Срок использования земли для строительства

Содержание

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Существует два способа передачи земли в собственность от государства
Законодательство РФ установило, что участок, находящийся в его собственности или собственности его отдельного субъекта, может быть передан для использования гражданином или организацией. Передача возможна двумя способами:

  1. Безвозмездно;
  2. На платной основе: по договору купли – продажи или арендному договору.

Факт внесения оплаты или ее отсутствия будет зависеть от субъекта получения земель, а также от той цели, в которой земля будет использована. Предоставление участков на безвозмездной основе может быть осуществлено исключительно в случаях, установленных Законом. Стоит также помнить, о необходимости сбора определенного пакета документов, с которым следует обратиться в гос. орган для получения соответствующего разрешения.

Условно разрешенный вид

В некоторых случаях собственнику участка недостаточно основных видов использования участка. Например, на участке малоэтажной застройки (код Классификатора — 2.1.1) собственник собирается построить индивидуальные гаражи. Постройка таких гаражей предусмотрена в Классификаторе, но по регламенту она является условно разрешенным использованием участка. В этом случае собственник может обратиться к администрации с заявлением об использовании участка в соответствии с УРВИ.

Как выбрать земельный участок для строительства дома | подбор земельного участка | подобрать участок

Как правило, условно разрешенные виды перечислены в «Правилах землепользования и застройки» (ПЗЗ) населенного пункта и в его градостроительном регламенте.

территориальные зоны

В состав УРВИ могут входить:

  • жилые дома, размер которых превышает размер, разрешенный в данной зоне;
  • спортзалы и бассейны;
  • офисы и административные здания;
  • парковки;
  • торговые точки (временные).

Примером включения УРВИ участков является ПЗЗ города Зарайска. Город имеет различные зоны застройки. В частности, согласно ПЗЗ, в каждой жилой зоне (а их в городе 6) основным видом использования являются жилые здания, детские сады, аптеки, а условно разрешенными видами – строения, предназначенные для социально-культурных и коммунально-бытовых целей.

Разрешение на использование земель

Разрешение на пользование является документом, дающим право своему получателю на осуществление каких – либо действий на участке, который даже не смотря на произведенную передачу так и остается в собственности государства или муниципальных органов. Для получения такого документа необходимо четкое обоснование со стороны будущего пользователя для каких целей требуется участок.

Законодательством РФ установлен перечень допустимых действий:

  • Возведение вспомогательного или временного сооружения;
  • Хранение на участке материалов или техники, необходимых для осуществления строительных работ (период проведения работ);
  • Поведение геологических изучений недр (наличие лицензии на осуществление таких работ обязательно);
  • Проведение инженерных изысканий (срок до года).

Разрешения могут быть выданы бессрочно любому представителю малочисленного коренного народа Севера, Дальнего востока или Сибири. Единственное условие –отнесение указанных земель к месту традиционного или исторического проживания этих народов. Остальные случаи вводят ограничение по срокам, в период которых возможно законное использование земель. При этом, в течение всего периода можно поменять вид разрешенного землепользования.

Покупка земли под частную застройку. Категории и виды использования земель // FORUMHOUSE

Разрешение на использование земельного участка, цели его выдачи

Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.

Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:

  • возведение зданий и сооружений, хранения на участке средств для строительства;
  • осуществление геологического изучения недр;
  • инженерные работы (сроком не более 12 месяцев).

В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.

Список документов для получения разрешения

Для того, чтобы получить землю в пользование сначала необходимо написать заявление, которое должно содержать следующую информацию:

  1. ФИО, либо полное наименованием организации (если заявитель — юр. лицо);
  2. Адрес регистрации (как физического, так и юридического лица);
  3. Телефонный номер, доступный для связи;
  4. Цель использования будущего участка;
  5. Номер кадастровой регистрации, а также местонахождение участка с указанием точного адреса.

