Строительство азовского флота дата

Содержание

АЗО́ВСКАЯ ВОЕ́ННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, на­зва­ние фор­ми­ро­ва­ний рос. и сов. во­ен­но-мор­ско­го фло­та, пред­на­зна­чав­ших­ся для дей­ст­вий на Азов­ском мо­ре. 1) В рус.-тур. вой­ну 1768–74 А. в. ф., соз­дан­ная в 1768–69, дей­ст­во­ва­ла на Азов­ском и Чёр­ном мо­рях под ко­манд. ви­це-адм. А. Н. Се­ня­ви­на , от­ра­зи­ла по­пыт­ки вы­сад­ки тур. де­сан­тов в Кры­му.

В 1783 рас­фор­ми­ро­ва­на, ко­раб­ли пе­ре­да­ны Чер ­но­мор­ско­му фло­ту. 2) В ап­ре­ле – ию­не 1918 в со­ста­ве РККФ А. в. ф. (ба­за – в г. Ейск) ве­ла бое­вые дей­ст­вия про­тив герм. войск на по­бе­ре­жье Азов­ско­го м. Фло­ти­лия вновь сфор­ми­ро­ва­на 28.4.1920 (ба­зы – в го­ро­дах Ма­риу­поль, Та­ган­рог), в мае как отд. фор­ми­ро­ва­ние во­шла в со­став Мор­ских сил Чёр­но­го и Азов­ско­го мо­рей.

К сен­тяб­рю то­го же го­да вклю­ча­ла: 7 ка­но­нер­ских ло­док, 5 пла­ву­чих ба­та­рей, 4 сто­ро­же­вых ко­раб­ля, 7 ка­те­ров-ис­тре­би­те­лей, 3 траль­щи­ка, 6 сто­ро­же­вых ка­те­ров, 18 са­мо­лё­тов. Ока­зы­ва­ла под­держ­ку вой­скам Юж­но­го и Кав­каз­ско­го фрон­тов, ве­ла бое­вые дей­ст­вия про­тив ко­раблей Бе­ло­го фло­та . В 1921 рас­фор­ми­ро­ва­на.

В строительство нового порта в Азовском море инвестируют 50 млрд рублей

3) Сфор­ми­ро­ван­ная 22.7.1941 в со­ста­ве Чер­но­мор­ско­го фло­та А. в. ф. (гл. ба­зы – в го­ро­дах Ма­риу­поль, Ейск) вклю­ча­ла ди­ви­зио­ны ка­но­нер­ских ло­док и сто­ро­же­вых ко­раб­лей-траль­щи­ков, от­ря­ды сто­ро­же­вых ка­те­ров и ка­те­ров-траль­щи­ков, ба­та­реи бе­ре­го­вой обо­ро­ны, час­ти мор­ской пе­хо­ты, с сент. 1941 так­же Дон­ской от­ряд реч­ных ко­раб­лей, ба­зи­ро­вав­ший­ся в Азо­ве и Рос­то­ве, с ию­ня 1942 – отд.

Ку­бан­ский от­ряд сто­ро­же­вых ка­те­ров. К ию­лю 1942 име­ла: 1 мо­ни­тор, 8 ка­но­нер­ских ло­док, 3 сто­ро­же­вых ко­раб­ля-траль­щи­ка, 7 бро­не­ка­те­ров, 7 тор­пед­ных и 35 сто­ро­же­вых ка­те­ров, 9 ка­те­ров-траль­щи­ков, 9 ар­тил­ле­рий­ских ба­та­рей, 4 ба­таль­о­на мор­ской пе­хо­ты, 2 бро­не­по­ез­да, 44 са­мо­лё­та.

Под­дер­жи­ва­ла бое­вые дей­ст­вия 9-й, 47-й и 51-й ар­мий, уча­ст­во­ва­ла в Кер­чен­ско-Фео­до­сий­ской де­сант­ной опе­ра­ции 1941–1942, эва­куи­ро­ва­ла вой­ска Крым­ско­го фрон­та в мае 1942. Рас­форми­ро­ва­на 8.9.1942. Ко­ман­дую­щие: ка­пи­тан 1-го ран­га А. П. Алек­сан­д­ров (июль – окт. 1941), контр-адмирал С. Г. Горш­ков (окт. 1941 – сент. 1942).

А. в. ф. вновь сфор­ми­ро­ва­на 3.2.1943. Вклю­ча­ла ди­ви­зио­ны бро­не­ка­те­ров, по­лу­глис­се­ров, сто­роже­вых ка­те­ров, ка­те­ров-траль­щи­ков, от­ряд тор­пед­ных ка­те­ров, 2 ба­тальо­на мор­ской пе­хо­ты и др. час­ти. Дей­ст­во­ва­ла на ком­му­ни­ка­ци­ях герм. груп­пы ар­мий «А.», вы­са­жи­ва­ла мор­ские де­сан­ты в Та­ган­рог, Ма­риу­поль и др.

При про­ве­де­нии Кер­чен­ско-Эль­ти­ген­ской де­сант­ной опе­ра­ции 1943 А. в. ф. вы­са­ди­ла час­ти 56-й ар­мии се­вер­нее Кер­чи; в янв. 1944 – 3 де­сан­та на по­бе­ре­жье Кры­ма. При про­ве­де­нии Крым­ской опе­ра­ции 1944 под­дер­жи­ва­ла вой­ска От­дель­ной При­мор­ской ар­мии. Ко­ман­дую­щий А. в. ф.– контр-адм. Горш­ков (1943–44). 20.4.1944 на ос­но­ве А. в. ф. соз­да­на Ду­най­ская во­ен­ная фло­ти­лия .

Строительство первого российского флота

Источник: bigenc.ru

Строительство кораблей для Азовского флота (1696–1711)

Строительство кораблей для Азовского флота (1696–1711)

Немногие города, расположенные на расстоянии более 600 км от моря, могут гордиться статусом родины военно-морского флота. В России по воле Петра Великого такое почетное звание принадлежит Воронежу.

Строительство военного флота в Воронеже началось перед Азовскими походами. К этому времени в городе уже снаряжали караваны грузовых лодок — стругов, на которых по реке спускали товары для донских казаков. Здесь уже были небольшие верфи и, самое главное, жили специалисты по судостроению, в окрестностях росли необходимые для верфей дубы и корабельные сосны, поэтому Воронеж был идеальным местом для постройки кораблей.

При подготовке к кампании 1695 г. в городе снарядили около 700 грузовых кораблей, на которых военные припасы подвозили к месту осады. Перед Вторым Азовским походом весной 1696 г. в Воронеже были заложены уже боевые корабли. Помимо гребных галер, здесь построили два 36-пушечных галеаса (тип парусно-весельного корабля, название переводится как «большая галера»): «Апостол Петр», спущенный на воду в апреле 1696 г., и «Апостол Павел», который достраивали прямо на ходу при транспортировке под стены Азова. Работами руководил сам Петр I, впервые посетивший Воронеж в феврале 1696 года.

В конце апреля — начале мая флотилия выступила в поход. Петр I отправился в плавание на галере «Принципиум». 8 мая 1696 г., находясь в пути, царь составил первый военно-морской устав нашей страны — «Указ по галерам».

Во многом благодаря успешным действиям кораблей, сумевших блокировать водный путь к турецкой крепости, в июле 1696 г. Азов был взят. Взятие Азова, блокировавшего устье Дона, открывало российским кораблям выход в Азовское море и 20 октября 1696 г. в селе Преображенском, в ходе совещания Петра I с Боярской Думой, было принято судьбоносное решение: «Морским судам быть»! Так в России впервые появился постоянный военно-морской флот. Однако для него еще требовалось построить корабли: правительство определило, что к апрелю 1698 г. должно быть готово не менее 40 судов.

