1.Территориальное планирование— планирование развития территорий, в том числе для:
-установления функциональных зон,
-определения планируемого размещения:
-объектов федерального значения,
-объектов регионального значения,
-объектов местного значения.
территориальное планирование -планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
2.Градостроительное зонирование— зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Создание комфортных условий для жизни и ведения бизнеса остаются приоритетными для Сбербанка
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами ОМСУ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).
Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства
Планировка территории
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий .Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.Подготовка проектов межевания территорий существляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий .Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам .
Клецкова Ю.С. Создание ЦИМ, паспорта и сводного календарного графика объекта кап. строительства
- Разделение (классификация) поселений Российской Федерации.
Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.
1. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно — производственная специализация указанных поселений, а также значение поселений в системе расселения населения (далее — система расселения) и административно — территориальном устройстве Российской Федерации.
2. Поселения Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения.
Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
3. В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:
сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);
крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);
крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);
средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);
малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);
крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);
большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);
средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);
малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
4. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.
6. Градостроительные требования к условиям и порядку пользования землями поселений устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Территориальное управление – деятельность, осуществляемая государственными и муниципальными служащими с целью организации производства, размещения и развития производительных сил, а также совершенствования способов вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из народнохозяйственных интересов.
- Что такое муниципальная социальная политика?
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.
- Что такое минимальные социальные стандарты и для чего они нужны?
Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.
Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.
В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия — прожиточный минимум.
Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благи услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающему условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Значение введения понятия прожиточного минимума (физиологического) в переходный к рынку период чрезвычайно велико, так как, во-первых, он официально обозначает границу бедности, во-вторых, является ориентиром при за15ЛЮчении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия, в-третьих, это расчетный показатель, на основе которого должны устанавливаться такие социальные гарантии, как минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:
— в качестве базы для адресной социальной поддержки; — в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;
— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе — на субсидирование бедности
- Как определена и разграничена компетенция муниципальных образований в социальной сфере в Федеральном законе 2003 г.?
Компетенция муниципальных образований разных типов в сфере социальной политики определена Федеральным законом 2003 года и приведена в табл. 5.1.1. Компетенция городских округов включает в себя сумму компетенции поселений и муниципальных районов.
Компетенция муниципальных образований в социальной сфере
- Каковы основные направления муниципальной социальной политики?
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления и рассматриваемым в настоящей главе, относятся:
-содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
-содействие обеспечению граждан жильем путем создания условий для жилищного строительства и прямое обеспечение помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;
-организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
-реализация муниципальной молодежной политики.
- Каковы основные принципы муниципального управления системами жизнеобеспечения поселений?
Принципы муниципального управления градообслуживающей сферой следующие.
Принципы:
· Комплексность, сбалансированность и взаимоувязка отдельных подсистем
· Увязка вопросов развития городского хозяйства с общей
· стратегией социально-экономического развития
· Обеспечение бесперебойности, надежности, безопасности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения
· Привлечение населения к участию в решении проблем содержания жилищного фонда и благоустройства территорий
Соблюдение этих принципов составляет непременное условие эффективного управления.
- В чем особенности градообслуживающей сферы как объекта управления?
Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня. Например, городской транспорт составляет подсистему системы жизнеобеспечения города и в то же время является подсистемой региональной транспортной системы.
Следует также учитывать в большинстве отраслей городского хозяйства наличие муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть, ответственная за организацию предоставления населению и бизнесу соответствующих муниципальных услуг, должна создавать условия для деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные, так и финансово-экономические и инновационные методы управления и регулирования. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать:
– место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами городского хозяйства;
– место данной подсистемы в отраслевой системе управления;
– взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно-правовых форм хозяйствования;
– законодательные, административные, экономические и иные механизмы воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.
Размещение на территории муниципального образования различных хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, объектов промышленной, общественно-деловой и социальной сфер требует эффективной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для жизнедеятельности населения и функционирования экономики муниципального образования, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства, и в первую очередь, жилищно-коммунального хозяйства.
- Как разграничиваются полномочия в сфере жизнеобеспечения поселений между уровнями власти?
Российское законодательство предусматривает следующее разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере жизнеобеспечения муниципальных образований:
– на федеральном уровне формируется законодательная и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения территорий;
– на уровне субъектов РФ разрабатываются территориальные аспекты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты;
– на муниципальном уровне осуществляется практическая реализация задач местного значения по удовлетворению потребностей населения в соответствующих муниципальных услугах.
- В чем основные различия между функциями органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов в градообслуживающей сфере?
Разграничение вопросов местного значения и функции органов местного самоуправления по обеспечению жизнедеятельности муниципальных образований
- Какое разграничение функций по управлению и эксплуатации жилищного фонда имеется и для чего оно необходимо?
Существенное изменение отношений собственности в жилищной сфере оказывает принципиальное влияние на формы и способы управления жилищным фондом.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
– учет муниципального жилищного фонда;
– установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
– ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
– определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
– предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
– принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений – в жилые;
– согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
– признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
– осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
– определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
– иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
По формам собственности жилищный фонд делится на частный, государственный и муниципальный. В большинстве развитых стран основная часть жилищного фонда находится в частной собственности. Собственник многоквартирного дома сдает квартиры в аренду.
