Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядом специфических особенностей.
Первая группа–«Технико–экономические особенности(ТЭО)»–определяются техническими особенностями строительной продукции и строительного производства.
Вторая группа – «Организационно–экономические особенности(ОЭО)» – определяются условиями застройки, принадлежностью и назначением строящихся объектов, характером управления и организации строительства.
Особенности строительной продукции по сравнению, например, с продукцией машиностроения и других отраслей промышленности выражаются в том, что строительная продукция:
неподвижна и территориально закреплена (каждое здание сооружается на специально отведенной площадке в соответствии с планом городской застройки или схемой застройки территории);
имеет большие размеры;
многообразна (практически нет одинаковых зданий, даже жилые дома, строящиеся по типовым проектам, отличаются между собой фундаментами, отделкой и некоторыми конструкциями);
Контейнерный флот. Правда о работе на контейнеровозе. Нюансы!
многодетальна и сложна (номенклатура применяемых в строительстве материалов, деталей и конструкций достигает нескольких сотен наименований);
материалоёмка и имеет большой вес (материальные затраты в стоимости строительства зданий достигают 70 и более процентов);
носит индивидуальный характер (каждый объект или комплекс строительно–монтажных работ выполняется по отдельному проекту);
капиталоёмка – требует больших единовременных затрат инвестиционных ресурсов;
имеет длительный срок службы (средний срок эксплуатации строений пятьдесят лет).
Особенности строительного производства:
длительность производственного цикла;
работа на открытом воздухе – влияние климатических и погодных условий;
зависимость от местных условий (геологических, гидрогеологических, климатических, сейсмологических и т.п.);
передвижной характер ведения работ (постоянное перемещение производственной базы и рабочих с одной строительной площадки на другую);
необходимость освоения вновь созданных производственных мощностей (доведение выпуска продукции до заданного или проектного уровня).
Технико–экономические особенности, таким образом, являются результатом специфических отличий строительной продукции и строительного производства от продукции и производств других отраслей народного хозяйства.
К организационно–экономическим особенностямстроительства можно отнести такие, как:
строительство на заказ (практически на каждый строящийся объект или выполняемый комплекс работ заключается договор строительного подряда, то есть заранее известен потребитель строительной продукции);
большое количество участников строительства – в создании любого объекта принимают участие инвесторы, заказчики, проектировщики, генподрядчики и субподрядчики;
многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями народного хозяйства – строительство невозможно без поставок разнообразных материалов, деталей, конструкций, технологического оборудования, строительных и дорожных машин и механизмов, услуг различных сервисных и обслуживающих организаций и др.;
Специфика нанотехнологий — Алексей Акимов
степень освоенности застраиваемой территории (строительство может вестись в городской черте, в удаленных от производственной и коммунальной инфраструктуры районах, в зонах пионерного освоения территорий, например БАМ, и т.п.);
необходимость комплексного строительства и застройки территории (производственные объекты – с жильем, жилье – с благоустройством, социальными, культурно-бытовыми и образовательными учреждениями и т.п.);
особенности отраслей, для которых сооружаются объекты (например, сельское хозяйство, трубопроводы, аэродромы и т.п.).
Организационно-экономические особенности обусловлены различиями в условиях застройки, принадлежности и назначения строящихся объектов, характере управления и организации строительства.
Источник: mydocx.ru
Специфические особенности строительного производства
объектов строительства (зданий и сооружений) и подвижность орудий и средств производства (рабочих, машин), постоянно перемещающихся от объекта к объекту.
- 2. Зависимость от природно-климатических воздействий окружающей среды. Строительство осуществляется в течение всего года и при любой погоде, поэтому при выборе методов производства работ необходимо учитывать сроки строительства, геологические условия и ряд других факторов.
- 3. Большая материалоемкость. Транспорт связывает завод (склад) и объект’ в единый технологический процесс. На погрузочно-раз1рузочные работы и перевозку грузов затрачивается много труда и транспортных средств. Большая материалоемкость строительства затрудняет создание гарантийных запасов материалов, подобно тому, как это происходит в промышленности. Часть материалов (растворы, бетоны) не могут складироваться и должны идти в дело через 1-2 часа после их выпуска, что в еще большей степени увеличивает зависимость стройки от транспорта.
