Строительства и их задачи

В основе регулирования взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса лежит ГК РФ, статья 1 которого признает равенство регулируемых гражданским законодательством отношений участников, которые действуют по своей воле и своему интересу. Контрактам, отводится совершенно новая роль, значительно расширены возможности использования различных схем взаимоотношений между всеми участниками. Контракт (договор) становится документом, подтверждающим обоюдовыгодное взаимодействие сторон, целью которого является решение следующих задач инвестирование, проектирование, возведение объектов, решение проблем занятости, получение прибыли и др. [c.230]

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ — перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проек-тно-исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке строительных, конструкторских проектов и призвано ориентировать проектанта на созда- [c.215]

Решение Битрикс24: Строительство

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, разработку — перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно-исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке строительных, конструкторских проектов и призвано ориентировать проектанта на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям. Синоним — техническое задание. [c.121]

С целью повышения эффективности капитальных вложений Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. предусмотрен ряд мер, улучшающих проектно-сметное дело. К ним относятся осуществление строительства по наиболее прогрессивным и экономичным проектам в связи с чем периодически производится их пересмотр с отказом от проектов, не отвечающих современному техническому уровню и не обеспечивающих высокую экономическую эффективность деятельности соответствующих предприятий повышение качества планировочных, архитектурных и строительных решений, а также снижение стоимости строительства зданий и сооружений. Детализация этих задач содержится в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в которых установлено, что решения о проектировании крупных и сложных предприятий и сооружений (а при необходимости и по другим объектам) принимаются Госпланом СССР и Госстроем СССР на основании технико-эко- [c.166]

Государственный план экономического и социального развития на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. в большей мере, чем раньше, ориентирован на повышение эффективности строительного производства. В этих условиях главной задачей, стоящей перед строителями, является ускорение ввода в действие объектов и освоения производственных мощностей. На достижение этой цели направлены Единые нормы продолжительности проектирования и строительства предприятий, зданий и сооружений и освоения проектных мощностей (для 31 отрасли [c.241]

Ленин В.И. — Задача профсоюзов и методы их осуществления (11.20)

Научно-технической политикой в строительстве и проектировании руководит союзно-республиканский орган — Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). В задачи Госстроя СССР входит обеспечение технического прогресса в строительстве с целью повышения его качества, сокращения сроков, роста производительности труда и снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Этот орган разрабатывает и утверждает обязательные общестроительные нормы, правила и инструкции для производства и проектирования (нормы проектирования, производственные и сметные нормы, правила организации и нормы продолжительности строительства и производства строительно-монтажных работ, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных работ, стандарты и технические условия на строительные материалы и изделия и т. д.). Им также осуществляется архитектурно-строительный контроль, государственная [c.111]

Крупное значение в техническом и экономическом развитии строительства в целом и его отраслей имеет составление перспективной комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. В этой программе определяют главные задачи экономической и технической политики в развитии строительства, осуществляемом отраслью, и его индустриальной производственной базы, выявляют важнейшие количественные и качественные сдвиги в продукции строительства и затратах необходимых финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов. На основе общей технической политики определяют основные конкретные направления научно-технического прогресса в строительном производстве отрасли и промышленности строительных материалов, устанавливают требования к обеспечению капитального строительства новой техникой и эффективными материальными ресурсами. Исходя из этого, формируют планы и направления прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок, а также задания на проектирование новой строительной и транспортной техники. [c.307]

Основными задачами предприятий являются бесперебойное снабжение потребителей теплом и горячей водой, планомерное развитие централизованного теплоснабжения за счет укрупнения котельных и присоединения к ним новых абонентов, снижение себестоимости тепла, повышение производительности труда персонала, обслуживающего котельные и сети. В соответствии с этими задачами предприятия участвуют в разработке перспективного плана развития теплоснабжения города, утверждают технические задания на проектирование вновь строящихся и реконструируемых котельных и их тепловых сетей, осуществляют технический надзор за ходом строительно-монтажных работ по котельным и тепловым сетям и принимают их в эксплуатацию, разрабатывают годовые и квартальные планы организационно-технических мероприятий, имеющих целью повышение надежности и снижение себестоимости вырабатываемого тепла. Кроме того, предприятия ведут надзор за соблюдением потребителями технических правил и инструкций о порядке пользования тепловой энергией, наблюдают за рациональным и экономичным расходованием тепла потребителями, заключают с абонентами договоры на обеспечение теплом и выдают разрешения на присоединение к тепловым сетям жилых и общественных зданий, предприятий и др. [c.251]

