Строительство Беломорско-Балтийского канала – это одна из самых смелых задумок Сталина, которая была реализована в рекордно быстрые сроки. Однако долгие годы никто и не догадывался, что за этим грандиозным проектом стоял невероятно тяжелый труд заключенных.
Кому изначально принадлежала идея строительства Беломорканала?
Построить канал, который будет соединять Белое море и Онежское озеро, хотел еще Петр I в то время, когда шла Северная война. Однако замысел воплотить в жизнь ему так и не удалось. В 19 веке о строительстве канала вспомнили вновь. В течение 100 лет было разработано 4 проекта, но ни один из них реализован не был. Строительство канала предполагало очень большие затраты.
«Беломор» История строительства, Беломоро-Балтийского канала, 1933 г. СССР, Документальный фильм
Поэтому оно постоянно откладывалось.
Почему Сталин решил, что построить Беломорканал необходимо?
Беломорканал был нужен преимущественно для перестраховки. Сталин считал, что в случае войны с Финляндией, по новому водному пути можно будет перевозить грузы из Балтийского в Белое, а затем и в Баренцево море. С помощью железнодорожного транспорта этого сделать было нельзя. Поэтому идея строительства канала казалась Сталину очень удачной.
Решение о возведении этого гидротехнического сооружения правительство приняло в 1930 году, а через год уже были готовы первые эскизы. В конце 1931 года началась стройка, несмотря на то, что окончательно Сталин утвердил проект в 1932 году.
Стройка века
Строительство Беломорканала пришлось на период первой пятилетки. Об этом проекте знали все, поскольку он в то время активно пропагандировался. Были выпущены даже знаменитые папиросы «Беломор» с изображением схематической карты «стройки века».
Сталин поставил практически невыполнимую задачу. Он хотел, чтобы канал был построен в максимально быстрые сроки. Однако денег на этот проект выделено практически не было. Поэтому правительство решило, что никакая специальная техника при возведении столь сложного сооружения не нужна. Строители использовали только примитивные орудия труда: лопаты, ломы, тачки, кирки.
Фактически вся работа велась вручную. Вместо дорогих и качественных строительных материалов рабочие использовали то, что всегда можно было найти в местном лесу или болоте: торф, дерево, камень, песок.
Как зеки строили Беломорско-Балтийский канал им. Сталина
На рабочей силе советская власть также решила сэкономить. Поэтому на стройку направили более 100 тысяч заключенных. В основном это были люди, осужденные по политическим статьям, закоренелые воры и раскулаченные «лишенцы». Правительство объявило прессе и общественности, что все преступники подлежат перевоспитанию при помощи тяжелого физического труда.
Поэтому их обязательно нужно было отправить на стройку нового объекта, которая на самом деле являлась настоящей каторгой. Для того, чтобы подчеркнуть важность работы заключенных, их стали называть каналоармейцами (по аналогии с красноармейцами). Именно тогда и появился термин «зэк», который расшифровывался как « заключенный каналоармеец».
Лагерь смерти
Условий для жизни и работы для «зэков» на стройке Беломорканала практически никаких не было. Малая часть каналоармейцев жила в бараках и землянках, построенных на скорую руку. Многие рабочие спали в хлипких палатках и шалашах, которые они сами складывали из бревен и веток. Нередко случалось и такое, что заключенные спали прямо на снегу.
Кормили строителей крайне скудно. В день каждому заключенному выдавалось всего 500 граммов хлеба и невкусная похлебка из морских водорослей. Причем те, кто не выполнял дневную рабочую норму, получал половину этого пайка.
Аррестанты работали практически круглосуточно, без перерывов на отдых. За малейшее нарушение дисциплины администрация строго наказывала. Провинившемуся «зэку» могли продлить срок заключения. Отличившихся каналоармейцев всячески поощряли: им полагались более хорошие пайки, а также гарантировалось досрочное освобождение либо сокращение срока заключения.
Однако ударников труда было крайне мало. Более того, из-за голода, холода и болезней заключенные массово умирали. За 20 месяцев работы на стройке канала умерло более 12 тысяч человек.
Для того, чтобы люди не падали духом и продолжали усиленно трудиться, проводились различные культурные мероприятия. Выпускалась газета «Перековка», которая была на каждом участке своя. Также ставились различные театральные постановки. А на берегу, неподалеку от стройки, играл оркестр. Считалось, что все это должно было вдохновлять рабочих на трудовые подвиги.
