Состав и содержание технологической карты в строительстве

Содержание

Разработка технологической карты на устройство котлована бульдозером, графика производства строительно-монтажных работ: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию /Сост. О.Е. Сысоев, Е.О. Сысоев, А.Р. Валеев. — Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2012- 23 с.

Изложены исходные данные, состав, последовательность выполнения и оформления курсового и дипломного проектов по курсу «Технология строительных процессов», «Технология возведения зданий и сооружений», «Основы строительного производства».

Предназначены для студентов специальностей 270103 «Промышленное и гражданское строительство» 270105, «Городское строительство и хозяйство» и направление «Строительство» 270800.62 для очной и заочной формы обучения.
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Согласовано с отделом стандартизации.
Рецензент В.А. Дзюба

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Технологическая карта — основной документ для изготовления деталей. Технология 6 класс


1.1. Технологические карты (ТК) являются составной частью организационно-технологической документации, регламентирующей правила выполнения технологических процессов, выбор средств технологического обеспечения, строительных машин и оборудова­ния, необходимых материально-технических ресурсов, требования к качеству и приемке ра­бот, а также мероприятия по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности.

1.2. Технологические карты разрабатываются для обеспечения строительства рацио­нальными решениями по технологии, организации и механизации отдельных видов работ в целях реализации конкретных строительных технологий при соблюдении требований каче­ства, безопасности производства работ и эксплуатации, охраны окружающей среды и пожар­ной безопасности.

1 3. Технологические карты используются в составе проектов производства работ: на возведение здания, сооружения или его части (узла); на выполнение отдельных видов работ (монтажных, санитарно-технических, отделочных, геодезических и т.п.); на подготовитель­ный период строительства.

Технологические карты должны использоваться при разработке проектов организации строительства и другой организационно-технологической документации, связанной с подго­товкой производства, выполнением строительно-монтажных и специализированных работ; при проведении обучения и повышения квалификации рабочих и ИТР строительных и мон­тажных специальностей, при подготовке тендерной документации, исходных данных для заключения договоров подряда, контроля качества выполнения работ заказчиками, генераль­ными подрядчиками и надзорными органами.

Технологические карты могут использоваться при лицензировании строительных ор­ганизаций — в качестве документальной основы, подтверждающей готовность организации к производству работ, и при сертификации строительных организаций — в качестве стандарта.

1.4 Нормативной базой для разработки технологических карт являются: ГОСТы, СНиП, ЕНиР, СН, производственные нормы расхода материалов, ведомственные и местные прогрессивные нормы и расценки. При отсутствии утвержденных государственных и ведом­ственных норм на новые проектно-конструкторские решения в технологических картах до­пускается использовать нормы, приведенные в картах трудовых процессов, или специально разработанные нормы.

Технологическая карта

1.5 В технологических картах определяют: требования к качеству предшествующих работ; методы производства работ с перечнем необходимых машин, оборудования, техноло­гической оснастки и схемами их расстановки; последовательность выполнения технологиче­ских процессов; требования к качеству и приемке работ; мероприятия по обеспечению безо­пасности производства работ, пожарной безопасности; условия сохранения окружающей среды; расход материально-технических ресурсов; технико-экономические показатели,

1.6 Технологические карты разрабатываются по видам строительно-монтажных и специализированных работ на технологические процессы, в результате выполнения которых создаются законченные конструктивные элементы зданий и сооружений, а также технологи­ческое оборудование, трубопроводы, системы отопления, вентиляции, водоснабжения и др.

Например, монтаж колонн, подкрановых балок, стеновых панелей; устройство полов, штука­турки, кровельных покрытий и др.

При необходимости допускается разрабатывать технологические карты на устройство отдельных узлов наиболее ответственных конструктивных элементов зданий, от качества которых зависят прочностные, деформативные, водо-, воздухо- и теплоизоляционные пока­затели всей конструкции.

1.7 В технологических картах материально-технические ресурсы и технико-
экономические показатели, калькуляция затрат труда и машинного времени приводятся на
укрупненные измерители конечной продукции: площадь — 100 или 1000 м 2 ; объем — 100 или
1000 м 3 ; протяженность — 100 м или 1 км; масса — 100 или 1000 т; количество — 10 или 100
шт.; единичный агрегат.

1.8. Для возведения законченных многократно повторяющихся конструктивных эле­ментов типовых зданий и сооружений (типовых строительных конструкций) массового при­менения разрабатываются типовые технологические карты (ТТК).

1.9. При разработке проектов производства работ (ППР), связанных с использовани­ем строительных технологий массового применения, допускается включать в состав ППР типовые технологические карты.

1.10. Типовые технологические карты разрабатываются на один основной (базовый) вариант производства работ, предусматривающий прогрессивные организационно-технологические решения. Кроме этого, в типовых технологических картах допускается пре­дусматривать другие возможные варианты применения строительных материалов и исполь­зования строительных машин, механизмов, оборудования и технологической оснастки.
2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ.
2.1. Технологическая карта (в т. ч. типовая технологическая карта) должна состоять из следующих разделов.

I. .Область применения

II. .Технология и организация выполнения работ:

требования к качеству предшествующих работ;

требования к технологии производства работ;

технологические схемы производства работ;

транспортирование и складирование изделий и материалов;

схемы комплексной механизации.

Ш. Требования к качеству и приемке работ:

требования к качеству поставляемых материалов и изделий;

схемы операционного контроля качества;

перечень технологических процессов, подлежащих контролю.

IV. Техника безопасности и охрана труда, экологическая и пожарная безопасность

V. Потребность в ресурсах:

перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособле­ний;

ведомость потребности в материалах, изделиях и конструкциях.

VI. Технико-экономические показатели:

продолжительность выполнения работ;

график производства работ;

трудоемкость и машиноемкость выполнения работ;

калькуляция затрат труда и машинного времени.

3.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ.

В промышленном и гражданском строительстве переработку грунта ведут с целью подготовки оснований под здания и сооружения, изменения природного рельефа местности, устройства земляного полотна временных дорог, устройства подземных, закрытых с поверхности земли выемок и др. Результатами переработки грунта являются различного вида земляные сооружения, представляющие котлованы, выемки, насыпи, подземные выработки, обратные засыпки.

При возведении различных земляных сооружений, характерных для промышленного и гражданского строительства, переработку грунта ведут различными методами, которые принято делить на четыре группы: механический, гидравлический, взрывной и ручной. Кроме того, в ряде случаев грунт либо в сочетании с основными методами, либо самостоятельно перерабатывают методами вытрамбовывания и бурения.

Основной задачей у строителей, технологов является разработка и реализация методов и технологий, способствующих сокращению объемов земляных работ на строительной площадке. Для этого так же необходимо совершенствование средств механизации земляных работ.

К их числу относятся: совершенствование конструкций земляных сооружений, применение свайных фундаментов, рациональное использование рельефа местности, устройство котлованов и траншей с вертикальными стенками, минимизация объемов перевалок и перегрузок грунта, бестраншейная прокладка коммуникаций, повышение строительных свойств грунта (закрепление, армирование, применение геосинтетических материалов и др.).

В состав земляных работ входят: отрывка котлованов и траншей, устройство дренажей, усиление и подготовка оснований под здание, возведение фундаментов и стен, перекрытий, туннелей, выполнение обратной засыпки грунта в пазухи между фундаментами и откосами котлованов и др.

3.1. Виды земляных работ .

Земляные работы являются постоянным спутником строительства зданий и сооружений, планировочных работ и всевозможного ландшафтного дизайна. Разновидностей земляных работ очень много, поэтому для лучшего понимания следует разделить их на три основные группы: подготовительные, основные и вспомогательные.

