Методы производства инженерно-геодезических изысканий стремительно меняются последние 20 лет, а в последние 10 лет в особенности. Для среднестатистического геодезиста конца 90х годов совокупность современных геодезических приемов выглядела бы научной фантастикой. За развитием технологий не успевает не только нормативно-техническая база, но и преподавательский состав ведущих профильных ВУЗов.
Нередко заказчик обращается к нам за конкретным способом топографической съемки, а в процессе уточнения технического задания мы меняем методику. Важно понимать, что сегодня одним методом производство инженерно-геодезических изысканий ограничивается крайне редко.
Перечислю практикуемые виды съёмки:
- Оптические методы. Тахеометрическая съёмка;
Базовый, классический и наиболее консервативный способ геодезической съемки из практикуемых на данный момент. Осуществляется тахеометром посредством измерения расстояния от прибора до отражателя (пикета) с помощью встроенного в прибор лазерного дальномера и регистрации вертикального и горизонтального углов. Тахеометром осуществляется проложение теодолитных ходов, тригонометрическое нивелирование.
Как правильно выбирать геодезическое оборудование
Геометрическое (более точное, чем тригонометрическое) нивелирование осуществляется нивелиром.
Необходим оператор тахеометра и помощник геодезиста — «реечник», как минимум 2 человека.
Подходит для закрытых территорий в том числе внутри зданий, требует прямой видимости между прибором и вехой с отражателем.
Данный пункт я описываю исходя из подавляюще распространенных методик производства работ на сегодняшний день, не упоминая редко используемые, например, тахеометрию с помощью теодолита.
- ГНСС съёмка, в том числе в режиме кинематики реального времени (GPS-RTK);
Спутниковая съёмка использует системы глобального спутникового позиционирования: GPS, ГЛОНАСС, Галилео, Бейдоу. В отличие от навигационных используются более точные частоты и систему базовая станция/ровер в различных комбинациях (RTK, статика, кинематика, stop
Осуществляется стационарным лазерным сканером, обычно расположенным на штативе, посредством лазерного дальномера, измеряющего расстояния от прибора до снимаемого объекта и регистрацией вертикального и горизонтального углов. Процесс съемки происходит с большой скоростью (сотни тысяч измерений в секунду) и большой дальностью (до 6000 метров) на 360градусов в обеих плоскостях вокруг лазерного сканера. На выходе получается материал в виде трехмерного очень плотного облака точек, в зависимости от назначения съёмки до десятка измерений на 1 см2.
Обычно выделяется в отдельный от инженерных изысканий вид работ ввиду специфики задач. Результат лазерного сканирования – сверх детализированная 3D-модель поверхности снимаемого объекта. В подавляющем большинстве случаев объекты съёмки имеют антропогенное происхождение.
Инженерно-геодезические изыскания
- Воздушное лазерное сканирование (ВЛС). Пилотируемая авиация;
Самый мощный инструмент инженерно-геодезических изысканий, покрывающий наибольшие площади при крупных масштабах съёмки.
Производительность ВЛС составляет до 1000 км2 в день. Полезно понимать, что производительность сильно зависит от масштаба, а, следовательно, высоты полёта, а, следовательно, ширины коридора, от погодных условий, полетных режимов в местности, времени года, продолжительности светового дня (для ВЛС без аэрофотосъёмки не важно время суток).
Лазерный сканер устанавливается на пилотируемый носитель, самолёт или вертолёт. Установка включает в себя не только сам лазерный сканер, но и цифровую фотокамеру, инерциальную и ГНСС системы. Координаты положения сканирующего устройства в полете в каждую единицу времени определяются при помощи ГНСС-оборудования, совмещённого с инерциальной навигационной системой, регистрирующей крен, тангаж, рысканье, ускорение/торможение, изменение высоты, боковое смещение. При этом инерциальная система дополняет GNSS измерения, фиксируя углы сенсоров с частотой более 100 раз за 1 секунду.
Оборудование для лазерного сканирования имеет довольно большие габариты и массу (см. фото), что делает невозможным ее установку на БПЛА. Вес блока управления и блока сенсоров превышает более 200кг.