«Бессмысленный и никому не нужный»
В 1933 году строительство Беломорканала было завершено. Ему присвоили имя И.В. Сталина. Вскоре вождь сам лично приехал на объект для того, чтобы оценить качество проделанной работы. Однако канал показался ему слишком мелким и узким. Сталин даже назвал его «бессмысленным и никому не нужным».
Но, несмотря на это, было проведено официальное открытие нового водного пути. На него было приглашено 120 известных литературных деятелей.
В их задачу входило написать о самой величайшей стройке 20 века. В 1934 году была выпущена книга о Беломоро-Балтийском канале. Над ней работали 36 авторов, среди которых были М.Зощенко, А.Толстой, А. Горький. В книге была представлена история строительства канала. Но, естественно, в ней ничего не было сказано о каторжном труде, голоде, болезнях и массовой гибели заключенных.
Правда о «стройке на костях» открылась в эпоху гласности. Сейчас Беломорканал является маршрутом для туристических судов. На его берегах расположены скульптуры с изображением погибших каналоармейцев.
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках — 12 лет, из них 8 лет — за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.
Источник: pobetony.ru
Великие стройки СССР
Строительство канала, соединившего Онежское озеро с Белым морем, было одним из масштабных проектов I советской пятилетки. Идея строительства такого водного пути возникала в Российской империи не единожды.
Пётр I во время войны со шведами приказал построить дорогу, названную Осударевой, прорубив просеки и уложив брёвна, по которым шли войска, обозы в течение 10 дней от Белого моря до Онеги. Больше Осударева дорога в военных целях не использовалась, и за 300 прошедших с тех времён лет от неё практически ничего не осталось. С начала 19 века проекты канала рассматривались правительством Российской империи трижды, и каждый раз строительство откладывалось из-за дороговизны. А Российская империя была одним из богатейших государств мира!
Для большевиков преград не существовало. Если Вождь сказал, что канал нужен, значит, он будет построен! Использовать при строительстве канала заключённых Соловецкого, а впоследствии и других лагерей, предложил Натан Френкель. Решение о начале строительства было принято в 1930 году, создан Особый Комитет, кураторами строительства назначены начальник ГУЛАГа М. Берман и Г. Ягода. Руководил строительством Балтийско-Беломорского водного пути тот самый «рационализатор» Н. Френкель.
Кто плохо работает, не выполняет план, тому пайку урезают, из положенных обычно полкило хлеба и миски месива из морских водорослей в день, дадут едва половину. Передовикам строительства соответственно, пайку увеличивали. Перечень из 15 нарушений, которые могли повлечь за собой серьёзное наказание, тоже немало способствовал порядку.
А ещё заключённых красиво переименовали в заключённых каналоармейцев, попросту з/к. За всё время строительства заключёнными было перемещено около 21 миллиона кубических метров грунта, проложено 40 километров дорог, перенесен участок железной дороги, вырублены все окрестные леса.
В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину, землю, никаких дополнительных поставок не было. Все работы велись вручную: лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки – это всё, что было у строителей Беломорканала. Рабский труд людей, лишённых всех прав, труд на пределе физических и психических сил. Если бы так строили в Древнем Египте пирамиды, то их строительство закончилось бы на тысячу лет раньше, чем случилось в истории.
Похожий материал: Последний метрополитен СССР — Свердловский
Строители канала погибали от изнурительного труда, холода, недоедания, травм, за 20 месяцев умерли по официальным данным 12 318 человек из 124 тысяч заключённых, принимавших участие в строительстве. Но, уже в мае 1933 года Генрих Ягода рапортовал Сталину о завершении стройки. За фантастически короткий срок было построено более сотни сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 12 водоспусков, 51 дамба на 227 километровом протяжении канала.
Судоходная глубина была 3,6 – 4 метра, при ширине 36 метров. После сдачи канала в эксплуатацию были освобождены и восстановлены в правах 12,5 тысяч человек, ещё почти 60 тысячам сократили срок. Когда Сталин, Киров и Ворошилов в июле 1933 года на катере прошли по каналу, то Сталин был разочарован, канал ему показался узким, мелким и в общем, ненужным.