Форма написания заявления не имеет значения. Не обязательно использовать бланк, примут даже написанное от руки в произвольной форме. Кроме заявления потребуются следующие документы:

  • Оригиналы и копии документов, которые удостоверяют личность заявителя;
  • Доверенность (при условии подачи заявления через третьих лиц);
  • Схема границы желаемого участка;
  • Выписка из ЕГРП об участке или его кадастровый паспорт;
  • Лицензия (если планируется проведение геологических изучений).

Предоставление разрешения на использование земельного участка

  1. Выдача разрешения производится при наличии удостоверения личности и профессионально составленной заявки.
  2. Необходимо подготовить схему границ территории, которую хотите использовать. Либо надо разработать схему части такого надела на кадастровом плане. В документе указывают координаты характерных позиций границ участка.
  3. Запросите выписку из Единого реестра недвижимости. В ней должны быть указаны основные характеристики земельного надела и зарегистрированные на него права.
  4. Когда речь идет об изучении недр, придется предоставить копию лицензии, подтверждающей право проведения подобных геологических мероприятий.
  5. Если имеются другие документы, подкрепляющие основания, по которым Вам надо предоставить желаемую землю в пользование, их тоже стоит прикрепить к пакету.

Обязанности и права лиц, использующих земли на основании разрешения

Используемую землю следует использовать по ее прямому назначению
Главной обязанностью лица, использующего земельный участок, будет соблюдение договорных обязательств в части его сохранности и использования только по прямому назначению. При этом, если участок передан на арендных условиях, то своевременное внесение платежей тоже будет обязательным.

Нарушение каких-либо данных обязанностей может наступить административная или даже уголовная ответственность. Так, например, при нарушении или полном уничтожении плодородности почты землепользователю необходимо восстановить ее, а также привести к ее возможному дальнейшему использованию.

Права же таких пользователей установлены земельным законодательством. Согласно ЗК пользователь может рассчитывать на:

  1. Проведение изыскательских работ;
  2. Проведение капитального или текущего ремонта линейных двигателей, даже если такие находятся непосредственно под участком;
  3. Осуществление постройки сооружений временного или вспомогательного характера, если при достижении необходимых целей такие постройки будут разобраны;
  4. Осуществление действий по размещению строительных материалов;
  5. Проведение работ по изучению недр;
  6. Размещение нестационарных торговых точек и рекламных конструкций.
  7. Перечень дополнительных прав может содержаться в договоре по передаче земли

Возможные результаты рассмотрения заявления

После подачи заявки придется ждать ее рассмотрения в течение 25 дней. Предоставление услуги абсолютно бесплатно. Результат его рассмотрения в обязательном порядке должен быть доведен до заявителя в 3 дня. Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Разрешение – появляются все права и обязанности землепользователя. В разрешении будет ссылка на необходимые статьи ЗК РФ, ответственность за их ненадлежащее исполнение и причины досрочного прекращения действия документа.
  • Отказ – в письменной форме с указанием статей ЗК РФ по которым вынесено такое решение. Такое решение возможно к обжалованию.

Комплект документов, необходимый для получения разрешения

Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:

  • лично;
  • через доверителя;
  • переслать по почте.
  • переслать в электронном виде.

Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:

  • паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
  • если заявление подает поверенный, его доверенность;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРП;
  • лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).

Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:

1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:

  • указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
  • информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;

Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:

  • цели использования земли не отвечают требованиям законов;
  • документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
  • участок земли уже отдан в использование;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.

Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.

Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.

В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.

2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.

Что служит основанием для отказа

Важно помнить, что отказ должен быть мотивированным. Его основания установлены законодательством:

  • Наличие распаханного поля;
  • Несоответствие желаемых целей для использования участка его законодательно закрепленным (например, нельзя построить дом на пахотных землях);
  • Неправильное оформление документов, приложенных к заявлению;
  • Наличие у искомого участка своего хозяина;
  • Нарушение требований подачи заявления;
  • Неполный пакет документов.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения

Досудебный порядок оспаривания отказа возможен только в том случае, когда основание не прописано в законодательстве РФ. Для этого будет достаточно подать жалобу в орган, вынесший такое решение. Ее также можно подать любым удобным способом: лично, посредством МФЦ или в электронном виде.

