Монастыри строились не только в окрестностях древней Москвы, но и вокруг других древнерусских городов. Они выполняли охранные и сторожевые функции.
Помимо монахов в монастыре всегда находились отряды воинов, несущих караульную службу. При приближении вражеских войск они должны были принимать на себя удар, а также отправлять гонца в город и подавать звуковой сигнал самым большим монастырским колоколом, который так и назывался набатным или всполошным.
Вокруг Москвы монастыри существовали уже в начале XIII века. Они были возведены на всех важнейших магистралях, ведущих в город. Практически каждый из них стал центром борьбы с монголо-татарскими войсками, и зимой 1237–1238 годов они были сожжены.
В конце XIV века на подступах к городу вновь начинается строительство монастырей. В это время строится Данилов и Богоявленный монастыри. Но наиболее интенсивное строительство разворачивается со второй половины XIV века, когда за рекой Яузой сооружается Андроников, а за рекой Неглинкой – Алексеевский монастыри. Одновременно с ними был основав Симонов и Рождественский монастыри.
Эпидемия строительства из КРАСНОГО кирпичаVII. Дмитровский район церкви и монастыри
Вместе они образовали мощную оборонительную систему, к которой в XVI веке был добавлен Донской монастырь.
Особое предназначение монастырей сыграло свою роль и во время борьбы с осадившими Москву войсками Болотникова, а также польскими захватчиками. Вот почему даже в XVII веке многие монастыри обносились высокими каменными стенами и превращались в мощные крепости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Сколько лет строили Кёльнский собор?
Сколько лет строили Кёльнский собор? Первый камень в основание этого величественного памятника готического искусства был заложен 15 августа 1248 года. После возведения в XIV веке хоровой части и южного нефа, трех этажей южной башни и в 1508–1509 годах – центрального нефа
Буддистские монастыри
Буддистские монастыри На Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже или Мьянме повсеместно встречаются буддистские монастыри. В деревенских обителях живет всего два-три монаха, а в городских монастырях, которые часто еще и буддистские университеты, могут быть сотни и даже тысячи
Христианские монастыри
Христианские монастыри Первые христианские монастыри появились в первые века нашей эры в Каппадокии, на территории нынешней Турции. Христиане скрывались в них от людей, бежали прочь от лицемерного общества, усвоившего христианскую атрибутику, но, как и в языческое
Суфийские монастыри
Суфийские монастыри Пророк Мухаммед не был сторонником аскетизма и мистики. Но, как и в любой религии, вскоре в исламе все же появилось и мистическое течение. Уже в XI в. на дорогах исламских стран появились бродячие монахи-дервиши. Их стали называть суфии (по одной версии
Буддистские монастыри
Буддистские монастыри В буддистских странах – в странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии и Корее – практически на каждом углу встречаются буддистские монастыри. Еды в них всегда достаточно, даже больше, чем монахи в состоянии съесть.Будда завещал своим монахам питаться
Самые Красивые Православные Церкви и Монастыри. Божественная Красота Храмов и Природы
Как строили Версаль?
Как строили Версаль? История знаменитого Версаля, бывшей резиденции французских королей, насчитывает несколько столетий. В 1623 году он представлял собой небольшой охотничий замок, размеры которого составляли всего лишь 24 на 6 метров! В 1661 году Людовик XIV, получивший
Зачем строили замки-крепости?
Зачем строили замки-крепости? Пока не была изобретена артиллерия, во всех странах и во все времена замки строили с оборонительной целью. Как правило, они возводились на возвышенностях или открытых местах. Так достигался прекрасный круговой обзор окружающей
Какие храмы строили в средневековой Византии?
Какие храмы строили в средневековой Византии? Создателями просторных храмовых сооружений, перекрытых огромными куполами, были византийские архитекторы. Первый храм, увенчанный куполом, построили в 532 году в честь святой Ирины. Храм был возведен на месте деревянной
Как строили египетские пирамиды?
Как строили египетские пирамиды? Наиболее распространено предположение, что египтяне строили пирамиды, чтобы сохранять в них мумии фараонов — земных воплощений бога. По тогдашним верованиям, до сих пор сохраняющимся у их потомков — коптов, душа не могла существовать
Что и как строили наши предки
Что и как строили наши предки Современные археологи считают: человеческая цивилизация зародилась в Восточной Африке у Великих озер 2-4 миллиона лет назад. Затем люди освоили долину Нила, Средиземноморье, Малую и Среднюю Азию, территорию современной Индии и Китая. Это были
Я заметил, что последнее время вокруг все больше и больше раковых больных самого разного возраста. Что происходит? И вообще – почему люди болеют раком?
Я заметил, что последнее время вокруг все больше и больше раковых больных самого разного возраста. Что происходит? И вообще – почему люди болеют раком? ИЛЬЯ ФОМИНЦЕВИсполнительный директор Фонда профилактики ракаЭто ваше ощущение связано с двумя причинами.Первая
Сколько лет строили Кёльнский собор?
Сколько лет строили Кёльнский собор? Первый камень в основание этого величественного памятника готического искусства был заложен 15 августа 1248 года. После возведения в XIV веке хоровой части и южного нефа, трех этажей южной башни и в 1508–1509 годах – центрального нефа
Все монастыри
Все монастыри В пределах Афонской Горы находятся двадцать монастырей, между которыми поделен полуостров. Это число, двадцать, сложилось в Средневековье и освящено традицией. Остальные обители, даже такие грандиозные, как Андреевская, имеют ранг ниже (скиты, келлии,
Монастыри и Храмы
Монастыри и Храмы Посещение монастырских церквей и кладбищ в Кефалонии.При посещении религиозных мест в Греции считается неуважительным носить одежду для пляжа и в частности, вы должны покрыть ваши плечи. Покрытие головы является не обязательным, в то время как быть
Источник: info.wikireading.ru
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II
Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Социальные настроения, политические расчеты и личные амбиции ведущих государственных и церковных деятелей так или иначе определяют свое время. При этом необходимо иметь в виду именно причины и характер изменений, особенностей формирования идейно-смысловых доминант в архитектурной политике государства и Церкви в России XVIII века.
Как известно, со времени основания Святейшего Правительствующего Синода 25 января 1721 года начался новый период в истории Русской Церкви, получивший именование Синодальный [1] (но надо отметить, что патриаршая форма управления фактически прекратила свое существование еще в 1700 году со смертью одиннадцатого русского патриарха – Адриана [2] ).
Каков же был исторический контекст реформ Петра I и их предпосылки? Не стоит забывать, что на царя легли тяжелым бременем последствия нестроений, вызванных затяжным конфликтом между его отцом и патриархом Никоном, имевшим огромную власть, во время «книжной справы». Возникший в результате ее старообрядческий раскол пошатнул единство и авторитет не только церковной власти, но и светской. А в 1682 году малолетний Петр I фактически стал свидетелем самосуда над боярином Артамоном Матвеевым и своим дядей Иваном Нарышкиным. Так же причиной «неимоверного озлобления» царя стал и новый стрелецкий бунт 1698 года [3] . После этих событий Петр приобрел устойчивое отвращение к «ревнителям старины» [4] , ко всему, что напоминало ему о «старорусском», всех этих «бородачей» духовного или светского звания [5] .
Однако пока жива была мать царя, действия Петра I в отношении Церкви были более чем сдержанными. Также не стоит забывать, что царь всегда присутствовал на праздничных богослужениях в храме и даже сам читал Апостол [6] . Важно, что с течением времени он сделал сознательный вывод: именно закостенелые вековые традиции, патриархальные устои являются его главными политическими противниками.
Петр I. Художник: В.А. Серов, 1907
Тем не менее нельзя не учитывать своеобразия во взаимоотношениях государства и Церкви. Их взаимосвязь была очень сильна, что, по мнению ряда исследователей, пришло в Россию из Византийской империи, где свое признание нашла идея «симфонии» между государством и Церковью – они «должны поддерживать друг друга, при этом, по сути, предполагается, что это два автономных института с различными функциями» [7] . Особенностями же Синодальной эпохи русского культурно-исторического процесса можно назвать, оперируя термином «мета-дискурс» К. Бухенау [8] , идейно-философский (нередко довлевший над властью) мета-дискурс Православия и национальных традиций. Без такого ракурса исследования невозможно осмысление тенденций, традиций и новаций в монументальном искусстве вообще и церковном в особенности.