Сократить время пути из Балтийского моря в Белое не удалось, прохождение 19 шлюзов занимало слишком много времени, да и не всякое судно могло пройти по нему, мелковат оказался. Во время Великой Отечественной войны канал пришлось взорвать, чтобы не достался финнам. После войны Беломорканал был восстановлен, сооружены несколько ГЭС, а в 1970 году его углубили и реконструировали.
В советское время канал использовался довольно активно, особенно в середине 80-х годов. С развалом Советского Союза движение по нему значительно сократилось. В наши дни канал на всей его протяжённости обслуживает Беломорско – Онежское управление водных путей. Это один из туристических маршрутов, а на его берегах установлены памятники строителям.
Девиз ордена иезуитов «Любым средством» в Советском Союзе во время правления Сталина «со товарищи» стал, судя по всему, руководством к действию и государственной идеологией. Жизни людей проходили по его жуткой бухгалтерии как расходный материал, который после использования подлежал списанию.
Источник: ussrvopros.ru
Сталинская стройка по идее Петра. 10 фактов о Беломорско-Балтийском канале
1. Беломорско-Балтийский канал был построен на пути, который использовался русскими в течение нескольких веков. Здесь проходила дорога паломников, совершавшим путешествия к православным святыням на Соловках. В 1627 году так называемый Беломорский путь был указан в «Книге Большому Чертежу» — описании первой подробной карты России. Его создатели указали точное расстояние между реками и озерами, входившими в состав пути.
2. Первый проект судоходного канала между Белым морем и Балтикой предложил русский царь Петр I во время Великой Северной войны. Прототипом канала в 1702 году стала «Осударева дорога» — просека шестиметровой ширины, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру. По этой дороге волоком в Онегу были переброшены военные суда, необходимые для участия в боевых действиях против Швеции. Однако дальше идеи канала в тот период дело не пошло.
3. Проект строительства Беломорско-Балтийского канала всплывал достаточно регулярно. В 1798 году свой предложил купец Бакинин, а следом за ним – директор Олонецкого завода англичанин Адам Армстронг. В правительстве, однако, сочли эти проекты слишком сложными и дорогостоящими.
В 1835 году по тем же соображениям был отклонен проект графа Бенкендорфа, в 1857 году – флигель-адьютанта Лошкарева. В 1900 году, проект канала, созданный профессором Тимоновым, удостоился золотой медали Парижской всемирной выставки, однако также не был реализован. В последний раз в царской России тема канала между Белым морем и Балтикой была поднята в начале Первой Мировой войны, однако, несмотря на все военные плюсы от его строительства, власти сочли его слишком дорогостоящим.
4. В Советском Союзе к идее Беломорско-Балтийского канала вернулись в 1930 году. В отличие от царских времен, советская власть взяла поистине рекордные темпы решения вопроса. 3 июня 1930 года было принято принципиальное решение о строительстве канала, первые эскизные проекты появились в июле 1931 года, в августе того же года началось проектирование на местности.
Уже в сентябре 1931 года Иосиф Сталин поставил задачу построить канал в течение 20 месяцев. Официальное открытие канала состоялось в августе 1933 года.
5. Протяженность Беломорско-Балтийского канала составляет 227 километров. В состав канала входит 19 шлюзов, а для его создания боле 100 сложных инженерных сооружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Как уже говорилось, создание Беломорканала заняло менее двух лет. Для сравнения – Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Панамский канал протяженностью 80 километров – 28 лет.
6. В период строительства Беломорско-Балтийского канала в СССР существовал серьезный дефицит техники и дорогостоящих стройматериалов, поэтому главной движущей силой строительства стал физический труд заключенных, а стройматериалами – дерево, камень, грунт и торф. Беломорканал стал первой стройкой народного хозяйства, где в таких масштабах использовался труд заключенных ГУЛАГа. По мнению историков, сама идея использования осужденных на стройках народного хозяйства была предложена Нафталием Ароновичем Френкелем, руководившим созданием Беломорканала. Кураторами проекта были Генрих Ягода и Матвей Берман.
7. Данные о количестве заключенных, работавших на строительстве Беломорканала и погибших там, чрезвычайно разнятся. По архивным данным, заключенных было не более 125 тысяч человек, хотя некоторые исследователи полагают, что их число достигало 280 тысяч. То же касается и жертв – одни пишут о 100 тысячах погибших, другие, ссылаясь исключительно на архивные данные, что их число не превышает 13 000. Причем гибель людей вызвана не только тяжелым трудом, но и голодом, охватившим страну в период строительства канала.
