Строительство чебоксарской гэс началось в каком

Содержание

Общие сведения [ править | править код ]

Строительство начато в 1968 году. К 1986 г. строительство ГЭС было в основном закончено. Состав сооружений ГЭС:

  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 548 м;
  • бетонная водосливная плотина облегчённого типа с длиной водосливного фронта 120 м;
  • русловая и пойменная земляные плотины общей длиной 3355 м;
  • однокамерный двухниточный шлюз с аванпортом площадью 1,1 км² в верхнем бьефе и низовым подходным каналом.

Проектная мощность — 1404 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 3,31 млрд. кВт·ч. В здании ГЭС размещено 18 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 78 МВт, работающих при расчётном напоре 12,4 м. В настоящее время у 16 гидроагрегатов лопасти зафиксированы под углом 45 градусов.

Длина фронта подпорных сооружений 4480 м. Гидроузел образует Чебоксарское водохранилище на территории Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области площадью 2182 км². Электроэнергия ГЭС по линиям электропередачи 220 кВ и 500 кВ передаётся в Единую энергетическую систему. По плотине ГЭС проходит автодорожный переезд. Изначально было запланировано строительство железнодорожного переезда, однако в 2005-2006 годах были срезаны внешние опоры для железнодорожных путей.

Строительство Чебоксарской ГЭС — Видеоархив

Экономическое значение [ править | править код ]

В соответствии с первоначальным проектом строительство Чебоксарского гидроузла решало задачи создания сквозной глубоководной транспортной системы европейской части России, позволяющей осуществлять перевозку грузов в крупнотоннажных судах, регулирования стока Волжского бассейна в целях снижения паводковых затоплений и в интересах сельского хозяйства, а также увеличения среднегодовой выработки электроэнергии в ЕЭС европейской части России.

ОАО «Чебоксарская ГЭС» управляется ОАО «Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад», входящее в ОАО «ГидроОГК»

Проблема подъёма уровня водохранилища [ править | править код ]

Пуск ГЭС при пониженном напоре (НПУ 63 м) был осуществлен в 1981 г. Большая часть затопленных при постройке ГЭС территорий оказалась на территории респ. Марий Эл. При этом были утрачены ценные пойменные (заливные) луга и поля, под воду ушло несколько сотен гектаров дубрав высокого класса, которые не успели вырубить, видимо, по причине несогласования работы разных ведомств.

Подъём уровня водохранилища до проектного уровня (НПУ 68 м) сдерживался сначала неготовностью комплекса инженерной защиты, затем — разногласиями между регионами по поводу уровня водохранилища. В настоящее время водохранилище и инженерная защита функционируют на непроектных отметках, мощность станции составляет около 800 МВт, среднегодовая выработка — порядка 2,1 млрд. кВтч. Кроме того, из-за пониженной отметки водохранилища полноценно не функционирует международный транспортный коридор «Север-Юг», а в связи с большой фактической площадью мелководий (33 % вместо 19 % проектных) ухудшается качество воды в нём. Вопрос об уровне Чебоксарского водохранилища продолжает находиться в состоянии обсуждения.

45 лет назад началось строительство Чебоксарской ГЭС

Дальнейшее поднятие уровня до проектной отметки приведёт к затоплению значительных территорий респ. Марий Эл и Нижегородской области. При этом в зону затопления попадет вся заречная часть Нижнего Новгорода, возникает опасность техногенных катастроф, подвергаются угрозе уникальные архитектурные памятники и святыни Нижегородской земли.

К тому же, по мнению руководства Нижегородской области и республики Марий Эл, нанесённый ущерб, не будет компенсирован экономической выгодой от строительства.

История вопроса [ править | править код ]