Во всех остальных случая оспаривание возможно только в судебном порядке. Для защиты своих прав в суде придется обратиться в районный суд с копией отказа и другими необходимыми документами. В период судебных слушаний придется доказать, что гос. орган отказал неправомерно.

Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Читайте также:  При строительстве своего дома что будет нужно для возврата 13

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования. Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Члены РГУД: ООО «Недвижимость. Консалтинг. Стратегии»

Что такое условное разрешение на использование земельного участка и когда оно выдается?

Каждый вид земельного участка содержит свой перечень возможных с ним действий. При этом, если осуществляются основные виды пользования, то получение разрешения не обязательно. Но, в случаях с обязательным получением разрешения его пользование считается условным. К примеру, проведение изыскательских работ.

К таким разрешениям будет относится и безвозмездное срочное пользование. Для получения данного условного разрешения придется обратиться к органам местного самоуправления.

Положительны решение бывает не всегда. Поскольку его вынесение не является обязанностью. Сам процесс будет осуществлен посредством публичного слушания – рассмотрения заявки. После таких слушаний будет направлена рекомендация в местное самоуправление. Законодательством установлены ограничения на способы использования участков.

Благодаря рекомендации принятие решения о предоставлении земли полностью ложится на главу самоуправления.

Кроме того, некоторые разрешения необходимо получать только в специальных государственных органах. Им придется доказать тот факт, что способ использования не вредит почве и не противоречит законодательству.

Комментарий к Ст. 37 ГрК РФ

1 — 3. В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс РФ, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости); во-вторых, устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

4 — 6. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК РФ предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

7. В данном случае ГрК РФ не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.

Что такое виды разрешенного использования?

Земельным кодексом установлены всего семь категорий земель. От такого деления зависит способ пользования почвой, вот их основные группы:

  • Земля сельскохозяйственного назначения, предназначенная для животноводческих, овощеводческих, звероводческих хозяйств;
  • Земля населенного пункта, предназначенная для жилой застройки;
  • Земля транспортного сообщения, связей, промышленного или энергетического комплекса;
  • Земля особо охраняемых территорий и объектов;
  • Земля водного и лесного фондов.

Приватизация возможна только по первым четырем группам. Остальные группы могут принадлежать только государственным органам.

Для чего нужен условно-разрешенный вид использования земельного участка

За каждым объектом недвижимости закрепляется свой перечень условно-разрешенных видов использования. Это делается для того, чтобы обозначить полный список вариантов его эксплуатации.

Условно-разрешенный вид использования надела позволяет или запрещает определенные строительные работы по возведению конкретных типов зданий.

Помимо данной характеристики, на возможности владельца в выборе объекта влияют и строительные регламенты, действующие на территории данного города или района.

Земли населенных пунктов предназначаются для организации на их территории поселков, городов и деревень (ст. 84 ЗК России).

От того, где находятся наделы, зависит и их разрешенное использование.

Законодательство РФ делит все земли на 8 зон:

  • Жилые дома;
  • Общественно-деловая застройка (магазины, офисы, спортивные сооружения);
  • Сельское хозяйство (садоводческие и огороднические кооперативы, фермерские хозяйства, дачные участки и пр.);
  • Рекреационная зона (лесные массивы, городские парки, водоемы и пр.);
  • Территории, ценные с точки зрения науки, истории, оздоровления и др.;
  • Особые зоны, на которых располагаются кладбища и полигоны с бытовыми отходами;
  • Иные земли, выделенные согласно местным особенностям для строительства капитальных зданий и сооружений;
  • Охраняемые и военные объекты.

