В условиях экономической нестабильности в стране и регионе строительные предприятия для эффективности своей деятельности должны осуществлять свою деятельность в рамках стратегии развития, разработанной с учетом конъюнктуры рынка.
Так, И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии [2, с. 68 – 69]:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
21 определение стратегии развития. Что такое стратегия развития.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Процесс формирования стратегии развития называется стратегическим планированием.
Стратегическое планирование – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами.
Стратегию развития можно определить как комплекс действий, направленных на достижение определенного уровня развития системы или другой определенной цели и обеспечивающих единую линию поведения этой системы.
Стратегия развития в строительном комплексе может разрабатываться и реализовываться на трех уровнях – уровне строительного комплекса, корпоративном уровне, уровне предприятия.
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития предприятия обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние [3, 27, 57, 78, 114, 168].
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента.
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
— стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы сданным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции;
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ. Основные правила разработки и реализации стратегии.
— стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
— стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, предполагает реализовывать на уже освоенным фирмой рынке.
Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии, предполагающие расширение фирмы путем добавления новых структур. Это стратегии интегрированного роста.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
— стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. При этом поставки, как центр расходов для фирмы, могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
— стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы;
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Стратегиями данного типа являются следующие:
— стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
— стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. Важным условием для реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетенции в производстве нового продукта;
— стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т.п.
В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение – взаимоисключающие процессы развития бизнеса.
Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
— стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
— стратегия “сбора урожая”, предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время “сбора урожая”;
— стратегия сокращения, заключающаяся в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или один из бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими;
— стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что предприятие осуществляет комбинированную стратегию.
Эти же виды стратегий применимы и к корпоративному уровню, то есть объединения компаний будут ставить перед собой цели повышения эффективности деятельности входящих в нее предприятий. Кроме того, для объединений строительных предприятий характерна корпоративная стратегия, заключающаяся в определении бизнес-областей корпорации и развитии их по вышеуказанным стратегиям.
На основе матрицы Стейнера [134, с. 50; 143, с. 67] были разработаны общие принципы и подходы к развитию строительных предприятий, основными направлениями которых являются инновационная, внутрифирменная, региональная и инвестиционная стратегии развития. Данный подход применим к определению стратегии развития строительного комплекса (рис.2.1).
Рис. 2.1. Общая модель стратегий развития строительных предприятий региона
Эффективное развитие строительного комплекса обеспечивается разработкой и реализацией инвестиционной стратегии, осуществляемой органами государственной власти. Данная стратегия обеспечивает выход предприятий, входящих в комплекс, на государственный и международный рынки с широким ассортиментом продукции.
Стратегия развития строительного комплекса является частью региональной стратегии развития. Исходя из вышесказанного и, если рассматривать уровень развития СК таких регионов, как Пензенская область, очевидно, что повысить эффективность деятельности строительных предприятий можно при условии, что за основу стратегии развития будет принята инвестиционная стратегия СК в частности и региона в целом.
Инвестиционная стратегия — это стратегический инвестиционный портфель, формируемый в регионе. Инвестиционный портфель определяет направления инвестирования и методы реализации развития отдельных сфер экономики. При этом инвестиционная стратегия предусматривает выбор отраслей и субъектов хозяйствования для инвестирования с технико-экономическим обоснованием, поиск и формирование инвестиционных ресурсов, разработку механизма инвестирования с целью обеспечения воспроизводства инвестиционных ресурсов, реализацию инвестиционных проектов с организацией непрерывных или периодически действующих потоков финансовых и других инвестиционных ценностей с обязательным мониторингом и контролем [24] .
Источник: nedvigovka.ru
Стратегия развития строительства это
Долгосрочная эффективная работа строительного предприятия, его рост и развитие определяются обоснованным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал развития предприятия. Успешный выбор стратегии приводит к достижению поставленных долгосрочных целей предприятия — обеспечению устойчивого экономического роста и развития, повышению конкурентоспособности предприятия и производимой им продукции, работ, услуг.
Формирование стратегии развития строительного предприятия, ориентированной на долгосрочную перспективу, является надежной основой его выживания в сложных условиях конкурентной среды и должно исходить из конечных результатов производства с учетом потребностей рынка, сложившихся особенностей производственного процесса, стиля и методов управления, уровня организационной культуры [6].
Создание эффективной системы управления развитием предприятия строительства требует как теоретического осмысления процессов, явлений и закономерностей, действующих в этой области, так и установления основ для логически обоснованных и практически приемлемых методических разработок. Выполнение данного требования связано с решением многих проблем, среди которых все более актуальной становится проблема воздействия организации управления на его эффективность и, как следствие, на эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия [12].
В рыночных условиях хозяйствования любое строительное предприятие в определенный момент оказывается неспособным справиться с изменениями рынка и соответственно вынуждено отказываться от устаревших догм и структурных форм организации. Они меняются потому, что изменяются стоящие перед управлением проблемы, требующие новых решений.
По существу такое изменение организации управления можно представить как процесс модификации действующей организации, целью которой является повышение эффективности управления и хозяйственной системы в целом. При этом модификации может быть подвергнуто любое подразделение и, как правило, она включает изменение структуры власти, уровней ответственности, линии коммуникации и многое др. Главным становится уже не просто экономический рост предприятия, а качественные приращения, расширяющие способности строительных предприятий к обновлению, реагированию на воздействие факторов внешней среды в условиях резко возросшей неопределенности. Представляется, что следование этой концепции принципиально важно для определения перспектив развития строительных предприятий региона и создания необходимых условий для реализации ими стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности.
С другой стороны, эффективная деятельность управления предполагает проведение организационных изменений, которые охватывают процессы не только функционирования, но и развития. При этом под изменениями понимают организационный процесс, основанный на сознательной деятельности аппарата управления, направленной на нарушение динамического равновесия организации и на относительное устойчивое изменение организационной структуры, вызванное этой деятельностью. Они охватывают строительные работы, разделение труда, технологию и др. параметры управления и производства и происходят при различной реакции сотрудников на такие изменения. Тем самым становится все более важным и практически значимым наличие эффективного управления изменениями, а, следовательно, развитием предприятия строительства.
