Справочник по инженерно геологическим изысканиям для линейного строительства

Содержание

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ / РЕКОГНОСЦИРОВКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ / ЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ / СООРУЖЕНИЯ / ENGINEERING AND GEOLOGICAL SURVEYS / RECONNAISSANCE / PROJECT / GEOMORPHOLOGICAL OBSERVATIONS / LITHOLOGIC COMPOSITION / INSPECTION / FIELD WORKS / CONSTRUCTION / EXPLORATION WORKS / FACILITIES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белов Александр Алексеевич

В статье рассматриваются основные виды инженерно-геологических изысканий , выполняемых для строительства автомобильных дорог, объем и характер инженерно-геологических изысканий , степень изученности природных условий района, стадии проектно-изыскательских работ, которые обеспечивают безопасность для строительства . Дан обзор основным методам изучения инженерно-геологических условий района для строительства трассы и отдельных сложных участков автомобильных дорог.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белов Александр Алексеевич

Освоение и инженерная подготовка территории в районах распространения карстов (на примере республики Мордовия)

Инженерно-геологические изыскания

Геоэкологический анализ взаимодействия геотехнических систем с окружающей средой (на примере шламонакопителя Саранской ТЭЦ-2)

ENGINEERING-GEOLOGICAL SURVEY FOR CONSTRUCTION OF ROADS AND FACILITIES ON THEM

The article deals with the main types of engineering and geological surveys performed for the construction of highways, the volume and nature of engineering and geological surveys , the degree of study of the natural conditions of the area, the stage of design and survey works that provide security for construction . The review of the basic methods of studying of engineering and geological conditions in the area for the construction of the route and some difficult places of roads is given.

Текст научной работы на тему «Инженерно-геологические изыскания для строительства автомобильных дорог и сооружений на них»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для строительства автомобильных дорог и сооружений на них [Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Белов Александр Алексеевич

кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

Инженерно-геологические изыскания

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ

В статье рассматриваются основные виды инженерно-геологических изысканий, выполняемых для строительства автомобильных дорог, объем и характер инженерно-геологических изысканий, степень изученности природных условий района, стадии проектно-изыскательских работ, которые обеспечивают безопасность для строительства. Дан обзор основным методам изучения инженерно-геологических условий района для строительства трассы и отдельных сложных участков автомобильных дорог.

Ключевые слова: инженерно-геологические изыскания, рекогносцировка, проектирование, геоморфологические наблюдения, литологический состав, обследование, полевые работы, строительство, разведочные работы, сооружения.

Наряду с геодезическими и гидрометеорологическими работами, инженерно-геологические изыскания, являются основным видом изысканий, выполняемых для строительства автомобильных дорог. Характер и объем инженерно-геологических изысканий зависит от сложности и степени изученности природных условий района, а также от стадии проектно-изыскательских работ.

На предпроектной стадии, целью инженерно-геологических изысканий, является сбор данных, которые характеризуют природные условия района

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного направления. Путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами изысканий прошлых лет, изучаются природные условия материалами аэрофотосъемки и космосъемки, инженерно-геологического дешифрирования с осмотром в натуре трассы и выполнения наземных изысканий на ключевых участках и отдельных сложных местах.

Основными методами изучения инженерно-геологических условий района проложения трассы и отдельных сложных мест при изысканиях автомобильных дорог являются: инженерно-геологическая рекогносцировка, инженерно-геологическая съемка и инженерно-геологическая разведка [1].

Стратиграфия и тектоника участка изысканий не изучаются, при наличии геологических карт дочетвертичных и четвертичных отложений того же или более крупного масштаба. Составляемые инженерно-геологические карты являются специализированными картами, на которых отражаются лишь существенные для проектирования дороги и линейных сооружений особенности природной обстановки. Карты не должны содержать данных, не представляющих необходимости проектировщику для решения тех или иных задач; они, должны отражать инженерно-геологические условия на требуемую для проектирования глубину, быть легко читаемыми и понятными. Инженерно-геологические карты, наравне с топографическими, являются одним из основных обосновывающих трассу документов.

В зависимости от стадии проектирования, длины трассы и особенностей геологического строения могут составляться карты инженерно-геологического районирования или карты инженерно-геологических условий. Последние составляются для небольших по протяженности участков (оползни, карсты, мостовые переходы и т.п.) или же при частой смене литологических разностей и пестроте инженерных геологических условий, что имеет место в горных районах.