- 4. Тенденция переноса производственных процессов со строительной площадки в условия стационарного заводского производства, т.е. должны создаваться материалы с максимальной степенью заводской готовности.
- 5. Длительность производственного цикла и высокая стоимость строительной продукции. Стоимость отдельных объектов достигает десятков миллиардов рублей. Объекты стоимостью в сотни тысяч и несколько миллионов рублей — рядовое явление. Продолжительность строительства может составлять несколько лет. В этот период исключаются из оборота крупные материальные ценности и финансовые средства.
- 6. Преимущественно бригадные формы организации труда, характерные только для отечественного опыта организации строительства. Имеются в виду особенности бригадной организации труда в СССР и ныне в России, сохранившие характерные черты дореволюционных артелей — большие по численности, с артельным (котловым) заработком и распределением, со значительным разрывом в оплате труда между членами коллектива. Эта форма характерна для объединения рабочих низкой квалификации на массовых неквалифицированных работах, что нс соответствует современному уровню производства и общества в целом.
- 7. Особая форма специализации с отчуждением основных орудий груда от исполнителей. Только в строительстве управляют основными машинами (монтажными кранами, экскаваторами) рабочие одной организации (управление механизации), а бригада строителей, работа которой целиком зависит от этой машины, находится в другой.
- 8. Специфические формы кооперации. В строительстве — субподрядчики выполняют свою часть работы по сооружению объекта на той же территории, что и основной создатель продукции — генподрядчик, одновременно с ним, подчас теми же механизмами, используя его основные фонды (временные здания и сооружения), вклиниваясь в его технологию и организацию работ. При этом субподрядные организации, имея свои собственные показатели, не всегда совпадающие с показателями организатора производства — генподрядчика, недостаточно заинтересованы в конечной цели производства — вводе объектов в эксплуатацию.
Сложность взаимоотношений в строительстве не ограничивается внутренними субподрядными связями. Достаточно сложны взаимодействия с заказчиками, проектными организациями, поставщиками материальных и других ресурсов.
Источник: bstudy.net
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Строительному производству свойственны общие законы управ¬ления экономикой. В то же время строительство, как отрасль матери¬ального производства, во многом отличается от промышленности: здесь действуют свои специфические, характерные только для данной отрасли экономики закономерности, обусловливающие своеобразие его органи¬зации и управления. Понимание и учет этих объективных особенностей строительства — необходимое условие правильного выбора форм и мето¬дов организации и управления строительным производством.
Первой особенностью строительного производства является не-подвижность и территориальная закрепленность продукции — объек¬тов строительства (зданий и сооружений) и подвижность орудий и средств производства (рабочих, машин и др.), постоянно перемещаю¬щихся от объекта к объекту. Рассредоточенность объектов на значитель¬ной территории предопределяет вынужденную автономию руководите¬лей подразделений, усложняет обмен информацией, ограничивает воз¬можности оперативного взаимодействия и управления.
Для сравнения: на предприятиях промышленности в условиях стационара неподвижны орудия и средства труда и мобильна продукция. Эта особенность оказывает существенное влияние на стабильность про¬изводственного процесса и создает большие трудности в обеспечении не¬прерывности и ритмичности производства.
Отсюда же вытекает вторая особенность — зависимость от при- родно-климатических воздействий окружающей среды. Продукция строительства непосредственно связана с землей, которая является осно¬ванием зданий и сооружений или неотъемлемой их частью.
Естественное основание само является сложной геологической и гидрогеологической динамической системой, изменяющейся под влиянием воды, температу¬ры, сейсмики, сезонных колебаний и т. д. Строительные работы выпол¬няются на открытом воздухе, и люди подвергаются воздействию клима¬тических факторов: атмосферным явлениям; сменам времен года (сезон¬ные колебания) и суток (температура и освещенность). Несмотря на круглогодичность строительства, сезонные условия оказывают свое влияние на методы строительства.