Муниципального жилья в зарубежных городах очень мало, как правило, это жилье невысокого качества для малообеспеченных слоев населения. В СССР основная часть жилищного фонда находилась в государственной собственности. В период массовой приватизации промышленных предприятий объем государственного (ведомственного) жилищного фонда резко сократился и соответственно увеличился объем муниципального жилищного фонда. С другой стороны, по мере приватизации квартир возрастал объем частного жилищного фонда и сокращался объем муниципального.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
– жилищный фонд социального использования, предоставляемый гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
– специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
– индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, используемых для своего проживания гражданами – собственниками таких помещений и членами их семей;
– жилищный фонд коммерческого использования, используемый собственником для проживания граждан на условиях возмездного пользования или иного договора.
В муниципальной собственности находятся:
– жилищный фонд социального использования, предоставляемый до договорам социального найма;
– служебные жилые помещения и общежития;
– маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан – несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В отношении муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления обладают всеми полномочиями собственника. По отношению к иному жилищному фонду к компетенции органов местного самоуправления относится только принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и обратно и согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. Остальные решения по правам владения, пользования и распоряжения принимаются собственниками помещений и их объединениями (рис. 4.3.3).
Для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения их эксплуатации Жилищный кодекс РФ предусматривает следующие формы объединений собственников:
– жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы (ЖК, ЖСК, СПК);
– товарищества собственников жилья (ТСЖ);
– объединения (ассоциации) ТСЖ, ЖСК для совместного управления общим имуществом многоквартирных домов.
Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребности граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Порядок организации и деятельности кооперативов определяется Жилищным кодексом РФ и федеральным законодательством. Жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены внесли паевые взносы за жилые помещения, по решению общего собрания его членов может быть преобразован в товарищество собственников жилья.
- Какие способы управления многоквартирным домом предусмотрены новым Жилищным кодексом РФ?
Управление многоквартирными жилыми домами представляет собой организацию системы взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, задач и видов деятельности, которые реализуются собственниками в процессе хозяйственно-финансовой деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлению коммунальных услуг самостоятельно или с привлечением управляющих и подрядных организаций на основе договорных отношений.
Объектом управления является многоквартирный жилой дом или совокупность домов.
Современные тенденции в управлении жилищным фондом состоят в постепенной передаче этой функции от органов местного самоуправления к собственникам и их объединениям. Приватизация квартир в многоквартирных домах создала основу для становления института реальных собственников. В то же время доля домов, в которых созданы жилищные или жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, является крайне незначительной. Собственники помещений практически не могут оказывать влияния на качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг и выступать в роли заказчиков на ЖКУ.
Согласно Жилищному кодексу РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления:
– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
– управление товариществом собственников жилья либо жилищным или иным потребительским кооперативом;
– управление управляющей организацией.
Управление через ТСЖ или кооператив предполагает наличие в его руководстве квалифицированных специалистов, знающих строительные, технологические, сметные и другие нормы и способных привлекать на договорной основе обслуживающие организации.
Наиболее эффективным способом управления многоквартирным домом является привлечение профессиональной управляющей организации, которая, в свою очередь, на конкурсных условиях для оказания отдельных видов услуг привлекает специализированные жилищно-эксплуатационные, коммунальные, ремонтные, строительные и другие организации. При этом способе управления происходит полное разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, создается конкурентная среда и система договорных отношений (рис. 4.3.4).
Выбор способа управления общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется на общем собрании собственников помещений и может быть изменен ими в любое время. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений.
Если собственниками помещений в течение года не выбран способ управления домом или если принятое решение не было реализовано, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирный дом может управляться только одной организацией. Собственники помещений обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После завершения указанных процедур орган местного самоуправления снимает с себя функции управления многоквартирными жилыми домами и передает их управляющим организациям.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (объединения собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется самостоятельно или с привлечением специализированных организаций оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Договор может быть заключен на срок от 1 года до 5 лет.
- Какие вопросы входят в компетенцию органов местного самоуправления (муниципальный район, городской округ, городское/сельское поселение).
Основной документ: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Источник: studopedia.ru
«Ведомственная целевая программа «Создание условий для реализации государственной политики в сферах строительства, жилищного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Участники ведомственной целевой программы
Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»
Наименование государственной программы Российской Федерации
Государственная программа «Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации
Обеспечение реализации государственной программы.
Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная целевая программа
Цели ведомственной целевой программы и их значения по годам реализации
1. Развитие научно-прикладной отрасли в области мерзлотоведения, проектирования и строительства в условиях российской Арктики путем разработки научно обоснованных аналитических документов — 11 единиц в 2020 году;
2. Актуализация и разработка нормативно-технических документов, касающихся сферы проектирования и строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации — 7 единиц в 2020 году.
3. Финансовое обеспечение деятельности Единого государственного заказчика в сфере строительства:
Задачи ведомственной целевой программы
Обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных основ управления арктическими территориями, включая обеспечение надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики.
Совершенствование нормативной базы, регламентирующей проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации.
Обеспечение финансирования текущей деятельности Единого государственного заказчика в сфере строительства.
Параметры финансового обеспечения ведомственной целевой программы
Общий объем финансирования ведомственной целевой программы — 5 818 702,89 тыс. рублей, в том числе:
объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета — 5 818 702,89 тыс. рублей, из них:
в 2020 году — 80 981,50 тыс. рублей;
в 2021 году — 1 174 105,70 тыс. рублей;
в 2022 году — 1 122 670,80 тыс. рублей;
в 2023 году — 1 098 328,60 тыс. рублей;
в 2024 году — 1 146 655,06 тыс. рублей;
в 2025 году — 1 195 961,23 тыс. рублей.