Стройплощадка, на которой ведутся работы по возведению здания, огораживается в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Территории, расположенные под населенными пунктами, подразделяются на так называемые функциональные зоны. Для них генплан устанавливает определенные рамки возводимых сооружений.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка.

О видах разрешенного использования земель сельского хозяйства читайте тут.

Как можно использовать земли населенных пунктов, читайте по ссылке:

Примеры ограничений:

  • Функциональная принадлежность возведенных конкретных зданий в границах города или деревни;
  • Разновидности образований по функциям и планам, возведенных в конкретной обозначенной зоне;
  • Иные характеристики для выделенной зоны, а также возможности ее дальнейшего развития (жилой сектор, промзона или рекреационная территория).

Функциональные зоны созданы с целью разделения земель под населенным пунктом, в зависимости от типа ее дальнейшего использования. Конечная цель данного мероприятия – рациональное использование территории с учетом особенностей места и интересов жителей.

Понятие зонирования

Зонирование территории осуществляется на основании законодательно установленного вида земельного участка. Такой способ зонирования считается территориальным. Еще существует градостроительное. Оно специально разработано чтобы создать условия для развития территории. Правила землепользования и застройки в таком вопросе будут главным документом.

В нем будет содержаться карта зонирования.

Градостроительное зонирование в отличии от территориального будет содержать план развития земли на длительный период ее использования. По результатам таких разбивок возникают различные зоны: от жилых до общественно – деловых.

Законы

Правила использования участков определены в Градостроительном (ГрК) и Земельном (ЗК) кодексах, а также в приказе МЭР № 540 от 2014 года, в котором приведен Классификатор ВРИ.

В Классификаторе ВРИ имеется несколько различных разделов категорий участков. Каждая из категорий может делиться на несколько подразделов.

Например, подраздел по жилой застройке (код 2) включает ряд видов дозволенного использования, относящихся к ИЖС, малоэтажной, среднеэтажной, многоэтажной застройкам.

Обжалование решения

В ст. 35 ГрК определены виды и составы территориальных зон, а в ст. 37 ГрК перечислены виды дозволенного применения, которые можно установить для каждой зоны.

Эти виды могут быть:

  • основными;
  • условно разрешенными;
  • вспомогательными.
Читайте также:  Что такое капитальность в строительстве

Собственники участков могут выбирать установленные основные и вспомогательные виды самостоятельно без дополнительного согласования. Условно разрешенные виды использования (УРВИ) могут быть выбраны только по разрешению администрации после публичного обсуждения (ст. 39 ГрК).

Вид разрешенного использования земельного участка

Распределить землю по различным категориям вправе только государство. Основным законом в этом вопросе также будет выступать Земельный кодекс. Почва, имеющая статус федеральной, подлежит распределению только Правительством РФ. Муниципальная же земля распределяется исполнительными властями региона. При возникновении необходимости сменить категорию участка, который находится в частной собственности, задействован будет орган субъекта РФ.

Сам вид надела устанавливается одним из способов:

  • В период покупки, когда предыдущий хозяин уже определил его либо по соглашению с покупателем, если это не противоречит законодательству;
  • Если образовался новый участок при разделе предыдущего. Тогда вид его использования полностью наследуется;
  • При обращении в орган местного самоуправления с заявлением на изменение его статуса.

Заявление на разрешение использования земельного участка

  • Подробные данные о заявителе, включая место жительства, реквизиты, наименование (если обращается юридическое лицо), выписка из реестра и т.д.
  • Когда ходатайство подает представитель, нужно указать его данные и прикрепить должным образом оформленную доверенность.
  • Обязательно правильно напишите обратный адрес, номера телефонов и прочую контактную информацию.
  • Чтобы выдача разрешения прошла без задержек, укажите предполагаемые цели эксплуатации этой земли.
  • Еще нужен кадастровый номер надела, срок использования территории и сведения о лице, к которому обращается заявитель.