Все это сказывается на технологии и организации и создает множественность решений в зависимости от места и времени производства работ. В результате ненормализованное™ тех¬нологии отсутствуют типовые проекты производства работ (ППР) на различные объекты, учитывающие разнообразие условий, в которых бу¬дет практически осуществляться их сооружение. Отсюда сложность управления системой, подвергающейся непрерывным, недостаточно предсказуемым возмущающим воздействиям многочисленных внешних факторов. Трудные условия работы предъявляют особые требования не только к технике, но и к человеческому фактору, накладывая свой отпе¬чаток на организационные формы и стиль работы.
Третьей особенностью производства является его большая ма-териалоемкость. Транспорт связывает завод (склад) и объект в единый технологический процесс. На погрузо-разгрузочные работы и перевозку затрачивается много труда и транспортных средств.
Проблема материа¬лоемкости и веса зданий решается внедрением прогрессивных объемно- планировочных и конструктивных решений и эффективных материалов. Большая материалоемкость строительства затрудняет создание гаран¬тийных запасов материалов, подобно тому, как это происходит в про¬мышленности. К тому же часть материалов (например, товарные раство¬ры) не могут складироваться и должны идти в дело в течение 1…2 ч по¬сле их выпуска, что еще в большей степени увеличивает зависимость стройки от транспорта.
Эти закономерности являются основными, одинаково присущими всем этапам развития строительства, вне зависимости от экономических систем.
Четвертой особенностью строительного производства, являющей¬ся следствием трех предыдущих, следует считать тенденцию переноса производственных процессов со строительной площадки в условия стационарного заводского производства, и тем самым, ослабление действия вышеназванных негативных факторов. Основным направлением развития строительного производства является совершенствование инду¬стриальных методов, при которых строительство становится монтажно- сборочной площадкой, куда должны поступать с заводов укрупненные сборные элементы максимальной готовности. Индустриализация строи¬тельства предполагает создание и совершенствование отрасли строитель¬ной индустрии (заводы ЖБИ, металлоконструкций и др.), что способству¬ет росту производительности труда, но одновременно создает значитель¬ные специфические трудности управления. Единое по своей конечной продукции строительное производство оказывается рассредоточенным в различных отраслях (промышленность — транспорт — стройка), руково¬дство которыми осуществляется из трех центров управления.
Необходимость синхронизации работы трех основных и множества других участников строительного конвейера — одна из основных и наиболее сложных функций организации производства.
Пятая особенность строительства — длительность производствен¬ного цикла и высокая стоимость строительной продукции. Стоимость объектов строительства достигает десятков миллиардов рублей. Объекты стоимостью в сотни тысяч и несколько миллионов рублей — рядовое яв¬ление. Продолжительность строительства может составлять несколько лет.
В этот период исключаются из оборота (омертвляются) крупные фи¬нансовые средства и материальные ценности. В общей продолжительно¬сти строительства значительное время занимает подготовительный цикл, в течение которого производят изыскания, проектирование и работы под¬готовительного периода. Длительный цикл сооружения объектов влияет на характер планирования и управления, затрудняет функционирование экономических рычагов управления.
Определенные мероприятия, направленные на уменьшение про-должительности строительства и всего инвестиционного цикла, ускоряют окупаемость капитальных вложений и выгодны в конечном счете заказ¬чикам, строителям и обществу в целом.
Шестая особенность — преимущественно бригадные формы орга-низации труда, характерные только для отечественного опыта организации строительства. Имеется в виду не вообще применение бригад (звень¬ев) на строительстве, существующее повсеместно, а особенности бри¬гадной организации труда в бывшем СССР и ныне в России, сохранив¬шие характерные черты дореволюционных артелей — большие по чис¬ленности, с артельным — «котловым» заработком и распределением, со значительным разрывом в оплате труда между членами коллектива.
Одной из основных причин использования различных по форме больших бригад — комплексных, конечной продукции — являлись хрони¬ческие перебои в снабжении материалами и механизмами, что приводило к явным и скрытым простоям. Выход искали в совмещении профессий, что давало возможность вынужденно оставшимся без своей работы вы¬полнять другие, обеспеченные ресурсами, работы.