Цель подготовительных работ ясна, они проводятся для приготовление участка для тяжелой техники. На этом этапе ведется подготовка площадки, включающая уборку деревьев и кустарников, валунов и верхнего слоя почвы со всей остальной растительностью. Здесь же производится отведение поверхностных вод в соответствующие сооружения за пределами строительной площадки. При необходимости понижается уровень грунтовых вод с использованием дренажа или специального оборудования. Также на первоначальном этапе земляных работ производится рыхление грунта для облегчения задач экскаваторам и прочей технике.

Основные земляные работы заключаются в разработке, перемещении и укладке грунта. Разработка ведется специальным землеройным оборудованием вроде экскаваторов, бульдозеров и грейдеров. Перемещение грунта на малые расстояния осуществляется теми же землеройными машинами, а если необходим вывоз подальше, то используется автомобильный транспорт. Укладка грунта также осуществляется названной спецтехникой. Она производится по указанным в проекте параметрам и сопровождается уплотнением грунта.

По ходу проведения основных земляных работ, а также после их завершения, проводятся различные вспомогательные работы. Сюда входит организация водоотлива в случае, если котлованы и траншеи наполняются водой, приведение грунта к необходимой влажности путем высушивания или увлажнения, уплотнение грунта, укрепление откосов и планировка под проектную отметку. Также к вспомогательным работам относится все, что проводится в целях благоустройства территории, но у этих работ четких временных рамок и полного списка необходимых манипуляций нет.

3.2. Состав технологического процесса разработки грунта

Подготовительные и вспомогательные процессы должны обеспечивать качественное и безопасное производство работ и в зависимости от местных условий и типа возводимого земляного сооружения включают разбивку земляных сооружений, водоотлив и понижение уровня грунтовых вод, временное крепление стенок выемок, искусственное закрепление грунтов.

Наиболее характерные типы земляных сооружений:

Постоянные: к ним относят сооружения, предназначенные для долгосрочной эксплуатации — земляные плотины, каналы, полотно рельсовых и безрельсовых дорог, выемки и насыпи, возводимые при планировке.

Временные: к ним относят выемки, отрываемые при возведении фундаментов жилых и промышленных зданий, мостов, плотин, траншеи для прокладки водопроводных, канализационных, газовых и других сетей, насыпи для временных дорог и запруд. Каждое земляное сооружение должно быть устойчивым, прочным и защищенным от размыва водой.

Производство земляных работ на объекте связано с переработкой грунта, который в полном объеме или частично разрабатывается, перемещается, укладывается, планируется, уплотняется, подвергается другим воздействиям.

Основными процессами переработки грунта, в результате которых создаются земляные сооружения заданных параметров, являются: разработка грунта в выемках, укладка грунта в насыпи, погрузка и его перемещение в пределах строительной площадки, транспортировка грунта за ее пределы, послойное разравнивание и уплотнение грунта, рыхление мерзлых и трудно-разрабатываемых грунтов, обратная засыпка пазух земляного сооружения.

3.3. Строительные свойства грунтов

В строительном производстве грунтами называют породы, залегающие в верхних слоях земной коры и представляющие собой главным образом рыхлые и скальные породы.

Свойства и качество грунта влияют на устойчивость земляных сооружений, трудоемкость переработки и стоимость работ. При выборе наиболее способа производства работ необходимо учитывать следующие основные характеристики грунтов: плотность, влажность, липкость, разрыхленность, сцепление, угол естественного откоса, а также трудность разработки.

Различают следующие основные виды грунтов: песок, супесь, суглинок, глина, лессовый грунт, торф, гравий, растительный грунт, различные скальные и уплотненные грунты. От строительных свойств грунтов зависит прочность и устойчивость возводимых сооружений, методы производства, трудоемкость и стоимость работ.

В зависимости от характеристик, грунты в строительстве рассматривают с точки зрения:

— пригодности в качестве оснований различных зданий и сооружений и размера допускаемой на них нагрузки;

— возможности их использования в качестве постоянных сооружений, т.е. как материала для устройства насыпей и выемок;

— целесообразности или возможности применения того или иного метода разработки грунтов.

Основные свойства грунтов:

а) Гранулометрический состав грунта;

б) Влажность грунта;

в) Коэффициент фильтрации грунта;

г) Плотность грунта;

д) Сцепление грунта;

и) Классификация грунтов по трудности их разработки (удельное сопротивление резанию). Классификация приводится в ЕНиР 2-1-1 «Земляные работы». Она учитывает свойства различных грунтов и конструктивные

особенности землеройных и землеройно-транспортных машин, которые применяют для разработки грунтов. Для одноковшовых экскаваторов грунты подразделяют на 6 групп, для многоковшовых экскаваторов и скреперов — на 2 группы, для бульдозеров и грейдеров — на 3 группы.

к) Крутизна откосов. По условиям техники безопасности рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без их крепления допускается только в грунтах естественной влажности на глубину, не превышающую следующих значений: в насыпных, песчаных и гравелистых грунтах — 1 м; в супесях — 1,25 м; в суглинках и глинах — 1,5 м; в особо плотных нескальных грунтах — 2,0 м. Крутизна откоса зависит от угла естественного откоса, при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия, определяющими факторами которого являются угол внутреннего трения грунта, силы внутреннего сцепления и давление вышележащих слоев грунта.

4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ.

4.1. Разбивка земляных сооружений.

Разбивка сооружений состоит в установлении и закреплении их положения на местности. Разбивку осуществляют с помощью геодезических инструментов и различных измерительных приспособлений.

Разбивку котлованов начинают с выноса и закрепления на местности в соответствии с проектом строительства основных рабочих осей, за которые обычно принимают главные оси здания. После этого вокруг будущего котлована на расстоянии 2. 3 м от его бровки параллельно основным разбивочным осям устраивают обноску.

Обноска разового использования состоит из забитых в грунт металлических стоек или вкопанных деревянных столбов и прикрепленных к ним досок. Доска толщиной не менее 40 мм должна иметь обрезную грань, обращенную кверху, и прикрепляться не менее чем на три столба строго горизонтально. Более совершенной является инвентарная металлическая обноска. Для пропуска транспортных средств в обноске устраивают разрывы. При значительном уклоне местности обноску делают уступами.

На обноску переносят основные разбивочные оси и, начиная от них, размечают все основные оси здания. Все оси закрепляют на обноске гвоздями или пропилами и нумеруют. На металлической обноске разметку осей осуществляют краской. Размеры котлована поверху, а после его отрывки и понизу, а также другие характерные точки отмечают хорошо видимыми колышками или вехами. После возведения подземной части здания основные разбивочные оси переносят на его цоколь.

Водоотлив и понижение уровня грунтовых вод:

При устройстве выемок, расположенных ниже уровня грунтовых вод, необходимо осушать водонасыщенный грунт и обеспечивать его разработку в нормальных условиях. Кроме этого необходимо предотвращать попадание грунтовой воды в котлованы, траншеи и выработки в период производства в них работ.

Эффективным технологическим приемом решения таких задач является откачка грунтовой воды. Котлованы и траншеи при небольшом притоке грунтовых вод разрабатывают с применением открытого водоотлива, а если приток воды значителен и большая толщина водонасыщенного слоя, подлежащая разработке, то до начала производства работ уровень грунтовых вод искусственно понижают с ис-пользованием различных способов закрытого водоотлива, называемого водопонижением.

Открытый водоотлив применяют для откачки протекающей воды непосредственно из котлованов или траншей насосами. При открытом водоотливе грунтовые воды просачиваются через откосы и дно котлована и направляются по прорытым водосборным канавам или лоткам к специально устроенным в пониженной части котлована приямкам, называемым зумпфами, откуда вода выкачивается диафрагмовыми или центробежными насосами соответствующей производительности. Насосы подбирают в зависимости от дебита (притока) вод, а сам дебит рассчитывают по формулам установившегося движения грунтовых вод.

