Заказчик требует предоставить во второй части заявки согласно аукциона (по N 44-ФЗ) выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО). И обосновывает это «С 01.07.2017 вступили в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст.
52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее — СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ. Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц: — для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ)»
Требование к участникам о членстве в СРО при закупках строительства (44 и 223-ФЗ), А.Н. Евсташенков
Аукцион с НМЦК 5 млн. руб. Работы, которые необходимо выполнить — замена деревянных оконных блоков на ПВХ. Заказчику в запросе на разъяснения по требованию СРО писали: для осуществления работ по замене окон на пластиковые, допуски СРО не требуются. Замена окон не включена в перечень работ, выполняемые в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта здания, сооружения (Письмо Министерства регионального развития РФ от 14 января 2012 г. № 916-08/ДШ-ОГ.) В ответ он все равно пишет «С 01.07.2017 вступили в силу изменения в ГрК РФ. и не будет требовать СРО , если по результатам аукциона договор будет 3 млн. и менее»
Источник: pravoved.ru
Можно ли требовать сро по 44 фз
В статье рассмотрим, в каком случае нужно участие в СРО для закупок по 44-ФЗ, кто должен состоять в саморегулируемой организации, как подтвердить свое членство и сколько действует выписка из СРО.
Выписка из СРО для участия в закупках
СРО или саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, которые объединяют субъектов предпринимательской деятельности одной сферы.
Применительно к строительству допуски СРО заменили лицензию, которая раньше требовалась для строительных работ. Однако с 1 июля 2017 года допуски отменили.
С этого времени компании или ИП достаточно просто быть членом саморегулируемой организации.
Для кого членство в СРО обязательно:
- компании и ИП, которые работают по прямым договорам с застройщиками, техническими заказчиками, эксплуатирующими организациями;
- подрядчики, которые участвуют в госпрограммах, например, ремонтируют объекты капстроительства;
- изыскательские организации и ИП, работающие с участками, которыми владеют муниципалитеты, регионы или государство;
- застройщики, которые заняты в проектировании и строительстве зданий и сооружений;
- подрядчики, которые заключают договоры от 3 млн руб.
Что проверить заказчику в лицензии или выписке СРО участника закупки
В некоторых закупках заказчик обязан требовать лицензию или выписку СРО.
Не потому что он так хочет, а потому что так написано в законе. Но лицензии и выписки часто подделывают, и проверить достоверность сведений — обязанность заказчика.
Читайте, как проверить лицензию и выписку СРО, и за какие ошибки в документах отклоняют заявки.
Кому не требуется вступать в СРО:
- строители, работающие с договорами менее 3 млн руб.;
- МУПы и ГУПы, выступающие в качестве подрядчиков или выполняющие функции технического заказчика;
- коммерческие компании, в которых больше 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
- коммерческие компании, созданные публично-правовыми образованиями или принадлежащие им на 50% и более;
- физлица, которые работают на объектах, которые относятся к индивидуальным жилым постройкам.
Полный список организаций и лиц, кому не нужно членство в СРО, смотрите в системе Госзаказ
Зачем нужно членство в СРО в сфере госзаказа? Член саморегулируемой организации, который изъявил желание участвовать в закупке, вносит деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Фонд — это допстраховка для заказчиков от недобросовестных компаний. Для самого подрядчика членство в СРО тоже дает преимущества.
Организация будет защищать в суде интересы состоящей в ней организации, если возникнут какие-то разногласия по контракту и заказчик подаст иск.
Сро до 3 млн не нужно по 44-фз
Итак, требовать допуск от СРО от участников закупок нельзя. Но при этом потенциальные исполнители должны быть членами саморегулируемой организации. Подтвердить это можно, предоставив выписку.
Есть исключение: для подрядчиков, которые выполняют работы по контрактам и договорам со стоимостью ниже 3 млн руб., членство в СРО не обязательно. А значит, требовать документы заказчик не вправе.
Обратите внимание, что субподрядчики состоять в СРО не обязаны.
Выписка СРО по 44-ФЗ
Закупая работы по инженерным изысканиям, подготовке проектных документов, строительству, реконструкции или ремонту, укажите, что участник должен входить в СРО соответствующей сферы. Также важно прописать в требованиях, что участник должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выберите подходящие):
- объекты капстроительства;
- особо опасные, сложные или уникальные объекты;
- объекты использования атомной энергии.