Важнейшим результирующим признаком рационального выбора стратегии развития предприятия выступает координация управления двумя процессами (таблица 2):
постоянным повышением потенциала развития предприятия (требует реализации стратегии развития потенциала предприятия);
эффективным использованием располагаемого потенциала (требует реализации стратегии эффективного использования потенциала предприятия).
Таблица 2 — Идентификация базовых признаков стратегии развития строительного предприятия
Характеристика проявления признака развития
1. Развитие потенциала предприятия
Процесс качественных и количественных изменений социально-экономического потенциала строительного предприятия, характеризующего его конкурентоспособность в удовлетворении:
потребностей инвесторов, заказчиков в качестве строительной продукции, цене, сроках строительства, выполнении договорных и контрактных обязательств;
потребностей предприятия в обеспечении своей жизнедеятельности и развития в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
общественных потребностей (в развитии экономики региона)
2. Управление развитием совокупного потенциала предприятия
Управление процессом непрерывного наращивания количественных и качественных изменений социально-экономического потенциала предприятия в решении проблем взаимодействия с внешней и внутренней средой на основе применения конкурентоспособных форм и методов управления:
процессом адаптации к воздействию внешней среды;
процессом накопления и реализации конкурентных преимуществ важнейших составляющих потенциала, воспроизводственного, организационного, финансово-экономического, социально-трудового и адаптационного
Примечательно в этой связи, что российские исследователи стратегии развития предпринимательства в реальном секторе экономики проявляют сходные позиции в понимании того, что важнейшей частью работы по формированию предпринимательской стратегии на среднесрочный и долгосрочный периоды является выработка стратегии развития потенциала предприятия.
Существует ряд проблем, без решения которых невозможно дальнейшее повышение эффективности строительного производства, в частности:
· сложность регулирования договорных отношений между строительными подразделениями комплекса;
· значительное повышение цен на все виды ресурсов и продукцию, вызванное инфляционными процессами;
· диктуемое рынком сокращение сроков строительства объектов;
· повышение конкуренции между подразделениями строительного комплекса за получение заказов;
· необходимость формирования и развития рыночной инфраструктуры строительства.
Проблемы, стоящие перед строительными предприятиями на современном этапе, толкают их к диверсификации их деятельности — к расширению сложившихся сфер деятельности. Причем, диверсификация наблюдается по нескольким направлениям: расширение и изменение ранее сложившейся специализации строительных предприятий (наряду со стандартными строительно-монтажными работами строительные предприятия выполняют транспортные и ремонтные работы для сторонних организаций и населения, строительство дорог и др.); повышение мобильности строительных организаций и организация работы вне зоны постоянного размещения; выполнение строительными организациями ряда новых, в том числе инжиниринговых функций [30].
С данной точки зрения научно обоснованное определение базовых стратегий развития, сформированных на основе системного подхода к управлению, который обеспечивает строительному предприятию сбалансированность и общее направление развития, адекватные требованиям конкурентной среды, можно считать основным условием дальнейшего повышения эффективности строительного производства. Методологически это сводится к установлению концептуальных положений, методически — к разработке последовательности формирования стратегий, а практически связано с обоснованием управленческих решений, в основу которых должно быть положено соизмерение выдвигаемых целей и принципов проводимых преобразований с особенностями строительного производства, а также условиями и ограничениями функционирования предприятий строительной отрасли. Выбор стратегии, соответствующей особенностям функционирования строительного предприятия, тенденциям развития рынка строительной продукции и имеющей целью укрепление позиций на нем, предусматривает оценку преимуществ стратегий; анализ соответствия рыночных условий, необходимых для реализации стратегии, реальной ситуации на рынке; установление соответствия стратегических нормативов особенностям организации строительного производства и управления предприятием и т.д. Если разновидностью выбора развития предприятия является осуществление стратегии развития потенциала строительного предприятия, то правомерно полагать, что ее реализация предполагает достижение целей:
· обеспечения роста конкурентоспособного потенциала, а также устойчивого развития строительного предприятия (получения заказов, увеличения загрузки производственных мощностей, внедрения новых технологий, обновления основных фондов и др.);
· обеспечения эффективного использования ресурсов и наращивания социально-экономического потенциала развития предприятия.
Стратегический выбор развития предприятия с ориентацией на наращивание «потенциала развития» определяется выбором наиболее приемлемого варианта, среди которых можно выделить два основных:
1. Наращивать «потенциал развития» и формировать способность к адаптации, используя ресурсный потенциал, включая организационную, технологическую, инвестиционную, инновационную, социальную и другие составляющие компоненты развития.
2. Отказаться от наращивания «потенциала развития», обеспечивая получение доходов за счет использования имеющихся ресурсов, что приведет в дальнейшем к исчерпанию накопленного «потенциала развития» и созданию реальной угрозы банкротства [14].
Стратегия развития строительного производства, как стратегия коренных преобразований в экономике, представляет собой поворот к интенсификации производства, ориентацию каждого строительного предприятия на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Обращение к качественной стороне хозяйственной деятельности обусловливает повышение значимости формирования стратегического поведения строительного предприятия, необходимость осуществления инновационных преобразований, как в области материально-технической базы строительного производства, так и во всех звеньях управления. С этой точки зрения нами рассматриваются три подхода к формированию стратегии развития строительного предприятия: предпринимательский, адаптивный, плановый. Они подразумевают различные способы и процедуры формирования управленческих решений, разное поведение и ориентацию принимающих решение лиц.
1. Предпринимательский подход предполагает активный поиск новых возможностей, креативность, динамичность принимаемых решений, гибкое планирование, централизацию полномочий по принятию решений.
2. В основе адаптивного подхода — скорее стремление приспособиться к изменениям окружающей среды, чем активный поиск новых возможностей. Решения принимаются последовательно, по мере возникновения проблем. Для адаптивного подхода характерна фрагментарность, поскольку требования среды меняются с течением времени. При этом, обычно цели строительного предприятия четко не определены, а полномочия и процедуры формирования решений распределены между членами коллектива.
