Основные требования к качеству материалов, изделий и готовых конструкций массового применения устанавливаются Государственными стандартами РФ (ГОСТ), отраслевыми стандартами (ОСТ), техническими условиями (ТУ).
В ГОСТах и ТУ содержатся краткое описание материалов и способы его изготовления, указаны марки материалов и требования к их качеству, форма и размеры и допускаемые отклонения от них, а также правила транспортирования, приемки и хранения, обеспечивающие сохранность материала, а также методы испытаний. ГОСТы и ТУ документы, устанавливающие, что данный материал или изделие одобрены для производства и применения при определенном его качестве.
Основные положения строительного проектирования и производства строительных работ регламентируются Строительными нормами и правилами (СНиП).
В части II СНиП «Нормы проектирования» содержатся сведения о том, в каких конструкциях и как следует применять строительные материалы с указанием необходимых требований к свойствам этих материалов.
Что такое стандартизация?
В стандартах и СНиПах требования к свойствам материалов выражены в виде марок на эти материалы. Марка вычисляется как среднее арифметическое результатов испытаний трех или более образцов материала (в ряде случаев метод расчета оговаривается в ГОСТе на материал). В последнее время для характеристики основных качественных показателей материалов, например бетона, используют понятие класс. Класс — численная характеристика какого-либо свойства материала, принимаемая с гарантированной обеспеченностью, т.е. с учетом разброса значений этого свойства (подробнее см. п. 12.5).
Марка строительных материалов — условный показатель, устанавливаемый по главнейшим эксплуатационным характеристикам или комплексу главнейших свойств материала. Так, существуют марки по прочности, плотности, морозостойкости, огнеупорности.
Один и тот же материал может иметь несколько марок по различным свойствам. Так, кирпич маркируют по прочности и морозостойкости, но основной из них считается марка по прочности — главнейшему эксплуатационному показателю. По прочности для всех природных и искусственных каменных материалов СНиПом установлены следующие марки: 4; 7; 10; 15; 25; 35; 50; 75; 100; 125; 150; 200; 300 и т- Д. до 3000. Цифра показывает минимально допустимый предел прочности материала, выраженный в кгс/см (например, кирпич марки ЮО должен иметь прочность 100…125 кгс/см2 или 10…12,5 МПа).
Теплоизоляционные материалы делят на марки по плотности. Это объясняется тем, что теплопроводность находится в прямой зависимости от плотности, но контролировать последнюю значительно проще (см. п. 2.4). Например, изделия из минеральной ваты выпускают марок 75; 100; 150ит.д. (в этом случае размерность марки кг/м3).
Источник: stroy-server.ru
Стандартизация в строительстве
В 1937-1940 г. было положено начало применению типовых деталей, элементов и узлов зданий и сооружений. Был издан первый каталог типовых деталей.
Галилео. Истории изобретений. Стандартизация
ТИПИЗАЦИЯ — отбор наилучших объемно-планировочных параметров здания (шагов, пролетов), конструктивных размеров оконных и дверных проемов и сборных изделий для них с целью многократного использования их в качестве типовых для массового строительства зданий. В целях индустриализации строительства и повышения степени сборности зданий на базе типовых деталей разработаны унифицированные детали и конструктивные элементы зданий. Типизация, унификация и стандартизация взаимосвязаны и рассматриваются без отрыва др. от др.
УНИФИКАЦИЯ предполагает применение небольшого числа единообразных по форме и размерам элементов взамен большого количества типовых деталей. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость элементов и возможность применения их для различных решений. Например, можно две плиты перекрытия заменить одной, перекрывающей сразу все помещение, если ширина плиты “на комнату” кратна ширине узких плит, а длины их одинаковы.
Унифицированные детали разрабатывают с большей степенью точности, учитывая допуски размеров.
Понятие типоразмер изделия совмещает в себе тип сборного элемента (панель перекрытия и др.), его геометрическую форму и размеры. Например, панели перекрытия, имеющие одинаковую геометрическую форму и номинальную ширину (1,5 м), но разную длину (3,6 и 6 м) составляют 2 разных типоразмера.
Типоразмер заводского изделия содержит в себе несколько марок (вариаций) изделий внутри данного типоразмера, отличающихся по каким-либо другим техническим и технологическим признакам (марка бетона, количество и размещение арматуры, закладных деталей и отверстий и т.п.).
Унифицируются не только размеры сборных изделий, но и их основные свойства (несущая способность, тепло- и звукоизоляционные свойства и др.).