Для военных действий на Азовском море требовались не только парусно-весельные галеры и галеасы, предназначенные преимущественно для плавания вдоль берегов, но и настоящие морские парусные корабли, способные выходить в длительные походы и имеющие на вооружении мощную артиллерию. Таких кораблей в России раньше не строили и 19 ноября 1698 г. был заложен первый российский линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») — представитель самого сильного класса судов того времени. Для строительства «Гото Предестинации», выбрали воронежскую верфь, которая располагалась на правом берегу реки Воронеж — между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой.

Порядок постройки кораблей регулировал указ от 4 ноября 1696 г., по которому ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, в чьей собственности находилось более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в так называемые кумпанства и должны были поставить по одному готовому кораблю с каждых 8–10 тыс. крестьянских дворов. В отдельное кумпанство входили богатейшие купеческие семьи, а бедные дворяне, не имевшие 100 крестьянских дворов, были обязаны платить корабельный налог — по 50 копеек с каждого двора. Помощь со стороны государства ограничивалась наймом иностранных специалистов и наделением кумпанств правом на бесплатную вырубку леса.

Итогом деятельности кумпанств стало создание к весне 1698 г. 52-х военных судов — именно такое количество кораблей требовал Петр I. Однако царь убедился в низкой эффективности подобной организации кораблестроения: неопытные в данном деле купцы и помещики, желая сэкономить, сооружали корабли очень низкого качества, из сырой древесины. По определению царя, эти суда годились только в торговый флот, но никак не в военный. Поэтому по указу от 20 апреля 1700 г. кумпанства были упразднены, а вместо них учредили государственный орган — Адмиралтейский приказ. Для частных же владельцев вводился корабельный налог.

В 1700—1711 гг. кораблестроительная деятельность в Воронеже продолжалась весьма интенсивно: проводились ремонтные работы, закладывались новые корабли (в том числе и большие, на более чем 80 пушек), активно развивалась инфраструктура для нужд Адмиралтейства. Однако печальный итог Прутского похода 1711 г., в результате которого Россия потеряла выход в Азовское море, прервал кораблестроительную деятельность в нашем городе.

За 15-летнюю историю Азовского флота на верфях Воронежского края было возведено около 200 боевых кораблей, из них 114 гребных галер и 75 парусников. Воронежские верфи стали кузницей кадров, здесь были заложены основы отечественной кораблестроительной школы, а полученный опыт имел огромное значение во время организации судостроения в Санкт-Петербурге.

Источник: firstship.ru

Строительство Азовского флота

Для удержания Азова и продолжения войны с Турцией 20 октября 1696 года Петр I во время «сидения с боярами в делах» в селе Преображенском предложил создать «флот или караван морской в 40 или веща судов состоящий». Боярская дума приговорила: «Морским судам быть, а скольким — о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми…» 4 ноября того же года на очередном «сиденье» великого государя с боярами было решено: «корабли сделать со всей готовностью, и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1698 году или прежде, а делать их так: св. патриарху и властям, и монастырям с 8000 крестьянских дворов корабль. С бояр и со всех чинов служивых людей с 10.000 крестьянских дворов корабль, гостям и гостинной сотне, черных сотен и слобод, беломесцам и городам вместо десятой деньги, которая с них собиралась в прошлых годах, сделать 12 кораблей со всеми припасами».

Так была создана законодательная и материальная основа крупных военно-морских сил на Азовском море, строительство которых положило начало российскому регулярному флоту. 1696 год можно с наибольшим основанием считать годом его рождения, учитывая значение не только законодательных актов, но и первого успешного боевого похода российского «морского каравана» и взятия Азова.

Первоначально для флота предполагалось построить 55 кораблей, 11 бомбардирских судов и брандеров. Светские и духовные владельцы крестьян, имевшие более 100 дворов, объединялись в «кумпанства» (компании), каждое из которых строило один корабль. 10 кораблей предстояло построить государю, 6 — патриарху, 5 — духовенству, 34 — боярам и дворянам, все бомбардирские и брандеры — городам .

Руководство всем делом сосредоточилось в «Царском шатре на Воронеже». Для непосредственного управления «кумпанствами» и адмиралтействами (верфями) Петр I назначил главу Владимирского судного приказа окольничьего А.П. Протасьева, получившего звание «адмиралтейца».

В Воронежском адмиралтействе и на 9 других верфях трудились тысячи крепостных крестьян, корабельные мастера, офицеры и матросы приглашались из-за границы. В 1694–1699 годах из Голландии, Англии, Дании, Швеции, Венеции прибыло до 170 одних только корабельных мастеров и подмастерьев, из которых около 80% составляли голландцы.

Однако уже в 1697 году Петр I направил за границу для обучения кораблестроению и навигации 60 молодых дворян, а вскоре и сам в составе Великого посольства, вместе с ближайшими помощниками, поехал учиться морскому делу. В 1697–1698 годах царь постигал практику кораблестроения в Голландии, теорию — в Англии, получил аттестат корабельного мастера, привезя в Россию не только знания и навыки, но и модели кораблей, книги, приборы и инструменты.

С 1698 года первых российских моряков обучал в своей «навигацкой школе» на реке Миус уроженец берегов Адриатики М. Меланкович. В августе 1699 года в Москве начал преподавание навигации и астрономии приглашенный Петром I воспитанник Эбердинского университета Генри (Андрей Данилович) Фарварсон (умер в 1739 г.).

14 января 1701 года в столице, в Сухаревой башне, указом Петра было основано первое в России высшее светское учебное заведение — «Школа математических и навигацких наук», или Навигацкая школа. Профессором навигации и астрономии в школе стал А.Д. Фарварсон, математику преподавал Л.Ф. Магницкий, автор известного учебника по арифметике.

Школа была рассчитана на 200 человек и выпускала навигаторов, которые после практики на флоте по экзамену становились морскими офицерами или штурманами, а также специалистов для армии и гражданской службы. Вначале Петру I пришлось загонять некоторых дворян в школу грозными указами, а в 1711 году в ней обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет.

К 1700 году «кумпанства» построили 134 различных корабля и судна, однако качество последних из-за поспешности постройки, низкой квалификации мастеров и финансовых злоупотреблений оставляло желать много лучшего. Указом от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было полностью передано от кумпанства государству. Казнокрада А.В. Протасьева Петр I заменил Ф.М.Апраксиным, поставленным во главе нового Адмиралтейского приказа.

Федор Матвеевич Апраксин (1661–1728 гг.), родственник дома Романовых (брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича), был в числе первых сподвижников Петра I по созданию «потешных» войск и флота. С 1693 года в должности двинского воеводы и губернатора Архангельска он руководил там созданием новой верфи для морских судов, потом участвовал во втором Азовском походе и изучал морское дело в составе Великого Посольства. Проявил себя незаурядным администратором, а впоследствии полководцем и флотоводцем и с 1706 года возглавил российский флот. В 1700–1706 годах Ф.М. Апраксин непосредственно руководил строительством кораблей, адмиралтейств в Воронеже и Таврове, военного порта в Таганроге, где предполагалось устроить гавань для помещения 200 судов.

Вернуть Азов и вообще направить против России сколько-нибудь значительные силы Турция не могла: она увязла в войне на западе империи. Несмотря на моральную поддержку со стороны Франции, которая даже провела военную демонстрацию против австрийцев на Рейне, османам не удалось добиться успехов. Сказалось качественное превосходство войск союзников по «Священной лиге».

