— Разумеется, все как положено. У нас сейчас 6 томов норм и расценок на новые технологии. Каждый месяц мы выпускаем новые нормы. 9-й сборник нами полностью переработан с учетом всех современных технологий. И то, что они творят, просто возмутительно.

При этом я далек от мысли, что они просто возьмут наши нормы и тупо их перекатают. Нет, они «творчески» передерут: переставят местами слова в предложениях, поменяют расположение некоторых главок и т.д. На Западе интеллектуальная собственность — это священная и неприкасаемая вещь. Вспомним, сколько судов было по этому поводу, в том числе с участием знаменитых музыкантов. А у нас — плевали на все это.

— Да потому, что эти господа прекрасно понимают, что мы, реальные разработчики сметных нормативов, замучимся с ними судиться! Потратим кучу денег на пошлины, адвокатов, судебные заседания, и что в итоге? Судьи у нас в этих вопросах не разбираются. Дела будут переноситься, начнут привлекать разных экспертов — в области сравнительного правоведения, авторского права, анализа литературных текстов и т.д.

Я эту кухню знаю. Это будет длиться годами.

— Дело известное. За это время или ишак сдохнет, или падишах умрет…

— Конечно. Они знают, что судиться с ними за свои права — себе дороже. Поэтому они будут еще больше наглеть. Но все равно говорить мы об этом не перестанем.

— Сколько же стоит победа в этих конкурсах, которые проводит обновленный ФЦЦС?

— Сборник государственных укрупненных сметных нормативов цены строительства «Объекты социальных отраслей», по их логике, тянет почти на 158 млн руб. Но, во-первых, этот документ достаточно вторичный и для сметного дела не особо нужный, да и качество его, мягко говоря, так себе. Это что-то типа прейскурантов, которые раньше выпускались.

Но главное не это. А то, что этот сборник НЦС… уже тоже есть, причем в ценах 2014 года. Кроме того, сам Минстрой ведет банк типовых проектов, отбирает и утверждает их. В этом банке типовых проектов, которые абсолютно безвозмездно достаются Минстрою, есть сметная документация, технико-экономические показатели. И из банка данных нужно просто выдернуть эти цифры и облечь их в нормы вот этого сборника на 30—40 страниц. Работы — максимум на две недели…

— А между тем оценили ее в 157 с лишним миллионов…

— Эта цифра просто ни в какие ворота не лезет. Все настолько очевидно, что просто диву даешься. По этому поводу мы еще в ноябре, до проведения тендера, писали руководству Минстроя (см. справку — Ред. ). Но ничего изменить не удалось.

— Получается, Ермолаев сидит, но дело его живет?

— А сейчас, в кои-то веки, родное государство выделило громадные деньжищи, да еще в кризис. То есть Ермолаев вынужден был крутиться, деньги зарабатывать с помощью своих ОООшек. А этим господам даже суетиться не нужно: деньги сами сверху свалились. Так?

— Абсолютно. Суммы упали, доселе невиданные. И это в то самое время, когда активисты ОНФ (дай Бог им здоровья) поднимают вопрос о госзакупке какой-то люстры, подсчитывают, во что обошелся депутатский или губернаторский банкет. Так и хочется им сказать: «Ребята! Какие люстры, вы о чем вообще? Сюда посмотрите. ».

Но дело в том, что чисто по-обывательски люстра, золотой унитаз или навороченный «Мерседес» людям понятен, а сборник «Нормативы цены строительства» для них — темный лес. Обычный, рядовой человек просто не в состоянии постигнуть все масштабы происходящего.

Поэтому, прикрываясь тем, что люди просто не разбираются в этих вопросах, сейчас просто тупо «распиливают» государственные бюджетные средства, деньги налогоплательщиков. То есть наши с вами денежки — сотни миллионов, выделяемых в это трудное для страны время на разработку нормативов.

Причем ни я, ни мои коллеги-сметчики, профессионалы высокого класса, специалисты в этой области, даже принять участие в конкурсах не можем.

— А что же вам мешает поучаствовать?

