Ст 53 определение этажности объектов капитального строительства

Статья 53. Строительный контроль

Статья 53. Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 ГрК РФ

1. Наряду с выдачей разрешения на строительство, которое является формой превентивного контроля за качеством строительства, ведется также и постоянный контроль непосредственно за процессом строительства. Комментируемая статья достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (соответственно если проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то требованиям архитектурно-планировочного задания).

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с разъяснениями Госстроя России до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:
———————————
Письмо Госстроя России от 22 декабря 2003 г. N ЛБ-8381/9 // Бюллетень строительной техники. 2004. N 1.

— право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности;

— надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режимы помещений);

— доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

— безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

— размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

— правила приемки и методы контроля в строительстве;

— сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

— охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов).

Также обязательны требования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, согласованных в установленном порядке с органами государственного надзора.

Строительный контроль должен осуществляться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте любого объекта капитального строительства.

2. Обязанность осуществлять строительный контроль лежит прежде всего на лице, осуществляющем строительство (так называемый производственный контроль). Федеральными законами могут предусматриваться и особенности осуществления такого контроля. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), осуществляемого в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством (ст. 67). Кроме того, указанный Закон предусматривает возможность проведения общественными и иными некоммерческими организациями, а также гражданами общественного экологического контроля, результаты которого в обязательном порядке подлежат рассмотрению органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ст. 68).

Осуществлять строительный контроль (технический надзор) — это право застройщика (заказчика).

Застройщик (заказчик) может привлекать лицо, подготовившее проектную документацию, для осуществления авторского надзора. Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

В случае если строительство, реконструкция и капитальный ремонт осуществляются на основе договора строительного подряда, то в соответствии со ст. 749 ГК РФ заказчик также имеет право привлекать к осуществлению контроля и надзора за строительством и принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком инженера (инженерную организацию) без согласия подрядчика. Привлечение инженера (инженерной организации) осуществляется, как правило, посредством заключения с ним договора поручения. Если инженер является работником заказчика, то соответственно он работает на основании трудового договора (контракта). При привлечении инженера (инженерной организации) его правомочия в отношении дачи подрядчику обязательных указаний и иные функции определяются в договоре строительного подряда.

3 — 7. В ч. 3 — 7 комментируемой статьи 53 ГрК РФ: закрепляются обязанности лица, осуществляющего строительство, по проведению строительного контроля, права застройщика (заказчика) (в случае осуществления строительства на договорной основе); устанавливается обязанность проводить контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Требование письменного оформления указанных замечаний и актов по результатам осуществления строительного контроля имеет важное значение. Такие документы должны в обязательном порядке учитываться при расследовании случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате отступления от проектной документации, нарушения требований технических регламентов.

8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44 , и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 . Указанные документы носят рекомендательный характер.
———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Читайте также:  Зао капитальное строительство и реконструкция

Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Так, согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:

— входной контроль проектной документации, представленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.

При входном контроле проектной документации следует проанализировать всю представленную документацию, включая проект организации строительства и рабочую документацию, проверив при этом: ее комплектность; соответствие проектных осевых размеров и геодезической основы; наличие согласований и утверждений; наличие ссылок на материалы и изделия; наличие перечня работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства; наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них; наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы. При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.

Операционным контролем исполнитель работ проверяет: соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации. Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

В целях осуществления технического надзора застройщик (заказчик) может выполнять: проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования (при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов); контроль соответствия выполняемого исполнителем работ операционного контроля указанным требованиям; контроль наличия и правильности ведения исполнителем работ исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приемку исправленной документации, передачу ее исполнителю работ; контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства; оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двусторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации. Для осуществления технического надзора застройщик (заказчик) при необходимости может сформировать службу технического надзора, обеспечив ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в: проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил; выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», и контроле за исполнением, информировании застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций.