Комплекс оборудования для ВЛС установленный на самолёте Ан-2
Блок управления ВЛС
Блок сенсоров ВЛС (в том числе цифровая АФС камера и тепловизионная камера)
Этапы производства ВЛС:
- Получение разрешения на полёты;
- Доставка борта ВС на место производства работ или договор с местной авиакомпанией;
- Установка оборудования на борт ВС;
- Создание (планирование) маршрутов, разработка траекторий полётов, плана полетов;
- Создание опорной геодезической сети (производится перед началом аэросъёмочных работ);
- Создание калибровочных полигонов и выполнение калибровочного полёта;
- Выполнение непосредственно полётов;
- Одновременно с полётом на нормативном расстоянии друг от друга (обычно 40-50 км) расставляются базовые ГНСС станции, работающие на всем протяжении и периоде полета; (они расставляются на закреплённых точках, ранее созданной и уравненной опорной геодезической сети);
- Оценка точности траектории и полноты сырых материалов ВЛС и АФС;
- При отсутствии сплошного покрытия/потери данных повторные полеты;
- Скачка данных ЛС и фотографий АФС;
- Рассекречивание материалов в соответствующих органах;
- Расчёт реальных траекторий полета и корректировка положения снимков в пространстве;
- Уравнивание данных лазерного сканирования;
- Создание классифицированного облака точек;
- Определение поверхности рельефа (построение рельефа);
- Комплекс фотограмметрических работ;
- Камеральное дешифрирование;
- Полевое дешифрирование;
- Полевая досъёмка элементов, не видимых для лазерного сканера;
- Создание ЦМР и ЦММ – цифровой модели местности и рельефа;
- Создание инженерно-топографических планов, формирование технических отчетов;
Как видно из этапов работ воздушное лазерное сканирование не обходится без дополнительных работ с привлечением ГНСС-съемок, тахеометрических съёмок.
Зачастую возникает потребность снять широкий коридор и большую площадь, выдать результат в весьма мелком масштабе (1:5000, 1:10000), но с возможность в дальнейшем увеличить масштаб инженерно-топографического плана. Такие объекты выполняются пилотируемой авиацией с использованием комплексов воздушного лазерного сканирования несмотря на мелкий масштаб, которым можно было бы выполнить фотограмметрически.
При выполнение Воздушного Лазерного Сканирования (ВЛС) происходит фиксация нескольких отражений от одного лазерного импульса, тем самым при классификации облака точек лазерных отражений возможно интерпретировать различные поверхности от которых был отражён лазерный луч. Так как при отражений от разных поверхностей лазерный луч имеет разную амплитуду (см рисунок).
Главным преимуществом ВЛС перед АФС является получение максимального точного рельефа даже на территории, покрытые растительностью, за счёт определения крайнего отражения лазерного луча от поверхности. Плотность измерений отражений от поверхности рельефа около 10 измерений на 1 м2. Благодаря этому строится очень подробный рельеф местности (ЦМР).
- Лазерное сканирование воздушное БПЛА;
Как и ВЛС с пилотируемой авиации, лазерное сканирование с БПЛА – комплекс, объединяющий сам лазерный сканер, аэрофотосъемочный комплекс, ГНСС.
От ВЛС на пилотируемой авиации описываемый метод отличается малыми габаритами сканера, малой высотой съёмки, крайне малым временем полёт коптера – около 17 минут.
Ввиду малых габаритов лазерного сканера, он обладает и малой мощностью, и меньшим радиусом действия.
Пока лазерный сканер устанавливается преимущественно на коптеры ввиду их большей грузоподъемности в сравнении с беспилотниками самолетного типа.
Итак, мы получаем более дешевый и мобильный, но менее производительный инструмент чем пилотируемое ВЛС, но более производительный инструмент по сравнению с наземными методами, тем не менее более дорогой.
Область применения – преимущественно технологические площадки, промышленные зоны, труднодоступные места, обрывистые склоны, залесённые склоны гор, заболоченные территории, снежный покров.
По размеру территории целесообразно использовать для технологических площадок от 10 га, для открытых мест от 1 до 15 км2
Ограничения такие же как у ВЛС – в основном, метео и климатические условия.
- Лазерное сканирование мобильное (Мобильное лазерное сканирование – МЛС);
Система мобильного лазерного сканирования обычно устанавливается на автомобиль при съемке автомобильных дорог или на локомотив/моторизированную дрезину при съемке железной дороги. Как и в случае с ВЛС комплекс состоит из лазерного сканера, инерциальную и ГНСС системы, датчика отсчёта пути.