8. Использование труда заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала властями подавалось как пример перевоспитания преступников трудом. Чтобы показать меняющийся статус тружеников, для них было придумано новое наименование – «заключенный каналоармеец». Данное название в документах сокращалось как «з/к». Именно отсюда появилось жаргонное прозвище лиц, отбывающих наказание – «зэка».
9. После завершения строительства канала 12 484 заключенных, работавших на его строительстве, были освобождены, а для 59 516 узников ГУЛАГа сроки были сокращены. Среди тех, кто был досрочно освобожден, оказался и будущий академик, выдающийся исследователь древнерусской литературы и культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев. Осужденный на 5 лет за контрреволюционную деятельность, Лихачев на стройке Беломорканала работал счетоводом и железнодорожным диспетчером. Интересно, что Лихачев за ударный труд был освобожден не по окончании строительства, а еще до его завершения в 1932 году, в числе лучших работников стройки.
10. После открытия канал регулярно подвергался реконструкции. В годы войны шлюзы и другие технические сооружения были практически полностью разрушены, а в послевоенный период восстановлены. Изначальная глубина канала составляла всего 3,65 метра, но со временем она была доведена до 5 метров.
В первую навигацию по каналу было перевезено 1143 тысяч тонн грузов и 27 тысяч пассажиров, а на пик грузоперевозок канал вышел в 1985 году, когда по нему перевезли 7 млн. 300 тыс. тонн грузов. Эти объемы сохранялись до распада СССР, когда произошло обвальное падение объемов грузоперевозок. Их восстановление пришлось на начало XXI века, однако они по-прежнему невелики. К примеру, в 2007 году по Беломорско-Балтийскому каналу было перевезено 400 тысяч тонн грузов, что почти в три раза меньше, чем в самую первую навигацию в 1933 году.
Источник: aif.ru
Беломорско-Балтийский канал
Беломо́рско-Балти́йский кана́л (сокращённо Беломорканал, ББК, до 1961 г. — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) — канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Построен силами заключенных ГУЛАГа. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство [1] .
Общая протяжённость канала — 227 километров. Включает 19 шлюзов. Награждён Орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году. Считается гордостью первой пятилетки (1929—1932), но к числу «Великих строек коммунизма» не относится [2] .
Трассу канала обслуживает Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства [3] . На канале трудится почти тысяча специалистов [4] .
История
Планирование
Путь, по которому проходит канал, был известен издавна — им пользовались уже в XVI—XVII веках, в первую очередь из-за того, что здесь проходила дорога, по которой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков.
Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства, которые просуществовали на бумаге до 20-х годов XX века: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года. В 1900 году профессор Тиманов за собственный проект строительства канала был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.
Строительство
В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности.
Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев (по другим источникам — 20 месяцев [5] ). В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф [6] .
Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа [7] , общая численность которых не превышает 126 тысяч человек [8] . В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч [9] [10] . Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек» [11] . Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»).
Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман [12] . Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель [13] . Именно ему приписывают [14] идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин.
Так впору было бы им выложить на откосах канала пять фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, пятерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Берман — Фирин — Коган — Френкель — Раппопорт [15] . |
В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных (т. н. «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали [16] . Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей [13] .
Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки [17] [18] .
После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ — Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель, а также 2 амнистированных инженера — С. Я. Жук и К. А. Вержбицкий. [19] . После окончания строительства в Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.
В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». 25 июня 1933 г. по всему каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный [20] (глубина канала в то время составляла всего 3,65 м) [21] .
Открытие канала (1933)
Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933 года.
Это одна из наиболее блестящих побед
коллективно организованной энергии
людей над стихиями суровой природы севера.
В то же время — это отлично
удавшийся опыт массового превращения
бывших врагов пролетариата-диктатора
и советской общественности
в квалифицированных сотрудников рабочего класса
и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда.
Быстрая победа над враждебной людям природой,
совершённая дружным натиском тысяч разнородных,
разноплемённых единиц
— изумительна, но ещё более изумительна победа,
которую одержали над собой люди,
анархизированные недавней,
звериной властью самодержавного мещанства.