3. Плановый подход сочетает в себе особенности предпринимательского и адаптивного подходов. Рекомендуется в качестве начального этапа его применения избрать анализ организационной среды, производственного потенциала, эффективности функционирования строительного предприятия, по результатам которого формируются новые иерархии и организационная структура, направления развития, структура полномочий и ответственности. Отдавая предпочтение плановому подходу при формировании стратегии строительного предприятия, предлагается следующая последовательность действий и процедур (рис. 2).
Рисунок 2 — Формирование стратегии развития строительной организации
Определение периода реализации стратегии строительного предприятия зависит от размера предприятия, стадий его жизненного цикла, предсказуемости развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного рынка, с которыми связана производственно-хозяйственная деятельность данного предприятия.
Исследование факторов организационно-экономической среды и конъюнктуры товарного рынка направлено на изучение экономико-правовых условий хозяйственной деятельности строительного предприятия и возможного их изменения. Главной целью формирования стратегических целей хозяйственной деятельности строительного предприятия является повышение благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала, а также приемлемый уровень предпринимательских рисков в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — целевых стратегических нормативах, в качестве которых могут выступать:
· коэффициент рентабельности собственного капитала;
· предельный уровень предпринимательского риска;
· минимальный уровень денежных средств, обеспечивающих текущую платежеспособность строительного предприятия.
Конкретизация целевых показателей общей стратегии строительного предприятия по периодам ее реализации производится с целью согласования общей стратегии с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры товарного рынка, в процессе которой обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации стратегий строительного предприятия предусматривает формирование политики реализации стратегий; создание «центров ответственности», определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей; разработку системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности хозяйственной деятельности строительного предприятия.
Оценка эффективности общей стратегии строительного предприятия проводится по следующим критериям:
· последовательность осуществления стратегий;
· согласованность стратегий с требованиями организационно-экономической среды;
· приемлемость уровня рисков;
· преимущества по сравнению с конкурентами.
Обязательным является наличие трех основных элементов: мотивации, информации и критериев оценки принятия решений.
Процесс формирования и выбора рациональных стратегий развития строительных предприятий региона может быть представлен различными моделями, способами описать ключевые стратегические действия предприятия на основании исследования внутренней и внешней организационной среды. Известны две основные модели:
· модель «вклад-отдача» предполагает, что условия и характеристики внешнего окружения являются первостепенными, доминирующими критериями при формировании и осуществлении планов по получению прибыли выше среднего уровня;
· модель «ресурсной базы» подразумевает, что внутренние ресурсы и возможности предприятия представляют основу для развития значимой стратегии. Ресурсы и возможности, которые служат источниками конкурентоспособного преимущества предприятия перед соперниками, рассматриваются в качестве ключевых «компетенций». Согласно модели «ресурсной базы», ядро преимущества является фактически первичной детерминантой стратегии определения ценностей предприятия.
Таким образом, если условия внешней среды оказывают преобладающее воздействие, то основой выбора стратегии предприятия является модель «вклад-отдача», как объясняющая влияние условий внешней среды на стратегические шаги предприятия.
1. Стратегия управления представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
2. Стратегия формируется в рамках процесса управления. Формирование стратегии — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
3. Сущность стратегии состоит в том, что стратегия является основой деятельности организации.
4. Наиболее распространенные, апробированные практикой виды стратегий фирм отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт-рынок; отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технология. Каждый из элементов может находиться в одном из двух состояний — существующем или новом.
5. Стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения; в рамках стратегии определяются приоритеты развития организации и основные направления деятельности.
Источник: studbooks.net
Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года
Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия) подготовлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р «О плане мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы» в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Стратегия является программным документом, характеризующим состояние строительного сектора и отраслей по производству строительных материалов и строительной техники и определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы в строительным секторе и смежных отраслях, а также эффективные механизмы достижения поставленных целей.
Понятия строительного сектора, промышленности строительных материалов, производства строительно-дорожной техники охватывают виды деятельности, относящиеся к кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2), перечисленным в Приложении 2.
Стратегия подготовлена с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, прогноза научнотехнологического развития Российской Федерации до 2030 года и текущих макроэкономических и отраслевых показателей.
Стратегия направлена на реализацию указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», а также на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Стратегия учитывает принятые Правительством Российской Федерации решения по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Среднесрочные целевые показатели Стратегии определены на основе индикаторов национальных проектов «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Международная кооперация и экспорт», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р.
Дополнительные показатели разработаны с учетом приоритетных целей и задач социально-экономического и технологического развития Российской Федерации, лучших международных практик, а также при участии представителей отрасли, экспертного и научного сообщества.
- государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710;
- государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316;
- государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328;
- государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;
- государственной программой Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298;
- государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596;
- государственной программой «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства
- Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р;
- Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;
- Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
- Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642;
- Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1989-р;
- Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн.
Строительная отрасль — это комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти и управления, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению и утилизации зданий и сооружений (в форме строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, реновации, сноса) и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей.
Состав участников отрасли включает (но не ограничивается ими): граждане, строительные компании, подрядные организации, проектные и экспертные организации, финансовые институты и институты развития, государственные органы, осуществляющие регулирование и надзор, образовательные и научные организации.
Целью реализации Стратегии является развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.
Все задачи, закрепленные Стратегией, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.
Первым и самым главным принципом, который положен в основу всех рассматриваемых направлений развития отрасли, является ориентированность на гражданина, повышение его удовлетворенности условиями жизни и деятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли.
1 Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.
2 Кастомизация. Любые новации, в том числе, совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а должны происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при сохранении единства базовых принципов.
3 Завершенность. Регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать «незавершенное строительство».
4 Цифровизация. Расширение использования технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
5 Технологическое соединение административных, управленческий и строительных процессов. Алгоритмизация. Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.
6 Типизация Расширение возможностей использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.
7 Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме основных параметров деятельности в строительной отрасли, позволяющих строить предиктивные модели.
8 Можешь не регулировать — не регулируй. Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового и нормативнотехнического регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, как правило, существенного временного периода, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.
9 Сначала — профессионализм, затем регулирование. Запрет на существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в этой сфере.