Не углубляясь более в исторические повествования, подчеркнем следующее. В 1697–1698 годах царь Петр I в составе Большого посольства посетил Голландию, Англию, Австрию. Петр I вел в том числе беседы с английским королем Вильгельмом III, где был подвигнут к мысли самому быть «главой религии» [9] . Именно после европейского путешествия в сознании Пера I начинает складываться идея реформирования всей системы государственного управления и в первую очередь управления церковного [10] .
Однако не стоит забывать и о совершенно естественном идейно-художественном диалоге культур – идейно-эстетических заимствованиях, ибо, как справедливо отмечал М.С. Каган, «процесс “реабилитации” классики художественного наследия вплоть до мифологии свойственен и нашему отечественному искусству, и отнюдь не под влиянием Запада, а по логике собственного развития, совпадавшей с логикой развития европейской культуры» [11] .
Итак, по нашему мнению, полезным будет проследить менявшееся мировоззрение царя Петра I на разных этапах его правления. Наиболее наглядно и даже в чем-то беспристрастно это можно сделать, обратив внимание на характер именно памятников архитектуры и искусства того времени.
Какими же были первые постройки царя Петра до смерти патриарха Адриана в 1700 году? Все, что создавалось в этот период, вполне соответствовало традициям церковного зодчества, на что указывал и И.Э. Грабарь [12] : все укладывалось в рамки поступательного культурно-исторического процесса.
Трапезная церковь. Вид с северо-востока
Например, в главном Троице-Сергиевом монастыре была заложена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с палатой (Трапезный храм; 1686–1692) [13] . Следуя традициям московской архитектуры, он стал самым большим сооружением своего времени (общая площадь более 500 м 2 ) и одним из лучших образцов московского барокко конца XVII века. Другой значимой постройкой этого монастыря петровской эпохи стала надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699) [14] . Две эти постройки, выполненные в духе национальных традиций русского храмостроительства, завершили формирование общего ансамбля Троице-Сергиева монастыря. Это является подтверждением слов А.В. Иконникова: «Московская архитектура конца XVII – начала XVIII века была, безусловно, явлением прежде всего русским» [15] .
Надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи
Здесь нужно указать на одну существенную и принципиальную особенность самого понятия «русская культура». До времени правления Петра I уникальным явлением в России была «церковность» национальной культуры. Ибо до принятия христианства при святом равноапостольном князе Владимире говорить о каменном строительстве, а также монументальных росписях, мозаиках, письменности просто не приходится: именно с христианством, которое стало своеобразным эталоном, на многие века определившим самосознание русского народа, все это пришло на Русь из Византии.
При этом русской церковной культуре вполне были свойственны заимствования новых образов, идей, инженерно-архитектурных решений и новаций. Русские мастера в своих арсеналах использовали и то, что было наработано в европейской практике, делая это в XVII веке значительно чаще, чем в предшествующие времена. При этом происходило не слепое заимствование, но осознанное, выверенное и переработанное национальными традициями.
Нам представляется, что российское искусство наследовало тип так называемого культурного движения: менявшиеся «внешние формы» ложились на традиционную основу. В этой связи следует согласиться с тем, что «на Руси в XVII веке под воздействием западной культуры происходит обособление культуры от Церкви, превращение ее в автономную область» [16] . Однако вместо созидания нового при Петре и позднее будет предпринята неразборчивая борьба со всем традиционным. Следствием чего станет насаждение, нередко преимущественно внешнее, часто более формы, чем содержания, «универсальной» европейской культуры, где секулярное начало есть первооснова всего культурного процесса.
Уточья башня
Важной с архитектурной точки зрения и даже ключевой в дальнейшем развитии церковной архитектуры Синодальной эпохи является Уточья башня Троице-Сергиева монастыря [17] : она была надстроена еще до «европейского похода» Петра. Эта надстройка носила чисто эстетический характер, став, по сути, первым примером каменной гражданской архитектуры времени Петра I. Она имела все признаки традиций голландской архитектурной школы – исследователи полагают, что за ориентир при ее реконструкции была взята гравюра, изображающая деревянную городскую ратушу в городе Маастрихте.
А русские мастера виртуозно воплотили в камне указанный образец и создали уникальное по своему звучанию творение. Эта башня венчается пусть и не очень высоким, но все же имеющим свое символичное значение каменным шпилем. Именно этот элемент впоследствии стал доминирующим во многих русских церковных постройках XVIII века. С уверенностью можно сказать, что Уточья башня фактически открыла новую эпоху в церковном храмостроительстве и положила начало внедрению эстетических и секулярных начал в церковные постройки.
Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Спустя три года после смерти патриарха Адриана, когда уже ничто не мешало Петру проводить свои реформы [18] , в устье реки Невы была заложена новая крепость [19] – будущий Санкт-Петербург. В том же году был начат деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла [20] , причем в московских традициях того времени.
Но затем он был облицован тесом, оштукатурен и расписан под желтый мрамор, при этом венчался двумя малыми и одним высоким шпилем [21] . Смешение стилей, эклектика, если угодно, было на лицо, но Петру пришелся по нраву подобный вид храма. Спустя восемь лет в крепости был заложен уже каменный Петропавловский собор по проекту Доменико Трезини, но не исключено, что первоначальный рисунок мог принадлежать и самому царю.
Еще современники отмечали существенное: первоначально возводилась многоярусная колокольня, церковь же, напротив, совсем не строилась. Действительно, Петра I мало интересовал сам собор, ему необходимо было увидеть главную городскую доминанту в виде башни с высоким шпилем. Фактически архитектурный образ Петропавловского собора и его внутреннее убранство для русского храмостроительства того времени иначе как новаторством назвать нельзя. По сути, строительством Петропавловского собора Петр I принципиально отрешился от многовековых отечественных традиций.
«Меньшикова башня»
Однако многое в культуре, еще до закладки каменного собора в Петербурге, по-прежнему определялось в Первопрестольной. Очень быстро уловив вкусы и предпочтения самодержца, А.Д. Меньшиков в своей усадьбе на окраине Москвы возвел новую церковь во имя архангела Гавриила, известную также как «Меньшикова башня» [22] (1704–1707).
В общих архитектурных решениях — это достаточно традиционное сооружение того времени. Однако впервые в русском храмостроительстве здание было увенчано не наглавным крестом, но золоченой фигурой парящего ангела, кованного из меди, а также шпилем и часами с курантами, что придавало постройке явно светский характер. Кроме того, для украшения экстерьера и интерьера Меньшиковой башни было использовано богатое лепное убранство [23] . Также внутри храма на стенах были воспроизведены тексты из Священного Писания на латинском языке. Так, храм архангела Гавриила стал наиболее ярким примером внедрения западных идей и образов в национальные храмовую архитектуру и искусство. При этом, как отмечает А.В. Иконников: «Меньшикова башня в истории русского зодчества стала связующим звеном между “московским барокко” конца XVII – начала XVIII века и архитектурой Петербурга» [24] .
Итак, рассматривая искусство с точки зрения культурологии и социальной философии, надо обратить внимание на такое явление: в те годы речь шла о смещении (путем замены) архитектурно-изобразительных символов, знаков, традиционных отличий к иным смыслам, а затем и о формировании новых культурно-философских систем.
Ко времени смерти императора Петра I [25] в новой столице присутствовали две городские доминаты: колокольня Петропавловского собора и деревянное здание Адмиралтейства с высоким обитым металлом шпилем. Становится зримо то место, которое отводится Церкви в обновлявшемся российском государстве, и то, какими должны быть ее выразительные формы. Все церковное искусство, по сути, становится не церковно-государственным, а государственно-церковным: «ответственность за него берет на себя уже государство, и меры в отношении него проводятся в государственных масштабах» [26] . Так в рассматриваемый исторический период фактически произошло, в известной степени, искусственное разделение на культуру сугубо церковную и культуру светскую.
Однако, говоря о заимствованиях в русской культуре, следует заметить, что «русское искусство не стало “слепком” с византийского, и уже вскоре после 988 года в архитектуре и орнаментации оно приняло оригинальный характер, в то время как живопись и скульптура остались верны византийским преданиям, обретя характерные национальные черты значительно позже» [27] . То же случилось и в петровские времена. Обратимся, например, к традиционному русскому иконостасу.
