Москва. 21 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Строительный бизнес считает экологические нормы в строительстве промышленных объектов завешенными и предлагает их снизить, сообщил в среду глава Минстроя РФ Владимир Якушев.
«Создание промышленных объектов и соблюдение экологических норм – это всегда дискуссия. Речь идет о том, что экологические нормы несколько завышены, и бизнес говорит о том, что их необходимо снизить», — сказал Якушев на международном строительном форуме «100+TechnoBuild».
Он добавил, что экологи, в свою очередь, отмечают необходимость соблюдения этих требований. «Вот тут всегда баланс интересов», — подчеркнул министр.
Якушев отметил, что внедрение экологических требований в промышленное строительство не должно приводить к увеличению себестоимости проектов.
«Очень важно, чтобы решая вопрос экологии, мы понимали, что те системы, которые на сегодняшний день используются, отвечали на вопрос себестоимости строительства, потому что если себестоимость будет достаточно серьезно расти, а технические решения при этом не будут решать вопросы уменьшения себестоимости строительства, то дальнейшее активное развитие этого направления всегда будет стоять под знаком вопроса, потому что все будут пытаться экономить», — подчеркнул министр.
Эконадзор при строительстве объектов НВОС I категории
Источник: realty.interfax.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Экологические требования в области правовой охраны земель закреплены в законе РФ «Об охране окружающей среды», в Федеральном законе РФ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», а также «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» и др.
Важное значение в охране земель имеет установление нормативов предельно допустимых концентраций выбросов вредных веществ в почву. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, и изменяются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. Соблюдение экологических требований приобретает особую значимость при предоставлении и изъятии земельных участков для строительства различных хозяйственных объектов.
В Земельном кодексе РФ установлены ограничения на изъятие земельных участков, многие из которых связаны с охраной особо ценных земель. В соответствии со п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые и находящиеся в федеральной собственности следующие объекты: 1) государственные природные заповедники и национальные парки; 2) здания и сооружения, строения в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, войска пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; 3) здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; 4) объекты организаций федеральной службы безопасности и т.д. Вместе с тем гражданское законодательство также регулирует земельные отношения по оборотоспособности земельных участков.
Инженерно-экологические изыскания
Так, ст. 260 ГК РФ устанавливает, что лицо, имеющее в собственности земельный участок, вправе сдавать его в залог, в аренду, продавать и распоряжаться иным образом (ст. 209 ГК РФ). Что касается ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения, то они не могут передаваться в пользование кроме как для нужд сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы оборотоспособности гражданских прав. В соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Понятие, состав, правила использования и охраны находящихся в государственной или муниципальной собственности водных объектов, ограничение их оборотоспособности устанавливаются в ст. 102 ЗК РФ.
Что касается ограничения использования водных объектов, то они находятся в федеральной собственности кроме прудов и обводненных карьеров. Вместе с тем нормы указанных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены водные объекты. Особые ограничения касаются предоставления земельных участков не для сельскохозяйственных нужд. В частности, для промышленных предприятий, для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений предоставляются земли более высокого качества.
Экологические требования по охране земель в поселениях закреплены в Градостроительном кодексе РФ. В нем имеются положения, предусматривающие разработку градостроительной документации, строительство и реконструкции поселений, зданий, строений и сооружений. В частности, должны учитываться следующие требования: 1) состояние территорий и поселений; 2) ограничения в области экологической безопасности, содержащиеся в территориальных комплексных схемах охраны окружающей среды и природопользования; 3) последствия вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Обязанности граждан и юридических лиц по охране земель при осуществлении ими градостроительной деятельности сформулированы в ст. 20 Градостроительного кодекса РФ.
Они обязаны охранять среду жизнедеятельности; не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду; памятники истории и культуры и памятники природы; проводить работы по благоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, а также экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами и т.д.
При разработке градостроительной документации предусматриваются мероприятия по охране окружающей среды. В состав документации включаются разделы по охране недр окружающей среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам, закрепленным в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21).
Рассматривая все категории земельного фонда, следует отметить, что к ним требования по охране земель различны. К примеру, охрана земель лесного фонда предусматривает как сохранение самих земель, так и произрастающих на них растений, не относящихся к лесам.
В соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса, располагающиеся на землях лесного фонда и иных категорий при их использовании, подлежат охране, защите, воспроизводству лесов и осуществляются только по целевому назначению земель, на которых эти леса располагаются. Как видно, Лесной кодекс придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель.
Для сохранения плодородия земель большое значение имеет их рекультивация. Это один их способов восстановления нарушенных земель и вовлечение в хозяйственный оборот. Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 40 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного
‘СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 842.
слоя почвы» получило свое развитие и закрепление в Законе 1995 г., в котором был определен термин «консервации земель». Тем самым в дальнейшем был определен порядок проведения консервации земель, закрепленный Положением о них. Кроме того, Правительством РФ от 2 октября 2002 г. № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Согласно указанному Положению консервации подлежат земли: подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; имеющие просадки поверхности следствие использования недр или естественных геологических процессов; загрязненные радиоактивными веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производства продукции, соответствующей установленным требованиям. Как правило, решение о консервации земельных участков принимают органы общей компетенции на уровне исполнительной власти РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправление, находящихся собственности РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Землями железнодорожного транспорта являются земли Федерального значения предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведённые под железнодорожные пути и станции, (включая полосы отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития (п. 1 ст. 53а- кона о железнодорожном транспорте).