— Очень просто. Если речь идет о таких суммах, как те же 157 млн, то у нас не хватит денег даже на обеспечение банковской гарантии, которую мы, не будучи государственными организациями, обязаны представить для участия в конкурсе. 5% от цены на обеспечение заявки и 30% — обеспечение контракта — никакой банк нам таких денег не даст. Меня просто пошлют куда подальше, и этим все дело кончится.

Понимаете, это изначально так было придумано: такие крупные лоты и все прочее, чтобы не пустить реальных разработчиков.

— А у кого есть такие деньги? Кто участвует в конкурсах? Давайте уже выкладывайте, как говорит наш Президент, явки, фамилии, адреса. Может быть, и до него дойдет, раз уж пошел такой разговор в преддверии Госсовета…

— Пожалуйста. Заглянув в официальные документы по итогам тендеров (см. справку — Ред. ) мы видим, что выиграли, главным образом, госконторы или организации с государственным участием которым по закону не нужно предоставлять банковскую гарантию и резервировать крупные суммы для участия в конкурсе.

Например, АО «Институт Экономики и развития транспорта». Эта структура близка к Минтрансу и фактически им контролируется. Она выиграла конкурс на разработку НЦС (укрупненных нормативов цены строительства) по объектам автодорог, железных дорог, мостам на сумму 135,9 млн. руб.

ОАО «Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве» (ЦНИИЭУС). Это практически подведомственная Минстрою организация. За новые методики для ценообразования для ценообразования получит 72 млн руб.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и ЖКХ РФ». Это федеральное бюджетное учреждение, напрямую подведомственное Минстрою, выиграло 2 лота и получит 65,4 млн руб. за работу по инвентаризации, актуализации и дополнению ГЭСН и ФЕР с учетом всех новых строительных технологий, материалов и механизмов.

Идем дальше. ООО «Московская государственная экспертиза строи-тельных проектов». Это фирма создана бывшим руководителем Москомэкспертизы и, понятное дело, аффилирована с этой госструктурой. Она выиграла сразу 3 лота на разработку НЦС для административных зданий, жилья и социальных объектов на общую сумму 230,2 млн руб., что просто поражает воображение.

ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова. Эта структура, выиграв конкурс на разработку НЦС по инженерным сетям, получила 67,4 млн руб.

— То есть, сюда не удалось прорваться никому из нормальных компаний-сметчиков?

— Нет, к счастью, двум небольшим фирмам, похоже, удалось. Это ООО «РИК», за которым стоят реальные разработчики сметных программ, я их лично знаю. Они выиграли конкурс на разработку Классификатора строительных ресурсов, за что получат 45 млн руб.

Также отличилось ООО «КСК Технологии». Эту компанию я не знаю. Она выиграла лот, в соответствии с которым разработает концепцию для государственной информационной системы ценообразования на сумму 10 млн руб.

— Хорошо, конкурсы проведены, победители определены. Что будет происходить дальше?

— Ясно, что это тривиальное отмывание денег. Практически все вышеперечисленные структуры не имеют сколько-нибудь серьезных научных сил в области ценообразования. Это я вам авторитетно заявляю. А дальше будут привлечены соисполнители (по типу субподрядчиков), и, по поступающей ко мне информации, это уже пытаются делать.

Дальше эти деньги пройдут через соисполнителей, через чьи-то третьи руки. Затем большая их часть будет обналичена в «помойках» и откачана тем людям, которые этим вопросом занимаются.

— А это, простите, кто?

— Фамилии я называть не буду, чтобы не тратить время на суды. Но могу предположить, что в этой афере участвует чиновник Минстроя самого высокого ранга.

— Разрешите уточнить, у него есть строительное образование?

— Нет, строительного образования у этого человека нет. Кроме него в этих делах, по моей оценке, участвуют как минимум один руководитель департамента, а также два руководителя и один заместитель руководителя подведомственных учреждений.

— В принципе, ряд фамилий в СМИ уже звучит . Как говорится, имеющий уши да услышит… Павел Владимирович, как Вы считаете, если мы с Вами сейчас об этом громко и на всю страну заявим, что-то изменится? Ведь то, о чем Вы рассказали, — это подсудное дело. Здесь уже пора правоохранителям подключиться…

— Давно пора. Знаете, я человек терпеливый.

