Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).
Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.
На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.
Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).
В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.
Тема: «Продление разрешения на строительство»
Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.
Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.
Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».
И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.
Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.
Получил разрешение на строительство дома ЛПХ! Цена и сроки!
В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.
Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.
Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.
В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.
Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.
Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.
Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.
Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.
Источник zakon.ruПродление срока разрешения на строительство
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 этого Кодекса.
В абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
При этом согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
С учетом изложенного законодательством установлен срочный характер разрешения на строительство, что обусловлено, в частности, необходимостью административного контроля за ведением застройщиком строительства.
Кроме того, из системного толкования положений частей 19, 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявления о продлении срока действия разрешения на строительство соответствующий уполномоченный орган должен одновременно решить вопрос, в частности, о сроке продления такого разрешения. При этом документальное обоснование такого срока должен представить заявитель.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
С учетом изложенного один лишь факт окончания строительства за пределами выданного разрешения без продления его срока не может являться основанием для отказа во вводе объекта в эксплуатацию. При этом окончание работ по истечении срока действия выданного разрешения на строительство, не указано в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Источник www.law-corporation.ruМожно ли продлить срок действия разрешения на строительство объекта ИЖС?
Продление разрешения на строительство позволит избежать неприятных последствий, которые могут последовать из-за незнания или игнорирования законодательных требований. Процедура имеет определенные нюансы и особенности, знание которых позволит сохранить время и силы заявителя.
Особенности получения разрешения.
Разрешение на проведение строительных работ представляет собой документ, получаемый для подтверждения соответствия проектной документации общепринятым требованиям в части возможности возведения капитального объекта на земельном участке. Регламентируют вопросы выдачи такой бумаги нормы земельного, градостроительного и гражданского законодательства, а определенные нюансы могут предусматриваться актами местного значения.
Застройщику разрешается получить документ в отношении следующих работ:
- полного цикла строительства;
- отдельных видов мероприятий;
- реконструкции и восстановления.
Разрешение выдается органами местного самоуправления по месту расположения участка, на котором планируется проведение строительных работ. В отдельных случаях уполномоченное ведомство определяется с учетом статуса земельного надела либо возводимого объекта. Выдача документа относится к категории государственных услуг, которая предоставляется в соответствии с правилами административного регламента.
Он определяет следующие моменты ее предоставления:
- подробное описание;
- правила оказания;
- форму бланков;
- конечный результат;
- сроки оказания;
- основания для отказа.
Разрешение на строительство позволяет получить информацию о технических характеристиках будущего объекта и сроках его возведения на участке. Существует ряд ситуаций, когда оформления подобного документа не требуется.
В число таких случаев входит:
- Строительство либо реконструкция гаража физлицом, если строение не используется для целей предпринимательства;
- Реконструкционные работы в отношении садового домика или хозяйственных построек, используемых на землях ЛПХ либо ИЖС;
- Строительство либо восстановление характеристик объектов, не относимых к категории капитальных;
- Изменения отдельных конструктивных частей строения, если они не касаются кардинальных изменений, вопросов безопасности и надежности;
- Установка буровых скважин и реконструкционные мероприятия, которые предусмотрены подготовленными и утвержденными техническими проектами.
За строительство объекта без разрешительных документов предусмотрен административный вид ответственности, а размер наказания может варьироваться от 2 000 до 1млн. рублей. Деятельность застройщика решением уполномоченного органа может быть приостановлена на 90 суток.
Основания для продления срока.
Если речь идет о необходимости продления разрешения на строительство, то подобные вопросы решаются органом, который ранее выдавал документ и уполномочен в решении подобных вопросов. Заявителем может быть приобретатель прав на строение либо на земельный участок, на котором предполагалось возведение объекта. В такой роли может выступать новый владелец лицензии, который получил разрешение на законное пользование недрами.
Основанием для продления срока разрешения на строительство выступает поданное заявление.
Положительное решение возможно в следующих ситуациях:
- строительство объекта уже началось;
- проведение работ не было запрещено;
- отсутствуют основания для отказа.
Срок действия ранее выданного документа увеличивается в случае, если обращение было осуществлено как минимум за 60 дней до даты окончания. Если происходит переход права собственности, то продолжительность разрешения остается прежним, за исключением законодательно определенных случаев.
