В настоящее время во исполнении ФЗ-135 от 01.07.2017 и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 аэропорты гражданской авиации и аэродромы государственной и экспериментальной авиации проводят работы по разработке проекта Решения и пояснительной записки к нему по установлению приаэродромной территории (далее — ПТ), которая формируется по границам семи подзон, в границах которых запрещено или ограничено строительство объекта в зависимости от его назначения и технических параметров.
Обоснование предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней 1-6 подзон с текстовым и графическим описанием местоположения границ формируется авиационной нормативной базой, что нельзя сказать по обоснованию размеров седьмой подзоны, характеризующей экологическое состояние вблизи аэродромов и маршрутов движения воздушных судов (далее — ВС).
Седьмая подзона является наиболее критичной в отношении размещения объектов при установлении ограничений в соответствии с требованиями по обеспечению санитарных норм по шуму, загрязнению атмосферного воздуха и уровню электромагнитного излучения. Площадь седьмой подзоны по неблагоприятному фактору шумового воздействия намного превосходит иные подзоны и является определяющей при установлении размеров ПТ.
Тема: «Согласование застройки на приаэродромной территории»
Состояние проблемы
Учет неблагоприятных факторов воздействия на здоровье населения, проживающего вблизи аэропортов был использован при разработке проектов санитарно-защитных зон аэропортов (далее — СЗЗ). Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в составе проекта должно было учитываться воздействие как наземных, так и воздушных источников. Если по наземным источникам методическая база для расчетов неблагоприятного воздействия имеется, то по ВС она практически отсутствует, поэтому санитарные разрывы в составе проектов СЗЗ в последние годы органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) не рассматривались, а немногочисленные проекты санитарнозащитных зон (далее — СЗЗ) уже прошедшие последующий этап работ — установления СЗЗ принимались (в противоречии с п. 2.6) без санитарных разрывов.
Следует отметить, что в последнее время практически все экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендовали разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов до границ землеотвода и соответствующих санитарных разрывов, что было выгодно и аэропортам — не надо проводить защитные мероприятия. Данный подход был реализован, например, для аэропортов Внуково, Домодедово, Пулково и Шереметьево в виде не учета значимых источников и их неблагоприятного воздействия.
Указанные действия продиктованы следующими причинами. Первая причина — отсутствие контроля за проведением защитных мероприятий и ответственности за отселение людей, проживающих в СЗЗ, то есть не регламентировано за чей счёт вести отселение: за счёт муниципальных органов власти или аэропортов. Вторая причина — не регламентировано ограничение жилищного и дачного строительства в зоне санитарных разрывов авиационного шума, что косвенно сегодня повторяется в проектах, разрабатываемых ПТ. Какую-либо ответственность за «согласованные» в итоге размеры расчетных СЗЗ и санитарных разрывов не несут ни разработчики проектов СЗЗ, ни экспертные организации, ни территориальные органы Роспотребнадзора. Сказанное явилось следствием многолетнего не урегулирования вопросов комплексной санитарногигиенической оценки деятельности аэропортов (аэродромов), что как мы сейчас видим повторяется при установлении седьмой подзоны ПТ.
Как согласовать строительство с культурным наследием? Получение разрешения на строительство пошагово
Поэтому попытка каким-то образом учесть влияние наземных объектов посредством разработки проектов СЗЗ фактически закончилась неудачей, что подтверждает Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 №635), которое предусматривает принятие решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны аэродрома после установления ПТ соответствующего аэродрома. Таким образом, понесенные аэропортами гражданской авиации с 2007 г. значительные временные и финансовые затраты на разработку проектов СЗЗ оказались напрасны.
Как и в случае с разработкой проектов СЗЗ сегодня повторяется история отсутствия методического обеспечения разработки проектов седьмой подзоны ПТ и отсутствие требований к проведению их экспертизы. Наглядным примером является утвержденные Минпромторгом границы седьмой подзоны в составе ПТ аэродрома Воронеж (Придача) ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное Общество», когда седьмая подзона установлена по границам ранее разработанного проекта СЗЗ без учета зашумления территории при испытательных полетах ВС (санитарных разрывов), что фактически лишает предприятия права на производство полетов и позволяет застройщикам размещать объекты без учета воздействия авиационного шума (далее — АШ) в непосредственной близости от границ аэродрома.
Проблемы, связанные с воздействием АШ и необходимостью защиты от него, требуют постоянного контроля при планировании землепользования. Воздействие АШ, как правило, оценивается по площади контуров шума вокруг аэропортов, а также по числу людей, проживающих на территории в пределах этих контуров. Контуры шума заданного индекса представляют собой размеры приаэродромной территории аэропорта, на которой уровни шума превышают соответствующие пороговые значения.
В последние годы в России постоянно наблюдается приближение жилой застройки к маршрутам полетов и границам аэродромов. Это значительно ухудшило условия проживания вблизи 30 самых загруженных аэропортов страны и увеличило численность населения, находящегося в границах контуров АШ в ночное время (Lэкв = 45 дБА), до 6,5 миллионов человек. Проведенные измерения АШ на территории поселков, на придомовой территории и в жилых помещениях, зафиксировали превышения значений предельно допустимых (по СН 2.2.4/2.1.8.562-96) уровней шума до 25-35 дБА (по эквивалентному значению) и до 25-40 дБА (по максимальному значению).