Храм в честь Богоявления в Кронштадте
В правление Петра II под влиянием окружения столица была переведена вновь в Москву, и Петербург пустел [30] . Однако для привлечения в город купцов и ремесленников и укрепления религиозности по проекту русского зодчего Коробова в Петербурге строятся два новых деревянных храма: в честь Богоявления в Кронштадте и Вознесения в Переведенских слободах. Надо полагать, что их облик мало отличался от уже стоявших деревянных церквей Петербурга.
Вместе с тем в годы правления восшедшей после Петра II на престол Анны Иоанновны в храмовом строительстве продолжаются новации петровского времени, но часто не менее убедительно продолжали свое культурно-историческое бытование и московские традиции в архитектуре и изобразительном искусстве.
Церковь во имя праведных Симеона и Анны на Моховой улице
Одной из первых петербургских церковных построек аннинской эпохи стала церковь во имя праведных Симеона и Анны на Моховой улице (1729–1734). На наш взгляд, наиболее важным здесь выступает наличие достаточно высокой колокольни, что отсылает нас к Петропавловскому собору Петербурга [31] , на который ориентировался также интерьер храма, являвшегося до 1802 года придворным, в известном смысле претендуя на ориентир для других. В эти годы, по сути, на европейскую постройку с суховатой рациональностью приживляются традиционные русские архитектурные образы. Внутреннее же убранство новых московских храмов тех лет было более чем традиционным и восходило ко временам московского барокко конца XVII — начала XVIII века.
В утверждение своей монаршей власти императрица Анна Иоанновна повелела начать сооружение грандиозной колокольни в Киево-Печерском монастыре. Постройка столь высокой отдельно стоящей колокольни станет достаточно распространенной практикой в России: описываемая новация будет воплощена еще раз, но уже при императрице Елизавете Петровне.
Однако в правление императрицы Елизаветы Петровны архитектуру времени ее отца – «петровщину» – «находили вульгарной и не стеснялись ее выбрасывать, заменяя новейшими приемами» [32] . В результате проводимых ремонтно-реставрационных работ интерьер Петропавловского собора был практически полностью переделан согласно новым тенденциям и вкусам [33] . Внутреннее пространство еще больше стало походить на европейское дворцовое сооружение, при этом дополненное роскошными люстрами с золочением и хрусталем. Впервые во внутреннем убранстве был применен такой технический способ, как имитация природного камня путем его воссоздания живописными средствами [34] . Можно с уверенностью сказать, что теперь имитация [35] , широко использовавшаяся в европейской практике оформления интерьеров, входит в арсенал русских мастеров при убранстве храмов. В Синодальный период этот прием получит широкое распространение, так как дает возможность максимально сократить затраты на оформление интерьеров храмов.
Императрица была человеком действительно глубоко религиозным, что повлияло в том числе и на церковную архитектуру. Теперь постепенно и не только в столицах, но и во многих крупных городах и монастырях империи начал распространяться новый стиль, получивший в исследовательской литературе наименование «елизаветинского» барокко [36] , являвший собой пышную роскошь, изобилие, но при этом строго хранящий основы христианских традиций и обычаев.
Троице-Сергиева лавра. Слева колокольня
Наиболее характерной постройкой времени правления императрицы стала грандиозная лаврская колокольня [37] . Также заслуживает особого внимания лаврский храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Смоленская» [38] . Он предвосхищает грядущую эпоху классицизма, представляя собой круглую ротонду, увенчанную единой главой.
Храм во имя мученика Никиты на Старой Басманной
Однако московские храмы, построенные в правление Елизаветы Петровны, в целом следуют традициям старомосковской архитектуры, как бы с осторожностью вбирая в себя архитектурные новации. Среди храмов, воздвигнутых в эти годы, можно назвать церкви во имя преподобной Параскевы Пятницы на Пятницкой [39] и во имя мученика Никиты на Старой Басманной [40] . Идея строительства колоколен как архитектурных доминант была быстро воспринята и получила широкое распространение в старой столице, где были возведены колокольня церкви святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной [41] , а также колокольни Новоспасского и Донского монастырей [42] .
Церковь Петра и Павла в Большом Петергофском дворце
Петербург, где большинство строительных работ курировал граф Б.Ф. Растрелли, в эти годы строился наиболее интенсивно. В частности, в ансамбле Петергофского дворца был воздвигнут храм во имя святых апостолов Петра и Павла [43] , который по праву считается одной из совершеннейших построек русской архитектуры середины XVIII века. Упомянем также храм в честь Нерукотворного Образа [44] Зимнего дворца [45] , незавершенный ансамбль Смольного монастыря [46] и Никольский Военно-морской собор [47] , украшенный величественным золоченым иконостасом, который стал новым ориентиром для мастеров и неоднократно воспроизводился в других постройках более позднего времени.
Сакральное пространство традиционных русских храмов в архитектуре елизаветинского времени получило новое звучание, наполненное светом и блеском обильной позолоты. Приоритетным в постройках стало декоративное начало и имитация. Такой подход, по сути, сплавлял воедино устоявшиеся традиции убранства русских храмов и новации европейского толка.
Период церковного храмостроительства и искусства со времени правления Петра I до воцарения Екатерины II в целом сохранил все основные характерные черты московского барокко конца XVII – начала XVIII века, когда в русскую культуру многое привносилось из культуры европейской [48] . Справедливо замечает В.И. Иконников: «Традиция оказалась обновленной, но не разрушенной, не замененной, но обогащенной чужеземным опытом, который она ассимилировала» [49] .
24 апреля 2017 г.
[1] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 506; Петров Л. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь.
СПб., 1889. С. 234; Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. Т. 2. М., 1995. С. 573–574.
[2] См: Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15-и кн. Т. 8. М., 1962. С. 89.
[3] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 61; Доброклонский А.П.
Руководство по истории Русской Церкви. С. 503; Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 15.
[4] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 10; См.: Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997.
Т. 2. С. 237.
[5] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. С. 39; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории.
Минск, 2005. С. 354.
[6] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 10.
[7] Бухенау К. Религия и нация в Сербии, Болгарии и Румынии: три православные модели // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. М., 2014. № 4. С. 37–38.
[9] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 23; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997.
С. 55.
[10] См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 362.
[11] Каган М.С. Се человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., 2003. С. 65.
[12] См.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 5.
[13] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 212.
[15] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 212.
[16] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 277.
[17] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 232.
[18] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.
[19] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 28.
[20] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51; См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 227.
[21] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 27.
[22] История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 42.
[23] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.
[24] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 226.
[25] См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 58.
[26] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.
[27] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2002. С 54.
[28] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 223–231.
[29] См.: Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого века. М., 2008. С. 239; см.: Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс.
СПб., 2007. С. 120.
[30] История русского искусства. Т. 5. С. 125.
[31] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 294.
[32] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 52.
[33] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.
[34] См.: Алексеев Ю. (Алюври). Искусство живописи старых мастеров. М., 2008. С. 70.
[35] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 241.
[36] См.: Стародубцев О.В. Церковное искусство. М., 2007. С. 317. Это направление фактически не коснулось традиционной деревянной храмовой архитектуры.
[37] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.
[38] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 211; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 464.
[39] Храм разрушен в 1930-х годах.
[40] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 237; см.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 4. Архитектура.
М., б.г. С. 79–85.
[41] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. С. 235.
[42] См.: История русского искусства. Т. 5. С. 258–263.
[43] Там же. С. 192–193.
[44] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 257.
[45] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 56.
[46] Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. М., б.г. С. 208.
[47] Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. Л., 1981 С. 145; см.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 137; см.: История русского искусства.
Т. 5. С. 215.
[48] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 140.
[49] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 249.
Источник: pravoslavie.ru
27 самых красивых православных храмов и монастырей России
В этой подборке самые впечатляющие православные храмы и монастыри России, которые стоит увидеть всем, кому интересна наша история и культура. Я старалась подобрать храмы не по их значимости в православном мире, а по уникальности и широте географии. Именно поэтому в подборку попал бывший католический собор в Калининграде и миниатюрный старообрядческий храм в Коломне. Каждый из них со своей историей и ярким архитектурным обликом.
Сейчас все храмы временно закрыты, но я надеюсь, скоро ситуация улучшится и мы начнем снова путешествовать. А строить планы предстоящих поездок можно уже сегодня.