Пользование наделами, если у них имеется различное назначение

Бывают случаи, когда наделы имеют различное целевое назначение. При осуществлении поиска участка для себя следует сразу искать подходящий под определенные цели. Один и тот же вид разрешения может быть легитимным не в одной категории, а в нескольких сразу. Стоит только учесть некоторые нюансы, доступные к изучению перед сделкой.

Если будущий хозяин желает построить дома на приобретаемой земле, то ему следует приобрести землю населенного пункта или сельхоз назначения. Кроме того, для строительства дома не станут препятствием следующие виды:

  1. ИЖС (высота не должна превышать 3 этажа);
  2. Дачные постройки (такая земля дешевле, поскольку не предусматривает постоянного проживания);
  3. Подсобное или фермерское хозяйство.

В каких случаях не обойтись без помощи профессионалов?

Наиболее часто требуется выдача разрешения на использование земельного участка, который относится к первой или второй категории (населенные пункты или с/х назначения). Но важно понимать, что также существует и второе понятие – вид разрешенного использования земель (ВРИ), который носит уточняющий характер в рамках целевого назначения (то есть категории). Например, земля может относится к категории сельскохозяйственного назначения, при этом видом разрешенного использования является ведение садоводчества или огородничества. Зачастую игнорирование ВРИ влечет за собой предусмотренное на законодательном уровне наказание в виде штрафов и материальной ответственности.

Поэтому правильнее всего доверить решение вопросов, связанных с получением разрешения на использование земельного участка, экспертам. Специалисты «КБ-Недвижимость» индивидуально разберут ваш случай и предоставят необходимые рекомендации и консультации.

Профессиональная помощь в получении разрешения на использовании земельного участка необходима, если:

Источник: tbti.ru

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование — одна из функций по управлению земельными ресурсами. Она является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель. Действия по резервированию осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий (см. ст. ст. 9 — 11 Кодекса и комментарии к ним).

Как следует из закрепленных комментируемой статьей оснований резервирования, оно направлено на обеспечение публичных интересов. Цель включения в отношения по управлению земельными ресурсами отношений резервирования земель непосредственно связана с развитием процессов приватизации земельных участков, с одной стороны, и с разграничением государственной собственности на землю, — с другой.

Многообразие форм собственности на землю предполагает, что каждый собственник земельного участка самостоятельно (с учетом требований закона) принимает решение об использовании земли, включая возведение объектов недвижимости, посадку зеленых насаждений и т.п., а также решает вопросы по распоряжению землей. Право собственности, таким образом, обеспечивает реализацию преимущественно частных интересов при использовании земли. Однако необходимость обеспечения и публичных интересов в использовании ограниченных земельных ресурсов остается актуальной и требует введения новых инструментов. К ним в настоящее время добавлен инструмент резервирования земель.

Первым основанием резервирования, указанным в п. 1 комментируемой статьи, является изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 49 Кодекса, на которую ссылается п. 1 комментируемой статьи, устанавливает основы изъятия земельных участков для нужд государства и местного самоуправления. Такие основания резервирования, как размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов (как можно понять из комментируемой статьи), не связаны с изъятием земель (которое может и не производиться), но напрямую связаны с планируемым использованием земельных участков.

Резервирование земельного участка вносит существенные изменения в его правовой режим в сторону ограничения прав на землю (см. ст. 56.1 Кодекса и комментарий к ней).

Относительно содержания данного пункта комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что, помимо внесения изменений в ЗК, ФЗ о резервировании земель внес изменения и в иные нормативные правовые акты, а также установил некоторые переходные положения. Так, ст. 8 ФЗ о резервировании земель была дополнена ст. 3.1 ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса.

Согласно этой статье до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г., в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Проекты границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения до их утверждения подлежат согласованию в порядке, установленном ч. ч. 2 — 5 ст. 3.1 ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса, а именно:

1) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ (или государственная собственность на который не разграничена) либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства;

2) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Срок согласования проекта границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не может превышать одного месяца со дня направления указанного проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный ч. 4 ст. 3.1 названного Закона срок рассматривается как согласие таких органов с указанным проектом.