Эта проблема обсуждалась 21 июня 2013 г. на коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В решении коллегии «О состоянии и проблемах организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за санитарно-защитными зонами аэропортовых комплексов на территории РФ» было отмечено, что самая неблагоприятная обстановка наблюдается в аэропортах Московского авиаузла и аэропортах: Пулково, Краснодар, Екатеринбург, Адлер, Большое Савино (Пермь), Минеральные Воды, Толмачево, Саратов, Стригино (Нижний Новгород), Сыктывкар, Уфа. Указывалось, что одной из причин сложившейся ситуации является повсеместное отсутствие линий градостроительного регулирования зоны ограничения жилой застройки по условиям АШ.
В свою очередь, несмотря на происходившее увеличение интенсивности полетов, целенаправленная политика государств-членов ЕС в сфере управления авиационным шумом и развития законодательных требований к зонированию соответствующих территорий, позволила стабилизировать уровни шума в аэропортах Европы и их окрестностях, а также добиться сокращения размеров контуров АШ. В период с 2005 по 2014 в 2 100 аэропортах площадь контуров АШ снизились на 2% в дневное время суток (Lden) и 1% в ночное время суток (Lnight). Численность населения, подвергавшегося воздействию АШ с уровнем выше Lden=55 дБА на территориях вблизи 91 европейского аэропорта с количеством 50 000 полетов в год, в 2014 г. составила около 5 миллионов человек.
Выполнение работ по обоснованию границ седьмой подзоны
Объем и возможность качественного исполнения работ, включающих «…соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека …» изложен ниже.
Расчет рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
Анализ выполненных с 2007 по 2018 год проектов санитарных разрывов показывает, что когда в составе проекта СЗЗ выполнялся расчет приземных концентраций загрязняющих веществ (далее — ЗВ) от авиационных двигателей ВС при их летной эксплуатации, он производился по «Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86). Для расчетов использовался метод построения площадных источников по траектории движения ВС, который не применим для этих целей. Также вызывает большие сомнения в достоверности полученных расчетных результатов нового подхода (взамен ОНД-86), изложенного в «Методах расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», который также не соответствует методам, применяемым в расчетных моделях, рекомендуемых КАЕП ИКАО, приведенных в приложении А Doc 10069 Доклад Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации.
Расчет и построение контуров авиационного шума
Анализ выполненных с 2007 по 2018 год проектов санитарных разрывов в составе проектов СЗЗ показывает, что контуры равного уровня звука авиационного шума, являющегося определяющим в размерах установленной ПТ, например, по максимальным уровням чаще всего просто не соответствуют истинным размерам, так как выполняются без какого-либо обоснования и расчетов, что и повторяется сейчас в выполняемых в настоящее время проектах седьмой подзоны ПТ. Расчеты контуров эквивалентного шума под предлогом наличия учета максимального контура, как большего по сравнению с эквивалентным, хотя для аэропортов с большой интенсивностью эксплуатации ВС (Внуково, Домодедово, Пулково, Сочи (Адлер), Шеремеьево и др.) превалирующее значение имеет именно размер контуров эквивалентных уровней, расчет которых чаще всего не производится и не отображается на картах местности, хотя, как следует из директивы Европейского Парламента и Совета Европы 2002/49/EC «Об оценке и регулированию шума окружающей среды», уровень эквивалентного шума является основным критерием оценки акустического комфорта территории.
Расчет зон границ воздействия электромагнитного излучения
Расчётные размеры зон допустимого уровня воздействия электромагнитного излучения и зон ограничения жилой застройки от наземных источников передающего радиотехнического оборудования (далее — ПРТО) в составе седьмой подзоны ПТ методически обоснованы и обычно подтверждены санитарноэпидемиологическими заключениями и протоколами измерений.
Оценка риска для здоровья человека
Самой трудной задачей при обосновании границ седьмой подзоны ПТ является выполнение обязательного требования по оценке риска для здоровья человека от вышеназванных факторов воздействия.
Если с оценкой риска воздействия электромагнитного излучения при наличии расчетных размеров СЗЗ от всех наземных объектов передающих радиотехнических объектов затруднений нет, то по двум другим факторам они имеются.
Из опыта разработки проектов санитарно-защитных зон аэропортов, в выполненных работах по оценке риска для здоровья населения по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха для аэропортов Домодедово, Шереметьево, Пулково, Екатеринбург, Самара, Н.Новгород, Омск, Остафьево и др. установлено, что на границе жилой застройки и расчетной санитарно-защитной зоны уровни риска находятся в пределах допустимых и приемлемых значений. В настоящее время при разработке проекта оценки риска седьмой подзоны требуется только выделение воздействия ЗВ при полетах воздушных судов, а расчеты до сих пор выполняются по суммарным значениям с наземными источниками, что не соответствует требованиям. Возникает вопрос: приемлем ли такой подход или нет?
Оценку риска здоровью населения от воздействия авиационного шума предлагается выполнять по МР 2.1.10.0059-12, которые требуют серьезной доработки, в части введения новых нормируемых величин, например, эквивалентного уровня средневзвешенного суточного шума (Lden). Специально выполненные одним из авторов исследования по изучению наличия связи влияния авиационного шума (самолет МиГ-31) на заболеваемость населения города Перми показали, что заболеваемость на объектах исследования (жилые районы), подвергающихся воздействию авиационного шума (более 80 дБА) и расположенных вне зон воздействия, однозначно не показывает явного различия и коррелируется с общегородской заболеваемостью.