Водосборные канавы устраивают шириной по дну 0,3. 0,6 м и глубиной 1. 2 м с уклоном 0,01. 0,02 м в сторону приямков. Сами приямки в устойчивых грунтах крепят в виде деревянного сруба без дна, а в оплывающих грунтах еще шпунтовой стенкой.

Открытый водоотлив является простым и доступным способом борьбы с грунтовыми водами, но имеет серьезный технологический недостаток. Восходящие потоки грунтовой воды, протекающей через стенки и дно котлованов и траншей, разжижают грунт и выносят из него на поверхность мелкие частицы. В результате

такого вымывания этот способ имеет ряд существенных недостатков:

— снижается естественная прочность основания выемки за счет размыва его проточной водой;

— наличие воды на дне выемки затрудняет разработку грунта;

— требуется крепление стенок выемок, так как движение воды к зумпфам приводит в движение и грунты;

— подток воды к водосборной канаве может вызвать ослабление оснований зданий и сооружений, расположенных рядом со строящимся объектом.

В тех случаях, когда водоотлив оказывается нецелесообразным, применяют искусственное понижение уровня грунтовых вод (водопонижение).

Водопонижение обеспечивает снижение уровня грунтовых вод (УГВ) ниже дна будущей выемки. Понижение уровня грунтовых вод состоит в откачке грунтовых вод глубинными насосами из шахтных колодцев или буровых водопонижающих скважин, расположенных в непосредственной близости от будущего котлована или траншеи.

Для искусственного водопонижения разработано несколько других эффективных способов, основными из которых являются иглофильтровой, вакуумный и электроосмотический.

4.2. Разработка грунта бульдозером

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничный или пневмоколесный трактор (двухосный колесный тягач), включающий отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобные машины, базовые трактора и навесное оборудование которые широко унифицированы.

Главный параметр бульдозеров – тяговый класс базового трактора (тягача). Бульдозеры применяют для послойной разработки и перемещения грунтов 1…4 категории, а также предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов. С их помощью выполняют планировку строительных площадок, возведение насыпей, разработку выемок и котлованов, нарезку террас на косогорах, разравнивание грунта, отсыпаемого другими машинами, копание траншей под Изм. Лист № докум. Подпись Дата Лист 14 8ЭН-1.14.0000ПЗ

Читайте также:  Если задерживают строительство дома

фундаменты и коммуникации, засыпку рвов, ям, траншей, котлованов и пазух фундаментов зданий, расчистку территорий от снега, камней, кустарника, пней, мелких деревьев, строительного мусора и т.п. Широкое использование бульдозеров в строительном производстве определяется простотой их конструкции, надежностью и экономичностью в эксплуатации, высокой производительностью, мобильностью и универсальностью.

— по назначению – общего назначения, приспособленные для выполнения разнообразных землеройно-планировочных и строительных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения, которые предназначаются для выполнения определенных видов работ (например, для прокладки дорог, чистки снега, сгребания торфа и т.д.);

— в зависимости от тягового класса (номинальному тяговому усилию) базовых машин малогабаритные (класс до 0,9), легкие (класс 1,4…4), средние (класс 6…15), тяжелые (классов 25…35) и сверхтяжелые (класс свыше 35);

— по типу ходовому устройства – гусеничные и пневмоколесные;

— по конструкции рабочего органа – с неповоротным отвалом (постоянно расположенным перпендикулярно продольной оси базовой машины), с поворотным отвалом (который может устанавливаться перпендикулярно или под углом до 55 градусов в обе стороны к продольной оси машины. Поворотный отвал устанавливают только на гусеничных тракторах, так как колесные тягачи плохо воспринимают боковые нагрузки;

— по типу системы управления отвалом – с гидравлическим и механическим (канатно-блочным) управлением. По канатно-блочной системе управления подъем отвала осуществляется зубчато – фрикционной лебедкой через канатный полиспаст, опускание – под действием собственной силы тяжести отвала. При гидравлической системе управления подъем и опускания отвала осуществляется принудительно одним или двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Бульдозеры с механическим управлением в настоящее время промышленностью не выпускаются.

Использование бульдозера в составе комплексного технологического процесса позволяет обеспечить механизацию большого числа вспомогательных, подготовительных и основных процессов:

-корчевку пней и кустарника;

-снятие и перемещение растительного слоя грунта;

-планирование, зачистку и отделку элементов земляного сооружения;

-устройство дренажных канав;

-разработку и укладку грунта в земляных сооружениях различных типов;

-перемещение грунта в пределах строительной площадки;

-послойное разравнивание укладываемого грунта;

-рыхление мерзлых и трудно-разрабатываемых грунтов;

-обратную засыпку выемок и пазух.

Бульдозеры используют для перемещения грунта из выемки в насыпь на расстояние до 100 м, при мощных тракторах дальность может быть увеличена. Бульдозеры применяют для обратной засыпки пазух траншей и котлованов грунтом, лежащем на бровке, зачистки дна котлованов после их разработки другими механизмами, для разравнивания и планировки грунта, для рытья небольших и неглубоких котлованов. При перемещении грунта на значительные расстояния отвалы бульдозеров могут быть оборудованы по бокам окрылками.

По трудности разработки грунтов для бульдозера их подразделяют на три группы. Грунты третьей группы предварительно разрыхляются рыхлителями.

Цикл работы бульдозера состоит из резания и набора грунта путем снятия стружки, перемещения грунта с надвижкой его отвалом бульдозера и разгрузки грунта с последующим возвратом бульдозера к месту набора грунта, обычно задним ходом. Набор грунта производится на ровных участках, желательно при движении под уклон 10.

20%, что позволяет срезать стружку грунта оптимальной (наиболь-шей) толщины. Работа на склоне повышает производительность в 1,5. 2,5 раза. При перемещении грунта под уклон можно передвигаться на более скоростной третьей передаче.

При планировке площадок могут быть использованы два основных способа работ — траншейный и послойный (Рис. 1.2). При траншейном способе выемку разбивают на ярусы высотой 0,4. 0,5 м. Каждый участок на ширину отвала бульдозера разрабатывают за 2. 3 проходки по нему.

Между соседними участками оставляют полосу неразработанного грунта шириной до 0,6 м. Этот грунт служит стенками траншеи при их разработке, способствуя более полному заполнению отвала. Эти полосы разрабатывают в последнюю очередь перед окончательной планировкой площадки. Данный способ исключает значительные потери грунта при его перемещении и поэтому более производителен.

Послойный способ применим при небольших глубинах срезки и сложном очертании площадки работ. Выемки разрабатывают слоями на толщину снимаемой стружки за один проход бульдозера последовательно по всей площади выемки.

Если дальность перемещения грунта превышает 40 м, применяют разработку с промежуточными валами, используя спаренную работу двух бульдозеров или работу бульдозера с окрылками. При этом промежуточные валики необходимо образовывать через 20. 30 м.

Отсыпка грунта в насыпь начинается с наиболее удаленных участков послойно с одновременным уплотнением или грудами без уплотнения. Возвращение в забой происходит обычно задним ходом без разворота с опущенным отвалом, что способствует разравниванию и промежуточному уплотнению грунта.

4.3. Определение объемов работ

Объем земляных работ при устройстве котлована вычисляют по проекту, составленному в соответствии с отметкой заложения фундаментов и дна котлована, плана участка в горизонталях и принятой крутизной откосов.

Размеры котлована понизу определяют с учетом СНиП. Расстояние от подошвы откоса до ближайшего элемента здания применяется не менее 0,5 м. Поэтому размеры котлована по низу (Lн., Вн) определяются путем прибавления данного расстояния к размерам здания по наружному контуру .
Размеры котлована по верху (Lв, Вв) – определяют с учетом заложения откоса в зависимости от вида грунта и глубины котлована:

где, m – крутизна откоса; — требуемая глубина котлована.
Далее расчетная глубина котлована определяется по выражению:

где, – величина недобора грунта.
Объем грунта в котловане под фундамент здания определяется по выражению:

где: – расчетная глубина котлована (м) без учета недобора грунта;

– размеры котлована по низу (м);

– размеры котлована по верху (м).