Необходимость повышения уровня организации общественного производства, а также требования практики проектирования и планирования строительного производства выдвинули обширный класс экстремальных задач, в которых ставится цель отыскать объективно лучшее решение из всех возможных (в данной экономической обстановке). Привлекая аппарат дифференциального исчисления, линейного программирования, теории вероятностей и других отделов математики, можно подойти к формированию сложных моделей и оптимизировать их на основе анализа функциональных или иных допускающих математическое выражение связей между размером экономической эффективности и технико-экономическими параметрами модели. [c.147]

Внутреннее проектирование определяет, как изделие должно функционировать. Модули, подпрограммы, оверлейные структуры, динамические таблицы, блок-схемы и таблицы решений являются строительным материалом при внутреннем проектировании. Методы корректного внутреннего проектирования и управления этим процессом составляют целый раздел техники программного обеспечения — методологию программирования, являющуюся вполне законченной дисциплиной. Вероятно, точнее было бы говорить, что эти методы охватывают несколько конкретных проблем, поскольку никакой положительный опыт проектирования программ одного типа (например, программ вычислительного характера) не имеет ничего общего с практикой программирования других задач (например, с разработкой компиляторов). Во всяком случае, этот вопрос является чисто техническим и выходит за рамки тематики этой книги. [c.30]

Ar hi AD. Решение этой задачи сколь заманчиво, столь и проблематично. Проблема заключается в том, что на основании данных Ar hi AD следует производить стоимостную оценку конструктивного элемента или конструкции в целом, независимо от способа ее создания. Отечественная же сметная нормативная база построена по принципу оценки частично конструктивных элементов, и частично отдельных типов работ и даже технологических операций, а они предполагают изначальные данные о способах производства работ, применяемых при этом строительных машинах и т. п. Попытки ввода этих данных на стадии проектирования объектов может существенно усложнить САПР. В любом случае исследования и разработки в этом направлении могут найти достойный отклик у потребителей программного обеспечения. [c.521]

Читайте также:  Какие специальные журналы при строительстве

Инвестиционный цикл. Потенциал эффективности энергетического производства практически целиком формируется на предэксплуатационных стадиях изготовления оборудования, проектирования энергопредприятий, строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Задача персонала энергопредприятия -реализовать этот потенциал, строго выполняя правила технической эксплуатации, своевременно и качественно осуществляя ремонт оборудования. Конечно, в процессе эксплуатации оборудование может модернизироваться в целях корректировки параметров эффективности. Тем не менее следует подчеркнуть, что в электроэнергетике возможности эксплуатационного персонала влиять на эффективность производства ограничены указанным потенциалом. Следовательно, эффективность деятельности машиностроителей, проектных, строительных и монтажных организаций в значительной мере предопределяет эффективность энергопроизводства на электростанциях и сетевых предприятиях. [c.63]

Источник: economy-ru.info

Задачи и взаимосвязь науки и строительства, проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений

● задачи и взаимосвязь науки и
строительства, проектирования,
возведения и эксплуатации зданий и
сооружений;
● эксплуатационные требования к
проектируемым и возводимым зданиям;
● задачи технического обслуживания и
ремонта зданий и сооружений.

2. Задачи и взаимосвязь науки и строительства, проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений

Здания и сооружения играют важную роль в жизни
современного общества. Можно утверждать, что уровень
цивилизации, развитие науки, культуры и производства в
значительной мере определяются количеством и качеством
построенных зданий и сооружений.
Жизнь и быт людей
обусловливаются наличием
необходимых зданий и
сооружений, их
соответствием своему
назначению, техническим
состоянием

3. Составные части строительства как отрасли, его цели, база, критерии оценки качества и задачи строительной науки

