Имеется ли утвержденная в установленном порядке новая форма задания (технического задания) на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения?
1 В настоящее время отсутствуют официально установленные формы заданий на проектирование.
2 Имеется ряд основных законодательных и нормативно-правовых актов, а также нормативно-технических документов (около 20), положения которых определяют отдельные требования, подлежащие включению в состав задания на проектирование, например:
2.1 пунктом 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590 установлено:
«Задание на проектирование объекта капитального строительства включает в себя:
а) общие данные (основание для проектирования, наименование объекта капитального строительства и вид строительства);
б) основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства, в том числе предельную стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства;
Задание на проектирование
в) возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства;
г) срок и этапы строительства;
д) технические условия для подключения к сетям инженерно- технического обеспечения, а также основные требования технической эксплуатации и технического обслуживания;
е) перечень конструкций и оборудования, предназначенных для создания объекта капитального строительства (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровли, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень материалов и другие);
ж) перечень технологического оборудования, предназначенного для создания объекта капитального строительства, с указанием типа, марки, производителей и других данных — по укрупненной номенклатуре;
з) дополнительные данные (требования к защитным сооружениям, прочие условия)».
2.2 Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены идентификационные признаки зданий и сооружений, в том числе:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности».
Согласно положению части 11 этой статьи приведённые выше идентификационные признаки указываются застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование.
Типовая форма задания на проектирование
Обращается внимание, что в положениях ряда других статей Технического регламента о безопасности зданий и сооружений выделяются отдельные вопросы, которые могут найти отражение в задании на проектирование, например, часть 3 статьи 15, часть 1 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 25, части 1 и 2 статьи 31.
3 Практика подготовки ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» методических указаний по составлению заданий на проектирование применительно к отраслевым объектам ряда организаций (ОАО «Норильский никель», ОАО «Газпром нефть) показывает, что на состав задания на проектирование влияет вид строительства (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт), функциональное назначение и место размещения объекта и другие аналогичные факторы.
Кроме того, необходимо постоянно отслеживать изменения законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы проектирования и строительства зданий и сооружений.
Рекомендуемая форма Задания на проектирование размещена по ссылке
Источник: abk-63.ru
Планирование сроков выполнения проектных и изыскательских работ
В настоящее время действует приказ Минстроя России от 27.02.2015 № 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений» ( приказом Минстроя России от 01.09.2015 № 630/ приказ дополнен приложением):
«Установить, что в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), применяется срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, определенный в зависимости от площади объекта капитального строительства, согласно приложению к настоящему приказу».
Приложением к приказу Минстроя России от 27.02.2015 № 137/пр установлены, в том числе:
– срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий (в месяцах);
– срок, необходимый для осуществления архитектурно-строительного проектирования (в месяцах).
При этом численные значения указанных сроков приведены применительно к категориям объектов капитального строительства, классифицированным по величине общей площади от 1500 до 30000 и более (включая комплекс зданий).
В приложении к данному приказу отмечено, что: « указанные сроки не применяются при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования и строительства уникальных объектов капитального строительства ».
Представляется, что в случаях, не оговоренных пунктом 1 приказа Минстроя России от 27.02.2015 № 137/пр, при планировании сроков выполнения проектных работ и инженерных изысканий могут быть использованы в части, не противоречащей действующему законодательству, следующие документы:
СН 283-64 «Временные нормы продолжительности проектирования», где установлены оптимальные сроки «выполнения инженерных изысканий и всего комплекса проектных работ (технологическая, строительная и др.) для строительства предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, энергетики и сельского хозяйства (часть I); планировки и застройки городов, жилых и гражданских зданий (часть II)», исходя из существовавшей на период их разработки стадийности проектирования;
ВСН 44-91 «Единые нормы устанавливают продолжительность проектирования и строительства предприятий, зданий и сооружений отрасли «Электроэнергетика».
Повышающий коэффициент 1,2 на сокращение сроков проектирования в соответствии с положениями п. 3.11 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2009г., может быть реализован только по согласованию с заказчиком (по его просьбе, устанавливаемой в задании на проектирование). Повышающие коэффициенты, применяемые к базовой цене проектирования объекта в случае сокращения фактических сроков выполнения работ по сравнению с нормативными, относятся к ценообразующим коэффициентам.