Храмы на карте
1. Троице-Сергиева лавра — центр русского православия
Троице-Сергиева лавра. Успенский собор / фото А. Патрикеева
Троице-Сергиева лавра — энергетически сильное место, тесно связанное с историей нашей страны. Территория лавры большая, часть храмов закрыта для посещения. Чтобы поездка в лавру прошла максимально полезно, советую заказать экскурсионное сопровождение. Это можно сделать в кассе при входе.
Что посмотреть
- Успенский собор — тот, что с голубыми куполами и золотыми звездочками на них. Его создатели вдохновлялись Успенским собором Московского кремля. На царских вратах роспись Симона Ушакова.
- Троицкий собор 1422 г. — самый старый на территории лавры. Именно в нем находятся мощи Сергия Радонежского. В иконостасе — копия знаменитой «Троицы» Андрея Рублева (оригинал в Третьяковской галерее).
- Трапезный храм — очень красивый снаружи, с множеством декора и лепнины. Построен позже других, во времена Екатерины II.
- Колокольня — самое высокое сооружение лавры (88 м). Когда-то на ней висел знаменитый Царь-колокол. Современный колокол тоже большой — весом 72 т.
- Некрополь. На территории лавры находится усыпальница бояр Годуновых (Бориса Годунова, его жены и детей) и других знатных родов России.
Как добраться
Московская область, г. Сергиев Посад, 70 км от Москвы по Ярославскому шоссе. Доехать можно на пригородных электричках и скоростных поездах «Экспресс» с Ярославского вокзала (1-1,5 часа), автобусах с автостанции на ВДНХ и от метро ВДНХ и Ботанический сад.
2. Церковь Вознесения в Коломенском — между землей и небом
Храм Вознесения в Коломенском / фото А. Патрикеева
Устремленный в небесную высь белоснежный храм Вознесения Господня находится в парке Коломенское.
Храм создан в 1528–1532 гг. итальянским архитектором Петро Анибале (в русских летописях его называли Петром Фрязиным). По легенде он построен по указу Василия III в честь рождения первенца, будущего царя Ивана Грозного. Согласно другой легенде, прямо под храмом скрывалась библиотека Ивана Грозного, которую до сих пор никому не удалось обнаружить.
Чем интересен
Это первый шатровый каменный храм в России. Шедевр мировой архитектуры, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поднимитесь на обходную галерею с «царским местом» и полюбуйтесь прекрасным видом на Москву-реку и окрестности Коломенского. Летом здесь часто устраивают концерты под открытым небом, фестивали и театральные премьеры. Москвичи приезжают сюда, чтобы послушать колокольные звоны. Они раздаются с соседней Георгиевской колокольни днем каждые 15 минут.
Как добраться
Москва, парк Коломенское. Вход в парк в 5 мин ходьбы от ст. м. Коломенская (зеленая ветка).
3. Храм Св. Григория Неокесарийского — изразцы с «павлиньим оком»
Храм Св. Григория Неокесарийского / фото A.Savin
Небольшую церковь в старом Замоскворечье в народе называют «красной», что значит — красивой.
Храм строили в 1668–1679 гг. известные в те времена зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа. Ее украшают 9000 изразцов с яркими узорами и орнаментом «павлинье око».
Предположительно в церкви крестили будущего императора Петра I. В ней же венчался царь Алексей Михайлович со своей второй супругой Натальей Нарышкиной (матерью Петра I).
Чем интересен
Один из самых красивых храмов Москвы, который стоит увидеть. Его фасад завершают 3 ряда кокошников с «огненными языками», изразцовый фриз выполнен белорусским мастером Степаном Полубесом, создателем орнамента «павлинье око». Над росписью храма трудился Гурий Никитин, а иконы для иконостаса писали мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.
Как добраться
Москва, ул. Большая Полянка, 29а. Ближайшая ст. м. Полянка.
4. Саввино-Сторожевский монастырь — первая лавра на Руси
Саввино-Сторожевский монастырь / фото с официального сайта
Основан в 1398 г. учеником Сергия Радонежского — Саввой Сторожевским. Его мощи сейчас пребывают в обители.
С самого основания монастырь опекал сын Дмитрия Донского, князь Юрий Дмитриевич. В XVII веке царь Алексей Михайлович планировал сделать его своей резиденцией. В тот период монастырь сильно расширился, оброс крепостными стенами и башнями.
Первым из русских монастырей получил статус лавры. Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры получили этот статус позже.
Саввино-Сторожевский монастырь занимает 3 место в туристическом рейтинге среди православных святынь России (на первых двух Троице-Сергиева лавра и Дивеево).
Монастырь кинематографичен. Тарковский снимал здесь некоторые эпизоды «Соляриса», также его снимали и другие режиссеры.
Что посмотреть
- Рождественский собор нач. XV в. — главный храм монастыря. В нем находится рака с мощами Св. Саввы Сторожевского. Храм построен в стиле раннего московского зодчества. Внутри фрески учеников Андрея Рублева.
- Башни и стены монастыря. До нашего времени сохранилось 5 башен.
- Колокольня в 4 яруса с огромным колоколом весом 37 т. В начале XX века послушать колокольный звон сюда приезжал Федор Шаляпин.
- Музей с покоями боярыни XVII века.
Еще монастырь славится своим квасом со слегка алкогольным эффектом, который настаивают на изюме, а в Провиантской башне продают вкусную монастырскую выпечку.
Как добраться
Московская область, г. Звенигород. Монастырь находится в 3 км от Звенигорода и в 50 км от Москвы.
5. Новоиерусалимский монастырь — русский храм Гроба Господня
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего Иерусалима.
Если очень хочется побывать в храме Гроба Господня в Иерусалиме, но нет возможности съездить туда, то поездка в Новоиерусалимский монастырь станет достойной альтернативой.
Это действующий мужской монастырь с богатой и интересной историей. Он основан патриархом Никоном в 1656 году и входит в Золотой фонд лучших образцов русского зодчества. Монастырь строили на реке Истре, которая играет здесь роль Иордана.
Новоиерусалимский монастырь любили и опекали все русские монархи.
При советской власти в нем разместили художественно-исторический музей. Многие ценные вещи были переданы в Оружейную палату. После революции пропали и до сих пор не найдены мощи основателя монастыря — патриарха Никона. Во время войны монастырь сильно пострадал, немцы взорвали Воскресенский собор и ярусную звонницу XVII века. Позже монастырь был восстановлен и передан РПЦ.
Что посмотреть
Воскресенский собор — «сердце» монастыря. Сооружен по образу храма Гроба Господня. Все святые места здесь в точности повторяют иерусалимские святыни.
- Камень миропомазания
- Святая Голгофа. Ее освящал патриарх Никон, кипарисовый крест в рост Креста Господня привезен из Палестины.
- Кувуклия и Гроб Господень. Зайдя внутрь кувуклии, вы увидите Предел Ангела с камнем, подобным тому, что был отвален от Гроба в ночь Воскресения Христа.
Церковь Константина и Елены — подземный храм, точь-в-точь повторяющий иерусалимский на месте обретения Животворящего Креста. По преданию крест нашла царица Елена недалеко от горы Голгофы. Строительство подземного храма началось еще при Никоне в 1658 году.
Крепостные стены и башни — строились в 1690-1694 гг. по проекту Я. Бухвостова. Всего 8 башен, они имеют палестинские имена: Гефсиманская, Давидов дом, Сионская и т.д.
Некрополь. Среди известных захоронений — члены семьи Суворова, Бесстужевы-Рюмины, Сухово-Кобылины.
Особо ценные святыни:
- Икона «Господь Вседержитель с патриархом Никоном и Св. Филаретом» 1657 года
- Модель Храма Гроба Господня, начало XVII века, привезена из Палестины в 1649 г. По этой модели строили Воскресенский собор.
Как добраться
Московская область, г. Истра (около 66 км по трассе). На автомобиле — по Волоколамскому или Новорижскому шоссе. Электричкой: с Рижского вокзала. Автобусы: от м. Тушинская.
6. Знаменская церковь в Дубровицах — роскошь европейского барокко
Дубровицы. Знаменская церковь
Необычайно красивая барочная церковь, главное украшение старинной подмосковной усадьбы Дубровицы.
Построена в самом конце XVII в. князем Борисом Голицыным (воспитателем Петра I). Храм выстроен в несвойственной русским церквям западной манере, с большим количеством декоративных элементов — растительных орнаментов, скульптурных композиций, лепнины. Князь старался угодить Петру I, любившему все европейское.