Потребуйте предоставить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена на федеральном уровне.
Кстати, в контракте рекомендуем прописать, что заказчик вправе отказаться от контракта в одностороннем порядке, если подрядчика во время исполнения обязательств исключат из СРО.
Важно требование: наличие в СРО, где состоит участник, компенсационного фонда. Причем размер обязательств по всем договорам, которые исполняет участник, не должен быть больше уровня его ответственности по компенсационному фонду.
При закупке строительных и ремонтных работ установите к участникам единые и дополнительные требования. Претенденты должны представить выписку из реестра СРО, а в отдельных случаях – лицензию. Читайте, в каких случаях и какие требования установить к участникам закупок.
Сколько действует выписка из СРО по 44-ФЗ
Выписка предоставляется из реестра членов саморегулируемой организации. Такой список ведет каждая СРО. Сведения о подрядчике вносят в перечень в тот же день, когда принято решение о включении в СРО. Подробный порядок ведения реестра и исключения из него компаний и ИП смотрите в ст. 55.17 ГрК РФ.
О каждой компании в реестре содержится следующая информация: информация об ИП или компании, данные о праве на выполнение определенных работ, уровень ответственность члена СРО по договорам.
Выписка из реестра предоставляется в течение 3 рабочих дней после запроса. Срок ее действия — 1 месяц. Форму выписки смотрите в Приказе Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86.
На что обратить внимание в выписке из реестра СРО
Проверяя выписку, обратите внимание на дату выдачи. Указанный выше срок в 1 месяц отсчитывается от окончания срока подачи заявок. Часто участники отсчитывают месячный период от подачи своей заявки, а не от окончания общего срока подачи предложений. В результате предоставляют просроченную выписку.
Просмотрите информацию организации, выдавшей выписку. Проверьте ее по госреестру СРО. Все легально работающие саморегулируемые организации должны быть в этом списке. Он ведется на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В графе 3 проверьте, не исключили ли участника из состава саморегулируемой организации. В графе 4 обратите внимание, на выполнении каких работ компания или ИП имеют право. В графе 6 проверьте, как соотносится указанный уровень ответственности той цене контракта, которую предложил участник. Если цена больше показателя ответственности, заказчик имеет право отклонить заявку.
Учтите, что если изначально НМЦК была больше 3 млн руб., но в ходе процедуры снижения цены стала ниже этого показателя, отклонить вторую часть заявки из-за отсутствия допуска СРО заказчик не может.
Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?
Статья актуальна на 27 января 2018
Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.
Какими способами заказчики закупают строительные услуги?
Электронный аукцион | С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали. |
Открытый конкурс | Если ОКПД 2 не входит в аукционный перечень, заказчик может объявить открытый конкурс, но на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные) |
Конкурс с ограниченным участием | Конкурс с предквалификацией заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты и ремонт дорог стоимостью больше 50 млн. руб. или 150 млн. руб. |
Запрос предложений | Заказчик проводит процедуру в двух случаях: |
- если конкурс не состоялся,
- если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Единые требования
44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.
В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.
В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам.
Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб.
на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)
Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.
Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.
Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.
Дополнительные требования
В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:
- Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
- Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
- Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.
Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:
- Копии выполненных контрактов и актов приемки.
- Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
- Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
- Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.
Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.
Риски при подготовке заявки
Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.
Неудобный формат документации
Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:
- В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
- Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.
Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.
В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.
Избыточные и противоречивые требования
Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.
Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.
Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.
Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.
Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.
К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.
Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах).
В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании.
«Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.
Скрытые работы и требования
Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.
Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.
Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.
Установление требований о наличии СРО по 44-ФЗ
Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.
Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.
Свидетельство СРО
При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.
Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.
Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации.
Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации.
Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства СРО, физические лица исключаются из списка возможных участников.
Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.
Требование о выполнении работ лично
Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.
В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве.
В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении.
А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.
Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие.
В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.
Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.
Свидетельство и иные разрешительные документы
Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).
В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.
В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора.
Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.
Ограничение по сумме контракта
Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.
При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.
К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?