На картах инженерно-геологических условий показывает в условных обозначениях литологический состав пород, гидрогеологические условия, современные физико-геологические процессы, строительные свойства грунтов. Перед началом работ производят камеральное дешифрирование аэроснимков с использованием архивной литературы и фондовых материалов по району работ. Камеральное дешифрирование сопровождается аэровизуальными наблюдениями с полевым выборочным дешифрированием на отдельных, типичных для данного района ключевых участках [2].

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Инженерно-геологическая крупномасштабная съемка производится вместе с трассировочными работами несколько опережая их. При съемке и составлении инженерно-геологической карты используют выработки, закладываемые по трассе для составления грунтового профиля и поперечных геолого-литологических разрезов.

Все записи при инженерно-геологической съемке делают в журнале из миллиметровой бумаги (можно использовать обычную пикетажную книжку). На левой стороне журнала делают необходимые плановые зарисовки, наносят в принятом масштабе границы литологических разностей, отражают современные физико-геологические процессы.

На правой стороне журнала помещают текстовое описание участка трассы с зарисовками в горной местности характерных поперечных профилей (разрезов). Все точки наблюдения заносят в журнал и нумеруют в единой системе. Описание, относящееся к данной точке наблюдения, также делают на правой стороне журнала. При ориентировке на местности используют детали, отмеченные на топоснове.

Точки наблюдения привязывают к пикетажу или станциям теодолитного хода; для привязки могут быть также использованы опознавательные знаки на аэроснимках. Записи и плановые зарисовки из полевого дневника переносят на топоснову, аэрофотоснимки или глазомерную карту, составляют экземпляр полевой карты [3].

Данные инженерно-геологической съемки при необходимости передаются геологом начальнику изыскательской партии в процессе полевых работ еще до составления инженерно-геологической карты. Прежде всего, следует изучить наиболее характерные естественные обнажения, дающие представление о геологическом строении местности. При этом изучают стратиграфическую последовательность состава пород, мощность отдельных слоев, характер контактов между ними, фациальную изменчивость. Для выполнения геологических наблюдений при необходимости делают специальные маршруты, прокладывая их по возможности в крест простирания слоев с пересечением наиболее характерных геоморфологических элементов.

При описании обнажений следует точно показать их положение на карте или схеме. При описании отмечают положение в рельефе, размер, тип обнажения. Необходимо устанавливать абсолютную или относительную высотную отметку обнажений. Для этого в полевом журнале рисуют схематичные профили, на которых показывают обнажения над трассой или уровнем воды в реке, дном оврага и т.п. При описании необходимо производить зарисовку и желательно фотографирование обнажений.

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 междУнародный Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Читайте также:  Проект строительство дома 200 кв

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Геоморфологические наблюдения производят с целью выявления и оконтурирования различных элементов рельефа. По каждому элементу рельефа устанавливают его гипсометрическое положение, генезис и возраст, размеры, характер поверхности, связь элементов рельефа со слагающими его породами и современными физико-геологическими процессами; устанавливают влияние рельефа на условия увлажнения грунтов [4]. Геоморфологические наблюдения способствуют выделению участков с однотипными инженерно-геологическими условиями, границы которых обычно совпадают с границами выделенного геоморфологического элемента.

Устанавливают положение мест обнаружения грунтовых вод по рельефу и высоту их по отношению к уровню ближайшего водоема (реки, озера). Выясняется связь подземных вод с теми или иными породами, описывают свойства воды, цвет, температуру, запах, заменяют дебит источников. При описании отмечаются границы форм рельефа. Привязка производится к пикетажу, станциям теодолитного хода, характерным местам, перегибам в рельефе, обнажениям и т.п. При описании составляют характерные для той или иной формы рельефа профили и делают необходимые зарисовки.

При геоморфологическом описании речных долин отмечают ориентировку долины, форму поперечного сечения, ширину по дну и на уровне коренных берегов, форму склонов, их крутизну, характер нарушения устойчивости, расчлененность эрозионными процессами, наличие на склонах перегибов, характер русла реки, наличие боковой и глубинной эрозии, наличие стариц речных террас, их форму, размеры, высоту над руслом реки. Особое внимание при выполнении линейных инженерно-геологических обследований уделяется выявлению грунтовых вод и установлению их расчетного уровня, на основании которого определяется руководящая отметка бровки земляного полотна проектируемой дороги.

