Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 58 ГрК РФ
Наступление того или иного вида ответственности за нарушение градостроительного законодательства из числа названных в комментируемой статье видов ответственности зависит от характера правонарушения, его тяжести, наступивших последствий. Конкретные меры ответственности устанавливаются нормами специальных законов. В ряде случаев возможно наступление для одного лица одновременно нескольких видов ответственности, например наряду с привлечением к уголовной ответственности предъявление к данному лицу гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.
Возмещение имущественного ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью людей, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом ГК РФ установлены общие основания ответственности за причинение вреда, а ст. 59 — 61 ГрК РФ предусматривают нормы, дополняющие и развивающие положения ГК РФ применительно к порядку возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на различных стадиях градостроительной деятельности.
В разы вырос штраф за строительные работы без разрешения
За правонарушения, связанные с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
Так, административная ответственность предусмотрена ст. 9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
За нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, а на должностное лицо — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. На юридических лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в этом случае может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф: на первых — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, на вторых — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
Гость в студии. Чего не хватает современному высшему образованию?
Если же указанные выше действия повлекли потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, то административный штраф может быть наложен: на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 9.4 КоАП РФ).
Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет согласно ст. 8.1 КоАП РФ наложение административного штрафа: на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Организации, осуществляющие градостроительную деятельность, обязаны выполнять предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также выполнять требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Невыполнение этих обязанностей согласно ст. 20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Особые требования предъявляются к строительству и эксплуатации объектов тех отраслей народного хозяйства, которые могут представлять особую опасность для жизни и здоровья человека. За нарушение этих требований установлены и специальные меры административной ответственности. Так, согласно ст. 9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Установлены также административные наказания за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение или такая лицензия обязательны (ст. 13.3 КоАП РФ), нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения (ст. 13.4 КоАП РФ), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7 КоАП РФ), строительство или эксплуатацию сооружений связи без специального разрешения (ст. 13.9 КоАП РФ).
Дисциплинарная ответственность налагается в порядке служебной подчиненности по месту трудовой деятельности виновных лиц. Такая ответственность может быть применена к рабочим и служащим за неисполнение ими своих должностных обязанностей, которые повлекли нарушение градостроительного законодательства.
Например, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Если несоблюдение градостроительных норм и правил повлекло тяжкие последствия, такие, как причинение вреда здоровью людей или гибель людей, причинение крупного имущественного ущерба, и эти действия подпадают под состав преступления, предусмотренного статьями Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
Так, ч. 2 ст. 109 УК РФ устанавливает ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а ч. 3 данной статьи — причинение смерти по неосторожности двум или более лицам; в обоих случаях в качестве наказания, кроме ограничения или лишения свободы, может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Часть 2 ст. 118 УК РФ устанавливает аналогичную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 168 УК РФ).
Должностные лица, неисполнение или ненадлежащее исполнение которыми своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе повлекло причинение крупного ущерба, могут быть привлечены к уголовной ответственности за халатность по ст. 293 УК РФ. Крупным ущербом в данной статье признается ущерб, сумма которого превышает 100 000 рублей. Отягчающими ответственность обстоятельствами в соответствии с данной статьей являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть двух или более лиц.
Ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, предусмотрена ст. 246 УК РФ. Этой статьей установлено наказание в виде штрафа в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от 120 до 240 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, в соответствии со ст. 215 УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, или смерть человека, либо радиоактивное заражение окружающей среды, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если же указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то возможно наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Второй комментарий к Статье 58 Градостроительного кодекса
1. Статья 58 ГрК РФ, предусматривающая различные формы (виды) правовой ответственности за нарушение градостроительного законодательства, в сущности, носит отсылочный характер. Бланкетный характер данной нормы обусловлен тем, что само по себе нарушение градостроительного законодательства недостаточно для возложения на виновное лицо тех или иных мер юридической ответственности. Необходимо сопряжение, определенное сочетание нарушения градостроительного законодательства с нарушением, несоблюдением или неисполнением требований соответствующего отраслевого законодательства: трудового, гражданского, административного или уголовного.
Пример: решением Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 июля 2008 г. суд признал, что сам по себе факт несоблюдения градостроительного законодательства не означает нарушения чьих-либо прав и охраняемых интересов, и в связи с отсутствием состава правонарушения отказал в удовлетворении иска (архив Чаплыгинского районного суда Липецкой области, дело N 2-567/2006).