На практике метод применяется преимущественно для инвентаризации и паспортизации инфраструктуры автомобильных и железных дорог, а также для ряда специфических задач:
- Съемки протяженных береговых линий (устанавливается на судно);
- Исследование состояния асфальтового покрытия, колейности (IRI) автомобильных магистралей, сбор точной информации, формирование трехмерной цифровой поверхности для роботизированного ремонта;
- Съемка карьеров;
- Диагностика взлетно-посадочных полос;
- Мониторинги, например, процесса строительства протяженного объекта, склоновых процессов;
- Съемки тоннелей
Только для нужд инженерно-геодезических изысканий применяется редко. Чистая топографическая съемка по данным лазерного сканирования получается, как правило с пробелами и нуждается в досъёмке другими методами, БПЛА (ВЛС или фотограмметрическое), тахеометрической или ГНСС съемке.
- Фотограмметрическая аэрофотосъёмка БЛА/БПЛА;
Один из наиболее доступных способов сильно увеличить площадь съемки, производительность.
Осуществляется путем сплошного фотографирования земной поверхности с беспилотного летательного аппарата и дальнейшей фотограмметрической обработки массива полученных снимков на основе стереоэффекта перекрывающихся снимков. После обработки массива снимков получается трехмерная поверхность местности и ортофотоплан. Трехмерная модель обеспечивает информацию о рельефе земной поверхности и высотах зданий, сооружений, растительности, а ортофотоплан о контурах зданий, дорог, коммуникаций, покрытий, растительности и т.д.
Привязка осуществляется двумя способами:
- Привязка координирование опорных точек с земли – для этого перед началом полета раскладываются равномерно на площади производства работ опознавательные знаки и координируются (измеряются) как правило GPS-приемниками;
- Наличие ГНСС приемника на борту БПЛА – тогда известны координаты центра каждого снимка. В таком случае необходима базовая ГНСС-станция в зоне полета. Для контроля так же измеряются несколько опорных точек.
Есть 2 вида беспилотных летательных аппаратов – вертолетного (коптерного) и самолетного типа. Вертолетный (Коптерный) тип, он же квадрокоптер, более дешевый/доступный инструмент, покрывающий значительно меньшие площади в единицу времени, в отличие от более дорогого и производительного БПЛА самолетного типа.
Масштабы крупнее 1:2000 при сложной местности нуждаются в уточнении наземными способами съемки.
Полезно использовать метод как вспомогательный при ГНСС и тахеометрических съемках.
- Фотограмметрическая аэрофотосъёмка пилотируемая;
Самый возрастной из перечисляемых методов, также, как и в случае с БПЛА осуществляется путем сплошного фотографирования земной поверхности с борта пилотируемого самолета и дальнейшей фотограмметрической обработки массива полученных снимков на основе стереоэффекта перекрывающихся снимков. После обработки массива снимков получается трехмерная поверхность и ортофотоплан местности. Трехмерная модель обеспечивает информацию о рельефе земной поверхности и высотах зданий, сооружений, растительности, а ортофотоплан о контурах зданий, дорог, коммуникаций, покрытий, растительности и т.д.
В отличие от БПЛА может покрывать значительно большие расстояния за 1 полет, может нести значительно более тяжелое оборудование, мощную оптику.
Например, современные АФС комплексы компании VexcelUltraCam — ULTRACAM OSPREY 4.1 позволяет получать снимки размером 1,1 Гигапикселя каждые 0,7 секунды. Она одновременно получает надирные изображения в режимах PAN, RGB и NIR и наклонные — в режиме RGB. Система сочетает в себе усовершенствованные объективы, CMOS матрицы нового поколения и лучшие в своем классе технологию и пользовательский интерфейс для обработки цифровых многоканальных аэрофотоснимков, безупречных с точки зрения чёткости деталей и динамического диапазона.
Метод применим для масштабов 1:10 000 и мельче, для больших площадей, часто используется для различного вида мониторингов. Можно заказать съемку одной и той же территории разных лет для анализа динамики различных процессов. Также есть возможность сделать заявку на съемку интересующей территории в будущем на какой-либо период.
Как об отдельном виде получения материала стоит упомянуть о работе с архивными и изысканиями прошлых лет, чем часто пренебрегают. Нередко, запланировав обширные работы по инженерно-геодезическим изысканиям, после тщательного сбора и изучения архивов, полевая часть сводится лишь к проверке материала с карандашом, рулеткой и набору контрольных пикетов.