Как следует из судебной практики, и, в принципе, является вполне логичным, данное ограничение должно применяться к предложенной участником цене. Единственным условием является невозможность изменения цены контракта в ходе его исполнения (к примеру, в пределах допустимых законодательством 10%), если сумма превысит установленный в свидетельстве предел.
Статьи
Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).
Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.
Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:
- если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
- если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).
ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.
На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?
Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.
Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.
Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.
Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.
2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.
«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.
Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.
Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.
16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.
Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.
В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО
В соответствии с пп. “п” п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.
Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.
2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.
53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.
В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).
Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
Требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года
Требования СРО с 1 июля 2017 года изменились. Саморегулируемая организация по-прежнему выдает документ, который позволяет легально работать в сфере строительства. Но теперь вместо свидетельства члены организации получают выписку из электронного госреестра. В этой сфере появились и другие нововведения.
Изменения в условиях членства СРО с 1 июля 2017 года
Изменения в условиях членства СРО произошли с 1 июля 2017 года. Именно с этого дня вступил в силу 372-ФЗ. Данный законопроект и его последствия бурно обсуждали строители, заказчики, подрядчики, девелоперы и застройщики.
Как работать строителям в новых условиях? Всем ли теперь нужен допуск СРО? Что грозит тем, кто работает без допуска? Изменился ли размер членских взносов?
Требования для вступления в СРО строителей
С 1 июля 2017 года требования для вступления в СРО строителей изменились. Эти нововведения нацелены на упорядочивание и организацию работ в строительной области.
Регионализация СРО
Согласно поправкам от 1 июля 2017 года в Градостроительном кодексе строители должны становиться членами СРО по месту регистрации организации.
Это значит, что члены строительных СРО обязаны регистрироваться в том же субъекте России (области, крае, республике), что и сама СРО. Если организация зарегистрирована в Краснодарском крае, значит, она должна вступить в СРО Краснодарского края.
Такое нововведение касается только строителей и не относится к проектировщикам и изыскателям.
Если в субъекте России нет СРО, компания для оформления допуска обращается в саморегулируемую организацию соседнего субъекта с общей границей. Она предоставляет выписку из госреестра и становится членом СРО этого региона.
В Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе нет СРО, так как в каждом субъекте работает менее 100 строительных фирм, которым требуется допуск СРО. Строительные компании Чукотского автономного округа могут вступить в СРО Республики Саха и Камчатского края. Соседние субъекты Еврейской автономной области – Амурская область, Хабаровский и Приморский края.
Ответьте на 3 вопроса за 10 секунд и рассчитайте точную стоимость вступления в СРО
После принятия закона в 2017 году уменьшилось число компаний, которым необходим допуск СРО, таковы новые правила вступления в СРО.
Допуск СРО нужен компаниям, которые:
-
заключают договоры строительного подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, которое несет ответственность за эксплуатацию здания и региональным оператором;
заключают договоры на сумму более 3 млн.руб.
Исполнение работ по таким договорам обеспечивают специалисты по организации строительства – главные инженеры проекта.
Благодаря новому закону появилось понятие “технический заказчик”. Он должен быть членом СРО. Его задачи:
-
заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капремонте объектов капстроительства;
подготовка задания для реализации указанных видов работ;
предоставление материалов и документов, необходимых для реализации указанных видов работ тем, кто выполняет инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, капремонт объектов капстроительства и (или) подготавливает проектную документацию;
утверждение проектной документации;
подписание документов, которые обязательны для получения разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию;
выполняет другие функции согласно поправкам о СРО в Градостроительном кодексе от 1 июля 2017 года.
Техническим заказчиком или застройщиком может быть только юридическое лицо, подрядчиком – юридическое лицо или ИП.
Свидетельство о допуске СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля 2017 года не нужно. Для подтверждения права на выполнение определенных видов строительных работ необходима выписка из электронного реестра членов СРО. Таким образом, Перечень видов работ отменен.
Допуск СРО не нужен:
-
организациям с госучастием: ГУП и МУП, в которых доля государства составляет не менее 50%; ГУП и МУП, подписывающим контракты с госкорпорациями, органами власти и местными госучреждениями;
фирмам, созданным публично-правовыми образованиями (ППО) и организациям, в которых доля ППО не менее 50%;
организациям, работающим или планирующим работать только на субподряде через договоры строительного подряда, при этом страховые обязательства должны быть не более 3 млн. руб.;
физлицам, которые строят на участках, принадлежащим им на правах частной собственности;
подрядчикам, строящим или ремонтирующим объект, который не является капитальным сооружением (например, киоск);
предпринимателям и физлицам, строящим, ремонтирующим или проводящим капремонт индивидуальных жилых домов.