Решающее сражение войны произошло в сентябре 1697 года при Зенте, у реки Тисы. Войско султана было разгромлено австрийской армией с потерей до 30 тысяч человек только убитыми. Погиб и великий везир, а сам Мустафа II едва спасся бегством.

В октябре следующего года в местечке Карловицы (Славония) собрался конгресс для заключения мира. Посредниками выступили представители Англии и Голландии, объединенных тогда одной короной (голландский штатгальтер Вильгельм Оранский был одновременно и английским королем — Вильгельмом III).

Россию представлял думный советник П.Б. Возницын, который добивался уступки Турцией Азова и завоеванных русской армией поднепровских городков, а также передачи Керчи. Однако здесь россияне в первый, но отнюдь не в последний раз столкнулись с коварством союзников и недоброжелательностью посредников, которые не только не настаивали на условиях, предложенных Петром I, но и поддерживали позицию турецкой стороны.

В результате каждый из трех союзников заключил отдельный договор с Турцией. Венеция, Польша и особенно Австрия получили значительные территориальные приобретения. Россия же оказалась в изоляции, а посредники даже советовали ей принять турецкие требования, чтобы не воевать в одиночку.

В этих условиях П.Б. Возницын проявил не только дипломатическую гибкость, но и твердый характер. В присутствии турок он заявил: «Война — так война, у русского царя достаточно сил воевать и без союзников». Результатом переговоров стало заключение в январе 1699 года перемирия между Россией и Турцией сроком на два года. Азов оставался за Россией.

Читайте также:  Тэн это в строительстве

Война со «Священной лигой» обнаружила значительное ослабление военной мощи Османской империи. Карловицкий конгресс 1699 года знаменовал переход турок-османов от наступления на Европу к обороне. Турция на сей раз не получила не только дани либо контрибуции, как в предыдущие войны, но должна была отдать часть завоеванных ею прежде территорий. В то же время на конгрессе обнаружилось враждебное отношение европейских держав к России, что, понятно, вызвало большое недовольство Петра I. Все это в сочетании с ограниченными результатами Великого посольства 1697–1698 годов побудило царя к первоочередному разрешению балтийской проблемы.

Для этого требовалось обезопасить южные границы, т. е. добиться не перемирия, а прочного мира с Турцией. Успех переговоров мог быть обеспечен солидными аргументами — сильными армией и флотом. Если османская армия была серьезно потрепана союзниками, то флот неудачливого полководца султана Мустафы II в количественном отношении выглядел довольно внушительно.

В 1698 году, накануне переговоров в Карловичах, в составе султанского флота были вооружены:

— эскадра Мраморного (Белого) моря под командованием Хюсейн-паши (капудан-паша) — 21 корабль («галион») и 32 больших и средних парусно-гребных судна (галеры, «фрегаты»);

— эскадра Азовского моря под командованием Али-паши (в Керчи) — 4 корабля и 41 разного рода парусно-гребное судно (галеры, «фрегаты», «скампавеи»);

— Днестровская эскадра под командованием Мустафы-бея — 80 различных парусно-гребных судов.

О комплектации эскадры Азовского моря известно, что на каждом корабле насчитывалось по 450 человек команды, на больших 25-баночных галерах — по 150,18-баночных «фрегатах» — по 80, на 12-баночных «скампавеях» — по 35 человек, очевидно, без гребцов .

Поскольку Петр I не собирался вести военные действия после заключения перемирия, а передвижения армии могли вызвать негативную реакцию турок, то он выбрал в качестве аргументы дипломатии вновь построенный флот. Царь задумал вывести флот в Азовское море, провести демонстрацию у Керчи — показать флаг и направить посольство в Константинополь на военном корабле.

После смерти Ф.Я. Лефорта (в 1699 г.) общее руководство флотом возглавил генерал и адмирал Федор Алексеевич Головин (1650–1706 гг.), особо доверенное лицо из ближнего окружения Петра I. Отличившийся ранее на дипломатическом поприще, Ф.А. Головин был также поставлен во главе Приказа воинского морского флота, Посольского приказа, а с 1701 года одновременно осуществлял общее руководство Навигацкой школой. Он стал первым кавалером вновь учрежденного Петром I ордена Св. Андрея Первозванного (1699 г.) и первым российским генерал-фельдмаршалом.

В 1700 году в Воронеже был спущен на воду 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»), спроектированный на основе лучших английских достижений и заложенный (в 1698 г.) самим Петром I — «корабельным мастером Петром Михайловым». Этот корабль (длина 36 м, ширина 9,5 м, глубина интрюма 2,97 м) строился исключительно россиянами под руководством царя, Федосея Скляева и Лукьяна Верещагина, и считался лучшим на флоте. На деках «Предестинации» были установлены 26 16-фунтовых и 24 8-фунтовых орудий, на баке и юте — 8 3-фунтовых орудий.

Строительство флота

Строительство флота Строительство корабля начиналось с одобрения Адмиралтейством планов и модели, представленных инспектором. Копии планов отправлялись на верфь, где на их основе готовили шаблоны несущих деталей корпуса. Далее укладывался киль. Киль делали из

Знамена азовского полка под Аустерлицем

Знамена азовского полка под Аустерлицем В № 93 «Военной были» был помещен очерк истории 45-го пехотного Азовского полка. В нем довольно подробно разбирается история спасения некоторых знамен полка в Аустерлицком сражении.Этому вопросу, чрезвычайно запутанному, я в свое

§ 3. Ледоколы Черноморско-Азовского бассейна

§ 3. Ледоколы Черноморско-Азовского бассейна К осени 1914 г., когда Первая мировая война дошла и до Черного моря, здесь работали только ледокольные суда, построенные до или во время российского «ледокольного бума». [рис. 212]Из пяти портовых ледоколов 4 принадлежали МТиП и

Строительство флота

Строительство флота Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже Внутреннее море, а потому

Строительство флота

Строительство флота Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому

Сражение на два фронта. Прорыв через Перекопский перешеек и сражение у Азовского моря

Сражение на два фронта. Прорыв через Перекопский перешеек и сражение у Азовского моря В то время как подготовка 54 ак к наступлению на Перекоп из-за трудностей с подвозом затянулась до 24 сентября и пока шла упомянутая перегруппировка сил, уже 21 сентября наметилось

Строительство

Строительство Оба линкора, имевшие согласно проекта индекс «К5», были заложены практически одновременно. К строительству одного из них, получившего при «крещении» название «Колоссус» («Colossus»), приступила старая, почтенная компания «Скотте Шипбилдтнг энд Энжинириг У орке»

1. Эскадра на учениях Северного флота, Военно-Морского флота и Вооруженных Сил СССР и РФ

1. Эскадра на учениях Северного флота, Военно-Морского флота и Вооруженных Сил СССР и РФ 1968 год в июне-июле корабли 7 ОПЭСК принимали участие в ЗКШУ «Север-68» и КШУ «Арктика» под руководстовм ГК ВМФ.1969 год с 12 по 15 августа учение «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ. В

Строительство

Строительство Пожалуй, самыми спорными среди всех вопросов, возникавших во время строительства, были вопросы, связанные с артиллерийской частью. Они начались ещё до подписания контракта и сопровождали корабль на протяжении всех пяти лет строительства. Это и

Строительство

Строительство К моменту заключения контракта на поставку двух крейсеров «Акционерное общество Франко-Русских заводов» создало достаточно мощное предприятие, располагавшее как кораблестроительной, так и машиностроительной базой. В 1881 году Общество приобрело

Приложение 33. Карта Азовского и Черного морей

Приложение 33. Карта Азовского и Черного морей

СТРОИТЕЛЬСТВО РУССКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА НА ВОЛГЕ И КАСПИИ

СТРОИТЕЛЬСТВО РУССКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА НА ВОЛГЕ И КАСПИИ Между тем, несмотря на все проблемы, возникавшие в связи с нападениями на торговые караваны, морская торговля России и Персии по-прежнему процветала, хотя к началу 60-х годов XVII века шах был всерьез озабочен

Источник: military.wikireading.ru

Азовский флот Петра. Взятие Азова

Пётр в Воронеже

Османской империи к концу 17 века тяжело было претендовать на передовые позиции в мире. Противником османов стала так называемая Священная лига — объединение ряда европейских государств. Священная Римская империя, Речь Посполита, Россия, Мальта и Венеция решили окончательно разрушить планы турок на продвижение вглубь Европы.