СТРОИТЕЛЬНАЯ НАУКА
Разрабатывает
теоретические
основы
строительства,
требования к
зданиям,
сооружениям,
перечни и
значения их
параметров
эксплуатационн
ых качеств
(ПЭК)
Разрабатывает
СНиП и другие
нормативные
документы,
ГОСТ, нормы и
расценки на
строительные
и ремонтностроительные
работы
Создает
строительные
материалы,
конструкции,
машины, механизмы,
а также методики
расчетов, испытаний,
технологии
производства СМР,
способы и устройства
для их выполнения,
для контроля
качества работ и
диагностики
технического
состояния зданий,
сооружений, их
восстановление и др.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ
ПРОЕКТИРОВАНИ
Е
(устанавливают
ПЭК)
ВОЗВЕДЕНИЕ
(материализую
т ПЭК)
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИ
Е И РЕМОНТ
(поддерживают
ПЭК на
заданном
уровне)

ЦЕЛЬ
СТРОИТЕЛЬСТВ
А
БАЗА
СТРОИТЕЛЬСТВА
КРИТЕРИИ
СТРОИТЕЛЬСТВА
ПРИДАТЬ ЗДАНИЮ, СООРУЖЕНИЮ НЕОБХОДИМЫЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОДДЕРЖИВАТЬ
ИХ НА ПРОЕКТНОМ УРОВНЕ В ТЕЧЕНИЕ ЗАДАННОГО
(НОРМАТИВНОГО) СРОКА СЛУЖБЫ ПРИ
МИНИМАЛЬНЫХ
ЗАТРАТАХ СИЛ И СРЕДСТВ
● ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА:
СНиП ( I – IV ЧАСТИ), СИСТЕМА ППР
● МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
● МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПРАВИЛА
ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ
● ПРОЕКТ, СМЕТА, В ТОМ ЧИСЛЕ И НА
ТЕХНИЧЕСКУЮ
ЭКСПЛУАТАЦИЮ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
ДОЛГОВЕЧНОСТИ И МОРАЛЬНОГО
СООТВЕТСТВИЯ НАЗНАЧЕНИЮ ПЭК НА
КАЖДОЙ
ИЗ ТРЕХ СТАДИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНЖЕНЕР –
СТРОИТЕЛЬ
(БАКАЛАВР)
МОГУТ БЫТЬ
КОНСТРУКТО
Р
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ЭКСПЛУАТАЦИОННИ
К
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
РАБОТ

Каждое здание или сооружение
представляет собой сложный и
дорогостоящий объект, состоящий
из многих конструктивных
элементов,
систем инженерного оборудования,
выполняющих вполне определенные
функции и обладающего
установленными
эксплуатационными качествами.
Строительство в нашей стране
характеризуется не только высокими
количественными показателями, но и
изменяется и качественно,
структурно:
улучшается планировка квартир,
совершенствуются строительные
конструкции, системы инженерного
оборудования, повышается
комфортность жилищного фонда.
На отопление, вентиляцию и горячее
водоснабжение городов расходуется
1/6
всех видов топливно-энергетических
ресурсов. Практика эксплуатации
зданий показывает, что

Эксплуатационные требования к
проектируемым и возводимым
зданиям
обладать высокой надежностью
Проектируемые
и возводимые
здания,
согласно
определяющим
эксплуатационн
ым
требованиям
должны:
быть удобными и безопасными в
эксплуатации
быть удобными и простыми в
техническом обслуживании и ремонте
быть ремонтопригодными
иметь максимально возможный и
близкий эквивалентный для всех
конструкций межремонтный срок
службы
быть экономичными в процессе
эксплуатации
иметь внешний архитектурный облик,
соответствующий их назначению,
расположению в застройке, а также
приятный для обозрения

удобство и
безопасность в
эксплуатации
НАДЕЖНОСТЬ
выполнение заданных функций в
достигается рациональными
определенных условиях эксплуатации
планировкой помещений и
в течение заданного времени, при сохранени
расположением входов, лестниц,
значений своих основных параметров
лифтов, средств пожаротушения,
в установленных пределах
причем для ремонта и замены
крупногабаритного
удобство в
технологического оборудования
в зданиях должны быть
техническом
предусмотрены люки, проемы и
обслуживании и
крепления
ремонте
РЕМОНТОПРИГОДНОС
наличие удобных подходов к конструкциям,
ТЬ
вводам инженерных сетей без демонтажа и разборк
для осмотров и обслуживания с предельно низкими
затратами на вспомогательные операции, применен
передовых методов труда, современных средств
конструкции должны быть
автоматизации и механизации,
приспособлены к выполнению сборно-разборных устройств для обслуживания
всех видов технического
труднодоступных конструкций
обслуживания
и ремонта без разрушения
смежных
элементов и с минимальными