В конечном итоге основанием правовой ответственности за нарушение градостроительного законодательства является состав соответствующего правонарушения — дисциплинарного, гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового. В закреплении его элементов участие принимает не только градостроительное законодательство, но и иные отрасли российского законодательства: трудовое и иное, определяющее основания возникновения и порядок исполнения служебных (должностных) обязанностей; административное, гражданское и уголовное.
С другой стороны, формальное соблюдение требований градостроительного законодательства еще не означает отсутствия какого-либо правонарушения.
Пример: весьма показательны правовые выводы судов по делу N 309-ЭС16-5381 из практики ВС РФ. Суд первой инстанции и судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, несмотря на полученные разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, признали объекты недвижимости самовольным строительством с возложением на ответчика обязанности освободить земельный участок в связи с нарушением требований по промышленной безопасности (см. Определение ВС РФ от 27 сентября 2016 г. по делу N 309-ЭС16-5381).
2. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей. Дисциплинарный проступок может быть результатом неисполнения или ненадлежащего исполнения не только трудовых, но и иных служебных (должностных) обязанностей, к примеру, обязанностей государственного или муниципального служащего. Если дисциплинарный проступок повлек за собой материальный вред и обязанность работодателя или публичного субъекта возместить причиненный вред, то возможна материальная ответственность работника или соответствующего служащего.
Вина — обязательный элемент дисциплинарного проступка, за совершение которого применяется исключительно дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом, уставами и положениями о дисциплине. Таким образом, дисциплинарная ответственность выражается в применении к виновному лицу установленных законом, уставами и положениями о дисциплине дисциплинарных взысканий.
В соответствии с ТК РФ работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности только в установленном порядке и только с применением предусмотренного законом дисциплинарного взыскания. Перечень дисциплинарных взысканий установлен в ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
Пример: в практике имело место наложение дисциплинарного взыскания на работника в виде строгого выговора за несвоевременную подготовку документации для выдачи разрешения на строительство. Признавая приказ о наложении на работника незаконного дисциплинарного взыскания недействительным, мировой судья указал на то, что работодатель не вправе применять не предусмотренные законом дисциплинарные взыскания (архив судебного участка N 15 города Липецка, дело N 2-399/2006).
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. В области служебных отношений и соответствующей им дисциплинарной ответственности применяется законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе. Значимость данного законодательства обусловлена и тем, что основная масса дисциплинарных проступков в области градостроительных отношений совершается государственными и муниципальными служащими.
Пример: дисциплинарным проступком была признана выдача справки первым заместителем главы района о том, что для возведения объекта не требуется разрешения на строительство и разрешения на ввод его в эксплуатацию, хотя на самом деле в соответствии с требованиями градостроительного законодательства такая документация требовалась для совершения юридически значимых действий (из личной практики автора).
Федеральный закон от 27 июля 2007 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что служебная дисциплина — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. В качестве дисциплинарных взысканий в нем названы замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение с гражданской службы. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» за совершенный муниципальным служащим дисциплинарный проступок предусматривает применение замечания, выговора и увольнения с муниципальной службы. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, наложенного на муниципального служащего, определяется трудовым, а не специальным законодательством.
3. Гражданское правонарушение представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей и состоит по общему правилу из следующих элементов: противоправное поведение лица в форме действия или бездействия; наличие противоправного результата в форме вреда, убытков или нарушения чужих прав; наличие причинной связи между противоправным поведением и результатом и наличие вины правонарушителя. Усеченный состав гражданского правонарушения возникает тогда, когда в соответствии с источниками гражданского права ответственность возлагается независимо от вины.
Гражданско-правовая ответственность представляет собой неблагоприятное имущественное последствие, возлагаемое на виновное лицо в целях восстановления имущественной сферы потерпевшего (потерпевших). ГК РФ фиксирует довольно большое разнообразие форм (мер) гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей, из которых реальное значение в сфере градостроительной деятельности имеет такая классическая форма (мера) гражданско-правовой ответственности, как возмещение вреда и убытков. Содержание последующих статей ГрК РФ доказывает, что именно возмещению причиненного нарушением градостроительного законодательства вреда уделяется особое внимание.