1 Целевые индикаторы реализации Стратегии
2 Внешние условия функционирования строительной и смежных отраслей
В последние годы строительная отрасль столкнулась с глобальными системными вызовами, спровоцированными резким ухудшением макроэкономической конъюнктуры. Обвал нефтяных цен в 2014–2016 годах и введение антироссийских санкций обусловили двукратное ослабление российской валюты. Значительное удорожание импортных закупок, а также рост неопределенности и ухудшение финансового положения российских предприятий привели к снижению инвестиционной активности. Это выразилось в снижении спроса на строительство в промышленном и коммерческом сегментах.
В наименьшей степени негативные макроэкономические тенденции затронули сектор жилищного строительства благодаря реализации мер государственной поддержки, главным механизмом которой стало субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам в 2015–2016 годах2F . Этот инструмент выступил эффективной антикризисной мерой, позволившей предотвратить коллапс рынка жилищного строительства в кризисный период, когда процентные ставки в экономике превышали 15%.
Строительный сектор играет значительную роль в российской экономике. Более 50% совокупных инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий (жилых и нежилых) и сооружений. В результате в строительной отрасли формируется 6% совокупной валовой добавленной стоимости (ВДС) по экономике в целом.
За период с 2010 года эта доля находилась в диапазоне от 6% до 7,7%, достигнув верхней границы в 2012 году. Нижняя граница была зафиксирована в 2018 году на фоне падения производительности труда в отрасли. Индекс производительности труда, рассчитываемый Росстатом как частное от деления индексов физического объема добавленной стоимости и изменения совокупных затрат труда, в 2013–2017 годах преимущественно демонстрировал негативную динамику, сократившись за указанный период на 2,7%.
Согласно данным Росстата, по состоянию на 2017 год число действующих строительных организаций в Российской Федерации составляло около 280 тыс., из которых 262 тыс. или 94% относились к категории малых и микропредприятий. Рентабельность строительных предприятий удерживается стабильно ниже среднего показателя по экономике. В частности, рентабельность строительных организаций по проданным товарам и услугам в 2010–2018 годах находилась в диапазоне 4,8–7%, тогда как в среднем по экономике показатель составлял 7,7–12,3%.
В настоящее время в строительной отрасли России занято около 6,3 млн. чел. Расчеты Аналитического центра на основе данных ОЭСР показали, что ВДС в расчете на одного занятого в отрасли в 2017 году составляла 41,6 тыс. долл. (в текущих ценах), что существенно ниже, чем в развитых странах — Швеции (96,7 тыс. долл.), Франции (93,4 тыс. долл.), Великобритании (77,4 тыс. долл.), США (76,7 тыс. долл.), Германии (75 тыс. долл.), Японии (58,8 тыс. долл.).
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя России, на конец 2018 года составила 25,8 кв. м, что на 14,2% превышает показатель 2010 года, однако отстает от уровня ряда стран БРИКС и СНГ — Китая (40,8 кв. м), Бразилии (32,3 кв. м), Армении (31,9 кв.
м), Белоруссии (27,3 кв. м). Также показатель существенно отстает от аналогичного показателя в европейских странах: в Германии обеспеченность жильем составляет около 47 кв. м, в Швеции — 41 кв. м, во Франции — 40 кв. м, в Польше — 27 кв. м. В то же время показатель значительно выше, чем в других странах СНГ — Таджикистане (10,9 кв. м), Азербайджане (12,1 кв. м), Кыргызстане (13 кв. м), Узбекистане (15,4 кв. м), Казахстане (21,6 кв. м).
Источник: www.dokipedia.ru
О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть i) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАТЕГИЯ / МИНСТРОЙ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖКХ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / CONSTRUCTION INDUSTRY / STRATEGY / MINISTRY OF CONSTRUCTION / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING ANDCOMMUNAL SERVICES / REGULATION / MANAGEMENT
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анпилов Сергей Михайлович, Сорочайкин Андрей Никонович
Представлено видение ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, которое будет изложено в небольшом цикле статей. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анпилов Сергей Михайлович, Сорочайкин Андрей Никонович
Повышение качества жилищного обеспечения граждан как стратегическое направление государственной социально-экономической политики
Состояние жилищного фонда в Орловской области, необходимость его капитального ремонта и обновления за счет развития жилищного строительства
DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION (part 1)
A vision of some integral aspects of the strategy for the construction industry development until 2030 has been presented. This vision will be explained in a small series of articles. The open-source data from the websites of Ministry of Construction , Housing and Communal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedings of the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.
Текст научной работы на тему «О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть i)»
ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОМ ОТРАСЛИ РФ
Представлено видение ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, которое будет изложено в небольшом цикле статей. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Ключевые слова: строительная отрасль, стратегия, минстрой, жилищное строительство, ЖКХ, регулирование, управление.
В соответствии с видениями Минстроя РФ Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года (далее Стратегия) должна охватить сферы жилищного, промышленного, транспортного и инфраструктурного строительства, производство строительных материалов и строительной техники, предусмотреть внедрение инноваций. «Минстрой ждет от профессионального сообщества предложений по дальнейшему ускорению технологического развития строительной отрасли. Мы планируем разрабатывать Стратегию развития строительной отрасли на базе экспертных площадок и тех предложений, которые сделают представители строительной отрасли. Это будет наше с вами видение, куда дальше будет идти строительная отрасль, наши с вами приоритеты и стратегические задачи» — это программное заявление министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В. Якушева из выступления на XVI Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства [1].
Мы представим свое видение на ряд составных моментов Стратегии, которое будет
изложено в небольшом цикле статей. При написании данных работ использовались открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ [2], Федеральной службы государственной статистики [3] и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ [4], в первую очередь базовый доклад Вице-президента Российского союза строителей Анвара Шамухамедовича Шамузафарова.
Для начала опишем текущее состояние строительной отрасли, определим приоритеты, цели и задачи по направлениям развития, оказывающих влияние на достижение итоговых результатов.