Определение требований к качеству унифицированных элементов здания называется нормализацией. Для жилых и общественных зданий установлено 2 вида нормалей: планировочные и объемно-планировочные. Нормали – это проектно-типологические стандарты. Они представляют собой документ, состоящий из набора типовых и объемно-планировочных решений различных элементов зданий: квартир, санитарных узлов, санитарно-кухонных блоков, спальных и общих комнат.
Источник: studizba.com
Стандартизация
В русскоязычной среде под «стандартизацией» понимается не общее понятие стандартизации, а так называемая (например в англоязычной среде) «техническая» стандартизация, которая охватывает широкий круг главным образом технических вопросов. Таким образом техническая «стандартизация» в русскоязычной среде занимает на данный момент место общего понятия стандартизации. В некоторых случах это может порождать проблемы в понимании старндатизации, как общего понятия. И даже к подмене общего понятия стандартизации понятием «технической» стандартизации.
Общепризнанного определения общего понятия стандартизации на данный момент не сформулировано, и это вообще вряд ли возможно. Далее здесь под «стандартизацией» обычно подразумевается именно «техническая» стандартизация, если явно не указано иное.
На международном уровне стандартизовано определение термина:
1.1
стандартизация
деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач
ПРИМЕЧАНИЕ 1 В частности, эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
1.1 standardization activity of establishing, with regard to actual or potential problems, provisions for common and repeated use, aimed at the achievement of the optimum degree of order in a given context
NOTE 1 In particular, the activity consists of the processes of formulating, issuing and implementing standards.
NOTE 2 Important benefits of standardization are improvement of the suitability of products, processes and services for their intended purposes, prevention of barriers to trade and facilitation of technological cooperation.
1.1 normalisation activité propre à établir, face à des problèmes réels ou potentiels, des dispositions destinées à un usage commun et répété, visant à l’obtention du degré optimal d’ordre dans un contexte donné
NOTE 1 Cette activité concerne, en particulier, la formulation, la diffusion et la mise en application de normes.
NOTE 2 La normalisation offre d’importants avantages, notamment par une meilleure adaptation des produits, des processus et des services aux fins qui leur sont assignées, par la prévention des obstacles au commerce et en facilitant la coopération technologique.
— Стандартизация и смежные виды деятельности.
Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R). [1]
Цитата проверена в июле 2015 года
Там же стандартизованы особые условия воспроизведения стандартных терминов и их определений:
Воспроизведение терминов и определений, содержащихся в настоящем Международном стандарте, разрешается в учебных пособиях, руководствах по эксплуатации, публикациях и журналах технического характера, предназначенных исключительно для обучения или для практического исполнения. Подобное воспроизведение должно осуществляться на следующих условиях: термины и определения не должны подвергаться никаким изменениям; воспроизведение запрещается в словарях и других сходных изданиях, предназначенных для продажи; настоящий Международный стандарт должен цитироваться как первоисточник.
The reproduction of the terms and definitions contained in this International Standard is permitted in teaching manuals, instruction booklets, technical publications and journals for strictly educational or implementation purposes. The conditions for such reproduction are: that no modifications are made to the terms and definitions; that such reproduction is not permitted for dictionaries or similar publications offered for sale; and that this International Standard is referenced as the source document
— Стандартизация и смежные виды деятельности.
Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R) [1] , страница «ii»
Цитата проверена 29 августа 2016 года
В отличие от статей Википедии, которая «в подавляющем большинстве случаев должна основываться на вторичных и третичных источниках» (w:ru:ВП:АИ), в рамках данного исследования сделана попытка последовательного соблюдения особых условий использования и особых требований цитирования стандартных терминов и их определений. Это привело к большому объему цитирования, недопустимому в Википедии.
Введение
В широком кругу главным образом технических вопросов международные организации по стандартизации увязывают определение «стандартизации» с определениями «стандарта» и «консенсуса»:
В то время как в рамках ИСО и МЭК обеспечивается международная стандартизация, охватывающая широкий круг главным образом технических вопросов, общее понятие стандартизации выходит за рамки сферы деятельности этих организаций. Для целей ИСО и МЭК определение стандартизации (1.1) следует рассматривать совместно с определением стандарта (3.2) и консенсуса (1.7)
Whilst ISO and IEC jointly provide the international framework for standardization, covering a wide range of mainly technical matters, the general concept of standardization extends beyond their terms of reference. For ISO and IEC purposes, the definition of standardization (1.1) should accordingly be read in conjunction with the definitions of standard (3.2) and consensus (1.7)
Alors que l’ISO et la CEI constituent conjointement le cadre international de la normalisation couvrant toute une gamme de sujets principalement techniques, le concept général de normalisation s’étend au-delà de leur mandat. Pour les besoins de l’ISO et de la CEI, il convient donc de lire la définition de la normalisation (1.1) conjointement avec les définitions de la norme (3.2) et du consensus (1.7)
— Стандартизация и смежные виды деятельности.
Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R). [1] Введение
Цитата проверена 29 августа 2016 года
Как следует из международного определения [⇨] , идеальным результатом «стандартизации» была бы достигнутая оптимальная степень упорядоченности в определенной области деятельности хотя бы в кругу главным образом технических вопросов. Но даже в области самой стандартизации до этого идеала пока достаточно далеко.
Например, в русском языке само определение стандартизации на национальном уровне [⇨] зачем-то сформулировано иначе (другими словами), чем на международном [⇨] .
Не лучше обстоят дела и со степенью упорядочения конкретных целей и задач стандартизации [⇨] .
Понятие «стандартизации» как процесса достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области широко распространилось и за пределы широкого круга главным образом технических вопросов на многие другие сферы человеческой деятельности, в том числе и на общественную жизнь, когда речь идет, например, о так называемых «социальных» стандартах. Однако за пределами широкого круга главным образом технических вопросов степень упорядочения ещё дальше от оптимальной, чем в их кругу.
Например, в области стандартизации языков. В разных странах люди обычно говорят на разных языках. Но нередко бывает и так, что говорят в разных странах на одном и том же, или почти на одном и том же языке. Например Португалия и Бразилия, Австрия и Германия, Испания и Мексика, США и Англия вместе с Австралией. Примеры можно продолжать.
А внутри одной страны люди разговаривают чуть-чуть или совсем по-другому в разных ее провинциях, городах или даже деревнях. На то есть великое множество причин, в основном исторических. В результате люди могут совсем не понимать тех, кто живет далеко или даже живет почти рядом. Причем, не очень понятно — какая именно степень упорядоченности в области языков была бы оптимальной.
Поэтому стандартизация, как деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в области языков, лишена четкой цели. Усилия государств нацелены в основном лишь на то, чтобы управляемое государством население могло хотя бы хорошо понимать государственные требования к себе на удобном данному конкретному государству языке.
Строго очертить широкий круг главным образом технических вопросов невозможно. Один из примеров — система мер и весов. В мире продолжает параллельно существовать и метрическая, и дюймовая системы мер, а вес измеряют как в ньютонах, так и в килограмм-силах и фунтах. Чисто ли технические это вопросы? Или уже исторические, экономические и государтвенные?
Другой пример — организация встречного дорожного движения. По какой стороне ездить — по правой или по левой? Вроде бы не технический вопрос. Или все-таки технический? И ряд подобных примеров нестрогости границ круга главным образом технических вопросов можно продолжать и продолжать.
Но вернемся в пределы интуитивно понимаемых, пусть и слегка размытых, границ широкого круга главным образом технических вопросов.
Объектом стандартизации по определению международного уровня могут стать продукция, процесс или услуга, которые должны быть стандартизованы. И этот перечень может быть значительно расширен, в том числе на системы, процедуры, методы и даже деятельность. [⇨]
В России термин «стандартизация» установлен законодательно, причем его формулировка существенно изменилась с 1 июля 2016 года. [⇨]
Принципы стандартизации в России также стандартизованы и они тоже заметно менялись с течением времени. [⇨]
В России до 30 июня 2016 года были законодательно установлены разновидности документов в области стандартизации, а с 1 июля 2016 года установлены виды документов по стандартизации [⇨]
Работы по стандартизации организуют на различных уровнях: от уровня отдельных предприятий до международного. [⇨]
Законодательство и нормативные документы, в том числе опубликованные стандарты, неизбежно со временем меняются. Поэтому даже прямые цитаты из них, приведенные в этой статье, могут не вполне соответствовать действительному содержанию этих документов. Максимально точную информацию можно получить только обратившись непосредственно к актуальным версиям использованных или процитированных документов.