где: b – ширина съезда
= tg a

При составлении калькуляции трудозатрат, при вычислении объемов для разработки и перемещении грунта, объем котлована и пандуса суммируется, так как в ЕНиР отсутствуют работы по устройству земляных пандусов.

5. ПОДБОР И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИН.

5.1. Основные характеристики.

Удельный расход топлива

Емкость топливного бака

Максимальный подъем отвала

Наибольшее заглубление отвала

Габаритные размеры бульдозера

5.2. Приемы труда

Процесс разработки грунта бульдозером начинается с предъявления руководителю удостоверения о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда, исходя из специфики выполняемой работы. После чего с руководителем осмотреть место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности.

После завершения осмотра машинист предупреждает о запуске двигателя

работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении. После запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов. При нормальной работе всех механизмов бульдозера, машинист может начинать перемещение грунта по ранее установленным проектом ярусам и до уровня проектной отметки в отвал, с возращением на заданную точку задним ходом. Параллельно работе машиниста, систематически, геодезисты с помощью 2 нивелиров и рейки, установленной на крыше бульдозера, делают замеры отметок, чтобы не переработать грунт ниже проектной отметки. После достижения проектной отметки разработки грунта бульдозером, доработку грунта на 10см производят 2 землекопа с помощью лопат, кирок и лома.

6. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ТРУДОЗАТРАТ.

Трудоемкость работ определяется по формуле:

Продолжительность работ определяется по формуле:

где, — норма времени,

8 – продолжительность рабочей смены,

— число рабочих смен в сутках,

— коэффициент планируемого перевыполнения плана,

– число рабочих, участвующих в строительном процессе.

Контроль качества земляных работ по составу выполняемых операций определяется видом и назначением земляных сооружений. В зависимости от использования специальных средств контроля разли­чают методы контроля:

— измерительный контроль, выполняемый с применением средств из­мерения;

— регистрационный контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах, в том числе в актах освидетельствования скрытых работ.

В зависимости от места и времени проведения контроля в технологи­ческом процессе предусматриваются следующие его стадии (этапы):

— операционный (в ходе производства работ);

Входной контроль включает проверку технической документации, оп­ределяющей высотное и плановое положение возводимых земляных соору­жений, данные гидрогеологических изысканий и испытаний грунтов, акты выноса в натуру основных элементов земляных сооружений и закрепления их на местности. Контроль осуществляется преимущественно регистраци­онным методом (по проектной и исполнительной документации, сертифи­катам, накладным и др.), а при необходимости – измерительным методом.

Операционный контроль выполняется в ходе производства работ или после их завершения в полном соответствии с ППР, технологическими кар­тами и картами трудовых процессов. Осуществляется измерительным ме­тодом или техническим осмотром. Результаты контроля фиксируются в общих или специальных журналах, журналах геотехнического контроля и др.

Перечень показателей операционного контроля при разработке грунта выемок и устройства естественных оснований, а также качества устройства насыпей и братных засыпок. Операционный контроль качества уплотнения грунтов осуществляется, как правило, грунтовыми лабораториями.

Приемочный контроль выполняется по завершении строительства объ­екта или его этапов, скрытых работ и других объектов контроля. По его ре­зультатам принимаются документированные решения о пригодности объ­екта к эксплуатации или выполнении последующих работ.

При приемке выполненных работ производятся освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверка результатов лабораторных испытаний грунтов, записей в общем и специальных журналах работ.Показатели приемочного контроля при разработке выемок, устройстве естественных оснований, насыпей и обратных засыпок.

Заключительная сдача – приемка работ производится на основании: проверки наличия технической документации; выборочной проверки каче­ства выполнения работ и геометрических размеров земляных сооружений; актов приемки скрытых видов работ.

При операционном (технологическом) контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:

— правильность размещения осевой линии поверхности земляного по­лотна в плане и высотные отметки;

— толщину снимаемого плодородного слоя грунта;

— плотность грунта в основании земляного полотна;

— влажность используемого грунта;

— толщину отсыпаемых слоев;

— однородность и плотность грунта в слоях насыпи;

— поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечные уклоны, крутизну откосов);

— правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин.

Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных

сооружений и толщины слоев следует проводить не реже чем через 100 м (высотные отметки – по трем точкам на поперечнике).

Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5 – 2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м – также в промежутках между ними. Контроль плотности грунта необходимо производить на каждой сменной захватке ра­боты уплотняющих машин, но не реже чем через 200 м при высоте насыпи до 3 м и не реже чем через 50 м при высоте – более 3 м. Контроль плотности верхнего слоя следует проводить не реже чем через 50 м. Дополнитель­ный контроль плотности необходимо проводить в каждом слое засыпки па­зух труб, над трубами, в конусах и в местах сопряжения с мостами. Кон­троль плотности следует проводить на глубине, равной 1/3 толщины уплот­няемого слоя, но не менее 8 см.

Контроль влажности грунта следует проводить, как правило, в месте его получения (в резерве, карьере) не реже одного раза в смену и обяза­тельно при выпадении осадков.

Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 5180. Од­нородность грунта контролируется визуально (постоянно). Ровность по­верхности земляного полотна контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м. Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может за­стаиваться вода.

Производство скрытых работ предусматривает обязательное составление актов скрытых работ на:

— устройство естественных оснований под земляные сооружения;

— фундаменты в выемках и на поверхности земли;

— выполнение предусмотренных проектом инженерных мероприятий по закреплению грунтов и подготовке оснований (цементация, силикатизация, замачивание, дренирование оснований, устройство термических или грунтовых свай, заделка трещин, устройство грунтовых подушек и др.);

элементы дренажных систем;

— обратные засыпки в местах пересечения с дорогами;

— насыпные основания под полы; бурение всех видов скважин;

— устройство вертикальных дрен и всех видов дренажей;

— приготовление и нагнетание всех видов тампонажных растворов;

— погружение иглофильтров и всех видов инъекторов.

Предъявляемая при сдаче работ техническая документация должна содержать:

— ведомости постоянных реперов;

— акты геодезической разбивки земляных сооружений;

— рабочие чертежи сооружений с вынесенными в процессе производства работ и согласованными с проектной организацией и заказчиком изменениями;

— акты освидетельствования скрытых работ или журналы поэтапной приемки работ.

Таблица 2.1 – Контроль при строительстве котлованов

7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

— движущиеся машины, механизмы и их части;

— обрушающиеся горные породы.

Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах

машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

— применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

— поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатации запрещена;

— быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы машинисты обязаны:

— надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;

— предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда, исходя из специфики выполняемой работы.

После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:

— осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности;

— произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера;

— предупредить о запуске двигателя работников, находящихся вблизи машины, и

убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;

— произвести запуск двигателя;

— после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

— при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;

— наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;

— при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей;

— наличии на месте работ подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

7.1.Требования безопасности во время работы

Перед началом движения машинисты должны убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

При движении машины своим ходом с одного места работы на другое машинисты обязаны:

а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимость видимость машинисту по ходу движения;

б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;

в) соблюдать правила дорожного движения;

г) пересекать железнодорожный путь только на действующим# переезде, руководствуясь действующими сигналами;

д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороги в ночное время.

При работе на пересеченной местности машинисты обязаны:

— выключить первую скорость при движении машины под уклон;

— при остановке на уклоне затормозить машину.

Перед засыпкой выемок машинисты обязаны убедиться в отсутствии в них людей, оборудования и строительных материалов. В процессе засыпки не допускается выход отвала бульдозера за край откоса.

Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения стенок котлована.

Работа бульдозера в зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора следует осуществлять только после опускания ковша на землю и остановки экскаватора.

Читайте также:  Размер доски для строительства бани

Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10 м.

При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель.

Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину следует осуществлять с применением жесткого буксира, без резких рывков. Применение для этих целей стального каната допускается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой.

При выполнении сцепки машинисты обязаны:

а) осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку;

б) в процессе маневрирования избегать резких рывков;

в) быть готовым по первому сигналу затормозить бульдозер;

г) для осуществления сцепки остановить машину.

Перед заезда бульдозера на трейлер машинисты обязаны убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После заезда бульдозера следует опустить отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера не разрешается машинисту находиться в кабине.

Машинистам в процессе работы не разрешается:

а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста;

б) оставлять машину с работающим двигателем;

в) перевозить в кабине посторонних лиц;

г) выходить из кабины и входить в нее на ходу.

При техническом обслуживании бульдозера машинист обязаны остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.

Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и масла, а замасленную ветошь положить в металлический закрытый ящик.

При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным бензином не допускается.

7.2. Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы машинист обязан:

а) поставить машину на стоянку;

б) установить рычаг переключения скорости к нейтральное положение и включить тормоз;

в) выключить двигатель;

г) закрыть кабину на замок;

д) сообщить руководителю работ или лицу ответственному за исправное состояние машины о всех неполадках, возникших во время работы и заполнить вахтовый журнал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Технология строительных процессов. Бочкарева Т.М./Пермь: ПГТУ. 2011.
  2. Технология и организация строительного производства. Данилкин М.С., Мартыненко И.А., Капралова И.А../М.: Феникс. 2009.
  3. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
  4. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
  5. ПОТ РМ 012-2000 «Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте»; ППБ 01-03 МЧС РФ “Правила пожарной безопасности в Российской Федерации”.
  6. СНиП 12-01-2004. Организация строительства;
  7. СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные покрытия;
  8. СанПиН 2.2.3.1384-2003. Минздрав РФ. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ.
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………3
  2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ……….4
  3. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ………………….5
    1. Виды земляных работ……………………………. 5

    3.3 Строительные свойства грунтов……………………. ………….6

    4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ…………………………………………………………………………8

    Источник: topuch.ru

    Разработка технологических карт

    Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На их основе определяются объемы работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

    Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта автомобиля и его агрегатов и узлов.

    В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения, применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ.

    Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении (например: «установить автомобиль на пост, открыть капот» или «отвернуть болты крепления поддона картера ДВС, снять поддон» и т.д.).

    В соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс ТО, ТР автомобиля (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.

    Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты и выполняется по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний.

    Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, сварочные и другие работы выполняются по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний.

    3.4.1. Виды и назначение технологических карт

    Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ре­монту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.

    На основании этих технологических карт определяется объ­ем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

    Любая технологическая карта является руководящей инст­рукцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит доку­ментом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.

    В дипломных проектах технологические карты составляются на:

    • специализированный пост зоны ТО (постовая карта);

    • один из постов линии диагностирования (карта диагности­рования Д-1, Д-2);

    • специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;

    • определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);

    • операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта);

    • операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).

    В зависимости от темы дипломного проекта студент состав­ляет соответствующую технологическую карту, указанную в зада­нии на проектирование, и помещает ее в пояснительной записке на листах формата А4.

    Технологическая карта составляется раздельно по видам об­служивания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания — по элементам.

    Например, по видам работ:

    контрольные, крепежные, регулировочные операции; элек­тротехнические работы; обслуживание системы питания; сма­зочные, очистительные операции и др.

    В технологических картах указывают перечень операций, ме­сто их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля), при­меняемое оборудование и инструмент, норму времени на опера­цию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.

    Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении (например: «установить автомобиль на пост, открыть капот» или «отвернуть болты крепления поддона картера ДВС, снять поддон» и т.д.).

    Технологические карты (рис. 4.1) составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или вто­рой (нормативной) части положения о ТО и ремонте.

    При разработке технологических карт необходимо преду­смотреть:

    — удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;

    — необходимое осмотровое, подъемно-транспортное обору­дование;

    — применение высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособлений;

    — создание удобных, безопасных и гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ;

    — средства и способы контроля качества работ. Формулиров­ка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот. » и т. д.

    Технологическая карта на вид работ (группу операций), спе­циализированный пост ТО, диагностирования или переходящее звено рабочих помещается в технологической части проекта и в общем виде может быть выполнена по рис. 4.1, а, б.

    Рисунок 4.1 — Технологическая карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы

    Постовые карты.Выполнению постовых карт предшествуют:

    — выбор метода организации процесса ТО, диагностирова­ния; распределение объемов работ и исполнителей по по­стам поточной линии или специализированным переходя­щим звеньям, обеспечивающее синхронность работы по­стов;

    — определение перечня работ (операций), выполняемых на данном посту ТО, ремонта, диагностирования или перечня операций, выполняемых данным звеном рабочих.

    Операционные карты.Состоят из нескольких переходов, приемов и представляют собой детальную разработку технологи­ческого процесса той или иной операции ТО, диагностирования или ремонта. Операционная карта составляется по форме рис. 4.2, а, б на основные контрольно-диагностические, регули­ровочные, демонтажно — монтажные, разборочно-сборочные и другие работы, выполняемые на постах зон ТО, ремонта, диаг­ностирования или в цехах (отделениях). Операции, на которые должны быть составлены карты, устанавливаются в задании или этот вопрос согласовывается с руководителем проекта в процес­се проектирования.

    Карта на рабочее место содержит операции, выполняемые на рабочем месте (местах), и определяет круг обязанностей одного или нескольких рабочих.

    Маршрутная карта.Отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из под­разделений ТР (рис. 4.3).

    Эскизы к технологическим и операционным картам. Необходимые эскизы, по­ясняющие последовательность выполнения операций и перехо­дов, выполняются на отдельных листах записки (формат А4) и вкладываются после технологиче­ской карты или выносятся на лист графической части проекта (формат А4 или АЗ) с угловыми штампами по ГОСТ.

    Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регули­ровочных, разборочно-сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.

    Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операций или перехо­дов в текстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии, в виде чертежа с разрезами, сечения­ми, выносками, в виде схемы, иллюстрирующей последователь­ность операций, например, при проведении разборочно-сбороч­ных работ.

    Приспособления и инструмент, применяемый при проведе­нии работ, показывается в рабочем положении, соответствую­щем окончанию операции.

    3.4.2. Дополнительные указания по оформлению карт диагностирования

    Оформление карт является универсальным для карт любого назначения (названия), но для процесса диагностирования она несколько изменится. В частности, в заголовке записывается «Карта диагностирования» с указанием вида диагностирования (Д-1, Д-2) и номера поста, например «для поста № 2»; в первой графе записывается «Наименование снимаемых параметров», а в четвертой графе проставляются условные обозначения исполни­телей (СД или/и МД) в зависимости от того, заняты этой рабо­той (операцией) оба исполнителя или нет, так как на постах ди­агностирования одновременно работают, как правило, два ис­полнителя (диагноста): слесарь-диагност (СД) IV разряда и мастер-диагност (МД) V разряда по работам Д-1, по работам Д-2 — СД IV—V разряда, МД V—VI разряда (специальность и разряд указываются в строке «Исполнители»).

    При составлении карт используется литература (см. список использованных источников).