Специфические методы, например, инерциальные системы, которые пытаются интегрировать с GPS-оборудование. Они же естественным образом используются в летательных аппаратах.
Съёмка подземных коммуникаций – отдельное, но неотъемлемое направление инженерно-геодезических изысканий. Базовый способ – съемка колодцев, их вскрытие и «прозвон» коммуникаций трубокабелеискателем. Опционально к коммуникации при соблюдении техник безопасности подключают генератор частоты, такая же частота устанавливается на приемнике, показывающем точное плановое положение и глубину заложение искомой коммуникации. Генератор может подключаться как напрямую к коммуникации, так и с помощью индуктивной антенны.
После съемки в обязательном порядке коммуникации согласуются с эксплуатирующими организациями, сличение и нанесение по исполнительным чертежам, в ряде случаев с выездом представителя на место производства работ. В крупных городах и на действующих промышленных предприятиях, как правило, выдается сводный план сетей перед производством инженрено-геодезических изысканий.
В редких случаях коммуникацию невозможно найти никаким из вышеперечисленных способов –она может быть пластиковой или может быть слишком большая плотность коммуникаций. В таких случаях прибегают к шурфлению или георадарным съемкам.
Нередко заказчик обращается к нам за конкретным способом топографической съёмки, а в процессе уточнения технического задания мы меняем методику. Важно понимать, что сегодня одним методом производство инженерно-геодезических изысканий ограничивается крайне редко. Приведем пример ряда объектов:
Съемка СНТ для газификации. Ввиду затрудненного получения доступа на каждый из множества участков – целесообразно использовать аэрофотосъёмку с беспилотного летательного аппарата, привязку к системе координат целесообразно осуществлять ГНСС методами, съёмку проездов, улиц – тахеометрическим методом.
Инженерно-геодезические изыскания для нового строительства ВЛ 500 кВ, протяженность 500 км. Таежная зона, малонаселенная.
Основным методом выбрано воздушное лазерное сканирование, для подготовки к полетам расставляются базовые станции, привязанные заранее к пунктам государственной геодезической сети приемниками глобальных навигационных спутниковых систем, переходы проектируемо ВЛ через антропогенные преграды снимаются преимущественно тахеометром. При изменении трассы после основного полета ВЛС незначительные по площади участки мелких масштабов, не крупнее 1:2000 могут быть досняты методом аэрофотосъёмки БПЛА.
Реконструкция учебно-экспериментальной электростанции, создание опытно-технологических установок «Теплоцентраль» Московского энергетического института. ТЭЦ МЭИ.
Привязка к московской системе координат и высот осуществлена GNSS-приёмниками, съемка наружной части – тахеометром. Внутренняя часть здания отсканирована наземным лазерным сканером.
Видно, что практически всегда остаются тахеометрический и ГНСС методы, но основной объём съёмок осуществляется иными методами.
Основные этапы инжерено-геодезических изысканий
Источник siproen.ruНовейшие методы проведения геодезических работ
Современные технологи проведения геодезических работ. Беспилотные летательные комплексы (квадрокоптеры), их преимущества, относительно традиционных методов, применяемых в геодезии и картографии. Применение технологии наземного 3D лазерного сканирования.
Рубрика | Геология, гидрология и геодезия |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.12.2019 |
Размер файла | 15,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Новейшие методы проведения геодезических работ
Артамонова С.В., доцент, канд. геогр. наук; Григорьева И.С.
Оренбургский Государственный Университет
Большинство современных технологий не стоят на месте. Это касается и технологий для проведения геодезических работ. В настоящее время особо активно начинают внедряться технологии наземного 3D лазерного сканирования и применение беспилотных летательных комплексов.
Беспилотные летательные комплексы (квадрокоптеры) имеют ряд преимуществ, относительно традиционных методов, применяемых в геодезии и картографии. Для составления топографического плана обширной по площади местности необходимо достаточно времени, а также большие трудозатраты. Применение технологии использования беспилотных комплексов для геодезической съемки помогает за меньшие сроки получить топографическую карту местности масштаба от 1:500 до 1:2000 и более мелкого.
При помощи полученных с квадрокоптеров данных создаются детальные 3D-модели местности, матрицы высот и ортофотопланы.