В градостроительных отношениях могут применяться и такие формы (виды) гражданско-правовых мер, которые по формальным признакам не относятся к формам (видам) гражданско-правовой ответственности, но по своему существу направлены на защиту, обеспечение и охрану субъективных прав и охраняемых законом интересов, к примеру, уничтожение объектов собственности. Речь идет об освобождении земельных участков путем сноса объектов недвижимости, возведенных с нарушением установленных градостроительных и иных правил.
Пример: в частности, Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 309-ЭС16-5381 было признано, что размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта; на результат рассмотрения дела не влияет довод ответчика о том, что ему было неизвестно о нарушении им режима охраны зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов при строительстве дома; правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также цель обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф. По результатам рассмотрения дела на ответчика была обоснованно возложена обязанность по сносу спорной постройки.
Практика судов по вопросам сноса либо сохранения самовольной постройки довольно разнообразна , однако ее анализ позволяет прийти к одному выводу: поскольку суды предлагают рассматривать самовольное строительство как правонарушение с необходимым набором отдельных элементов, включая вину , а применяемой санкцией является снос самовольной постройки, то, видимо, будет обоснованным дополнение форм (мер) гражданско-правовой ответственности такой санкцией, как именно уничтожение неправомерно созданного имущества.
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 11 ноября 2015 г. N 301-ПЭК15; Определения судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20 октября 2016 г. N 305-ЭС16-8051; от 10 марта 2016 г. N 308-ЭС15-15458, от 11 июня 2015 г. N 305-ЭС15-2459, от 14 июля 2015 г. N 305-ЭС14-8858; Определения судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 апреля 2015 г. N 18-КГ15-80, от 25 августа 2015 г. N 18-КГ15-118; от 23 июня 2015 г. N 24-КГ15-6.
См.: Определения КС РФ от 3 июля 2007 г. N 595-О-П, от 17 января 2012 г. N 147-О-О и от 4 июня 2013 г. N 874-О; Определение Краснодарского краевого суда от 28 мая 2015 г. N 33-20/2015; Постановления ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2012 г. по делу N А-55-29123/2011, ФАС Дальневосточного округа от 13 августа 2013 г. N Ф03-3656/2013.
В области градостроительных отношений каждое лицо, будучи самостоятельным субъектом гражданского права и соответствующих правоотношений, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам и платежам.
Пример: показательно дело, рассмотренное по первой инстанции арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело N А56-27387/2015). Отменяя определение суда первой инстанции, которым утверждено мировое соглашение сторон, в своем Постановлении от 15 декабря 2015 г. Арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что в имущественном обороте каждое лицо действует от своего имени самостоятельно; аффилированность юридических лиц не означает, что взносы на формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации в строительстве могут распределяться в каких-то долях между аффилированными лицами; уменьшение взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации сказывается на уровне защиты прав и охраняемых интересов пострадавших лиц.
Обобщая выводы кассационной инстанции, можно сказать, что исполнение гражданско-правовых обязанностей в сфере градостроительной деятельности, в том числе претерпевание невыгодных имущественных последствий в случае применения гражданско-правовой ответственности, допускается только за счет ответственных лиц.
4. Основанием административной ответственности признается административное правонарушение, под которым понимается противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Назначаемый вид административного наказания за совершенное в области градостроительной деятельности административное правонарушение должен строго соответствовать требованиям КоАП РФ.
К примеру, ст. 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию. Квалифицированное применение данной нормы требует знания и применения установленного градостроительным законодательством порядка строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов недвижимости и ввода их в эксплуатацию.
Другими распространенными составами административных правонарушений в градостроительной сфере, содержащимися в КоАП РФ, являются:
— несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
— нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов и изделий (ст. 9.4);
— выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом ГрСРО, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров (ст. 9.5.1 в редакции, действующей с 1 июля 2017 г.);
— ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9);
— уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (ст. 9.13);
— нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 9.16);
— самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3);
— несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7);
— самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9);
— нарушение ГрСРО порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (ст. 14.63, действует с 1 июля 2017 г.);
— нарушение ГрСРО требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов (ст. 14.64, действует с 1 июля 2017 г.).