В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке, установленном ч. 8 ст. 16 Градостроительного кодекса. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать одного месяца.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся не согласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. При этом следует обратить внимание на то, что на семь лет земли могут быть зарезервированы по всем перечисленным в п. 1 комментируемой статьи основаниям. Исключительный срок резервирования (до 20 лет) установлен п. 3 комментируемой статьи только для строительства линейных объектов на землях, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. При этом следует обратить внимание, что в данной статье перечень линейных объектов не ограничен их назначением или тем, в чьей собственности должны находиться возводимые линейные объекты.

4. В отношении п. 4 комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что согласно Конституции РФ Правительство РФ в рамках закрепленных за ним полномочий органа, осуществляющего исполнительную власть РФ, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. ст. 110, 115 Конституции РФ).

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23) акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Исходя из норм ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ (ст. ст.

Читайте также:  Согласие от соседа на строительство дома в метре от забора

18, 19, 22) высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения на основании и во исполнение как Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, так и постановлений Правительства РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в ряду нормативных правовых актов не должны противоречить также и постановлениям Правительства РФ.

Согласно ст. 4 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления правовую основу местного самоуправления составляют, помимо перечисленных в данной статье правовых источников, нормативные правовые акты РФ, включая указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

ФЗ о резервировании земель определено, что акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления в силу данного ФЗ, являются юридически значимыми. Срок резервирования указанных земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные ЗК.

Источник: stzkrf.ru

Когда нужно начислять амортизацию земельного участка, а когда нет – бухгалтерский и налоговый учет земли

фото-1

Земельный участок можно принять к учету в качестве основного средства в том случае, если для него выполняются соответствующие условия.

Для объектов ОС существует возможность постепенного списывания стоимости в расходы за счет амортизационных отчислений.

Действует ли правила исчисления амортизации для участков природопользования?

Относится ли земля к ОС?

Условия признания актива в качестве основного средства с точки зрения бухгалтерского учета прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  1. Объект должен использоваться в производственной, торговой или управленческой деятельности.
  2. Основная цель эксплуатации – получение прибыли.
  3. Срок его использования должен превышать 1 год.
  4. Компания не должна перепродавать актив.

Если приобретенный земельный участок удовлетворяет указанным четырем требованиям, то его можно принять в бухучете как основное средство.

С точки зрения налогового учета землю можно отнести к основным средствам, если для участка выполняются условия из п.1 ст.257 НК РФ:

  1. Использование в производственных, управленческих или торговых целях.
  2. Стоимость составляет более 100 тыс.руб.

То есть по законодательству земельный участок компания может учитывать как основное средство.

При этом приходуется земля по сумме всех затрат по ее приобретению проводкой Дт 01 Кт 08. Документ-основание для проведения проводки – акт приема-передачи ОС-1.

Срок полезного использования

фото-2

Для земельного участка срок полезного использования не устанавливается, так как данный актив относится к неизнашиваемым объектам.

По сути дела, использовать землю можно бесконечно долго.

Ее стоимость может изменяться в результате проводимых изменений и улучшений.

В налоговом учете для основных средств СПИ устанавливается в соответствии с амортизационной группой, к которой относится ОС.

Однако земельные наделы и прочие объекты природопользования не включены ни в одну из существующих амортизационных групп, следовательно, в налоговом учете срок полезного использования для земли не устанавливается.

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете

В соответствии с п.17 ПБУ 6/01, для объектов основных средств, потребительские характеристики которых по мере использованию не меняются, амортизацию начислять не нужно.

Здесь же даются пояснения, что к таким активам можно отнести различные объекты природопользования, музейные экспонаты и коллекции, а также земельные участки.