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДАНИЙ ПО
ИХ НАЗНАЧЕНИЮ ПРИНЯТО
НАЗЫВАТЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКО
Й
ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
Чтобы здания можно было эффективно использовать,
они должны находиться в исправном состоянии, т.е. стены,
окрытия и прочие элементы совместно с системами отопления,
тиляции и другими системами должны позволять поддерживать
в помещениях требуемый температурно-влажностный режим,
а системы водоснабжения и канализации, освещения иПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С
кондиционирования – обеспечивать заданную комфортность.
ПОДДЕРЖАНИЕМ ЗДАНИЙ В
ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ,
НАЗЫВАЮТСЯ
ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
И РЕМОНТОМ ИЛИ
ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ОНИ ТО И ЯВЛЯЮТСЯ
ПРЕДМЕТОМ НАШЕГО
РАССМОТРЕНИЯ

11. Задачи технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений

По характеру
задач
и методам их
решения
техническое
обслуживание
и ремонт
существенно
отличаются от
проектирования
и возведения,
хотя и входят в
состав
строительной
отрасли, так как
они:
осуществляются весьма длительное время по
сравнению с продолжительностью проектирования и
возведения – десятки, сотни лет, что требует
четкого предвидения перспективы и
преемственности в деятельности эксплуатационной
службы
имеют циклический характер с периодичностью
разных мероприятий от одного года до трех лет для
текущего ремонта и от шести до тридцати лет для
капитального, что осложняет планирование и
производство работ
носят (в частности, ремонт) во многом случайный,
вероятностный характер по месту, объему и времени
выполнения работ, что затрудняет их планирование,
требует от руководителей и исполнителей
оперативности при корректировке планов в ходе их
производства
затрагивают интересы
всего населения и каждого
человека в отдельности у себя дома и на службе,
требуют их участия в ремонте (внутри квартир), т.е.
носят социальный характер, оказывают влияние на
настроение
людейсил и средств,
связаны с большими
затратами
увеличивающимися с течением времени, что
обусловлено, с одной стороны, старением
строительного фонда и все возрастающими
затратами на ремонт, а с другой –ежегодным его
пополнением, что требует привлечения новых сил и
средств для его технического обслуживания и

Читайте также:  Разрешение на капитальное строительство реестр

Задачи технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений
Технологическая
эксплуатация –
использование по
назначению
Техническая эксплуатация – поддержание в исправном
состоянии
Техническое обслуживание
Постоянный
уход за
конструкциями,
зданиями.
Техническое
обслуживание
и наладка
инженерного
оборудования
Осмотры и диагностика технического
состояния
Частичны
е
осмотры
Общие
(сезонные
) осмотры
Выборочны
е осмотры
Визуальна
я оценка
Инструмен
-тальный
контроль
Составление заключения
Ремонт конструкций
и инженерного
оборудования
Текущий
(профилактический)
ремонт:
● плановый
● непредвиденный
Капитальный
(восстановительный
)
ремонт:
● выборочный
● комплексный

13. соотношение между затратами и временем по трем этапам строительства – проектированием, возведением и эксплуатацией

При эксплуатации зданий главная задача
состоит в поддержании предусмотренных
проектом и материализованных при
строительстве эксплуатационных качеств на
заданном уровне.
Таким образом, установлением значений
параметров эксплуатационных качеств
(ПЭК) и разработкой инструкции по
технической эксплуатации завершается
проектирование зданий.
С помощью выработанных в проекте ПЭК
контролируется их возведение.
По соответствию фактических значений
ПЭК проектным здания принимаются в
эксплуатацию и путем поддержания ПЭК на
заданном уровне осуществляется
техническая их эксплуатация в течение
установленного срока службы.

Источник: en.ppt-online.org

Строительные игры для дошкольников

Строительные игры или конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. В процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность построения любой детской деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной и т.п.) – создание целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными способами (комбинирование, изменение пространственного расположения, убирание лишнего из целостности для получения новой и т.п.).