    Рисунок — 4.2.Операционная карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы

    Риссунок 4.3 -Маршрутная карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы

    Источник: studopedia.ru

    Разработка технологической карты на монтаж каркаса здания

    Проектируемое здание в плане состоит из двух секций. Длина первой секции — 60 м, а второй — 24 м. Секции имеют один пролет длиной 18 м и соответственно 24 м. Шаг крайних колонн — 12 м. Высота до низа стропильной конструкции 6 м. Здание выполнено в сборном железобетонном каркасе. Колонны сборные железобетонные сечением 500500 мм, высотой 6,8 м. Фундаментные балки запроектированы сборные железобетонные трапецеидального сечения. Длина балки (6 м) 5950 м, высота 0,3 м и длина балки (12 м) 11960, высота 0,6 м. Наружные стены предусмотрены панельные толщиной 300 мм. В качестве главных несущих конструкций покрытия приняты фермы для скатной кровли. Плиты покрытия запроектированы сборные железобетонные размером 312 м.

    Область применения технологической карты

    В данном разделе приводится: назначение технологической карты; номенклатура работ, охватываемых картой; характеристика условий и особенностей производства работ (темп работ, способы механизации, сменность, природно-климатические условия).

    Технологическая карта разрабатывается на монтаж каркаса одноэтажного производственного здания.

    В состав работ рассматриваемой технологической карты входят: устройство монолитных фундаментов;

    монтаж сборных железобетонных фундаментов;

    монтаж фундаментных балок;

    установка несущих и фахверковых колонн;

    монтаж подкрановых балок;

    монтаж несущих конструкций покрытия;

    укладка плит покрытия;

    установка стеновых панелей;

    электросварка монтажных стыков: балок, ферм, плит покрытия;

    заделка швов плит покрытия;

    конопатка, зачеканка и расшивка швов стеновых панелей.

    Работы по устройству каркаса здания следует выполнять в летний период и в две смены.

    Организация и технология строительного процесса

    Ведомость объемов монтажных и сопутствующих работ

    Объемы работ подсчитываются по чертежам планов и разрезов здания в единицах измерения, принятых в ЕНиР. При разработке технологических карт на монтаж сборных конструкций объемы работ следует определять по форме табл. 6.

    Источник: studbooks.net

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

    Технологическая карта является необходимым документом для первичного планирования производства на сельскохозяйственных предприятиях и в их подразделениях.

    На основе технологических карт исчисляются прямые затраты труда и материально-денежных средств на производство сельскохозяйственных культур, определяется потребность в технике и рабочей силе, составляются рабочие планы на период наиболее напряженных работ в растениеводстве, планы проведения технического ухода и ремонта сельскохозяйственной техники. Сводные данные по трудоемкости возделывания культур в севообороте, рассчитанные на основе разработки технологических карт, используются для определения размера трудового коллектива. Кроме того, технологическая карта является средством и источником информации по прогнозированию цен, оценке агротехнических мероприятий, например, энергоемкости вспашки поля различными агрегатами. На сельскохозяйственных предприятиях разрабатывают преимущественно оперативные технологические карты на планируемый год по культурам.

    Технологическая карта представляет собой таблицу, в которой логически и последовательно представлены показатели, их характеристика и значения: виды, состав и объем работ по возделыванию культуры, сроки проведения работ, используемые агрегаты и состав исполнителей, нормы выработки, затраты труда и средств и др.

    По информационному, методическому и функциональному назначению технологическая карта делится на пять частей: вводная, технологическая, техническая, расчетная, заключительная (рис. 12.2).

    Виды технологических карт

    Рис. 122. Виды технологических карт

    Для удобства расчетов их составляют на 1, 10 или 100 га посева культуры или группы культур, однородных по агротехнике. Имея показатели затрат на 1 га, легко пересчитать их на любую площадь посева данной культуры.

    При разработке технологических карт придерживаются следующей последовательности и методических приемов в расчетах.

    Планируют урожайность и валовой сбор продукции, применяя различные методы: балансовый (по выносу питательных веществ культурой при формировании 1 ц зерна), экстраполяции (выравнивание фактического ряда урожайности и перенос значения соответствующих параметров прироста урожайности на перспективу), нормативный (планирование от достигнутого уровня с учетом прироста факторов, влияющих на урожайность и ее индивидуальной прибавки), математический и др.

    Затем определяют нормы высева семян, внесения удобрений и средств защиты растений с учетом запланированного уровня урожайности.

    С учетом выбранной технологии уточняют объем работ по культуре с указанием качественных характеристик: глубина и кратность обработок, объем перевозимого груза, расстояние транспортировки и др. Физический объем работ по каждому виду должен совпадать со сроками их выполнения. Единицы измерения должны соответствовать единицам, установленным для норм выработки. Следующий этап — анализ и прием решений о применении в данных условиях и при наличии в хозяйстве наиболее эффективных агрегатов (тракторы и агрегатируемые с ними сельскохозяйственные машины и орудия). Состав и число исполнителей определяют с учетом технических особенностей агрегата и бесперебойного обслуживания.

    Основные материально-денежные затраты на производство продукции растениеводства состоят из затрат на оплату труда, стоимости материальных затрат (семена, горюче-смазочные материалы, удобрения, средства защиты растений), затрат по эксплуатации техники и оборудования, услуг вспомогательных производств, электроэнергии и пр.

    Первоначально в расчетной части технологической карты определяют затраты труда исполнителей по категориям работающих: трактористы-машинисты и работники ручного труда. В основе определения затрат труда лежит объем работы и нормы выработки, позволяющие определить количество нормо-смен в общем объеме работы. Нормы выработки и расход горючего на единицу механизированных работ, нормы на выполнение работ вручную устанавливаются по справочникам типовых норм, скорректированные с помощью поправочных коэффициентов на условия производства. В целом методика определения затрат труда сводится к следующему:

    где Кн см — количество нормо-смен в объеме работы, определяемое делением объема работы (по видам) на норму выработки;

    ЧР0бсл — численность обслуживающего персонала, необходимого для выполнения нормы.

    Наиболее ответственный момент при расчете технологических карт состоит в определении тарифного фонда оплаты труда на весь объем работ и расчете планового фонда заработной платы. Тарифный фонд определяется как произведение тарифной ставки соответствующего разряда на затраты труда в человеко-днях (человеко-ч).

    В целом плановый фонд оплаты труда в технологических картах определяется в разделе прямых затрат с учетом планового объема и качества продукции, размера материального поощрения работников за своевременное и качественное выполнение наиболее важных работ по выращиванию культуры, поощрений за стаж работы, уровень квалификации исполнителей. Это должно быть предусмотрено Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников на конкретном предприятии. Расчеты производят по категориям исполнителей. Общий фонд оплаты труда включает установленные государством начисления для формирования фондов (медицинского страхования, Пенсионный фонд и др.)

    Потребность в материальных средствах на производство продукции определяется в два этапа: во-первых, определяется требуемое количество материальных средств на единицу площади (норма) и, во-вторых — их стоимость. Общая потребность в средствах на весь объем работ определяется, как произведение нормы расхода на физическую единицу и объема работ по видам. Стоимостные показатели по расходу материальных средств (семена, горючее, удобрения) рассчитываются с учетом рыночных цен на отдельные виды средств и источников их приобретения.

    Объем работ и стоимость услуг вспомогательных производств определяют:

    • • по автотранспорту: произведение объема перевезенного груза (т) на расстояние перевозки (км). Стоимость услуг рассчитывается как произведение объема перевозок (ткм) и плановой себестоимости 1 ткм, установленного на данном предприятии;
    • • по расходу электроэнергии, кВт-ч:
    Читайте также:  Аэропорт в левашово строительство когда откроют

    где W — мощность электродвигателя, кВт;

    К см — количество нормо-смен работы двигателя;

    Тш — продолжительность смены в часах;

    Ксм — коэффициент использования времени смены.

    Плановая стоимость электроэнергии устанавливается с учетом источника поступления электроэнергии и тарифов.