Из-за чересчур европейского стиля и латинских надписей внутри храма его отказался освящать тогдашний патриарх Адриан. Освящен храм был только после его смерти. На освящении присутствовал Петр I.
Чем интересна
Причудливый архитектурный стиль, в котором смешались нарышкинское барокко и западноевропейские традиции, получил название «голицынское барокко». Храм красив и богато декорирован снаружи и внутри.
Обязательно зайдите внутрь. Там сохранился деревянный иконостас и резные золоченые хоры, на которых молился царь Петр с царевичем во время освящения. Сохранились старинные иконы, авторство которых приписывают мастерам Оружейной палаты и прекрасные лепные горельефы на библейские темы.
Как добраться
Церковь расположена в поселке Дубровицы, Подольского района Московской области.
На авто надо ехать по Варшавскому шоссе, через Подольск. На электричке: с Курского вокзала до Подольска, далее на автобусе или маршрутке до поселка. На автобусе: № 417 от ст. м Южная.
7. Храм Николы на Посаде — кокошники и русский стиль
Старообрядческий храм Николы на Посаде в Коломне / фото А. Патрикеева
Маленький, почти игрушечный храм с сахарно-белоснежными стенами и черными луковками куполов в центре старой Коломны сразу притягивает к себе взгляд. Хочется положить его на ладонь и забрать с собой.
Это один из старейших храмов Коломны. Построен в начале XVIII века.
Чем интересен
Это старообрядческий храм. Он бывает открыт только во время богослужений. Лучше всего любоваться им снаружи.
Празднично-нарядный архитектурный стиль храма называется «московское узорочье». Это типично купеческий стиль, популярный в XVII веке. Для него характерно обилие декора и разных затейливых элементов. Например, многоярусных кокошников, которых на фасаде этого храма 105 штук.
Как добраться
Московская область, г. Коломна. Храм находится в центре города. Ориентир — Музей пастилы. Он как раз напротив музея. Точный адрес: Посадская ул.
18.
8. Храм Покрова на Нерли — белокаменная Русь
Церковь Покрова на Нерли / фото С. Махлов
Уникальный храм, жемчужина Владимиро-Суздальского зодчества. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дата постройки — 1165 год. Строил храм князь Андрей Боголюбский в память о погибшем сыне Изяславе.
Чем интересен
Один из лучших сохранившихся образцов белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси. Храм напоминает горящую свечу, пламенем-куполом устремленную в небо. В весеннее половодье он выглядит особенно эффектно.
Интересны резные барельефы на фасаде с изображением царя Давида, библейского льва (лев присутствует и на гербе города Владимир), голубей (символов Святого Духа), загадочных грифонов и женских голов.
Как добраться
Владимирская область, Боголюбово. Храм немного проблематично найти. Он стоит в поле, в 1,5 км от поселка Боголюбово (18 км от Владимира). Подъехать на машине к нему не удастся, придется прогуляться пешком. Попробуйте спросить местных, они подскажут, как пройти к храму.
9. Свято-Успенский собор — фрески Андрея Рублева
Панорама Владимира. Вид на Успенский собор
Красивый белокаменный собор с золотыми куполами возвышается над рекой Клязьмой.
Во времена Владимиро-Суздальской Руси он был главным духовным центром. Здесь венчались на царство владимирские и московские князья. Собор включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Именно владимирский храм послужил прообразом для Успенского собора московского Кремля.
Построен при Андрее Боголюбском в 1160 г. После пожара 1185 г. реконструирован его сыном Всеволодом. В этот период собор расширился и стал пятиглавым. Архитектурный ансамбль в XIX в. дополнили колокольней с высоким золотым шпилем.
В северной части храма покоятся князь Андрей Боголюбский и его сын Всеволод III Большое Гнездо.
Храм действующий. Можно осмотреть его с экскурсией или самостоятельно.
Что посмотреть
Сюда едут, чтобы увидеть фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые расписывали собор в 1408 г. Сохранились и части более древних росписей неизвестных мастеров середины XII в. Со смотровой площадки у храма можно полюбоваться красивыми видами на реку и город.
Как добраться
Владимир, ул. Большая Московская, 56.
10. Софийский собор — русская Византия
Софийский собор в Новгороде
Один из древнейших каменных соборов в России. Построен еще в домонгольский период: 1045-1050 гг.
Строить собор начал сын Ярослава Мудрого, новгородский князь Владимир. Он выполнен по типу крестово-купольных византийских храмов.
После революции в нем открыли антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации собор сильно пострадал, было уничтожено изображение Христа Пантократора в куполе собора. В послевоенные годы был частью Новгородского музея-заповедника.
Что посмотреть
- Фресковые росписиначала XII в. На Мартирьевской паперти сохранилось изображение Св. Константина и Елены XI в. (роспись по сухой штукатурке).
- Чудотворные иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» XII в. и «София Премудрость Божая» XV в. По легенде в 1170 г. икона «Знамение» спасла город от войск суздальского князя Андрея Боголюбского.
- Магдебургские (Корсунские) врата. Главные парадные врата расположены на западном фасаде. Открываются по большим праздникам. Названы так, потому что изготовлены мастерами из немецкого Магдебурга в начале XII в.
- Голубь на Кресте центрального купола.
По преданию, пока голубь сидит на кресте, город может спать спокойно.
С этим голубем связано несколько интересных историй.
Согласно легенде, появился он здесь в 1570 г., когда Иван Грозный взял неприступный город и жестоко расправился с новгородцами. Тогда голубь, символ Святого Духа, присел на крест собора и окаменел от ужаса.
Вторая история связана с событиями ВОВ.
В 1942 г. Новгород находился под оккупацией. Многие ценности были разграблены и вывезены из России. Исчез и голубь с креста главного купола собора. Обнаружили его позже в Испании, в одном из мадридских музеев (в годы войны в Новгороде стояла испанская «Голубая дивизия», воевавшая на стороне Вермахта). Крест с голубем испанцы возвратили обратно в 2004 г. Сейчас тот голубь находится внутри собора, а на самом куполе красуется новая птица.
Как добраться
Великий Новгород. Успенский собор находится на территории Новгородского кремля.
11. Нило-Столобенская пустынь — золотые купола на фоне голубых озер
Нилова пустынь. Вид с монастырской колокольни / фото А. Патрикеева
В Ниловой пустыни стоит побывать не столько из-за архитектурных изысков, сколько из-за необыкновенной красоты этих мест. Нилова пустынь расположена на островке Столобном посреди озера Селигер, вдали от крупных населенных пунктов.
При жизни Нила Столобенского на острове не было монастыря. Святой жил уединенно в своей келье в течение 27 лет. Монастырь основали позже, в 1594 году, спустя 40 лет после его смерти.
Что посмотреть
- Богоявленский собор XVII-XIX вв. В нем находятся мощи Св. Нила Столбенского.
- Монастырская колокольня. Подъем на нее платный, но вы будете вознаграждены лучшим из всех возможных видов на озеро Селигер в обрамлении золотых куполов храма.
- Верующие могут приложиться к мощам святого подвижника и старинным иконам.
Как добраться
Тверская область, до ближайшего города Осташков 22 км. Из Осташкова ходят автобусы в деревню Светлица. В летнее время можно попасть в Нилову пустынь на прогулочном катере.
12. Царевича Димитрия — храм на крови
Углич. Храм царевича Димитрия на крови
Сначала на месте гибели царевича Димитрия стояла деревянная часовня. Каменный храм воздвигли здесь в 1692 году.
Царевич Димитрий — сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Царевич был найден мертвым 15 мая 1591 г. на месте, где сейчас стоит храм. В его смерти обвиняют Бориса Годунова, стремившегося захватить престол.
Храм, выполненный в нарядном стиле «русского узорочья», по форме напоминает корабль. Цвет стен — красно-бордовый, символизирует безвинно пролитую кровь. Британское издание The Telegraph включила его в список 23 самых красивых церквей мира.
Храм входит в состав Угличского кремля. В нем не проводятся службы. Вход внутрь платный.
Чем интересен
- Фреска «Убиение царевича Димитрия Угличского» на западной стене храма (1772 г.). Интересны изображения обнаженных Адама и Евы в трапезной храма, выполненные не по каноническим традициям, а с сильной светотеневой проработкой. Роспись выполнена Петром Хлебниковым (1788 г.).