Формирование второго компенсационного фонда
С 1 июля 2017 года изменения в области СРО коснулись компенсационных фондов.
Для организаций, которые планируют участвовать в конкурсных процедурах и заключать контракты с Фондами капремонта и согласно 44-ФЗ, 223-ФЗ, необходимо создать второй компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Задача этого фонда – возмещать возможный причиненный ущерб третьим лицам. Создавать такие фонды нужно СРО, где не менее 30 членов подали заявки об участии в закупках на конкурсной основе.
Размеры обязательных денежных переводов изменились. Согласно новому закону существует пять уровней ответственности для предприятий и предпринимателей в зависимости от суммы контракта и стоимости работ. Размеры взноса на одного члена СРО в сфере строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства представлены в этой таблице.
Источник: tvoj-urist.ru
Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда
Полная информация на тему: «Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда» в помощь грамотному гражданину.
Разъяснения относительно ограничений в Три миллиона при участии на торгах
В АССОЦИАЦИЮ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» поступает большое количество запросов от Членов, с просьбой разъяснить ситуацию относительно ограничений в 3 (Три) миллиона при участии на торгах.
В соответствии с Законодательством и Решением ФАС от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, СООБЩАЕМ:
В соответствии с частью 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей.
При этом, поскольку Градостроительный кодекс РФ не установил каких — либо ограничений, такие договора, с размерами обязательств не превышающими 3 (трех) миллионов рублей, с лицами не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, могут заключаться в том числе и с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В этом случае, говоря о заключаемых договорах, с суммой обязательств не превышающих 3 (Трех) миллионов рублей, часть 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указывает не на начальную максимальную цену контракта, которая выставляется в качестве начальной при проведении торговых процедур, а указывает окончательно сформированную цену подписываемого контракта (договора), которая достигнута в результате проведения торгов.
Соответственно, зачастую возникает ситуация, когда начальная максимальная цена контракта иногда довольно значительно превышает 3 миллиона рублей, а в результате проведения торговых процедур окончательно сформированная цена контракта оказывается ниже либо равной 3-м миллионам рублей.
При этом, при проведении торгов с начальной максимальной ценой контракта более 3-х миллионов рублей, в качестве обязательного документа организатор торгов и Заказчик требует предоставление выписки из реестра саморегулируемой организации, подтверждающей членство такого лица в СРО.
И это зачастую автоматически ведет к отстранению от участия в торгах тех лиц, которые не являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако, эти лица готовы выполнить работы, которые являются предметом данных торгов за сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей с заключением соответствующего договора подряда (контракта), с ценой контракта не превышающей 3-х миллионов рублей.
Поскольку Градостроительный кодекс РФ прямо указывает, что освобождены от членства в саморегулируемых организациях лица, заключающие договора строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, то, соответственно, начальная максимальная цена контракта более 3-х миллионов рублей не может являться законной причиной недопуска к торгам таких лиц, поскольку речь в законодательстве идет именно о договорах, заключаемых по результатам проведения торгов, т.е. имеется в виду окончательная сформированная в результате торгов цена контракта, которая может и не превышать сумму в 3 миллиона рублей.
Такая позиция подтверждается и Решением ФАС по Пермскому краю от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, которая четко указала, что в случае если участник аукциона предлагает цену контракта не более чем 3 миллиона рублей у него отсутствует обязанность наличия членства саморегулируемой организации при выполнении работ на обозначенных выше условиях исполнения контракта. (Данное Решение Прилагается к настоящему Разъяснению).
Иными словами, любой член АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» имеет право участвовать в торгах, если даже начальная цена контракта превышает Три миллиона рублей, если он представит в Аукционную комиссию свое предложение указывающее что он готово выполнить работу, являющуюся предметом торгов за сумму не превышающую 3 (Три) миллиона рублей.