Анализ макроэкономических факторов, влияющих на динамику ключевых показателей строительной отрасли, отрасли строительных материалов и строительной техники за 2018 год:
❖ доля строительной отрасли, промышленности стройматериалов и ЖКХ составляет примерно 14,6% ВВП (строительство -8,4 трлн. руб., ЖКХ — 5,1 трлн. руб., стройматериалы — 1,5 трлн. руб.; итого 15 трлн. руб.);
❖ общее число предприятий в отрасли -279,5 тыс., из них 276, 9 тыс. (99,1%) в частной собственности;
❖ из общего числа в СРО в целом состоят около 130 тыс. предприятий, в том числе: в строительных СРО состоит около 90 тыс. предприятий, в проектных и изыскательских СРО около 55 тыс. предприятий (часть предприятий одновременно состоят в СРО различных видов);
❖ доля государственных инвестиций в основные фонды — 16,3%, негосударственных -83,7%;
❖ объем работ по виду деятельности «Строительство» — 8,4 трлн. руб., доля государственных капвложений — 1,5 трлн. руб.;
❖ распределение инвестиций в жилищное строительство: частные — 94,4%, государственные — 2,6%, прочие — 3% (годовой объем инвестиций (включая ИЖС и отделочные работы) около 4 трлн. руб., из них 2,2 трлн. руб. идет по виду деятельности «Строительство»);
строительства — это субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам в 20152016 гг. Данный инструмент не только дал возможность сдержать и предотвратить обвал рынка жилищного строительства, но и вызвал положительный импульс для работы на ближайшие 3-5 лет.
Ипотечное кредитование стало основным источником финансирования сделок по купле-продаже недвижимости в России. По данным ДОМ.РФ в 2018 году доля сделок в новостройках с ипотечным кредитованием составила 56%, на вторичном рынке — 49% [5].
Жилищное строительство обеспечивает наиболее высокий мультипликативный эффект в экономике государства, способствует: росту финансирования жилищно-коммунального хозяйства; росту объемов производства строительных материалов, изделий
Динамика ипотечного кредитования, млрд. руб. [2; 4]
Год 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018
Всего кредитов 284 656 380 1032 1764 1473 3013
Первичный рынок 56,8 157,4 106,4 309,6 564,5 568,6 870,8
❖ годовой оборот ЖКХ свыше 5,1 трлн.
На динамику строительной отрасли негативное влияние оказали резкое снижение нефтяных цен в 2014-2016 гг. и введение антироссийских санкций, что привело к значительному ослаблению российской валюты. Рентабельность строительных предприятий в 2010-2018 гг. стабильно фиксируется ниже средних по экономике — 4,8-7% против 7,712,3%. На снижение инвестиционной активности и, как следствие, спроса на строительные услуги в промышленном и коммерческом сегментах повлиял рост неопределенности и ухудшения не только доходности, но и общей стабильности финансового положения российских предприятий.
и конструкций; развитию сети внутримуни-ципальных дорог; росту продаж инженерных систем и оборудования, мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и др. Отдельно хочется подчеркнуть, что рост начинается, в первую очередь, в экономической составляющей муниципальных образований и регионов.
По данным Росстата [3] общий объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» в 2017 году составил 7,54 трлн. руб. Из них по жилым зданиям -36,1%; нежилые здания — 11,02%; автодороги и ж/д — 17,22%; инженерные сооружения -18,43%; строительные работы — 17, 23%.
Ввод жилья в 2017 году составил 79,2 млн. кв.м. (из них за счет бюджетных средств — 2,6%); в 2018 году — 75,3 млн. кв. м. Ввод жилищного фонда, в основном, осуществляется за счет частных инвестиций, в т.ч. индивидуального жилищного строительства. Как видим, произошло снижение объемов сдаваемого жилья и, как мы предполагаем, этот процесс будет продолжаться ближайшие 2-3 года.
И такой болезненный момент для общества и государства, как совокупный портфель незавершенных проектов: на январь 2019 г. равен 139,7 млн. кв. м.; размер задолженности застройщиков — 49,4 млн. кв. м. или 35% совокупного портфеля.
Вот так выглядит привлечение застройщиками денежных средств (на декабрь 2018 года), которые впоследствии пошли на финансирование долевого строительства: средства застройщиков — 0,5 трлн. руб. (8,7%); кредиты — 0,76 трлн. руб. (13,2%); средства дольщиков 4,5 трлн. руб. (78,1%). Как видим, подавляющее большинство привлеченных ресурсов — это денежные средства, поступившие по гражданско-правовым договорам о долевом участии в строительстве.
Количество квартир (жилых единиц) в РФ составляет 69,5 млн., количество домохо-зяйств (семей) — 55 млн., таким образом, наглядно видно, что количество жилых единиц на 15 млн. превышает количество семей. Более 50% российских семей состоит из 3-х и более человек, при этом фонд жилых единиц на 65% состоит из 1-2 комнатных квартир площадью 34-38 кв.м., что не в полной мере соответствует потребностям семей.
В общемировой практике развитых экономик большая доля домохозяйств (семей) проживает в индивидуальных жилых домах. Например, в Финляндии — 89%; в Германии -82%; в США — 72%; в Канаде — 65%. В России доля семей проживающих в индивидуальных жилых домах равна 32%. По данным закрытого опроса населения в августе 2017 года на вопрос ВЦИОМ [6] «А в каком доме Вы хотели бы жить?» от 53% до 85% российских граждан ответили, что хотели бы жить в малоэтажном частном доме.
Интересное сравнение и по размеру жилья в России и странах ЕС в кв. м.: в России -50,8 (на 2007 г.); в Финляндии — 77 (2002 г.); в Великобритании — 86,9 (2001 г.), в Германии — 89,7 (2002 г.); в Швеции — 91,5 (2001 г.). Но в показателях общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя РФ, ситуация намного хуже. В России по итогам 2018 года он равен 25,8 кв.м., что
выше показателей 2010 года на 14,2%, но значительно ниже от уровня стран СНГ и БРИКС: в Белоруссии — 27,3 кв.м., в Армении -31,9 кв.м., в КНР — 40,8 кв.м., в Бразилии -32,3 кв.м.
Динамика доходов населения, стоимость жилья, доступность ипотечных механизмов — это три базовых фактора от которых напрямую зависит спрос на жилищное строительство. Определенное влияние оказывают и государственные социальные программы поддержки отдельных категорий граждан: выделение земельных участков многодетным гражданам, расселение из аварийного и ветхого жилья и др.