Отсутствие в законодательных требованиях механизма проверки и инструментального подтверждения расчетных размеров границ седьмой подзоны не позволяет признать достоверными и использовать результаты в утверждаемых правилах землепользования и застройки. Если ранее за «согласованные» размеры расчетных СЗЗ и санитарных разрывов какую-либо ответственность не несли ни разработчики проектов СЗЗ, ни экспертные организации, ни территориальные органы Роспотребнадзора, то теперь установленные границы седьмой подзоны являются сдерживающим фактором развития территорий, как границы зон с особыми условиями ее использования, что накладывает определенные обязательства на всех этапах прохождения согласования документации. Сказанное выше обрисовало существующее положение, когда отсутствие методических проработок, обеспечивающих однозначное применение нормативно-правовых актов санитарного законодательства к сложным специфическим объектам воздушного транспорта, не позволит в итоге получить качественный документ градостроительного планирования.
Вызывает опасение ситуация, когда правильная задумка разработки проектов ПТ, сочетающая перспективное развитие аэропортов/аэродромов с исключением негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду посредством ограничения использования новых объектов недвижимости и осуществления деятельности постигнет незавидная судьба разработанных проектов СЗЗ аэропортов, когда права граждан на благоприятные условия проживания вблизи мощных источников неблагоприятного воздействия оказываются нарушены.
Авторами предлагается разработать методические рекомендации для дальнейшего утверждения в Роспотребнадзоре по обоснованию размеров седьмой подзоны, в которых использовать прошедшие апробацию методики Минтранса РФ «Метод по расчету контуров авиационного шума» и «Методика расчета концентраций загрязняющих веществ от выбросов двигателей воздушных судов в районе аэропорта», с использованием прошедшего верификацию КАЕП ИКАО программного обеспечения, а также переработать МР 2.1.10.0059-12.
Также необходимо обратить внимание на воздействие веществ, обладающих запахом на жителей авиагородков и близлежащих селитебных территорий, что является значимым фактором. Запах авиационного топлива распространяется на достаточно большие расстояния. Например, на территории поселка Изварино, откуда поступают постоянные жалобы на запах (500 метров от границ промузла аэропорта Внуково) при неблагоприятном юго-западном направлении ветра, который может не меняться несколько дней, в целях защиты от непереносимого запах в домах закрыты все окна.
Я хочу построить коттедж рядом с аэропортом Внуково. Соседи сказали, что строительство надо согласовывать с Росавиацией. Пытался найти информацию в интернете, но так и не смог разобраться.
Теперь границы приаэродромных территорий разделили на семь зон. Правила использования земель уточняются для каждого аэродрома в зависимости от его характеристик.
В 1 и 2 зоне можно размещать только объекты инфраструктуры аэродрома: здание аэропорта, взлетно-посадочные полосы, командно-диспетчерский пункт, перрон и места стоянок самолетов.
В 3 зоне действуют ограничения высоты объектов, при этом у каждого аэродрома свои ограничения. Как правило, обязательно согласовывают здания выше 50 м, но могут быть и другие тонкости.
В 4 и 5 зонах нельзя размещать объекты, создающие помехи навигации самолетов или угрожающие безопасности аэродрома: линии связи и электропередач, теле- и радиостанции, устройства сжигания газов и другие взрывоопасные объекты.
В 6 зоне запрещено размещать объекты, привлекающие птиц: мусорки, фермы и скотобойни. Наконец, в 7 зоне не рекомендуют строить здания из-за шума , вредных выбросов в воздух и электромагнитных излучений.
Если учитывать ваш случай, то ограничения на стройку частных жилых домов есть в 3 и 7 зоне. Строить в 3 зоне можно, если высота дома не мешает полетам, а в 7 зоне — если полеты не вредят здоровью жильцов. Жить впритык к аэродрому может быть опасно: шум от самолетов увеличивает риск инсульта, электромагнитное излучение провоцирует головные боли и проблемы с сердцем, а выбросы вредных веществ вызывают болезни горла и легких.
Кто согласовывает строительство
До 2014 года строительство в приаэродромной территории надо было согласовывать с начальником аэродрома. Но Верховный суд отменил это правило из-за того , что оно противоречило воздушному кодексу.
В воздушном кодексе была статья 46, по которой согласовывать строительство нужно было с собственником аэропорта. У многих собственников был общий бизнес с крупными застройщиками, поэтому статью отменили, чтобы ею не злоупотребляли.
Сейчас правительство поручило аэродромам разработать четкие правила, что и где можно строить на их приаэродромных территориях. Этот процесс только начался, например аэродром Внуково сообщил, что еще готовит соответствующий проект.
У большинства аэродромов есть предварительная информация о необходимой им приаэродромной территории. При принятии итогового решения эта территория может увеличиться или, наоборот, уменьшиться.
До того как будет принято итоговое решение, строительство надо согласовывать с органом, в ведомстве которого находится аэродром. Если у нас гражданские аэродромы — согласовывать надо с Росавиацией, если военные аэродромы — с Минобороны, а если аэродромы экспериментальной авиации — с Минпромом.