«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина.
История строительства»
/ Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина
— М., 1934 (фрагмент)[1]
Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».
17 августа 1933 года ББК посетила группа из 120 писателей и художников во главе с Максимом Горьким (также среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вс. Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясéнский, Валентин Катаев, Вера Инбер, С. Буданцев, Д. Мирский и другие) для освещения строительства канала.
Часть из них (36 человек) приняли затем участие в написании 600-страничной книги, посвящённой созданию Беломорканала [22] . Памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» была издана в конце 1934 года Гос. издательством «История фабрик и заводов», специально к XVII съезду коммунистической партии. Редакторами книги являлись: Максим Горький, Л. Л. Авербах, С. Г. Фирин. Многие авторы, а также редакторы Л. Л. Авербах и С. Г. Фирин впоследствии были арестованы. После 1937 г. почти весь тираж книги по указанию Главлита был изъят из библиотек и уничтожен.
Идея этой поездки и написания книги принадлежала М. Горькому [источник не указан 1208 дней] . Впервые он выразил её во время личной беседы со Сталиным [источник не указан 1208 дней] , идея получила согласие и поддержку, а поездка была быстро организована на должном уровне: писатели осуществили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили лагеря, общались с рабочими и т. д. [22]
Писателя Александра Авдеенко увиденное так поразило, что он впоследствии вспоминал:
Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, сёмги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска… [23]
Иллюстративное обеспечение будущей книге предоставил известный советский художник, скульптор и фотограф Александр Родченко — его фотоснимки украшают памятную книгу и отображают, главным образом, работу строителей Беломорканала.
В целом идею книги и атмосферу, которая господствовала вокруг Беломорканала, передают слова из письма одного из участников художественного путешествия Л. Никулина, которое он написал тогдашнему наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде вскоре после возвращения в Москву:
«Человечность» и «гуманность» всё же большие слова, и мне кажется, не следует от них отказываться. Высшая человечность и гуманность сделана Вами — первым строителем ББК. Она заключается в прекрасной работе над исправлением человека. Она заключается в беспокойстве и создании лучших условий жизни для трудящегося народа. Любая иная человечность и гуманность является ложью.
Месяцем ранее Беломорканал посетил выдающийся русский писатель Михаил Пришвин. Впечатления от поездки отразились в его романе-мифе «Осударева дорога» (впервые опубликован в 1957), отчасти предвосхищающем повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
1930-е
Создание ББК дало жизнь Беломорску, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом районе развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Прежде уездный город Повенец, уже переставший быть городом, стал большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.
23 марта 1939 году канал был выведен из структуры БелБалтКомбината ОГПУ СССР и стал самостоятельным предприятием [24] .
1 марта 1940 года самый отдаленный гидроузел канала — шлюз № 9 — получил постоянное электроснабжение. Введена в строй высоковольтная ЛЭП шлюз № 8 — шлюз № 9.
12 июня 1941 года приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления — главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта навигация, ставшая последней перед войной.
Военные годы
В июне 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. На второй день войны, 23 июня 1941 года, начальник «объекта МПВО», — так стало обозначаться в документах Управление Беломорско-Балтийского канала, — А. И. Василов издал приказ № 1 «О введении угрожаемого положения на Беломорско-Балтийском канале им.
Сталина». [25] Введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение сумок с противогазами. На шлюзовых поселках, возле электростанций и отдельных домов рыли щели для укрытия от налётов. Для этого привлекались все трудоспособные жители поселков. Каждый из них обязан был отработать по четыре часа в день. Начальники шлюзов имели приказ закрепить за каждой ячейкой щели жителей квартир, чтобы «избежать излишней суеты при налёте противника».
23 июня с двух немецких гидросамолётов Heinkel He 115 (англ.), стартовавших с Оулуярви, недалеко от шлюзов Беломорско-Балтийского канала было высажено 16 финских диверсантов-добровольцев, набранных немецким майором Шеллером. Завербованные немцами добровольцы были одеты в немецкую форму и имели немецкое оружие, поскольку финский Генштаб не хотел иметь отношения к диверсии. Диверсанты должны были взорвать шлюзы, однако, из-за усиленной охраны сделать это им не удалось [26] .
Ранним утром 25 июня силы советской авиации первыми нанесли авиационный удар по территории Финляндии, под предлогом, что она предоставила свои аэродромы под базы Люфтваффе. В первом налёте участвовали около 300 бомбардировщиков, и бомбардировке подверглись не только аэродромы, но и ряд крупных городов страны. После этого Финляндия также вступила в войну против СССР, фактически став союзником Германии.
28 июня — первая бомбёжка канала. Атаке подверглись шлюзы № 6, 7, 8 и 9. На следующий день, 29 июня, с территории Финляндии против СССР началось совместное наступление финских и германских войск. Бомбардировками Повенчанской лестницы шлюзов удалось прервать движение по Беломорско-Балтийскому каналу только временно — с 28 июня по 6 августа и с 13 по 24 августа 1941 года.
28 августа произошла пятая и последняя в навигацию 1941 года бомбёжка канала. Атакован шлюз № 7. Никаких повреждений не обнаружено. В августе Управление ББК и техучастков было эвакуировано из Медвежьегорска в Беломорск, на шлюз № 19. Из 800 работников на канале остались 80. Остальные — в эвакуации.
В ноябре караван пассажирских судов с эвакуированными семьями водников Повенца и жителями окрестных деревень, а также оборудованием вмёрз в лёд Выгозера. В ночь с 12 на 13 ноября 1941 года вмёрз в лёд Заонежского залива в районе Мегострова другой караван судов. Он был захвачен частями финской армии. 5 декабря 1941 года части финской армии вошли в Медвежьегорск.
6 декабря при температуре −37° С части финской армии захватили Повенец, тем самым прекратив сообщение и по Беломорско-Балтийскому каналу [27] . В тот же день, 6 декабря, советские войска приступили к реализации плана вывода из эксплуатации гидросооружений ББК. Первым был взорван шлюз № 1. В ту же ночь, вслед за шлюзом № 1, последовательно были взорваны и остальные гидросооружения. В 3 часа 30 минут взлетели на воздух шлюзы № 2, 3 и 4, следом приканальная дамба шлюза № 4 и шлюз № 5. Днём 7 декабря, в 14 часов, был взорван шлюз № 6. 8 декабря, в 6 часов 25 минут, взорвана плотина № 20.
При этом в районе шлюзов № 1—7 ББК шли ожесточенные бои [28] . После 8 декабря финские войска прорвались через ББК и заняли деревню Габсельга. Военный совет Карельского фронта снял с поста командующего Медвежьгорской группировкой войск М. С. Князева, который не видел иного развития событий как только в отступлении. Командующий Карельским фронтом В. А. Фролов приказал войскам немедленно перейти в контратаку и очистить восточный берег Беломорско-Балтийского канала от войск противника. Задача была выполнена. До 11 декабря финны ожесточёнными атаками пытались пробиться через канал в районе Повенца, а затем выше, в районе шлюза № 7, но везде были отброшены.
11 декабря, только после ухода всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали шлюз № 7. Гидроузлы Повенчанской лестницы (первые 9 шлюзов ББК, поднимающиеся на водораздел к северу от Повенца) были разрушены, вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком [6] . Фарватер Беломорско-Балтийского канала стал линией фронта, нейтральной полосой. Финские войска остановились на линии канала (на его западном берегу), и занимали эти позиции до июня 1944 года.
Послевоенные годы
За время войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и посёлок Повенец.
После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 г. Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля 1946 г.
В 1950-х годах, после того, как 2 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК, начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала. В 1953 году в штат гидроузлов были включены электрики, к 1957 году в основном были завершены работы по электрификации гидроузлов на северном склоне канала, а в 1959 году все береговые и плавучие обстановочные огни были переведены на электропитание.
Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз [29] .
В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.
Транспортный путь
Трасса канала
Транспортный путь Беломорско-Балтийского канала имеет протяжённость в 227 км с подходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искусственные пути [5] [30] [31] (по другим источникам 43 км [32] [33] или 48 км [34] ).
Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю, все навигационные знаки (буи, маяки) оборудованы в соответствии с этим правилом.
Канал начинается у посёлка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера. Сразу за Повенцом следуют семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (так называемая «Повенчанская лестница»). Вместе эти шлюзы образуют Южный склон канала. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала.