  • Ещё в 1989 году ГЭК Госплана СССР, Управлением государственной экспертизы Госстроя СССР и Главэкспертизой Госкомприроды СССР была проведена экспертиза по вопросу перехода от отметки водохранилища Чебоксарской ГЭС – 63 м к подпорному уровню в 68 м.: в итоге был вынесен вердикт: «ГЭС экономически не эффективна при такой отметке».
    1995 Принято Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области N 85 «О НЕДОПУСТИМОСТИ ПОДЪЁМА УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА».
    2006 Конечный перечень вариантов достройки согласован на совещании в МЭРТ РФ. В него вошли:
  • поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м с обустройством зоны затопления водохранилища;
  • поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м с обустройством зоны затопления водохранилища и строительством автодорожного моста через р. Волга выше г.Нижний Новгород;
  • поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 65 м с обустройством зоны затопления водохранилища и строительством низконапорного транспортного гидроузла, совмещённого с автодорожным мостом;
  • строительство низконапорного транспортного гидроузла, совмещённого с автодорожным мостом, и обустройство Чебоксарского водохранилища для отметки 63 м.
    2006 утверждено техническое задание на разработку обоснования инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла. Решение о необходимости достройки Чебоксарского гидроузла было принято во время визита в Чувашию Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Грефа24 ноября2005.
    В дочернем предприятие РАО «ЕЭС России» Самарский институт «Волгоэнергопроект» выполнило новые расчеты, согласно которым есть экономическая целесообразность в поднятии уровня до отметки 68 м. По мнению вице-губернатора Нижегородской области Виктора Клочая, сведения в этих расчётах «были подтасованы так, как надо было заказчику». Эту позицию поддерживают и региональные экологи.
    2006 в Министерстве экономического развития и торговли под председательством Германа Грефа состоялось совещание по вопросам достройки Чебоксарского гидроузла. В совещании приняли участие Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Сергей Гапликов, первый заместитель Министра экономического развития и торговли республики Марий Эл Вячеслав Пашин, представители Министерства транспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства и ОАО «ГидроОГК» во главе с Председателем Правления ОАО «ГидроОГК» Вячеславом Синюгиным. Оптимальным вариантом на совещании было признано поднятие уровня водохранилища до проектной отметки 68 м. Принимая вариант поднятия уровня водохранилища до проектной отметки 68 м в качестве оптимального, участники совещания исходили из того, что это позволит с наименьшими финансовыми затратами обеспечить улучшение качества воды в водохранилище Чебоксарской ГЭС, регулирование стока Волжского бассейна в целях борьбы с паводками и подтоплениями, создание сквозной глубоководной транспортной системы европейской части России, позволяющей осуществлять перевозку грузов в крупнотоннажных судах, а также увеличение выработки электроэнергии.
  • По итогам совещания, заинтересованные субъекты РФ (Нижегородская область, Республика Марий Эл, Чувашская Республика) должны до 1 октября2006 представить в МЭРТ РФ официальную позицию с предложениями по софинансированию реализации проекта. МЭРТ в срок до 15 октября2006 подготовит соответствующие материалы по завершению строительства Чебоксарского гидроузла с поднятием уровня водохранилища до проектной отметки для направления их в Правительство РФ.
    2006, Чебоксарскую ГЭС посетил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. В ходе визита он отметил, что считает наиболее оптимальным вариантом подъем уровня водохранилища до проектной отметки 68 метров.

Аргументы противников подъёма уровня водохранилища [ править | править код ]

Противники подъёма уровня водохранилища выдвигают ряд аргументов, доказывающих экологическую опасность этого проекта:

  • Оказываются затоплены свыше 160 тыс. га территории Нижегородской области и треть территории республики Марий-Эл. При этом ликвидируются лучшие и наиболее продуктивные угодья для охотничьей фауны. Ежегодные потери древесины составят 30 тыс. кубометров, даров леса – грибов, ягод, лекарственных растений – 25 тонн.

В зону затопления попадет вся заречная часть Нижнего Новгорода, где сосредоточены крупные промышленные предприятия, проживает 400 тысяч человек.

  • Наполнение водохранилища до проектной отметки вызовет подъём воды на реке Оке, и в зоне затопления окажется один из центров российской химической и нефтехимической индустрии – город Дзержинск. О последствиях возможной в этом случае техногенной катастрофы экологи даже боятся упоминать.
  • Произойдёт резкое ухудшение экологической обстановки и качества питьевой воды, потребуется переселение жителей из образовавшихся зон затопления. Среди населения повысится заболеваемость желудочно-кишечными инфекциями, острыми респираторными заболеваниями, ангиной, ревматизмом, рахитом и др. В случае затопления будут разрушены скотомогильники в республике Марий-Эл, что может повлечь серьезные последствия.

Культурно-исторический, этнографический и духовный аспекты [ править | править код ]

  • Подвергается угрозе уникальный ансамбль общенациональной святыни Макарьевского-Желтоводского монастыря. Уже при существующей отметке 63 м. строения монастыря начали разрушаться. Подъём уровня воды приведёт к дальнейшему разрушению всех строений этого уникального памятника.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий заявил:

Мы очень обеспокоены идеей повышения уровня воды Чебоксарского гидроузла. Время показало, что затопление территорий приносит больше вреда, чем пользы. Нижегородская земля – святая, мы не можем потерять такую святыню, как Макарьевский монастырь

В протокольном поручении Государственной Думы от 20 сентября 2006 говорится, что угроза затопления Макарьевского Желтоводского монастыря может возникнуть в результате подъёма уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров.

  • Затопление территории Марий Эл в начале 80-х годов среди прочего оказало большое негативное влияние на этнолингвистическую ситуацию региона. Как это не парадоксально, но дальнейший подъём уровня воды Чебоксарской ГЭС. напрямую ведёт к дальнейшему угасанию горно-марийского языка и культуры.
  • Полностью уйдёт под воду посёлок Макарьево, в котором располагается несколько центров Православного паломничества ; будет затоплен исторический центр старинного города Козмодемьянск c уникальным этнографическим музеем под открытым небом.
  • Подъём грунтовых вод в Заречной части Нижнего Новгорода может поставить под угрозу целую группу уникальных памятников архитектуры, среди них соборы: Кафедральный Спасский (он же Староярмарочный), Александра Невского на Стрелке (памятник архитектуры федерального значения), Спасо-Преображенский в Сормове, Смоленская церковь в Гордеевке; Главный Ярмарочный дом и ряд других памятников истории и культуры. Уже при существующей отметке уровня воды периодически возникает угроза этим сооружениям. Например, фундамент уникального Собора Александра Невского (3-й по высоте в России) представляет собой огромный подземный плот, покоящийся над грунтовыми водами. В случае дальнейшего повышения уровня воды, фундамент возможно будет полностью разрушен.
Читайте также:  Законно ли строительство второго этажа над гаражом

Аргументы сторонников подъёма уровня водохранилища [ править | править код ]

Cторонники подъёма уровня водохранилища полагают, что часть аргументов противников надумана, другие поднятые ими проблемы решаемы.