    Итогом расчета общей суммы прямых затрат является определение плановой себестоимости продукции и затрат на возделывание 1 га сельскохозяйственной культуры (человеко-ч и руб. на 1 га). Чтобы определить плановую себестоимость продукции, к прямым затратам добавляют затраты по организации и управлению производством в размере, соответствующем удельному весу прямых затрат по культуре в общей сумме затрат. При этом в общую сумму затрат не включаются затраты на семена, а также затраты, связанные со страхованием посевов от пожаров, засухи и других чрезвычайных ситуаций.

    Источник: studref.com

    Об утверждении Государственного норматива по разработке, согласованию, утверждению и содержанию технологических карт в строительстве

    Приказ Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 413-нқ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 января 2016 года № 12900.

    В соответствии с подпунктом 489) абзаца три пункта 16 Положения о Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 936, подпунктом 46) пункта 14 Положения республиканского государственного учреждения «Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», утвержденного приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 января 2019 года № 55, ПРИКАЗЫВАЮ:

    Сноска. Преамбула в редакции приказа Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.11.2019 № 177-нқ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    1. Утвердить прилагаемый Государственный норматив по разработке, согласованию, утверждению и содержанию технологических карт в строительстве.

    2. Управлению сметных норм в строительстве Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами обеспечить в установленном законодательством порядке:

    1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

    2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

    3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

    приказом Председателя Комитета

    по делам строительства,

    и управления земельными ресурсами

    Министерства национальной экономики

    от 23 декабря 2015 года № 413-нқ

    Государственный норматив по разработке, согласованию, утверждению и содержанию технологических карт в строительстве

    Глава 1. Общие положения

    1. Технологическая карта наряду с проектом организации строительства и проектом производства работ является основным организационно-технологическим документом в строительстве.

    2. В настоящем Государственном нормативе используются следующие основные понятия:

    1) проект производства работ (ППР) — организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проекта и рабочего проекта и определяющий технологии строительных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности;

    2) проект организации строительства (ПОС) — организационный документ, разрабатываемый в составе проекта и определяющий объемы, сроки строительства, потребность в ресурсах и общую технологию строительных работ;

    3) уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства – центральный государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;

    4) технико-нормировочная карта – документ, разрабатываемый для цели переработки (корректировки) действующих сметных норм, содержащий состав операций, калькуляции затрат труда, средств механизации и расхода материальных ресурсов;

    5) технологическая карта — нормативно-технический документ, регламентирующий порядок выполнения технологического процесса отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные, и содержащий состав операций, средства механизации, расход ресурсов, требования к качеству и мероприятия по безопасности работ, который используется в качестве исходного документа для разработки сметных нормативов при наличии в нем раздела «Калькуляция затрат труда» и расхода материалов;

    6) заказчик технологических карт (далее Заказчик) — юридическое или физическое лицо независимо от формы собственности, заинтересованное в разработке технологических карт на процессы строительного производства, по заданию которого разрабатывается технологическая карта;

    7) технологическая операция (часть технологического процесса) — совокупность технологических проходов и приемов, обеспечивающих получение строительной продукции;

    8) технологический процесс (часть технологии строительных работ) — совокупность технологических операций, выполняемых для получения строительной продукции в заданном объеме, установленного качества и в определенные сроки.

    3. Технологическая карта разрабатывается для обеспечения строительства рациональными решениями по организации, технологии и механизации строительно-монтажных работ, способствующими повышению производительности труда в строительстве и качества строительно-монтажных работ с соблюдением требований охраны труда и окружающей среды при производстве работ.

    Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений, материально-технических ресурсов.

    4. Технологические карты составляются для использования:

    на выполнение отдельных видов работ — геодезических, земляных, свайных, каменных, монтажных, бетонных, кровельных, устройства полов, санитарно-технических, отделочных и других видов строительных работ;

    в составе проекта производства работ — на возведение здания, сооружения или их части (узла).

    5. В технологической карте приводятся состав и последовательность технологических операций строительного процесса, состав и количество строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, определяется расход материально-технических ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда, безопасности и охране окружающей среды.

    6. Материально-технические ресурсы, затраты труда и машинного времени приводятся в технологических картах на технологический процесс и его операции, на весь объем работ или укрупненные измерители конечной продукции.

    7. Нормативной базой для разработки технологических карт являются действующие государственные стандарты, строительные нормы и правила, другие нормативно-технические документы, а также хронометраж или фотография рабочего дня.

    Глава 2. Требования к содержанию технологических карт

    8. Технологические карты содержат следующие разделы:

    характеристики основных применяемых материалов и изделий;

    организация и технология производства работ;

    требования к качеству работ;

    техника безопасности и охрана труда.

    В случае, если техническим заданием Заказчика предусматривается разработка норм затрат труда и ресурсов в технологических картах разрабатывается раздел «Калькуляция затрат труда». При этом потребность в материально-технических ресурсах приводится в разделе «Материально-технические ресурсы».

    Состав разделов указывается на отдельном листе технологической карты под наименованием «Содержание».

    9. В разделе «Общие положения» указывается назначение и наименование технологического процесса, типа (вида) здания (сооружения), конструктивного элемента или части здания, для которых разрабатывается данная технологическая карта.

    10. Раздел «Область применения» включает: наименование технологического процесса, наименование конструктивного элемента или части здания, сооружения, для которых разрабатывается данная технологическая карта, условия и особенности производства работ, в том числе температурные, влажностные, метеорологические, состав работ, режим труда, рекомендации по применению технологической карты.

    11. Раздел «Нормативные ссылки» содержит обозначение и наименование нормативных и других документов (норм, правил, стандартов), на которые даны ссылки в технологической карте.

    12. Раздел «Характеристики основных применяемых материалов и изделий» включает: наименование и обозначения строительных материалов и изделий; наименование и обозначения документов стандартизации и сертификации (ГОСТ, СТ РК, сертификаты соответствия), по которым они производятся, ссылки на торговые марки, знаки производителей продукции.

    Во всех технологических картах приводятся требования к транспортированию, складированию и хранению материалов и изделий, с указанием схем строповки и складирования.

    13. Раздел «Организация и технология производства работ» подразделяется на подготовительные, основные, вспомогательные и заключительные работы.

    требования к качеству и законченности ранее выполненных (предшествующих) работ;

    требования к качеству и законченности подготовительных работ, порядок их проведения;

    схемы организации рабочих мест при выполнении технологических операций;

    описание технологической последовательности выполнения работ;

    указания по продолжительности хранения и запасу материалов и изделий в рабочей зоне;

    наименование технологических операций, их описание и последовательность выполнения с указанием применяемых средств технологического обеспечения (технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений), машин, механизмов, оборудования и исполнителей (специальность, разряд, состав звена);

    указанию по производству работ и их особенности в зимний период времени.

    Наименование технологических операций, их описание и последовательность выполнения оформляют в виде операционной карты по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Государственному нормативу.

    14. Раздел «Потребность в материально-технических ресурсах» включает:

    ведомость потребности в материалах и изделиях, используемых при производстве работ, по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Государственному нормативу;

    перечень машин, механизмов, оборудования, технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений, по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Государственному нормативу.

    Количество и номенклатуру материалов, изделий и оборудования определяют по рабочим чертежам, спецификациям или по физическим объемам работ и нормам расхода ресурсов, устанавливаемым на основе производственных норм или нормирования расхода ресурсов.

    Количество и типы средств технологического обеспечения, машин, механизмов и оборудования определяют по принятой в технологической карте схеме организации работ в соответствии с объемами работ, сроками их выполнения, количеством смен и ППР.

    15. Раздел «Требования к качеству работ» содержит методы и средства контроля при производстве и приемке строительно-монтажных работ:

    входной контроль поступающей продукции;

    операционный контроль на стадиях выполнения технологических операций;

    приемочный контроль выполненных работ.