Война священной Лиги

Война велась на широчайшем театре военных действий — от Вены до Азова. Для царя Петра эта война стала возможностью выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю. Несмотря на то что судьба большинства кампаний решалась на суше, новосозданный Азовский флот сыграл в сражении за Азов едва ли не ключевую роль.

Именно в честь этой победы получил своё имя знаменитый корабль Азов, командовал которым известный русский мореплаватель Михаил Лазарев. В Наваринском сражении Азов, будучи в составе англо-франко-русского соединения, собственными силами потопил 6 тяжелых кораблей неприятеля (среди которых 64-х и 80 пушечный линкоры).

Первый Азовский поход Петра

Первый Азовский поход

Первый Азовский поход Петра I состоялся в 1695 году. Вместо походов через Украину и степи Причерноморья на Крым, которые предпренимала царевна Софья, он решил атаковать турецкий Азов. На суше молодой царь смог вполне успешно организовать осаду приморской крепости.

Сражение по Азовом 1696

Была даже предпринята попытка штурма, русские с боем ворвались внутрь крепости. Но увы, из-за несогласованности действий своих отрядов были вынуждены отступить. В течение всей осады Петр был вынужден наблюдать за тем, как морем к туркам прибывают подкрепления и снабжение. Помешать этому русские войска никак не могли. Очевидно, что измором Азов взять было невозможно.

Фрагмент макета крепости Азов

В итоге самым значительным успехом было взятие двух укрепленных башен на разных берегах Дона, между которыми была протянута цепь, чтобы препятствовать прохождению речных судов. Оставив там трехтысячный стрелецкий гарнизон, русские отступили. Царь понял, что для взятия крупных приморских крепостей необходимо активное взаимодействие флота и сухопутных частей. На тот момент Российское царство не располагало таким флотом. Но Петр всегда искал пути решения проблемы, а не предавался упадническим настроениям.

Воронеж 17 века, на переднем плане цейхауз Петра

Постройка флота

Проблема была, однако, серьезнее чем изначально казалась. Флота не просто не было — страна не располагала даже нормальной верфью.

Но царь с детства грезил кораблями, поэтому можно утверждать, что флот Петра Первого взял начало ещё за 7 лет до описываемых событий, а именно со времен подчинки подарочного английского бота в 1688 году и создания Потешной эскадры (в состав которой входило несколько яхт). В связи с этим, Петр принялся энергично исправлять положение — верфь в спешном порядке построили в Воронеже. Выбор был неслучайным, ведь город стоял на одноименной реке, которая впадала в Дон. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.

Швейцарец Лефорт

Широкомасштабность работ, начавшихся в Воронеже, подтверждает тот факт, что там было задействовано более 26 тыс. корабельных мастеров! Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом и Морской приказ, созданный в 1696 г. (позже ставший Адмиралтейством). Руководителем приказа царь назначил Ф.М, Апраксина.

Были серьезные проблемы административного характера. Швейцарец Лефорт, хоть и был храбрым командиром, едва ли обладал навыками кораблестроителя и моряка. А некий Титов, заведовавший подвозом строительных материалов, до этого не имел абсолютно никакого отношения к кораблям. Но кадров не хватало — приходилось ставить на местах того, кто был. С другой стороны, несколько исправляли положение корабельные мастера, приглашенные Петром из Голландии и Англии.

Воронежский Адмиралтейский двор

Воронежская верфь

Понимая, что за полгода придется создавать полноценную боевую эскадру, Петр искал любую возможность для ускорения работ. Например, его идеей было строить части кораблей в отдаленных мастерских, откуда их доставляли в Воронеж и уже там собирали. Мелкие суда строили в городках и деревнях — Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки — и как проектировщик, и как обычный плотник.

Взятие Азова

Долгожданный триумф

Результатом титанических усилий стало появление достаточно мощной эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших кораблей (по другим данным, они к тому времени были не достроены — «Апостол Петр» и «Апостол Павел»), 23 галер, 4 брандеров и более 1000 мелких судов для перевозки войск и припасов. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море.

Взятие Азова, корабль Апостол Петр и русские галеры

Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех — у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов.

Город оказался в окружении — к тому времени доукомплектованые зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке.

Медаль на взятие Азова

Но их попытка была обречена на провал — все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки. Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще — заблокированный Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю.

План осады и покорения Азова русской армией в 1695 и 1696 годах

Первая ошибка Петра

Даже после такой победы Петр I понимал, что рано почивать на лаврах. Активно велось строительство флота, чтобы ещё больше усилить свои позиции. Кроме того, первые корабли для Азова были построены неправильно, технология не была отработана. Корабельный лес рубился в авральном режиме — зимой, в морозы. Из-за этого корабли, построенные из него, начали давать течь.

Петр перевязывает раненого под Азовом

Осознавая, что на плечах государства и так лежит непомерное бремя войны, царь частично перекинул её на народ — он предложил институт кумпанства. Суть идеи была в том, что крупные помещики, монастыри, купцы должны били взять на себя обязательства по постройке флота. Кумпанство (компания) состояло из крупных землевладельцев (имевших больше 100 крестьянских дворов), владевших в общей сложности 10 000 крестьянских дворов.

Корабли Азовского флота, конец 17 века

Каждая такая компания обязывалось построить один корабль. Для церквей и монастырей суммарное количество дворов, достаточное для объединения в кумпанство, равнялось 8 000. Купцы, как особенное сословие, должны были построить 20 кораблей. Лес и мастеров предоставляло государство, а всем остальным должны были заниматься состоятельные жители Московского царства. Всего подобные объединения должны были поставить для царского флота 77 кораблей.

Взятие крепости Азов

Флот строился, но было очевидно, что это лишь временная мера. Кроме того, количество явно не соответствовало качеству. Кумпанское строительство не оправдало возложенных на него надежд. Сам Петр писал:

Молодой царь Пётр

«Все же сии кумпанские корабли есть зело странною пропорциею.. которой пропорции ни в Англии, ниже в Голландии мы не видели, мню же, что и в протчих государствах таких нет же; но уже тому поправления учинить невозможно, того ради надлежит только о крепости их радеть в книсах и боутах, которых мы видели во многих кораблях немалое число худых…».

Сильным ударом для царя стало подписание европескими союзниками мира с турками в 1698 году. Петр все четче осознавал, что опереться можно только на флот государственной постройки. О чем можно говорить, если к 1711 году только 1/5 кумпанских кораблей смогла выйти в Азовское море.

Предестинация Петра I

«Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги»

Энергичный Петр, отказавшись от кумпанства, активно начал строить настоящие линейные корабли. Типичным представителем стала «Гото Предестинация» (о ней ниже) — первый российский боевой корабль, соответствовавший передовым стандартам Европы.