Список применения результатов дистанционной съемки с воздуха, затрагивает почти все области использования традиционных методов съемки:
— ведение кадастрового учёта и контроль градостроительной деятельности;
— создание географических информационных систем (ГИС), обновление топографических карт;
— мониторинг сельхозугодий, состояний лесного хозяйства, целевого использования земель;
— контроль рек, водоёмов в целях предотвращения ледовых заторов, прогнозирования наводнений.
Также следует отметить, что относительно своих «конкурентов» данный метод имеет на порядок лучшее качество снимков (чем спутниковые аналоги), а дешифрирование снимков происходит автоматически при помощи специализированного программного обеспечения, что значительно сокращает возможность ошибок из-за человеческого фактора.
Данный метод имеет большое преимущество при съемке труднодоступной местности — болот, лесов и т.д., а также при съемке линейных объектов.
Время нахождения дрона в воздухе достигает 180 минут (на одном заряде), за это время дрон может выполнить съемку в среднем 15 км2. Дрон может удаляться на расстояние 100 км за один полет. В сравнении: бригада геодезистов (геодезист, два техника и водитель) будут снимать аналогичный масштаб работ более 30 рабочих дней. Стоимость работ будет соответственно на порядок превышать съемку, так как будет включать в себя командировочные и заработную плату каждого члена бригады. Скорость и стоимость выполнения работ является главным плюсом данного метода проведения съемки.
Наземное лазерное сканирование — еще один современный и производственный метод измерения на сегодняшний день.
Наземное лазерное сканирование — бесконтактная технология измерения 3D поверхностей с использованием специальных приборов, лазерных сканеров. По отношению к традиционным оптическим и спутниковым геодезическим методам характеризуется высокой детальностью, скоростью и точностью измерений. 3D лазерное сканирование применяется в геодезии и маркшейдерии, а также в архитектуре, промышленности, строительстве дорожной инфраструктуры, археологии.
Из-за своей высокой степени автоматизации процессов измерений и универсальности лазерный сканер представляет собой не просто геодезический прибор, а инструмент оперативного решения большинства прикладных инженерных задач:
-топографическая съемка местности;
— съемка автодорог и дорожных объектов для разработки проектов их реконструкции и капитального ремонта;
— съемка сложных инженерных объектов с большим количеством коммуникаций;
-съемка закрытых и открытых горных разработок;
— съемка железных дорог и сооружений на них;
-исполнительные съемки строящихся объектов.
По принципу действия лазерные сканеры разделяют на импульсные (TOF), фазовые и триангуляционные. Импульсные сканеры рассчитывают расстояние как функцию времени прохождения лазерного луча до измеряемого объекта и обратно. Фазовые оперируют со сдвигом фаз лазерного излучения, в триангуляционных 3D сканерах приемник и излучатель разнесены на определенное расстояние, которое используется для решения треугольника излучатель-объект-приемник.
Основные параметры лазерного сканера — дальность, точность, скорость, угол обзора.
По дальности действия и точности измерений 3D сканеры разделяются на:
— высокоточные (погрешность меньше миллиметра, дальность от дециметра до 2-3 метров),
— среднего радиуса действия (погрешность до нескольких миллиметров, дальность до 100 м),
— дальнего радиуса действия (дальность сотни метров, погрешность от миллиметров до первых сантиметров),
— маркшейдерские (погрешность доходит до дециметров, дальность более километра).
Последние три класса по способности решать различные типы задач можно отнести к разряду геодезических 3D-сканеров. Именно геодезические сканеры используются для выполнения работ по лазерному сканированию в архитектуре и промышленности.
Скорость действия лазерных сканеров определяется типом измерений. Как правило, наиболее скоростные фазовые, на определенных режимах скорость которых достигает 1 млн измерений в секунду и более, импульсные несколько медленнее, такие приборы оперируют со скоростями в сотни тысяч точек в секунду.
Угол обзора — ещё один немаловажный параметр, определяющий количество данных, собираемых с одной точки стояния, удобство и конечную скорость работы. В настоящее время все геодезические лазерные сканеры имеют горизонтальный угол обзора в 360°, вертикальные углы варьируются от 40-60° до 300°.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологи проведения геодезических работ как 3D лазерное сканирование и применение беспилотных летательных комплексов являются безусловными лидерами по качеству, скорости и стоимости выполнения работ. Стоимость оборудования, возможно, кажется высокой, но окупается за выполнение 3-5 съемок (в сравнении с тахеометрическим методом съемки).