— …и не робкого десятка.

— За минувшие 20 лет чего только не повидал и не испытал. Но вот эта ситуация, которая происходит сейчас, в кризисное время, повергла меня в шок. Я считаю, что это оскорбление всего сметного сообщества, настоящий плевок в лицо всем честным сметчикам. И это дело так оставить нельзя.

Об этом нужно в колокола звонить: говорить, писать, рассказывать людям. В том числе с помощью вас, журналистов. Нужно сделать все, чтобы на грядущем Президиуме Госсовета по строительству кое-кто не блефовал по данному вопросу. Чтобы руководству страны, извините, лапшу на уши не вешали.

— Как Вы считаете, раз в деле замешаны такие высокопоставленные чиновники, без Президента уже не обойтись? Опять вся надежда — на ручное управление?

— Вообще-то у отрасли есть курирующий вице-премьер — Дмитрий Николаевич Козак . Есть еще один вице-премьер, Игорь Иванович Шувалов , который тоже в своей части курирует деятельность Минстроя. Честно говоря, я не считаю, что по каждому поводу надо бежать к царю-батюшке, перескакивая через все головы. Но если другие все пути будут исчерпаны, а ситуации не изменится, естественно, нужно доводить информацию и до первого лица.

— Но наш разговор хочется закончить на позитивной ноте. Что вы, инженеры-сметчики, предлагаете рассмотреть Госсовету? Куда нужно двигаться, с вашей точки зрения? В какую сторону?

— Двигаться нужно туда, куда идет весь мир, в том числе и наши ближайшие соседи — члены ЕАЭС. Например, Беларусь перевела еврокоды, и мы сейчас пользуемся их переводами. Казахстан перевел те же еврокоды, перешел на ресурсный метод. В общем, соседи идут вперед, а нас пытаются тянуть назад — к совковой лопате, в дремучее советское прошлое.

Предлагают нам в очередной раз переписать устаревшие СНиПы, замшелые сметные нормативы и жить в иллюзии, что у нас от этого повысится качество и безопасность строительства. Но этого, увы, не произойдет.

И еще. Не те сегодня времена, чтобы на федеральных стройках делать 30—40-процентные откаты. Эти вещи просто недопустимы, их нужно выжигать каленым железом.

Минстрой предложил программу «400 дней», а мы, исходя из уже принятых ведомством решений, сформулировали основные шаги, которые, с нашей точки зрения, вполне можно сделать за 60 дней (см. справку — Ред. ). Подчеркну: речь идет не о революции, а о развитии уже принятых решений.

Мы считаем, что в сметном деле полно проблем, но нет неразрешимых. Предлагаемые первые шаги можно, безусловно, детализировать и дополнить. Но этого пока не требуется. А требуется политическая воля. Пока — со стороны руководства Минстроя. А иначе эту самую волю может проявить высшее руководство страны.

Но уже — с последствиями.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

СПРАВОЧНО

На что пойдут миллиарды

По оценке Союза инженеров сметчиков, из 4,7 млрд руб., выделенных государством до 2017 года, около 70% будет направлено на разработку и актуализацию сводов правил (СНиПов).

За первое полугодие реализации программы по реформированию системы технического регулирования в строительстве разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых утверждены в 2015 году.

Всего до конца 2017 года предстоит подготовить порядка 380 нормативных технических документов.

Методика определения стоимости их разработки утверждена приказом главы Минстроя в 2015 году. Исходя из этого документа, разработка одного СНиПа правил в среднем составляет 5 млн руб., что пока не вяжется с результатами декабрьских тендеров.

Оставшиеся 30% выделенных средств будут направлены на разработку и актуализацию нормативов ценообразования в строительстве, полагают эксперты. Всего в строительной отрасли применяется более 40 тыс. сметных нормативов, собранных в несколько сотен сборников. Предстоит обновить не менее трети нормативов. Но если оплачивать один сборник суммами в 157 млн руб., никаких государственных средств не хватит.