  1. Неудобная верфь. Одно дело спускать из Воронежа по реке небольшие галеры, другое — большие линейные корабли. И хотя активно создавались новые верфи, время было упущено.
  2. Азовское море было абсолютно не приспособлено для кораблей такого масштаба. Мастера при постройке жертвовали мореходностью, чтобы уменьшить осадку, но ничего хорошего из этого не получилось. Кораблям типа «Гота Предистинация» явно было тесно в мелководном Азовском море.
Читайте также:  Что с лицензиями в строительстве

Предeстинация: общий вид и чертеж

Не пробив вовремя дорогу в Черное море, не взяв Керчь, Петр запер свои корабли в абсолютно невыносимых для них условиях. Что говорить, если линкор «Ласточка» за время зимней стоянки на метр(!) погрузился в ил.

Неудивительно, что когда турки в 1710 году объявили войну, русские смогли выставить флот, состоявший всего из 4 линейных кораблей, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Не этого хотел царь. Но конец флоту был положен в 1711 году. Прутский поход Петра против турок завершился поражением. И хотя русские потери составили всего 8 тысяч человек против 20 тысяч убитых врагов, кампанию проиграли.

По итогам мира, Россия потеряла Азов и выход к морю. Корабли большей частью сожгли, некоторые были проданы Турции. Но этот мир был необходим — Россию ждала напряженная борьба со Швецией на Балтике.

Монета Гото Предестинация

Корабли Азовского флота

Для российского кораблестроения Азовская кампания Петра и последующее укрепление позиций на Азовском море было важным этапом развития. Было отработано множество технологических, производственных нюансов и спущено на воду несколько интересных кораблей. Естественно, они были несоизмеримы с кораблями будущего флота на Балтике, но истории Балтийского флота ещё только предстояло состоятся, поэтому о фрегате Штандарт, Гото Предестинации и других, не менее известных парусных кораблях, речи сейчас идти не может.

«Апостол Петр» — водоизмещение около 700 тонн, длина 32-36 метров (по разным данным), ширина порядка 8 метров. Специалисты относят этот корабль к галеасам, что, в принципе, оправдано — парусно-гребное судно с мощным пушечным вооружением. С другой стороны, «Апостол Петр» вполне может претендовать на место корабля 5 ранга — характеристики позволяют. Из-за этого его иногда именуют «парусно-гребной фрегат». Во многих источниках говорится о том, что это был «крупный корабль», но габариты для галеаса не самые большие, ведь венецианцы в 16 веке спускали на воду 80-метровые корабли этого типа.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Парусное вооружение испанского (английского) типа — фок- и грот-мачта несли прямые паруса, а бизань один косой парус. Средиземноморские галеасы обычно несли только косые паруса. Кроме того, корабль имел по 15 весел с каждого борта и 36 орудий. Команда составляла 125 человек. Когда флот в 1696 году выходил к Азову, «Апостол Петр» был не готов, поэтому достраивали его прямо в пути.

Хотя на гравюрах галеас изображали рядом с осажденной крепостью, скорее всего он не принимал участия в боевых действиях. Зато в последующих походах этот корабль использовался достаточно активно. К сожалению, судьба корабля после подписания Прутского договора неизвестна.

Галера Принципиум

«Принципиум» — галера, построенная в 1696 году по доработанным зарубежным чертежам. Примечательна прежде всего тем, что именно на ней к Азову отправился царь Петр. Конструктивно корабль ничем особенным не отличался — длина 38 метров, ширина 6 метров (сравните с «крупным» «Апостолом Петром»!). Галера приводилась в движение 34 парами весел и двумя косыми парусами.

Вооружение состояло из шести пушек, экипаж составлял около 170 человек. Галеру активно использовали при взятии Азова, но служба ее была недолгой — вскоре после осады она была оставлена на Дону, возле крепости, а еще позже разобрана по причине ветхости.

Источник: yachtrus.com

marina_klimkova

Святитель Питирим, Азовские походы и строительство русского флота

« previous entry | next entry »
окт. 31, 2015 | 07:12 pm

Вчера Главком ВМФ России поздравил военных моряков с 319-й годовщиной создания Российского флота.

В связи с этим помещу здесь свою статью, опубликованную в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 2010 году (№1. С. 34–40). Сейчас ее можно было бы уже немного поправить, но оставлю такой, какой она была в оригинале.

Изучение истории Российского государства и Русской Православной Церкви как единого и неделимого целого помогает лучше понять многие факты, которые при отдельном их рассмотрении остаются не до конца осмысленными. Примером может служить биография епископа Тамбовского Питирима, требующая своего уточнения.

В «Жизнеописании святителя Питирима…», составленном в 1914 году Н. Молчановым, говорится: «Последний период болезненного и расстроенного состояния пастыря не ознаменован никакими особенно важными делами, по крайней мере, мы не имеем сведений. Одно только дело представляется нам из этого периода, это постройка собора. То, что так успешно шло в 1694 году под надзором самого архипастыря, за его болезнью должно было остановиться в следующем 1695 году» (1).

Историческая литература и документы 1695–1696 годов, посвященные Азовским походам Петра I против крымских татар и строительству русского флота, значительно расширяют представление о жизни святителя Питирима того периода.

На юго-восточной границе Руси
XVII век для пограничного Тамбовского края был временем неспокойным. Согласно летописным источникам, лишь в 1656–1658 годах произошли последние большие набеги крымских и азовских татар на здешние места. В 1670–1671-х – вспыхнуло Разинское восстание. За год до поставления на Тамбовскую кафедру святителя Питирима на реках Хопре и Медведице активизировались раскольники. По прибытии в 1686 году в Тамбов новый епископ разместил на проезжих башнях крепости иконы Христа и Богоматери.

В 1690 году святитель Питирим участвовал в церковном Соборе, избравшим патриархом казанского митрополита Адриана, который благословил его на строительство в Тамбове нового каменного Преображенского собора (третьего по счету). Здание было заложено в 1694 году и за одно лето выросло на два этажа.

6 декабря того года, в день памяти святителя Николая, в старом деревянном соборе произошло знамение от иконы Казанской Богоматери: «От очей ее слезы, капающие и текущие до пелены, что было до славословия великого» (4). Как видно, это чудо было предвестником перемен, которые не заставили себя ждать. Уже весной следующего года всякое каменное строительство, которое вел епископ Питирим, прекратилось. Остановка строек совпала со временем, когда Тамбов стал местом сбора русских войск, готовившихся к походу на Азов.

В конце XVII века устья рек Днепра и Дона были закрыты для Москвы крымскими татарами, которых поддерживала Османская империя. Поэтому естественным желанием российского правительства было получить выход к Черному морю и навсегда избавиться от татарских набегов. С этой целью в 1686 году Москва заключила союз с Польшей, Австрией и Венецией против турок и татар. В правление царевны Софьи состоялись два похода на Крым, но татарские набеги продолжались, а русских пленных, как и ранее, тысячами продавали в рабство.

С 1692 года царь Петр Алексеевич готовился к войне, а в 1695-м объявил поход на Крым и крепость Азов. К Крыму по Днепру тогда отправилось войско боярина Б.П. Шереметева численностью 120 тыс. человек.

В Азовской кампании, возглавляемой государем Петром Алексеевичем, приняли участие новые полки – Преображенский, Семеновский, Бутырский и Лефортов. Вместе с московскими стрельцами, городовыми солдатами и царедворцами они составили 31 тыс. человек, выступив под начальством трех генералов – Головина, Лефорта и Гордона. Перед походом на Азов военные силы сосредоточились в двух городах – в Москве и Тамбове.