При этом следует заметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формулировка такова: если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, а следовательно при размере обязательств ровно в Три миллиона рублей, членство в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется!
При этом большое количество должностных лиц, в своей деятельности и при проведение различного рода торговых процедур, неправильно трактуют Градостроительный кодекс РФ утверждая, в Градостроительном кодексе РФ указано «менее 3-х миллионов рублей», что является прямым нарушением действующего законодательства.
Создано: 17.01.2018 17:36
Обновлено 17.01.2018 17:36
Каковы уровни ответственности СРО?
Для чего выделяются уровни ответственности СРО — 2018 – 2019
Дифференциация уровней ответственности членов саморегулируемой организации (далее — СРО) регламентирована Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ), и более подробно о них мы поговорим далее.
Сначала рассмотрим основания наступления ответственности СРО по ГрК РФ, к которым относятся следующие обстоятельства:
- нанесение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юрлиц при проведении проектировочных и изыскательских работ, зонировании и планировке территорий (ст. 59 ГрК РФ);
- нанесение вреда вследствие гибели или повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при возведении такого объекта, несоблюдения предписаний по обеспечению безопасной эксплуатации готового капобъекта (ст. 60 ГрК РФ);
- нанесение ущерба вследствие невыполнения или несоответствующего выполнения членом СРО обязательств по договору подряда на реализацию изыскательских работ, подготовку проектных документов, договору строит. подряда, заключенному посредством применения способов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (ст. 60.1 ГрК РФ).
В целях материального обеспечения имущественной ответственности членов СРО по каждому из таких оснований ответственности создаются специальные компенсационные фонды (далее — КФ). Размер таких КФ определяется законом исходя из уровня ответственности членов СРО.
Отметим также, что КФ для обеспечения имущественной ответственности членов СРО по первым двум основаниям формируется в любом случае (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ), по третьему — только в ситуации, когда определенный процент членов СРО представили заявления о желании участвовать в заключении договоров с использованием методов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ).
Первый уровень ответственности члена СРО в строительстве
В ГрК РФ выделяются различные уровни ответственности члена СРО по каждому из оснований наступления его ответственности, которые мы уже указывали в первом блоке настоящей статьи.
При этом уровень ответственности по каждому из таких оснований зависит:
- от цены работ по одному договору подряда на исполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, стоимости строительства, реконструкции или ремонта объекта капстроительства по договору (по данному вопросу также будет полезен наш материал «Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда»);
- предельного размера предусмотренных договором обязательств на одного члена СРО, выразившего свое желание участвовать в заключении договоров на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, строительство, реконструкцию и капремонт объекта строительства с применением методов заключения договоров, предусмотренных законодательством РФ о закупках.
Таким образом, первый уровень ответственности СРО характеризуется наименьшим из установленных законом размером стоимости договора на выполнение соответствующих работ или наименьшим из предусмотренных законом предельным размером обязательств на каждого члена СРО, выразившего свое намерение участвовать в заключении таких договоров посредством проведения торгов или иных способов конкурентного заключения договоров, по таким договорам.
Ниже мы приводим таблицу, наглядно демонстрирующую упомянутые выше правила и зависимость между уровнем ответственности СРО и стоимостью работ по договору / предельному размеру обязательств члена СРО.
Таблица уровней ответственности СРО — 2018 – 2019
Предлагаем воспользоваться нашей таблицей для быстрого определения уровня ответственности членов СРО в зависимости от сферы строительной деятельности и вида обязательств по таким договорам.
Уровень ответственности СРО
Максимальная стоимость работ по 1 договору
Максимальная сумма обязательств по договорам на одного члена СРО, обозначившего свое желание участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов, в сфере
[2]
на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документов
на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капстроительства
инженерных изысканий или архитектурно-строительного проектирования
строительства, реконструкции и капремонта объекта капитального строительства
Требование о членстве СРО при закупках строительных работ
Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).
Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:
- если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
- если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).
На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?
Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.
Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.
Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.
«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО
В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.
Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).
[3]
Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда
Необходимо ли требовать выписки из СРО при закупках на текущий ремонт со стоимостью более 3 млн. рублей?
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.8 Постановление Госстроя России от 05.03.2004 года N 15/1″Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»).
Таким образом, законодатель четко разграничивает понятия строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства и текущий ремонт.