  • Земли, подлежащие затоплению, уже в значительной части выведены из оборота, большая часть населения переселена, инфраструктура (дороги, линии связи и электропередач и т.п.) разрушены. Затопляемые земли составляют лишь 1,5% от площади Нижегородской области.
  • Заречная часть Нижнего Новгорода и Дзержинск при подъёме водохранилища не затапливаются, возможно лишь их подтопление, которое по проекту должно быть предотвращено строительством систем инженерной защиты. Необходимо отметить, что при ежегодных половодьях уровень воды в Волге и Оке поднимается до отметки 72 метра (что на 4 метра выше планируемого уровня водохранилища), однако экологической катастрофы при этом не происходит.
  • Доводы о снижении качества воды и повышении заболеваемости населения не аргументированы. Подъём уровня водохранилища значительно уменьшит площадь мелководий и в три раза увеличит объём водохранилища, что положительно скажется на качестве воды вследствие снижения прогреваемости водохранилища и эффекта разбавления.
  • Проектом предусмотрена инженерная защита комплекса сооружений Макарьевского монастыря и других архитектурных памятников, попадающих в зону затопления и подтопления.
  • Энергосистема России испытывает большой дефицит электроэнергии. Подъём уровня водохранилища позволит обеспечить выработку дополнительно 1,43 млрд. квт.ч. электроэнергии, что эквивалентно сжиганию 850 тыс. тонн угля с соответствующими экологическими последствиями.
  • Существующие сооружения инженерной защиты не рассчитанны на эксплуатацию при столь низком уровне и могут разрушится.

Оценки стоимости проекта и его экономической целесообразности [ править | править код ]

Согласно оценкам, озвученным на совещании 19 сентября 2006 г., затраты на поднятие уровня водохранилища до проектной отметки 68 м. с обустройством зоны затопления оцениваются в 33,4 млрд. руб., при этом свыше 18 млрд. руб. из данных средств должны быть направлены на создание инженерной защиты г. Нижний Новгород от подтоплений. Часть средств (порядка 8-9 млрд.руб) планирует выделить ОАО «ГидроОГК», часть — судоходные кампании, чьи убытки из-за недогруза судов оцениваются в 10 млрд.руб. ежегодно.

Существуют полярные оценки региональных чиновников по экономической эффективности подъёма уровня водохранилища. Представители Нижегородской области и республики Марий-Эл, выступающие против проекта, дают ему негативвную оценку.

  • Например, вице-губернатор Нижегородской области заявил, поднятие уровня воды в Чебоксарском водохранилище нецелесообразно не только с точки зрения экологической безопасности, но и с экономической точки зрения:

На инженерную защиту потребуется не 17 миллиардов рублей, как это запланировано, а на порядок больше. С точки зрения выработки дополнительной электроэнергии, это также неэффективно. Дополнительный 1 миллиард киловатт часов будет уходить на обеспечение работы дренажной системы. Это абсурдный факт — за счёт государства поднять уровень воды, а потом продавать государству электроэнергию, чтобы оно перекачивало грунтовые воды обратно в Волгу.

Кроме того, сам факт поднятия уровня воды может привести к социальному взрыву.

  • Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что расчёты специалистов, склоняющиеся к этому варианту решения проблемы судоходства на Волге, сделаны некорректно.

В то же время существуют заявления руководства республики Чувашия, поддерживающие проект.

Следует отметить, что ущерб от сооружения Чебоксарской ГЭС будет нанесён лишь сопредельным с Чувашией регионам. Сама Чувашская республика в случае подъёма уровня ГЭС окажется в экономически выгодном положении, а собственно территория Чувашии затоплению почти не подвергнется.

В качестве альтернативы повышению проектной отметки Чебоксарской ГЭС до 68 м. руководством Нижегородской области и Министерством транспорта лоббируется проект строительства низконапорного транспортного гидроузла, совмещённого с автодорожным мостом через р. Волга в районе посёлка Большое Козино. При этом будет реализован давно назревающий проект по сооружению северной объездной дороги вокруг Нижнего Новгорода

По материлам того же совещания, строительство низконапорного транспортного гидроузла и обустройство водохранилища Чебоксарской ГЭС на отметке 63 м потребует инвестиций в размере 84,1 млрд. руб. Поднятие уровня водохранилища ГЭС до отметки 65 м с обустройством зоны затопления и строительством низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом, обойдётся в 82,17 млрд. руб. Затраты на поднятие уровня водохранилища ГЭС до проектной отметки 68 м. с обустройством зоны затопления и строительством автодорожного моста через р. Волга выше г. Нижний Новгород составят 50,4 млрд. руб. Рассмотрев вопрос о строительстве автодорожного моста через р. Волгу в Нижнем Новгороде (не связанный с низконапорной плотиной), участники заседания согласились с тем, что данный проект является самостоятельным и не связан с обеспечением судоходства по Волге, а также с тем, что наличие или отсутствие моста не влияет на решение вышеуказанных вопросов.