Из этого следует, что данная проблема является, на сегодняшний день весьма актуальна.
Большая часть задач, подлежащих анализу и решению, возникает в процессе игры, т.к. игра для ребенка является главным фактором умственного развития.

В процессе игры со строительным материалом, дети обогащают свой сенсорный опыт, также упражняются в умении постановить цель, проявляют находчивость и смекалку. Все это развивает воображение ребенка, будит творческую мысль, способствует развитию конструктивных способностей. Совместное сооружение построек из строительного материала объединяет детей, воспитывает чувство коллективизма.

Дети охотно играют со строи¬тельным материалом, но эти игры, носят по преимуществу процессуальный характер, и в этом виде их влияние на развитие детей весьма ограничено.

Чтобы достичь каких–либо результатов, необходимо постоянно привлекать детей к строительной игре, независимо от места, где они находятся в данный момент, на улице или в помещении группы.

Чтобы научить детей играть со строительным материалом, нужно поставить перед собой следующие задачи: 1) расширять представления детей о труде строителей; 2) учить способам игрового строительства, развивать конструктивно-творческие способности; 3) воспитывать самостоятельность, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.

С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы.

Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.

На занятиях со строительным материалом осуществляется развитие сенсорных способностей детей.

При правильной организации строительной деятельности дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как:
• умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения,
• расчленять их на части,
• сравнивать предметы и сооружения,
• видеть в них общее и различное,
• делать умозаключения и обобщения,
• разбираться в конструкции,
• находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами (системами геометрических форм и тел, пространственных отношений, спектральных цветов и др.).

Действия детей становятся осознанными. В связи с этим вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных, конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и сооружать знакомые постройки в новых вариантах.

Условия эти определяются либо воспитателем на занятиях (например, построить такой железнодорожный мост, под которым могли бы проплывать катера, теплоходы), либо диктуются игрой. Например, дети никогда на занятиях не строили здания фабрики, а в игре возникла в этом необходимость. Владея обобщенным способом постройки зданий, дети легко самостоятельно справляются с новой возникшей перед ними задачей, выполняя новую постройку в знакомой для них последовательности и усвоенным способом, а не методом проб и ошибок.

Дети в процессе обучения усваивают, что прежде чем строить, нужно хорошо представлять предмет, внимательно и определенным способом рассмотреть его, а уже затем, владея обобщенным способом действий при сооружении подобных построек, в определенной последовательности возводить новый вариант ее.

Поэтому при планировании уделяется внимание не только тому, чтобы научить детей сооружать конкретные постройки, но особенно тому, чтобы эти занятия способствовали развитию качеств личности, развитию умственных способностей, произвольности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). При этом овладение навыками уже не становится самоцелью. Ребенок приобретает их осознанно как средство для решения более сложных умственных задач. Воспитателю при планировании занятий каждый раз необходимо подумать, какими приемами наиболее целесообразно можно решить те или иные задачи, связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и какими техническими умениями он должен при этом овладеть.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.
Умение обдумывать, планировать работу является важной стороной развития умственных способностей, которые формируются во всех видах деятельности. Конструктивная деятельность предоставляет богатые возможности для этого.

Планирование состоит в том, чтобы, прежде чем строить, хорошо изучить, рассмотреть предмет или образец, учесть возможности имеющегося строительного материала, затем определить форму основания будущей постройки, ее размеры, учесть те условия, с которыми связано практическое назначение постройки.

Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре:
• гараж — для автомобилей,
• дом — для кукол, при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке.

Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает на занятиях в процессе обучения, ведущая роль в котором принадлежит воспитателю.

Читайте также:  Расходы домохозяйств на строительство нового дома включаются в

Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».

Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям, — перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования приобретенных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом, к развитию основных умственных операций.

При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т. д.).
Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький, длинный — короткий и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.
Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например: брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.

В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.
Строительные игры и занятия при условии систематического обогащения опыта детей являются не только средством знакомства с окружающим, но и средством воспитания моральных качеств.

Основная строительная форма — кирпичики; их должно быть большое количество. В дополнение к кирпичикам следует давать брусочки, плоские пластины, соответствующие размеру кирпичиков. Строительный материал должен быть разных размеров.