Бутырский полк в Тамбове
Лучшим в России в то время считался 1-й Московский выборный полк, называемый Бутырским (5), которым командовал первый устроитель армии Петра I – шотландец генерал Патрик (Петр) Иванович Гордон. Именно этот полк базировался в Тамбове.

О пребывании в городе-крепости Бутырского полка сохранились документы. По случаю строительства Трегуляевского монастыря в 1680 году приказом Большого Дворца было указано: «Московского выборного полка генерала Петра Ивановича Гордона полуполковнику Семену Павловскому велено, …приехав за Тамбовские валовые крепости, на порозжую степь, против челобитья Тамбовского уезду Предтеченской новой пустыни строителя старца Варлама с братьею, отвести им под пашню земли» (6).

Другой документ касается имущественного спора между епархией и полковыми солдатами по поводу земли Тамбовской (Талинской) Поляны – дачи владыки Питирима. «Ноября 7 дня, – говорится в нем, – Московского выборного полка генерала Петра Ивановича Гордона солдаты, тамбовские жители, в прошении писали: просили они в приказе Большого Дворца о земле за Тамбовскими валовыми крепостями, а по досмотру полковника Якова Гордона и сторонних людей та земля, порозжая дикая степь, ни за кем [не значится]…, а ныне подал спорное прошение преосвящ. Питирима, епископа Тамбовскаго, домовых его дел приказный, будто та порозжая земля, дикая степь, отдана ему в дачу к Тамб. Поляне, а в Тамбовской Поляне сверх того, что отведено ему, преосвященному Питириму, будет четвертей тысяч семь и больше, а у них земли нет ни одной четверти; поэтому просили ту землю отдать им, чтобы им было с чего службу служить» (7). В конце 1695 года правительством было подтверждено владение Церкви, и земля была отмежевана.

И.И. Дубасов писал: «В конце 90-х годов XVII столетия город Тамбов был одним из сборных пунктов русских полков, предназначенных для Азовского похода. В это время маленький наш город сделался шумным и веселым. Почти все птенцы Петровы собрались тогда у нас, не доставало только самого орла – царя Петра Алексеевича» (8).

Весной в Тамбове расположилось войско в 9,4 тыс. человек. К Бутырскому полку здесь присоединились солдатские полки Томаса Юнгора, Олимпия Юренева, Якова Бана, Якова Гордона и семь стрелецких. Образовался большой обоз из 4 тыс. повозок с продовольствием, 10-ю мортирами, 12-ю дробницами, 31-й фальконетой, 6 тыс. пудами пороха, 4,6 тыс. ядрами и 4 тыс. гранатами (9). В конце апреля все воинство двинулось из Тамбова к Черкасску на соединение с донскими казаками. После службы в Успенском соборе Московского Кремля, второй отряд, возглавляемый государем, вышел из Москвы.

Русская Церковь издревле являлась крупным землевладельцем и миссионером, осваивавшим новые земли и христианизировавшим народы, а когда случалась необходимость, то противостояла внешней опасности вместе с государством (10). Поэтому можно с полным основанием считать, что, когда в Тамбове готовились к походу против последнего очага ордынского ига, епископ Питирим находился в центре всех событий.
В первой кампании, названной Петром I «Походом о невзятии Азова», русские войска успеха не добились, и полки вернулись в центральную Россию. Одной из главных причин неудачи было отсутствие флота.

Подготовка к новому походу
Петр I стал искать более действенной поддержки у Церкви. 9 декабря 1695 года он «изволил быть у св. патриарха и сидеть с ним в столовой палате с начала 5-го часа ночи до 8-го часа» (11). Получив благословение, царь уехал строить флот в Воронеж. Оттуда деятельность Петра, проявившего незаурядные организаторские способности, распространилась по лесным и судоходным районам Воронежского и Тамбовского края. На «Рясском поле», где волоком перетаскивали лодки, чтобы попасть из Оки в Дон, у села Слободского, Петр заложил крепость Раненбург и, плавая в Воронеж, всегда останавливался в своих хоромах (12).

Строительство флота проходило при активной помощи Церкви. Сотрудничество епископов Митрофана Воронежского и Питирима Тамбовского, связанных не только личной дружбой, но и опасностью, которая исходила от южных соседей, в то время проявилось в полную силу.

Тем не менее, в истории русского флота осталось имя святителя Митрофана, а заслуги святителя Питирима были забыты, на что, видимо, были свои причины. Во-первых, ранняя смерть помешала архипастырю наиболее зримо проявить свое радение о флоте. Во-вторых, Тамбовский край с рекой Цной, малопригодной к большому судоходству, мог стать лишь источником человеческих и сырьевых ресурсов, а вся видимая работа проходила на реках, текущих к Дону: в притоках Воронежа шло быстрое строительство более 1,5 тыс. стругов, лодок и плотов, шла заготовка всего необходимого для флота. Крепости Воронеж, Козлов и Тамбов тогда входили в единую оборонительную линию – Белгородскую засечную черту, которую поспешно укрепляли. На мелководьях углубляли русла рек для прохода судов к Азову.

Воронежской епархии, в отличие от епархии Тамбовской, возведение флота давало большие преимущества. С 1696 года городу Воронежу был придан столичный характер, где появились Царский шатер и Патриарший дом. Местоположение Успенского монастыря на реке Воронеже оказалось самым удачным для строительства корабельной верфи, поэтому монастырскую обитель упразднили. Здесь был возведен Успенский собор (13), получивший имя Адмиралтейского, в котором в честь спуска на воду кораблей воронежский епископ совершал богослужения.

«Царь Петр Великий готовился к войне с магометанским царством и для осады Азова с моря строил на воронежской верфи корабли разных размеров. Святитель Божий старался помогать царю и молитвою, и словом увещания. Он объяснял при каждом случае, как благодетельны намерения государства для Церкви и отечества, сколько лет страждущих от дикого магометанства. Когда же строение кораблей встретило себе затруднение вопреки стараниям царя в недостатке денег, святитель поспешил отвратить это препятствие. Собрав все деньги, какие были у него при кафедре, он принес их государю и сказал: «Всякий сын отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной; прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их против неверных» (14).

А.В. Карташов в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Святой Митрофан Воронежский, помимо своей личной святости, возбудил особые симпатии Петра, когда [последний]… строил… флот при благословениях святого Воронежского пастыря, который рассматривал борьбу с турками как священную борьбу креста с полумесяцем. Святитель не компромисничал, а принимал царское дело по-своему, по исконному, – теократически, как дело святое, исконно православное… Когда в 1703 г. святитель Митрофан скончался, Петр лично нес гроб к могиле и заявил: «Не осталось у меня другого такого святого старца» (15).

Поход 1696 года и его последствия
К весне 1696 года было изготовлены 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера, начиненные порохом, и 1,3 тыс. стругов. В марте сухопутные войска сосредоточились в Тамбове и Валуйках. 3 мая из реки Воронежа флот вышел в Дон. Сначала вниз по Дону к Черкасску отправилось сухопутное войско, состоявшее из Бутырского полка и стрельцов, возглавляемое Гордоном.

Потом на стругах и галерах вышел Головин и, наконец, генералиссимус Шеин. Отряд генерала Ригемана тронулся из Тамбова сухим путем (16).

По Дону русская эскадра вышла в Азовское море и не пропустила турецкие корабли, спешившие на помощь осажденному неприятелю.