Возможные колебания уровня грунтовых вод могут быть установлены по данным наблюдений стационарных гидрорежимных станций, а также по данным опроса местного населения о колебаниях уровня воды в существующих колодцах, расположенных в районе проложения трассы. Косвенными признаками возможного колебания грунтовых вод являются наличие признаков оглеения, торфянистых прослоев и влаголюбивой растительности. В задачу гидрогеологических наблюдений входит сбор данных, характеризующих условия увлажнения грунтов, уровень грунтовых вод и возможные его колебания [5]. Кроме этого, устанавливается степень агрессивности грунтовых вод в сфере взаимодействия проектируемого сооружения с окружающей средой.

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Для выполнения инженерно-геологической съемки, а также поиска месторождений строительных материалов и грунтов использует аэрометоды. Применение аэрометодов уменьшает объем трудоемких полевых работ и повышает качество инженерно-геологических карт. Инженерно-геологическим дешифрированием аэрофотоснимков устанавливаются типы

геоморфологических элементов, контуры генетических и литологических разновидностей грунтов, характер современных физико-геологических явлений, общие инженерно-геологические условия. Выявляется перспективность и направление наземных маршрутов для поисков месторождений строительных материалов и резервов грунта. Для инженерно-геологического дешифрирования используются черно-белые аэроснимки.

Для дешифрирования гидрогеологических условий и грунтов в заселенных районах применяется также спектрозональная съемка. Для объектов протяженностью более 100 км целесообразно использовать данные космической съемки для выявления линий тектонических разломов, гидрогеологических условий, мест наледепроявления. В результате инженерно-геологического дешифрирования составляется предварительная инженерно-геологическая карта. По карте намечается наиболее оптимальный вариант проложения трассы и выбирается отдельные эталонные участки для подробных наземных обследований и наблюдений [6]. Инженерно-геологические изыскания должны выполняться с применением прогрессивных методов работ, современных приборов и оборудования, обеспечивающих повышение производительности труда, улучшение качества и сокращение продолжительности изысканий.

Основной объем разведочных работ для построения геолого-литологических разрезов, отбора образцов грунтов, изучения их свойств, изучения гидрогеологических условий и выделения инженерно-геологических элементов выполняется бурением скважин. При этом используются самоходные и переносные станки механического бурения. При бурении в процессе инженерно-геологических изысканий должен быть обеспечен непрерывный отбор и осмотр керна. Этому требованию лучше всего удовлетворяют станки колонкового, вибрационного и ударно-канатного бурения кольцевым забоем. В неустойчивых и водоносных грунтах обязательна осадка труб для крепления стенки скважины.

При инженерно-геологических линейных изысканиях широко используются естественные обнажения и искусственно вскрытые разрезы (строительные котлованы, выемки и т.п.). При бурении разведочных скважин в крупнообломочных, песчаных, пылеватых и глинистых грунтах с включениями

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 международныИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

валунов и крупной гальки, а также для обоснования в соответствии с заданием заказчика производства земляных работ способом гидромеханизации допускается увеличивать их начальный диаметр [7].

Опробование имеет целью определение состава и состояния, а также надежных расчетных показателей пород, обеспечивающих рациональное проектирование и строительство сооружений, а также их прочность и долговечность. Методика опробования грунтов определяется следующими основными факторами: тип сооружения, цель исследования, стадия проектирования, литолого-петрографический состав пород, мощность и другие характеристики исследуемых слоев. Большая часть образцов отбирается для определения классификационных показателей (грансостава, пластичности, естественной влажности), на основании которых выделятся однородные слои (инженерно-геологические элементы), состав и состояние которых позволяют отказаться от их более дробного расчленения и характеризовать грунты в их пределах по осредненному значению показателей.

Инженерно-геологические элементы при полевых работах выделяет по визуальному описанию, результатам зондирования, исследования крыльчатками, микропенетрацией, определениями объемного веса, естественной влажности, пластичности. Границы выделенных в поле однородных слоев обычно мало отличаются от границ, полученных при окончательной камеральной обработке. В тех случаях, когда слабые грунты (торф и др.) по тем или иным соображениям подлежат обязательному удалению, лабораторные испытания их не выполняют.

Неотъемлемой частью инженерно-геологических изысканий, кроме лабораторных работ являются полевые исследования грунтов, которые следует проводить в сочетании с другими видами инженерно-геологических работ для определения состава, состояния, физических и механических свойств грунтов, оценки их пространственной изменчивости, оценки возможности погружения свай в грунты, оценки несущей способности свай.