Охраняя земельные участки по ведомственной принадлежности, следует иметь в виду, что каждое ведомство имеет свое положение либо законодательство, в которых содержатся требования к лицам, использующим земельные участки. Так, Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ (с изм. от 10.01.2003 № 17) «О Федеральном железнодорожном транспорте» прописывает, что земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным, экологическим, санитарным и иным нормам, требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Необходимым требованием для охраны земель является выполнение принципа нормирования предоставления площадей земельных участков. Данный принцип на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.
К примеру, определяются вопросы нормирования предоставления земельных участков в собственность и пользования для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целей. Необходимо обратить внимание на отведенные полосы отвода транспортных земель (охранные), которые играют значительную роль в их охране.
Размеры транспортных земельных участков устанавливаются в утвержденном порядке нормами отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с проектно-технической документацией. Так, нормы отвода земель для магистральных трубопроводов № СН 452—73 были утверждены Госстроем СССР 30 марта 1973 г. Этим документом устанавливаются размеры земельных полос для магистральных, подземных трубопроводов и размеры земельных участков для размещения вспомогательных объектов для эксплуатации трубопроводов.
Вторая часть указанной статьи направлена на регулирование отношений, связанных с конкретными видами нарушений правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги. В частности, прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов предназначенных для осуществления дорожной деятельности и других мероприятий нарушающих правила использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Экологические требования должны учитываться: при выборе площадки, размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране окружающей среды. Для обеспечения выполнения указанных требований применяется процедура оценки воздействия на окружающую среду.
Технико-экономические обоснования проектов и проекты на строительство предприятий и сооружений, и иных объектов подлежат государственной экологической экспертизе.
Порядок ее проведения регламентируется ст. 33 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15 апреля 1998 г. с изм. на 29 декабря 2015года № 408-ФЗ). Особые меры применяются к охране земель исконной среды обитания малочисленных народов.
Малочисленные народы имеют право участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ. Существенное значение в деле экологических требований имеет землеустройство. Землеустройство определено Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2016 № 252-ФЗ «О землеустройстве».
Землеустройство-мероприятие по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использовании земель и их охраны. Объекты землеустройства- территория субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон. Землеустроительные документы представляют собой результат проведения землеустройства (ст. 1 Закона о землеустройстве).
Иначе говоря, землеустройство — это механизм правоприменительной деятельности государства в области регулирования земельных отношений.
Землеустройство — одна из функций управления использования и охраны земли. Стадии землеустроительного процесса изучаются в земельном праве. Однако следует отметить, что землеустройство проводится по решению органов государственной власти, субъектов Федерации, местного самоуправления по инициативе местных органов исполнительной власти или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Как правило, землеустройство осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным их улучшением и охраной участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе заинтересованных лиц за их счет другими землеустроительными организациями.
Источник: bstudy.net
2.5 Нормативная база экологического проектирования
Основополагающие нормы экологического проектирования содержатся в главе V «Нормирование качества окружающей природной среды» Закона РФ «Об охране окружающей среды», (2002).
В нем выделено и охарактеризовано несколько видов экологических нормативов, норм и требований.
1. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.
2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.
3. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
4. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
5. Экологические требования к продукции устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
6. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развития промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов.
7. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
Практически во всех законах, затрагивающих вопросы экологической безопасности, а также в законах ресурсной группы существует раздел или статья, регламентирующая вопросы экологического нормирования применительно к конкретному объекту права. Важным элементом нормативно-правового обеспечения экологического нормирования в РФ является стандартизация, т.е. разработка широкого перечня стандартов, включающих ГОСТ’ы, ОСТ’ы, СанПиН’ы, СниП’ы, ПДК и др..
Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.
Требования экологические – комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.
Природоохранные требования – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.
Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.
Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования, строительными нормами и правилами (СНиП), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).
Нормативно-методическую основу экологического проектирования в РФ составляют следующие документы:
— «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприроды РФ от 29.12.1995г. №539);
— «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000г. №377, зарегистрировано в Минюсте РФ 04.06.2000г.№2307);
— раздел 8 «Инженерно-экологические изыскания» СНиП 11-02-96;
— раздел «Инженерно-экологические изыскания для строительства» Свода правил по инженерным изысканиям для строительства СП-11-102-97, разработанного Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России);
— «Санитарные нормы и правила проектирования промышленных предприятий» СН 245-71;
— «Санитарные нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов»;
— «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4960-88;
— «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» СанПиН 4630-88;
— «Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест», утвержденные Минздравом СССР (1989г.).
Нормативная основа экологического обоснования проектов в РФ — это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, Правила по экологическим изысканиям, СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.
Таким образом, экологическое обоснование проектов – совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определенного региона и человека.
Экологическое нормирование (по А.Ю. Опекунову, СПБГУ 2005), — это разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно допустимого вредного воздействия на природную среду и человека, а также норм и правил природопользования на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их отдельных компонентов.
