Важным условием процедуры заключения контракта, является запрет на заключение контракта в сроки, установленные частью 9 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ. В частности, контракт может быть заключен по результатам конкурсов и аукционов в электронной форме не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе итоговых протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола. При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
Обратите внимание на то, что в этом моратории отсутствует крайний срок подписания контракта, как это есть, например, в части 15 статьи 3.2. федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», где указано, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Сроки проведения электронного аукциона
В связи с чем заказчикам по Закону №44-ФЗ следует ориентироваться на саму процедуру заключения контракта, которая предполагает выполнение ряда пошаговых действий в сроки, установленные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ.
Нарушение процедуры заключения контракта заказчиком, а также уклонение заказчика от заключения контракта влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
Для соблюдения процедуры заказчик первым делом направляет победителю электронных конкурса, аукциона, запроса предложений проект контракта через единую информационную систему, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов, а в случае проведения запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов.
В данном случае следует обратить внимание на фразу «с даты», которая означает, что срок пять дней начинает течь со следующего дня после размещения итогового протокола.
При этом срок исчисляется в календарных днях, поскольку в норме нет оговорки о том, что дни рабочие, а это значит, что в срок входят как рабочие, так и выходные (праздничные) дни.
В связи с чем возникает вопрос: «Как быть в случае, если последний день срока выпадает на выходной (праздничный) день?».
В таком случае надо ориентироваться на статью 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в силу которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. То есть, если последний день срока выпадает на субботу или воскресенье, то направить контракт заказчик может в понедельник, если он является рабочим днем.
Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Победителю электронных конкурса, аукциона, запроса предложений на подписание проекта контракта отводится пять дней с даты с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта, а в случае проведения запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме победитель должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта.
Ситуация с исчислением сроков для подписания проекта контракта победителем аналогична с той, что была рассмотрена для направления проекта контракта заказчиком. В случае, если последний из пяти календарных дней срока или день, следующий за днем направления проекта контракта победителю запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме, выпадает на выходной (праздничный) день, то подписать проект контракта победитель может в понедельник, если он является рабочим днем.
Таким образом, если срок для выполнения определенного действия указан в рабочих днях, то выходные (праздничные) дни в расчет не берутся, а если в календарных днях, то берутся, но с учетом статьи 193 ГК РФ.
Указанным подходом следует также руководствоваться в случае, если победитель электронных конкурса, аукциона, запроса предложений направит заказчику протокол разногласий. В таком случае у заказчика будет три рабочих дня на рассмотрение протокола разногласий и ответ победителю с даты направления протокола разногласий, а у победителя будет три рабочих на подписание проекта контракта, направленного заказчиком после рассмотрения протокола разногласий.
Наиболее интересный момент связан со сроком подписания проекта контракта заказчиком, поскольку здесь конкурируют две нормы части 7 и 9 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ.
Первая норма указывает на то, что контракт должен быть заключен в течение трех рабочих дней с даты подписания проекта контракта победителем. Вместе с тем, на момент окончания указанного срока может не пройти срок моратория в десять дней. В связи с чем, заказчику при таких условиях подписывать контракт рановато, но вот единая информационная система так не думает и уведомляет заказчиков, которые подписывают контракт по истечении трех рабочих дней с даты подписания контракта победителем о нарушении срока, предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ. Обращать внимание на эти уведомления не стоит, поскольку заказчику в любом случае надо соблюсти мораторий в десять дней с даты размещения итогового протокола.
С днем окончания моратория тоже не все так просто, поскольку помимо интересов победителя и заказчика в процессе заключения контракта надо учитывать интересы тех участников, что не стали победителями и их право на обжалование результатов закупки, предусмотренное частью 1 статьи 105 Закона №44-ФЗ.
По данному вопросу имеется административная практика. В частности, в решении Московского УФАС России по делу № 077/07/00-15047/2020 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров от 10.09.2020г. отражена позиция о том, что если последний день моратория выпадает на нерабочий (выходной или праздничный) день, то его окончание следует переносить на ближайший следующий за ним рабочий день. В таком случае контракт может быть подписан не на одиннадцатый, а на более поздний срок.