Второй комментарий к Статье 53 Градостроительного кодекса

1. Строительный контроль — это комплекс мероприятий, которые осуществляются непосредственно застройщиком или лицом, осуществляющим строительство. Комментируемая статья 53 ГрК РФ определяет цели и порядок проведения такого контроля. Строительный контроль не следует отождествлять с государственным надзором, поскольку они имеют различное правовое регулирование, отличаются по субъектному составу, а также по полномочиям данных субъектов (см. решение ВС РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08). Целями строительного контроля являются проверка соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а с 1 января 2017 г. — также и разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Такой контроль осуществляется непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Пример: поскольку строительство — это создание зданий, строений, сооружений, реконструкция — изменение параметров объектов и их частей, капитальный ремонт — замена или восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, то проверка в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта может быть осуществлена только при строительном контроле лицом, осуществляющем строительство, а кроме того, на основании договора также застройщиком или заказчиком. Таким образом, в соответствии с требованиями ГрК РФ к полномочиям органов государственного строительного надзора деятельность, связанная с осуществлением проверки на предмет соблюдения норм градостроительного законодательства при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, соблюдения порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий (градостроительных планов земельных участков), разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не отнесена (см. решение Волгоградского областного суда от 31 января 2006 г. N 3-4/2006).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора. Поэтому в судебной практике эти понятия отождествляются (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А78-2301/2010).

Одним из видов строительного контроля является авторский надзор (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А53-14376/2014; письмо Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08). Авторский надзор — один из видов услуг, оказываемых заказчику, по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта. Порядок проведения авторского надзора устанавливается в Своде правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44), Своде правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утв. Приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр).

2. Субъектами строительного контроля являются:

— лицо, осуществляющее строительство;

— застройщик или технический заказчик, с 1 июля 2017 г. — также лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор. При этом заключение договора с техническим заказчиком не освобождает заказчика реконструкции (строительства) от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля. Право заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует с его обязанностью такой контроль обеспечить либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов (см. Постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А40-169148/2012);

— физическое или юридическое лицо, привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора;

— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Необходимо отметить, что подрядчик не может осуществлять строительный контроль одновременно и за себя и за заказчика.

Пример: заявитель посчитал, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика, запрет на проведение строительного контроля со стороны заказчика и подрядчика одним субъектом не установлен. Суд указал, что если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Проанализировав п. п. 5 и 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, суд пришел к верному выводу о том, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. по делу N А60-19907/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. по делу N А32-42596/2014).

В правоприменительной практике спорным является вопрос о необходимости иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ при осуществлении строительного контроля. В одних случаях суды полагают, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, которые подтверждаются соответствующим свидетельством.

Пример: отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, однако не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика, застройщика не требуется получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ. Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А60-1100/2014).

В других случаях суды указывают, что лица, осуществляющие строительный контроль, не обязаны иметь выданные ГрСРО свидетельства о допуске к таким видам работ.

Пример: работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень, что не исключает право застройщика (заказчика) на самостоятельное проведение строительного контроля и означает лишь отсутствие у него обязанности по получению свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства (см. Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. N 304-АД16-6361).

Особенность финансовой стороны строительного контроля заключается в том, что заказчик не обязан возмещать подрядчику стоимость услуг контролирующей организации. Функции строительного контроля подрядчик обязан осуществлять по общему правилу. Заказчик же имеет право на осуществление этих функций. Таким образом, на подрядчике лежит обязанность осуществлять строительный контроль, тогда как у заказчика данной обязанности нет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2015 г. по делу N А76-8705/2014). Также комментируемая часть не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих. Соответственно, заказчик не имеет права требовать уменьшения твердой цены договора в связи с тем, что стоимость строительных материалов является завышенной (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 июля 2013 г. по делу N А55-26153/2012).

Читайте также:  Определение информационной моделью объекта капитального строительства

3. Части 3, 4 определяют обязанности, которые возложены на лицо, осуществляющее строительство, при проведении строительного контроля. К ним относятся:

— обязанность извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства. При этом выполнение работ в соответствии с проектной документацией не освобождает от исполнения этой обязанности (см. Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2013 г. по делу N А40-146191/2012);

— обязанность проводить контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций. При этом должны проводиться испытания конструкций и составляться акты освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Отсутствие актов освидетельствования работ влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А63-23244/2008-С6-39).

Застройщик или технический заказчик при выявлении по результатам проведения контроля недостатков может потребовать проведения повторного строительного контроля (ч. 5 комментируемой статьи). Ненадлежащее осуществление строительного контроля может повлечь административную ответственность (см. Постановление ВС РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-АД15-19871, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2016 г. по делу N А40-151243/2015).

4. Часть 6 комментируемой ст. 53 ГрК России определяет особенности проведения строительного контроля в случаях выполнения других работ по истечении более чем шести месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля. При этом строительный контроль должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов. Орган государственного строительного надзора имеет право выдать предписание о проведении повторного контроля (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2015 г. по делу N А53-21664/2014).