Укрупнение бригады до величины, позволяющей поручить ей весь комплекс общестроитель¬ных работ, привело к созданию бригад конечной продукции. По сущест¬ву был создан трудовой коллектив, способный за счет самоорганизации уменьшить потерю времени, вызванную несвоевременным снабжением. Таким образом, руководители строительства переложили свои функции организаторов производства на бригады и бригадиров. На тот момент это давало положительный результат.
Указанные формы характерны для объединения рабочих низкой квалификации на массовых неквалифицированных работах, что не соот¬ветствует современному уровню производства и общества в целом, для которого характерны небольшие звенья, состоящие из высококвалифи¬цированных рабочих узкой специализации.
Седьмой особенностью является особая форма специализации с отчуждением основных орудий труда от исполнителей. Только в строи-тельстве управляют основными машинами (монтажными кранами и др.) рабочие одной организации (УМ и т. п.), а бригада строителей, работа ко¬торой целиком зависит от этой машины, находится в другой. Для сопос¬тавления: нельзя представить себе, чтобы в цехе завода мостовым краном или каким-либо агрегатом или станком управлял рабочий другого завода, соответственно подчиненный другому руководителю.
Восьмая особенность — специфические формы кооперации. В строительном производстве применяется только ему присущая форма кооперации. В промышленности она ограничивается в основном взаимо-отношениями завод (заказчик, потребитель) — поставщик. Соисполнитель в производстве какой-либо машины независим в технологии и организа¬ции выпуска своей продукции и выступает только в роли поставщика со¬ответствующей детали или узла машины.
В строительстве соисполнители — субподрядчики выполняют свою часть работ по сооружению объекта на той же территории, что и основной создатель строительной продукции — генподрядчик, одно¬временно с ним, подчас теми же средствами механизации, используя его основные фонды (временные здания, сооружения), вклиниваясь в его тех¬нологию и организацию работ. При этом субподрядные организации, имея свои собственные показатели, не всегда совпадающие с пока¬зателями организатора производства — генподрядчика, недостаточно за¬интересованы в конечной цели производства — вводе объектов в эксплуа¬тацию. Большое число субподрядных организаций и сложные технологи¬ческие взаимосвязи придают сугубо вероятностный характер процессу управления строительным производством. Рассматривая две последние особенности, надо отметить, что та¬кое положение сложилось исторически: «…действовала логика дефицита: мощности базы и специализированных организаций были, как правило, недостаточны и лимитировали строительное производство, поэтому ра¬бота по их собственным критериям в конечном счете создавала макси¬мальный для этих условий эффект системы строительства в целом… В результате образовались самостоятельные, действующие в собственных интересах организации механизации, предприятия строительной индуст¬рии и транспорта, специализированные организации…».
Сложность взаимоотношений в строительстве не ограничивается внутренними субподрядными связями, что частично отмечено выше. Достаточно сложны взаимодействия с заказчиками, проектными организациями, поставщиками материальных и других ресурсов.
Центробежным силам специализации успешно противодействуют различные организационные формы комбинирования, как, например, ДСК. В ближайшей перспективе будут развиваться промышленно- строительные, проектно-строительные и проектно-промышленно- строительные системы с высоким уровнем замкнутости.
Источник: integross.net
Требования к учёту специфических особенностей строительства в организационно-технологических моделях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сандан Руслан Николаевич
В статье рассматриваются вопросы обеспечения надёжности и достоверности календарного планирования строительных процессов . Приведены результаты изучения специфических особенностей строительной продукции и процессов её производства, их учет в организационно-технологическом моделировании.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сандан Руслан Николаевич
Обзор методов определения состава исполнителей строительно-монтажных работ при календарном планировании
Особенности формирования сельского строительного комплекса в целях устойчивого развития сельских территорий
Текст научной работы на тему «Требования к учёту специфических особенностей строительства в организационно-технологических моделях»
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЁТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ
Сандан Р.Н Тувинский государственный университет
THE REQUIREMENTS ТО THE ACCOUNTING OF THE SPECIFIC FEATURES OF THE ORGANIZATIONAL-TECHNOLOGICAL MODELS
Аннотация В статье рассматриваются вопросы обеспечения надёжности u достоверности календарного планирования строительных процессов. Приведены результаты изучения специфических особенностей строительной продукции и процессов её производства, их учет в организационно-технологическая моден ирован ии.