Источник: sdo-regional.ru
ВВЕДЕНИЕ
После пятилетнего перерыва состав задания на проектирование был определён пунктом 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590 (далее — Правила).
Согласно положениям пункта 14 Правил
«задание на проектирование объекта капитального строительства включает в себя:
а) общие данные (основание для проектирования, наименование объекта капитального строительства и вид строительства);
б) основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства, в том числе предельную стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства;
в) возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства;
г) срок и этапы строительства;
д) технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а также основные требования технической эксплуатации и технического обслуживания;
е) перечень конструкций и оборудования, предназначенных для создания объекта капитального строительства (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровли, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень материалов и другие);
ж) перечень технологического оборудования, предназначенного для создания объекта капитального строительства, с указанием типа, марки, производителей и других данных — по укрупненной номенклатуре;
з) дополнительные данные (требования к защитным сооружениям, прочие условия)».
2. Учитывая, что Правила подготавливались специалистами Минэкономразвития России для решения своих «узковедомственных задач», связанных с оценкой эффективности использования средств федерального бюджета, документ имеет явно неполный состав. Например, задание на проектирование не содержит таких важных требований к объекту капитального строительства как:
а) определения уровня ответственности здания или сооружения в соответствии с требованиями ГОСТ 27751-88 «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчёту».
Примечание — С 1 сентября 2011 года на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54257-2010 «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования»;
б) требования к схеме планировочной организации земельного участка;
в) требования к сетям и системам инженерно-технического обеспечения;
г) требования к обеспечению пожарной безопасности объекта;
д) указаний по разработке природоохранных мероприятий и по утилизации производственных и бытовых отходов;
е) требования по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и многих других.
Вместе с тем, в задании предлагается указывать «перечень конструкций и оборудования, предназначенных для создания объекта капитального строительства (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровля, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень материалов и другое)» [подпункт «е» пункта 14 Правил], а также приводить «перечень технологического оборудования, предназначенного для создания объекта капитального строительства, с указанием типа, марки, производителей и других данных» [подпункт «ж» пункта 14 Правил)], что предопределяет необходимость для заказчика (застройщика) проводить значительные предпроектные проработки.
Так, определение и выбор типа фундамента осуществляется при подготовке проектной документации на основании «рекомендаций для принятия проектных решений», приведённых в Техническом отчёте по результатам инженерно-геологических изысканий (см. пункт 6.7.1 СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»); тип отделки помещений зависит от функционального назначения помещения, его категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также проходит ли через помещение путь эвакуации и др.; выбор типа оборудования осуществляется на основе сравнительного анализа показателей и характеристик технологических процессов и оборудования (см. подпункт «д» пункта 22 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).
Таким образом, подавляющее число технических решений, которые, по мнению специалистов Минэкономразвития России, должны указываться в задании на проектирование, могут быть определены только в процессе архитектурно-строительного проектирования.
3. По состоянию на 01.01.2013 г. было принято и введено в действие значительное количество законодательных и нормативных правовых актов, а также стандартов и иных нормативно-технических документов, содержащих прямые указания, что требования их положений должны найти отражение в задании проектирование. Например,
— в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» такие указания содержится в шести статьях;
— в ГОСТ Р 54257-2010 в восьми пунктах приведены данные и сведения, которые должны найти отражение в задании на проектирование и т.д.
4. С целью оказания практической помощи субъектам инвестиционной деятельности (застройщикам, заказчикам, техническим заказчикам, подрядчикам, осуществляющим подготовку проектной документации) при разработке заданий на проектирование объектов капитального строительства, специалистами ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» подготовлено настоящее Пособие.
В Пособии учтены основные положения законодательных и нормативных правовых актов, а также нормативно-технических документов и государственных стандартов, содержащих указания о необходимости учёта их требований при подготовке заданий на проектирование.
ПОСОБИЕ
по подготовке заданий на проектирование
объектов капитального строительства
1 Область применения
В настоящем Пособии рассматриваются общие вопросы, связанные с подготовкой заданий на проектирование объектов капитального строительства, а также определяются рекомендуемые состав и общие требования к содержанию заданий на проектирование объектов производственного и жилищно-гражданского назначения применительно к строительству новых и реконструкции существующих объектов капитального строительства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Пособии имеют место ссылки на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, национальные стандарты, нормативно-технические и организационно-методические документы, приведённые в Библиографии.