Это свидетельствует только об одном: о том, что цена неадекватно завышена, считает президент СИС Павел Горячкин. По его оценкам для успешной разработки и актуализации сводов правил вполне достаточно 1,5 млрд. руб., а разработка и актуализация сметных нормативов и методик в целом не должна стоить дороже 500 млн руб.

Что предлагает Союз инженеров-сметчиков

· Из Федерального реестра исключаются все индивидуальные сметные нормативы и осуществляется их ревизия.

· Индексы Минстроя на I квартал 2016 года выходят в принципиально новом формате с разбивкой по видам строительства и элементам прямых затрат (оплата труда, машины, материалы + общие индексы СМР);

· В приказах о рыночной стоимости кв. м слово «рыночной» заменяется на «расчетные показатели стоимости, предназначенные для. ».

· В ГЭСН и ФЕР вносятся оперативные исправления по уже очевидным ошибкам.

· Действие самих нормативов ограничивается 1 января 2018 года, и принимается решение о создании по-настоящему Новой сметно-нормативной базы для ее применения с 1 января 2018 года.

· По мере разработки новых нормативов они оперативно включаются и в старую базу до момента введения новой.

· Сметная прибыль возвращается к исчислению от сметной себестоимости, дифференцируется по видам строительства и работ и корректируется по мере необходимости.

· Для отдельных видов строительства и работ с небольшой номенклатурой ресурсов приоритет отдается ресурсному методу.

· Одновременно с разработкой новой элементной базы начинается разработка Нормативов цены конструктивных решений (НЦКР) с перспективой их внедрения для расчета НМЦК и стадии «Проект».

· Основная работа по мониторингу цен на материалы переносится на региональный уровень.

· Отменяются декабрьские конкурсы ФЦЦС и готовятся новые. За 700 млн. можно очень много разработать Максимальные лоты — не более 20 млн.

· Действующее руководство ФЦЦС увольняется.

· Исключается одновременное существование филиалов ФЦЦС и региональных органов по ценообразованию;

· Любая коммерческая деятельность ФЦЦС только в рамках Устава.Все документы размещаются на сайте в полном объеме после их перехода в статус «официальных (Информационная система) и т.д.

Источник: www.spbplan.ru

Законодательная база Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05.01.2004 N 1 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы (ГСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в «Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации», систематически обновляемый Госстроем России.

Читайте также:  Угол естественного откоса в строительстве

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

2.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, корректировка нормативов в сторону их уменьшения не допускается.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) — к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм и расценок.

2.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

государственные сметные нормативы — ГСН-81;

производственно-отраслевые сметные нормативы — ПОСН-81;

территориальные сметные нормативы — ТСН-81;

фирменные сметные нормативы — ФСН-81;

индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике» системы нормативных документов в строительстве. Они принимаются и вводятся в действие Госстроем России в установленном им порядке. Государственные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности, при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации с привлечением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

К производственно-отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами Российской Федерации и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. Производственно-отраслевые сметные нормативы утверждаются соответствующим министерством (ведомством) по согласованию с Госстроем России.

Производственно — отраслевые сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы носят рекомендательный характер и становятся обязательными только после их утверждения или введения в действие соответствующим министерством (ведомством). Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Территориальные строительные нормы утверждаются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и вводятся в действие после регистрации их Госстроем России.

Территориальные сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. Территориальные сметные нормативы не должны противоречить государственным сметным нормативам.

Применение иных нормативов на территории субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением отдельных случаев, регламентированных соответствующими решениями Правительства Российской Федерации (при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и т.д.)

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, производственно-отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

Применение фирменных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается после их согласования с Госстроем России.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). При этом, в случае финансирования строительства с привлечением средств федерального бюджета, заказчик (инвестор) несет ответственность за экономное расходование средств.

Применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается также по согласованию с Госстроем России.

Индивидуальные сметные нормы и расценки, разработанные в дополнение к действующим сборникам сметных норм и расценок, направляются на регистрацию в Госстрой России.

В тех случаях, когда индивидуальные сметные нормы могут носить массовый характер, они разрабатываются, утверждаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.