Многие заказчики, как показывает анализ информации, размещенной в единой информационной системе, пренебрегают данным правилом. При этом аналогичная практика была и в период действия федерального закона от 21.07.2005 N 94 — ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Так в решении Кемеровского УФАС России от 18 января 2011 г. по делу N 7/З-2011 отражено, что поскольку дни с 01.01.2011 г. и 10.01.2011 г. являлись выходными, согласно статье 193 Гражданского кодекса РФ последний день незаключения рассматриваемых муниципальных контрактов переносится на дату 11.01.2011 г., вследствие чего датой заключения контрактов должно являться 12.01.2011г.
Логика которой, возможно, руководствуются контрольные органы состоит в том, что в течение срока действия моратория в отношении проведенной закупки может быть подана жалоба, и поскольку последний день срока выпадает на выходной день участники закупки должны иметь возможность подать жалобу в ближайший за ним рабочий день, а заказчик должен воздержаться от заключения контракта в этот день.
Вместе с тем, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ срок обжалования результатов закупки в действующей редакции Закона №44-ФЗ составляет не десять, а пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов. В связи с чем не ясно чьи права и законные интересы нарушает заказчик при подписании контракта в нарушение правила статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания моратория на ближайший рабочий день. Если заказчик оказывается в подобной ситуации советуем уточнить позицию по данному вопросу контрольного органа, которому он подконтролен.
Источник: razvitie.expert
Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года
Осталось совсем немного времени до тех пор, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по Закону № 44-ФЗ, пишет gkgz.ru.
Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.
В данной статье вкратце представлены выдержки из различных официальных информационных ресурсов об основных изменениях Закона № 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2022 года.
1.Введено понятие отдельный этап исполнения контракта, согласно которому это часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
2.Сокращены количество конкурентных способов закупок до 3 наиболее распространенных – электронный конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ), электронный аукцион (ст. 49 Закона № 44-ФЗ), электронный запрос котировок (ст. 50 Закона № 44-ФЗ), исключены двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублировали порядок проведения открытого конкурса.
Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.
3.В связи с исключением запросов предложений предусмотрены перечень случаев для проведения «срочных» закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта, основанный на действующих положениях Закона № 44-ФЗ.
4.Устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.
Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05. 2019 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.
5.Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания.
6.Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
В настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.
7.Предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.
8.Введена универсальная стоимостная предквалификация, устанавливаемая заказчиком в виде допуска к участию в закупках свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта или договора по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 % от НМЦК. Таким образом, к закупкам допускаются участники обладающие квалификацией, опытом участия в закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
Ниже смотрим сравнительную таблицу изменений
Кроме того, с 01.07.2023 исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта РФ.
Указанное изменение обусловлено позицией ФАС России о случаях принятия законодательных актов субъектами Российской Федерации, предусматривающих необоснованное расширение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в условиях отсутствия оснований для наделения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующими исключительными полномочиями.
Оптимизируется процедура обжалования закупок. Устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием ЕИС. Заявители должны соответствовать требованию о вышеуказанной «универсальной стоимостной предквалификации».
Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн. руб. участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20 % от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми «профессиональными жалобщиками», а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права.
Кроме того, в число субъектов контроля включаются банки, что позволит обжаловать их действия при реализации ими требований Закона № 44-ФЗ.
Одна из основных мер документа – введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. Сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков. Речь идет о том, что предусмотренные изменения направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. В настоящее время в электронной форме проводится только планирование закупок и определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изменения закона совершенствуют порядок исполнения контракта, формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, расторжение контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.
Принятые изменения затрагивают интересы 141 000 государственных заказчиков всех уровней и 483 000 потенциальных поставщиков, следует из данных Министерства финансов Российской Федерации по состоянию на конец 2020 года.
Источник: xn--90avge.xn--p1ai
Как предпринимателю продолжить работать в госзакупках в 2022 году
С 2022 года в России изменились правила работы с госзакупками.
Мы уже рассказали, что предпринимателю надо сделать, чтобы начать работать в госзакупках, и как подать заявку на госконтракт. Но чтобы постоянно работать в этой системе, недостаточно один раз зарегистрироваться. Регистрация закончится, а старая электронная подпись потеряет силу.
С 1 января 2022 года заработали очередные поправки, внесенные в федеральный закон о госзакупках — 44-ФЗ. Что придется сделать малому бизнесу, чтобы остаться в этой системе, и как работать по новым правилам — расскажу в этой статье.