На основании изложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что выполнение работ по текущему ремонту, вне зависимости от суммы сделки, не требует членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Правда о СРО
За все хорошее, против всего плохого
Ростехнадзор об учёте объема обязательств членов СРО по смешанному договору
Ростехнадзор в письме 17.10.2018 № 09-01-03/9316, направленном в адрес Национального объединения проектировщиков и изыскателей разъяснил свою позицию по учету обязательств членов СРО проектировщиков и изыскателей по смешанным договорам.
Орган надзора напоминает, что Градостроительным кодексом не установлен порядок определения совокупного размера обязательств по договорам подряда, в случае если контракт квалифицирован как смешанный договор, содержащий в себе элементы двух договоров на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
Однако в части 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Если в договоре определено, что конкретизация и уточнение условий такого договора будут осуществляться путем заключения конкретизирующих договоров, предельная цена которых также установлена в договоре, то требования части 11 статьи 55.16 Кодекса учитываются по конкретизирующим договорам. Если в договоре не установлена предельная стоимость конкретизирующих договоров или стоимость работ по отдельным направлениям, то уровень ответственности определяется исходя из стоимости договора».
Другими словами, если в смешанном договоре предусмотрено раздельное оформление договорных обязательств по проектированию и изысканиям, что объем обязательств члена СРО можно учитывать только в части, имеющий отношение к профилю члена СРО.
Необходимость иметь СРО при выполнении работ по строительству
В связи с новым пониманием участия в СРО подрядных организаций:
ЧЛЕНСТВО В СРО НУЖНО:
Для заключения прямого договора строительства (капремонта) с Заказчиком.
Для участия в торгах, котировках, аукционах.
Для выполнения функций Генподрядчика.
Для любой компании, которая желает сохранить членство в СРО на добровольных началах.
ЧЛЕНСТВО В СРО НЕ НУЖНО:
Для выполнения контрактов на сумму до 3-х миллионов.
Для обычных субподрядных организаций, не работающих с Заказчиком напрямую.
Значит ли это, что Застройщик (Заказчик) строя объект стоимостью примерно 30 млн. руб. и нанимая подрядчика на 1-й этап работ, стоимостью 3 млн. руб, в котором оплачивает работы в размере 1,5 млн. руб. и самостоятельно закупает материалы (бетон, арматуру) на 1,5 млн. руб.-не должен иметь СРО и подрядчик тоже не должен иметь СРО? И если дальнейшие этапы работ подрядчика разбить по такому же принципу (до 3 млн.) — нужен ли СРО подрядчику и Застройщику?
Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим. Градостроительным кодексом РФ (ч.1 ст.55.8) установлено, что организация вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к
Опираясь на законы РФ, регламентирующих деятельность предпринимателей в отрасли строительства и их взаимодействие в рамках системы саморегулирования, с уверенностью можно сказать следующее:
Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим
Если заказчик — застройщик будет привлекать на основании договора третье лицо для осуществления строительного контроля, то допуск профильной саморегулируемой организации будет необходим третьему лицу
Если заказчик — застройщик будет привлекать для работ по организации строительства, капитального ремонта и реконструкции стороннюю организацию на основании договора генподряда, то допуск на генеральный подряд потребуется данной организации (генподрядчику). Если же заказчик — застройщик самостоятельно будет привлекать подрядчиков для выполнения работ, то допуск СРО для заказчика на генеральный подряд будет являться обязательным условием осуществления деятельности по организации строительства. Немаловажно сказать, что если заказчик нанимает генерального подрядчика без допуска СРО строителей, в соответствии с КоАП для него предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Согласно ГК РФ, такая сделка может быть аннулирована, юридическое лицо, заключившее договор без надлежащего разрешения (допуска) ликвидировано, а полученные по сделке средства возвращены каждой стороне в соответствующем объеме.
Таким образом, допуск СРО для заказчика – это документ, без которого он в большинстве случаев не имеет права осуществлять деятельность в строительной отрасли. Крайне важно отметить, что в случае нанесения вреда третьему лицу из-за некачественно выполненных работ исполнителем, вся ответственность возлагается на выполнявшее работы лицо. В то время как при наличии допуска строительной СРО у исполнителя субсидиарную ответственность несет в пределах средств компенсационного фонда некоммерческое партнерство, членом которого он является.