- История угличского колокола. Борис Годунов решил наказать колокол храма, который разнес скорбную весть об убийстве царевича. Он отрубил колоколу язык и ухо и сослал в Тобольск, где тот канул в небытие. В XVIII в. в Тобольске отлили точно такой же колокол, позже он вернулся в Углич.
Как добраться
Ярославская область, Углич. Храм входит в комплекс кремля.
13. Храм Спаса на Крови — место смертельного ранения Александра II
Мозаики внутри Спаса на Крови / фото А. Патрикеева
Еще один храм, построенный на крови, в месте, где народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под ноги императору Александр II. Строился храм 24 года на пожертвования со всей России. Архитектор — Альфред Парланд.
Спас на Крови — один из символов Петербурга. Его разноцветные купола и башни напоминают собор Василия Блаженного в Москве.
Храм имеет статус музея. Вход в него платный. Советую идти туда в составе экскурсионной группы. Все гиды там очень хорошие. В храме также проводятся службы.
Что посмотреть
- Надписи на фасадах храма. Рассказывают о достижениях императора Александра II.
- Мозаики. Над эскизами к ним работали лучшие мастера того времени, в том числе художники В. Васнецов и М. Нестеров. Одна из самых крупных мозаичных коллекций в Европе, ее площадь — 7065 кв м.
- Сень с частью ограждения набережной, где был смертельно ранен русский император.
Как добраться
Санкт-Петербург, храм стоит на набережной канала Грибоедова. Ближайшие станции м.: Невский проспект и Гостиный двор.
14. Казанский собор — главная святыня города на Неве
Казанский собор в белую ночь / фото А Патрикеева
Знаменитый красавец-собор построен в 1811 году архитектором Андреем Воронихиным.
За основу взят собор Св. Петра в Риме. Но это не точная копия римского памятника. Казанский собор имеет свой индивидуальный облик и давно стал символом Петербурга. Поражает мощная колоннада собора, его огромный купол диаметром 17,7 м. В отделке использован пудостский камень из Гатчины, похожий на итальянский травертино, а во внутренней отделке — карельский мрамор, яшму и порфир.
В советское время в соборе находился Музей истории религии и атеизма.
Что посмотреть
- Икона Казанской Божьей Матери. Собор изначально был построен для хранения списка с этой чудотворной иконы. К ее помощи жители прибегали в самые тяжелые времена. Русский полководец М. И. Кутузов молился здесь в 1812 г. перед Бородинским сражением.
- Икона Ченстоховской Божией Матери. Подарена собору Кутузовым. Ее называют Черной Мадонной из-за необычно темного цвета кожи. Считается, что ее написал евангелист Лука.
- Сердце Кутузова. Казанский собор — храм русской воинской славы. В соборе находится могила Кутузова, отделенная решеткой.
- Колонны и скульптуры. Внутри собора 56 коринфских колонн из розового гранита. Снаружи храм окружают 96 колонн, открываясь со стороны Невского проспекта. На площади перед собором стоят скульптуры русских полководцев, героев войны 1812 г., Кутузова и Барклая-де-Толли.
Как добраться
Санкт-Петербург, центр Невского проспекта. Адрес: Казанская площадь, 2. Ближайшие станции м.: Невский проспект, Гостиный двор.
15. Смольный собор — самая высокая точка Петербурга
Белоснежно-голубой Смольный собор / фото С. Махлов
Б. Растрелли, создатель стиля елизаветинского барокко, автор Зимнего дворца, дворцов в Петергофе и Царском селе. Легкий и воздушный Смольный собор — один из самых ярких его шедевров.
Собор стоит на левом берегу Невы и входит в состав Смольного монастыря.
Его начали строить при Елизавете в 1748 году, а достраивали спустя 70 лет уже под руководством архитектора Стасова. Окончательно собор был достроен в 1835 г.
Смольный собор с самого своего основания считается храмом всех учащихся.
Что посмотреть
Собор построен в традициях пышного петербургского барокко, внутри и снаружи богато декорирован. Стоит осмотреть его снаружи, на фасаде множество украшений, лепных элементов и позолоты. А после зайти внутрь. Интерьер отличается богатством отделки и редкими иконами, 5 из которых написаны на Афоне.
Хорошо, если у вас получится посетить собор в выходные дни, когда здесь проводятся обзорные экскурсии. Расписание есть на официальном сайте.
На колоннаде Смольного одна из лучших смотровых площадок Петербурга, с видом на Неву и центр города. Она расположена на высоте 50 м (на 7 м выше, чем площадка на Исакие). Это 278 ступенек, поэтому взвешивайте свои силы.
***Из-за проведения реставрационных работ вход на колоннаду может быть закрыт. Лучше уточнять информацию на сайте.
Как добраться
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д.1. Доехать можно от ст. м. Площадь Восстания (троллейбус № 5, автобус № 22), ст. м. Чернышевская (автобусы № 46, 22, троллейбус № 15) либо пешком.
16. Морской собор — памятник героям русского флота
Вечный огонь и Морской собор в Кронштадте / фото С. Махлов
Последний храм, построенный в Российской империи. Самый крупный из морских соборов России.
Годы строительства: 1903–1913 гг. Крупную сумму пожертвовал Иоанн Кронштадтский, при закладке присутствовал император Николай II с супругой. Собор посвятили всем погибшим морякам и флотоводцам. В нем хранились иконы и штандарты со списанных кораблей русского флота.
После революции судьба собора сложилась трагически. Вначале в нем устроили кинотеатр им. М. Горького. Тогда в народе за ним закрепилось название «Максимка». С золочеными куполами храма, великолепными росписями и мозаиками наши предки обошлись варварски.
Все, что могли, разграбили и сняли, остальное замазали. Мемориальные плиты с именами погибших моряков уничтожили. В годы войны в соборе находился наблюдательный пункт береговой артиллерии. После войны был клуб, а позже концертный зал с театральной сценой.
Впервые я оказалась в Кронштадте в 2006 г. и до сих пор помню впечатление от потрясающей разрухи, заброшенности и в то же время мощи Морского собора.
Чем интересен
- Собор построен в неовизантийском стиле. Прообразом для него стала Святая София в Константинополе. Сравните эти два собора, они действительно похожи.
- Потолочные росписи, мраморный иконостас и круглые окна с витражами, похожие на иллюминаторы. Их восстанавливали по эскизам и архивным фото.
- В Морском соборе находятся частицы мощей адмирала Федора Ушакова и Николая Мирликийского, в честь которого он назван Никольским.
Как добраться
Кронштадт, Якорная площадь, 1.
17. Успенский собор в Смоленске — жемчужина русского барокко
Успенский собор в Смоленске
Успенский собор стоит на Соборной горе. Его небесно-бирюзовые стены сразу притягивают взгляд. Возвышаясь над городом, он как бы охраняет его. Храм возведен в XVII в. в честь героической обороны Смоленска от польско-литовских войск. Ранее на его месте стояла каменная церковь начала XII в., построенная Владимиром Мономахом.
Красота собора восторгала и иноземных завоевателей. Его не посмели тронуть ни войска Наполеона, ни немецкие войска под командованием генерала Гудариана.
Чем интересен
Храм построен в традициях западнорусского барокко. По некоторым данным над ним работал архитектор Иоганн Готфрид Шедель, автор дворца Меньшикова в Санкт-Петербурге, дворца «Фаворит» в Стрельне и ансамбля Киево-Печерской лавры. Внутри сохранились оригинальное убранство и иконостас.
Святыни храма:
- Икона Смоленской Божьей Матери «Одигитрия» 1602 г. На ее месте до войны находилась еще более древняя икона, попавшая в Россию из Византии. Но она бесследно исчезла в 1941 г. во время оккупации.
- Мощи Св. Меркурия — небесного покровителя Смоленска, а также его железные сандалии.
- Плащаница «Положение во гроб» 1561 г. — с золотым шитьем из мастерской княгини Ефросиньи Старицкой.
- Смотровая площадка к северу от храма. С нее открываются великолепные виды на Днепр и крепость.
Смоленск, Соборный двор, 5.
18. Дивеево — четвертый удел Борогородицы
Одна из главных святынь всего православного мира. В Дивеевский монастырь едут паломники из Греции, Сербии, Грузии, Украины. Здесь находятся мощи великого русского святого Серафима Саровского.