Что делать, если разрешение просрочено.
Существенным условием проектной документации выступает срок завершения работ строительного характера. Иногда обстоятельства складываются так, что в оговоренный период комплекс мероприятий завершить не удается. В такой ситуации необходимо обратиться в уполномоченное ведомство, ответственное за выдачу разрешения на строительство. При возведении объекта в рамках ИЖС в такой роли чаще всего выступает городской орган архитектуры. Гражданину в такой ситуации достаточно правильно оформить заявление с указанием причин невозможности завершения строительства и попросить о продлении сроков.
Застройщик обязан предупредить соответствующий орган за 60 суток до момента завершения действия разрешительной документации. Если временные сроки разрешения на проведение строительных работ истекут, то застройщику придется заново проходить все этапы процесса оформления. Процедура потребует повторного сбора всех документов и справок, первоначальных бумаг и акта текущего состояния работ.
Порядок продления через МФЦ и Госуслуги.
Для упрощения прохождения бюрократических процедур были созданы МФЦ, работающие по принципу «одного окна». Они позволяют разгрузить специалистов ведомств, ускорить процесс получения различного рода документов для граждан и юридических лиц.
Порядок действий предполагает следующую последовательность:
- сбор необходимого для продления перечня документов;
- запись на прием в МФЦ посредством получения талона;
- оформление заявления и подача документов;
- ожидание истечения положенного срока и получение бумаг.
При подаче документов специалист проверяет корректность заполнения заявления и наличие всех документов. При необходимости он снимает ксерокопии с оригиналов и указывает на допущенные ошибки, а факт приема подтверждается выданной распиской о регистрации запроса. Далее документы перенаправляются в целевой орган, в полномочия которого входят вопросы продления разрешения на строительство. Задача отдела архитектуры или иного ведомства заключается в проверке оснований для выдачи положительного решения.
При отсутствии претензий к застройщику на бланке разрешения ставят штамп о пролонгации, после чего документацию перенаправляют в МФЦ. Срок рассмотрения и получения готовых бумаг обычно не превышает 7 рабочих дней.
Использование портала Госуслуг позволяет застройщику провести аналогичные действия, связанные с продлением разрешения. Преимуществами дистанционного обращения принято считать возможности экономии времени и сил, так как заявителю не требуется тратить ценные ресурсы на дорогу и ожидание в очереди. Для использования электронного варианта взаимодействия заявитель должен иметь логин и пароль для входа в личный кабинет.
Потребуется выполнить следующие действия:
- осуществить вход на сайт;
- перейти в раздел получения услуги;
- оформить электронное заявление;
- прикрепить отсканированные документы;
- подтвердить действия цифровой подписью.
При отправке документов для продления разрешения на строительство посредством использования Госуслуг требуется принимать к учету действующие ограничения. Сканированные документы принимаются в формате jpg и должны быть читаемы, а общий размер файлов не может превышать 1 Гб. При указании необходимых данных заявителю потребуется выбрать желательный вариант получения бумаг, так как документ может выдаваться на бумажном носителе или предполагать электронный формат.
После рассмотрения заявки и документов застройщику придет уведомление о принятом решении. С ним можно ознакомиться в личном кабинете либо способом, который был выбран для получения при оформлении услуги.
Необходимые документы.
Перечень необходимых документов для продления разрешения на строительство четко регламентирован, а перечень зависит от типа объекта и сопутствующих обстоятельств. Подобную информацию можно получить в МФЦ, на сайте Госуслуг в разделе «Документы» к описанию конкретной услуги.
В стандартный набор входят следующие бумаги:
- удостоверение личности заявителя;
- заполненное по форме заявление;
- данные продляемого разрешения;
- информация о состоянии работ.
В качестве подтверждающих состояние строительных работ документов может выступать акт приемки выполненных работ, справка о стоимости проведенных мероприятий, итоговые сметы и ход выполнения планов. Если речь идет о ДДУ, то в качестве обязательного документа от застройщика выступает соглашение о поручительстве банковской организации.
Образец заявления о продлении разрешения на строительство.