В последние десятилетия экологическое нормирование, развивалось по трем основным направлениям: санитарно-гигиеническое, экосистемное и производственно-ресурсное – табл. 2.3
Санитарно-гигиеническое нормирование — этот вид нормирования наиболее методически обеспечен и имеет многолетнюю историю. К основному объекту нормирования относится толерантность человека к вредным воздействиям. Химическое воздействие на человека нормируется через предельно допустимые концентрации вредных веществ в средах и компонентах экосистем.
Физические воздействия (электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое и т.д.) ограничиваются через предельно допустимые уровни (ПДУ) и дозы (ПДД). Второй блок нормирования этого направления включает оценку качества окружающей среды и ее компонентов через систему разного рода индексов (ИЗА, ИЗВ и т.д.) и количественных оценок. К санитарно-гигиеническому нормированию следует также относится разработка норм санитарных зон защиты источников водоснабжения и зеленых зон городов. В последние годы выделилось нормирование индивидуального и группового риска при разного рода чрезвычайных ситуациях.
Таблица 2.3 — Структура и основные механизмы экологического нормирования
Санитарно-гигиеническое направление экологического нормирования
Механизмы и критерии
1. Безопасность жизнедеятельности человека и сохранение генетического фонда человека
Концентрации, уровни и дозы вредные воздействия Критерии качества компонентов ОС
ПДК, ПДУ, ОДК, ОБУВ, ИЗВ, ИЗА, Zc, ИХЗ
Лимитирование на основе принципа пороговости действия и принципа приемлемого риска
Риск (заболеваний, аварий и т.д.)
ПДВ индивидуального и группового риска
Лимитирование на основе концепции приемлемого риска
Производственно-ресурсное экологическое нормирование
2а. Экологическая безопасность производственных процессов и конечной продукции
Объемы вредных воздействий и отходы производства и потребления
Лимиты образования и захоронения отходов, ПДРО, ПДВ, ПДС
Технологии производства и качества конечной продукции
Декларация безопасности, нормы качества продукции, сертификат, ресурсоемкость
Лицензирование, сертификация, стандартизация, паспортизация, экологизация
2б. Охрана, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
Объемы и темпы изъятия и использования ресурсов (лесных, земельных, водных, недр и т.д.)
Лимиты и нормы изъятия, категории, нормы эксплуатации
3. Сохранение биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем
Допустимые нагрузки на экосистему, биоценоз, природно-территориальный комплекс, элементарный ландшафт
ПДВВ, ПДЭН, ассимиляционная емкость, устойчивость экосистем
Экологические модификации экосистем и ПТК, биоразнообразие, состояние здоровья населения и т.д.
Концентрации вредных веществ в компонентах экосистем
Принцип пороговости действия
Производственно-ресурсное направление нормирования включает, во-первых, производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ, а также предельно допустимое размещение отходов (ПДРО).
Во-вторых, это направление включает проблему рационального использования, охраны и обеспечения условий воспроизводства природных ресурсов. Контроль рационального использования основных видов ресурсов обеспечивается системой кадастровых оценок, мониторингом и государственной экологической экспертизой. Необходимым условием эффективного управления в области природно-ресурсного нормирования является дифференцированный по хозяйственной ценности и природоохранной значимости подход к основным видам ресурсов (земля, лес, вода, минеральные ресурсы).
Экосистемное нормирование — заключается в сохранении биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем. Экосистемное нормирование является одним из наиболее важных направлений. Его можно рассматривать как определение комплексных показателей устойчивости экосистем и их численных значений, разработку нормативов и регламентов, ограничивающих негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду возможностями экосистем.
Экосистема представляет совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию, отличающуюся от соседних территорий по химическому составу компонентов и физических показателей. Важнейшим свойством экосистемы является устойчивость (стабильность): резистентная (способность не поддаваться изменениям под внешним воздействием) и упругая (способность быстро восстанавливаться после снятия вредного воздействия).
При обосновании количественных оценок устойчивости необходимо различать устойчивость природной среды и ее отдельных компонентов и устойчивость сформировавшихся природно-техногенных систем (ПТС).
Состояние современных ландшафтов зависит во многом от форм хозяйственного использования территории. В соответствии с «Методическими основами оценки устойчивости ландшафта» (Дьяконов К.Н., Пузаченко Ю.Г. География на пороге третьего тысячелетия. Х съезд РГО, 1995г.) в первом приближении можно выделить пять классов форм этого использования:
Ландшафты целенаправленно и полностью преобразуются человеком. Устойчивость структуры и функционирования территории – сфера управленческой деятельности человека (города, промышленные комплексы, некоторые геотехнические системы). Значительную роль играет контролирование и регулирование природных и антропогенных процессов.
Потенциал ландшафта используется для получения полезной продукции, но для поддержания ее качества и количества на территорию привносятся значительные дополнительные количества вещества и энергии. Структура территории полностью определяется целями максимализации биопродукционного процесса (интенсивные растениеводство, животноводство).
При получении продукции полностью или частично используется самовосстановительный потенциал природы. Управленческие воздействия направлены в основном на повышение эффективности сбора «урожая» (лесное хозяйство, охотничье хозяйство, пастбищное животноводство).