Дивеево называют четвертным уделом Богородицы. Места, которые находятся под особым покровительством Царицы Небесной. Первый — это Афон, второй — Иверия (Грузия), третий — Киево-Печерская лавра.
Дивеево — действующий женский монастырь с большой и красивой территорией. Я советую заказать обзорную экскурсию по монастырю в инфоцентре (ее проводят сами монахини). Так вы лучше узнаете об истории обители, ее святынях, архитектуре и познакомитесь с житием Св. Серафима Саровского.
Что посмотреть
- Троицкий собор с мощами Св. Серафима Саровского и его любимой иконой «Умиление».
- Казанский собор, небольшой и уютный. Про него Серафим Саровский говорил, что это одна из трех земных церквей, которая попадет на небо. Здесь находятся мощи дивеевских святых Параскевы, Пелагии, Матроны, Марии.
- Святая канавка. По ней каждый вечер проходит Крестный ход. Канавка вырыта по поручению Св. Серафима. Здесь Богородица обходит свой четвертый удел.
- Преображенский собор. Построен в начале XX в. в неорусском стиле. Архитектор — А. Антонов, при строительстве он вдохновлялся храмами Владимиро-Суздальской Руси.
- 5 источников с купелями — Иверской и Казанской Божьей Матери, Св. Пантелеймона, иконы «Умиление», Прп. Александры.
- Источник Св. Серафима в 18 км от монастыря (село Цыгановка). Вода в нем самая холодная, почти ледяная (t не выше +4°C).
- Дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской, предсказавшей рождение наследника императору Николаю II.
- Музей истории Дивеевского монастыря.
Как добраться
Нижегородская область, Дивеево. Ближайшие города — Нижний Новгород (170 км), Арзамас (60 км), Муром (140 км), Саров (12 км). На авто из Москвы дорога займет 8 часов (около 450 км). Можно добраться на поезде до Нижнего Новгорода и Арзамаса. Из Арзамаса до монастыря ходят автобусы.
19. Кижи — деревянное зодчество
Музей-заповедник с потрясающими образцами русского зодчества. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это не только уникальные храмы XVIII в., известные тем, что построены без единого гвоздя. Но и огромный музей деревянной архитектуры русского Севера под открытым небом с образцами старинных изб, домов зажиточных крестьян, деревянных часовен. В Кижах находится один из самых старых деревянных храмов России — церковь Воскрешения Лазаря (построена до XVI в.).
Площадь заповедника Кижи — более 10 000 га.
Что посмотреть
- Церковь Преображения Господня 1714 г. Стены 22-главого храма построены без единого гвоздя (они есть только в куполах). Богослужения в ней проводятся только в летнее время. Внутри позолоченный резной иконостас 2 половина XVIII в. с растительным орнаментом и старинными иконами XVII-XVIII вв.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянный храм был построен в 1693 г., но сгорел. Отстроен заново в 1720-1749 гг. Это «зимний» храм, службы в нем проходят от Покрова до Пасхи.
- Шатровая колокольня 1863 г. с 12 колоколами.
- Кижский погост c оградой 1780 г. и 1800 г.
Как добраться
Карелия, Онежское озеро, остров Кижи. Расстояние от Петрозаводска — 68 км. Летом до острова можно добраться на водном такси из Петрозаводска. Зимой более проблематично. До острова ходят суда небольшой вместимости на воздушных подушках.
20. Соловецкий монастырь — православная святыня и лагерь строгого режима
Соловецкий монастырь на рассвете
Соловки — это целая группа островов в Белом море.
От Полярного круга их отделяет 165 км. Монастырь расположен на Большом Соловецком острове. Монастырь основал Савватий Соловецкий в 1420–1430 гг, до этого подвизавшийся в скиту на Валааме. Многое для его становления сделал Святитель Филипп, который отстроил монастырские строения в камне. Общая площадь Соловков — 3,5 га.
Печально известно это место тем, что в советские годы здесь находился Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН) для политических заключенных, позже преобразованный в тюрьму (СТОН).
На Соловки стоит приезжать на несколько дней. Остановиться на острове, чтобы почувствовать совершенно иное течение времени, не второпях увидеть все тайны, которые он скрывает, насладится суровой красотой северной природой.
Включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
- Архитектура Соловецкого монастыря. Постройки разбросаны по нескольким островам. Сам монастырь на острове окружен стенами и башнями XVI в. На территории 2 собора, построенные при Святителе Филиппе во второй половине XVI в. (Преображения и Успения Богородицы), церкви, часовни. Обратите внимание на солнечные часы при входе в монастырь. Циферблат на них отражает время от 7:00 до 17:00.
- Храм-маяк на Б. Соловецком острове.
- Валунная дамба XIX в. Соединяет острова Б. Соловецкий и Б. Муксалма. Дамбу строили монахи. Ее длина — 1,2 км.
- Макарьевская пустынь с Ботаническим садом.
- Большой Заяцкий остров в 5 км от монастыря. Добраться до него можно на катере. Ходить там можно только по деревянным настилам (экологической тропе). Здешние достопримечательности: огромный лабиринт с валунами, языческое капище, поклонные кресты. Сохранилось несколько построек, в том числе 2 деревянных храма. В одном из них, названном в честь Андрея Первозванного, освещали Андреевский флаг, ставший символом русского флота. В 1702 г. остров посещал Петр I.
Как добраться
Архангельская область, пос. Соловецкий. До Соловков можно доехать на водном транспорте (катера и теплоходы) от г. Кемь (теплоходы от причала в пос. Рабочеостровск, в пути 2 часа) и Беломорска (на катамаране, причал в пос. Шижня, 4 часа в пути).
Из Архангельска до Соловков летают самолеты Нордавиа (50 мин).
21. Валаам — «Русский Афон»
Архипелаг из 50 островов на Ладожском озере.
Монастырь расположен на самом большом из них. В этих северных краях издавна селились христианские подвижники, монахи, стремящиеся удалиться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу.
Есть легенда, что на Валааме был Андрей Первозванный. Он благословил остров, установив на нем крест.
Год основания монастыря на Валааме — 1407.
Монастырь воздвигли на мощах преподобных Германа и Сергия — основателей монашеского братства, пришедших в эти края в XII в. из Византии. Активное строительство на Валааме началось при игумене Дамаскине в XIX в.
В XX в. на долю Валаамского монастыря выпало много испытаний. В 1918 по 1940 гг. территория входила в состав Финляндии. Во время советско-финской войны остров бомбили. В послевоенное время здесь находились совхоз, склады, школа юнг, пансионат для инвалидов.
Валаам лучше всего посещать с экскурсией.
Что посмотреть
- Спасо-Преображенский собор 1887 г. Росписи, к сожалению, были закрашены в советское время.
- Скиты: Гефсиманский, Воскресенский (именно здесь апостол Андрей поставил крест), Владимирский, Коневский.
- Остров Скитский.
- Могила шведского короля Мангуса на старом братском кладбище. Принял монашество на Валааме (схимонах Григорий).
Как добраться
Остров Валаам расположен в Карелии. Сначала нужно доехать до Приозерска или Сортавалы. От причала в Приозерске до острова летом ходит теплоход «Валаам» и Метеоры. От причала в Сортавале ходят Метеоры (время в пути — 50 мин).
22. Псково-Печерский монастырь — из пещер на Святую гору
Фрагмент крепостной стены Псково-Печерского монастыря
Удивительное по энергетике место, расположенное у границы России и Эстонии.
Один из самых крупных мужских монастырей с очень строгим уставом. В этих лесисто-гористых краях монахи-отшельники селились в «Богом зданных пещерах».
Датой основания считается 1473 г. Тогда был освящен первый пещерный храм — Успения Пресвятой Богородицы, давший начало монастырю. Говорят, сюда приходили монахи из Киево-Печерской лавры, спасаясь от набегов татар. Монастырь выдержал много осад, оброс мощными крепостными стенами с башнями, способными отразить любую атаку вражеских войск.
За всю свою многовековую историю Псково-Печорский монастырь ни разу не закрывался.
Что посмотреть
- Св. Корнилий — мощи и Кровавый путь. Игумен монастыря с 1529–1570 гг. Много сделал для его развития и расширения. Согласно данным некоторых историков, был убит Иваном Грозным. Дорожку, где по легенде прокатилась отрубленная царем голова Святого, называют «Кровавый путь». Мощи Св. Корнилия находятся в Успенском храме.