Следовательно, в бухгалтерском учете амортизация на землю не начисляется.

Это логично. Если объект не теряет своих свойств, не изнашивается и может использоваться постоянно, то смысла в списании такого актива за счет амортизационных отчислений нет.

Прямого запрета на установление срока полезного использования для земли в ПБУ нет.

Теоретически владелец может установить для участка СПИ, однако смысла в нем не будет, так как этот параметр необходим только для определения амортизационных отчислений, необходимости в которых для земли нет.

Даже при установлении срока, амортизацию по земельным наделам начислять в бухучете не нужно. Если же на участке расположены различные объекты, то в отношении них амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Наделы, взятые в аренду, также не подлежат амортизационным отчислениям и учитываются на забалансовом счете 001.

Начисляется ли в налоговом учете?

фото-3

Положения налогового учета полностью солидарны с бухгалтерским.

Более того, НК РФ даже не дает возможности установить срок использования для земли, так как не относит данный актив ни к одной амортизационной группе.

В п.2 ст.256 НК РФ четко говорится о том, что амортизация по земельным объектам не начисляется.

Это же утверждение справедливо и для всех природных ресурсов.

Когда возможно начисление?

Начислять амортизацию не нужно в том случае, если не меняются потребительские параметры участка, то есть при отсутствии износа.

Значит, при изменении свойств земли с течением времени, ухудшением его характеристик амортизационные отчисления все-таки возможны.

Амортизация может начисляться на землю в следующих ситуациях:

  1. Назначение объекта – добыча полезных ископаемых, то есть земельный актив используется в качестве карьера, которые относятся к седьмой группе и СПИ для них может быть установлен от 15 до 20 лет.
  2. Цель использования земельного участка – расположение на нем свалок для мусора и отходов. В этом случае также можно ограничить период эксплуатации актива, установив для него СПИ и начисляя амортизацию.

В указанных ситуациях необходимо в учетной политике прописать, что для определенных земельных участков будет установлен СПИ и будет начисляться амортизация в связи с использованием их в качестве карьера или места для свалки.

Амортизационные отчисления проводятся по общеустановленным правилам.

Выводы

Получив землю, собственник вправе учесть ее в качестве основного средства и даже установить в бухучете для нее срок полезного использования.

Однако, амортизацию начислять на участок не нужно ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.

Исключением являются случаи, когда земля применяется для организации карьера или свалки бытовых отходов.

Источник: praktibuh.ru

Срок использования земли для строительства

Госдума РФ рассматривает законопроект об увеличении с трех до пяти лет срока пролонгации аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Фото: www.i.ytimg.com

20 декабря 2018 года на рассмотрение Госдумы депутатом Валерием Гартунгом (на фото ниже) внесен законопроект №612505-7. Он предусматривает увеличение с трех до пяти лет однократной пролонгации срока договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Фото: rucompromat.com

Как указывает в пояснительной записке автор документа, в нынешней сложной экономической ситуации в регионах России наблюдается тенденция к увеличению сроков завершения строительства объектов. Причины — снижение спроса на объекты недвижимости, спад объемов и темпов строительства, неустойчивое финансовое положение застройщиков.

Все эти факторы, по мнению депутата Гартунга, приводят к увеличению рисков массового изъятия земельных участков, реализации недвижимости с публичных торгов. Строительство объектов недвижимости затягивается из-за большого количества разного рода разрешительных процедур и сроков согласования.

Наличие этих обстоятельств не позволяет застройщику уложиться в предусмотренный Земельным кодексом РФ трехлетний срок, что влечет риск возникновения новых недостроенных объектов, расторжение договора аренды, продажу незавершенного строительства с публичных торгов.

Продление договора аренды земельного участка в целях завершения строительства до пяти лет гарантированно обеспечит застройщикам право использования земельного участка для строительства, позволит планировать его ход и этапы, завершить начатое строительство, убежден автор документа.