Заявление оформляется по форме, утвержденной на местном уровне. Его можно получить в МФЦ либо скачать в электронном виде на сайте Госуслуг.
В бланке присутствует следующая информация:
- наименования органа;
- данные заявителя;
- адрес земельного участка;
- сведения о проектно-сметных документах;
- указание на правоустанавливающие документы;
- номер и дата ранее выданного разрешения;
- важные и имеющие значение сведения.
В документе указывается дата и личная подпись заявителя, а подача подобного документа инициирует процесс предоставления услуги по продлению разрешения на проведение строительных работ.
Скачать все необходимые заявления можно по этой ссылке
Что туда входит:
- Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство
- Заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию
- Заявление (уведомление) о внесении изменений в разрешение на строительство
Сколько раз можно продлевать сроки.
Разрешительная документация на проведение комплекса строительных работ выдается на срок, предусмотренный рамками конкретного проекта. Если речь идет о возведении объектов ИЖС, то общепринятым значением считается 10 лет.
Предельного срока в части количества обращений застройщика с просьбой о продлении разрешения на строительство действующим законодательством не установлено. Решение о подобной возможности принимается специалистами уполномоченного органа, в роли которого чаще всего выступает комитет архитектуры или строительства. При рассмотрении дела к учету принимается большое количество факторов, в том числе объем проведенных работ и степень готовности объекта, наличие или отсутствие препятствий юридического или иного характера.
Могут ли отказать: причины, что делать.
На практике основной причиной отказа выступает отсутствие необходимой документации для получения услуги либо выявление фактов, что работы по строительству или реконструкции не были начаты в положенные сроки.
При переходе права собственности отказ в продлении разрешения может поступить в следующих ситуациях:
- произошло прекращение права на возможность использование недр;
- требование о продлении и ограничение в 60 дней было проигнорировано;
- застройщик отказался от возведения или восстановления объекта;
- участок был изъят в соответствии с действующим законодательством;
- были нарушены требования проведения строительных работ.
Основанием для отказа может послужить факт выявления недостоверных или ложный сведений, которые указаны в документах. Аналогичное решение последует, если выявлено несоответствие между размещением объекта и требованиями, которые были установлены градостроительным планом образованного участка. Отрицательный вердикт выносится, если было выявление несоответствие характеристик сооружения действующим строительным нормами стандартам.
Если заявитель не согласен с принятым решением, то он вправе подать жалобу на имя руководства организации или пройти процедуру обжалования в суде. Аналогичные действия допустимы, если уполномоченный орган необоснованно оттягивает сроки предоставления услуги или требует предоставления документов, которые не предусмотрены действующим законодательством.
Жалоба подается в письменной форме лично, посредством отправки через представителя, почты или электронного сервиса. Если используется последний вариант, то у заявителя должна быть цифровая подпись. В документе должна присутствовать информация о заявителе, полное название органа, сведения о вынесенном решении и доводы в части его неправомерности.
Судебная практика и примеры.
На практике нередко встречаются ситуации, когда застройщик не укладывается в сроки и не успевает своевременно завершить строительные работы по возведению объекта. Если временные сроки подачи заявления о продлении разрешения соблюдены, то значительная часть обращений заканчивается положительным решением.
Отказы возможны в случае, если заявление было подано с нарушениями, но в таких обстоятельствах решение вопроса нередко осуществляется через суд. При незначительном опоздании подачи документов и готовности объекта на 80% и более, заявитель с большой долей вероятности может добиться удовлетворения просьбы о продлении разрешения на строительство.
Анализ судебной практики позволяет говорить о том, факт просрочки отведенного законодательством срока в 60 дней не выступает существенным условием для отказа и невозможности принятия иного решения. Подобная ситуация возможна в случаях, когда застройщик не приступал к строительным работам или потерял право на их проведение.
Получение продления разрешения на строительные работы относится к категории простых процедур, не требующих особых юридических знаний и навыков. Застройщику важно соблюсти временные ограничения и предоставить необходимый набор документов. Если сроки просрочены или поступил необоснованный отказ, то решение вопроса и вынесение иного решения возможно с участием суда.
Источник washepravo.ru