Нарушение градостроительного законодательства может выражаться или сопрягаться с нарушением правил и положений иного законодательства: земельного, жилищного, действующего в сфере управления. Такое сочетание приводит к возможности применения административных наказаний за иные административные правонарушения, в основе которых находится нарушение градостроительного законодательства.
Пример: в соответствии с решением суда первой инстанции и Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 2 июня 2008 г. по делу N А43-2803/2008-16-88 муниципальное учреждение «Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» было привлечено к административной ответственности по п. 6 ст. 19.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ за невыполнение предписания контролирующего органа, выявившего нарушения градостроительного законодательства в деятельности привлекаемого к административной ответственности лица.
Распространенные в хозяйственной практике возведение объектов капитального строительства без надлежащего разрешения и эксплуатация законченных строительством объектов недвижимости без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сами по себе не образуют состава административного правонарушения. Практически такое положение приводит к возможности привлечения лица к административной ответственности не собственно за самовольное строительство и самовольную эксплуатацию, а за невыполнение предписаний контролирующих органов по получению необходимых разрешений по п. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2008 г. по делу N А43-4383/2008-9-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2014 г. по делу N А-19-16347/2013).
Также следует отметить, что согласно правовым позициям ВС РФ административная ответственность за нарушение градостроительного законодательства может устанавливаться законодательством Российской Федерации, но не ее субъектов (см. Определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 27 февраля 2013 г. N 46-АПГ13-2, от 23 октября 2013 г. N 53-АПГ13-9, от 5 августа 2015 г. N 74-АПГ15-15).
Пример: в Определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 23 октября 2013 г. N 53-АПГ13-9 указывается, что отношения в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства, их реконструкции и капитального ремонта, а также в сфере эксплуатации зданий, сооружений регулируются нормами ГрК РФ, согласно ст. 58 которого лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ; таким образом, субъектам РФ не предоставлено право устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области градостроительства.
5. Наиболее общественно опасным правонарушением в области градостроительной деятельности является преступление, понимаемое как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Преступление может обладать признаками гражданско-правового нарушения: в таком случае за совершенное преступление назначается уголовное наказание и применяется гражданско-правовая ответственность, обычно в форме возмещения причиненного вреда.
Нарушение градостроительного законодательства может быть выражено в объективной стороне следующих составов преступлений:
— нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия (ст. 246 УК РФ);
6. Основное внимание ГрК РФ в последующих статьях комментируемой главы уделяет регулированию гражданско-правовой ответственности за правонарушения, связанные с нарушением, несоблюдением или неисполнением требований градостроительного законодательства, что отражает особенности самой этой ответственности, в частности, при причинении вреда.
Российское гражданское право придерживается системы общего (генерального) деликта, сущность которого отражает общий запрет недопустимости причинения вреда кому-либо или чему-либо. Что касается градостроительного законодательства, то оно закрепляет систему специальных деликтов и регрессных обязательств, связанных с градостроительной деятельностью. Для специального деликта по российскому гражданскому праву характерно дополнение или, наоборот, удаление общих условий гражданско-правовой ответственности за причиненный вред. Удаление общих условий имущественной ответственности за причиненный вред обычно выражается в отсутствии вины; дополнение же общего (генерального) деликта по российскому праву сводится к включению в состав правонарушения самых разнообразных юридических фактов.
Источник: stgrkrf.ru
Какой штраф за строительство без разрешения на строительство
Часто спрашивают, как поступить, если Администрация пугает штрафом за отсутствие Разрешения на строительство(РнС) индивидуального жилого дома и при этом же сама не хочет РнС выдавать?
Чтобы по 100500 раз не повторяться, я решил кратко изложить где тут собака зарыта.
Пойдем по порядку:
1. Есть такая статья в КоАП РФ 9.5
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей ; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Т.е. прочитав эту статью, мы как бы видим, что если нет разрешения, то будь готов раскошелиться, особенно когда ты начинаешь администрацию тыкать палочкой.
2. Дальше пытаемся понять, кто именно должен привлекать к административной ответственности по ст.9.5 КоАП РФ
Статья 23.56. КоАП Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора
1. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора , рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5 , частью 3 статьи 9.16 настоящего Кодекса.
И вроде бы все понятно, только вот есть одно но!