Определения термина «Стандартизация» в кругу технических вопросов
На международном уровне
Стандартизованное на международном уровне определение термина «стандартизация» приведено в самом начале этого исследования. [⇨]
В России
Современное российское определение
С 1 июля 2016 года в России вступило в силу определение:
14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации
— пункт 14 статьи 2 закона «О стандартизации в Российской Федерации» [2]
Цитата проверена 10 августа 2016 года
В российском и международном определениях совпадает только характеристика стандартизации как деятельности, направленной на достижение упорядочения. И то если пренебречь формальным отличием упорядоченности от упорядочения (в смысле результата деятельности).
История российских определений
До 30 июня 2016 года в России действовало определение термина:
стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
— статья 2 Федерального закона РФ «О техническом регулировании»
(с 27 декабря 2002 года до 30 июня 2016 года) [3]
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в первоначальном состоянии) в Викитеке ? |
Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последними учтёнными изменениями) в Викитеке ? |
То же самое определение «стандартизации» имеется в Викитеке, где есть варианты упомянутого закона.
В российском определении стандартизации, в отличие от международного, общее понятие «положений» было тогда конкретизировано и ограничено «пра́вилами и характеристиками», причем было явно указано на добровольность их использования. А направленность стандартизации на достижение упорядоченности тогда дополнялась направленностью на повышение конкурентоспособности.
Объекты стандартизации
На международном уровне стандартизовано понятие
1.2
объект стандартизации
объект, который должен быть стандартизован
ПРИМЕЧАНИЕ 1 В данном Руководстве для отражения понятия объект стандартизации в широком смысле принято выражение «продукция, процесс или услуга», которое следует понимать как относящееся в равной степени к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, протоколу, процедуре, функции, методу или деятельности.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 Стандартизация может органичиваться определенными аспектами любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и критерии прочности могут быть стандартизованы отдельно.
1.2
subject of standardization
topic to be standardized
NOTE 1 The expression “product, process or service” has been adopted throughout this Guide to encompass the subject of standardization in a broad sense, and should be understood equally to cover, for example, any material, component, equipment, system, interface, protocol, procedure, function, method or activity.
NOTE 2 Standardization may be limited to particular aspects of any subject. For example, in the case of shoes, criteria could be standardized separately for sizes and durability.
1.2
sujet de normalisation
matière à normaliser
NOTE 1 L’expression «produit, processus ou service» a été adoptée tout au long de ce guide pour que les sujets de normalisation soient considérés dans un sens large; elle doit être interprétée comme pouvant recouvrir sans distinction tout matériau, composant, équipement, système, interface, protocole, procédure, fonction, méthode ou activité.
NOTE 2 Le champ de la normalisation peut être limité à certains aspects particuliers d’un sujet quelconque. Dans le cas des chaussures par exemple, la pointure et les critères de durabilité peuvent être normalisés séparément.
— Стандартизация и смежные виды деятельности.
Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R) [1]
Цитата проверена в июле 2015 года
Цели и задачи стандартизации
Цели стандартизации на международном уровне
На международном уровне целям стандартизации посвящен второй раздел Словаря [1] , который начинается с примечания. В нём цели разделены на общие и конкретные.
Общие цели стандартизации вытекают из определения термина [⇨] .
Конкретные цели, которых может быть одна или несколько, обеспечивают соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Названы 11 возможных конкретных целей стандартизации с оговорками о том, что этим списком конкретные цели не ограничиваются и о том, что реализация одних целей может осуществляться одновременно с реализацией других:
- Управление многообразием
- Применимость
- Совместимость
- Взаимозаменяемость
- Охрана здоровья
- Обеспечение безопасности
- Охрана окружающей среды
- Защита продукции
- Достижение взаимопонимания
- Улучшение экономических показателей
- Торговля
После вступительного примечания в разделе втором Словаря [1] более подробно определено понятие:
2.1
соответствие назначению
способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях
— Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R). [1]
Цитата проверена в мае 2017 года
и затем более подробно определены шесть из одиннадцати конкретных целей стандартизации, ранее названных во вступительном примечании:
2.2
совместимость
пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований
2.3
взаимозаменяемость
пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований
ПРИМЕЧАНИЕ Функциональный аспект взаимозаменяемости называется «функциональная взаимозаменяемость», а размерный аспект — «размерная (геометрическая) взаимозаменяемость».
2.4
управление многообразием
унификация
выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей
ПРИМЕЧАНИЕ 1 Управление многообразием обычно связано с сокращением многообразия.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 (только к русской версии): В национальной практике России, как правило, используется термин «унификация», понимаемый как «приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации и средств общения (термины, обозначения и др.)».