I. Цели, задачи и сроки реализации ведомственной
Целями ведомственной целевой программы являются:
1. Развитие научно-прикладной отрасли в области мерзлотоведения, проектирования и строительства в условиях российской Арктики путем разработки научно обоснованных аналитических документов — 11 единиц в 2020 году.
2. Актуализация и разработка нормативно-технических документов, касающихся сферы проектирования и строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации — 7 единиц в 2020 году.
3. Финансовое обеспечение деятельности Единого заказчика в сфере строительства.
Задачами ведомственной целевой программы являются обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных основ управления арктическими территориями, включая обеспечение надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики и совершенствование нормативной базы, регламентирующей проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации.
Также задачей ведомственной целевой программы является обеспечение текущей деятельности Единого государственного заказчика в сфере строительства, посредством предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации на иные цели, не связанные с капитальными вложениями.
Единый государственный заказчик в сфере строительства — публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2395 «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» путем реорганизации с одновременным сочетанием преобразования и слияния находящихся в ведении Минстроя России федеральных казенных учреждений (далее — Единый заказчик).
В функции Единого заказчика входят задачи по осуществлению инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности, и которые включены в программу деятельности Единого заказчика, а также по оказанию значительного влияния на сокращение сроков проектирования и строительства объектов, реализуемых в том числе в рамках национальных проектов, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
II. Описание ожидаемых результатов ведомственной
С 2018 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации реализует программу «Обеспечение хозяйствования в условиях вечномерзлых грунтов» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366.
В период с 2018 года по 2020 год выполнен ряд важнейших научных исследований, в том числе по прогнозу измерения температуры грунтов, на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее — Арктическая зона), требований к сети геотехнического мониторинга крупных городов Арктической зоны, а также регламент мониторинга; рекомендации по правильной эксплуатации зданий и сооружений Арктической зоны с учетом прогноза изменений климатического режима, рекомендации по выполнению инженерно-геокриологических изысканий при проектировании и строительстве зданий и сооружений в Арктической зоне.
Первичный анализ технического состояния жилого фонда и других объектов, по данным поселений Архангельской, Мурманской областей, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республик Саха (Якутия), Коми показывает, что более 80% жилого фонда в криолитозоне не отвечает нормативным требованиям. А проведение ремонтно-восстановительных работ, суть которых, в первую очередь, сводится к восстановлению мерзлого состояния грунтовых массивов оснований зданий и прилегающих территорий, связано со значительными затратами ресурсов.
Учитывая важность сохранения зданий и сооружений криолитозоны, в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы, будет разработана глобальная система геотехнического мониторинга за зданиями и сооружениями в городах, расположенных на многолетнемерзлых грунтах с устройством термометрических скважин, установкой геодезических марок, гидрогеологических скважин и обеспечить систематические наблюдения за температурой грунтов основания, осадками сооружений и уровнем подземных вод для наиболее ответственных сооружений. Это позволит обеспечить сохранность данных сооружений, будет способствовать своевременной разработке и применению мероприятий, позволяющих сохранять здания от деформаций.
Будут разработаны комплексные научно-исследовательские работы по созданию и внедрению новых материалов, конструкций, приборов, методов расчетов, измерений и испытаний для совершенствования технологий строительства и обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений в течение жизненного цикла.
В рамках реализации ведомственной целевой программы ожидаются следующие результаты, в том числе:
разработан свод правил (далее — СП) «Инженерные изыскания для строительства в районах распространения многолетнемерзлых грунтов. Общие требования»;
разработан СП «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Требования к инженерной подготовке территории»;
разработан СП «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Правила производства работ»;
разработан СП «Основания и фундаменты зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах. Правила эксплуатации»;
пересмотрен СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»;
разработаны изменения к СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»;
разработаны изменения к ГОСТ 5686-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний сваями»;
разработана научно-исследовательская работа по теме: «Исследование опасных геокриологических процессов, характера их развития, анализ влияния процессов на устойчивость зданий и сооружений, разработка рекомендаций по снижению влияния данных процессов»;
разработана научно-исследовательская работа по теме: «Разработка рекомендаций по выполнению инженерно-геокриологических изысканий при проектировании и строительстве зданий и сооружений в арктической зоне»;
разработана научно-исследовательская работа по теме: «Разработка регламента геотехнического мониторинга крупных городов Арктической зоны Российской Федерации»;
разработана научно-исследовательская работа по теме: «Разработка методики расчета осадок мерзлых оснований с учетом ползучести пластично-мерзлых грунтов и определения их нелинейной сжимаемости путем испытаний на компрессионное и трехосное сжатие»;
разработана научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по теме: «Оценка технического состояния ответственных зданий и сооружений городов Республики Саха (Якутия) с разработкой рекомендаций по их дальнейшей надежной эксплуатации»;
разработана научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по теме: «Определение нормируемых параметров бетонов для обеспечения долговечности строительных конструкций и сооружений в Арктической зоне»;
разработана научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по теме: «Разработка метода лабораторного определения температуры начала замерзания грунтов»;
разработана научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по теме: «Экспериментальное обоснование комплекса методов лабораторного определения теплофизических характеристик мерзлых и талых грунтов»;
разработана научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по теме: «Разработка беспрогревного способа устройства буронабивных свай в многолетнемерзлых грунтах»;
разработана научно-исследовательская работы по теме: «Разработка новых конструкций жилых зданий на территориях распространения многолетнемерзлых грунтов и в северной строительно-климатической зоне России»;
разработана научно-исследовательской и опытно-конструкторская работа по теме: «Исследование физико-механических свойств повторно замороженных грунтов в зонах локальных таликов».