Полевые методы позволяют изучить грунты в условиях естественного залегания, что значительно повышает точность определения и резко сокращает объем лабораторных работ. Однако, полевые методы в отличие от лабораторных, не дают представления об изменениях в поведении грунтов в результате изменения внешних условий при строительстве. Они характеризуют свойства, отвечающие состоянию грунта, находящегося под воздействием только природной среды. Полная всесторонняя оценка строительных свойств грунтов

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ строительства автомобильных дорог и сооружений на них

[Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

может быть получена только при совместном использовании лабораторных и полевых методов исследования [8].

Геофизические методы разведки применяются во всех случаях, когда по характеру физических свойств пород, слагающих исследуемый участок изыскательских работ они, могут быть эффективными. Эти методы основаны на изучении естественно или искусственно созданных в земле физических полей (электрических, магнитных, сейсмических, гравитационных). Применяемые в сочетании с обычными горнопроходческими и буровыми работами они дают возможность сохранить объем последних, повысить полноту и качество исследований. Особую ценность геофизическая разведка приобретает при изысканиях в горных и труднодоступных районах, где производство механизированных буровых работ невозможно из-за трудностей доставки оборудования, а шурфовочные работы слишком трудоемки и дороги [9]. То же относится к районам развития оползней, осыпей, карста, где одними инженерно-геологическими методами практически нельзя решить всех поставленных задач.

В инженерно-геологических изысканиях для автомобильных дорог, электроразведка получила наибольшее распространение. Известные модификации этого метода — вертикальное электрозондирование, электропрофилирование применяются также как вспомогательный метод вызванных потенциалов, основанный на изучении вторичных электрических полей, возбуждаемых в природе электрическим током после его отключения. Этот метод предназначен для разделения песчано-глинистых пород по их гранулометрическому составу. Микросейсморазведка применяется для малых глубин исследования с использованием как одно-двухканальных, так и многоканальных установок. Магнитометрия при изысканиях автомобильных дорог применяется как вспомогательный метод в основном при картировании скальных пород и выяснении оси тектонических нарушений.

Инженерно-геологические изыскания, являются основным видом работ по изучению инженерно-геологических условий района, для строительства трассы и отдельных сложных мест для автомобильных дорог.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для строительства автомобильных дорог и сооружений на них [Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Читайте также:  Кровля в строительстве это

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Список использованных источников

1. Белов А. А. Антропогенное изменение рельефа на территории Мордовии // Актуальные вопросы архитектуры и строительства. Саранск, 2013. С. 473-478.

2. Белов А. А. Виды деформационных явлений в горных породах // Актуальные вопросы архитектуры и строительства. Саранск, 2013. С. 479-482.

3. Белов А. А., Кирюшин А. В. Меры предупреждения деформаций строений и затопления объектов // Актуальные вопросы архитектуры и строительства. Саранск, 2015. С. 276-282.

4. Кирюшин А. В. Факторная модель структуры ландшафтов Мордовии: дис. . канд. геогр. наук. М., 1999. 193 с.

5. Кирюшин А. В., Резаков Г. Р., Кирюшин В. А. Анализ эколого-экономической эффективности функционирования субъект Приволжского федерального округа // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 10.

6. Маскайкин В. Н., Кирюшин А. В. Влияние климата на рельеф Мордовии // Научные труды SWorld. 2015.- Т. 20, № 2 (39). С. 44-48.

7. Маскайкин В. Н. Эколого-палеогеографическое районирование территории Мордовии // Вестник Мордовского университета. 2008. № 1. С. 1114.

8. Манухов В. Ф. Совершенствование методов топографических съемок и инженерно-геодезических работ с использованием современных технологий // Вестник Мордовского университета. 2008. № 1. С. 105-108.

9. Манухов В. Ф. Применение ОРБ-технологий в инженерно-геодезических разбивочных работах //Актуальные вопросы строительства: материалы Всерос. науч.- тех. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. С. 336-337.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для строительства автомобильных дорог и сооружений на них [Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016

Doctor of Geography, associate professor, Department ofphysical and socio -economic geography, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

ENGINEERING-GEOLOGICAL SURVEY FOR CONSTRUCTION OF ROADS AND FACILITIES ON THEM

The article deals with the main types of engineering and geological surveys performed for the construction of highways, the volume and nature of engineering and geological surveys, the degree of study of the natural conditions of the area, the stage of design and survey works that provide security for construction. The review of the basic methods of studying of engineering and geological conditions in the area for the construction of the route and some difficult places of roads is given.