Я работаю поставщиком для госзаказчиков с 2018 года, а в 2022 у меня как раз истекает регистрация в едином реестре участников закупок, ЕРУЗ, поэтому все действия из этой статьи я проделал сам: продлил регистрацию, получил электронную подпись в налоговой и подготовился к нововведениям.
Финансовая грамотность для взрослых
Кратко напомню, как вообще работают в госзакупках
Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны: мебель, канцтовары, компьютеры. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, больницы — лекарства, армия — военную форму, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.
Под государством я подразумеваю все государственные и муниципальные организации: органы государственной власти и местного самоуправления, пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, казенные и бюджетные учреждения, например воинские части, школы, больницы, детские сады.
Организации и предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, называются поставщиками, или участниками, а сами госорганы — заказчиками. Государственные и муниципальные предприятия не могут найти поставщика в интернете или пойти в магазин. Они должны предложить всем предпринимателям и компаниям прийти к ним со своими условиями.
Государство рассмотрит эти условия и выберет лучшего поставщика. Получается как бы соревнование между участниками. Это соревнование и есть госзакупка.
Все происходит на ЭТП, электронной торговой площадке, ее еще называют оператором. Чтобы попасть на ЭТП, предпринимателю нужно сделать электронную подпись, зарегистрироваться на сайте госуслуг как ИП и в ЕРУЗ.
Квалифицированную электронную подпись сокращенно называют КЭП, ее делают на ограниченный срок, чаще всего на год. Регистрация в качестве ИП на сайте госуслуг бессрочная, а в ЕРУЗ заканчивается через три года.
Как продлить регистрацию в ЕИС
Регистрация в ЕРУЗ дает предпринимателю одновременную аккредитацию на всех торговых площадках. Она действует три года, но уже за три месяца до истечения аккредитации подавать заявки на участие в торгах будет невозможно. Поэтому лучше пройти новую регистрацию в реестре заранее.
С 1 января 2022 года аккредитация стала бессрочной.
Пройти ее получится только в трех браузерах:
- Internet Explorer 11.
- Chromium GOST.
- «Яндекс-браузер».
Электронные площадки заранее начнут вас предупреждать, что пора бы пройти новую регистрацию. Если получаете подобные письма, отправляйтесь на сайт ЕИС
В личном кабинете на сайте ЕИС в левом меню выберите «Администрирование» — «Профиль участника» — «Пройти регистрацию в качестве участника закупки на новый срок»
Попадете на страницу «Редактирование информации об участнике закупок». Здесь обновите выписку из ЕГРИП — для этого там есть специальная кнопка. Проверьте остальную информацию и нажмите «Сохранить» внизу. Потом подтвердите свои действия электронной подписью
В разделе «Администрирование» — «Профиль участника» в личном кабинете ЕИС вы увидите новую дату окончания срока регистрации, а ссылка «Пройти регистрацию в качестве участника закупки на новый срок» исчезнет. ЕИС сама сообщит торговым площадкам, что вы переаккредитовались
Но аккредитация на ЭТП может завершиться не сразу. Если и через несколько рабочих дней вы еще видите подобные уведомления на торговой площадке и в электронной почте, напишите, что регистрацию вы уже обновили, и приложите скриншот профиля из ЕИС. ЭТП внесет изменения у себя вручную
Как бесплатно получить электронную подпись
Электронные подписи делают удостоверяющие центры, УЦ. Как правило, это коммерческие организации, но есть и государственный удостоверяющий центр — он работает при ФНС. УЦ ФНС выдает электронную подпись предпринимателям бесплатно на 15 месяцев, а затем перевыпускает.
В 2022 году действует переходный период: ИП должны получить новые подписи в налоговой или у ее доверенных лиц. Их налоговая выбирает среди тех же коммерческих удостоверяющих центров. Если ваш УЦ стал доверенным лицом ФНС — сможете там и перевыпустить КЭП.
Предприниматели, которые успели получить КЭП в коммерческих удостоверяющих центрах до 31 декабря 2021 года, смогут пользоваться своей подписью до конца 2022 года, если ее срок не закончится раньше. Но только при условии, что УЦ входит в список аккредитованных удостоверяющих центров. Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитацию, то в 2022 году она будет недействительна.
У меня как раз такая ситуация: платная КЭП действует до февраля 2022 года.