    Для всех видов контроля указываются:

    метод контроля и обозначение нормативного документа;

    средства измерений и испытательное оборудование, марка (тип), технические характеристики (диапазон измерения, цена деления, класс точности и так далее);

    исполнитель контроля (отдел, служба, специалист);

    документ, в котором регистрируются результаты контроля (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний и другие виды документов).

    Карту контроля технологических процессов оформляют по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Государственному нормативу.

    16. Раздел «Техника безопасности и охрана труда» включает описание безопасных методов выполнения технологических операций для всех рабочих мест, в том числе:

    решения по охране труда и технике безопасности;

    схемы безопасной организации рабочих мест с указанием ограждений опасных зон, предупреждающих надписей и знаков, способов освещения рабочих мест;

    правила безопасной эксплуатации средств технологического обеспечения, машин, механизмов и оборудования;

    применяемые средства индивидуальной защиты и указания по их использованию;

    правила безопасного выполнения сварочных работ и работ, связанных с использованием открытого пламени;

    экологические требования к производству работ (условия сбора и удаления отходов, ограничение уровня шума, концентрации вредных веществ, пыли в воздухе рабочей зоны).

    17. Раздел «Калькуляция затрат труда» содержит таблицы калькуляций затрат труда по форме приложения 5 к настоящему Государственному нормативу.

    Основные операции технологического процесса приводятся в технологической последовательности их выполнения.

    В калькуляцию включаются также технологические операции, выполняемые при подготовительных, вспомогательных и заключительных работах (разгрузка и складирование материалов и изделий в рабочей зоне, подача материалов и изделий к месту укладки или монтажа).

    Глава 3. Порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт

    18. Технологическая карта разрабатывается проектно-технологической организацией по заказу Заказчика, а также строительными подрядными организациями.

    19. Разработка технологических карт осуществляется по договору на их выполнение между Заказчиком и Разработчиком. При заключении договора Заказчик утверждает краткое техническое задание (техническую спецификацию) на разработку нормативно-технического документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, а также организации, которым документ необходимо направить на отзыв и согласование.

    Разработка технологической карты организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку нормативно-технического документа в сроки, установленные договором.

    Организация разработки технологических карт на начальном этапе включает в себя сбор и анализ исходной документации (технической, технологической).

    20. Разработка технологических карт осуществляется при условии оптимального выбора решений по следующим факторам:

    технология производства и организация работ;

    охрана труда, экологическая и пожарная безопасность;

    состав средств технологического обеспечения и материально-технических ресурсов.

    21. Технологические карты согласовываются с заинтересованными государственными органами в соответствии c законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    22. Технологические карты утверждаются и вводятся в действие Заказчиком в порядке установленном уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

    23. Издание и распространение технологических карт осуществляет Заказчик или, по его поручению, другая организация на основании договора с Заказчиком.

    Издание и распространение технологических карт, собственником которых является уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства, осуществляется в соответствии c законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    Глава 4. Порядок внесения изменений и дополнений в технологические карты

    24. Установленный срок действия технологической карты – 5 лет.

    По истечении срока действия технологической карты Заказчик совместно с организацией-разработчиком принимает решение о продлении срока действия, корректировки или изъятии технологической карты из обращения.

    25. При продлении срока действия технологической карты организация-разработчик производит корректировку технологических карт (вносятся изменения и дополнения при их наличии), а также производится их актуализация в части:

    уточнения технологии и объемов работ;

    используемых нормативных документов;

    применяемых средств контроля;

    применяемых средств технологического обеспечения, машин, механизмов и оборудования;

    калькуляции затрат труда и машинного времени;

    мероприятий по технике безопасности и охране труда.

    При этом производится замена устаревших и более не выпускаемых промышленностью машин, оборудования, технологической оснастки, строительных материалов и изделий.

    После корректировки технологических карт организация-разработчик согласовывает ее и предоставляет на утверждение в соответствии с требованиями главы 3 настоящего государственного норматива.

    26. Изменения и дополнения в технологические карты в течение срока их действия согласно требованиям норм действующего законодательства вносит организация-разработчик на основании извещения Заказчику, путем замены листов или введением новых дополнительных листов.

    27. Изъятие технологической карты из обращения происходит путем аннулирования, о чем сообщается организации-разработчику. Информация об изменении или изъятии из обращения технологической карты указывается в информационных изданиях.

    Глава 5. Правила оформления технологических карт

    28. Технологическая карта оформляется в соответствии c требованиями установленными законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    29. Технологические карты издаются на государственном и русском языках.

    30. Технологическая карта оформляется как издание – компьютерным набором текстового, табличного и графического материала на листах формата А4.

    32. Титульный лист технологических карт, утверждаемых уполномоченным государственным органом оформляется в соответствии с приложением 6 к настоящему Государственному нормативу.

    33. Титульный лист технологических карт, утверждаемых строительной подрядной организацией оформляется в соответствии с приложением 7 к настоящему Государственному нормативу.

    34. «Введение» приводят, если существует необходимость обоснования разработки нормативно-технического документа, приведения информации, облегчающей пользователям применение данной технологической карты. =

    «Введение» не содержит требований.

    35. Шмуцтитул технологических карт, утверждаемых уполномоченным государственным органом оформляется в соответствии с приложением 8 к настоящему Государственному нормативу.

    Глава 6. Разработка, согласование и утверждение технико-нормировочных карт

    36. Технико-нормировочная карта является вспомогательным нормативно-техническим документом в строительстве, применяемым для обоснования корректировки действующих сметных норм.

    37. Технико-нормировочные карты содержат краткую информацию по следующим разделам:

    организация и технология производства работ;

    характеристики основных применяемых материалов и изделий;

    калькуляция затрат труда.

    38. Содержание разделов технико-нормировочных карт соответствует требованиям к содержанию аналогичных разделов технологических карт.

    39. Разработка, согласование и утверждение технико-нормировочных карт осуществляется в соответствии с порядком разработки, согласования и утверждения технологических карт в строительстве.

    Приложение 1
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    Операционная карта

    u1085 а _____________________________________________________

    Средства технологического обеспечения

    (технологическая оснастка, инструмент,

    инвентарь, приспособления), машины,

    Приложение 2
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    ВЕДОМОСТЬ
    потребности в материалах и изделиях, используемых при
    производстве работ

    Наименование материала, изделия

    ГОСТ, СТ РК сертификат и другое

    Приложение 3
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    Перечень машин, механизмов, оборудования,
    технологической оснастки, инструмента, инвентаря и
    приспособлений

    Количество на звено (бригаду), штук

    Приложение 4
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    КАРТА
    контроля технологических процессов

    Объект контроля (технологический процесс)

    Место контроля (отбора проб)

    Исполнитель контроля или проведения испытаний

    Метод контроля, обозначение НТД

    Средства измерений, испытаний

    Оформление результатов контроля

    Тип, марка, обозначение НТД

    Диапазон измерений, погрешность,

    Приложение 5
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    Калькуляция затрат труда

    Норма времени на единицу измерения, чел-ч (маш.-ч)

    Затраты труда на объем работ, чел-ч (маш.-ч)

    Приложение 6
    к Государственному нормативу
    по разработке, согласованию,
    утверждению и содержанию
    технологических карт в строительстве

    Титульный лист Технологических карт, утверждаемых
    уполномоченным государственным органом

    Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства

    (на государственном/русском языках)

    _____________________________________________________

    (Технологические карты) на государственном/русском языках

    с элементом «кереге» синяя

    (наименование Технологической карты) – на государственном/ русском языках

    (обозначение Технологической карты)- на государственном/ русском языках

    Издание официальное – на государственном/ русском языках

    (наименование Уполномоченного органа, утвердившего документ) – на государственном/русском языках

    Источник: adilet.zan.kz

    Рейтинг
    Загрузка ...