Постройка домика кукле, мостика через речку, длинной дорожки, по которой кукла ходит или ездит, помогает сформировать первый опыт строительной игры. От самого общего мотива — кукле надо построить домик — детей следует вести по пути повышения требований к постройке: дом надо сделать с крышей, чтобы куклу не замочил дождь; мостик с перилами, чтобы кукла не упала в реку, и т. д. Построить мостик такой ширины, чтобы под ним или по нему могла проехать машина. Постановка этих задач требует от ребенка мысленного представления постройки, умения зрительно сопоставить расстояние между стойками мостика, его высотой, величиной машины.

Конструктивные умения, полученные детьми на занятиях, приводят к возникновению в самостоятельной игре новых сюжетных линий. Например, детей научили строить дорожку. В самостоятельной строительной игре это умение выразилось в постройке «лесенки», «коврика», «ручейка», «змейки». Конструктивная задача, взятая на себя ребенком, разрешается простыми, известными ему средствами и облекается в ту или иную сюжетную игру.

Закончив постройку, дети испытывают потребность в сюжетной игрушке. Размещение игрушек следует так продумывать, чтобы дети, закончив постройку, легко могли взять сюжетную игрушку. Ассортимент их должен соответствовать многообразию сюжетов детских построек.

Так, исследование показало, что наиболее употребительными готовыми игрушками для игр с постройками являются маленькие куклы, матрешки, которые хорошо используются детьми при игре с постройкой дома, моста, мебели, лестницы, дороги, речки. Мелких животных, птиц дети используют в игре с постройкой загородок, клеток, курятника, птичника, конюшни. Автомашины, поезда дети широко используют в играх с постройкой улицы, моста, гаража, железной дороги; кукольную посуду — в игре с постройкой дома, кухни, плиты, детского сада.

Опыт показал, что дети полнее сосредоточиваются на строительной деятельности при условии, когда в поле их внимания нет другого материала. Это важно для формирования устойчивых форм поведения, внимательности, тщательности, неторопливости, умения придумать, достигнуть результата.

Строительные игры на участке могут быть чрезвычайно разнообразными. Зимой в теплые дни дети охотно лепят разные фигуры. Чаще всего на участке можно видеть снежную бабу, сделанную из трех шаров, поставленных один на другой. Снежные постройки для игры можно создавать разными способами.

Можно собрать снег в большую кучу, сверху утрамбовать, затем лопатами прорубить окна и вход в дом. Можно накатать снежные шары и, сдвинув их друг с другом, слепить снегом, обтесать, положить шары поменьше сверху и таким способом возвести стены. Так можно построить дом, крепость и т. п. Постройки можно делать из снежных глыб и кирпичей, используя дополнительные материалы.
Участвуя в сооружении построек, дети затрачивают физические усилия, проявляют находчивость, инициативу и поэтому с радостью ожидают предстоящей игры.

Для развития игры вокруг построек из снега важно дать детям дополнительный материал, побуждающий игру: украшения, флажки, палочки, шпагат, самоделки из бумаги и картона (телефоны, бинокли).
В сооружении крупных построек дети активно помогают взрослым. В создании маленьких построек для кукол и игрушечных животных (домики, загончики, горки, избушки) дети проявляют много выдумки, затевая как коллективные, так и индивидуальные игры. Сооружение построек из снега и игры с постройками открывают широкие возможности для укрепления дружеских взаимоотношений, взаимопомощи.
В руководстве этими играми следует обеспечить детям возможность возвращаться к интересной игре, продолжать ее на следующий день. Опыт показывает, что стремление педагогов каждый день давать новый материал для игр (лишь бы чем-нибудь занять детей на прогулке) приводит к неустойчивости игры.

Строительные игры являются таким типом игр, в которых очень велика роль детской инициативы, самодеятельности. В процессе руководства строительными играми возможно решение важных воспитательных задач: развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.

Педагогическое руководство строительными играми детей открывает новые возможности в развитии детей. Постановка перед детьми постепенно усложняющихся задач, использование различных строительных материалов позволяют знакомить детей с их свойствами, с разными способами соединения деталей.

Литература
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., Просвещение, 2010.
3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей д/с – М.: Просвещение, 2009.
4. Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И. Корзакова. – М.: Просвещение, 2001.
5.Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2012.

Источник: ped-kopilka.ru

Рейтинг
Загрузка ...