Один житель Воронежа хотел построить дом на своем участке недалеко от аэродрома. Он собрал все документы, за исключением согласия Росавиации. Но без этого согласия местная администрация отказалась признавать строительство дома законным.
Гражданин пошел в суд и сначала выиграл его. По мнению суда первой инстанции, в градостроительном кодексе ничего не сказано о согласии Росавиации и, значит, его получать не надо. Вышестоящий Воронежский областной суд согласился с таким решением.
Оба суда поправил Верховный суд: требования воздушного законодательства тоже должны учитываться местными администрациями при рассмотрении документов на строительство. Поэтому проект надо согласовывать и с Росавиацией.
Если вам затягивают согласование или необоснованно отказывают, можно обратиться в суд. Так, одной строительной фирме удалось выиграть суд с администрацией Архангельска.
Застройщик никак не мог получить согласие у Минобороны, а из-за этого администрация не предоставляла разрешение на строительство. Суд решил, что малоэтажный жилой дом не помешает аэродрому и стройка не должна простаивать из-за того , что приаэродромная территория все еще не установлена.
Когда строительство не надо согласовывать
В теории после принятия итогового решения о приаэродромной территории все должно быть проще и понятнее. Будет решено, где можно свободно строить дома, где их в принципе нельзя строить, а где можно, но не выше определенной высоты и этажности. Следовательно, и дополнительно согласовывать с инстанциями не потребуется.
На практике все еще возникают проблемы: приказы об установлении приаэродромных территорий публикуются без какой-либо конкретики, а вся информация содержится в приложениях к приказам, которых нет в открытом доступе.
По некоторым аэродромам уже появились разъяснения, в каких случаях не надо согласовывать строительство дома. Например, в Пермском крае есть аэродром Большое Савино, в приаэродромной зоне которого запрещено только строительство свалок, ферм, скотобоен и других объектов, где бывает много птиц.
Решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее — ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
3. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
4. Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.
6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.
8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Номер заключения 15.01.09.000.Т.000146.04.18 Дата 24.04.2018 Тип бланка заключения санитарно-эпидем. заключение на проекты, ТУ (терр.орг, 2005) Типографский номер бланка 1738339 Проектная документация Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Владикавказ СООТВЕТСТВУЕТ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации сухопутной и подвижной радиосвязи». СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».
Основание:
Заявление № 170 от 19.04.2018г. Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» от 19.04. 2018г. № 297. Действительно с приложением на 7-ми листах.
Фирма-разработчик ООО «Проект ЭкоСистема», 344018, г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, д. 94 «Е», офис, 313Российская Федерация Приложение
Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Владикавказ:
При рассмотрении «Проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Владикавказ» установлено:
Аэродром Владикавказ (Беслан) класса «В», аэропорт — 4-го класса, совместного базирования с авиационным отрядом особого назначения (АОСН) управления Росгвардии по РСО-Алания, находится в оперативном управлении ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» (Сертификат МАК № 098 А-М выдан 01.12.2014 до 26.11.2018; Регистрационный №8 в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации).
Аэродром Владикавказ (Беслан) расположен в 6 км. северо-восточнее г. Беслана и в 20 км. северо-западнее г. Владикавказа.
Тип аэродрома — горный, размеры ИВПП 3000 х 45 м, PCN 35/F/B/X/T оборудована средствами РТО для точного захода на посадку I категориии предназначен для выполнения рейсовых, учебно-тренировочных, контрольно-испытательных, испытательных и международных полётов. Полёты на аэродроме разрешены по правилам приборных полётов (ППП) и визуальных полётов (ПВП).
Географические координаты контрольной точки аэродрома (КТА):
Широта — 43° 12″ 18.56″ северной широты
Долгота — 044° 36″ 24.32″ восточной долготы
Абсолютная высота КТА аэродрома = +504м./ 1654″
Аэродром Владикавказ (Беслан) расположен на территории Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания на основании договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами:
— 15:03:0040102:47 — контролируемая территория аэродрома;
— 15:03:0040102:48 — привокзальная площадь международного сектора;
— 15:03:0040102:55 — привокзальная площадь аэровокзала;
— 15:03:0010104:18 — территория склада АВИА ГСМ;
— 15:03:040102:57 — земельные участки хозяйственной зоны.
Рельеф местности в районе аэродрома — холмистый по северной части, где проходит Сунженский хребет с превышением относительно аэродрома 416 м (г. Заманкул). К югу от аэродрома проходит предгорье Главного Кавказского хребта с превышением относительно уровня моря более 2000 м.
К северу от ИВПП на удалении 5-8км. протекает река Камбилеевка. Через район аэродрома с юго-востока на северо-запад протекает река Терек.
К югу от аэродрома проходят: автомагистраль М-29 и железные дороги Эльхотово-Владикавказ и Беслан-Назрань. Характерные радиолокационные ориентиры: город Владикавказ, Главный Кавказский хребет, река Терек. Наиболее крупные населенные пункты в районе аэродрома: г. Владикавказ, г. Беслан, г. Ардон, г. Назрань.
Приаэродромная территория — прилегающий к аэродрому участок земной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полётов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории (ст. 23 Федеральных правил использования воздушного пространства, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010г, № 138).
В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ), в целях обеспечения безопасности полётов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду, в районе аэродрома Владикавказ (Беслан) установлена приаэродромная территория, — зона с особыми условиями использования территории, включающую 7 (семь) подзон.