3 Термины и определения
В настоящем Пособии применены термины по ГОСТ Р 54257 [120], ГОСТ 31427 [128], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых незавершенно (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 [2]).
3.2 строительство: Создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1 [2]).
3.3 реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов): Изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14 статьи 1 [2]).
3.4 капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов): Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 статьи 1 [2]).
3.5 инженерные изыскания: Изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (пункт 15 статьи 1 [2]).
3.6 застройщик: Физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 [2]).
3.7 заказчики: Уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчики, не являющиеся инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации (извлечение из пункта 3 статьи 4 [6]).
3.8 подрядчики: Физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (модифицированный пункт 4 статьи 4 [6]).
3.9 технический заказчик: Физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно (пункт 22 статьи 1 [2]).
3.10 проектная документация: Совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства (пункт 3.1.2 ГОСТ Р 21.1001 [127]).
3.11 рабочая документация: Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утверждённой проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и (или) изготовления строительных изделий.
Примечание — В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта (пункт 3.1.8 ГОСТ Р 21.1001 [127]).
3.12 этап строительства: Строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства) (пункт 8 Положения [22]).
3.13 исходные данные (ИД): Совокупность требований, сведений и иной информации, технического, технологического, экологического, санитарно-эпидемиологического, геологического и иного характера, содержащихся в исходно-разрешительной документации и иных документах, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления, контроля и надзора, другими органами и организациями, уполномоченными на предоставление указанных документов для осуществления архитектурно-строительного проектирования.
3.14 исходно-разрешительная документация (ИРД): Совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства объекта капитального строительства, а также устанавливающих требования, подлежащие выполнению при проектировании этого объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся: акт выбора земельного участка, градостроительный план земельного участка или проект планировки территории и проект межевания территории для линейных объектов, письменные согласования, заключения и протоколы общественных слушаний, необходимые для согласования места размещения объекта, правоустанавливающие документы на земельный участок, технические условия на подключение и присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, иные документы, необходимые для архитектурно-строительного проектирования, в том числе для составления сметы на строительство, проекта организации строительства, мероприятий по охране окружающей среды, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.
3.15 расчётный срок службы: Установленный в строительных нормах или в задании на проектирование период использования строительного объекта по назначению до капитального ремонта и (или) реконструкции с предусмотренным техническим обслуживанием. Расчётный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации объекта или возобновления его эксплуатации после капитального ремонта или реконструкции (пункт 2.11 ГОСТ Р 54257 [120]).
3.16 срок службы: Продолжительность нормальной эксплуатации строительного объекта до состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна (пункт 2.12 ГОСТ Р 54257 [120]).
3.17 геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки. Геотехнический мониторинг осуществляется в период строительства и на начальном этапе эксплуатации вновь возводимых или реконструируемых объектов (пункт 12.1 СП 22.13330.2011 [67]).
4 Общие положения
4.1 Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора подряда на выполнение проектных работ.
Правовой основой для подготовки задания на проектирование является положение статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], в которой установлено:
«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика».
4.2 При подготовке задания на проектирование следует руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право в пределах своих полномочий осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, национальными стандартами, сводами правил, положениями которых установлено, что содержащиеся в них нормы, требования и иные сведения подлежат включено в состав задания на проектирование.
4.3 Основанием для подготовки задания на проектирование могут быть:
1) федеральная целевая программа, программа развития субъекта Российской Федерации, комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная целевая программа и другие программы;
2) решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местности самоуправления в соответствии с их положениями;
3) решение застройщика.
4.4 Основанием для подготовки задания на реконструкцию объектов капитального строительства является решение застройщика (заказчика, руководителя эксплуатирующей организации), принятое на основании заключения по итогам обследования технического состояния объекта (пункт 5.1.16, приложение В ГОСТ Р 53778 [121]) или заключения по итогам комплексного обследования технического состояния объекта (пункт 5.1.18, приложение Г ГОСТ Р 53778 [121]).