С 1 января 2023 года переходный период закончится и действующие подписи от коммерческих УЦ тоже придется заменить в ФНС или у ее доверенных лиц.
«Бесплатность» КЭП от налоговой условная: ФНС не даст носитель для подписи, не будет решать технические вопросы. Для работы с КЭП потребуется отдельная программа — «Криптопро». Ее придется покупать.
Для меня в итоге подпись от налоговой обойдется в 2500 Р . Вот что нужно, чтобы получить электронную подпись в УЦ ФНС.
Купить сертифицированный токен. Налоговая записывает подпись на специальную флешку, которую вам тоже придется купить. Такая флешка называется «токен». Носитель должен быть сертифицированным — подойдет USB Type А, в частности:
- Рутокен ЭЦП 2.0.
- Рутокен S.
- Рутокен Lite.
- JaCarta ГОСТ.
- JaCarta-2 ГОСТ.
- JaCarta LT.
- ESMART Token.
- ESMART Token ГОСТ.
Токены продаются в специализированных интернет-магазинах и коммерческих удостоверяющих центрах, стоят 700—1500 Р . Для ФНС нет разницы, какой токен вы им принесете, берите любой.
Когда срок КЭП истечет, можете записать новую на ту же флешку. Один носитель вмещает до 32 КЭП и сертификатов к ним, выданных коммерческими или государственным УЦ. При этом, как сказал мне инспектор, бывает, что и вторая подпись не помещается: место на токене может быть занято чем-то скрытым.
У меня был Рутокен, и я не покупал новый. На моей флешке уже хранились две КЭП, но с третьей никаких проблем не возникло. Мой знакомый предприниматель заплатил за токен 700 Р .
Подать заявление. Чтобы получить электронную подпись в налоговой, подайте заявление при личном визите или через личный кабинет ИП на сайте ФНС.
Этот токен прошел государственную сертификацию и подходит только для подписей. Как обычный флеш-носитель он не работает, а на компьютере определяется только с помощью специальных программ
Затем проверяйте страницу «Сведения по заявлениям на получение КЭП ФНС». Должно появиться сообщение, что проверка прошла, а в столбце «Результат проверки» — «Проверка пройдена успешно». Это значит, что можно идти в инспекцию: тут же есть ссылка на онлайн-запись
При онлайн-записи выберите дату и время. Откроется страница «Онлайн-запись на прием в налоговый орган», там в таблице «Мои события» появится пин-код . Он же придет на электронную почту в письме-подтверждении от налоговой. Возьмите код с собой
Записать подпись на токен в налоговой инспекции. Обратиться можно в любую инспекцию, а не только в ту, где вы стоите на учете. Перед тем как туда идти, проверьте, есть ли ИФНС в реестре УЦ. Например, в Омске за КЭП можно обратиться в любую инспекцию, кроме ИФНС по Ленинскому округу.
Записаться можно через личный кабинет ИП на сайте налоговой или прийти без записи. С собой возьмите паспорт, СНИЛС и токен.
Подпись запишут на токен при вас. Мне это сделали за пять минут. Ждать тоже не пришлось: на КЭП в моей инспекции работает отдельное окно, очереди туда нет.
Советую взять с собой ноутбук и попросить специалиста инспекции сразу настроить подпись. В этом случае у вас уже должна быть установлена «Криптопро» — программа, без которой электронная подпись не заработает.
Налоговая планирует, что вторую и следующие КЭП можно будет получать удаленно.
Купить программу «Криптопро CSP». КЭП не будет работать без специальной программы — «Криптопро». Для моей платной подписи лицензия входила в цену, а вот с подписью от ФНС покупать «Криптопро» придется самостоятельно. В ФНС по горячей линии мне пояснили, что это не их проблемы, поскольку программу предоставляет сторонний разработчик.
Лицензия на год стоит от 1200 Р , бессрочная — от 2500 Р . Купить ее можно в коммерческих УЦ или в других фирмах, предоставляющих ИТ-решения для бизнеса.
Я пока «Криптопро» не приобрел, так как моя платная подпись еще действует. Планирую купить бессрочную лицензию.
Настроить рабочее место, если это ваша первая подпись. На сайте госзакупок лежат файлы и инструкция для ручной настройки и программа автоматизированной настройки. По задумке разработчиков, вы просто устанавливаете ее — и дальше она делает все сама. Но у меня программа по неизвестной причине зависает на полпути. Поэтому мне рабочее место всегда помогают настроить сотрудники коммерческого УЦ — пока не закончится срок действия их подписи.