Ландшафт используется в основном для восстановления и стабилизации медико-биологического и социально-психологического состояния человека (рекреационные зоны, дачные садовые участки, национальные парки, зоопарки)
Осуществляется сохранение самовосстановительного потенциала ландшафта. Используются средорегулирующие функции и средообразующие возможности естественных природных процессов (создание заповедников, различных типов охраняемых территорий, научных стационаров).
Для каждого типа использования территории в конкретных физико-географических условиях существуют свои достижимые стандарты состояния, которые определяются замкнутостью и емкостью круговорота веществ и зависят также от уровня социально-экономического развития общества. Объект оценивается при наложении друг на друга трех схем иерархической организации территории: бассейновой, организующей потоки минерального вещества и воды; ландшафтной, создающей пространственную структуру среды; административной, отвечающей за решения социальных, экономических и экологических конфликтов.
Источник: studfile.net
Экологические требования при реконструкции: от проектирования объекта, до производства работ
Экологическим законодательством Российской Федерации установлено, что все хозяйственные объекты промышленного типа подлежат оценке на соответствие экологическим и природоохранным требованиям на стадиях проектирования строительства и эксплуатации. При этом анализу подлежит не только влияние будущего промышленного объекта на качество природной среды, восстановление природных ресурсов, но и оценка возможных демографических и социальных последствий от его деятельности в отдаленной перспективе.
Размещение, строительство и эксплуатация объектов промышленности должны в строгом порядке соответствовать СНиП, природоохранным и санитарным нормам и требованиям и проходить по утвержденным в органах государственного контроля планам и проектам (положительная оценка экологической экспертизы).
На начальном этапе проектирования промышленного предприятия специалисты составляют материальный баланс производственной и хозяйственной деятельности, показатели которого сравниваются с возможностями самоочищения окружающей среды. А разработка комплекса природоохранных мероприятий для восстановления экологического баланса актуальна уже непосредственно в процессе проектирования объектов основных фондов предприятия.
Значимость соблюдения экологических требований при реконструкции и строительстве объектов
Слово «экология» имеет греческие корни и составлено из двух других слов, а именно «ойкос» и «логос», что переводится как дом и наука, соответственно. Как научный термин данное понятие начал использовать немецкий биолог Эрнст Геккель. Еще в 1869 году он сказал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порождающими борьбу за существование».
Примерно в конце 50-х годов прошлого века как раз и началось усиленное изучение влияния научно-технического прогресса на природу, и сегодня можно сказать, что понятие экология приобрело более широкий смысл. Взаимоотношения человека и окружающей среды выстраиваются не только под влиянием биологических факторов (как это происходит с другими живыми организмами), но имеют и социальную составляющую.
Сейчас можно сказать, что экология подразумевает изучение окружающей среды и общества с общенаучной точки зрения, выявление принципов их взаимодействия и взаимовлияния. Главная задача при этом – поиск антропогенных методов для сбережения природы и ее улучшения, сохранения для будущих поколений.
Экологические требования при строительстве и реконструкции сводятся к следующему: просчитывать возможные негативные последствия от строительных работ или техпроцессов, оценить, насколько сильным может быть вредное воздействие на природу и найти возможности для его уменьшения. Следствием активно развивающегося гражданского и промышленного строительства становится неизменный рост промышленности и урбанизованных агломераций, что, разумеется, негативно сказывается на окружающей среде. Однако это не единственная проблема. Само по себе строительное производство – это уже разрушающее техногенное воздействие на природу (атмосферу, гидросферу, биосферу, геосферу). И чем шире масштабы строительства (больше техники, мощностей, задействованных интенсивных технологий), тем губительнее это для окружающей среды.
Все это стало основанием для развития нового направления в науке – строительной экологии, занимающейся формированием благоприятных для человека условий обитания в городах.
Вокруг строительного производства под воздействием многих факторов непременно формируется особая собственная техногенная система, способная меняться вместе с технологическими процессами. Результатом становится некий готовый целевой продукт, и, как ни печально, постепенное разрушение биосферы. Экологические требования к строительству и реконструкции как раз и создаются для того, чтобы максимально защитить среду жизни, не допустить либо существенно снизить негативное воздействие на нее (за счет разработки и применения соответствующих технологий).
Под экологической безопасностью строительства понимается ограждение природы от отрицательных воздействий (вред от которых может оказаться неустранимым). Чтобы это обеспечить, необходимо реально вкладывать средства в природоохранные мероприятия.
Если же даже природоохранные мероприятия не гарантируют полной безопасности и негативное воздействие на окружающую среду все же возможно, то речь идет об экологической опасности.
Нормы и лимиты
Человечество вынуждено искать компромиссные решения между экономической деятельностью и вопросами экологии. Экологическое нормирование охраны окружающей среды представляет собой особенную систему, элементами которой являются нормативы и акты, касающиеся:
- допустимых границ негативного воздействия;
- качества окружающей природной среды;
- пределов изъятия природных ресурсов и компонентов из биосферы;
- организации санитарных и защитных зон.