От членства в саморегулируемой организации освобождаются подрядчики по договорам менее 3 млн руб. Заказчик должен состоять в СРО или привлечь технического заказчика который будет состоять в СРО.
ГрК РФ, Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей
[1]
Получен ответ от «НОСТРОЙ» о необходимости членства в СРО
03.02.2017 Саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей» получила официальный ответ от Ассоциации «НОСТРОЙ» на свой запрос о разъяснении вопроса о перечне лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным. Приводим ниже текст запроса и разъяснения.
Вопрос: Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей» (далее Ассоциация СРО «ИОС») обращается к Вам с просьбой разъяснения реализации на практике норм Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 372-ФЗ, касающихся вопроса о перечне лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным.
Так, в соответствии с пунктом 17 статьи 1 данного Федерального закона, «саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства – некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство,…., заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Отсюда возникает ряд вопросов, требующих Вашего разъяснения:
1. Согласно пункту 16 статьи 1 данного закона «Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику». В данном случае возникает вопрос о том, если застройщик не реализовал свое право о передаче данной функции техническому заказчику, то возникает ли у него обязанность, предусмотренная законодательством, приобретать членство в саморегулируемой организации?
2. На основании нормы, приведенной ранее в пункте 17 статьи 1, лица, ответственные за эксплуатацию зданий и сооружений, также входят в перечень лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным. Но, в данном законе нет подробного описания о том, каких лиц относят к данному виду деятельности. Ассоциация СРО «ИОС» просит разъяснить Вас, относятся ли к ним управляющие компании многоквартирных домов (УК), товариществ собственников недвижимости (ТСН) и ресурсоснабжающие организации (РСО).
3. Возлагается ли законом ФЗ №372-ФЗ обязанность собственников зданий, сооружений заключать договоры с организациями, эксплуатирующими здания и сооружения, указанными в пункте 2 нашего обращения? В случае отсутствия такого договорного обязательства, возникает ли законодательно закрепленная обязанность членства в саморегулируемой организации у таких собственников зданий и сооружений?
4. На основании вышеизложенного, возникает следующий вопрос о законодательно предусмотренном перечне лиц и органов власти, осуществляющих контроль в области саморегулирования, в частности, обязательности членства лиц, осуществляющих вышеперечисленные виды деятельности.
Ответ: Ассоциация «Национальное объединение строителей» (далее – Ассоциация) рассмотрела Ваше обращение по вопросу о необходимости членства в саморегулируемой организации отдельных категорий лиц и сообщает следующее.
Согласно части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций, а также в соответствии с Уставом Ассоциации к полномочиям Ассоциации не относится официальное разъяснение действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным изложить свое мнение по указанным в вашем обращении вопросам.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ) внесены концептуальные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части членства в саморегулируемых организациях.
Пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ установлено, что саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства – некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором). Пунктом 22 указанной статьи установлена обязательность членства в саморегулируемой организации для технического заказчика.
Установлены также случаи, когда членство в саморегулируемой организации для вышеназванных лиц не требуется (пункт 22 статьи 1, части 2.1 и 2.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ).
Иными словами, с 01.07.2017 установлена необходимость членства в саморегулируемых организациях для генеральных подрядчиков, выполняющих работы по строительству на основании договора, заключенного с одним из лиц: застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, либо региональный оператор.
Кроме того, частями 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицом, осуществляющим строительство, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено указанной статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ не устанавливает обязанность застройщиков, управляющих компаний многоквартирных домов, товариществ собственников недвижимости и ресурсоснабжающие организации, а также собственников зданий и сооружений являться членами саморегулируемых организаций в области строительства для выполнения своих функций.
По вопросу о перечне лиц и органов власти, осуществляющих контроль в области саморегулирования в части обязательности членства отдельных лиц в саморегулируемых организациях, сообщаем также, что такой перечень законодательно не установлен, однако пунктом 3 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ установлено, что предметом государственного строительного надзора в числе прочего является проверка выполнения требований, установленных частями 2,3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Читайте так же: Фас будет проверять проекты соглашений на соответствие антимонопольному законодательству
Источник: xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai