Строительство больших объектов основные правила
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АРХИТЕКТУРЫ
от 21 ноября 2019 года N 44567-ОД/08
[О разработке проектной документации на отдельные этапы строительства]
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о разработке проектной документации на отдельные этапы строительства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.
Опасные ошибки при строительстве фундамента! Никогда так не делайте
Вместе с тем по существу заданных вопросов Департамент полагает возможным сообщить следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование предполагает подготовку:
— проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;
— проектной документации применительно к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или их частям (если документацией по планировке территории предусмотрено размещение указанных объектов), строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;
— отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Представляемые на государственную экспертизу проектные материалы по своему составу и содержанию должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87).
Согласно части 11 статьи 48 Кодекса подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Строительство больших фермерских теплиц, их особенности и на что следует обращать внимание.
При этом, в соответствии с частями 12.1 и 13 статьи Кодекса* подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «частями 12.1 и 13 статьи 48 Кодекса». — Примечание изготовителя базы данных.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства.
В соответствии с пунктом 19 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145), проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства при условии, что она соответствует понятию «этап строительства», определенному в пункте 2 Положения N 145.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением N 87 для объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса в числе документов, направляемых с заявлением о выдаче разрешения на строительство, застройщик прилагает, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса).
Департамент обращает внимание, что согласно части 8 статьи 49 Кодекса основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, является, в том числе отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса.
Исходя из приведенных норм законодательства в области градостроительной деятельности следует вывод, что при принятии соответствующего решения застройщиком, разработка проектной документации каждого этапа строительства осуществляется в объеме, установленном Положением N 87, с последующим прохождением экспертизы, получением разрешения на строительство, строительством и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию каждого этапа строительства.
И.о. директора Департамента
градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.Дашкова
Этапы строительства объекта капитального строительства
1. Решение o строительстве, подготовительный этап, ГПЗУ
После принятия решения о необходимости строительства здания заказчик выполняет ГПЗУ — градостроительный план земельного участка или, для линейных объектов, проект планировки территории и проект межевания территории. Для подготовки ГПЗУ потребуется выполнить топосъёмку (или иметь актуальную) и подготовить схему размещения объекта. Также, при необходимости, потребуется согласование сноса (или пересадки) зеленых насаждений на участке.
2. Публичные слушания
В случае проведения публичных слушаний необходимо проинформировать население о начале процесса проектирования и строительства на земельном участке. Публичные слушания 一 возможность жителей территории, для которой они проводятся (обычно района) ознакомиться с проектом, при этом каждый вправе высказать свои предложения и замечания. Hо так как это не референдум, окончательное решение всё равно принимает правительство.
3. Инженерные изыскания
Инженерные изыскания являются исходными данными для территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования. В соответствии со статьёй 47 Градостроительного Кодекса РФ, разработка проектной документации по постановлению правительства РФ №87 для объектов капитального строительства, а также строительство и реконструкция этих объектов по такой проектной документации, без проведения инженерных изысканий не допускаются . Нормативная база инженерных изысканий — Постановление Правительства РФ №20 от 19.01.2006 и статья 47 Градостроительного Кодекса.
Также следует иметь в виду требования технических регламентов. На данный момент фиксированного перечня необходимых инженерных изысканий для различных видов объектов законодательство не содержит — статья 15 технического регламента ФЗ-384 «О безопасности зданий и сооружений» гласит, что инженерные изыскания должны быть необходимыми и достаточными для того, чтобы спроектировать и построить безопасный объект, а необходимость и достаточность — сугубо оценочный критерий.
Отправной точкой для определения необходимого перечня инженерных изысканий является информационная система обеспечения градостроительной деятельности , которая ведется в каждом регионе согласно статье 56 ГрК РФ. Помимо прочего, она содержит копии отчетов о результатах ранее проведенных инженерных изысканий. Тем не менее, всецело руководствоваться данной информацией всё же не стоит, и использовать её лишь как основу для анализа. По общему правилу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по инженерным изысканиям, должны быть членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий . По общему правилу результаты инженерных изысканий направляются на экспертизу либо одновременно с проектной документацией, либо до экспертизы ПД. В соответствии c частью 3.1 статьи 49 ГрК РФ экспертизу для инженерных изысканий можно не проводить если не требуется: 1) получение разрешения на строительство; 2) экспертиза проектной документации.
4. Технические условия
Для подключения будущего объекта к инженерным сетям перед началом разработки проектной документации необходимо получить технические условия (ТУ). Эти документы определяют максимальную мощность (нагрузку) на сети, срок подключения к ним, срок действия этих ТУ, а также стоимость подключения. ТУ получают в организациях, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
В большинстве случаев для получения ТУ потребуется расчет нагрузок (мощности). ТУ будут выдаваться проектной организации в качестве исходных данных (в соответствии с частью 6 статьи 48 ГрК РФ). После получения ТУ заключается договор на технологическое присоединение объекта к электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению и пр.
Также ТУ необходимо получать при примыкании к существующим дорожным сетям. Для отдельных видов инженерно-технических сетей разработаны нормативы по подключению. Например, правила доступа к услугам по передаче электроэнергии определяет Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.
5. Проектная документация
В соответствии с частью 3 статьи 48 ГрК РФ проектная документация разрабатывается для всех видов объектов, за исключением индивидуальных жилых домов до трёх этажей. Для них она не требуется в обязательном порядке, но может быть подготовлена по инициативе заказчика или застройщика. Стоит иметь ввиду: если экспертиза проектной документации объекта не проводится, это не значит, что ПД можно не разрабатывать. Подробнее о проектной документации читайте: статья «проектная документация».
6. Утверждение проектной документации, экспертиза проектной документации
После утверждения заказчиком проектной документации она направляется на экспертизу. Экспертиза проектной документации не требуется только в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ, а именно: — индивидуальных жилых домов и блочных таунхаусов до трех этажей включительно, а также некоторых видов многоквартирных домов — двух- и одноэтажных объектов, площадью не более 1500 м2, если они не являются жилыми (в некоторых случаях производственными) — некоторых видов буровых скважин Также экспертиза ПД не требуется если не нужно получать разрешение на строительство. Статья: «экспертиза проектной документации»
7. Разрешение на строительство
Кроме случаев, предусмотренных ГрК РФ, перед началом строительства (а также реконструкции) необходимо получить на него разрешение . Разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации всем требованиям, а также допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями земельного и иного законодательства. Отметим, что в соответствии со статьёй 55 ГрК РФ разрешение на строительство при капитальном ремонте не требуется . Для получения разрешения на строительство необходимо подать в Мэрию города проектную документацию, документы о праве собственности, учредительные документы.
8. Рабочая документация
Перед разработкой рабочей документации, по которой будут производиться строительные работы, как правило, застройщик ознакамливается и утверждает проектную документацию. Подробнее o рабочей документации читайте в этой статье.
9.Строительство, исполнительная документация
В соответствии со статьёй 52 Градостроительного Кодекса РФ застройщик обязан соблюдать решения, принятые в проектной документации . Он несёт ответственность за соответствие объекта её требованиям. Кроме этого, застройщик направляет извещение о начале строительных работ в Инспекцию государственного строительного надзора и обеспечивает соблюдение технических регламентов и техники безопасности в процессе строительства. Перед началом работ Заказчик обязан предоставить застройщику результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. Если в процессе строительства возникает необходимость изменить решения проектной документации застройщик обязан утвердить у Заказчика новую версию проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в оговоренном законом порядке. Во время строительства осуществляется авторский и технический надзор, строительный контроль, а также государственный строительный надзор.
10. Ввод в эксплуатацию
По окончании строительства объекта выдаётся разрешение на ввод в эксплуатацию — документ‚ подтверждающий соответствие построенною/реконструированного объекта проектной документации, а также разрешению на строительство, градостроительному плану и разрешенному использованию земельного участка, и прочим требованиям.
11. Эксплуатация здания
В первую очередь отметим, что любое здание или сооружение должно эксплуатироваться в строгом соответствии с его назначением (разрешенным использованием) и проектной документацией , с периодическим проведением эксплуатационного контроля, технического обслуживания и текущего ремонта. В ином случае эксплуатация объекта может быть приостановлена.
В соответствии с ч.4 статьи 55_25 ГрК РФ периодичность и состав работ по техническому обслуживанию (включая наблюдения и осмотры) определяются, в том числе, проектной документацией. Поэтому мы рекомендуем включать в её состав инструкцию по эксплуатации для каждого объекта. К слову, указанная инструкция обязательна на данный момент только для жилых домов. За эксплуатацию объекта отвечает лицо, владеющее зданием (на основании права собственности, аренды, хозяйственного ведения и прочего) или лицо, привлекаемое собственником здания на основании договора. При привлечении физических и юридических лиц по договору, собственник здания обязан предоставить такому лицу полный комплект документации, необходимом для эксплуатации здания, в том числе: результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, инженерного оборудования и сетей и т.п.
ИсточникНормативные документы в строительстве
Пакет нормативных документов предусматривается для каждого этапа строительных работ, от планирования до эксплуатации объекта. Перечень с нормативными документами в Российской Федерации внедряется с учетом экономических изменений, законодательных и структурных норм. Такие нововведения необходимы для соответствия новым методическим рекомендациям, которые все чаще применяются в практических условиях.
Система нормативных документов в строительстве. Основные задачи нормирования в строительстве
Для того, чтобы определить задачи нормативных документов, важно понимать, что является объектом нормирования. Среди объектов нормирования можно выделить следующие:
- Объект в градостроительной области и сам строительный объект – сооружение или возведенное здание;
- Общепринятые нормы и правила по технической составляющей, которые внедряются в процессе планирования и возведения объекта;
- Отрасль промышленной продукции в строительстве – инженерные сооружения, стройматериалы, способы по обеспечению строительной организации;
- Экономическая составляющая, которая определяет эффективные инвестиции, стоимость возведения объекта и выплату заработной платы.
Контролируется база строительного нормирования законодательством РФ. Именно законодательство может определить отношения инвесторов, их уровень обязанностей и ответственности.
Задачи для нормативных документов:
- Полное соответствие заявленному назначению строительного объекта и его истинному назначению;
- Соответствие строительного объекта всем техникам и нормам безопасности;
- Возможность защиты и восстановления объекта в момент чрезвычайной ситуации;
- Гарантия качества возведенной конструкции;
- Правильное распределение трудового и денежного ресурса; ;
- Общепринятые строительные нормы;
- Увеличение ликвидности капиталовложения;
- Соответствие экологическим нормам с использованием природных материалов, не угрожающих жизни человека.
Автоматизация бизнес-процессов процессов строительной компании
- Комплексное решение для компаний строительной отрасли на базе российского ПО;
- Учет и отчетность по объектам строительства;
- Полный цикл планирования, учета, контроля и анализа движения материалов;
- Соответствие актуальному законодательству.
Перечень видов нормативных документов
Перечень нормативных документов в строительстве делят на несколько видов, в зависимости от предназначения.
Документы федерального уровня. К федеральным документам относятся следующие:
- Общепринятые нормы строительства в Российской Федерации;
- Набор государственных стандартов в строительстве РФ;
- Общепринятые нормы и правила для проектирования и строительства.
Сюда же стоит отнести и документы межгосударственных строительных норм, и документы межгосударственного стандарта по ГОСТ. Все изложенные в документах нормы и правила являются обязательными для исполнения требованиями, которыми руководствуются на этапах планирования и возведения строительных объектов.
К нормативным документам субъекта РФ можно отнести следующие:
- Документы строительных норм на территориальном уровне – ТСН
Нормативная документация производственно-отраслевого уровня:
- Стандарты по объединению строительных комплексов;
- Набор стандартов по общественным объединениям.
Нормативные документы могут носить обязательный, рекомендательный и справочный характер. Весь обязательный перечень нормативных документов в строительстве внедряется с учетом минимально и максимально допустимых границ. Рекомендательный характер связан с отечественными и мировыми достижениями. Если обязательные нормативные документы должны соблюдаться вне зависимости от вида строительного объекта, то рекомендательные могут менять свои положения, что связано с возможностями потребителей. Все эти условия созданы для определения заданных параметров строительных объектов, материалов и изделий.
Важно, чтобы помимо указаний в нормативных документах не было нарушений со стороны других отраслей, в том числе в пожарной, экологической и санитарной. Все вопросы, связанные с охраной природы, должны регулироваться как нормативными документами, так и постановлением правительства, экологическими службами.
Изменения в 2022 году, связанные с обязательными нормативными требованиями в строительстве
Еще в 2021 году перечень с требованиями к объектам на этапе проектирования и возведения сократился с 10 тысяч до 7000, то в 2022 году этот перечень урезали еще масштабнее. В связи с изменениями от 20 мая 2022 года, Правительство Российской Федерации сократило список обязательных строительных требований на 93%. Изначально выдвигались идеи по полному отказу от перечня обязательных требований в сфере строительства. Однако, в связи с рассмотрением данного вопроса, приняты меры по сокращению списка требований на 64 позиции. Под сокращение в основном попали условия, которые ограничивают использование новейших материалов и решений по сооружению конструкций, которые влияли на скорость согласования строительного проекта.
Также из обихода исключены позиции рекомендательного характера, выполнение которых невозможно контролировать. Все нововведения созданы для того, чтобы исключить ограничения в инновационных решениях, а также для сокращения сроков и финансовых затрат в строительстве. При этом принятое решение никак не отображается на уровне безопасности строительных объектов и конструкций. Регламент документов не распространяется на проекты, которые запустились до принятия нового законопроекта и сокращения списка нормативных документов.
В связи с этим выдвигается новый список обязательных документов, которых насчитывается всего 5. Среди них:
- Документ по строительным конструкциям с основными положениями;
- СНиП 2.01.07-85 перечень нагрузок и воздействий;
- Документ о защите металлических сооружений от коррозийного воздействия — СНиП 2.03.11-85;
- Возведение сооружений, с облегченным доступом для мобильного населения;
- Документы по строительной климатологии.
Система нормативных документов в строительстве содержит как обязательные к исполнению пункты, так и рекомендуемые. Данное постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Источник