Экологическое нормирование и стандартизация согласуются с физическими и химическими индексами, показывающими состояние биосистем. Они обязаны учитывать ПДК радиоактивных или химических соединений, уровни тепла и другие показатели. Кроме того, они согласуются с биологическими индексами и учитывают концентрацию микроорганизмы.
Экологическое нормирование включает:
- допустимые предельные значения выбросов микроорганизмов или веществ;
- лимиты на формирование и размещение отходов производства и потребления;
- допустимые границы физического воздействия, к которому относят излучения, вибронагрузки, шум;
- допустимые лимиты на изъятие природных ресурсов и нагрузок, которые испытывает биосфера из-за человеческой деятельности и т.д.
Экспертная лаборатория «Экостар» готова разработать природоохранную документацию для любых предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ. В нашей компании трудятся специалисты и эксперты, обладающие многолетним опытом, благодаря чему они могут реализовать даже сложные проекты.
Экологические требования при подготовке и проектировании реконструкции объекта
Экологические требования предусмотрены не только для реконструкции зданий и прочих объектов, но и для иных действий, так или иначе способных нанести вред окружающей среде. Это предпроектные, проектные, строительные работы, процессы эксплуатации, консервации, ликвидации сооружений. Все это в обязательном порядке должно сопровождаться мероприятиями по охране и оздоровлению природы, бережному использованию ее ресурсов.
В Постановлении Правительства РФ № 87 перечисляется, что именно должно входить в пакет проектной документации по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта. И здесь сказано, что любой проект в обязательном порядке должен содержать раздел «Перечень мероприятий по ООС». В противном случае экспертиза отклонит документацию, и разрешение на строительство собственнику никто не даст.
Проектирование осуществляется с опорой нижеследующие своды правил:
- для зданий общественного назначения — СП 118.13330.2012;
- для многоквартирных домов — СП 54.13330.2016;
- для производственных строений — СП 56.13330.2011;
- для процесса организации строительства — СП 48.13330.2011;
- для проведения инженерно-экологических изысканий — СП 11-102-97.
Когда необходимо учесть особенности конкретного объекта (его тип, назначение) или выделенной под строительство площадки, применяются и иные нормативные документы и своды правил. Все их следует перечислить в проекте (в содержании), который затем отправится на проверку в соответствующие инстанции.
Экспертиза не примет проект, разработанный вразрез с действующими экологическими и иными требованиями для строительства и реконструкции. Если же здание будет построено, введено в эксплуатацию, а после этого «всплывут нарушения», собственник заплатит громадный штраф, обязан будет возместить вред (экологический и любой иной), более того, его деятельность может быть приостановлена.
Вот на что необходимо выполнить в рамках мероприятий по ООС:
- оценить степень воздействия на природную среду и ресурсы. Если риски велики, объект может быть признан опасным;
- подготовить решения по очистке отходов, сточных вод; принять меры для минимального загрязнения водных объектов, почвы и воздуха;
- найти варианты рационального использования выделенного под строительство участка земли, других имеющихся ресурсов;
- использовать строительные материалы, оборудование, технику, коммуникационные сети и прочие конструкции, отвечающие нормам, прописанным в законодательстве (экологическом и природоохранном);
- подготовить решения по осуществлению контроля состава выборов и загрязнений, разработать систему быстрого оповещения (для чрезвычайных ситуаций).
Экологические требования по охране окружающей среды разрабатываются в основном для строительства, реконструкции или ремонта зданий и сооружений, однако это может быть связано и с иными мероприятиями. Например, при разработке системы защиты сточных вод для многоэтажного жилого дома. Тогда проектировщик выявляет границы санитарно-защитной зоны, подбирает систему очистки, готовит план действий на случай аварийной утечки. Подрядчик в свою очередь обязан в процессе строительства все это учитывать.
Непосредственно архитектурные, планировочные и инженерные решения (как и используемые строительные материалы) тоже имеют большое значение. К примеру, для расположения производственных цехов следует принимать во внимание уже существующую городскую застройку, расположение ближайших охранных зон. И если все сделать правильно, собственнику не придется нести лишние расходы при покупке, установке и обслуживании систем для охраны окружающей среды.
Аналитика Публикации
Какие недостатки вы видите в экологическом законодательстве?
Среди недостатков экологического законодательства, в первую очередь, отмечают отсутствие гибкого порядка проведения проверок уполномоченными органами, что препятствует своевременному выявлению нарушений требований природоохранного законодательства. Соответствующие нарекания, в частности, учтены в рассматриваемом в настоящее время законопроекте №113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (16.06.2017 принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении).
Законопроектом предполагается установить порядок организации и проведения проверок государственного экологического надзора при строительстве по аналогии с государственным строительным надзором. По новым правилам Росприродназор будет проводить проверки не на основании ежегодного плана, как это предусмотрено действующим законодательством, а на основании данных застройщика о начале или окончании строительства. При этом программы проверок будут формироваться Ростприроднадзором в отношении каждого строительного объекта в отдельности.
Таким образом, надзорные органы смогут контролировать соблюдение природоохранного законодательства застройщиками индивидуально, на всех этапах строительства, что должно значительно повысить эффективность такого надзора.
Важно также отметить, что Законопроект ужесточает ответственность за нарушение экологических требований, посредством внесения дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В частности, за невыполнение в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении нарушений законодательства устанавливаются административные штрафы в зависимости от составов административных правонарушений в размере от 50 тыс. рублей до 1 млн рублей.
Это связано с тем, что в настоящее время размеры штрафных санкций за неисполнение предписаний надзорных органов являются крайне низкими (для юридических лиц суммы штрафных санкций составляют от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.), что влечет низкую мотивацию застройщиков выполнять соответствующие требования.
Предполагается, что принятие указанных изменений позволит повысить эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве[1].
Бытует мнение, что за нарушения экологических требований, при строительстве капитальных объектов, практически невозможно привлечь к ответственности. Согласны ли вы с таким утверждением?
Прежде всего необходимо отметить, что действующее российское законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственности за нарушение экологических требований при строительстве, а именно:
- Гражданско-правовая, то есть имущественная ответственность за нарушение природоохранного законодательства предусмотрена как на этапе строительства, так и в процессе последующей эксплуатации объекта капитального строительства и предусмотрена ст. ст. 77, 78 ФЗ «Об охране окружающей среды».
По смыслу указанных норм, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит возмещению нарушителем в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
- Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрена в гл. 8 КоАП РФ и предусматривает как наложение административного штрафа для граждан, юридических лиц и их должностных лиц, ответственность в виде штрафов, так приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток. В частности, ответственность за несоблюдение экологических требований как на стадии осуществления строительства, так и на стадии эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Кроме того, п. 1 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- В уголовном кодексе экологическим преступлениям посвящена глава 26 УК РФ, где ст. 246 предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил.
При этом, по всем трём перечисленным видам привлечение хозяйствующего субъекта (Застройщика, Подрядчика) к ответственности производится независимо от того, на каком этапе строительства и эксплуатации совершено соответствующее нарушение природоохранного законодательства, поскольку объективная сторона правонарушения во всех трех случаях охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении строительной деятельности и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На практике наиболее распространенными являются споры об оспаривании предписаний надзорных органов, выданных в отношении строительных компаний (застройщиков и подрядчиков), а также споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, об ограничении, приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом последствия несоблюдения требований природоохранного законодательства на этапе строительства могут оказаться весьма существенными для компаний, как с точки зрения взыскания убытков, штрафов, так и применения к застройщику или подрядчику меры административной ответственности в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток, что в некоторых случаях может повлечь еще более серьезные убытки для бизнеса.
В качестве примера последствий привлечения к ответственности за подобного рода правонарушения можно привести свежее решение Троицкого районного суда от 17 апреля 2021 года по делу № 2-210/17 по иску прокурора Троицкого административного округа города Москвы о возмещении вреда, причинённого окружающей среде несанкционированным размещением строительных отходов в непредназначенном для этого месте.
Как следует из материалов данного дела, по жалобе местных жителей прокуратурой (вместе с Департаментом природопользования г. Москвы) была проведена проверка соблюдения экологических требований при строительстве. По результатам проверки прокуратурой установлено отсутствие 25 деревьев, факты навала грунта, а также наличие иного строительного мусора (бетонные плиты, блоки и прочее), что послужило поводом для обращения в суд с требованием о возмещении вреда.
В рамках данного дела прокурором был заявлен имущественный иск за нарушение природоохранного законодательства при строительстве объекта капитального строительства. Требования прокурора судом были удовлетворены. В бюджет города Москвы с 2 ответчиков – правообладателей земельных участков, в отношении которых были выявлены соответствующие нарушения, в общей сумме взыскано свыше 1 миллиарда рублей.
Практика оспаривания предписаний надзорных органов показывает, что такие предписания удается признать незаконными крайне редко (например, см. дела № А75-5871/2013, № А51-28139/2015). Возможно именно этим объясняется относительная немногочисленность судебных споров, связанных с экологическими правонарушениями в процессе строительства, поскольку застройщики и подрядчики, как правило, стремятся оперативно устранить выявленные надзорными органами нарушения во избежание указанных негативных последствий.
Таким образом, случаи привлечения к ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства при строительстве являются не редкостью и допущение соответствующих нарушений влечет реальные имущественные, а также репутационные риски для бизнеса.
[1] Проект Федерального закона № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований»
Экологические требования при строительстве и реконструкции в зоне лесов
В Статье 65 Лесного кодекса РФ сказано, что если работы по строительству или реконструкции могут негативно отразиться на воспроизводстве или состоянии лесов, то выполнение экологических требований особенно важно. Тогда рекомендуется доверить проведение экологической экспертизы именно государственным органам. В частности, при предстоящей реконструкции следует обратить внимание вот на что:
- техническое состояние старых конструкций и коммуникаций;
- возможности для демонтажа конструктивных элементов;
- условия для осуществления строительства и монтажа;
- необходимые для застройки транспортные средства (внутри площадки, цеха).
Это интересно!
“Управление реконструкцией объектов: принципы, документация, этапы приемки”
Тяжело осуществлять реконструкцию и при этом не нарушать прописанные в законе экологические требования, если приходится выполнять работы в стесненных условиях. В таких случаях вот что важно:
- организовать компактную поставку стройматериалов и оборудования;
- грамотно продумать складирование;
- крайне осторожно пользоваться техническими средствами.