История строительства ГЭС [ править | править код ]

История строительства Чебоксарской ГЭС начинается в 1931 году.

Тогда впервые была выдвинута идея создания каскада гидроузлов на Волге и Каме, так называемый, проект «Большая Волга». Проблема возведения гидроузлов на Волге исследовалась специально созданным Бюро Большой Волги под руководством профессора А. В. Чаплыгина. Всего предполагалось возвести 10 гидроузлов.

Техническая схема реконструкции Волги и Камы была рассмотрена специальной сессией Академии Наук СССР. Этой схемой предполагалось создание глубоководного пути, соединяющего Каспийское, Чёрное, Балтийское и Белое моря. В довоенный период, из намеченных, было построены только Иваньковский, Угличский и Рыбинский гидроузлы. В процессе доработки проекта Большой Волги менялось количество ГЭС, их мощность, расположение створов, однако, во всех вариантах Чебоксарский гидроузел неизменно намечался к строительству.

В послевоенный период проект реконструкции Волги был в очередной раз переработан. Кроме уже построенных трёх гидроузлов предполагалось возвести ещё 6 на Волге и 4 на Каме. Чебоксарскую ГЭС намечалось построить сразу после Горьковской, Куйбышевской и Волгоградской.

В 1950-е годы институтом «Гидроэнергопроект» было разработано проектное задание на строительство Чебоксарской ГЭС в Пихтулинском створе (4 км ниже Чебоксар). На основании этого проектного задания уже в 1959 году Совет Министров РСФСР, своим распоряжением, запретил новое строительство в зоне будущего Чебоксарского водохранилища.

В 1960 году дальнейшее проектирование Чебоксарской ГЭС было поручено Куйбышевскому филиалу Гидропроекта (КФГ), который пришёл к выводу, что выбор створа, компановка основных сооружений ГЭС и отметка уровня водохранилища требуют корректировки. Эта корректировка была выполнена в 1963 году. При этом основные сооружения предлагалось разместить в Ельниковском створе (в 11 км ниже Чебоксар), отметка верхнего бьефа была определена — 68.0 метра, из соображений создания глубоководного пути на участке Волги от Чебоксар до г. Городец (створ Горьковской ГЭС), в здании ГЭС предполагалось установить 32 горизонтальных капсульных агрегата, мощностью 51,2 тыс. кВт каждый. В дальнейшем, по предложению госэкспертизы от горизонтальных гидроагрегатов отказались в пользу вертикальных.

Проектное задание на строительство ГЭС было рассмотрено и согласовано Госпланом СССР, Госстроем СССР и утверждено Советом Министров СССР, 22 января 1967 года. Эта дата и считается началом строительства Чебоксарской ГЭС.

Затопление котлована ГЭС было произведено в 1980 г. Первый гидроагрегат был пущен по временной схеме и выдавал мощность на напряжении 220 кВ, вместо проектных 500 кВ. В 1981 году было введено в работу 2 гидроагрегата, в 1982—84 гг.- по четыре гидроагрегата ежегодно, в 1985 году 2 гидроагрегата и в 1986 году 1 гидроагрегат. К этому времени постепенно были ликвидированы практически все строительные времянки, ГЭС заработала по проектной схеме (три блока на 500 кВ, два-220 кВ). Началась нормальная эксплуатация. К настоящему времени осталась нерешённой проблема пониженной отметки водохранилища.

Источник: traditio.wiki

ГЭС Чебоксарская: фото, история, влияние на окружающую среду

История Чебоксарской ГЭС тесно переплетается с историей города, на котором её возвели. Логично было бы предположить, что речь идёт о Чебоксарах (ведь ГЭС – Чебоксарская). Однако это не так: городом энергетиков принято считать Новочебоксарск. Кроме того, эта гидроэлектростанция входит в огромною проектную сеть, задуманную ещё в прошлом веке. Обо всём этом и не только будет рассказано далее.

Чебоксарская ГЭС в десятке «Большой Волги»

Под голубыми небесами, на лоне природы Чувашии, посреди зелёных массивов, на берегах Волги, в нескольких километрах от столицы республики задумали строительство Чебоксарской ГЭС (гидроэлектростанции) в 30-х годах прошлого века. Нужно сказать, что не одну станцию планировали возвести. Существовал проект «Большая Волга», которым руководил некий профессор А. В. Чаплыгин.

Согласно замыслу предполагали возвести десяток гидроузлов, среди них – Чебоксарская ГЭС (фото см. ниже). Эти станции должны были заниматься не только выработкой электроэнергии, но и создавать все вместе глубоководные пути, которые бы соединяли такие моря, как Белое, Балтийское, Чёрное и Каспийское. Создатели основательно и всесоюзно взялись за планирование и тщательно подошли к реализации этого проекта.

Читайте также:  Что такой акт приемки передачи строительство

гэс чебоксарская

План «Большая Волга» в действии

Уже до 1940-х годов построили 3 гидроузла из 10 (Иваньковская, Угличская и Рыбинская станции). И строили бы дальше. Однако проект пришлось приостановить: началась Великая Отечественная война.