Финансовое обеспечение деятельности Единого заказчика позволит осуществлять его функционирование для выполнения возложенных на него задач в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социально-культурного и гражданского назначения.
III. Перечень и описание программных мероприятий
1. Создание и внедрение новых материалов, конструкций, приборов, методов расчетов, измерений и испытаний для совершенствования технологий строительства и обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений в течение жизненного цикла на основании комплексных научно-исследовательских работ.
2. Обеспечение строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации нормативами и технологиями, позволяющими возводить надежные и безопасные в эксплуатации объекты в текущих условиях, с использованием инновационных материалов и технологий, и изменением температурных условий.
3. Обеспечение финансирования деятельности Единого заказчика путем предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации на иные цели, не связанные с капитальными вложениями.
IV. Срок реализации ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа реализуется с 2020 по 2025 годы.
к ведомственной целевой программе
«Создание условий для реализации
в сферах строительства,
и жилищно-коммунального хозяйства»
О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ И ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ВЕДОМСТВЕННОЙ
Цель ВЦП и ФОИВ, ответственный за ее достижение
Задача ВЦП и ФОИВ, ответственный за ее решение
Наименование и единица измерения
Развитие научно-прикладной отрасли в области мерзлотоведения, проектирования и строительства в условиях российской Арктики
Обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных основ управления арктическими территориями, включая обеспечение надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики.
Количество разработанных научно обоснованных аналитических документов, единиц
Актуализация и разработка нормативно-технических документов, касающихся сферы проектирования и строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации
Совершенствование нормативной базы, регламентирующей проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации.
Проекты сводов правил и других нормативных технических документов в области строительства, единиц
Обеспечение финансирования Единого заказчика в сфере строительства
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ
Уровень исполнения текущих расходов, процент
к ведомственной целевой программе
«Создание условий для реализации
в сферах строительства,
и жилищно-коммунального хозяйства»
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование мероприятия ВЦП
Срок реализации мероприятия
Ответственный за реализацию мероприятия
Связь с задачей ВЦП
Ожидаемый результат реализации мероприятия
Мероприятия длящегося характера
Создание и внедрение новых материалов, конструкций, приборов, методов расчетов, измерений и испытаний для совершенствования технологий строительства и обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений в течение жизненного цикла на основании комплексных научно-исследовательских работ.
Мероприятие ограниченного срока действия (разового характера)
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных основ управления арктическими территориями
Разработаны научно обоснованные аналитические материалы в области мерзлотоведения, проектирования и строительства в условиях российской Арктики — 11 единиц
Обеспечение строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации нормативами и технологиями, позволяющими возводить надежные и безопасные в эксплуатации объекты в текущих условиях, с использованием инновационных материалов и технологий, и изменением температурных условий.
Мероприятие ограниченного срока действия (разового характера)
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Обеспечение надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики и совершенствование нормативной базы, регламентирующей проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации
Актуализированы и разработаны нормативно-технические документы, касающиеся сферы проектирования и строительства объектов в Арктической зоне Российской Федерации в количестве 7 единиц
Обеспечение финансирования Единого заказчика в сфере строительства
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Обеспечение текущей деятельности Единого заказчика в сфере строительства, путем реализации субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации на иные цели, не связанные с капитальными вложениями.
Источник: ppt.ru
«Создание условий для обеспечения жильем граждан в контексте комплексного развития сельских территорий»
Участники «круглого стола», проведенного 4 марта 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, а также профессионального сообщества строителей, научных и общественных организаций, обсудив актуальные вопросы в сфере развития жилищного строительства на сельских территориях, отмечают следующее.
Государственная политика в отношении сельских территорий на долгосрочный период определена в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[1], а также в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[2].
Стратегиями предусматривается необходимость обеспечения экономического и социального развития сельских территорий посредством улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой, повышения транспортной доступности сельских территорий.
С целью комплексного развития сельских территорий, приближения качества жизни сельского населения к городским стандартам государством выработан программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать ресурсы на решение ключевых проблем сельских территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696[3] утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее — Госпрограмма) со сроком реализации 2020 – 2025 годы.
Ключевыми целями Госпрограммы являются:
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2%;
сохранение доли сельского населения на уровне 25,1%;
достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75,5%.
Общий объем финансового обеспечения Госпрограммы составляет 1 491 259 417,9 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований федерального бюджета – 733 447 449,9 тыс. рублей.
Основные мероприятия, призванные решать задачи, предусмотренные Госпрограммой по улучшению жилищных условий сельского населения, сосредоточены в Ведомственном проекте «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домохозяйств» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения».
Ведомственный проект предусматривает основные инструменты для реализации целей Госпрограммы:
1) предоставление ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 до 3 процентов годовых (далее – льготная сельская ипотека).