18 июля 1696 года крепость Азов пала, однако миссия Церкви в военном деле на том не закончилась. Планы Петра I по выходу в Черное море и победе над Турцией могли осуществиться лишь при наличии большого и сильного флота. Для решения этой задачи царь решил мобилизовать все силы, в том числе воспользоваться церковными ресурсами (17).

Читайте также:  Условия договора долевого участия строительстве

Главным актом сотрудничества «Церкви и государства в деле кораблестроения стало участие духовных землевладельцев в особых объединениях – кумпанствах. Они были образованы по приговорам Боярской думы от 20 октября и 4 ноября 1696 г. Кумпанству отводился участок леса, место для верфи, разрешалось нанимать корабельных мастеров. Было образовано 17 духовных кумпанств…, каждое из которых, объединявшее 8000 крестьянских дворов, обязывалось построить, вооружить и снарядить корабль. Назывались духовные кумпанства по имени главного вкладчика» (18). Среди них было и «кумпанство» тамбовского епископа.

Петр I ввел жесткий контроль над всеми церковными средствами, как над казенным имуществом. Он издал указ, запрещавший Церкви строить «лишние» здания, держать «лишние» деньги и расходовать их без разрешения светской власти. Патриарх Адриан и архиереи лично рассылали его по епархиям, подкрепляя своей властью и авторитетом (19). В царском указе говорилось: «Корабли сделать со всею готовностью, и с пушками, и с мелким ружьем…, а делать их так: святейшему патриарху, и властям, и монастырям с 8000 крестьянских дворов – корабль; с бояр и со всех чинов служилых людей с 10 000 крестьянских дворов – корабль…» (20).

Духовные землевладельцы составили 17 компаний, светские – 18.
«Всего предполагалось выстроить и снарядить 52 судна. Для сооружения их» выписали «из-за границы 50 мастеров шведов, голландцев и датчан, а венецианский сенат выслал… тринадцать кораблестроителей» (21). Составление росписей кораблей, отведение леса и надзор за ходом работ Петр I поручил Владимирскому судному приказу во главе с «адмиралтейцем» А.П. Протасьевым.

Царь Петр в костюме голландского матроса и галера 1696 года

«Кумпанство» тамбовского епископа
Поскольку тамбовская церковь за 10 лет управления святителем Питиримом стала видным землевладельцем, то ей пришлось строить корабль наравне с древнейшими и богатейшими епархиями. Зная состояние дел, невольно задаешься вопросом: было ли во владении тамбовского епископа 8 тыс. дворов, с которых предполагалось построить корабль? Не проявилась ли здесь личная инициатива святителя как истинного государственника?

В Российском государственном архиве Военно-Морского флота сохранилось 25 дел 1696–1709 годов, среди которых есть документы тамбовского епископа. В них говорится, что работы по постройке флота шли в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске, Ступине, Тарбееве. Добренский и Козловский уезды, входящие в бассейн Дона («Донской отпуск»), состояли в списках поставщиков леса, изготовителей легких судов и грузовых лодок – стругов и будар. В 1698 году из 87 запланированных стругов для Азовского флота козловцы должны были изготовить 15 (22).

Массовое кораблестроение для России было делом затруднительным: не было ни подобного масштабного опыта, ни системы, позволявшей координировать и направлять ход работ. А.П. Протасьев, возглавлявший надзор за строительством, не оправдал доверие царя и погряз в злоупотреблениях. В сложившихся обстоятельствах каждому руководителю «кумпанства» приходилось принимать в работе личное участие и самому решать, как строить свой корабль.

«Вскоре перед лицом возникших трудностей нового дела многие как светские, так и духовные кумпанства стали заключать договоры с подрядчиками на строительство кораблей. Кумпанство Тверского архиепископа договорилось с иностранцем Болдуином Эндрюсом о постройке полностью вооруженной и снабженной всем необходимым галеры за 9700 руб. При этом подрядчик брал на себя расходы по перевозке лесов, содержанию мастеров, решению всех вопросов. С кумпанством Псковского митрополита тот же Болдуин договорился построить галеру на тех же условиях, но уже дороже – за 10000 руб. […]. Кумпанство Тамбовского епископа 5 августа 1697 г. отдало строительство своей галеры на подряд Францу Тиммерману» (23).

Для заготовки материалов тамбовскому епископу был выделен участок Добренского леса, а строительство галеры проходило на воронежской верфи. В тот период святитель Питирим скончался. Его дело предстояло продолжить новому епископу Игнатию.

Не все «кумпанства» смогли выполнить царский указ и начать работы в назначенный срок. Среди них – митрополит Суздальский и Юрьевский Илларион, епископ Тамбовский Питирим и Троице-Сергиева лавра, которые долго не приступали к строительству. На запрос «адмиралтейца» А.П.

Протасьева в ноябре 1697 года «кумпанство» Троице-Сергиева монастыря докладывало, что на подводах они везут лес и вскоре приступят к строительству. Сложнее оказалось установить причину остановки строительных работ в компании тамбовского епископа. Однако в результате расследования, проведенного Владимирским судным приказом, выяснилось, что «кумпанством» еще 5 августа 1697 года возведение галеры со всеми «припасами» было отдано на подряд «иноземцу» Ф. Тиммерману, и прекращение строительства связано с передачей корабельного снаряжения и заготовленной древесины доверенным лицам подрядчика (24).

Через год царь, находившийся с Великим посольством в Амстердаме, решил, что количество готовящихся судов будет недостаточным для решения военной задачи. 3 декабря 1697 года новым указом он «поручил светским и духовным кумпанствам построить еще 19 судов, для чего два кумпанства должны были строить по одному кораблю. Для сооружения шести галер сложились следующие группы духовных кумпанств: 1) Святейшего Патриарха с Рязанским митрополитом; 2) Новгородского митрополита с Саввино-Сторожевским монастырем; 3) Ростовского и Крутицкого митрополита; 4) Суздальского митрополита и Тверского архиепископа; 5) Белгородского митрополита и Тамбовского епископа; 6) Троице-Сергиева монастыря с Новодевичьим» (25).

Провал кораблестроительной политики
Галеры, заложенные в 1697 году и спущенные на воду, имели названия: «Перинная тягота» – «кумпанства» Святейшего Патриарха; «Ветер» – Троице-Сергиева монастыря; «Заячий бег» – митрополита Рязанского; «Золотой орел» – митрополита Ростовского.
Всего запланировано было построить 18 гребных галер по единому голландскому образцу, – все они должны были быть плоскодонными, с малой осадкой для удобства хождения на веслах по рекам. Суда, длиной 38,1 м и ширину 7,3 м, должны были иметь 14 банок. В действительности же, построенные разными мастерами, размер галер варьировался от 41,8 до 53,1 м, а их артиллерийское вооружение состояло из 21–27 орудий (три 6–12-фн. пушки, остальные – фальконеты). К сожалению, большинство галер так и не были спущены на воду (26).

В истории Азовского флота сохранились сведения о судах. Судя по фамилиям, корабли тамбовского «кумпанства» были возведены венецианскими мастерами:

1. Галера, строившаяся епископом, не имела названия; была заложена в 1697 году на воронежской верфи; строитель Я. Моро; размер 43×6,6×2 м; разобрана после 1709 года на стапеле.

2. Галера, строившаяся тамбовским епископом совместно с белгородским митрополитом, тоже не имела названия; была заложена в 1698 году на воронежской верфи; строитель Пикколо; размер 45,8×6,2×1,8 м; разобрана после 1709 года на стапеле (27).

Таким образом, ни одна галера тамбовского «кумпанства» не была спущена на воду.