Ключевые слова: строительство, строительные процессы, специфические особенности строительной продукции, календарное планирование С MP.
In article are considered questions of ensuring the reliability and validity of the scheduling of the construction processes. Presents the results of studying the specific features of construction products and processes of production, accounting for organizational and technological modeling.
Keywords; construction, construction processes, specific features, scheduling.
Для обеспечения своевременности ввода объектов в эксплуатацию должны разрабатываться и применяться организационно-технологические модели (ОТМ) возведения объектов, адекватные реальным производственным условиям. Это является особенно актуальным в условиях роста объемов строительной продукции и, в первую очередь, объемов ввода жилья, как одной из приоритетных направлений социально-экономического развития страны
Для повышения надёжности и эффективности организационно-техноло-гического проектирования строительства объектов в [1] предлагается предварительно изучать специфические особенности той или иной строительной продукции и процессов её производства и максимально учитывать их в организационно-технологическом моделировании. Это обусловлено тем что, своевременный учет факторов, от которых зависит эффективность выполнения строительно-монтажных и/или специальных работ, является главным достоинством оперативно-производственного планирования и управления.
С появления поточных методов организации работ и по настоящее время разные авторы выделяли и выделяют различные, нужные для целей своих исследований (повышения экономической, технологической, организационной и т.д.
эффективностей производства СМР) специфические особенности строительной продукции [2-4 и др.]. В табл. 1 приведены результаты анализа публикаций, в которых отмечаются те или иные особенности, влияющие на эффективность производства строительно-монтажных работ. К этим особенностям относятся:
• строго определенная привязка объектов к территории;
• неподвижный характер продукции;
• линейные размеры продукции, которые во много раз превышают антропометрические характеристики человека;
• изменяющиеся от объекта к объекту конфигурация, характер, свойства и объемы продукции (неоднородность),
• влияние природно-климатических факторов.
Среди изученных публикаций автору не удалось найти такую работу, в которой обсуждается необходимость максимального учёта всех специфических особенностей строительного производства в совокупности при организационно-технологическом
моделировании Это является основной причиной отклонения фактических сроков строительства объектов от запланированных.
Таким образом, табл. 1 может быть дополнена отдельно выявленными и перечисленными ниже особенностями
строительной продукции, влияющими в целом на организацию СМР:
• рассредоточенность объектов строительства на значительной территории;
• при производстве работ в стесненных условиях невозможность размещения материалов даже на сутки вперед;
• взаимозаменяемость методов производства работ, конструкций, ресурсов,
• недостаточная точность представления документации по решениям организационно-технологической подготовки;
• строительство особо сложных, уникальных объектов со сжатыми сроками проектирования и подготовительного производства,
• невозможность резервирования отдельных материальных ресурсов (например, бетонную смесь и т.д.) [5];
Для дальнейшего изучения
специфических особенностей строительного производства, ниже в табл. 2 проведена их систематизация и на её основе сформулированы требования к учёту специфических особенностей строительства в организационно-технологических моделях возведения объектов Таким образом, в табл 2 изучаемые особенности были упорядочены и приведены в порядке значимости их влияния и учёта при организационно-технологическом моделировании В этой таблице каждой из особенностей конечной строительной продукции (см. 1-й столбец) поставлены в соответствие особенности производства СМР, в результате выполнения которых получается промежуточная строительная продукция (см. 2-й столбец), а этим особенностям в свою очередь -требования к учету специфических особенностей строительства в
организационно-технологических моделях (см. 3-й столбец). Как установлено в [1, 6 и др.], максимальный учет этих требований оказывается возможным при выделении из общей организационно-технологической модели возведения объекта, структурной
составляющей — модели пространственно-технологической структуры процесса возведения объекта (ПТСПВО), в которой описываемые строительные процессы детализируются до простых технологических процессов (ПТП). Для максимального совмещения работ в пространстве и во времени в каждом простом технологическом процессе (ПТП) выделяются фронты работ трудовых и/или технических ресурсов (фронты-модули), связанных между собой строго- и частично детерминированными связями [1]. Продолжительность времени выполнения этих работ на соответствующих фронтах-модулях ПТП в общем случае составляет одну смену (работа-модуль). Пример такой модели представлен на рис. 1.