Границы подзон установлены в соответствии с Порядком установления приаэродромной территории, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации №1460 от 2 декабря 2017 г.
Согласно ст.2.4 и 2.5 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (утверждён приказом Минтранса РФ от 25.08.2015г. № 262), лётная полоса для ВПП классов А, Б, В и Г должна простираться на расстоянии не менее 150м за каждым концом ВПП и не менее 150м в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП.
С учётом вышеизложенного летная полоса аэродрома Владикавказ (Беслан) представляет собой земельный участок прямоугольной формы, включающий ВПП и территорию в границах от оси ВПП на расстоянии 150м в каждую сторону и удалении 150м от концов ВПП и имеет размеры 3300м х 300м. Координаты границ лётной полосы: (широта, долгота)
1. Е 43°12″31″ N 44°35″ 18″
2. Е 43°12″12″ N 44°37″ 32″
3. Е 43°12″05″ N 44°37″ 31″
4. Е 43°12″25″ N 44°35″ 16″
На «Проект обоснования возможности размещения ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» с ориентировочными расчетами ожидаемого химического и физического воздействия на атмосферный воздух», разработанного ООО «ПроектЭкоСистема» г. Ростов-на-Дону, получено положительное СЭЗ №15.01.09.000.Т.000059.02.12. от 23.03.2012г. Выдан также
Согласно Федеральному закону №128 от 08.09.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и дополнений внесенных Федеральным законом №309-Ф3 от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в статью 16 федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежит лицензированию деятельность по накоплению (срок накопления не более 6 месяцев) отходов I-IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности. Срок накопления отходов на территории аэропорта не превышает 6 месяцев, поэтому необходимости в получении лицензии на обращение с опасными отходами нет.
Для ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» разработан «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР) по которому получены лимиты от 20.09.2010г. Рег. № 739/10/184.
Обоснование размера санитарно-защитной зоны Аэродрома Владикавказ (Беслан) по фактору химического воздействия.
Имеется положительное СЭЗ №15.01.09.000.Т.000074.04.17 от 17.04.2017г. на проект «Предельно-допустимые выбросы (ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» ОАО «Международный аэропорт Владикавказ», разработанный ИП Мирзаевым Заурбеком Асланбековичем.
Анализ выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводился с учётом фонового загрязнения для веществ, уровень загрязнения которых на границе жилой или рекреационной зоны превышает 0,1 ПДК.
Проведены расчеты полей приземных концентраций приоритетных загрязняющих веществ в точках расчетной, ориентировочной СЗЗ аэропорта, склада ГСМ в различных направлениях восьмирумбовой розы ветров. Проведенные расчеты и натурные исследования подтвердили, что при функционировании Международного аэропорта «Владикавказ» превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для населенных мест, на ближайшей жилой зоне расчетной СЗЗ аэропорта и ориентировочной СЗЗ склада ГСМ не наблюдается.
Оценка шумового воздействия.
Определение границ расчетной СЗЗ по шумовому фактору воздействия для Аэропорта «Владикавказ» проводилось в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» базирующимся на ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный, допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
Нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука LAэкв и максимальный уровень звука LA, измеряемые в дБ (A).
На вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать:
Днем (с 7.00 до 23.00 ч) — эквивалентный уровень звука LAэкв. 65 дБ (А); максимальный уровень звука при единичном воздействии LA 85дБ (А).
Ночью (с 23.00 до 7.00 ч) — эквивалентный уровень звука LAэкв. 55 дБ (А); максимальный уровень звука при единичном воздействии LA 75дБ (А).
Допускается превышение в дневное время установленного уровня звука LA на значение не более 10 дБ (А) для аэродромов 1-го, 2-го классов и для заводских аэродромов, но не более 10 пролетов в один день.
«Международный аэропорт Владикавказ» использует одну полосу, взлеты с которой производятся в двух направлениях(2740 и 940), а посадки совершаются согласно схеме захода.
Проведенные расчеты шумового воздействия подтвердили, что при работе Аэропорта «Владикавказ» в режиме с максимальной нагрузкой, превышение гигиенических нормативов уровня шумового воздействия, на ближайшей жилой зоне и расчетной СЗЗ не наблюдается.
По представленным в проекте протоколам измерений шума на территории жилой застройки, в 5-ти контрольных точках превышений ПДУ не выявлено.
Определение зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропорта «Владикавказ» выполнялось при условии, что взлетно-посадочные операции самолетов осуществляются только днем, с 7.00 до 23.00.
В связи с небольшой проектной интенсивностью движения ВС в аэропорту, определение зоны ограничения жилой застройки проводилось по максимальному уровню звука при единичном пролете самолета. Построение «зоны» выполнялось в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума». М., Стройиздат, 1987.
Ширина зоны ограничения жилой застройки составляет 2 км по 1,0 км. в каждую сторону по оси ординат (ОZ) расположенной перпендикулярно оси ОХ в горизонтальной плоскость аэродрома.
Зона ограничения жилой застройки определена с учетом возможных отклонений самолетов от стандартных маршрутов полета.
Опробование двигателей ВС на территории аэродрома Владикавказ (Беслан) проводится 3-4 раза в год, так как собственных ВС ОАО «Международный аэропорт Владикавказ»не имеет. Место опробования ВС находится на расстоянии около 125 метров в северном направлении от здания АСС и аэродромной службы.