наземный лазерный сканирование квадрокоптер
Список литературы
1. Большаков В.Д. Методы и приборы высокоточных геодезических измерений в строительстве. [Текст] / В.Д. Большаков — Москва: «Недра», 1976. — 338 с.
2. Борщ-Компониец В.И. Маркшейдерское дело. [Текст] / В.И. Борщ-Компониец — Москва: «Недра», 1979. — 500 с.
3. Золотова. Е. В. Градостроительный кадастр с основами геодезии: учеб. для вузов: Спец. «Архитектура» / Е. В. Золотова, Р. Н. Скогорева. — М.: Архитектура — С, 2009. — 175 с.
4. Коротеева, Л. И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация: учеб. пособие / Л. И. Коротеева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 158 с.
8. Неумывакин, Ю. К. Земельно-кадастровые геодезические работы [Текст] / Ю. К. Неумывакин, М. И. Перский. — М.: КолосС, 2008. — 184 с.
6. Петрушина, М. И. Энциклопедия кадастрового инженера [Текст] / М. И. Петрушина, В. С. Кислов, А. Д. Маляр и др. — М.: Кадастр недвижимости, 2007. — 656 с.
7. Середович В.А. Наземное лазерное сканирование: монография / В.А. Середович, А.В. Комиссаров, Д.В. Комиссаров, Т.А. Широкова. — Новосибирск: СГГА, 2009. — 261 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Решение прямой и обратной геодезических задач при вычислительной обработке результатов во время проведения геодезических работ при землеустройстве. Виды работ при составлении топографической основы для проектирования. Спрямление ломаных границ участков.
курсовая работа [275,0 K], добавлен 06.11.2014
Основы организации топографо-геодезических работ в системе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Экономическое обоснование технического проекта по созданию топографического плана в масштабе 1:2000 на примере г. Краснодара.
курсовая работа [55,2 K], добавлен 09.09.2012
Характеристика геодезических работ при строительстве промышленных сооружений на примере газопровода. Виды геодезических работ при строительстве и эксплуатации объектов. Технология инженерно-геодезических изысканий строительства нового газопровода.
реферат [993,5 K], добавлен 13.03.2015
Основные задачи геодезии в кадастровых работах. Аэросъемочная система лазерного картографирования ALTM 3100. Сравнение традиционных съемок и лазерного сканирования. Принципы построения и функционирования воздушных лазерных систем, их преимущества.
дипломная работа [2,4 M], добавлен 15.02.2017
Нормативно-правовое регулирование в области инженерной геодезии. Характеристика органов, контролирующих работу топографо-геодезических служб и их полномочия. Лицензирование их деятельности. Тенденции и перспективы развития геодезии и картографии.
курсовая работа [347,3 K], добавлен 31.05.2014
Характеристика знаков закрепления геодезических сетей, их классификация по значению, местоположению, их обозначение на метности. Жилые, общественные, производственные здания. Этапы производства геодезических работ при проведении строительства объекта.
реферат [374,6 K], добавлен 02.11.2009
Физико-географические и экономические условия участка работ. Анализ топографо-геодезических материалов на район строительства. Проектирование плановой и высотной сети сгущения. Элементы геодезических разбивочных работ. Способы разбивки осей сооружений.
Источник otherreferats.allbest.ruГеодезические работы при строительстве различных объектов
Геодезические работы в строительстве, или как их еще называют, геодезическое сопровождение строительства представляют определенный комплекс вычислений, измерений и построений в натуре и чертежах, которые обеспечивает точное и правильное размещение сооружаемых объектов. Возведение планировочных и конструктивных элементов должны соответствовать нормативным документам и геометрическим параметрам проекта.
Этапы геодезических работ на строительной площадке :
- Геодезические работы на стройплощадке следует начинать с выбора самой площадки. Также сюда входят сбор, обобщение и анализ материалов. По сути это первый подготовительный этап.
- Строительное проектирование — это создание геоподосновы для строительства, топографо-геодезические работы, обеспечение строительного проектирования с использованием дополнительных исходных данных, геодезическое обеспечение иных видов инженерных изысканий.
- При изготовлении строительных конструкций- контроль геометрических параметров всех элементов.
- Основной подготовительный период строительства. В него входят инженерная подготовка территории, которая включает в себя прокладку подземных коммуникаций, подъездные работы, создание геодезической разбивочной основы, вынос в натуру главных осей.