5. Несмотря на то что ч. 7 комментируемой статьи обязывает оформлять в письменной форме замечания к подрядчику по осуществлению строительного контроля составлять акт и об устранении указанных недостатков, комментируемая часть не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям.

Пример: в связи с этим судом не было принято во внимание в качестве доказательства надлежащего осуществления строительного контроля выданное застройщиком подрядчику предписание (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А51-9505/2010).

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить:

— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

— Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-04-2009 (принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20 июля 2009 г. N 30-БНС);

— Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44;

— СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 781.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. … В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в…

Статья 53. Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 Градостроительного кодекса РФ

1. Как следует из анализа ст.ст.53-54 ГрК РФ, законодатель в сфере градостроительной деятельности различает контроль и надзор по субъекту, порядку проведения и иным параметрам. Так, строительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, в то время как государственный строительный надзор – государственным органом РФ или субъекта РФ.

Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с этим, строительный контроль может быть охарактеризован как самоконтроль организации, занимающий свое четко определенное место в ряду предусмотренных действующим законодательством видов негосударственного контроля. Наиболее близким строительному контролю по задачам, а потому имеющим аналогичную юридическую природу, является производственный экологический контроль (ст.67 Закона об охране окружающей среды) и производственный земельный контроль (ст.73 ЗК РФ).

Общим требованием к созданию такой системы самоконтроля организации является уведомление специально уполномоченных государственных контрольных органов об его организации. Комментируемая статья (ч.3) доводит эту норму до логического конца, возлагая обязанность на лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства. При этом не уточняется, органы какого уровня (РФ, субъектов РФ, либо всех вместе) следует в таких случаях уведомлять, а также не раскрывается дефиниция «аварийная ситуация на объектах капитального строительства».

Представляется, что под последней следует понимать опасное повреждение или разрушение технических устройств или возводимых сооружений, повлекшее нарушение требований безопасности и представляющее угрозу благоприятным условиям жизнедеятельности на соответствующей территории. Уведомление о такой аварийное ситуации, на наш взгляд, целесообразно направлять в территориальные подразделения федерального органа государственного строительного надзора, а также органы строительного надзора субъекта РФ. Критерии вышеупомянутой опасности должны быть утверждены правительством РФ.

2. Характерно, что строительный контроль в рассмотренном виде не является новеллой ГрК РФ, поскольку уже давно предусмотрен (только без такого названия) ГК РФ. Так, согласно ст.748 ГК РФ, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Урегулирован в ГК РФ и вопрос о привлечении к строительному контролю третьих лиц. При этом ГрК РФ предусматривает участие в строительном контроле только одного приглашенного лица, осуществившего подготовку проектной документации, для проверки соответствия ей выполняемых работ. ГК РФ более широко подходит к данному факультативному привлечению сторонних лиц. Согласно ст.749 ГК РФ, заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

Читайте также:  Контроль качества производства строительных работ на объекте капитального строительства

Как следует из содержания приведенной нормы, данный инженер не связан с разработкой проектной документации. При этом представляется, что особой коллизии между нормами ГрК РФ и ГК РФ в этом случае нет, поскольку в силу принципа свободы договора (ст.1 ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

3. В ч.4 упоминаются несколько подвидов строительного контроля, в том числе контроль за безопасностью строительных конструкций и т.д. Юридическое значение каждой стадии строительного контроля заключается в том, что при выявлении недостатков безопасности строительных конструкций, работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться акты освидетельствования таких работ сразу после выявления таких недостатков, которые подписываются обеими сторонами договора. Такие акты дают застройщику (заказчику) требовать устранение выявленных недостатков с последующей проверкой такого устранения, а также могут являться доказательствами в суде при необходимости привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности.

Так, согласно ст.754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Однако подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.

4. В отличие от государственного строительного надзора, сроки и порядок которого достаточно четко регламентированы, периодичность строительного (производственного) контроля законодателем не регулируется, за исключением случая проведения повторного контроля через шесть месяцев после окончания предыдущего в случаях, указанных ч.6 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

5. Близким по своему содержанию к строительному контролю является авторский надзор. Согласно ст.12 Закона об архитектурной деятельности, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль.