Таким образом, при выделении из общей организационно-технологической модели возведения объекта и применении в автоматизированном календарном планировании СМР модели ПТСПВО оказывается возможным реализовать сформулированные в табл. 2 требования к учёту специфических особенностей строительного производства:
1. В методике декомпозиции общих фронтов работ каждого ПТП на отдельные фронты-модули [1, 6 и др.] определяются их количество, размеры и границы в привязке к осям и высотным отметкам объекта. Пространственные и технологические последовательности работ на фронтах ПТП определяются строго и частично детерминированными связями [1].
2. На основе модели ПТСПВО должны быть применены алгоритмы определения количества ресурсов основных ПТП и расписаний их работы (см., например, [ 1, 7 и др.]). Эти расписания служат граничными условиями для расписаний работ обслуживающих ПТП.
3. Требования п п. 3 11-313 должны быть учтены с помощью системы строго- и частично детерминированных связей между работами-модулями ПТП, определяющих пространственно-технологическую последовательность процесса возведения объекта [1].
А-Е — простые технологические процессы
А — разработка грунта экскаватором Б — устройство щебеночной
подготовки В — устройство бетонной подготовки Г — устройство опалубки фунд.
плиты Д — арматурные работы Е — бетонные работы
^jr -технологические связи зр — связи ограничений по безопасности работ
в] — продолжительности работ-модулей, I сменах;
¿ф — номер фронта-модуля >го простого технологического процесса.
Рис. 1. Фрагмент модели пространственно-технологической структуры процесса возведения объекта
4. В методике декомпозиции общих фронтов работ каждого ГТГП на отдельные фронты-модули должна быть предусмотрено максимально возможное определение их количества, обеспечивая тем самым возможность параллельной работы максимального количества исполнителей.
5 На модели ПТСПВО
алгоритмически определяется ежесменное количество ресурсов и расписания их работы на соответствующих фронтах-модулях ПТП, что позволяет производить комплектацию и поставки материалов в объёмах ежесменного их потребления.
6. В общую модель ПТСПВО должны быть включены и ГГГП производства работ подготовительного периода. Предварительно для этих ПТТ1 следует определить ресурсные, пространственно-технологические и
организационные характеристики ГТГП
7. Работы заключительного периода строительства в ОТМ учитываются аналогично работам подготовительного периода.
8 Для учета работ по перебазированию ресурсов с объекта на объект в алгоритмы функциональных моделей вводится дополнительное время на перебазирование.
9 Ограничения п 3.3.1 в ОТМ могут быть учтены путем планирования работы ресурсов в виде почасовых графиков.
10. При формировании ОТМ выбор конфигурации фронтов-модулей осуществляется из условия минимального или нулевого времени простоев фронтов-модулей при передаче их от предыдущих к последующим ПТП
11. Требование п. 4.1.2 должно учитываться в принципе модульности формируемой структуры модели ПТСПВО.
Специфические особенности строительной продукции и процессов ее производства
Особенности строительной продукции О.А. Вутке, 1932 В.И. Батурин, 1941 А.В. Барановский, 1948 Г.К. Лубенец. 1968 Л.Г.