На приаэродромной территории аэродрома Владикавказ (Беслан) выделены следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществление деятельности:
Первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, т.е. контролируемая территория аэродрома.
Вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта, включает:
— земельные участки в границах контролируемой территории, аэровокзального комплекса и привокзальной площади;
— земельныеучастки склада ГСМ;
— земельные участки административно-хозяйственной зоны.
Координаты границ земельного участка склада ГСМ (вторая подзона):
1. N 43°11″46″ E 44°33″39″
2. N 43°11″47″ E 44°34″30″
3. N 43°11″52″ E 44°34″30″
4. N 43°11″52″ E 44°34″39″
5. N 43°11″46″ E 44°33″39″
Координаты границ земельных участков
административно-хозяйственной зоны (водозабор — вторая подзона):
1. N 43°11″41″ E 44°36″14″
2. N 43°11″43″ E 44°36″15″
3. N 43°11″46″ E 44°36″20″
4. N 43°11″41″ E 44°36″22″
5. N 43°11″40″ E 44°36″20″
6. N 43°11″41″ E 44°36″14″
Третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории, включает земельные участки в границах полос воздушных подходов установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Полосы воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации представляют собой конические наклонные поверхности, простирающимися вверх и в стороны от торцов взлетно-посадочной полосы), а вне этих поверхностей, поверхностями ограничения препятствий, установленными в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015г № 262.
На территории третьей подзоны в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома запрещается размещать объекты, запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения;
запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению видимости при заходе воздушных судов на посадку; запрещается деятельность (взрывные работы, стрельбы и др.), которая может привести к повреждению воздушного судна, заходящего на посадку или осуществляющего набор высоты после взлёта.
Четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны, включает земельные участки в границах зон действия средств радионавигации и посадки аэродрома.
Пятая подзона включает земельные участки в границах полос воздушных подходов с магнитным курсом взлета и посадки: ПВП с МКп = 94°, ПВП с МКп = 274°.
Границы полосы воздушного подхода аэродрома Владикавказ (Беслан) рассчитаны и определены в соответствии с «Порядком установления границ полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации», утверждённым Правительством Российской Федерации, и в соответствии со ст. 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
Полоса воздушного подхода представляет собой коническую наклонную поверхность, простирающуюся вверх под углом 2% и в стороны под углом 15% (±8,5°) от оси ВПП.
Территорией полосы воздушного подхода является проекция её границ на земную поверхность. Характеристики её границ:
ближняя граница — прилегает к концу лётной полосы, совпадает с ней по размерам и равна 300м;
дальняя граница — параллельна ближней границе, расположена на удалении 30км от конца лётной полосы и равна 9300м.
Примечание: продолжение осевой линии ВПП делит ближнюю и дольнюю границы на два равных отрезка, — 150м и 4650м, соответственно;
боковые границы — начинаются от ближней границы и расходятся под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии до пересечения с дальней границей.
Координаты границ земельных участков в полосе воздушных подходов (пятой подзоны):
ПВП с МКп = 94°:
Т1. N 43°12″24″ E 044°35″11″
Т2. N 43°12″34″ E 044°35″14″
Т5. N 43°13″13″ E 044°12″49″
Т6. N 43°18″08″ E 044°14″09″
ПВП с МКп = 274°:
Т3. N 43°12″13 » E 044°37″37″
Т4. N 43°12″03″ E 044°37″35″
Т9. N 43°15″02″ E 044°25″58″
Т9. N 43°12″46″ E 044°25″21″
В границах полос воздушных подходов (пятой подзоны) запрещается:
1. размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
2. размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения;
3. размещать объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
4. размещать объекты деятельность, которых может привести к ухудшению видимости на заходе на посадку;
5. размещать объекты деятельность (взрывные работы, стрельбы и др.), которых может привести к повреждению воздушного судна, заходящего на посадку или осуществляющего набор высоты после взлёта.
Шестая подзона аэродрома Владикавказ (Беслан) определены окружностью радиусом 15км с центром в контрольной точке аэродрома (КТА431219N0443624E), в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Седьмая подзона определена по границам, установленным согласно расчетам и натурным измерениям электромагнитного, шумового, воздействия, и концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Зоны определены в соответствии с Правилами установления приаэродромных территорий (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017г. № 1460)
Источник: schollufsin.ru
Федеральный закон от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 50, ст. 6245; 2015, № 29, ст. 4380) следующие изменения:
1) статью 46 признать утратившей силу;
2) статью 47 изложить в следующей редакции:
«Статья 47. Приаэродромная территория
1. Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее — ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
3. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
4. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Установление приаэродромной территории для сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее — сооружения аэродрома) и планируемых к строительству, реконструкции, осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений аэродромов, содержащимися в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и документации по планировке территории.
5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.
6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.
8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.».
Внести в статью 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2006, № 52, ст. 5498; 2011, № 30, ст. 4563, 4596; 2014, № 26, ст. 3377) следующие изменения:
1) в наименовании слова «городских и сельских поселений» исключить;
2) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.».
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 21; № 52, ст. 5498; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, 3616; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 48, ст. 6246; 2011, № 13, ст. 1688; № 17, ст. 2310; № 27, ст.