Примечание — Указанные заключения должны содержать соответственно:
— задание на проектирование мероприятий по восстановлению или усилению конструкций;
— задание на проектирование мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, оборудования, сетей.
(Последние абзацы пунктов 5.1.16, 5.1.18 ГОСТ Р 53778 [121]).
Основанием для принятия решения о подготовке задания на реконструкцию, техническое перевооружение могут также быть:
— предписания территориальных органов Ростехнадзора (пункты 5.3.1.5, 6.6 Положения [34]);
— предложения службы производственного контроля по внедрению новых технологий и нового оборудования или устранению выявленных нарушений (пункты 6 «е», 7, 10, 12 [32]; пункты 8, 12, 33, 39 РД 06-565-03 [105])
5 Законодательное и нормативное правовое обоснование состава и содержания задания на проектирование
5.1 Исследование законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право в пределах своих полномочий осуществлять отдельные функции нормативно правового регулирования (далее — законодательные акты и нормативно-технические регламенты) показало, что в ряде их статей (положений) непосредственно указывается на необходимость учёта приведённых в них требований (норм) при подготовке задания на проектирование.
В ряде законодательных актов и нормативно-технических документов устанавливается, что застройщик (заказчик, технический заказчик) должен выбрать одно или несколько из перечня возможных решений, приведённых в нормативно-техническом документе, которое (которые) следует указать в задании на проектирование и реализовать в процессе архитектурно-строительного проектирования конкретного объекта капитального строительства.
5.2 Проведённый анализ законодательных актов и нормативно-технических документов позволил сформировать Перечень данных и требований к объекту капитального строительства, который по существу определил состав задания на проектирование.
Законодательное, нормативное правовое и нормативно-техническое обоснование состава данных и требований, включаемых в задание на проектирование, приведено в приложении 1 настоящего Пособия.
В свою очередь положения нормативно-технических документов стали основой для определения содержания данных и требований, которые в виде разъяснений (комментарий) приведены в разделе 6 настоящего Пособия.
6 Разъяснения по содержанию данных и требований, включаемых в задание на проектирование
6.1 При подготовке основных данных и требований к объекту капитального строительства, включаемых в задание на проектирование в соответствии с приложением 1 настоящего Пособия, целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями.
6.2 В пункте 1.1 указывается наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес (пункт 13 «а» Положения [23]).
6.3 В пункте 1.2 указываются реквизиты одного из следующих документов, на основании которого принято решение о разработке принятой документации:
— федеральная целевая программа, программа развития субъекта Российской Федерации, комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная целевая программа и другие программы;
— решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;
6.4 В пункте 1.3 определяется вид строительства: новое строительство, реконструкция (см. пункты 3.2 — 3.3 настоящего Пособия). Дополнительно также могут приводиться сведения, уточняющие термин «реконструкция» — техническое перевооружение (статья 8 [5]).
6.5 В пункте 1.4 указывается на необходимость в процессе подготовки проектной документации проработать вопрос о возможности выделения этапов строительства. При этом определяется объект (или его часть) или приводится перечень объектов (или их частей), которые в совокупности при вводе их в эксплуатацию могут эксплуатироваться автономно применительно к своему функциональному назначению при соблюдений всех требований энергетического обеспечения, экологической, санитарно-эпидемиологической, взрывопожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности как на сданном в эксплуатацию объекте(ах) или его (их) частях, так и на объектах (их частях), строительство, реконструкция которых продолжается (пункт 8 Положения [22]).
6.7 В пункте 1.6 приводятся идентификационные признаки зданий и сооружений.
Разъяснения по идентификационным признакам зданий и сооружений по позициям 1 — 6 пункта 1.6 приложения 1, приведены в приложении 2 настоящего Пособия.
При установлении уровня ответственности зданий и сооружений (пункт 7 пункта 1.6 приложения 1) необходимо руководствоваться следующими нормативными положениями:
1) уровень ответственности объекта, а также численные значения коэффициента надёжности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком. При этом значения коэффициента надёжности по ответственности должен быть не ниже, указанных в таблице 1.