При соблюдении указанных мер негативное воздействие на природу и экологию удастся минимизировать.
Преимущества повышения квалификации в НТУ
На обучение в Национальном технологическом университете
стоит обратить внимание по следующим причинам:
- Экономия. Кроме невысокой стоимости самих курсов, нет необходимости в командировочных расходах. Обучение проводится при помощи современных технологий удаленного образования.
- Индивидуальный подход. Все наши клиенты получают одинаковое внимание преподавателей. Грамотное распределение педагогических ресурсов в равной мере распространяется на слушателей, даже при очно-заочном формате обучения.
- Отсутствие временных ограничений. Вы можете получать дополнительное профессиональное образование в любом месте, в удобное для Вас время.
Специфические экологические требования
Когда предстоит строительство или реконструкция объектов водохозяйственного либо гидротехнического назначения, то экологические требования прописываются в календарном плане. Здесь должны быть указаны:
- периодичность открытия русла для осуществления хозяйственной деятельности;
- время, требуемое для наполнения водохранилищ;
- периодичность пропуска расходов водных запасов.
Всегда, когда планируется сооружение гидротехнического объекта, необходимо на протяжении всей строительной деятельности принимать во внимание расположение орошаемых земель и объектов для пропуска водных запасов, очередность орошения, а также разработать порядок выполнения самих работ по строительству гидротехнического объекта.
Специфические экологические требования вступают в силу при строительстве либо реконструкции:
- предприятий для горнодобывающей промышленности, на которых будет вестись добыча полезных ископаемых;
- любых объектов в высокогорных областях, в районах крайнего севера либо в очень жарких климатических условиях.
Если градостроительство ведется в горной местности, то обязательно следует учитывать наличие здесь таких природных факторов, как сильный ветер, и прочее.
Цель экологического нормирования
Основной целью экологического нормирования является установка допустимых границ влияния на биосферу. Указанный предел должен служить гарантией экобезопасности, адекватного восполнения природных ресурсов, сохранности генофонда в условиях производственной и хозяйственной деятельности человека.
Объекты экологического нормирования – антропогенные факторы, которые влияют на биосферу и экосистемы, а также на отдельные их компоненты, и природные факторы, воздействующие на человека. Все эти факторы необходимо регулировать.
В рамках систематизации нормативов экостандарты применяются для:
- территориального зонирования;
- создания нормативов качества окружающей среды;
- определения предельных допустимых значений по содержанию вредных веществ;
- разработки санитарных норм для питьевой воды;
- определения границ нагрузки на биосферу и предела техногенных воздействий.
Существуют как российские, так и мировые стандарты, которые применяются, в том числе, и к реализуемой продукции. Одним из известных международных стандартов является ISO. В РФ действует собственная система ГОСТ Р.
Экологические требования при строительстве и реконструкции на различных типах грунта
Если на выделенной под строительство площадке грунты просадочные либо насыпные, то обязательно необходимо разработать (и включить в ПОС) порядок работ в первую очередь по отводу вод, установке и введению в эксплуатацию системы водоснабжения (временной). Она необходима для того, чтобы в процессе строительства не происходило дополнительного замачивания и просадки грунтов на площадке и прилегающих земельных участках. Если все продумать грамотно и при этом не нарушать экологических требований, то можно выполнять строительство и реконструкцию объектов даже в условиях вечной мерзлоты. При составлении плана работ здесь необходимо учитывать следующее:
- значения температур на месте предполагаемого строительства;
- гидрогеологические данные, степень промерзлости грунта на площадке;
- нестандартный технологический подход к проведению строительных работ в такой местности.
Специфические экологические требования действуют в отношении проектирования, расположении и строительства объектов в особых природных условиях, где любые строительные работы могут быть опасны. В таких местах предписывается возводить специально сконструированные противообвальные либо противооползневые здания. При этом проводится ряд специальных мероприятий, задача которых:
- обеспечить устойчивость склонов и откосов;
- организовать складирование почвы, не допустив при этом отвалов;
- оборудовать водоотвод;
- закрепить почву и создать условия для ее водопонижения.
Это интересно!
“Особенности реконструкции объекта в зависимости от его типа”
В ППР также уделяется внимание непременному соблюдению экологических требований. Здесь данные вопросы рассматриваются с привязкой к конкретной намеченной под строительство площадке, на которой будут расположены загрязняющие окружающую среду объекты.
Проблемы экологической безопасности в строительстве
Проблемы экологической безопасности сегодня являются приоритетными для человечества.
Бесспорно, что техногенные факторы воздействия строительства неблагоприятно сказываются на окружающей среде. Наиболее серьезное влияние на экосистему оказывают отходы промышленного производства, поступающие во внешнюю среду в виде газов, дымов, твердых отходов, стоков; отходов энергетических и тепловых станций; бытовых отходов.