2.5
безопасность
отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба
ПРИМЕЧАНИЕ В области стандартизации безопасность продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющего свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого уровня.
2.6
охрана окружающей седы
защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг
2.7
защита продукции
предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных условий при ее использовании, транспортировке или хранении
— Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R). [1]
Цитата проверена в мае 2017 года
Цели и задачи стандартизации в России
Цели стандартизации были определены в третьем разделе ГОСТ Р 1.0-2012 [4] , где они были сгруппированы по четырем направлениям:
1) повышения уровня безопасности (в шести областях), 2) обеспечения (девяти процессов), 3) создания (четырех систем), 4) содействия (двум процессам).
Всего таким образом была сформулирована 21 цель.
Введенным с 01.07.2014 Изменением № 1 [5] этого стандарта цели стандартизации уточнены, ограничены явно рамками Российской Федерации, и дополнены задачами стандартизации.
Определены 14 целей стандартизации без группировки по направлениям:
3. Цели и задачи стандартизации в Российской Федерации
3.1 В Российской Федерации стандартизация осуществляется в целях:
-содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы
стандартизации в качестве равноправного партнера;
-снижения неоправданных технических барьеров в торговле;
-улучшения качества жизни населения страны;
-установления технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение
здоровья и работоспособность человека в процессе труда;
-обеспечения обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической
безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;
-повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);
-обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окру-
жающей среды;
-содействия развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
-предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение;
-создания национальной системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной
торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в
сфере технического регулирования;
-содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского эко-
номического сообщества, Содружества Независимых Государств;
-содействия трансферту наилучших лабораторных практик;
-участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации;
-расширения применения информационных технологий в сфере стандартизации.
— Изменение №1 ГОСТ Р 1.0-2012. [5] Цитата проверена в июле 2015 года
Определены 12 задач, решаемых в Российской Федерации при проведении стандартизации, среди которых выделено особо четыре задачи, решаемые для содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств:
3.2 При проведении в Российской Федерации стандартизации решаются следующие задачи:
-устанавливают (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий)
требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрика-
тов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, кото-
рые позволяют ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и
ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаме-
няемость элементов сложной продукции;
-создают условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе
продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных
источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;
-осуществляют модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;
-содействуют взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отрас-
лях экономики;
-повышают роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной про-
дукции;
-осуществляют добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия нацио-
нальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам
правил;
-осуществляют применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных госу-
дарственных программах, направленных на модернизацию экономики страны;
-осуществляют координацию разработки международных, региональных и национальных стандар-
тов с участием российских специалистов и комитетов по стандартизации.
Для содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского
экономического сообщества, Содружества Независимых Государств при проведении в Российской Феде-
рации работ по стандартизации решают следующие задачи:
-сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и других отношений;
-реализацию скоординированной политики по обеспечению разработки, принятию и применению меж-
государственных стандартов;
-установление единых требований к продукции на экспортных рынках;
-разработку единых классификаторов и каталогизацию продукции
— Изменение №1 ГОСТ Р 1.0-2012. [5] Цитата проверена в июле 2015 года
Основные понятия о стандартизации (в России)
Для целей Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [2] в его статье 2 (по состоянию на 9 июня 2017 года) законодателем были перечислены (в алфавитном порядке) и определены 15 основных понятий, в том числе и сама «стандартизация», которой по алфавиту досталось 14-е место в списке:
1) документ по стандартизации,
2) документы национальной системы стандартизации,
3) информационно-технический справочник,
4) национальная система стандартизации,
5) национальный стандарт,
6) объект стандартизации,
7) общероссийский классификатор,
8) основополагающий национальный стандарт,
9) правила стандартизации,
10) предварительный национальный стандарт,
11) рекомендации по стандартизации,
13) стандарт организации,
15) технические условия.
Принципы стандартизации (в России)
Принципы стандартизации в России много раз менялись. В частности, шесть принципов стандартизации ранее были сформулированы в статье 12 Федерального закона «О техническом регулировании» [6] . Эта статься закона утратила силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в Викитеке ? |
Позднее принципы стандартизации были уточнены в четвертом разделе ГОСТ Р 1.0-2015 [7] . Число их там выросло до восьми: шесть прямо ссылались на Закон [6] , и ещё два, касающихся стандартизации взаимосвязанных объектов и наличия стандартов международного уровня, были сформулированы дополнительно.