Таблица 1 — МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА НАДЁЖНОСТИ ПО ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Минимальные значения коэффициента надёжности по ответственности по ГОСТ Р 54257 [120]
Источник: gost.gtsever.ru
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий методический документ является 2-ой редакцией «Норм продолжительности проектирования объектов строительства в городе Москве. МРР-3.1.10-97»*, откорректированных в соответствии с постановлением Правительства Москвы о переходе на базовый уровень цен в строительстве по состоянию на 01.01.98 г., а также с учетом требований изложенных в Постановлениях Правительства Москвы от 11.02.2003 г. № 73-ПП, от 03.02.2004 г. № 47-ПП.
В процессе корректировки учтены требования регламентирующих документов Правительства РФ и Правительства Москвы, а также результаты применения «Норм» в практике проектирования в период до 2004 г.
*) Действие МРР-3.1.10-97 отменено приказом председателя Москомархитектуры от 02.06.2005 № 77.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормы продолжительности разработки проектно-сметной документации (ПСД) являются составной частью комплексной системы методических документов по ценообразованию в проектировании.
1.2. Продолжительность разработки ПСД функционально связана следующими зависимостями:
— нормативом времени выполнения единицы продукции;
— общей трудоемкостью работы;
— степенью технологической возможности совмещения процессов проектирования.
1.3. Продолжительность разработки ПСД рассчитана на выполнение основного объема работ, предусмотренного требованиями нормативного документа на проектирование (СНиП, МГСН и пр.) и не учитывает время, необходимое для выполнения неучтенных работ, в том числе:
— сбор и анализ исходных данных;
— выполнение изыскательских работ;
— подготовки и согласования задания на проектирование;
— согласования проектных решений с заинтересованными организациями и организациями государственного надзора;
— проектирования в нескольких вариантах;
— проектирования конструкций на стадии КМД;
— проектирования внеплощадочных инженерных коммуникаций, а также городских сетей проходящих через участок строительства;
— корректировки проектных решений в связи с изменением условий проектирования;
— участия в выборе площадки (трассы) для строительства;
— экспертизы и утверждения проектной документации;
— выполнения демонстрационных материалов.
При необходимости согласований в период разработки проектной документации, время необходимое для согласования добавляется к времени продолжительности проектирования, определенному по данным «Нормам».
Продолжительность согласований принимается по нормативам согласующих организаций.
В частности продолжительность согласования проектной документации составляет:
— Москомархитектурой — 1,0 мес.;
— ОПС Мосгоргеотреста — 0,5 мес.;
— согласование индивидуальных изделий — 0,5 мес.
1.4. Продолжительность разработки ПСД учитывает время, необходимое для проектирования объекта, как единого целого.
1.5. Продолжительность проектирования многофункционального комплекса, состоящего из нескольких объектов, связанных единым архитектурным замыслом или технологическим процессом, а также комплекса работ по проектированию объекта, определяется на основе календарных графиков с использованием продолжительности разработки ПСД отдельных объектов и инженерных систем с учетом возможности совмещения процессов проектирования объектов комплекса, согласованного с заказчиком (пример календарного графика приведен в приложении).
1.6. Общая продолжительность разработки ПСД на объект формируется на основе продолжительности разработки раздела, определяющего критический путь (преимущественно архитектурно-строительный раздел).
Продолжительность разработки раздела или части проекта определяется пропорционально их доле в общем объеме работ, при этом, продолжительность проектирования архитектурно-строительного раздела принимается равной общей продолжительности проектирования с коэффициентом 0,9, продолжительность проектирования прочих разделов с коэффициентом 1,2, учитывающим время, необходимое для ознакомления с проектом в целом, но не менее 1-го месяца.
Доля раздела в общем объеме работ на рассматриваемой стадии проектирования определяется в соответствии с разбивкой, принятой в организации-исполнителе.
1.7. При «привязке» объектов нормативная продолжительность определяется в % от общей продолжительности проектирования индивидуального объекта при следующих условиях:
— с переработкой нулевого цикла — 30 %;
— с изменением назначения 1-го нежилого этажа — 50 %;
— с изменением этажности — 50 %.
1.8. При необходимости соблюдения двух и более условий общая продолжительность привязки принимается по таблицам с коэффициентом 0,8.
Минимальная продолжительность привязки должна составлять: в застройке — 2 мес., на отдельном участке — 2,5 мес.