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) благодаря льготной сельской ипотеке улучшить жилищные условия смогли 45 тысяч семей на всей территории Российской Федерации, площадь жилых помещений составила около 2 млн. кв. м.[4]
Всего в уполномоченные банки поступило 208 тыс. заявок на общую сумму 445 млрд. рублей. В настоящее время лидерами по количеству выдач являются Республика Башкортостан – 2 404 кредита, Ленинградская область – 1 370 кредитов, Новосибирская область – 1 955 кредитов;
2) предоставление субсидий субъектам Российской Федерации для осуществления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (в том числе многодетные семьи, сотрудники агропромышленного комплекса, ветеринарии и социальной сферы).
Финансирование из федерального бюджета на предоставление гражданам социальных выплат (сертификатов) для улучшения жилищных условий в 2020 году составило 2,1 млрд. рублей.
По данным Минсельхоза России, в 2020 году планировалось ввести (приобрести) 140,4 тыс. кв. м жилья, в свою очередь введено (приобретено) 206 тыс. кв. м жилья в 80 субъектах Российской Федерации (146,6% от плана).
Улучшить жилищные условия смогли 2 994 семей. Наибольшую социальную поддержку получили граждане в Республике Татарстан – в размере 237,8 млн. рублей (315 семей).
Средняя стоимость одной социальной выплаты по стране составила 1,9 млн. рублей;
3) реализация мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях, при обязательном софинансировании со стороны работодателей, что направлено на закрепление квалифицированных кадров на селе.
Финансирование мероприятия за 2020 год составило 800 млн. рублей, что позволило ввести в эксплуатацию 21,5 тыс. кв. м жилья (61,4% от плана) в 16 субъектах Российской Федерации (до 1 апреля 2021 года планируется ввести 13,5 тыс. кв. м жилья, что составит 100% от планируемого показателя).
Наибольшее количество введенных площадей зафиксировано в Пензенской области – 10 746 кв. м. (100% от планируемого значения), Республике Татарстан – 6 402 кв. м. (87,7% от планируемого значения), Воронежской области – 3 654,2 кв. м. (100% от планируемого значения).
79 организаций-работодателей стали участниками программы (например, в Пензенской области: ООО «ПензаМолИнвест», ООО «Новые фермы», в Воронежской области: ООО «ЭкоНиваАгро»);
4) предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на инженерную подготовку и благоустройство площадок под индивидуальное жилищное строительство на сельских территориях (далее – комплексное обустройство площадок под жилищную застройку).
Большинство проектов включают в себя мероприятия по проведению газопровода и водоснабжения, уличного освещения, строительство автомобильных дорог и благоустройство территории.
В мероприятиях комплексного обустройства площадок под жилищную застройку участвуют 28 субъектов. Наибольшее количество проектов реализовано в Краснодарском крае, Республике Мордовия, Рязанской, Тамбовской областях.
На подготовленных под строительство площадках планируется построить 2 447 жилых домов, уже передан 1 151 участок под индивидуальное жилищное строительство (44% от планируемого объема).
Участниками «круглого стола» отдельное внимание уделялось реализации программы предоставления льготной сельской ипотеки[5].
С помощью данного механизма граждане могут оформить кредит по льготной ставке от 0,1% до 3%[6] годовых на срок до 25 лет на покупку земельного участка и строительство на нем жилого дома, на покупку квартиры по договору участия в долевом строительстве, готового индивидуального жилого дома, а также строительство индивидуального дома на уже имеющемся участке.
Главное условие программы — территория действия льготной ставки распространяется только на населенные пункты с численностью не более 30 тыс. человек, кроме городских округов и муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области.
В программе участвуют 9 кредитных организаций[7].
Предельная величина кредита составляет 3 млн. рублей для всех субъектов Российской Федерации, кроме Ленинградской области, Дальневосточного федерального округа и Ямало-Ненецкого автономного округа – на их территориях максимальная сумма достигает 5 млн. рублей.
Сельская ипотека является одним из самых востребованных инструментов Госпрограммы.
В 2021 году в федеральном бюджете на финансирование льготной сельской ипотеки предусмотрено более 4,1 млрд. рублей. Кроме того, из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году Минсельхозу России выделены 1,16 млрд. рублей на субсидирование программы льготной сельской ипотеки, что позволит продолжить её активную реализацию и улучшить жилищные условия еще 12 тысячам семей[8].
Несмотря на явную успешность и востребованность программы сельской ипотеки, участники «круглого стола» отмечают и проблемы в ее реализации.
Среди них такие, как:
невозможность воспользоваться программой жителям тех субъектов Российской Федерации, на территории которых отсутствуют отделения банков, допущенных к участию в Госпрограмме;
необходимость получения, кроме одобрения банком кредита, также и одобрения субсидии Минсельхозом России;
повышение кредитной организацией ставки кредита при нарушении условий кредитования, например, в случае просрочки выплаты кредита.
Одной из основных проблем при выдаче сельской ипотеки на строительство индивидуального жилого дома является необходимость заключения договора подряда с подрядной организацией, соответствующей определенным требованиям. Кроме того, условиями договора подряда должно быть предусмотрено завершение строительства жилого дома в срок, не превышающий 24 месяцев со дня предоставления заемщику льготного ипотечного кредита (займа)[9].
При этом подрядных организаций, аккредитованных банком для строительства индивидуальных жилых домов на сельских территориях, имеющих положительный опыт и достаточный объем индивидуального жилищного строительства, недостаточно. Также отмечается и отсутствие заинтересованности в таком строительстве.
Данная ситуация приводит к фактическому отсутствию кредитования на покупку и строительство индивидуальных жилых домов на сельских территориях.
Участники «круглого стола» отмечают, что от развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС) зависит комплексное развитие сельских территорий.