В послевоенные годы проект «Большая Волга» был пересмотрен и претерпел существенные изменения. Вместо 10 гидроузлов в планах было возвести 13, то есть кроме тройки станций, уже возведённых, задумывали создание на реке Волге ещё 6 гидроэлектростанций, а на Каме – 4. ГЭС Чебоксарская стояла в очереди на планируемое возведение сразу после Горьковской, Волгоградской и Куйбышевской станций.

влияние чебоксарской гэс на окружающую среду

Четыре километра ниже Чебоксар

В 50-х годах «Гидроэнергопроектом» (институт, разрабатывавший план) предлагалось задание – построить Чебоксарскую гидроэлектростанцию в районе Пихтулино – на его створе (это условная горизонтальная проекция участка реки, на котором располагаются составляющие плотины). Однако планам снова не суждено было реализоваться.

Одиннадцать километров ниже Чебоксар

В 60-х годах филиал «Гидроэнергопроекта» в Куйбышеве подкорректировал выбор створа (вместо Пихтулинского выбрали Ельниковский) и наличие основных сооружений Чебоксарской станции, а также коррекция коснулась отметки уровня водохранилища (установили в 68 метров).

строительство чебоксарской гэс

Город энергетиков

Перед реализацией строительства Чебоксарской гидроэлектростанции сначала стали возводить новый поселенческий пункт недалеко от Чебоксар, на берегу Волги. Между собой его называли Спутником, небольшим городком, соседствующим со столицей. Но он быстро рос и расширялся, включая в себя близлежащие деревни.

Кстати, если пункт начал строиться в 1960 году, то свой статус города он закрепил за собой в 1965-м. Молодому спутнику хотели дать название Ильичёвск, однако передумали, и город стал Новочебоксарском (если название дословно перевести с чувашского языка, то это Новые Чебоксары). Сейчас это второй по величине город в республике после столицы.

чебоксарская гэс фото

Живая история

В связи с тем что Новочебоксарск быстро расширял свои границы, он без труда образовал свой строительный комплекс, который не только возводил жилые районы с инфраструктурой, но и занимался строительством промышленных предприятий. Среди которых, конечно, в первой тройке находится ГЭС Чебоксарская. Поэтому Новочебоксарск называют часто городом энергетиков. Нужно сказать, что со времён основания Новочебоксарска история города развивается параллельно с историей гидроэлектростанции и переплетается с ней:

влияние чебоксарской гэс на окружающую среду

  • 1960-й – год основания Новочебоксарска. В этом же году Куйбышевский филиал «Гидроэнергопроекта» разрабатывает корректировки существующей программы строительства Чебоксарской ГЭС.
  • В 1963 году все поправки официально признаны действующими, в результате чего формируется задание о перенесении строительства ГЭС в Ельниковский створ (то есть фактически в будущий Новочебоксарск).
  • В 1965 году Новочебоксарску присвоили статус города.
  • В 1967-м создали управление по контролю строительства и руководящую дирекцию ГЭС. Стройка гидроузла объявлена всесоюзной.
  • С 1968 года начинаются первые работы и основная подготовка к возведению гидроузла. Строительство несколько затянулось.
  • Только в 1973-м на будущей станции ведутся плановые бетонные работы.
  • В 1980 году начинает эксплуатироваться первая распределительная подстанция ГЭС (ОРУ).

строительство чебоксарской гэс

чебоксарская гэс фото

Чебоксарская гидроэлектростанция – живая история, потому что развитие, работа и жизнь станции разворачиваются на глазах современников, её функционирование, несомненно, приносит свои плоды не только Чувашии, но и стране в целом. Однако у этого гидроузла существует серьёзная проблема, которая появилась со дня её возведения и до сих пор остаётся нерешённой.

Шестьдесят восемь метров

Нужно сказать, что, несмотря на проведённый объем работ и на 35-летний труд на благо республики и страны, строительство этой гидроэлектростанции (ГЭС Чебоксарская) до сих пор не завершено, и официально она не принята в эксплуатацию. Причина в том, что и сегодня гидроузел работает на отметке водохранилища в 63 метра вместо положенных 68.

гэс чебоксарская

Есть обоснованные опасения переходить на отметку в 68: это отрицательное влияние Чебоксарской ГЭС на окружающую среду. Предполагают, что поднятие отметки водохранилища приведёт к ряду проблем в Чувашии, Республике Марий Эл и Нижегородской области. Среди них отмечается возможное затопление отдельных районов, ухудшение качества питьевой воды, разрушение берегов, возможная экологическая катастрофа, ущерб сельскому хозяйству и лесному комплексу. Уже в течение 35 лет, к сожалению, эта проблема не находит своего решения.

история чебоксарской гэс

На сегодняшний день собственником всех сооружений Чебоксарской гидроэлектростанции является компания «РусГидро».

Источник: fb.ru

Недостроенная Чебоксарская ГЭС отмечает 40-летие со дня закладки первого кубометра бетона

40 лет назад, 19 декабря 1973 г., в сооружения Чебоксарского гидроузла был заложен первый кубометр бетона.

40 лет назад, 19 декабря 1973 г., в сооружения Чебоксарского гидроузла был заложен первый кубометр бетона.

В канун Дня энергетика гидростроители в торжественной обстановке уложили первый куб бетона в днище будущего шлюза. Туда же они опустили капсулу с завещанием потомкам: «Мы, строители Чебоксарской ГЭС, желаем нашим потомкам содержать в хорошем состоянии все сооружения ГЭС, постоянно выдавать электрическую энергию для заводов, фабрик, тружеников сельского хозяйства, поддерживать и умножать природные богатства великой русской реки Волги».

Чебоксарская ГЭС должна была завершить создание Волжско-Камского каскада, но в настоящее время станция — почти полувековой долгострой. Пуск первого гидроагрегата установленной мощностью 78 МВт станции был осуществлен 31 декабря 1980 г. при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища 61 м. Для обеспечения навигации весной 1981 года уровень воды был повышен до промежуточной отметки – 63 м. К 1986 году в строй встал последний, 18-й гидроагрегат станции. Окончательный срок работ по подъему водохранилища до проектных 68 м был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов реализация проекта была приостановлена. За 33 года Чебоксарская ГЭС произвела более 71 млрд. кВт.ч электроэнергии, обеспечив экономию свыше 23 млн тонн условного топлива.

Длительная работа гидроузла в непроектном режиме создает целый ряд проблем: до сих пор не решена задача создания Единой глубоководной системы судоходства в европейской части России, отсутствует регулирующая функция Чебоксарского водохранилища в период половодья, ухудшается качество воды из-за непроектной площади мелководий — фактически 33% вместо 20% допустимых.Кроме того,низкий напор приводит к повышенному износу гидроагрегатов.

Понимая масштаб проблемы, руководство Российской Федерации решило вернуться к завершению реализации проекта Чебоксарской ГЭС. Он носит общегосударственный характер и затрагивает интересы 39 регионов Российской Федерации, производящих почти половину всей промышленной и сельскохозяйственной продукции страны. В 2009 г Президент России поручил рассмотреть вопрос о возможности заполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки, в 2010 году Правительство России приняло распоряжение, обязавшее РусГидро провести мероприятия по разработке проектной документации.

Работа над проектом и его общественное обсуждение выявили проблемы, которые десятилетиями старались не замечать местные власти.

Необходимо достроить инженерную защиту Чебоксарского водохранилища, чтобы обезопасить во время сильного половодья 17 тыс. человек в 12 населенных пунктах Нижегородской области, Марий Эл и Чувашии, защитить от подтоплений Заречную часть Нижнего Новгорода, ликвидировать накопленный экологический ущерб в Дзержинске, лидирующем в России по количеству химических свалок.

Основная часть мероприятий, заложенных в проекте, должна быть выполнена в любом случае, на какой бы отметке ни работала Чебоксарская ГЭС. Судьбу Чебоксарского водохранилища с учетом всех обстоятельств будет решать руководство страны.

Возведение Чебоксарской гидроэлектростанции было запланировано еще в 1931 г.

Согласно проекту «Большая Волга» под руководством профессора А.В.Чаплыгина, строительство каскада гидроузлов на Волге и Каме было связано с созданием единого глубоководного пути, соединяющего Каспийское, Черное, Балтийское и Белое моря. В процессе доработки проекта менялось количество ГЭС, их мощность, расположение створов, однако во всех вариантах неизменно присутствовал Чебоксарский гидроузел.

Грандиозные планы индустриализации, а затем Великая Отечественная война отодвинули начало строительства Чебоксарской ГЭС на десятилетия.

В 1960 г проектирование будущей ГЭС было поручено Куйбышевскому филиалу института «Гидропроект».

Проектное задание на строительство ГЭС было рассмотрено и согласовано Госпланом СССР, Госстроем СССР и утверждено Советом Министров СССР 22 января 1967 года.

Этот день и считается началом строительства станции.

На сооружение Чебоксарской ГЭС, объявленное Всесоюзной ударной стройкой, съехались специалисты из Сибири, Средней Азии, Украины, Кавказа и многих других регионов Советского Союза.

Летом 1968 г. началась разработка котлована и намыв перемычек, ограждающих его от затопления.

К весне 1972 г. котлован был осушен плавучей насосной станцией. Строители гидроузла переработали около 70 млн м³ земли, смонтировали 46 тыс. тонн металлоконструкций, только бетона под основание ГЭС уложено свыше 1 млн м³.

15 ноября 1980 года завершилось героическое перекрытие Волги, продолжавшееся 6 суток и 17 часов.

Около сотни машин с левого и правового берега сбрасывали в воду связки 15-тонных глыб — бетонных кубов и тетраэдров. После перекрытия русла вода пошла через сооружения ГЭС.

Одновременно с гидроузлом возводились дома для десятка тысяч гидростроителей и их семей, больницы, школы, детские сады и другие объекты инфраструктуры Новочебоксарска.

В настоящее время на Чебоксарской ГЭС реализуется крупномасштабная Программа комплексной модернизации РусГидро.

Проводится реконструкция рабочих колес гидроагрегатов, которая позволит увеличить КПД гидроагрегата на 6% и достичь максимальной выработки электроэнергии при минимальном расходе воды. Уже реконструировано пять гидроагрегатов, обновить все турбины планируется к 2025 г.

Читайте также:  Ценообразование и сметное нормирование в строительстве это

На станции идет замена оборудования системы возбуждения и релейной защиты, генераторных выключателей. В ближайшее время начнется замена статоров гидрогенераторов.

Как отмечает директор Чебоксарской ГЭС В. Дорофеев, комплексная модернизация направлена на повышение надежности и безопасности работы оборудования станции, а также сокращение эксплуатационных и ремонтных затрат.

Источник: neftegaz.ru

Строительство чебоксарской гэс началось в каком

Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]

Прощаемся с Марийской республикой и переходим в Чувашскую.

Впереди плотина.

Виды в сторону Чебоксар.

Чувашский анклав на левом берегу Волги.

Новочебоксарск.

Виды на ГЭС из Новочебоксарска.

Садоводство на марийском берегу.

Дошли по высокому берегу до собственно города.

Новочебоксарск — фактически, спальный район Чебоксар, города даже пытались объединить несколько лет назад.

Смотреть тут практически нечего, погуляли часа полтора, прокатились на троллейбусе. Город «по пути» и «для коллекции».

ДК.

Бульвар Гидростроителей с памятником гидростроителям и мемориалами.

Вроде бы, горадминистрация.

Музей на фоне типичной новочебоксарской застройки.

Развлекательный центр.

Владимирский собор, построенный в начале 1990-х.

Памятник святому Владимиру.

Фонтан памяти с названиями деревень, включенных в состав Новочебоксарска (и, соответственно, ликвидированных).

Памятник какому-то советскому чувашскому деятелю.

Источник: russiantowns.livejournal.com

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Инженерия

Сегодня подробно посмотрим, как суда преодолевают немаленькие пороги возведённых плотин, чтобы попасть вверх или вниз по течению.

Посмотрите вид на Чебоксарскую ГЭС и шлюзы:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Почему шлюзы строились одновременно с плотинами, понятно.
А знаете ли вы, что сегодня во многих местах сами шлюзы и ГЭС вместе с плотиной принадлежат разным ведомствам?
ГЭС — РусГидро, а шлюзы — Росморречфлоту. Вот такая ирония приватизации.
Впрочем, что это я? Обещал без отступлений!

Тогда давайте сначала смотреть видео, а потом уже — детали на фотографиях.
Перед тем скажу только, что на шлюзы обычно экскурсий не водят, поэтому предоставленную возможность пришлось использовать на полную катушку — поставил старый Canon S3 IS над пропастью и начал таймлапс снимать:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Ну а потом ещё взял свою систему моделирования и сделал модель шлюза с анимацией, чтобы показать на модели, как ворота закрываются, откуда вода течёт и всё такое.
Ибо что такое шлюз? Это тот же бассейн из классической задачи по арифметике: в одну трубу вливается, в другую выливается. Ничего сложного!

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Обратите внимание, что на речных шлюзах не требуется никаких насосов: вода наполняет шлюзовую камеру или вытекает из неё сама, стоит только открыть задвижки.
А вот на каналах, проходящих через водоразделы (как канал имени Москвы), насосы нужны (хотя не обязательно на самих шлюзах).

Математическая модель этого «бассейна» чуть посложнее двух труб: кроме них, ещё ведь корабликом и воротами управлять надо. И вода чтобы в трубах текла:

Модель шлюза

Что? Язык незнакомый? Ну это нормально!

Всё-всё-всё, больше не буду забивать голову премудростями. Просто смотрим видео и всё увидим сами.
Правда, вмонтированная (для красоты) фотография пульта управления шлюзом — от Нижегородской ГЭС, но, думаю, наши меня за это простят!

Ну а теперь фотоподробности.

Напомню, что крыша машинного зала Чебоксарской ГЭС одновременно является мостом через Волгу:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Поэтому чебоксарцы и гости столицы обычно видят нашу ГЭС из окна автомобиля, а в лучшем случае (если остановиться перед мостом) примерно так:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Чтобы видеть всю красоту и мощь гидротехнического сооружения, надо подняться на гору к роще.
Туда мы в детстве приезжали на велосипедах, чтобы посмотреть на великую стройку и испытать радость труда («это такое чувство, которое испытывает поэт, глядя на строящуюся плотину»).
Ну или взобраться на Башню управления шлюзами — именно там и стоял мой фотоаппарат на штативе:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Кто забыл или в первый раз — по клику мыши фото открывается в большом размере!