Одной из важнейших проблем является невозможность утилизации таких отходов строительства. Проблеме управления отходами строительного производства в подавляющем большинстве субъектов РФ на сегодняшний день не уделяется должного внимания. Исключением является регион центральный России, в котором уже разработаны нормативные документы, касающиеся обращения с отходами строительства и сноса. Также, в подобных нормативных актах предлагаются пути разрешения проблем, возникающих при борьбе с отходами строительства.
Отсюда вытекает еще одна проблема обеспечения экологической безопасности в строительстве – проблема недостаточного нормативного регулирования данного вида деятельности. Несмотря на то, что в России существует Градостроительный кодекс, который, как предполагалось законодателем, должен был урегулировать все нюансы, связанные со строительством, нормы, касающиеся экологической безопасности в строительстве, не имеют самостоятельного массива и разрознены по всей российской нормативной базе начиная с Земельного кодекса и заканчивая СНиП. Для ликвидации такого пробела законодательства должна быть разработана система инженерно-экологического обеспечения строительного комплекса и функционирования всех объектов строительства. Такая система решила бы ряд проблем, которые возникают в результате проведения строительных работ.
Серьезной проблемой экологической безопасности при осуществлении строительства зданий и сооружений является экологическая непригодность материалов, используемых для строительства. За последний период времени на строительных площадках увеличилось количество строительных материалов, которые были произведены не в России, несмотря на то, что их технологии производства и экологические характеристики неизвестны.
Уже изучены негативные стороны применения таких полимерных материалов. Как показали исследования, химические вещества, содержащиеся в строительных и отделочных материалах и выделяемые в воздушную среду зданий и сооружений, могут задерживаться в них на длительный период времени – до 2 лет, а в отдельных случаях до 5 лет. Нужно заметить, что на сегодняшний день не проводится экологическая оценка строительных материалов на основе неорганических соединений, что, безусловно, пагубно сказывается на человеческом здоровье. Поэтому ученые-экологи высказываются в пользу обеспечения жесткого контроля за экологической безопасностью строительных материалов, а также сырья, используемого для их производства.
Помимо негативного влияния строительных материалов к иным химическим факторам антропогенного воздействия на окружающую среду относятся и другие вредные виды веществ, выделяемых при строительстве — токсиканты, канцерогены, аллергены, пылевидные частицы.
Еще одним неблагоприятным фактором, влияющим на окружающую среду, является физический фактор антропогенного воздействия, который проявляется в виде шума, вызываемого в результате строительства, а также в создании искусственных физических полей (вибрационных, электромагнитных, температурных).
Автор статьи
Кто и как должен проверять соблюдение экологических требований при реконструкции
Реконструкция предполагает осуществление воздействия на несущие конструктивные элементы. Их необходимо восстанавливать либо заменять, в результате чего могут изменяться общие параметры объекта, а значит, и требования касательно ООС. Увеличение производственной площади, к примеру, будет означать, что больше станет и сточных вод, и атмосферных выбросов. И здесь перед проектировщиками стоит задача преобразовать действующую защитную систему, усовершенствовать оборудование (либо полностью его заменить), применить иные меры. Разумеется, понадобятся точные сведения о состоянии реконструируемого здания и принятых на нем мерах ООС.
Обследование объекта осуществляется при участии проектировщика и подрядчика (их представителей), экспертов, инженеров по коммуникационным сетям. К оценке систем и оснащения для ООС привлекаются технические специалисты, экологи. Бывает необходимость в поведении экспертиз по исследованию вредных выбросов (их могут провести государственные либо частные фирмы).
Для того чтобы при реконструкции были соблюдены все экологические требования, необходимо провести комплексное обследование объекта, потому что ОСС зависит от многих факторов. Вот что проделает комиссия:
- проверит все документы (технические и эксплуатационные), выявит, какое именно воздействие объект оказывает на природу;
- установит, соответствуют ли фактические показатели выбросов установленным законодательством нормам;
- исследует сети, устройство и оборудование, снижающее либо предотвращающее загрязнения и выбросы; даст оценку его работоспособности;
- проверит конструктивные элементы и коммуникационные сети объекта. Тут стоит задача убедиться в том, что они находятся в надлежащем состоянии и не могут стать причиной нанесения ущерба окружающей природе;
- выполнит работы по инженерным изысканиям на площадке и прилегающей местности, примет во внимание действующие градостроительные планы, ГПЗУ.
Проверочные меры могут быть разными, это во многом зависит от типа объекта, его назначения и расположения. Если, к примеру, предстоит реконструкция производства, то комиссия проверяет состояние фильтров, отстойников, оборудования для обеззараживания стоков и т.п.
Преимущества обучения в академии СНТА
Обучаясь на базе СНТА, вы можете:
- экономить на дорожных расходах (весь цикл построен только на дистанционной основе);
- экономить время, планируя его самостоятельно;
- учиться официально, в учреждении, имеющем лицензию от Департамента образования г. Москвы;
- заниматься по программе за авторством высококвалифицированного преподавательского состава.
Записаться на курс и пополнить ряды специалистов, повышающих квалификацию в СНТА, вы можете сейчас, если отправите сообщение в диалоговом окне сайта. Также можно воспользоваться другой формой обратной связи: например, позвонить по указанному номеру телефона и задать консультанту вопросы, связанные с обучением.
Источник: erpstat.ru