Промышленное строительство, наряду с жилищным строительством, оказывает значимое влияние на деятельность строительного рынка. Инвестиционная деятельность трубопроводного и железнодорожного транспорта, в области связи и информации, промышленных предприятий, сектора коммерческой недвижимости составляет не менее половины бюджетов на проектное финансирование в основной капитал.
В 2013 году объем инвестиций в нежилые здания и сооружения составил 2748 млрд. руб. (48,1% от общего объема инвестиций в строительный сектор), в сопоставимых ценах на 2018 год — 4288 млрд. руб. (50,52%). Собственные средства (40-50%) и бюджетные средства (15-20%) — базовые источники финансирования в основной капитал компаний по итогам 2016-2018 гг. [1; 4]. Этого явно недостаточно для развития сектора промышленного строительства. Только доступность финансовых ресурсов (в виде собственных средств, доступа на взаимовыгодных условиях к заемным ресурсам, иностранных инвестиций) позволит заказчикам промышленного строительства привлечь значительные объемы инвестиций в новые проекты.
Определяющую роль в промышленном строительстве (в первую очередь, в инфраструктурном) оказывают бюджетные расходы и расходы компаний с государственным участием. Объем контрактов на 2018 год в строительном секторе, предполагающих го-
сударственное финансирование, равен 70% общего объема стоимости работ (около 6 млрд. руб.), выполненных в деятельности «Строительство» [1].
Несомненно, требуется обратить внимание на проблемы развития типизации в строительстве. Данная проблематика поднимается в рамках разработки Стратегии только специалистами, имеющими практическим опыт типового строительства времен СССР и первого десятилетия современного периода развития российского общества [4].
Фонд типовой проектной документации (ТПД) в 80-е годы ХХ века составлял более 14600 единиц. Наиболее интенсивно этот фонд использовался для проектирования и строительства жилых домов, детских садов, школ, а также объектов инженерного и коммунального значения. Создание системы типового проектирования финансировалось за счет средств государственного бюджета СССР.
В середине 80-х гг. ХХ века в СССР работало более 3000 заводов ЖБИ и 545 предприятий полносборного домостроения, которые находились в государственной собственности и обеспечивали выпуск типовых объектов и их элементы. На территории РСФСР находилось около 50% таких предприятий [4].
При использовании новых индустриальных технологий домостроения, финансируемых за счет частных инвестиций, вопросы использования конкретных проектов, в том числе типовых, определяется заказчиком. Типизация для жилищного строительства, финансируемого за счет средств бюджетов, осуществляется путем установления социальных норм площади жилья, а также стоимости 1 кв. метра общей площади жилья ежеквартально. Типовая проектная документация для строительства жилых домов используется при индустриальном изготовлении на конкретных заводах конструкций жилых домов.
При строительстве зданий для детских дошкольных организаций и общеобразовательных школ, медицинских учреждений и
объектов физкультуры и спорта, финансируемых из бюджета, используются проекты, включенные в реестр типовых проектов Минстроя России [1; 4].
Конечно же необходимо внести корректировки в систему подрядных торгов. Существующая система требований российского законодательства по проведению подрядных торгов в зависимости от типов объектов значительно отличается от передового международного опыта и не способствует повышению качества и экономической эффективности реализуемых проектов в течение всего жизненного цикла объектов.
Так для российских реалий основа для выигрыша любого государственного или муниципального контракта — это минимальная заявленная цена выполнения контракта, стартовая цена может минимизироваться экспертизой в силу приоритета заказчика над подрядчиком, состояние финансовой обеспеченности проекта и исполнителя не проверятся.
Контракт по системе эскроу счетов также далек от оптимального: все регулирует Его Величество Спрос! Для допуска застройщика к использованию системы эскроу счетов надо, чтобы объект строительства соответствовал двум математическим критериям: наличие 5% резерва от сметы и 10% резерв продаж. В части любого договорного соглашения приоритет остается за дольщиком.
Мировой опыт проведения подрядных торгов (МБРР, ЕБРР) ставит во главу угла экономику проекта, опыт исполнителя и проверку их финансового состояния, интересы сторон выравниваются условиями контракта.
Не менее важной является общепринятая оценка уровня комфортности многоэтажных жилых домов, особенно в городских поселениях [4]. В России с 2010 год наблюдается резкий рост МКД с этажностью выше 12 этажей. В первую очередь это относится к городам миллионникам. С одной стороны это новомодное веяние, с другой — желание инвесторов и заказчиков максимизировать прибыль с выделенных под строительство
земельных участков. Однако, общемировой тренд, особенно в странах с развитой экономикой, имеющих богатый опыт не только строительства, но и последующей многолетней практики по эксплуатации и содержанию высотных домов, свидетельствует об обратном — снижение интереса со стороны конечного потребителя и инвесторов к многоэтажному высотному строительству в границах городских поселений.
Рассмотрим основные претензии к потребительским качествам МКД, ведущие к снижению объемов или прекращению их строительства в большинстве стран мира, включая КНР [4]:
❖ для жителей верхних этажей — отсутствие технологий спасения в случае ЧС и по требованию ГО; пониженный уровень комфортности проживания в следствии полной зависимости от лифтов и возможных сбоев в системах инженерного оборудования;
❖ функциональные недостатки по условиям проветривания, воздухообмена (без систем принудительной вентиляции), технические последствия инфильтрации воздуха нижележащих этажей, психологический дискомфорт выходов на балконы и лоджии выше 7-8 этажей;
❖ недостижимость комфортности городской среды в следствии неразрешимости проблем автостоянок, условий выезда из кварталов и загрузки улично-дорожной среды, гипертрофия образовательных учреждений — школ на многие тысячи учащихся, дошкольных учреждений — на многие сотни детей при крайней ограниченности пространств их размещения;
❖ для недвижимости короткий жизненный цикл объекта при различии сроков службы элементов здания (лифтов, инженерного оборудования и др.), что приводит к необходимости периодических работ по капитальному ремонту; сложности проблем сноса и утилизации объекта (в том числе строительного мусора от сноса железобетонных конструкций зданий).