В большинстве случаев строительство объектов ИЖС и обеспечение их необходимой инфраструктурой осуществляются населением за счет собственных средств (хозяйственным способом).
Объем кредитования таких объектов ИЖС составляет менее 1%. Данная проблема обусловлена высокими кредитными рисками ввиду их низкой ликвидности как предметов залога, высокими издержками контроля целевого использования кредитных средств и качества строительства.
Достичь высоких темпов индивидуального жилищного строительства на сельских территориях возможно за счет сочетания мер, направленных на повышение его ликвидности. В первую очередь, это – комплексная застройка сельских территорий с применением механизма типового строительства индивидуальных жилых домов.
Важными преимуществами технологии типового строительства домокомплектов, произведенных фабричным методом в соответствии со стандартами строительства, является высокое качество строительства, которое можно контролировать на всех этапах, а также понятная себестоимость.
В связи с этим необходимо разработать каталог стандартных проектов индивидуального жилищного строительства с применением домокомплектов заводского изготовления.
С целью привлечения к возведению индивидуального жилья на сельских территориях профессиональных застройщиков важно разработать механизмы стимулирования застройщиков, в том числе путем применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве инфраструктурных объектов.
Кроме того, необходима разработка комплекса мер поддержки организаций, занятых производством комплектов домов заводского изготовления, в частности изготовлением деревянных домокомплектов.
Проведенный при подготовке к «круглому столу» опрос субъектов Российской Федерации показал востребованность применения деревянного домостроения.
Согласно данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в настоящее время деревянные дома в индивидуальном жилищном строительстве занимают порядка 22% (7,6 млн. кв. метров) от всех технологий строительства таких домов. В России действуют 14 крупных заводов по производству деревянных домов. Это позволяет задействовать значительный лесной ресурс страны и обеспечить мультипликативный экономический эффект в смежных отраслях: производство строительных материалов, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительские товары[10].
Поддержка развития деревянного домостроения позволит стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности, способствовать развитию сельских территорий, в том числе при осуществлении их комплексной деревянной застройки.
Необходимо отметить, что особо остро стоит вопрос обеспечения площадок, предназначенных для комплексной застройки индивидуальными жилыми домами, соответствующей инфраструктурой.
Для запуска таких проектов строительства могут потребоваться дополнительные стимулы в форме субсидирования строительства инфраструктуры за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, например, с применением механизма инфраструктурных облигаций.
Важно также обратить внимание на то, что в рамках Ведомственного проекта Госпрограммы «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» предусматривается реализация мероприятий: развитие газификации (распределительные газовые сети), и водоснабжения (локальные водопроводы) на сельских территориях, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях. Предусмотренный срок реализации Ведомственного проекта – 2020 – 2021 годы.
Устойчивое развитие сельских территорий зависит от ускоренного развития инженерной инфраструктуры. По состоянию на 2020 год только 34,2% жилой площади в сельских населенных пунктах оснащены необходимой коммунальной инфраструктурой.
Представляется необходимым продолжить реализацию данного Ведомственного проекта с проработкой мер по стимулированию привлечения внебюджетных источников финансирования в целях комплексного развития инженерной инфраструктуры и улучшения жилищных условий в сельской местности.
Кроме того, важно проработать вопрос учета региональных природно-климатических условий при реализации мероприятий Госпрограммы.
Для ряда территорий характерны значительная взаимная удаленность населенных пунктов при малой плотности населения, низкая обеспеченность дорогами, высокая стоимость строительства, что негативно сказывается на привлечении внебюджетных источников финансирования на разработку проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ.
В связи с этим создать условия для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения при наличии его полного благоустройства (центральное водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и т. д.) практически невозможно.
В целом следует отметить, что уже в начале реализации Госпрограммы Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования на 2020–2022 годы были предусмотрены в меньших объемах от первоначально запланированных объемов финансирования Госпрограммы: на 2020 год — 35,9 млрд. рублей (45,4% от первоначально запланированных объемов финансирования), на 2021 год — 34,4 млрд. рублей (21,4%), на 2022 год — 35 млрд. рублей (18,1%).
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджетные ассигнования на 2021–2023 годы предусмотрены в еще меньших объемах: на 2021 год – 30,9 млрд. рублей, на 2022 год – 31,5 млрд. рублей, на 2023 год – 31,5 млрд. рублей.
В этой связи существуют риски недостижения целевых показателей Госпрограммы, что не позволит в полной мере обеспечить реализацию мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
Участники «круглого стола», отмечая необходимость повышения доступности и качества жилья для сельского населения, развития индивидуального жилищного строительства на сельских территориях, рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
об увеличении объема финансирования государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;
о продлении срока действия Госпрограммы до 2030 года;
об определении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соисполнителем Госпрограммы;
о принятии государственной программы Российской Федерации, предусматривающей меры по развитию индивидуального жилищного строительства;
о возможности субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым для строительства (приобретения) объектов индивидуального жилищного строительства;
о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1567, в части установления условий по приоритетному предоставлению льготного ипотечного кредита гражданам, осуществляющим деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере на сельских территориях;
о разработке комплекса мер, направленных на развитие жилищного строительства с использованием деревянных конструкций, в рамках программ с государственными мерами поддержки, в том числе в рамках документов стратегического планирования.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о возможности расширения перечня кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) по льготной ставке в рамках Госпрограммы;
о внесении изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения» (Приложение №4 Госпрограммы) в части установления срока освоения средств субсидии бюджетом субъекта Российской Федерации;
о возможности применения повышающего коэффициента при расчёте субсидий из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о разработке каталога стандартных проектов индивидуального жилищного строительства с применением домокомплектов заводского изготовления;
о формировании реестра строительных организаций, заинтересованных в строительстве индивидуального жилья на сельских территориях, в том числе индустриальным методом;
о разработке мер по стимулированию и привлечению подрядных строительных организаций, в том числе занимающихся деревянным домостроением и изготовлением деревянных домокомплектов, для осуществления строительства жилых домов на сельских территориях;
о развитии механизма создания жилищно-строительных кооперативов в целях строительства индивидуального жилья на сельских территориях.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о возможности применения счетов эскроу и механизма проектного финансирования при реализации комплексного индивидуального жилищного строительства;
о пересмотре методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 816/пр.