- Успенский пещерный храм. Центр монастырской жизни. В нем хранятся чудотворные иконы «Умиление» (привезена в обитель Св. Корнилием) и «Успения Богородицы» (в храме с момента его основания). Сохранилось «царское» место, где молились русские цари во время своих визитов в монастырь.
- Михайловский собор. Самый крупный на территории монастыря. Построен в 1827 г. в честь победы над Наполеоном. В нем хранится десница Св. Мученицы Татианы, переданная монастырю Иоанном Крестьянкиным.
- Пещеры. В них попасть сложно. Доступ возможен только по определенным дням в составе экскурсионной группы. Есть ближние и дальние пещеры. Свечи здесь — единственный источник света. Пещеры давно используются как места захоронения. Здесь похоронены предки Пушкина и Кутузова, святые отцы — Иоанн Крестьянкин, Серафим Розенберг, валаамские старцы.
- Святая гора. Холм, в котором расположены пещеры и храм Успения Богородицы, называют Святой горой. Можно подняться наверх и полюбоваться растущим там яблоневым садом.
Как добраться
Псковская область, г. Печоры. Из Пскова до Печор можно доехать на автобусе с автовокзала.
23. Кирилло-Белозерский монастырь — великая Государева крепость
Кирилло-Белозерский монастырь. Старинные надгробия возле Успенского собора / фото С. Махлов
Самый крупный монастырь в Европе. Его территория занимает 12 га.
Монастырь на берегу озера Сиверское основан в 1387 г. монахами Кириллом и Ферапонтом Белозерскими (позже основал Ферапонтов монастырь). Он настолько велик, что состоит из нескольких частей:
- Старый город: Успенский и Малый Ивановский монастыри
- Новый город
Что посмотреть
- Успенский собор — главный храм монастыря и первая каменная постройка на его территории. Построен в 1497 г. артелью мастеров из Ростова (раннемосковское зодчество). Внутри сохранился пятиярусный иконостас, уникальные древние иконы (в советское время пребывавшие в разных музеях) и росписи XV-XVII вв.
- Стены и башни Б. Успенского и Ивановского монастырей XVI-XVII вв.
- Колокольня сер. XVIII в. — с небольшим музеем колоколов и старинного быта. С нее открывается красивый вид на озеро и монастырь.
- Святыни монастыря — мощи Прп. Кирилла (основателя обители), деревянная часовня и крест, поставленные им.
Всего здесь находятся 11 храмов XV-XVII вв.
Как добраться
Вологодская область, г. Кириллов. Добраться до него можно через Вологду (127 км) или Череповец (92 км) с автовокзала.
24. Ферапонтов монастырь — фрески Дионисия
Вид на монастырь в Ферапонтово / фото С. Махлов
Если вам удалось попасть в Кириллов, то грех не заехать в Ферапонтов монастырь. Как я писала выше, он основан спутником Кирилла Белозерского — монахом Ферапонтом.
Увидеть здесь стоит сохранившиеся фрески Дионисия, продолжателя иконописных традиций Андрея Рублева.
Обитель основана в 1398 г. Прп Ферапонтом на возвышенности над Бородаевским озером. Заметное развитие монастырь получил при Мартиниане, который был настоятелем монастыря после Ферапонта. С 1666 г. по 1676 г. в ссылке здесь находился опальный патриарх Никон (позже был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь).
В 2000 г. монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чем интересен
Музей фресок Дионисия. Фрески собора Рождества Богородицы написаны Дионисием с сыновьями в 1502 г. Им расписаны интерьер собора и 2 наружные стены. Древние фрески удивительным образом сохранились до нашего времени без изменений и вмешательства реставраторов. Краски не утратили яркости и поражают изяществом и легкостью рисунка знаменитого иконописца.
Как добраться
Вологодская область, Ферапонтово. На общественном транспорте можно доехать из Вологды, Череповца, Кириллова.
25. Храм-пирамида Св. Николая — памятник защитникам Севастополя
Храм-пирамида в Севастополе / фото А. Патрикеева
Свято-Никольский храм в Севастополе отличается от других православных церквей оригинальной конструкцией. Он выполнен в виде пирамиды. Автор столь необычного проекта — архитектор А. Авдеев (основатель Московского архитектурного общества). Храм строили в 1857–1870 гг. Решение о постройке было принято Александром II после окончания Крымской войны.
Это действующий храм и одновременно памятник защитникам Севастополя в период Крымской войны 1854-55гг.
Чем интересен
- Братское мемориальное кладбище. Храм стоит на его территории. В братских могилах похоронены защитники Севастополя, павшие в сражениях Крымской войны, и моряки, погибшие во время Второй мировой. Похоронены офицеры и генералы. Среди них князь Александр Голицын, князь Горчаков, граф Тотлебен, контр-адмирал Серебряков.
- Крест. С крестом связана целая история. Его называют многострадальным. Во время войны он упал с собора и раскололся на 3 части. После реставрации крест вновь установили на вершину, но у него откололась боковая часть. Тогда решили поставить крест рядом с собором. Сейчас крест вновь украшает навершие собора. Это самая высокая точка Севастополя, его видно из всех частей города.
Ну и, конечно, интересна сама архитектура храма. Стоит увидеть его наяву, а не только по фото.
Как добраться
Республика Крым, Севастополь, ул. Богданова, 43. Хоть храм и находится в Севастополе, добраться до него не так просто. На авто проблем не будет, рядом с храмом есть парковка.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом, нашла такую схему: на автобусе № 109 нужно доехать до Графской пристани, откуда на катере доплыть до автостанции Северная. Далее пересесть на маршрут № 46, выход на остановке «АЗС».
26. Храм Св. Николая в Малореченском — маяк всем, кто сбился с пути
Храм в Малореченском, Крым / фото А. Патрикеева
Еще один морской храм в моей подборке. Он тоже назван в честь Святого Николая Мирликийского — покровителя всех моряков. В отличие от огромного кронштадского собора, храм в Малореченском совсем небольшой. Это храм-маяк, возвышающийся над морем.
Храм построили совсем недавно — в 2007 г., но он уже успел стать одной из ярких достопримечательностей крымского побережья. Высота храма — 65 м. В оформлении присутствуют якоря, кнехты и якорные цепи. Под крестом в шар, символизирующий Землю, вмонтирован маячный фонарь.
Что посмотреть
- Музей катастроф на водах. Расположен в цокольной части храмового комплекса.
- Убранство храма. Мозаика на полу в виде дельфинов. Местные жители говорят, что при освящении храма к нему подплыла стая дельфинов. Росписи внутри содержат сюжеты на библейские темы, связанные с водой и морской стихией. На потолке одного из портиков изображены созвездия и знаки Зодиака. В храме есть иконы с необычными окладами в технике макраме. Обратите внимание на крест в иконостасе. Он вырезан из черешни и груши, а основание из дуба.
- Смотровая площадка с панорамным видом на море. Площадка сделана как корабль с палубой, наверху — капитанский мостик со штурвалом.
Как добраться
Республика Крым, село Малореченское, 26 км от Алушты.
27. Кафедральный собор в Калининграде — переживший ужасы войны
Кафедральный собор в Калининграде / фото А. Патрикеева
Главный архитектурный символ города стоит в историческом центре Калининграда, на острове Кнайпхоф. В конце войны практически все здесь было уничтожено английской авиацией. Но собор уцелел, как и могила Канта (хоть и сильно пострадал внутри).
Собор мощный и величавый. Он построен рыцарями Тевтонского ордена в XIV в. в стиле кирпичной готики, типичной для германской культуры. Сейчас это не действующий храм, а музей и концертный зал. А когда-то был главным духовным центром Восточной Пруссии. На 1 этаже собора открыты 2 небольшие часовни — православная и евангелическая.
В соборе установлен один из лучших органов в Европе. Точнее, это 2 органа — большой и малый. Вход внутрь платный. Советую посетить органный концерт и заодно осмотреть интерьер храма. Есть дневные мини-концерты по 40 мин и вечерние часовые программы.
В калининградском соборе похоронен последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский.
Что посмотреть
- Архитектура и внутреннее убранство
- Концертный зал с органом
- Могила Канта. Находится у северной стены собора.
- Музей им. Канта.
Как добраться
Калининград, ул. И. Канта, 1.
Пишите в комментариях, какие еще православные храмы на территории России стоило включить в этот обзор.
Источник: dorogi-ne-dorogi.ru