С учетом ментальности российского общества и достаточно высокого уровня соци-
Выливается в значительную проблему для развития общества и государства сложившаяся ситуация по использованию земельного фонда, действующая система расселения населения страны привели к опустыниванию одних территорий и сверхконцентрации населения на других территориях РФ (в пределах 1% территории) [1-2; 4].
Два примера, ярко показывающие своими статистическими данными сложившуюся картину:
1) все населенные пункты страны занимают площадь в 19886,9 тыс. га, что составляет 1,2% от общей площади РФ, в т.ч. застройкой занято лишь 3470,0 тыс. га (0,215%); относительно к поселениям можно отнести промышленные и приравненные к ним земли — это еще 16898,9 тыс. га (1%);
2) Самарская область — на сегодня достаточно усредненный российский регион с административным центром в виде города-миллионника: территория области равна 53600 кв.км., населения на 2018 год было -3193514 чел.; административный центр Самара занимает площадь в 541 кв. км. (1,009% от площади области) и в нем проживает на 2019 год 1156644 чел. (36,22% от населения области); промышленный центр региона — город Тольятти расположен на площади в
314,8 кв.км. (0,58%) с населением на 2018 год в 707408 человек (22,15%).
Рассмотрим текущее состояние строительной отрасли в РФ с позиции стандартного SWOT анализа данных из вышеуказанных источников [1-5].
❖ большой объем потребности в жилье;
❖ большой спрос на капремонт МКД;
❖ потребность в обновлении и строительстве инженерной инфраструктуры;
❖ развитый рынок строительных услуг и технологий;
❖ наличие институтов ипотечного и проектного финансирования;
❖ системная реализация государственных мегапроектов;
❖ сформировавшееся профессиональное сообщество.
❖ постоянное падение доходов населения и его платежеспособности;
❖ неэффективность документов территориального планирования;
❖ нестабильность градостроительного законодательства;
❖ несовершенство контрольной системы;
❖ несовершенство системы технического регулирования;
❖ технологическая инертность отрасли.
❖ наличие больших объемов не вовлеченных в оборот территорий для жилищного строительства;
❖ потенциал развития рынка строительных материалов (профицит до 40%);
❖ наличие господдержки в виде нацп-роектов;
❖ привлечение современных технологий, материалов и механизмов;
❖ внедрение современных методов управления строительством и инвестициями.
❖ стагнация спроса на жилье при существующих ценах предложения;
❖ паление инвестиций в основной капитал предприятий отрасли;
❖ снижение объемов государственного и муниципального финансирования подготовки территорий;
❖ отставание в развитии коммунальной и социальной инфраструктуры;
❖ потеря базовых технологий индустриального строительства жилья и социальных объектов
❖ снижение доходности застройщиков;
❖ недостаточное количество подготавливаемых специалистов для отрасли.
Целью государственной политики развития строительной отрасли, в том числе ее модернизации, является формирование безопасной и комфортной среды проживания населения, опережающая адаптация строительной отрасли к сигналам рынка и установкам национального проекта «Жилье и городская среда» по росту объемов ввода жилья, в том числе за счет массового малоэтажного жилищного строительства, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в строительной сфере, совершенствование нормативно-правовой базы и принципов регулирования, применение эффективных финансово-экономических, технических, организационных и правовых механизмов поддержания жилищного обеспечения населения, в том числе путем государственной поддержки отдельных категорий граждан, в рамках реализации программ социально-экономического развития, Стратегии пространственного развития Российской Федерации, эффективное использование земель для массового жилищного строительства, а также укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации.
На основании рассмотренных объемов информации экспертного сообщества резюмируем базовые задачи Стратегии:
❖ корректировка мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» в соответствии с вызовами, связанными с падением объемов ввода жилья при введении системы проектного финансирования,
а также потребностями и пожеланиями населения Российской Федерации;
❖ устранение ограничений, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности строительных предприятий и распространение в отрасли передовых технологий;
❖ усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности строительного бизнеса;
❖ создание благоприятных условий для формирования новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг);
❖ цифровизация строительной отрасли, включая использование информационных технологий в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, а также в системе управления отраслью, градорегули-ровании, применении стандарта «Умный город»;
❖ совершенствование системы регулирования строительной деятельности, в том числе с использованием института саморегулирования.
Предлагаем интегрированные из вышеуказанных источников приоритетные направления Стратегии:
❖ создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
❖ обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного, при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
❖ модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на
использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства и эксплуатации стандартного жилья для отдельных категорий граждан;
❖ снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
❖ совершенствование контрактной системы и государственно-частного партнерства в гражданском, промышленном и транспортном строительстве;
❖ развитие рынков строительных материалов и строительной техники, включая поддержку ресурсосберегающих технологий и использования промышленных отходов;
❖ развитие экспорта строительных услуг;
❖ создание экономически эффективных механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ;
❖ совершенствование системы государственного управления и регулирования строительства, включая совершенствование ценообразования, системы требований к объектам капитального строительства, циф-ровизацию системы управления, совершенствование системы надзора;
❖ пересмотр модели и состава работ строительной экспертизы на основе технологий информационного моделирования;
❖ дальнейшее развитие рынка строительных услуг путем совершенствования системы госзакупок, информационного обеспечения, допуска и подготовки кадров;
❖ формирование межведомственных требований к формированию отраслевой и академической науки, привлечению ее к решению проблем строительной отрасли;
❖ разработка комплексных мер по внедрению системы типизации проектных ре-
шений на новой информационно-технологической базе проектирования;
❖ подготовка предложений по корректировке нормативной базы градостроительного и архитектурно-строительного проектирования для реализации стандарта «Умный город».
Все участники разработки Стратегии приняли деление стадии ее реализации на 2 этапа, предложенные Минстроем РФ [1-2]. С учетом анализа полученной информации нельзя не согласиться с данными временными рамками.
1-й этап реализации (2020-2024 гг.)
В ходе 1-го этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией, осуществляются реализация нацпроекта «Жилье и городская среда», а также включенных в него федеральных проектов. Кроме того осуществляются мероприятия по обновлению нормативно-правовой базы, снижению административных барьеров для массового жилищного строительства и внедрения инноваций, эффективному использованию земель. на данном этапе предполагается создание механизмов достижения целевых индикаторов развития строительной отрасли.