Это был вид сверху. А вот сама Башня, вид снизу:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Как выглядит сей Центр?
Пульт управления немудрёный и не особо современный (но здесь этого достаточно — не аэропорт же):

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Есть и ещё одна интересная система. На них видно все суда, идущие по Волге вверх и вниз (все, у которых есть ГЛОНАСС/GPS и специальные средства передачи данных).
На экране виден синий трек очередного теплохода. Мы хотели его подождать, но так и не дождались — он был далеко и шёл медленно:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Собственно, в скорости и есть основной недостаток водного транспорта. Скоропортящиеся продукты на барже не повезёшь.
Зато очень удобно везти строительные материалы. То, что сегодня их возит по автодорогам армия Камазов — просто преступление против экологии, да и здравого смысла. И нас не покидает надежда, что водный транспорт будет, в конце концов, восстанавливаться и развиваться.
Посмотрите на заглавное фото или вот на эту красивую баржу, которая входит в шлюзы Нижегородской ГЭС — какая грузоподъёмность! Чтобы перевезти столько груза Камазами из одного волжского города в другой, надо сжечь цистерны топлива и разбить сотни километров трассы…

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Стоп. С разбитой трассой всё понятно, а вот с цистернами топлива? Впрочем, КПД всего судна по грубым прикидкам составляет всего 3%. Так что нынешние технологии водного транспорта существенно проигрывают грузовому транспорту (суммарный КПД около 8%) — и ещё более — железнодорожному. Поэтому пока забудьте всё, что я говорил абзацем выше — здесь требуется отдельная тема для анализа и сравнения (а я обещал здесь без аналитики и прочих отступлений)!

А пока Волга, увы, довольно пустынна:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Но мы больше не будем отвлекаться и продолжим знакомство с работой шлюза.

Вот для полноты картины вид «в пропасть» с Башни:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

На первом фото была сдвоенная баржа, которая заняла весь шлюз.
А тут будет всего один маленький кораблик:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Каждому судну диспетчер шлюза указывает место, которое ему нужно занять в шлюзе — номер рыма для швартовки, а капитану большого корабля помогают следить за положением такие указатели:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Кораблик швартуется к рымам — большим поплавкам, которые ходят по рельсам в нишах стен шлюзовой камеры, поднимаясь и опускаясь вместе с водой и судном:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Наш кораблик идёт вниз, поэтому теперь необходимо закрыть верхние ворота.
На большинстве шлюзов Волжско-Камского каскада они сделаны в форме подъёмной стены:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Обратите внимание на едва показавшиеся из воды «зубцы» — это неподвижное основание, укреплённая стена, которая помогает воротам выдерживать напор громадной массы водохранилища.
Посмотрите, какое маленькое расстояние от них до верхней границы воды (4 метра)!
Судно с осадкой больше 3,6 м здесь просто не пройдёт (40 см — необходимый по регламенту запас). А если из-за маловодья, какое имело место этим летом, уровень воды в водохранилище чуть понизится, то и более мелкие суда уже не смогут пройти.
На Чебоксарской ГЭС такое жёсткое ограничение возникло из-за того, что уровень водохранилища не поднят на проектную высоту. На запланированной отметке 68 метров всю конструкцию ворот надо будет немного приподнять; при этом порог станет уже 6 м, что гарантированно хватит для всех волжских судов.

Верхние ворота вблизи:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Здесь мы видим рабочие и дублирующие их аварийные ворота одновременно (шлюз полностью заполнен водой).
Аварийные ворота нужны на случай выхода из строя или планового ремонта рабочих ворот.
Когда нет шлюзующихся судов, можно проводить регламентные работы по техобслуживанию механизмов, что мы сейчас и видим.

С помощью теодолита производится контроль прогиба ворот:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Только представьте, эта железная громадина всё-таки ощутимо прогибается под давлением воды в водохранилище — до 1,5 см аварийные и меньше сантиметра рабочие ворота!

Подъёмный механизм у ворот гидравлический:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Маслонасосы для обслуживания верхних ворот:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

В шлюзах всегда много птиц:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Потому что здесь удобно подбирать рыбу, которая остаётся на поднимающихся из воды воротах:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Перейдём к нижним воротам.
Опять же на большинстве волжских шлюзов они сделаны в виде громадных двустворчатых дверей:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

В закрытом состоянии двери сходятся под заметным углом, чтобы противостоять напору воды в шлюзовой камере:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

На Чебоксарской ГЭС предусмотрены специальные меры, чтобы вытекающая из шлюзовой камеры вода не размывала берег. Часть сливается из-под ворот (бурлящая вода на снимке), а часть — далеко от шлюза и от берега — к середине Волги:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Чтобы избежать волн при наполнении шлюзовой камеры, здесь также предусмотрены специальные меры — сложная распределительная система, гасящая скорость потока воды и равномерно распределяющая его по шлюзу. Снаружи видна часть этих специальных камер. Они остались недостроенными, потому что тогда решили не поднимать воду до проектной отметки. Сейчас, если подъём всё-таки будет, придётся достраивать:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Наконец, вода из шлюза выпущена, можно открывать нижние ворота:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Посмотрим внимательно в окрестности нижних ворот:

Как устроен шлюз Чебоксарской ГЭС

Прямо под мостом, над аварийными воротами, видны рельсы, которые как будто обрываются в пропасть. Они использовались при строительстве, да и сейчас могут быть использованы — только нужно опустить большую балку, которая видна слева вверху, прямо под мостом — это не что иное, как подвижный пролёт железнодорожного моста. Он ляжет поперёк шлюза, и рельсы будут продолжены!

Что ещё интересного можно увидеть?
Например, хоздвор между шлюзовыми камерами:

Источник: ikaketosdelano.ru

Рейтинг
Загрузка ...