1.9. Применение норм продолжительности разработки ПСД позволяет:
— установить объективные сроки выполнения проектных работ;
— установить правовое основание для преодоления разногласий, возникающих между заказчиком и исполнителем, по продолжительности проектирования.
1.10. Нормы по определению продолжительности разработаны для следующих стадий проектирования:
— рабочий проект (РП);
— рабочая документация (Р).
Продолжительность проектирования по объектам строительства различного назначения представлена в таблицах раздела № 3, при этом минимальное и максимальное значения принимаются по минимальной и максимальной мощности объекта, указанной в таблице, промежуточные значения принимаются по интерполяции.
1.11. Продолжительность проектирования корректируется в зависимости от следующих обстоятельств:
— места расположения объекта в застройке города (в пределах Садового кольца — Кк = 1,2, в пределах от Садового кольца до Третьего транспортного кольца (ТТК) — Кк = 1,1; от ТТК до границ города — Кк = 1,0);
— затесненных условий строительства, Кк = 1,2 (принимается только на территории за пределами Садового кольца);
— при реконструкции, в том числе застроек, включая волновое переселение Кк = 1,1 — 1,3;
— при проектировании объектов, сложных в архитектурно-градостроительном и инженерно-технологическом решениях (уникальных), Кк = 1,3 — 1,5;
— при проектировании типовых проектов Кк = 1,5.
В случае наличия нескольких усложняющих факторов следует принимать корректирующий коэффициент большего значения, но не > 1,5.
1.12. Нормы не распространяются на:
— проектирование объектов для строительства за рубежом или по контрактам с иностранными фирмами;
— на разработку конкурсной документации.
1.13. Продолжительность проектирования рассчитана на выполнение ПСД в пределах 8-ми часового рабочего дня.
Продолжительность проектирования ограничивается: начало — датой подписания договора на выполнение проектных работ, окончание — датой оповещения заказчика о готовности проектной продукции.
1.14. При проектировании на геоподоснове с грифом «секретно» применяются коэффициент 1,1.
1.15. Для определения продолжительности разработки вариантов проекта или его корректировки следует воспользоваться указаниями, изложенными в п. 1.8 расчета величины сокращения объема работ по разделам проектной документации.
1.16. Продолжительность проектирования архитектурного освещения, архитектурной колористики фасадов, а также комплексного благоустройства представлена в соответствующих документах по определению стоимости этих работ.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСЧЕТУ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Продолжительность разработки ПСД формируется в зависимости от:
— объема и содержания проектной документации, характеризуемые стоимостью ее разработки (трудоемкости);
— состава исполнителей по количеству и уровню квалификации;
— технологической последовательности разработки разделов проектной документации и степенью совмещения процессов проектирования.
В разделе 3 приведены результаты расчетов продолжительности проектирования в зависимости от натуральных показателей объектов строительства. По объектам не представленным в разделе 3 продолжительность проектирования определяется по данной методике.
2.2. Трудоемкость выполнения ПСД определяется по формуле:
Тн — время необходимое для выполнения работы;
Чр — расчетная численность исполнителей. Рассчитывается по формуле 2.2 .
Спсд — стоимость разработки ПСД;
Вср — средняя выработка исполнителя в единицу времени (день, месяц, год) рассчитывается по формуле 2.3 .
2.2.1. Расчетная численность рассчитывается по формуле:
Ni — относительная доля участия по времени в работе специалиста или группы специалистов;
Ч i — количество специалистов, принимающих одинаковую долю участия в разработке ПСД;
2.2.2. Средняя выработка рассчитывается по формуле:
ЗПср — средняя зарплата исполнителей;
Р — уровень рентабельности;
Кз — коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости проектных работ.
2.3. Степень совмещения процессов проектирования зависит от соотношения объемов работ последовательного и параллельного исполнения и характеризуется коэффициентом совмещения, Ксм.
Значения Ксм изменяются в зависимости от стадий проектирования и объема работ (таблица 1).
Значения Ксм получены по результатам анализа сетевых моделей разработки ПСД и репрезентативной выборки фактических показателей продолжительности проектирования объектов за предшествующий период времени.
Значения коэффициентов совмещения процессов проектирования, Ксм
Наименование стадии проектирования
Значения Ксм i при стоимости разработки ПСД в тыс. руб. (в ценах 1998 г.)
Источник: www.infosait.ru