Смотрим документ, который называется: Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 20.07.2013) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с » Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации «)
3. Так где тут “собака зарыта”.
И все вроде бы в положении правильно указано. Надзорный орган может проверять наличие РнС у застройщика(б,п.4) и привлекать к административной ответственности(е,п24).
Но если посмотреть внимательнее, то мы увидим, что надзорный орган может осуществлять государственный строительный надзор только при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
В этой части Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации по сути повторяет положения ст.54 Градостроительного кодекса РФ.
Резюме:
Если вы строите индивидуальный жилой дом, то привлечь вас за отсутствие Разрешения на строительство не может ни Администрация района/сельсовета, ни надзорный орган, просто потому, что самим же законом не предусмотрена обязанность осуществлять государственную экспертизу для проектной документации, более того проекта может вообще не быть.
Если вас пытаются запугать, можете смело послать их куда подальше.
P.S.
Ну и какая бочка меда без ложки дегтя?)
Не знаю как и почему, но одну тётю все таки привлекли по ст.9.5.КоАП РФ.
Творческий потенциал районных судов дано известен и стоит только наедятся, что это какой-то казус, и что, скорее всего, судебная защита у тетя была слабая, как и её доказательства. И вообще, она не на то ссылалась и обл суд правильно отклонил её доводы.
Но по существу, решение все же безграмотное.
Сегодня актуален вопрос, касательно ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС), без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.
Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.
Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.
В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, Генподрядчик осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.
Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства, не позднее, чем за семь рабочих дней, должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, органы государственного надзора не смогут игнорировать то обстоятельство, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство, тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.
В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.
Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.
На практике, положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.
Конечно, каждый определяет для себя выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна – выполнять работы без разрешения недопустимо.
Поэтому, до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.
Подготовка к строительству собственного дома отнимает немало времени, сил и средств. Не удивительно, что некоторые застройщики пытаются обойти некоторые нормы закона. Одной из таких, нередко игнорируемых норм, является получение разрешения на строительство . Несмотря на то, что подобные ситуации встречаются довольно часто, поступать так не стоит.
Строительство дома, без получения разрешения на строительство, грозит не только тем, что на такую недвижимость невозможно оформить право собственности, но и дом, в который вы вложили немало денег и сил, может быть признан самостроем, в результате чего, его придется снести и к тому же, уплатить немалый штраф!
О разрешении на строительство
По Градостроительному кодексу , разрешение на строительство нужно получать на любой объект капитального строительства. Под объектом капитального строительства (ОКС) принято понимать постройки, жестко привязанные к земле. Исходя из этой нормы закона, вы можете построить на участке хозпостройки, времянку, беседку и другие объекты, не имеющие фундамента без разрешения.
Жилой дом обладает всеми признаками ОКС: жесткая привязка к земле, невозможность переноса без серьезного ущерба. Следовательно разрешение нужно получать обязательно, иначе, ваш дом признают незаконным, застаят вас его снести за свой счет, и к тому же еще наложат административный штраф!
Что нужно, чтобы приступить к строительсту без штрафа?
В соответствие со ст. 51 ГрК, для получения разрешения на строительсво вам потребуется:
- Оформить ГПЗУ и СПОЗУ . Для этого вы заранее должны выполнить топографическую съемку участка и согласовать ее с контролирующими органами (водоканалом, газовщиками и пр.).
- Разработать и согласовать проект в контролирующих органах, а иногда и провести экспертизу.
Эти документы вместе с заявлением и свидетельством права собственности подать в местные органы. Если все документы в порядке и закон соблюдается, вам выдадут разрешение. Далее потребуется получить ордер на проведение земляных работ, и можно начинать стройку.
Внимание. Если вам отказали в выдаче разрешения, необходимо устранить (при возможности) нарушения, приведшие к отказу и пройти процедуру повторно. Без этого начинать строительные работы нельзя! Строение будет признано незаконным!
Срок действия разрешения на строительство
Разрешение на строительство дома ИЖС действителен 10 лет. Если вы начали строительство, но стройка затянулась, и вы не уложились в 10-летний срок, разрешение можно продлить. Нужно помнить, если строительство так и не было начато, разрешение вам не продлят. Всю процедуру придется проходить заново.