Рассмотрение данного законопроекта назначено на март нынешнего года. Ответственным за его прохождение в нижней палате парламента назначен Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Фото: www.mshj.ru

Другие публикации по теме:

Верховный Суд разъяснил, когда можно взыскать моральный вред с застройщика за несвоевременную передачу объекта по ДДУ

Президиум Верховного Суда РФ 12.10.2022 утвердил «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2022)», в котором обозначены правовые позиции при рассмотрении споров, связанных с исполнением обязательств, с жилищными и социальными отношениями, а также правовые позиции по процессуальным вопросам, вопросам исковой давности, применения земельного и природоохранного законодательства и др.

Фото: www.amgkh.ru

В обзоре отдельно рассмотрен вопрос о возможности после 25.03.2022 взыскания с застройщика в пользу гражданина, заключившего договор участия в долевом строительстве исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ДДУ), компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 15 федерального закона 2300-1 «О защите прав потребителей», в случае нарушения застройщиком сроков передачи объекта долевого строительства или его несоответствия требованиям, установленным к качеству такого объекта.

Отвечая на данный вопрос, ВС РФ указал, что п. 2 Постановления Правительства РФ №442 от 23.03.2022 установлено, что к отношениям, связанным с передачей объекта долевого строительства участнику долевого строительства по ДДУ, применяются исключительно положения 214-ФЗ с учетом особенностей, установленных данным Постановлением.

Таким образом, названное Постановление не содержит положений, которые прямо исключают возможность применения «Закона о защите прав потребителей» к отношениям по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Поскольку законом 214-ФЗ вопрос о взыскании компенсации морального вреда не урегулирован, то к отношениям, связанным с передачей объекта долевого строительства гражданину, заключившему ДДУ, применяются положения ст. 15 «Закона о защите прав потребителей».

В обзоре рассмотрены и иные вопросы, затрагивающие отношения, связанные с заключением ДДУ.

Фото: www.polinov.ru

В частности, ВС РФ указал, что ДДУ является договор, заключенный застройщиком в целях привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома (МКД) и содержащий все необходимые существенные условия этого договора, вне зависимости от того, как были поименованы сторонами этот договор и полученная по нему застройщиком денежная сумма.

Кроме того, ВС РФ указал, что возникновение спора о надлежащем исполнении первоначальным участником долевого строительства обязательства по уплате застройщику цены договора не является основанием для признания недействительным ранее заключенного этим участником долевого строительства договора об уступке прав по ДДУ.

Фото: www.exchange.1maysk.ru

Рассматривая споры, связанные с жилищными отношениями, ВС РФ отметил, что удовлетворение исковых требований собственника жилого помещения, расположенного в МКД, связанных с проведением работ по ремонту фасада этого дома в отсутствие решения общего собрания его собственников, противоречит жилищному законодательству. В таком случае мировое соглашение сторон об урегулировании спора не подлежит утверждению судом, если этим соглашением нарушаются права и законные интересы третьих лиц.

Разбирая конкретные проблемы, связанные с социальными отношениями, ВС РФ обратил внимание на дело, в котором рассматривался вопрос о том, когда денежные средства, предоставленные молодой семье (молодым специалистам) в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, указанными лицами были потрачены на ремонт и реконструкцию приобретенного жилого дома в целях приведения его в состояние, пригодное для постоянного проживания.

Фото: www.spb-sovetnik.ru

ВС РФ указал, что в такой ситуации выделенные денежные средства не подлежат взысканию в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, наличие которых обязана доказать сторона, требующая возврата выплаченных сумм.

Рассматривая ситуацию, при которой арендатор публичного земельного участка использует часть площади принадлежащего ему и расположенного на этом участке объекта недвижимости для осуществления вспомогательного вида деятельности, ВС РФ отметил, что при условии соблюдения ограничения по площади, установленного соответствующим нормативным правовым актом, такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению и не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.

Источник: erzrf.ru

Рейтинг
Загрузка ...