Индивидуальные сметные нормы и расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении 10, не допускается.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, и фирменные и (индивидуальные) сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (прил. 1).

2.2.2. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

нормативы накладных расходов;

нормативы сметной прибыли;

сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),

укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),

сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),

укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,

сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ),

сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

показатели по объектам аналогам;

и другие нормативы.

Перечень действующих нормативно-методических документов Госстроя (Минстроя) России с их полным названием, на основании которых определяется сметная стоимость строительства периодически обновляется Госстроем России.

2.2.3. Применение и разработка элементных сметных норм и расценок

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.

2.2.3.2. Государственные элементные сметные нормы являются составной частью межотраслевой системы документов в строительстве. Порядок разработки, утверждения и применения сборников ГЭСН регламентируется соответствующими методическими документами, вводимыми в действие Госстроем России. Номенклатура элементных сметных нормативов приведена в приложении 11.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСНс);

сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

2.2.3.3 Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для уникальных зданий и сооружений таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Вносить изменения в утвержденные государственные элементные сметные нормы допускается в порядке установленном в разделе 2.2.5 настоящей Инструкции.

2.2.3.4. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

2.2.3.5. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в чел.-ч;

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов чел.-ч;

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

2.2.3.6. В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено, в чел.-ч;

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

2.2.3.7. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

2.2.3.8. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

2.2.3.9. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее — ТЕР) и отраслевые (далее — ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района, утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они используются во всех отраслях народного хозяйства.

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники территориальные единичных расценок признаются введенными в действие с момента их регистрации в Госстрое России и включения в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) представляются на согласование в Госстрой России.

Согласованные Госстроем России сборники утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее — федеральные органы и отраслевые структуры) и затем включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Сборники ОЕР, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами по решению Госстроя России могут быть переведены в разряд федеральных сметных нормативов.

После утверждения и регистрации Госстроем России государственные федеральные, территориальные и производственно-отраслевые сметные нормативы издаются и распространяются.

Сборники Государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок являются собственностью Госстроя России.

Госстрой России имеет исключительное право на издание государственных сметных нормативов (ГЭСН и ФЕР).

Производственно-отраслевые и территориальные сметные нормативы издаются и распространяются в порядке установленном соответственно министерствами (ведомствами) и администрациями субъектов Российской Федерации.

Право издания и переиздания сметных нормативов принадлежит органу, который ввел их в действие.

2.2.3.10. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;

сметные цены на оборудование и инвентарь.

2.2.3.11. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, допускается разработка индивидуальных норм и расценок в соответствии с формами и порядком, установленным Госстроем России.

Решение о необходимости разработки индивидуальных норм и расценок принимает заказчик совместно с проектной организацией.

Утвержденные заказчиком (инвестором) индивидуальные нормы и расценки включаются в состав выпускаемой проектно-сметной документации

2.2.3.12. Условия применения расценок, включенных в сборники, приводятся в Общих положениях по применению сметных норм и расценок на строительные работы.

2.2.3.13. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000 г.;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

2.2.3.14. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

2.2.3.15. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов в соответствии с правилами, устанавливаемые Госстроем России

2.2.4. Порядок пересмотра и изменения сметных нормативов

2.2.4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей — ведущие организации-разработчики) сметных нормативов и органы, которые ввели в действие соответствующие сметные нормативы, должны систематически проверять действующие нормативы для определения их научно-технического уровня и подготавливать предложения по их обновлению.

2.2.4.2. Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

2.2.4.3. Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер.

Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: «Выпуск (далее проставляется порядковый номер)».

Регистрация и нумерация изменений и дополнений осуществляются в том же порядке, что и при первоначальном введении в действие сборников сметных нормативов.

2.2.4.4. При переиздании сметного норматива должны быть учтены все утвержденные к нему изменения. К обозначению (шифру) переизданного с изменениями документа добавляется звездочка. Звездочкой также должны обозначаться измененные пункты в соответствующем сборнике.

Источник: zakonbase.ru

Рейтинг
Загрузка ...