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о формировании общедоступного реестра рекомендуемых производителей домокомплектов и строительных материалов для использования в строительстве индивидуальных жилых домов на сельских территориях.
6. Акционерному обществу «ДОМ.РФ» рассмотреть вопрос о разработке рекомендательных стандартов кредитования индивидуального жилищного строительства, возводимого, в том числе хозяйственным способом.
7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
обеспечить увязку инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с программами и планами по строительству жилья на сельских территориях;
провести мониторинг и принять меры для вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, в целях жилищного строительства;
провести мониторинг и сформировать перечень профессиональных застройщиков, заинтересованных в строительстве жилья на сельских территориях.
[1] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.
[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р.
[3] Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № Пр-2014.
[4] Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, поступившее в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, к данному «круглому столу» (входящий номер 5206 от 15 февраля 2021 года).
[5] Условия данной программы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1567 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу „ДОМ.РФ“ на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)». Изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 1748.
[6] Например, АО «Банк ДОМ.РФ» предлагает сельскую ипотеку по ставке от 2,3% до 2,8%, АО «Российский Сельскохозяйственный банк» — 2,7%, ПАО «Сбербанк» — от 2,7% до 3% годовых.
[7] АО «Российский Сельскохозяйственный банк», ПАО «Сбербанк», КБ «Центр-Инвест», Банк «Левобережный» (ПАО), ПАО «АК БАРС» БАНК, АО «Дальневосточный банк», АО «Банк ДОМ.РФ», АКБ «Энергобанк» (АО), РНКБ Банк (ПАО), АО «Альфа-Банк», Банк ВТБ (ПАО).
[8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 года № 349-р
[9] Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1567 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу „ДОМ.РФ“ на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)».
[10] Информация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленная в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера к «круглому столу» на тему «Перспективы развития индустриального метода строительства индивидуальных жилых домов» (исходящий номер ЕВ 71626/08 от 29 сентября 2020 года).
Источник: council.gov.ru
Создание условий для жилищного строительства это
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
от 06 февраля 2014 года N 24
Об утверждении государственной программы «Создание условий для развития жилищного строительства в Забайкальском крае (2014- 2015 годы)»
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 387
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения роста темпов жилищного строительства Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую государственную программу «Создание условий для развития жилищного строительства в Забайкальском крае (2014-2015 годы)».
Исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
А.И. Шеметов
УТВЕРЖДЕНА
от 06 февраля 2014 года N 24
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Создание условий для развития жилищного строительства в Забайкальском крае (2014-2015 годы)»
Государственная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Забайкальском крае (2014- 2015 годы)» (далее — программа).
Ответственный исполнитель программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Основной разработчик программы
Министерство территориального развития Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цель:
обеспечение роста темпов жилищного строительства.
Задачи:
создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
внедрение современных финансово-кредитных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства.
Важнейшие целевые индикаторы программы
ввод в эксплуатацию жилья — 104,0 тыс. кв. м;
количество семей, улучшивших жилищные условия, — 1600;
количество построенных объектов социальной инфраструктуры — 2.
Сроки и этапы реализации программы
2014-2015 годы.
Программа реализуется в один этап.
Потребность в финансировании программы
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 874,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год — 437,0 млн. рублей;
2015 год — 437,0 млн. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
Выполнение мероприятий программы позволит ввести в эксплуатацию 104,0 тыс. кв. м жилой площади, а также будет способствовать:
увеличению объемов строительства жилья для граждан со средним уровнем доходов;
развитию строительного комплекса за счет привлечения в жилищную сферу сбережений населения, средств ипотечных жилищных кредитов и других внебюджетных финансовых ресурсов;
повышению сбалансированности между спросом и предложением на рынке жилья;
увеличению платежеспособного спроса населения Забайкальского края на ипотечные жилищные кредиты
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программным методом
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетных направлений социально-экономической политики как всей России в целом, так и отдельно взятых регионов. Новые условия постоянно развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и методов решения жилищных проблем.
Жилищная проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. Хотя темпы жилищного строительства в последние годы несколько возросли, обеспеченность населения благоустроенным жильем находится еще на достаточно низком уровне и в целом не удовлетворяет существующего спроса.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований. Реальная возможность иметь собственное жилье для значительных групп населения способствует активизации их экономической деятельности, преодолению иждивенческих настроений.
Создание условий, способствующих повышению доступности жилья и расширению платежеспособного спроса населения на жилье, непосредственно связано с развитием и расширением системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Существующая структура жилищного строительства не позволяет в полной мере обеспечить создание комфортных условий для проживания людей, уменьшить стоимость строительства, в связи с чем возникает необходимость изменения структуры и системы малоэтажного жилищного строительства. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности.
Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. м жилья.
В настоящее время отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Кроме того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального жилищного строительства преобладающей формой строительства жилья застройщиками остается многоквартирное жилищное строительство. Слабо развиты современные экономичные и энергоэффективные технологии индустриального малоэтажного жилищного строительства.
В настоящее время возникла острая необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья (строительства малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Строительство недорогого малоэтажного жилья должно стать приоритетным направлением действий региональных органов исполнительной власти. Особо важной задачей в этом направлении видится строительство малоэтажного высокотехнологичного жилья на селе, в котором должны быть представлены варианты автономных систем жизнеобеспечения.
Для решения обозначенной жилищной проблемы нужны новые подходы, с одной стороны, отвечающие реальным экономическим условиям, а с другой — учитывающие социальное неравенство граждан. Несмотря на то, что реализация мероприятий областных целевых программ «Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах» и «Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)» позволила заложить основы ипотечного жилищного кредитования и сформировать положительные тенденции его развития, ситуация по обеспечению жильем населения остается достаточно напряженной.
Для решения жилищной проблемы населения Забайкальского края необходимо обеспечить приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства, а также вовлечь в реальный экономический оборот жилую недвижимость через механизм ипотеки.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти и коммерческих структур, что обусловливает необходимость применения программного метода и разработки программы.
Разработка программы обусловлена также необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан Забайкальского края, особенно со средним и низким уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных жилищных кредитов с использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение роста темпов жилищного строительства.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
внедрение современных финансово-кредитных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели и решение задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Сроки реализации программы: 2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации программы:
Показатели (по годам)
Ввод в эксплуатацию жилья (тыс. кв. м)
Количество семей, улучшивших жилищные условия
Количество построенных объектов социальной инфраструктуры
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 874,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год — 437,0 млн. рублей;
2015 год — 437,0 млн. рублей.
В процессе реализации программы планируется привлечение средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с механизмом реализации и условиями софинансирования подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Мероприятия программы предполагают также привлечение средств внебюджетных источников: средств населения, коммерческих структур, банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы.
Планируемые на реализацию программы финансовые средства предполагается распределить следующим образом:
1) инвестирование бюджетных средств в строительство многоквартирных домов с последующим предоставлением жилых помещений в данных домах в рамках ипотечного жилищного кредитования — 500,0 млн. рублей. Выбор организаций — получателей бюджетных средств будет осуществляться на конкурсной основе с обязательной предварительной проверкой их финансового состояния в соответствии с действующим законодательством. Предполагается участие в строительстве жилых домов исходя из сметной стоимости объектов, а также завершение строительства уже начатых объектов, по которым не исполнены обязательства по финансированию согласно заключенным договорам;
2) подготовка земельных участков под жилищное строительство, в том числе на участках, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, установленным Законом Забайкальского края от 01 апреля 2009 года N 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», в том числе гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, — 150,0 млн. рублей. Данные средства предполагается направить на расселение граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся на участках, отведенных под жилищное строительство в соответствии с действующим законодательством, подготовку земельных участков инженерной и коммунальной инфраструктурой, а также возмещение затрат на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства (строительство сетей тепло-, водо-, электроснабжения, локальных котельных) в порядке, установленном Ответственным исполнителем программы;
3) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, в том числе на участках, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, установленным Законом Забайкальского края от 01 апреля 2009 года N 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», в том числе гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, — 112,0 млн. рублей. Выбор исполнителей данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с требованиями подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также в соответствии с действующим законодательством;
4) строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, в том числе на участках, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, установленным Законом Забайкальского края от 01 апреля 2009 года N 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», в том числе гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, -105,0 млн. рублей. Выбор исполнителей данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с требованиями подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также в соответствии с действующим законодательством;
5) предоставление ипотечных займов гражданам, проживающим на территории Забайкальского края, будет осуществляться некредитными организациями края по стандартам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
6) разработка типовых проектов индивидуальных жилых домов в малоэтажном исполнении с применением различных стеновых материалов — 7,0 млн. рублей. Предполагается разработка 10 типов жилых домов.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предусматривает мероприятия по инвестированию средств из краевого бюджета в строительство жилых домов, в том числе и по договорам долевого участия.
Ответственный исполнитель программы производит отбор основных участников реализации мероприятий программы в соответствии с действующим законодательством.
В рамках программы также предусматривается реализация мероприятий подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Забайкальского края.
Мероприятия по развитию малоэтажной застройки предусматривают проведение отбора площадок в порядке, установленном Ответственным исполнителем программы. Строительство жилых домов будет осуществляться за счет средств кредитных организаций и собственных средств населения. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой наряду с внедрением энергосберегающих технологий будет способствовать снижению стоимости вводимого жилья.
Предоставление ипотечных займов гражданам, проживающим на территории Забайкальского края, будет осуществляться некредитными организациями края по стандартам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Источниками выступают возвратные средства граждан по оплате договоров купли-продажи жилых помещений, находящихся в собственности Забайкальского края.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.
Ответственный исполнитель программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств и анализа реализации мероприятий программы ежегодно может вносить предложения о внесении изменений, касающихся уточнения мероприятий программы и затрат на их выполнение, целевых показателей, механизма реализации программы, состава их участников.
Ответственный исполнитель программы:
подготавливает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год;
получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
Источник: docs.cntd.ru