Голуб 1976″ С.С. Атаев, 1989 В.И. Теличенко, 2005
]. Строго определенная привязка к территории. — — +* + +* — +*
2. Неподвижный характер продукции. + + + + — + —
3. Линейные размеры продукции во много раз превышают антропометрические характеристики человека. +* +* +* + +* — +*
4. Изменяющиеся от объекта к объекту конфигурация, характер, свойства и объемы продукции (неоднородность). +* +* +* + — +* +*
5. Влияние природно-климатических факторов + + + + — + +
В таблице введены символы обозначающие:
«+» — особенность упоминается и обсуждается ее влияние на производство работ; «+*» — особенность не названа, ее влияние учитывается косвенно и частично
Требования к учету специфических особенностей строительства в организацией но-тех но логических моделях
Специфические особенности строительной продукции Особенности строительных процессов Требования к учету особенностей строительных процессов в организационно-технологических моделях
1.1 В одном и том же пространстве строящегося объекта поочерёдно возникают и замещаются рабочие места исполнителей всех ПТП, выполняемых в их технологической последовательности. Возникает неопределенность выбора границ рабочих мест и связей между ними 1.1.1 Должна быть формализована процедура однозначного определения количества, размеров и границ фронтов каждого ПТП и связей между ними
1. Неподвижный характер строительной продукции 1.2 Рабочие, машины и механизмы, занятые в основных и обслуживающих процессах перемешаются относительно неподвижной продукции в определенной технологической последовательности и с учетом пространственной доступности фронтов работ 1.2.1 Необходимо увязать работу исполнителей на всех фронтах ГГШ во времени и в пространстве. Рабочие пространства обслуживающих (вспомогательных, сопутствующих и транспортных) ГГШ по возможности должны быть вынесены за пределы рабочего пространства основных ПТП, что обеспечивает возможность параллельного выполнения основных и обслуживающих работ
2. Линейные размеры строительных объектов во много раз превышают антропометрические характеристики человека, требуется выполнение больших объемов работ 2.1 Большие объемы обслуживающих процессов и в первую очередь вертикального транспортирования (устройство лесов и подмостей, стендов укрупнительной сборки, складских территорий, технических средств обеспечивающих безопасность работы и т.д.) 2.1.1 Необходимо формализовать запрет на производство работ на тех фронтах-модулях, которые попадают в опасные зоны работ, выполняемых на смежных фронтах-модулях 2.1.2 Должна учитываться пропускная способность каналов транспортирования 2.1.3 Должны быть учтены ограничения на производство работ, связанные с несоответствием планировочных и высотных размеров объекта и технологических параметров машин и механизмов
2.2 Длительные сроки строительства объектов, в некоторых случаях необходимость ввода объектов в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями 2.2.1 Должна быть предусмотрена возможность определения минимальных сроков выполнения работ в целом по объекту или по отдельным их частям
2.3 Большие объемы работ по комплектации и поставкам материально-технических ресурсов на строящиеся объекты 2.3.1 Необходимо для логистического планирования использовать результаты структу рно-функционального моделирования процессов возведения объектов. В частности, формировать комплекты материальных ресурсов равными или кратными их потребности на каждом отдельном фронте ПТП
Продолжение таблицы 2
3. Строго определенная привязка объектов к территории, рассредоточенный характер их строительства 3.1 Зависимость работ подготовительного периода от рельефа местности, транспортной и инженерной инфраструктуры территории, а также работ нулевого цикла от гидрогеологических условий площадки строительства 3.1.1 При организации работ как основных, так и обслуживающих процессов в ОТМ должны бьпъ учтены природно-климатические, гидрогеологические и сейсмические особенности района строительства. Для этого процессы подготовительного периода и обслуживающие процессы следует расчленять до уровня ПГП и объединять в общей модели
3.2 Большие объемы подготовительно-заключительных работ и работ по перебазированию трудовых и технических ресурсов с объекта на объект 3.2.1 В ОТМ требуется учитывать время работ подготовительного и заключительного периодов строительства, а также время перебазирования ресурсов с объекта на объект
3.3 Нередкое возникновение стесненных условий строительства 3.3.1 В ОТМ должны бьпъ учтены ограничения на объемы складирования материалов и на пропускную способность транспортных каналов
4. Изменяющиеся от объекта к объекту конфигурация, характер, свойства и объемы продукции 4.1 Многообразие возможных схем организации строительных процессов в пространстве и во времени, возможность совмещения специальностей трудовыми ресурсами 4.1.1 В ОТМ размеры и конфигурация фронтов каждого ПТП должны выбираться из условия минимального времени передачи фронтов смежным ПТП от каждого предыдущего каждому последующему 4.1.2 Методы определения количества и размеров фронтов ГГГП для различных объектов должны быть идентичными 4.1.3 Для одного и того же объекта должны разрабатываться варианты календарных планов и выбираться оптимальные или субоптимальные по вводимым критериям (минимальной продолжительности, минимальному количеству трудовых и технических ресурсов и т.д.)