2-й этап реализации (2025-2030 гг.)
В ходе 2-го этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией,
предполагается стабильное развитие рынков недвижимости и ипотечного кредитования, достижение баланса между спросом и предложением на рынке жилья, в том числе за счет новых форм инвестирования жилищного строительства, развитие научно-технического и промышленного потенциала отрасли. Формирование инновационного центра строительной отрасли. В этот период должен быть обеспечен значительный рост объемов строительно-монтажных работ, в первую очередь, жилищного, транспортного, коммунального и социального строительства. Достижение установленных значений целевых показателей развития строительной отрасли в РФ на 2030 год.
1. Разрабатываем Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года. URL: http:// stroystrategy.ru.
2. Сайт министерства строительства и ЖКХ России. URL: http://www.minstroyrf.ru.
3. Сайт федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru.
4. Сайт ОМОР «Российский союз строителей» URL: https://omorrss.ru.
5. Сайт Банк Дом.РФ. URL: https://xn — dlaqf.xn — plai.
6. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru.
Поступила в редакцию 11.09.2019 г.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION (part 1)
A vision of some integral aspects of the strategy for the construction industry development until 2030 has been presented. This vision will be explained in a small series of articles. The open-source data from the websites of Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedings of the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.
Keywords: construction industry, strategy, Ministry of Construction, housing construction, housing and communal services, regulation, management.
Источник: cyberleninka.ru
Стройка обрела стратегию
Минстрой представил проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Этот программный документ ставит целью рост доли отрасли в ВВП к этому сроку с 5,1% до 5,8%. Годовой объем ввода жилья при этом должен увеличиться с нынешних 86 млн до 120 млн кв. м. Достижение этой цели описано в двух сценариях — в основном и в «агрессивном», предполагающем улучшение экономической ситуации в стране и дополнительное финансирование отрасли. Помешать же выполнению стратегии, по оценке Минстроя, могут рост ставок по ипотеке, административные барьеры, устаревшие нормативы и низкий уровень цифровизации отрасли.
Минстрой определил два «окна возможностей» для строительной отрасли — базовый и «агрессивный» сценарии ее развития
Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ
Минстрой определил два «окна возможностей» для строительной отрасли — базовый и «агрессивный» сценарии ее развития
Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ
Минстрой подготовил проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Как сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, утвердить ее планируется не позже первого квартала 2022 года. Стратегия во многом пересекается с обнародованным ранее проектом жилищной госпрограммы (см. “Ъ” от 24 августа). Однако состояние дел в отрасли и перспективы ее развития в этом документе описаны значительно детальнее за счет увязки со смежными отраслями (инфраструктурное и промышленное строительство, производство стройматериалов).
Основная цель стратегии — достижение ежегодного объема ввода жилья на уровне 120 млн кв. м к 2030 году, по оценкам Минстроя, потребует более 70 трлн руб. частных средств и около 7 трлн руб. инвестиций в создание инфраструктуры для жилищного строительства.
В этом году ведомство ожидает ввода 85,6 млн кв. м жилья, в 2022-м — 90 млн кв. м. В базовом сценарии, который предполагает достаточное финансирование отрасли, доступность ресурсов и рост спроса, темпы ввода нарастают скачкообразно — с «отскоками» и резким приростом в 2027–2028 годах.
В целом Минстрой ждет от реализации стратегии мультипликативного эффекта — роста удельного веса строительной отрасли в ВВП с 5,1% в 2020 году до 5,8% в 2030-м (до 6,5% в «агрессивном» сценарии), увеличения инвестиций в основной капитал с 782 млрд руб. до 1,6 трлн руб. и числа высокопроизводительных рабочих мест с 1,2 млн до 1,5 млн.
В стратегии отсутствует консервативный сценарий, построенный на рисках. Вместо него Минстрой описал «агрессивный» вариант, возможный при улучшении экономической ситуации в стране и дополнительном финансировании отрасли. При этом превышения цели в 120 млн кв. м он не предусматривает — речь идет лишь о ее более плавном достижении. Более показательно различие сценариев на примере общего объема ввода жилья за 2020–2030 годы: базовый сценарий — ввод в 2020–2030 годах 1,07 млрд кв. м, «агрессивный» — 1,09 млрд кв. м. Сильно разнится прогноз ввода многоквартирных домов — разница между сценариями здесь составляет 20 млн кв. м, что немногим меньше половины годового ввода такого жилья (в 2020 году — 42 млн кв. м).
Ключевым риском недостижения цели в 120 млн кв. м Минстрой считает рост ставок по ипотеке, который «в сочетании с опережающим ростом цен на жилье сокращает спрос на новостройки, в результате снижаются запуски новых проектов».
При этом в ведомстве отмечают высокий потенциал рынка: по итогам 2020 года накопленный ипотечный портфель составлял около 10% ВВП и может вырасти до 15%, что, впрочем, в полтора раза ниже, чем в среднем в восточноевропейских странах. Стратегия предполагает, что к 2030 году будет выдаваться не менее 2,3 млн кредитов ежегодно — 30% от этого объема должны приходиться на новостройки. Для достижения этой цели Минстрой делает ставку на льготные программы ипотеки, на развитие дополнительных механизмов покупки жилья (это, например, накопительные счета для откладывания средств на первый взнос), а также на расширение использования цифровых активов в строительстве.
Минстрой готовит новые предложения по корректировке подорожавших госконтрактов в стройке
Ведомство также указывает, что развитию строительной отрасли препятствуют избыточное количество процедур и административные барьеры, устаревшие нормативы, низкий уровень цифровизации при отсутствии возможности применения новых технологий. В связи с этим стратегия предлагает меры для снижения финансовых затрат по созданию объектов на 20%, а также сокращение сроков строительства на 30% (за счет типового проектирования, цифровизации процедур и упрощения проведения экспертизы документации). Замедляют развитие и сложности с изъятием неэффективно используемых земель и отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов. Поясним, что законодательное решение этих проблем уже принято: внедрен механизм комплексного развития территорий, в рамках которого стратегия в базовом сценарии предполагает вовлечение в оборот около 200 тыс. га к 2030 году.
Источник: www.kommersant.ru