- Основной период строительства. Входят составление исполнительной документации, исполнительная съемка законченных элементов строительства при возведении надземных и подземных частей здания, геометрическое обеспечение строительных и монтажных работ.
- Окончание строительства. При выполненных геодезических работах, в процессе строительства, составление и сдача технического отчета, составление профилей, разрезов, исполнительных инженерных планов и генерального плана.
Геодезические работы при строительстве дорог
Сначала, конечно, проводят топографическую съемку, на основании которой уже готовят проект трассы. Когда основа проекта уже утверждена- можно приступать к закреплению местоположения трассы.
Дорога, вынесенная на местность и закрепленная на ней типовыми знаками, может являться геодезической основой для разбивки всех сооружений и контрольных разбивочных геодезических работ в процессе строительства. При этом необходимо руководствоваться документами рабочего проекта, ведомостью прямых и кривых, планом и профилем трассы, схемой закрепления трассы. Это все проделывается в подготовительный период строительства. Между строительством и проектированием дороги проходит, иногда, достаточно много времени, поэтому точки закрепления трассы на местности могут утрачиваться. Трассу восстанавливают перед началом строительных работ, опираясь на основу, закрепленную при полевом трассировании.
В соответствии с требованиями соответствующих инструкций и рабочими чертежами, геодезические работы должны обеспечивать разбивку и контроль, в процессе строительства и сооружения, транспортных объектов. Подробнее об этом виде работ можно прочитать в отдельной статье.
Геодезические работы при строительстве зданий
Для выполнения строительных геодезических работ при разбивке зданий в натуре, непосредственно строительно-монтажных работ, создается геодезическая специальная разбивочная основа. Опорные геодезические сети служат основой для ее построения. Она должна отвечать требованиям, которые предъявляются к разбивочным работам, наблюдений за деформацией зданий, исполнительным съемкам крупных масштабов.
Геодезические работы при строительстве мостов
При строительстве моста, на всех его этапах, необходима высокая точность исполнения проекта. Она обеспечивается геодезическими работами. В нее входят контроль монтажа пролетного строения, установка пролетного строения на опорные части, разбивка подформенных площадок на опорах осей и создание геодезической сети.
Геодезические работы, которые обеспечивают строительство сложных мостов (мосты с опорами более 15м или длиной более 300 м, вантовые мосты), выполняются строго в соответствии с проектом производства геодезических работ.
Геодезические работы при строительстве тоннелей
Разбивочная геодезическая основа для тоннеля может создаваться и на земной поверхности. С появлением спутниковой аппаратуры (GPS-приемники), которая позволяет получать координаты пунктов с высокой точностью, отпадает необходимость в создании на земной поверхности тоннельной триангуляции, линейно-угловой сети полигонометрии. В данном случае пункты создают рядом с порталами тоннеля и в районе шахт, если такие есть в проекте. Для ориентирования ходов полигонометрии, ведущие внутрь тоннеля и координатной привязке и необходимы эти пункты. Работы по производству измерений берут на себя маркшейдеры.
Ход, который был проложен по закрепленным точкам, повторяют для того, чтобы можно было определить деформацию участка тоннеля. Высоты пунктов подземной полигонометрии и на поверхности определяют геометрическим нивелированием. Реперы государственной нивелированной сети используют в качестве исходных пунктов.
Геодезические разбивочные работы в строительстве
Геодезическая разбивочная сеть — создаваемая на территории основа для строительных работ. Разбивочные работы являются последним подготовительным этапом при строительстве. Формы и размеры сооружения, характер местности влияют на вид сети, которая требует точности вынесения проекта на местность. Это определяет геодезическое обеспечение строительных работ.
Разбивочную сеть, например, в тоннеле создают как полигонометрию. Для строительства моста создают специальную сеть в виде линейно-угловой сети, а при строительстве железной дороги делают теодолитный ход, проложенный вдоль ее трассы. При крупном строительстве проектируют разбивочную сеть на генплане, а затем, в виде сетки, переносят на местность, стороны системы квадратов и прямоугольников которых кратны 100 или 250 м и должны быть параллельны осям основных зданий.
Рабочие реперы закладывают временные и постоянные для создания планово-высотной геодезической основы.
Источник domzem.suЦены на геодезические работы в строительстве весьма разнятся на рынке предоставляемых услуг. Но работать с геодезическими компаниями с заведомо заниженными ценами не стоит, так как можно попасть на недобросовестных исполнителей, готовых работать так же плохо, как им платят.