Keywords: engineering and geological surveys, reconnaissance, project, geomorphological observations, lithologic composition, inspection, field works, construction, exploration works, facilities.

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»

ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru

Белов А. А. Инженерно-геологические изыскания для строительства автомобильных дорог и сооружений на них [Электронный ресурс] / А. А. Белов // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. — 2018. — № 3. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

Современные проблемы территориального развития. 2018. №3. ID 49 ISSN: 2542-2103

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016 О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций

российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике

издания, с целью их экспертной оценки. S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит

Источник: cyberleninka.ru

Инженерно-геологические изыскания

Инженерно-геологические изыскания – работы по изучению грунтовых условий для проектирования фундаментов зданий, а также исследования и прогноз негативных геологических процессов, способных повлиять на их устойчивость.

Цели инженерно-геологических изысканий:

получение информации о несущей способности грунтов в основании фундаментов;

получение информации для проектирования инженерных коммуникаций: газопроводы, водопроводы, линии электропередач, автодороги и т.д.;

изучение и прогноз неблагоприятных геологических процессов, способных повлиять на проектируемые здания и сооружения (карст, подтопление, морозное пучение, оползни и т.п.).

В ходе геологических изысканий проводятся обследования несущей способности грунтов, замеры уровня подземных вод и их агрессивности к бетону, изучаются активные процессы, способные повлиять на эксплуатацию зданий (карст, подтопление и т.п.). По результатам выдается отчет с рекомендациями по проектированию фундаментов зданий.

Компания Геостройиспытания оказывает полный комплекс геологических изысканий в соответствии с государственными стандартами. При выполнении работ мы руководствуемся действующими нормативно-правовыми документами (СП 47.13330.2012, СП 11-104-97 и др.).

Жилые дома свыше 20 этажей

Объекты нефтехимической промышленности

Объекты горнодобывающей промышленности

Магистральные нефте- и газопроводы

Комплексы АЗС, нефтебазы

Полигоны ТБО и т.д.

Вы звоните нам либо оставляете заявку на сайте

Встречаемся у нас в офисе, либо у Вас на строительной площадке. Заключаем договор

На объект выезжает буровая установка с геологом, проводятся буровые работы, отбор проб грунтов и воды

Выполняются лабораторные работы, составление геологического разреза и формирование отчета

Вы получаете отчет по инженерно-геологическим изысканиям

Этапы проведения геологических изысканий

ЭТАП 1. Полевые работы

  • Рекогносцировочное обследование

Проводится для выявления опасных геологических процессов на прилегающей к проектируемому строительству территории. Исследуются карстовые проявления, процессы подтопления, деформации соседних зданий. Опрашиваются местные жители на предмет жалоб о негативных процессах, происходящих близ их участков.

Осуществляется для изучения геологического разреза на глубину сжимаемой толщи от проектируемого здания. В ходе буровых работ проводится описание разреза, отбор проб грунтов и воды для лабораторных исследований, замеры уровней и дебета подземных вод, выявление неустойчивых грунтов (плывуны, текучие грунты и т. п.), выявление карстовых полостей и карстующихся пород.

Представляет собой имитацию погружения сваи в грунт. Заостренный металлический зонд опускается в грунт, в ходе этого проводятся замеры сопротивления грунта под острием зонда и по его боковой поверхности. На основании полученных данных рассчитывается нагрузка, которую может выдержать свая разной длины, а также более детально расчленяется геологический разрез.

Это имитация давления на грунт фундаментом. Плоский штамп помещается на глубину заложения фундамента, и на него подается нагрузка. По результатам оседания штампа определяется модуль деформации грунта, необходимый для расчетов размера фундамента.

ЭТАП 2. Лабораторные исследования

По отобранным, в ходе проведения буровых работ, пробам выполняется комплекс лабораторных работ, которые определяют физические, прочностные и деформационные свойства грунтов, агрессивность грунтов и подземных вод к строительным конструкциям.

ЭТАП 3. Камеральная обработка полученных данных

На основании проведенных полевых и лабораторных исследований формируется геологическая модель грунтовой толщи под проектируемым зданием, выделяются геологические слои и их несущая способность. Так же даются прогнозы по уровню подземных вод и по опасным геологическим процессам, которые могут привести к деформации здания.

Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям содержит следующую информацию

  • Геоморфологические положение участка работ, геологическая изученность, имевшие место ранее негативные природные процессы на участке работ;
  • Геологическое строение и свойства грунтовой толщи;
  • Информация по существующему и прогнозируемому уровням подземных вод;
  • Коррозионная агрессивность грунтов и подземных вод к строительным конструкциям;
  • Прогноз неблагоприятных геологических процессов и рекомендации по снижению их влияния на проектируемые здания;
  • Рекомендации по проектированию фундамента.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ

Для площадных объектов

(многоэтажные жилые и не жилые здания, ангары, заправки, торговые центры и пр.)

    Геологические изыскания для строительства зданий и сооружений (промышленное и гражданское строительство)

При строительстве жилых, общественных и производственных зданий очень важно иметь достаточный объем полевых и лабораторных работ в соответствии с требованиями нормативных документов (в некоторых случаях свыше нормативов), так как данные объекты рассчитаны на длительный срок эксплуатации.

Для строительства малоэтажных зданий с малыми нагрузками на грунты мы предлагаем облегченный вид изысканий по доступной цене. Подробнее в разделе изыскания для частного строительства.

Для линейных объектов

(водопроводы, нефтепроводы, газопроводы, кабеля, ЛЭП, автодороги и т.д.)

    Геологические изыскания при строительстве дорог

При изысканиях для строительства дорог необходимо уделять внимание гидрологическим и гидрогеологическим условиям, ведь любая автодорога представляет собой «дамбу» для поверхностных и подземных вод. Так же необходимо обращать внимание на мощность почвы и слабых грунтов, для расчета объемов снимаемого и отсыпаемого грунта.

При проведении изысканий под линейные объекты следует обращать внимание на категории грунтов по разработке механизмами. Это необходимо для того, чтобы знать какую технику отправлять на проведение земляных работ. Так же важно определить проводящий слой при прокладке коммуникаций методом горизонтального бурения.

Стоимость геологических изысканий

Цены на геологические изыскания для площадных объектов (здания и сооружения):

Объект строительства Cтоимость
Геологические изыскания для гражданского строительства: жилые и нежилые здания 1-2 этажа от 30 000 руб.
3 этажа и выше от 60 000 руб.
Геологические изыскания для промышленного строительства: производственные здания и сооружения, АБК, АЗС, подстанция, полигон ТБО и т. п. от 50 000 руб.

Цены на геологические изыскания для линейных объектов (инженерные коммуникации):

Сообщите нам, что обратились с этой страницы, и получите дополнительную скидку 5% на проведение работ.

Читайте также:  Компрессор в строительстве что это

Примеры выполненных геологических изысканий

Объект — действующее химическое производство, территория горного отвода по добыче рассола, где планируется строительство дополнительных рассолодобывающих эксплуатационных скважин. В рамках осуществления данного проекта необходимо выполнить инженерно-геологические изыскания участка.

Работы проводились в 4000 километров от Уфы, в Иркутской области, в нескольких сотнях километров от озера Байкал. Объект — промзона, с огромным количеством подземных коммуникаций и сложными геологическими условиями. Сжатые сроки проведения работ. Незнакомые грунты и геологические условия.

Оперативно получен допуск на проведение полевых работ, проведены буровые и геофизические работы, пробы направлены в собственную лабораторию в Уфу. Отчет выдан раньше срока.

Результаты работ прошли экспертизу без конструктивных замечаний. Заказчик остался доволен и привлек нас для выполнения новых объемов работ по комплексным инженерным изысканиям на другом участке того же объекта. Отзыв о выполнении работы.

ГРУППА ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ МИКРОРАЙОНА ДЕМА-6 В ДЕМСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Провести геологические изыскания для строительства 6 многоэтажных жилых домов этажностью 9-18 этажей в условиях слабонесущих грунтов и заболоченной местности.

Сжатые сроки работ, заболоченная территория. Выполнены буровые работ общим объемом 1300 погонных метров, геофизические исследования и статическое зондирование грунтов. В лаборатории проведено испытание 290 проб грунтов. По результатам работ выдан отчет.

Работы были выполнены и сданы в срок, несмотря на неблагоприятные условия проведения работ. Отзыв от ООО ИСК «Агидель-ИнвестСтрой».

ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ Р. УРАЛ НА УЧАСТКЕ ПОДЪЕЗДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ И ЛЭП-10КВ ИВАНОВСКОГО ВОДОЗАБОРА ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ООО «ГАЗПРОМ ЭНЕРГО»

Получение исходных данных для изучения размыва берега р. Урал на определенном участке и прогноз дальнейшего размыва берега.

Целью инженерно-геологических изысканий являлось изучение грунтов, слагающих берег р. Урал на участке размыва. Выполнено бурение скважин и отбор проб грунтов. По берегу проведены замеры откосов и обследованы грунты. По результатам работ построены продольный и поперечные профили берега реки, проведен расчет устойчивости склонов и прогноз его размыва.

Работы были выполнены и сданы в срок. Заказчик остался доволен выполненными работами, предоставил положительный отзыв.

  • ФОТО
  • Видео
  • Опыт работы
  • Отзывы

Геологические изыскания в Уфе Рабочий процесс геологических изысканий в Уфе Геологические изыскания заказать в Уфе Геологические изыскания в Уфе и РБ заказ Оборудование для геологических изысканий по г. Уфа Инженерно-геологические изыскания в Уфе Заказать инженерно-геологические изыскания в Уфе Прибор электроразведки ЭРП1

Комплекс инженерных изысканий на объекте
Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями и подземной парковкой на пересечении ул. Обская и ул. Красноводская в Советском районе городского округа города Уфа (Фамильный дом)

Комплекс инженерных изысканий на объекте
Строительство резервной технологической линии установки производства элементарной серы

Комплекс инженерных изысканий на объекте
Разработка проекта строительства рассолодобывающей скважины №97, обустройства прискважинной площадки и строительства инженерных коммуникаций

Работы по расчету размыва береговой линии р. Урал на объектах Ивановского водозабора Южно-Уральского филиала ООО «Газпром энерго»

Источник: www.geosisp.ru

Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение инженерно-геологических изысканий

Перечень основных данных и требований Данные и требования по объекту
1. Шифр 17083
2. Наименование объекта «Линейно-кабельные сооружения (ЛКС) с использованием пакета микротрубок на территории Волжского района Самарской области».
3. Вид строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, консервация, ликвидация) Новое строительство
4. Наименование и местонахождение организации заказчика, фамилия, инициалы и номер телефона (факса) ответственного его представителя ОАО «Гипросвязь» г. Самара ул. Льва Толстого 135, ГИП С. Б. Евсеенко

– На участках проектируемых переходов ЛКС через естественные и искусственные препятствия выполнить бурение инженерно-геологических скважин в соответствии со СНиП 11-02-96, СП 11-105-97 (части I, II, III, IV). Глубину и расстояние между скважинами принять в соответствии с таблицей 8.3 СП 11-105-97 часть 1.

– Указать группу грунтов на переходах через искусственные и естественные препятствия по ГЭСН 81-02-04-2001. Часть №4. Скважины. (Редакция 2014).

– Указать группу грунтов по трассе по ГЭСН 81-02-01-2001 Часть 1. Земляные работы (редакция 2014 г.) на глубину прокладки ЛКС (до 1,0 м в обочине дорог, до 1,5 м вне обочины).

– В местах переходов методом ГНБ указать глубину залегания грунтовых вод.

– На все переходы методом ГНБ через искусственные и естественные препятствия представить схемы расположения скважин в масштабе 1:500 и инженерно-геологические разрезы в масштабе 1:200.

2 Список проектируемых переходов через естественные препятствия

Начальник отдела инженерных изысканий ОАО «Гипросвязь» Н.А.Павликов

Перечень нормативных и регламентирующих документов, требования которых необходимо учитывать при выполнении инженерных изысканий
СП 47.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»
СП 11-105-97 Часть I Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ
СП 11-105-97 Часть II Инженерно-геологические изыскания для строительства. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов
СП 11-105-97 Часть III Инженерно-геологические изыскания для строительства. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов
СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*
СП 22.13330.2011 Основание зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*
СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии
СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
СП 131.13330.2012 Строительная климатология
СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения
СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления
ГОСТ 9.602-2005 ЕСЗКС. Сооружения подземные. Общие требования по защите от коррозии
ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация;
ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний.
ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения

Приложение 2 Список проектируемых переходов через естественные препятствия и искусственные сооружения

Приложение 2 Программа инженерно-геологических изысканий

Целью работ является изучение геолого-литологического строения и гидрогеологических условий трассы автодороги в Волжском районе Самарской области(район С.Чубовки), в полотне которой будет проходить линейно-кабельные сооружения (ЛКС), исследование физико-механических свойств грунтов, засоленности и коррозионной агрессивности грунтов и грунтовых вод к материалам подземных конструкций (железобетону и стали).