4.2 Большие объемы незавершенного строительства. Нестабильность в длительной перспективе характеристик строительных процессов 4.2.1 ОТМ должна формироваться дчя межобъектных комплексных строительных процессов, ее элементами должны быть стохастические модели межобъекгных строительных процессов
5. Влияние природно-климатических факторов на строительство 5.1 В неблагоприятные по климатическим и метеорологическим условиям периоды производства работ трудоемкость и время выполнения основных и вспомогательных процессов увеличиваются, появляются дополнительные ПТП, вводится запрет на производство работ по некоторым ГГГП 5.1.1 В ОТМ должны быть предусмотрены механизмы адекватного описания изменений в производстве работ в зависимости от разных сезонов года
12. Требование п. 4.1.3 должно быть отражено в принципе разделения моделей возведения объектов на взаимосвязанные структурную и функциональную модели, с помощью которых отыскиваются варианты оптимальных или субоптимальных по выбранному критерию решений.
13. Могут быть учтены при разработке методологии формирования ОТМ межобъектных комплексных строительных процессов, разрабатываемых для прогнозирования и стратегического планирования строительства на долгосрочную перспективу (см. п. 4.2.1).
14. В модели ПТСПВО могут быть учтены изменения в продолжительности строительства как разные варианты возведения объекта и, тем самым, учитывать изменения природно-климатических характеристик в процессе возведения объекта. Для повышения надежности и достоверности календарного планирования в этих случаях требуется применение методов теории нечетких множеств, теории вероятностей и математической статистики.
Проведенные исследования специфических особенностей строительной продукции и процессов ее производства позволили сформулировать требования к разработке организационно-технологических моделей возведения объектов. Учет этих требований в организационно-технологи-ческом моделировании строительных процессов повышает адаптационные возможности организационно-техноло-
гических моделей при изменениях в
производстве строительно-монтажных или специальных работ Полученные результаты могут быть использованы в производственной деятельности проектных, строительных и проектно-строительных организаций для автоматизированного организационно-технологического моделирования строительно-монтажных и/или специальных работ.
1. Вутке O.A. Функционально-поточный метод в стандартном строительстве. Общая методология организации потоков /O.A. Вутке. — М-Л.: Госстройюдат, 1932.-55 с.
2. Калюжнюк М.М. Структурная классификация элементов строительных процессов / М.М. Калюжнюк, Р.Н. Сандан // Вестник гражданских инженеров. — 2008. №1(14).-С. 46-52.
3. Лубенец Г.К. Подготовка производства и оперативное управление строительством / Г.К. Лубенец. -Киев «Будевельник», 1976. — 731 с.
4. Панченко Н.М. Свойства и особенности строительных технологических процессов /Н.М. Панченко // Вестник гражданских инженеров. — 2007/№3 (12). — С. 45-48,
5. Сандан Р.Н. Совершенствование методов календарного планирования строительно-монтажных работ на уровне простых технологических процессов: дисс, . канд. техн. наук: 05.23.08.-СПб..2011. — 147 с.
6. Сандан Р.Н. Вариантное проектирование расписаний работы ресурсов на фронтах-модулях простых технологических процессов // Актуальные проблемы современного строительства: сб. трудов 63-й Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых / СПбГАСУ. — СПб., 2010
7. Теличенко В.И. Технология строительных процессов: В 2-х ч., ч. 1.: 3-е изд., стер. Учеб. для строит, вузов / В.И. Теличенко, О.М. Тереньтев, A.A.
Лапидус. -М.: Высш. шк., 2006. — 392.: ил.
Источник: cyberleninka.ru