На трассе северного склона расположено двенадцать шлюзов (№ 8 — 19). Трасса Северного склона канала проходит через пять крупных озёр: Маткоозеро (между шлюзами 8 и 9), Выгозеро (между шлюзами 9 и 10), Воицкое озеро (между шлюзами 10 и 11), Палагорка (между шлюзами 11 и 12) и Маткожня (между шлюзами 13 и 14).
На севере канал впадает в Сорокскую губу Белого моря, в устье канала расположен город Беломорск.
На берегах канала расположены следующие крупные населённые пункты: Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец, Беломорск.
Судоходство по каналу
В первую навигацию 1933 года было перевезено 1143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров [35] . В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности [36] . Пик грузоперевозок по каналу пришёлся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн. 300 тыс. тонн грузов [37] . Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась.
В 1990-е был спад и только в начале 2000-х гг. объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти [38] , но всё равно они остаются намного ниже прежних. Например, в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн грузов, в 2002 перевезено 314,6 тыс. тонн [39] . В навигационный период 2007 года по каналу было перевезено 400 тыс. тонн, также вдоль канала путешествовали 2500 пассажиров.
Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийское моря. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали военные корабли — одни из первых советских субмарин класса «Декабрист». Однако, вплоть до углубления канала в 1970-х гг., передвижение крупных судов с большой осадкой, в первую очередь военных, было невозможно из-за малой глубины [6] . Например, подводные лодки перевозились буксирами на баржах.
Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов.
Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. В условиях ограниченной видимости (менее одного километра) движение судов по каналу запрещается. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.
Особенности конструкции
Сооружения канала включают 128 объектов, из которых шлюзов — 19 (из них — 13 двухкамерных и 6 однокамерных), плотин 15, водоспусков — 19, дамб — 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений. Питание водой канала естественное.
Шлюзы
Шлюзы канала разделены на две группы, обеспечивающие судоходный ход на северном и южном склоне соответственно. На южном склоне размещены 7 шлюзов, создающих напор 69 метров, причём 6 из 7 шлюзов являются двухкамерными, один — однокамерным. На северном склоне размещены 12 шлюзов, создающих напор 103 м, из них 7 двухкамерных и 5 однокамерных.
Шлюзы имеют однотипные конструкцию и размеры камер. Верхние и нижние ворота двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в верхней и нижней головах шлюза. Изначально подпорные сооружения, причальные стенки, отдельные части стен шлюзов были выполнены в виде деревянных ряжей, заполненных камнем [6] . Некоторые шлюзы были вырублены в скальном грунте и их стенами являлись естественные скальные породы, облицованные древесиной [40] или выровненные бетоном. В дальнейшем деревянные конструкции частично были заменены более долговечными бетонными.
Гидроэлектростанции
Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из 5 ступеней: Ондская ГЭС, Палокоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС, Беломорская ГЭС. Мощность каскада — 240 МВт, среднегодовая выработка — 1310,5 млн. кВт·ч. [41] (выработка электроэнергии в 2008 году 1421,7 млн кВт·ч [42] ). Строительство ГЭС шло отдельно от остальных сооружений канала с 1949 по 1967 год. ГЭС низко- и средненапорные, с поворотно-лопастными гидроагрегатами, построены по приплотинной или плотинно-деривационной схемам. В отличие от других сооружений канала, ГЭС принадлежат не государству, а частной компании ОАО «ТГК-1».
Памятники
На сегодняшний день на базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест строительства канала.
Вдоль канала установлено несколько памятников заключённым, погибшим при строительстве. В Повенце в память о погибших построена деревянная церковь-памятник (церковь Святителя Николая; настоятель храма — священник Роман Соболев).
В массовой культуре
Строительство Беломорканала нашло отражение в песнях [43] :
- Мы провели тебе канал (сл. И. Гофф)
- На Молдаванке музыка играет
- Ох, доля ты, горькая доля
- Плыви ты, наша лодка блатовская
- Станция Медвежия гора
- Я сын рабочего, подпольщика-партийца
Папиросы «Беломорканал»
Беломорско-Балтийский канал стал широко известным советской общественности благодаря дешёвой одноимённой марке крепких папирос [6] . Название «Беломорканал» было придумано специально с целью пропаганды достижений советского строительства и увековечивания памяти об этом сооружении. Папиросы приобрели широкую популярность из-за своей низкой цены. «Беломорканал» слывёт одним из самых крепких сортов сигарет Восточной Европы и сегодня производится в России и на Украине (в Каменце-Подольском).
См. также
Примечания
Литература
- Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931—1934 гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. — Воспроизведение издания 1934 г. — Б.м.: Б.и., 1998. — 616 с. (в пер.)
- Чухин И. И.Интернированная юность: История 517-го лагеря интернированных немок НКВД СССР. — Петрозаводск, 1995. — 63 с.
- Чухин И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 248 с.: ил. — 30 000 экз.
- ГУЛАГ в Карелии. 1930—1941: Сборник документов и материалов / Ин-т языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН; Центр. Гос. архив Республики Карелия; Науч. Ред. В. Г. Макуров; Сост.: А. Ю. Жуков, В. Г. Макуров, И. Г. Петухова. — Петрозаводск, 1992. — 225 с. — 500 экз. — С. 5-88 — Беломорско-Балтийский канал: История строительства. 1930—1933 гг. [65 документов].
- Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953 / Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева; Сост. А. И. Кокурин, Ю. Н. Моруков. — М.: МФД; Материк, 2005. — 568 с. — (Россия. ХХ век. Документы). — ISBN 5-85646-139-8.
- Солоневич И. Л.Россия в концлагере / Сост. К. Чистяков. — М.: Изд-во «РИМИС», 2005. — 536 с. — ISBN 5-9650-0031-6; ISBN 978-5-9650-0031-9.
- Anne Brunswic, Les eaux glacées du Belomorkanal, Arles (Франция), 2009, 284 с. ISBN 978-2-7427-8214-7[2]
Ссылки
-
, официальный сайт / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина — М., 1934 (фрагмент) Иоахим Клейн, опубликовано в журнале «НЛО» 2005, № 71 (фотовыставка) статья с официального сайта г. Петрозводска на сайте Анны Брунсвик (фр.)
- Каналы по алфавиту
- Каналы России
- Белое море
- Онежское озеро
- Атлантический океан
- Появились в 1933 году
- Объекты, названные в честь Сталина
- Республика Карелия
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Беломорско-Балтийский канал» в других словарях:
Беломорско-Балтийский канал — канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Одно из важнейших сооружений первой пятилетки (1929 32). Путь, которым прошёл канал, был известен с древних времён. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627)… … Большая советская энциклопедия
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ — БЕЛОМОРСКО БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ, в России, соединяет Белое море (у г. Беломорск) с Онежским озером (у пос. Повенец). Открыт в 1933. Длина 227 км, 19 шлюзов. Построен в осн. заключёнными лагерей ГУЛАГа. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Беломорско–Балтийский канал — Sp Baltõsios–Báltijos jūrų kanãlas Ap Беломорско–Балтийский канал L RF (Karelijoje) … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė
Беломорско-Балтийский канал — БЕЛОМÓРСКО БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНÁЛ, соединяет Белое м. (у г. Беломорск) с Онежским оз. (у пос. Повенец). Дл. 227 км, Сравни глуб. 5 м, 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб.
Сооружён в 193033. Имел важное оборонное и нар. хоз. значение, обеспечивал внутр … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Беломорско-Балтийский канал — в европейской ч. России, соединяет Белое море (у г. Беломорска) с Онежским оз. (у пос. Повенец). Длина 227 км, из них 37 км искусственный путь. Имеет 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. В состав канала входят реки Выг и Повенчанка, а… … Географическая энциклопедия
Беломорско-Балтийский канал — в России, соединяет Белое море (у г. Беломорск) с Онежским озером (у посёлка Повенец). Открыт в 1933. длина 227 км, 19 шлюзов. Построен в основном заключёнными лагерей ГУЛАГа … Энциклопедический словарь
Беломорско-Балтийский канал — Белом орско Балт ийский кан ал … Русский орфографический словарь
Беломорско-Балтийский канал — … Орфографический словарь русского языка
Беломорско-Балтийский канал — Беломорско Балтийский канал, соединяет Белое море (у города Беломорск) с Онежским озером (у посёлка Повенец). Длина 227 км, из них 37 км искусственный путь. В состав Б. Б. к. входят р. Выг и Повенчанка, а также Выгозеро, Водлозеро, озеро… … Словарь «География России»
Источник: dic.academic.ru