В состав инженерно-геологических изысканий войдут полевые, лабораторные и камеральные работы.

  1. Сбор фондовых и опубликованных материалов

Включается с целью сбора информации о климате, гидрографической сети, характере рельефа, геоморфологических особенностях, геологическом строении, гидрогеологических условиях, геологических и инженерно-геологических процессах, физикомеханических свойствах грунтов, составе подземных вод, техногенного воздействия и последствия хозяйственного освоения изучаемой территории.

На основании собранных материалов формируется представление об инженерно-геологических условиях территории, устанавливаются категории их сложности.

3.1. Рекогносцировочное инженерно-геологическое обследование проектируемых объектов

Рекогносцировочное обследование планируется выполнить непосредственно перед производством основных буровых работ.

Задачами рекогносцировочного обследования являются:

  • осмотр территории проведения изыскательских работ;
  • визуальная оценка рельефа;
  • описание имеющихся обнажений, в том числе карьеров, строительных выработок и пр.;
  • описание водопроявлений;
  • описание геоботанических индикаторов гидрогеологических и экологических условий;
  • описание внешних проявлений геодинамических процессов;
  • опрос местного населения о проявлениях опасных геологических и инженерногеологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и др.

2.3. Буровые работы и отбор проб грунта

Проходка горных выработок осуществляется с целью:

  • установления или уточнения геологического разреза, условий залегания грунтов и подземных вод;
  • определения глубины залегания уровня подземных вод;
  • отбора образцов грунтов для определения их состава, состояния и свойств, а также проб подземных вод для их химического анализа.

Бурение инженерно-геологических скважин предполагается выполнить самоходным буровым станком УРБ 2А-2, на базе КАМАЗ.

В ходе буровых работ производится отбор проб грунта и воды для лабораторных исследований.

Пробы воды из скважин отбираются желонкой после откачки из скважины не менее 3-х столбов воды. Количество проб воды, отбираемой из скважин для характеристики химического состава, принимается равным 3 пробы.

Пробы грунта нарушенной структуры отбираются непосредственно в ходе бурения из колонковой трубы. Пробы ненарушенной структуры отбираются с использованием вдавливаемого грунтоноса.

Для обеспечения достаточного количества частных значений физикомеханических характеристик необходимо отобрать не менее 6 проб грунта с каждого инженерно-геологического элемента.

Объём буровых работ составит:

  • количество скважин- 12 скважин.
  • механическое бурение скважин- 60 пог. м.
  • отбор образцов ненарушенного сложения – 12 шт.
  • отбор проб грунтовой воды – 3 пробы.
  1. Лабораторные работы

Лабораторные исследования грунтов выполняются с целью определения их состава, состояния, физических, механических свойств, для выделения типов грунта, определения их нормативных и расчетных характеристик, выявления степени однородности грунтов по площади и глубине, выделения инженерно-геологических элементов, также прогноза изменения состояния и свойств грунтов в процессе строительства и эксплуатации объектов.

Лабораторные исследования подземных вод выполняются с целью определения их химического состава, степени агрессивность к конструкционным материалам, оценки влияния подземных вод на развитие инженерно-геологических процессов.

  1. Камеральные работы

Камеральная обработка материалов будет произведена группой инженерногеологических изысканий ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В процессе камеральной обработки полевых и лабораторных работ производится анализ и обобщение собранной информации, изучение инженерногеологических условий, получение нормативных и расчетных показателей физикомеханических свойств грунтов для каждого выделенного ИГЭ. Статистическая обработка лабораторных данных производится программой EngGeo.

  1. Техника безопасности

К работе допускаются работники, прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасного метода работ. Инструктаж по технике безопасности проводится техническим руководством предприятия.

Все работы (полевые, лабораторные и камеральные) выполняются в соответствии с действующими нормативами и Государственными стандартами.

Технический отчет по инженерным изысканиям составляется в 2-х экземплярах и в электронном виде: в формате doc для текстовых документов, в формате dwg (AutoCAD) для графических.

Источник: xn--80adivcf8a7c0a6b.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...