3880; № 30, ст. 4563, 4572, 4591, 4594; № 49, ст. 7015, 7042; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6390; № 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1651; № 43, ст. 5452; № 52, ст.
6983; 2014, № 14, ст. 1557; № 19, ст. 2336; № 26, ст. 3377; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст.
6640; 2015, № 1, ст. 9, 11, 86; № 29, ст. 4342; № 48, ст. 6705; 2016, № 1, ст. 79; № 27, ст.
4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4305, 4306; № 52, ст. 7494) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 1 после слов «зоны охраняемых объектов,» дополнить словами «приаэродромная территория,»;
2) статью 30 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:
«7. Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее — ограничения использования объектов недвижимости, установленные на приаэродромной территории).
8. Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.»;
а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, публичные слушания не проводятся.»;
б) дополнить частью 71 следующего содержания:
«71. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.»;
в) дополнить частями 82 и 83 следующего содержания:
«82. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о проведении публичных слушаний по такому проекту в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит направлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
83. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в случае, если проект правил землепользования и застройки противоречит ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, не позднее чем по истечении десяти дней с даты поступления проекта правил землепользования и застройки направляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание о приведении проекта правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, которое подлежит обязательному исполнению при утверждении правил землепользования и застройки. Указанное предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.»;
г) часть 15 дополнить словами «, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется»;
а) в части 1 второе предложение дополнить словами «, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется»;
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил. В случае, если установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория полностью или частично расположена в границах муниципального образования, орган местного самоуправления такого муниципального образования не позднее чем по истечении пяти дней с даты размещения утвержденных правил землепользования и застройки в федеральной государственной информационной системе территориального планирования уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о размещении указанных правил в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.»;
а) часть 2 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;»;
б) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.»;
в) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 11 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Предписание, указанное в пункте 11 части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано главой местной администрации в суд.»;
6) статью 40 дополнить частью 8 следующего содержания:
«8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.»;
а) часть 3 дополнить словами «, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории»;
б) дополнить частями 121 и 122 следующего содержания:
«121. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
122. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разр
Источник: www.kremlin.ru
Приаэродромная территория
Аэродромы и аэропорты – это специальные сооружения, предназначенные для обслуживания, приема и отправки воздушных судов, а также пассажиров, багажа, груза и почты, следующих воздушным транспортом.
Аэропорт – комплекс зданий и сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиаперсонал и других работников.
По мере непрерывного роста воздушных перевозок и открытия новых воздушных трасс увеличивается количество аэродромов с искусственными покрытиями, строятся и реконструируются аэровокзальные комплексы, технические здания и сооружения.
Аэропорты осуществляют регулярные и интенсивные полеты, прием и отправку пассажиров, багажа и грузов, организуют и выполняют техническое обслуживание воздушных судов. Все это требует выполнения жестких требований по эксплуатационному содержанию и ремонту аэродромных сооружений.
Успешная работа воздушного транспорта в большой степени зависит от четких и технологически взаимоувязанных действий служб аэропорта. Особая ответственность за эксплуатационное состояние и подготовленность аэродрома к полетам воздушных судов лежит на аэродромной службе.
Аэродром – земельный или водный участок специально оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов.
В недалеком будущем аэродромы и воздушные суда будут оборудованы средствами автоматической посадки и взлета. В таких условиях регулярность полетов в значительной степени будет зависеть от подготовки летного поля к полетам, а метеорологическая обстановка уже не будет причиной отмены или задержки рейса.
Аэродромные сооружения под воздействием эксплуатационных нагрузок от воздушных судов и природно-климатических факторов постоянно изнашиваются и, следовательно, требуют не только текущего ремонта в период эксплуатации, но и капитального ремонта, а в некоторых случаях реконструкции, особенно когда на какой-то конкретный аэродром предполагаются рейсовые полеты воздушных судов с большой массой по сравнению с расчетным типом.
Глава I. Схема территории аэропорта.
Составные элементы аэропортов и аэродромов
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование. Аэропорт состоит из аэродрома 1 с летной полосой (ЛП) 2, служебно-технической территории (СТТ) 3 и объектов радионавигации, системы автоматической посадки и некоторых других сооружений, расположенных за границами территории аэропорта.
Схема аэропорта
Аэродром — это земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов. В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос, пути руления или рулежные дорожки (РД), перрон 8, места стоянки самолетов (МС) 9 и площадки специального назначения.
Схема аэродрома
Летная полоса служит для взлета и посадки воздушных судов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых ЛП осуществляется безопасный взлет и посадка воздушных судов в одном направлении с возможностью ухода на второй круг. ЛП состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП) 1, 2, концевых полос безопасности (КПБ) 4 и боковых полос безопасности (БПБ) 3.
Взлетно-посадочная полоса — часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. Она может быть грунтовой (ГВПП) 2 или иметь искусственное покрытие (ИВПП) 1. ИВПП и ГВПП составляют рабочую площадь ЛП. При наличии на аэродроме ИВПП ГВПП используется в случае занятости основной ИВПП, посадки с неисправными органами приземления и т. п. При наличии двух и более ИВПП строительство ГВПП не производится ЛП и ВПП подразделяются на главные, имеющие наибольшую длину, и вспомогательные.
КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки воздушных судов, БПБ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздушных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке. Рулежные дорожки предназначены для руления и буксировки воздушных судов. Они подразделяются на магистральные (МРД) 5, соединительные (СРД) 5, вспомогательные (ВРД) 7. Места стоянки обеспечивают храпение и обслужившие приписных воздушных судов.
Служебно-техническая территория — участок, на котором размещаются здания и сооружения для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, управления воздушным движением, ремонта и обслуживания воздушных судов, здания и сооружения вспомогательного назначения, а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.
Приаэродромная территория
На приаэродромной территории и в районе аэродрома выполняются наиболее сложные этапы полета – взлет и посадка воздушных судов, а также осуществляется обеспечение полетов, управление воздушным движением.
Приаэродромная территория – это территория, предназначенная для обеспечения взлета, маневрирования в районе аэродрома, захода на посадку и посадки воздушных судов. Приаэродромная территория в плане представляет условный прямоугольник, состоящий, как правило, из трех частей.
План приаэродромной территории
В пределах средней части b она обеспечивает безопасность взлетов самолетов с одним неработающим двигателем, заход самолетов на посадку; в пределах крайних частей 2 — безопасный заход на посадку с прямой. Исходя из этого, на Приаэродромной территории длиной а, шириной d ограничиваются допустимые высоты естественных (рельеф местности, высота лесной растительности) и искусственных (здания, ЛЭП, мачты и пр.) препятствий.
Общая длина и ширина приаэродромной территории зависит от класса аэродрома.
Особое значение для обеспечения безопасности полетов на приаэродромной территории имеют полосы воздушных подходов, включающие воздушное пространство на участках земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающих к концам летной полосы и расположенных в направлении продолжения ее оси. На этих участках воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.
В пределах полос воздушных подходов не допускается расположение зданий и сооружений, связанных с массовым скоплением людей (культурно-просветительные, жилые и т. п.), а также складов нефтепродуктов, взрывчатых веществ и других взрывоопасных материалов.
Соблюдение требований безопасности полетов воздушных судов при согласовании строительства в пределах приаэродромной территории включает: ограничение высоты искусственных препятствий; устранение помех в работе средств УВД, радионавигации и посадки.
Если проектируемые сооружения попадают в рабочие секторы, радиообъектов аэропорта, необходимо учитывать возможность их влияния на работу радиосредств. Разрешение на строительство или реконструкцию таких сооружений должно даваться при условии, если будет гарантирована устойчивая работа средств радиоэлектротехнического обеспечения полетов; устранение иных явлений (фактов), влияющих на безопасность полетов. К таким факторам относятся: скопления птиц в районе аэродрома, выброс дыма и газов, ухудшение видимости и т.д.
Выделяют требования учета возможных вредных физических воздействий на здоровье населения.
К таким вредным воздействиям прежде всего относится воздействие шума авиационных двигателей.
Действующий ГОСТ 22283–76 «Шум авиационный» устанавливает максимально допустимые уровни шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке воздушных судов, при опробовании двигателей на аэродроме, при производстве полетов, а также устанавливает методы измерения шума.
Допускается превышение в дневное время установленного уровня звука LA на значение не более 10 дБ для аэродромов класса А и Б (аэропортов 1 и 2-го класса) и для заводских аэродромов, но не более 10 пролетов в один день.
В Руководстве по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума определены кривые максимальных уровней шума (звука) в L, дБ при взлете и посадке с поправками применительно к группе самолетов (по типам воздушных судов).
Важное место в снижении шума занимает проблема проектирования и постройка новых типов воздушных судов, соответствующих по шуму требованиям ГОСТов (7228–78 и 23023–78) с учетом Приложения 16 ИКАО.
Одним из эффективных способов устранения неблагоприятного воздействия шума воздушных судов является регламентация размещения густонаселенных районов, зон массового отдыха населения и других структурных элементов городов и прилегающих к ним районов аэродромов.
Наставление по аэродромной службе (НАС ГА) определяет порядок рассмотрения, согласования и контроля за строительством зданий и сооружений на приаэродромных территориях, воздушных трассах и МВД.
Размещение в районе аэродромов зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов должно быть согласовано с МГА (другими министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся аэродромы). Согласованию подлежат также проектирование, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение:
· объектов, размещаемых в границах полос воздушных подходов, а также за пределами этой территории в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА);
· объектов, имеющих высоту 50 м и более относительно высоты аэродрома и размещаемых в радиусе от 10 до 30 км от КТА;
· радиотехнических и других объектов, размещаемых вблизи аэродрома или радионавигационных устройств воздушных трасс;
· объектов высотой 100 м и более независимо от места их размещения;
· карьеров и других объектов в районе аэродромов, где намечаются взрывоопасные работы;
· промышленных предприятий с выбросом дымов и газов, сооружений водного хозяйства и других, ухудшающих видимость в районе аэродрома.
Согласование утрачивает силу, если согласующие организации не приступили к его реализации в течение 5 лет.
Развитие городов и других населенных пунктов в пределах приаэродромной территории согласовывается с соблюдением требований безопасности полетов и с учетом зон воздействия авиационного шума. Порядок согласования размещения объектов с органами МГА определен НАС ГА.
На землях, прилегающих к территории аэродромов на расстоянии 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, строительство звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.
Глава II. Общие положения и основные задачи аэропортового комплекса.
Источник: megaobuchalka.ru