Второй комментарий к статье 53 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового института строительного контроля, к которым следует относить:
— четыре цели осуществления мероприятий строительного контроля, а также три вида работ (градостроительной деятельности), при которых проводится такой контроль;
— четыре категории лиц, имеющих полномочия на осуществление мероприятий строительного контроля;
— обязанности лица, осуществляющего строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— обязанности лица, осуществляющего строительство (застройщика или заказчика в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проводить контроль за выполнением скрытых работ, а также за безопасностью скрытых строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, с обязательным составлением акта освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— право контроля застройщика (заказчика) за устранением недостатков, допущенных при проведении скрытых работ (использовании скрытых конструкций);
— установление особенностей контроля за проведением скрытых работ (использованием скрытых конструкций), который проводится более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля (составления акта освидетельствования скрытых работ);
— требования к замечаниям при осуществлении строительного контроля и устранению указанных недостатков;
— порядок регламентации (конкретизации) проведения строительного контроля.
Как установил законодатель, четырьмя целями мероприятий строительного контроля являются проверки соответствия выполняемых работ:
1) проектной документации (см. ст. 48 Кодекса);
2) требованиям технических регламентов (особенности саморегулирования и соответствующих требований технического регламента в градостроительной сфере согласно положениям Кодекса обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 ГрК России);
3) результатам инженерных изысканий (см. ст. 47 Кодекса);
4) требованиям градостроительного плана земельного участка (см. ст. 44 Кодекса).
Тремя видами работ, подлежащих строительному контролю, обозначены циклы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.

2. Положения ч. 2 рассматриваемой статьи определяют четыре категории лиц, имеющих полномочия на осуществление мероприятий строительного контроля, которыми обозначены:
— лицо, осуществляющее строительство;
— застройщик (заказчик) в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора;
— лицо, привлекаемое на основании договора;
— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (по инициативе застройщика или заказчика) для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

3. Правила ч. 3 комментируемой статьи обязывают лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства (см. комментарии к ст. 62 Кодекса).

4. Часть 4 настоящей статьи включает обязанности лица, осуществляющего строительство, а также застройщика (заказчика) проводить контроль за выполнением скрытых работ, а также за безопасностью скрытых строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, с обязательным составлением акта освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В случае непредъявления актов освидетельствования скрытых работ приемочной комиссии последняя имеет полное право потребовать от строительной организации произвести выборочную разборку конструкций, скрывающих скрытые работы, для проверки качества выполненных скрытых работ. Как правило, акты освидетельствования скрытых работ составляются в двух экземплярах — по одному для заказчика и исполнителя работ. В них должны быть указаны: полное наименование и адрес объекта, данные заказчика, данные исполнителя работ и данные проектировщика, а также лица (или лиц), производившего скрытые работы. По результатам проверки качества скрытых работ в акты вносятся сведения об их соответствии требованиям СНиП, а также требованиям проектной документации, помимо вышеперечисленного в актах скрытых работ указываются также строительные материалы и оборудование, применявшиеся при производстве скрытых работ, с обязательным указанием перечня примененных строительных норм и правил (СНиП).

5. Положениями ч. 5 настоящей статьи обозначено право контроля застройщика (заказчика) за устранением недостатков, допущенных при проведении скрытых работ (использовании скрытых конструкций). Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил особенности контроля за проведением скрытых работ (использованием скрытых конструкций), который проводится более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля (составления акта освидетельствования скрытых работ). Мероприятия такого контроля должны быть проведены повторно с составлением соответствующих актов.

7. Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют требования к замечаниям при осуществлении строительного контроля и устранении указанных недостатков, которые должны быть составлены в письменной форме. При этом об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок регламентации проведения строительного контроля, согласно которому разработаны и утверждены ряд нормативных правовых актов, основными в их числе являются:
— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;
— Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СД0С-03-2009 (утв. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
— Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СД0С-04-2009 (утв. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
— Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128);
— Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора РД-11-03-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130);
— Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129);
— Приказ Минприроды России от 8 октября 2009 г. N 330 «Об утверждении Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
— Требования к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю «СДА-23-2009».
Отметим, что строительный контроль при проведении его органами государственной власти (местного самоуправления) относится к виду государственного контроля, муниципального контроля в градостроительной деятельности. О результатах проведения такого контроля осуществляются установленные доклады вышестоящим руководителям. Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215.
Также следует добавить, что в соответствии с письмом от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08 Министерством регионального развития РФ определены виды работ из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства. В обозначенный Перечень вошли 13 подгрупп видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах: устройство скважин, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство объектов использования атомной энергии, устройство объектов нефтяной и газовой промышленности и др. Положениями п. 34 обозначены работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21).

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) -изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей , площади, объема) … 14_1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года. N 215-ФЗ)

Источники
  • https://stgrkrf.ru/53
  • https://www.gradkod.ru/statya-53

Рейтинг
Загрузка ...