Введенным с 01.07.2014 Изменением № 1 [5] этого стандарта принципы национальной стандартизации были уточнены и определены без ссылок на законодательство. Тогда было сформулировано 17 принципов:
4 Принципы стандартизации Национальную стандартизация в Российской Федерации осуществляют в соответствии с принципами:
-добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обя-
зательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объяв-
ления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стан-
дартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
-применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и ре-
гиональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов пра-
вил иностранных государств;
-максимального учета мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандар-
тизации;
-обеспечения преемственности работ по стандартизации;
-обеспечения условий для единообразного применения документов в области стандартизации;
-обоснованности разработки документов в области стандартизации;
-открытости (прозрачности) процедур разработки документов в области стандартизации;
-обеспечения доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтере-
сованных лиц;
-однозначности понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;
-соответствия документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Фе-
дерации;
-прогрессивности и оптимальности требований документов в области стандартизации;
-комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном
уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам)и увязки сроков разработки и вве-
дения стандартов в действие;
-недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты
стандартизации, стандартизованные на межгосударственном уровне;
-недопустимости разработки и применения национальных стандартов Российской Федерации, кото-
рые создают излишние препятствия международной торговле;
-унификации процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них измене-
ний и обеспечения доступа к документам к документам в области стандартизации;
-обеспечения системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с
использованием информационных технологий;
-обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации
— Изменение №1 ГОСТ Р 1.0-2012. [5] Цитата проверена в июле 2015 года
Затем в статье 4 закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ были сформулированы 10 принципов стандартизации:
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
(В редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. N 296-ФЗ)
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
— Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2]
Цитата проверена в ноябре 2018 года
Документы в области стандартизации и документы по стандартизации (в России)
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в первоначальном состоянии) в Викитеке ? |
В России Федеральным законом «О техническом регулировании» [6] в статье 13 до 30 июня 2016 года в четырех абзацах перечисления было установлено восемь разновидностей документов в области стандартизации:
2) правила стандартизации,
3) нормы в области стандартизации,
4) рекомендации в области стандартизации,
6) общероссийские классификаторы технико-экономической информации,
7) общероссийские классификаторы социальной информации,
8) стандарты организаций.
С 1 июля 2016 года в Федеральном законе «О стандартизации в РФ» [2] документам по стандартизации посвящена четвертая глава, где сначала в статье 14 перечислены пять видов документов по стандартизации:
Статья 14. Виды документов по стандартизации
К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
— Федеральный закон «О стандартизации в РФ». [2]
Цитата проверена в июне 2017 года
Пятому виду посвящена статья шестая (из первой главы «Общих положений») и на неё в статье 14 дана ссылка.
Затем в восьми статьях 15-22 первые четыре из пяти видов документов по стандартизации рассмотрены более подробно:
- в статье 15 — Документы национальной системы стандартизации
- в статье 16 — Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации
- в статье 17 — Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты
- в статье 18 — Рекомендации по стандартизации
- в статье 19 — Информационно-технические справочники
- в статье 20 — Общероссийские классификаторы
- в статье 21 — Стандарты организаций и технические условия
- в статье 22 — Своды правил
Особый статус технических условий (ТУ)
Особый (двойной) статус среди видов документов по стандартизации имеют «технические условия» (ТУ), которые с одной стороны теперь прямо отнесены законом к числу стандартов организаций в статье 2 об основных понятиях:
15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель)
— Статья 2 Федерального закона «О стандартизации в РФ». [2]
Цитата проверена в июне 2017 года
Но с другой стороны ТУ одновременно, согласно ГОСТ 2.102 [8] , считаются видом конструкторского документа, входящего в состав комплекта конструкторской документации:
технические условия — документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приёмке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах
— Таблица 1 ГОСТ 2.102-2013 «ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов». [8]
Цитата проверена в июне 2017 года
Об особом (двойном) статусе ТУ в законе прямо не упоминается. Сказано лишь о том, что
2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
— Статья 21 Федерального закона «О стандартизации в РФ». [2]
Цитата проверена в июне 2017 года
Порядок обращения конструкторских документов отличается от порядка обращения стандартов организаций, что на практике приводит к многочисленным разногласиям в сфере обращения ТУ, когда их статус по-разному толкуется сторонами спора, исходя из своей сиюминутной выгоды в конкретной спорной ситуации.
Государственное регулирование и управление стандартизацией
Стандартизацией на своей территории управляют государства. Они же коллективно управляют стандартизацией на региональном и международном уровне.
Государства регулируют стандартизацию на своей территории через принятие законов, правительственных постановлений и других нормативных актов. В частности, в России действует закон «О техническом регулировании» [6] , в котором глава третья до 30 июня 2016 года была посвящена стандартизации. Одновременно вступил в силу частично с 29 сентября 2015 г., а полностью с 1 июля 2016 г., отдельный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [2] .
Работы по стандартизации организуют соответствующие международные, региональные и государственные (национальные) организации (в этом случае именуемые чаще органами, по аналогии с органами государственной власти), наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать стандарты и другие документы по стандартизации.
Руководящие органы отраслей организуют отраслевую стандартизацию.
Отдельные предприятия или организации организуют свою внутреннюю стандартизацию. В том числе и транснациональные компании и корпорации.
Международные организации по стандартизации
-
(ИСО, ISO). (рус.) (МЭК, CEI). Информационный портал по вопросам деятельности Международной электротехнической комиссии (МЭК) на сайте Росстандарта. О себе на сайте МЭК (англ.) (МСЭ, ITU). О себе на сайте МСЭ (рус.)
Региональные организации по стандартизации
В Содружестве Независимых Государств (СНГ)
В Таможенном союзе
В рамках Таможенного союза специального органа по стандартизации пока нет (на сентябрь 2015 года).
В Европе
Национальные организации (органы) стандартизации
В России
Шаблон:Викитека-текст В России пунктом 1 статьи 14 Закона «О техническом регулировании» [6] определены 16 функций национального органа по стандартизации, среди которых на первом месте стоит утверждение национальных стандартов и предварительных национальных стандартов. Пунктом 2 этой же статьи Правительству России дано право определять «орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации». Правительством установлен этот орган:
1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений
— Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. [9]
Цитата проверена в сентябре 2015 года
и определены его полномочия в области стандартизации:
5. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
…
5.4. осуществляет:
…
5.4.11. функции национального органа по стандартизации;
…
— Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. [9]
Цитата проверена в сентябре 2015 года
На Украине
На Украине законодательно предусмотрена организация стандартизации пятью видами субъектов стандартизации:
Статья 8. Субъекты стандартизации
1. Субъектами стандартизации являются:
1) центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере стандартизации;
2) центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере стандартизации;
3) национальный орган стандартизации;
4) технические комитеты стандартизации;
5) предприятия, учреждения и организации, осуществляющие стандартизацию.
Стаття 8. Суб’єкти стандартизації
1. Суб’єктами стандартизації є:
1) центральний орган виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері стандартизації;
2) центральний орган виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері стандартизації;
3) національний орган стандартизації;
4) технічні комітети стандартизації;
5) підприємства, установи та організації, що здійснюють стандартизацію.
— Закон Украины «О стандартизации». [10] Цитата проверена в августе 2015 года
Среди них на третьем месте записан
12) национальный орган стандартизации — орган стандартизации, признанный на национальном уровне, имеющий право быть национальным членом соответствующих международных и региональных организаций по стандартизации
12) національний орган стандартизації — орган стандартизації, визнаний на національному рівні, що має право бути національним членом відповідних міжнародних та регіональних організацій стандартизації
— Статья 1 Закона Украины «О стандартизации». [10] Цитата проверена в августе 2015 года
Распоряжением [11] Кабинета Министров Украины исполнение обязанностей национального органа стандартизации возложено на «Український науково-дослідний і навчальний центр проблем стандартизації, сертифікації та якості» [12] (в переводе на русский язык «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества»).
Функции и полномочия этого органа определены в отдельной статье Закона:
Статья 11. Национальный орган стандартизации
1. Функции национального органа стандартизации выполняет государственное предприятие, не подлежащее приватизации, созданное центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере стандартизации.