Р — столько же стоят и платные подписи вместе с флешкой, настройкой и техподдержкой, а в пакет услуг к моей предыдущей КЭП входит еще и бесплатная система электронного документооборота.
стоит лицензия «Криптопро»
В ФНС по горячей линии мне пояснили, что это не их проблемы, поскольку программу предоставляет сторонний разработчик.
Подходящий номер лицензии «Криптопро» можно бесплатно найти в интернете, но я не знаю, насколько это законно, и не люблю в таком разбираться. Так что я решил не заморачиваться и продолжить пользоваться платными подписями.
У меня программа автоматизированной настройки неизменно зависает на пятом этапе при 49% выполнения. Надеюсь, вам повезет больше
Как работать на госзакупках в 2022 году
В июле 2021 года появились поправки в 44-ФЗ . Заработали они с 2022 года. Вот самые важные новшества, которые должны будут учитывать предприниматели из малого бизнеса для работы с госзакупками.
Использовать ЭДО на всех этапах. ЭДО — это электронный документооборот. Уже в 2021 году в электронном виде подавали заявки, выбирали победителя и подписывали с ним контракт, направляли запросы. Подписать акт приемки и выставить счет можно было на бумаге.
С 2022 года акты тоже стали только электронными, на их основании заказчик будет оплачивать ваш товар или работы. Обмениваться документами о приемке с заказчиком будете через ЕИС. Это называется «электронное актирование».
В 2021 году я подписывал бумажные акты приемки и счета, заказчик тоже ставил подпись и печать. С 2022 года их заменила электронная подпись.
С 1 июля 2022 года только через ЕИС идет и претензионная работа, там же поставщики будут формировать, размещать и направлять заказчику решение об одностороннем отказе от контракта. Отменить такое решение — тоже электронно. Расторгнуть контракт по почте, заказными письмами, будет нельзя.
Подтверждать универсальную предквалификацию. Если собираетесь бороться за контракты ценой от 20 млн рублей, вы должны уже иметь исполненный контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ — это закон о закупках юридических лиц. Такой контракт или договор вы должны исполнить в течение трех лет до даты заявки, его стоимость должна быть не менее 20% от цены контракта, за который собираетесь бороться.
Это называется «универсальная предквалификация». Сначала вы должны ее пройти — направить оператору информацию о таком контракте или договоре. ЭТП проверит ее по реестру контрактов и включит вас в реестр компаний, прошедших универсальную предквалификацию. В этом случае можно подавать заявки на контракты от 20 млн рублей.
Каждая площадка ведет свой реестр — если работаете на нескольких, подавать сведения придется несколько раз.
Универсальная предквалификация — это лишь одно из дополнительных требований, которые будут устанавливать заказчики при определенных закупках.
нет ли к ним дополнительных требований, и если есть — заранее подать на ЭТП информацию о соответствии этим требованиям.
Пройти универсальную предквалификацию или подать документы на соответствие другим дополнительным требованиям можно только с 2022 года.
Подавать единую форму заявки на аукцион. В 2021 году заявка на аукцион состояла из двух частей: в первой части поставщик презентовал свой товар, во второй — себя. Заказчик рассматривал первые части, не зная, кто их подал, а затем — вторые.
С 2022 года разделения аукционной заявки на части нет.
Не подавать декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). В 2021 году участники из числа малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций подавали декларацию об этом. Подать было несложно: торговая площадка формировала ее автоматически, вы просто нажимали кнопку.
С 2022 года даже кнопку нажимать не придется: декларацию отменили. Оператор автоматически вернет заявку, если поставщик не принадлежит к СМП.
Приходить на аукцион через 2 часа после окончания приема заявок. В 2021 году торги по аукциону начинались не ранее чем через 4 часа после окончания приема заявок. В 2022 году аукционы начинаются раньше, через 2 часа.
В 2021 году торговаться на аукционе можно было бесконечно, а с 2022 года — не более 5 часов.
Быстрее получать контракт. Изменились сроки, связанные с подписанием контракта: большинство из них сократилось, но у вас станет чуть больше времени, чтобы ознакомиться с проектом контракта и подписать его.
Источник: journal.tinkoff.ru