По плану Петра I, к весне 1698 года весь Азовский флот должен был быть возведен. Анализируя исторические факты, исследователи пишут: «Ни сам Петр, ни население, ни руководившие строительством служители приказов не имели никакого опыта в кораблестроении, но при этом царем ставилась задача строительства флота в течение одного года.

Уже только этим было запрограммировано его изначально низкое качество […]. К осени 1697 г. [царь] очевидно стал осознавать нереальность поставленной им задачи…, отложил окончание постройки до осени 1698 года […]. При спуске кораблей весной 1699 г. в воды р. Воронеж пригодными к плаванию на Азовском море оказались всего 4–5 судов […].

1699 г. окончательно убедил Петра в провале поспешного «кумпанского» строительства. Петр сумел вывести в море только 9 судов из своей первой кораблестроительной программы, причем 5 из них были построены не в Воронеже, а на Хопре и на Дону. Всего же из строившихся 76 кораблей и 19 галер были спущены на воду: в 1699 г. – 35, после 1700 г. – 16, не спущены вовсе – 25. Из них к 1711 г. дошли до Азова всего 23 корабля и галеры, а выведены в Азовское море были всего 17 кораблей и галер, то есть едва 1/5 часть всех строившихся кораблей» (28).

Через некоторое время мировая политика изменилась, и взоры Петр I обратились к Балтийскому морю. Азовский флот и строящийся город Таганрог были им брошены, однако предыдущий опыт не пропал даром. После неудачной постройки судов «кумпанствами» (на что было израсходовано более 900 тыс. руб.), Петр I сосредоточил работы по созданию флота в руках государства. Корабли с тех пор стали строить сериями, по заранее утвержденным чертежам.

Таким образом, одним из помощников государя в деле укрепления южных границ с полным правом можно считать епископа Питирима. Прекращение строительства каменного собора в Тамбове связано не столько с болезнью святителя, сколько с тем, что все средства епархии тогда шли на государственное дело, цена которому – безопасность южных границ. Так или иначе, но после Азовских походов «воинские» люди из Крыма никогда к Тамбову больше не приходили.

Если святитель Питирим видел смысл в политике государства, поддерживая словом и делом, то его последователь, владыка Игнатий, управлял епархией совсем в других условиях. В его период все более очевидной становилась мысль о неправильности государственной политики, в том числе о бесперспективности «кумпанств». По делу, связанному с обличителем царя Григорием Талицким, епископ Игнатий был осужден в 1701 году, а вместе с ним пострадала и Тамбовская епархия, упраздненная Петром.

В Тамбове, Воронеже и Москве остались, как каменные летописи, – освященные храмы, связанные с периодом Азовских походов.

В 1696 году в Москве патриарх Адриан в своей резиденции, Николо-Перервинском монастыре, основанном во времена Куликовской битвы, начинал строительство нового Никольского собора. В 1700 году он сам успел освятить храм, где первый этаж посвятил преподобному Сергию Радонежскому, вдохновителю победы над татарами, второй – Николаю Чудотворцу, а церковь на колокольне – Успению Пресвятой Богородицы.
Воронежская епархия после событий конца XVII века укрепилась, а Адмиралтейская Успенская церковь в Воронеже и сегодня сохраняет память о времени строительства флота.

В Тамбове епископ Питирим освятил южный придел недостроенного Спасо-Преображенского собора в честь Николая чудотворца – покровителя мореплавателей (29). Несмотря на то, что окончательно собор был достроен лишь через сто лет, сегодня его все равно называют Питиримовским, хотя по внешнему виду он более соответствует стилю рубежа XVIII–XIX веков. Классицистический облик здания скрывает его древнерусское основание XVII века, построенное при епископе Питириме, – точно также как заложенный Петром I императорский Петербург одно время главенствовал над патриархальной Москвой. Архитектура тамбовского собора наглядно являет исторический перелом рубежа двух эпох и может по праву считаться уникальным жертвенным памятником государства Российского.

1 Молчанов Н. Жизнеописание святителя Питирима епископа Тамбовского. Тамбов, 1914. С. 123.
2 Березнеговский С.А. Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор // ИТУАК, 1913. Вып. LV. С. 239.
3 Там же. С. 240. В жалованной грамоте говорилось, что по писцовым книгам 1678 г. за Чернеевым монастырем и Проломской пустынью значилось 687 дворов.
4 Орлов Н. Тамбовские летописи // ИТУАК, 1918. Вып. LVIII. С. 243. Мироточение иконы произошло в декабре 203 г., что при переводе на новое летоисчисление соответствует 1694 г.
5 Бутырским полком командовал в 1686–1699 гг. П.И. Гордон, в 1699–1705 гг. – Я.П. Гордон.
6 В 1688 г. св. Питиримом была основан Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь. См.: Материалы, относящиеся к истории Тамбовского края, по документам Московского Архива Министерства Юстиции: Г. Тамбов и его уезд / Сост. И.Н. Николев.

Тамбов, 1884. Вып. 1. С. 53.
7 Молчанов Н. Указ. соч. С. 98.
8 Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 21.
9 Лебедев А.И. Эпоха Петра Великого // История Российского флота. М., 2007. С. 25.
10 После того как границы России сформировались, в Синодальный период, Церкви была оставлена функция духовного окормления народа и его патриотического воспитания.
11 Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань. 1904. С. 199.
12 Крепость была подарена князю А.Д. Меньшикову, устроившему в 1711 г. Петропавловскую пустынь «для богомолья о здравии Государя Императора Петра I и об упокоении родителей князя Меншикова», которая с 1756 г. относилась к Тамбовской епархии.
13 Успенский собор строился в 1694–1699 гг.
14 Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви // История русской церкви. М., 1991. С. 640–641.
15 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. II. С. 332.
16 См.: Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898.
17 «В 1696 г. тот же государь был у патриарха 1-го октября «с последнего часа дневных часов до другого часа ночи до последней чети» (Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. С. 199).
18 Комолов Н.А. Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII – первой половине XVIII вв. // Православный собеседник. Вып. 2 , Казань, 2008. С. 200.
19 Подробнее см.: Богданов А.П. Русские патриархи (1589–1700). М., 1999. Т. 2.
20 Цит. по: Князьков С. Из прошлого русской земли: Время Петра Великого. М., 1909. С. 49–50.
21 Трехсотлетие дома Романовых: 1613–1913. М., 1991. С. 117.
22 Курбатов А.А. Судовая повинность в Воронежском крае в XVII столетии // ИТУАК. Вып. 39. С. 56–63.
23 Комолов Н.А. Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII – первой половине XVIII вв. // Православный собеседник. Вып. 2 , Казань, 2008. С. 201.

Ф. Тиммерман был учителем молодого Петра. В 1688 г. цесаревич вместе с Тиммерманом нашел в Измайлове ботик, названный «Святой Николай», на котором будущий царь учился плавать. Впоследствии он пользовался безграничным доверием Петра I во всех делах. При строительстве флота занимался выпиской заграничных корабельных мастеров для «кумпанств».
24 Подробнее см.: Церковь в строительстве Азовского флота // Воронежский епархиальный вестник. Воронеж, 2003. № 1.
25 Комолов Н.А. Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII – первой половине XVIII вв. // Православный собеседник. Казань, 2008. Вып. 2. С. 202
26 Подробнее см.: Список судов Азовского флота, 1696–1712 // Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864.
27 Там же.
28 Петрухинцев Н.Н. Два флота Петра I: Технологические возможности России // Вопросы истории, 2003. № 4.
29 В Тамбовском крае c XVII в. было распространено почитание образа св. Николы Можайского.

Спасо-Преображенский собор. Фото 1904 года

Источник: marina-klimkova.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...