2. В полномочия национального органа стандартизации входит:
1) организация та координация деятельности по разработке, принятию, проверке, пересмотру, отмене и возобновлению действия национальных стандартов, кодексов установившейся практики и изменений к ним в соответствии с этим Законом;
2) принятие, отмена и возобновление действия национальных стандартов, кодексов установившейся практики и изменений к ним в соответствии с этим Законом;
3) проведение мероприятий по гармонизации национальных стандартов и кодексов установившейся практики с соответствующими международными, региональными стандартами и кодексами установившейся практики;
4) разработка по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере стандартизации, национальных стандартов и изменений к ним относительно:
процедур разработки, принятия, проверки, пересмотра, отмены и возобновление действия национальных стандартов, кодексов установившейся практики и изменений к ним;
критериев, формы и процедур рассмотрения предложений проведения работ по национальной стандартизации;
процедур создания, деятельности и прекращения деятельности технических комитетов стандартизации;
5) обеспечение соответствия национальных стандартов и кодексов установившейся практики законодательству;
6) обеспечение адаптации национальных стандартов и кодексов установившейся практики к современным достижениям науки и техники;
7) подготовка и утверждение программы работ по национальной стандартизации;
8) принятие решений по созданию и прекращение деятельности технических комитетов стандартизации, определение сферы их деятельности;
9) координация деятельности технических комитетов стандартизации;
10) участие в подготовке международных, региональных стандартов и кодексов установившейся практики, разрабатываемых соответствующими международными и региональными организациями стандартизации, членом которых является национальный орган стандартизации или с которыми он сотрудничает в соответствии с положениями таких организаций или соответствующими договорами, а также обеспечение учета интересов Украины во время проведения указанной деятельности;
11) обеспечение и содействие сотрудничеству в сфере стандартизации между производителями, поставщиками, потребителями продукции и соответствующими государственными органами;
12) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в разработке национальных стандартов и кодексов установившейся практики, обеспечение доступа указанных субъектов к текстам таких документов;
13) подготовка ежегодного отчета о своей деятельности, внесение его после утверждения руководящим советом на рассмотрение центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере стандартизации, и опубликование на официальном веб-сайте не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения этого отчета руководящим советом, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Стаття 11. Національний орган стандартизації
1. Функції національного органу стандартизації виконує державне підприємство, що не підлягає приватизації, утворене центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері стандартизації.
Національний орган стандартизації не може мати на меті одержання прибутку від своєї діяльності.
2. До повноважень національного органу стандартизації належить:
1) організація та координація діяльності щодо розроблення, прийняття, перевірки, перегляду, скасування та відновлення дії національних стандартів, кодексів усталеної практики та змін до них відповідно до цього Закону;
2) прийняття, скасування та відновлення дії національних стандартів, кодексів усталеної практики та змін до них відповідно до цього Закону;
3) вжиття заходів щодо гармонізації національних стандартів та кодексів усталеної практики з відповідними міжнародними, регіональними стандартами та кодексами усталеної практики;
4) розроблення за погодженням з центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері стандартизації, національних стандартів та змін до них щодо:
процедур розроблення, прийняття, перевірки, перегляду, скасування та відновлення дії національних стандартів, кодексів усталеної практики та змін до них;
критеріїв, форми і процедур розгляду пропозицій щодо проведення робіт з національної стандартизації;
процедур створення, діяльності та припинення діяльності технічних комітетів стандартизації;
5) забезпечення відповідності національних стандартів та кодексів усталеної практики законодавству;
6) забезпечення адаптації національних стандартів та кодексів усталеної практики до сучасних досягнень науки і техніки;
7) підготовка та затвердження програми робіт з національної стандартизації;
8) прийняття рішень щодо створення та припинення діяльності технічних комітетів стандартизації, визначення сфери їх діяльності;
9) координація діяльності технічних комітетів стандартизації;
10) участь у підготовці міжнародних, регіональних стандартів та кодексів усталеної практики, що розробляються відповідними міжнародними та регіональними організаціями стандартизації, членом яких є національний орган стандартизації чи з якими він співпрацює згідно з положеннями таких організацій або відповідними договорами, а також забезпечення врахування інтересів України під час провадження зазначеної діяльності;
11) забезпечення та сприяння співробітництву у сфері стандартизації між виробниками, постачальниками, споживачами продукції та відповідними державними органами;
12) заохочення суб’єктів малого і середнього підприємництва до участі в розробленні національних стандартів та кодексів усталеної практики, забезпечення доступу зазначених суб’єктів до текстів таких документів;
13) підготовка щорічного звіту про свою діяльність, внесення його після схвалення керівною радою на розгляд до центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері стандартизації, та оприлюднення на офіційному веб-сайті не пізніше п’яти робочих днів з дня схвалення цього звіту керівною радою, але не пізніше 1 квітня наступного за звітним року.
3. Національний орган стандартизації виконує інші функції та повноваження згідно із законами та статутом.
— Закон Украины «О стандартизации». [10] Цитата проверена в августе 2015 года
Источник: ru.wikiversity.org