За незаконное строительство будут наложены административные санкции. Наказание за самострой прописано в ст. 9.5 КоАП. Нарушитель обязан демонтировать постройку и уплатить штраф. Размер штрафа зависит от правового статуса застройщика:
- Физические лица — 2-5 тыс. рублей.
- Должностные лица — 20-50 тыс. рублей.
- Предприниматели — 20-50 тыс. рублей и лишение права заниматься предпринимательской деятельностью до 3 месяцев.
- Юридические лица — от 500 тыс. до 1 млн рублей и приостановление деятельности компании до 3 месяцев.
Внимание. Выполнение некоторых видов работ по строительству и реконструкции можно проводить без получения разрешения. Чтобы не оказаться в правовой ловушке, прежде чем начать стройку, проконсультируйтесь со специалистом.
Штрафы могут быть наложены также при обнаружении следующих нарушений:
- Реконструкция зданий, входящих в культурное наследие.
- Строительство без учета целевого назначения участка (например, постройка жилого дома на землях сельхозназначения).
- Прокладка коммуникаций без разрешения от контролирующих органов.
- Несвоевременное уведомление о начале строительства.
- Возобновление приостановленным стройнадзором строительных работ до устранения выявленных нарушений.
- Фактическая эксплуатация здания без получения разрешения.
Штрафы — не единственная проблема, с которой столкнется владелец самостроя. Узаконить такую постройку можно только в судебном порядке, но, как показывает практика, суды далеко не всегда оказываются на стороне человека, грубо нарушившего закон.
Если вы хотите, чтобы ваше строительство дома происходило согласно действующему законодательству РФ, и не хотите на себе ощутить тяжбы судебных дел. Обращайтесь за помощью, к нашим специалистам, мы вас проконсультируем, и поможем сделать все необходимые документы для официального строительства дома.
Источник: artistexpo.ru
Штрафы ОАТИ
Организация строительных работ в Москве проводится на основании утверждённых правил — 299-ПП от 19 мая 2015 «Об утверждении правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве» — редакция от 20.08.2019 N 1058-ПП)
Административно техническая инспекция Москвы контролирует наличие действующих ордеров и порядок проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве в соответствии с действующими Правилами и в случае выявления нарушений занимается привлечением к административной ответственности.
Обратите внимание (КоАП г Москвы существенно отличается от федеральной редакции) это необходимо учитывать при возникновении спорных ситуаций со всеми подразделениями ОАТИ.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения правил проведения работ.
В случае фиксации нарушения инспектор ОАТИ составляет протокол и вручает предписание Организации выполняющей работы или Заказчику (собственнику объекта на котором выявлены нарушения) со сроком их устранения.
Нарушитель правил проведения работ обязан к указанному сроку устранить выявленное нарушение и прибыть в инспекцию для рассмотрения дела о нарушении и вынесении наказания, после оформления предписания, через 10-15 дней происходит рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности с наложением штрафа.
Далее инспекция рассматривает материалы и выносит постановление по делу об административном нарушении с привлечением к ответственности должностных лиц и самой организации с наложением штрафных санкции.
Наиболее распространённые статьи, по которым привлекаются к ответственности нарушители это— Статья 8.18. Нарушение правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства ч.1 и ч.2
- Ч.1. Нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 000 до 35 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
- — Ч.2. Производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Специфика оплаты штрафов ОАТИ.
В соответствии с ч.5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), по истечении шестидесяти дней со дня вступления Постановления об административном правонарушении в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его исполнения, инспекторы ОАТИ обязаны:
- — направить судебному приставу-исполнителю соответствующие материалы для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
- — повторно накладывают на нарушителя административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Обратите внимание, если вы не оспорили и не оплатили во время полученный от ОАТИ штраф или он по каким то причинам не будет зачислен, то вас обязательно оштрафуют повторно, в двукратном размере.
Обжалование штрафов ОАТИ.
Если вы не смогли отстоять свою правоту в споре с ОАТИ, у Вас есть в запасе только 10 дней календарных дней, на то что бы обжаловать это решение в вышестоящей инстанции ОАТИ или подготовить и подать документы в суд.
Существует обширная практика и порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, штрафы ОАТИ могут быть обжалованы как в районных судах, так Арбитражном суде.
Источник: drr-consulting.ru