Строительство десятинной церкви при каком

На фотографии — Десятинная церковь в 1906 году. Справа от неё виден существующий и сейчас Андреевский собор.

Десятинная церковь — это трагедия Руси. В декабре 1240 года войска хана Батыя подступили к Киеву. Из-за рёва верблюдов и скрипа телег кияне не могли слышать друг друга. Еще неразрушенным городом любовался хан Батый, шатёр которого стоял на горе, впоследствии и до наших дней называвшейся Батыевой горой.

Нападающие ринулись на решающий штурм 5 декабря 1240 года. Кияне вышли на защиту города. Один из них, по профессии художник, уходя из своего дома, закрыл в нём кота до своего возвращения. Увы, он не вернулся, а его дом вместе с котом сгорел. Город защитить от монголо-татар кияне не смогли.

Тем более что оборонительные сооружения ещё не были восстановлены после их разрушения владимирским князем Андреем Боголюбским в 1169 году и смоленским князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году. Монголо-татары пробили стены города сразу в нескольких местах и ворвались в город 6 декабря 1240 года. Киев запылал. В доме возле нынешней Мало-Подвальной улицы родители спрятали от монголо-татар двух своих малолетних дочек в русской печи. Судьбы этих родителей не знаю, но девочки сгорели вместе с домом.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ


Кияне продолжали сопротивление. Шли уличные бои. Защитники Киева отошли в центральную часть города. Последним оплотом русичей была Десятинная церковь. На следующий день воины Батыя приступили к её штурму.

Когда захватчики смогли разрушить ограду церкви, то во дворе церкви путь им преградила только что сооружённая баррикада. Но и после того, как была разрушена эта последняя баррикада, враги не смогли ворваться в церковь. Кияне, нашедшие в церкви последнее убежище, отбивались, швыряя во врагов всё, что попадалось под руки, в том числе и церковную утварь.

В конце концов, церковь рухнула. В летописях записано, что Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от врагов. Зная прочность стен и сводов Десятинной церкви, я убеждён, что она не могла разрушиться даже от такой нагрузки. Ученые высказывали обоснованное предположение, что здание рухнуло только после применения татарами стенобитных орудий.

Под церковью находилось подземелье, проще говоря, глубокая яма. В неё забилось много жителей Киева. После того, как церковь обрунилась, они были ещё живы и пытались выкопать подземный ход, чтобы выбраться на Божий Свет. Это была безнадёжная попытка. Помолимся за упокой героических защитников Киева!

Имена же их, Господь, Ты Сам в поминание внеси!
Но одного из них я знаю по имени. Это был литейщик Максим. Он жил рядом с Десятинной церковью и спрятался под ней, захватив с собой самое ценное, что у него было — литейные формочки, на каждой из которых был его именной знак «МАКСИМЪ». Более тяжёлые литейные формы со своим именем на них он оставил в своём доме, сгоревшем при падении Киева.

В истории сохранилось и имя боярина Димитрия, который руководил обороной Киева. Великий князь Киевский и Всея Руси Михаил Всеволодович, предвидя нападение моголо-татар, бежал в Венгрию. Князь Даниил Галицкий, въехавший в Киев в этом же 1240 году, тоже не остался в Киеве, но главным в столице оставил боярина Димитрия.

Льготная ипотека, цены на дома в 2023 и важные открытия в сфере домостроения за последние 20 лет

Этот боярин не знал страха, хладнокровно распоряжался обороной города и сам сражался в последнем бою у Десятинной церкви. Он не мыслил о переговорах и не собирался просить лютого Батыя о пощаде. Димитрий, исходя кровью от раны, держал свое копье все еще твердой рукой и старался затруднить врагам победу.

Читайте также:  Экспертиза проекта строительства что это

Варвары достигли храма только устелив путь к Десятинной церкви своими трупами. Они схватили мужественного Димитрия и привели его к Батыю. Этот грозный завоеватель не знал, что такое человеколюбие. Но и он оценил необыкновенную храбрость. С видом гордого удовольствия хан сказал Димитрию: «Я дарую тебе жизнь!» (1)

В том, что я написал, нет ни слова фантазии. Это всё действительно происходило и было обнаружено археологами, с которыми я разговаривал и научные работы которых читал. Жили в Киеве и погибли в 1240 году и литейщик Максим с его литейными формами, и художник, и кот художника, и две девочки, спрятанные или спрятавшиеся от монголо-татар. Все они погибли, их дома сгорели. Археологи нашли следы пожарищ этих трёх домов, литейные формы Максима под Десятинной церковью и в пожарище дома литейщика, остатки замкА, которым художник закрыл двери своего дома, уходя защищать Киев, косточки его кота в пожарище дома художника да косточки двух девочек в развалинах печки в районе Мало-Подвальной.
Это те жертвы, о которых что-то стало известно. А сколько ещё киян и защитников Киева было убито и угнано в рабство!

Развалины церкви стояли под открытым небом. Десятинная церковь была первый раз восстановлена в XVII веке во времена митрополита Петра Могилы. Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, с частичным использованием остатков древних стен. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы. В августе 1828 года ее разобрали в связи с началом строительства новой Десятинной церкви.

Десятинная церковь — это трагедия СССР. Часть стен Десятинной церкви ни враги, ни время разрушить не смогли. Но воинствующие атеисты-руководители не уважали своих предков, а память о религии искореняли до основания. В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году – разобрана по камешкам. Стены Десятинной церкви уничтожали с огромными трудностями.

Десятинная церковь продолжала сопротивляться. Оказалось, что камни её чрезвычайно толстых стен скреплены друг с другом особым составом на основе яичного белка. Помню, что свидетели разрушения этих стен рассказывали: скрепляющая связка камней в течение веков становилась всё крепче и крепче.

К моменту разрушения стен в их глубине эта связка ещё не полностью затвердела и продолжала укрепляться. Даже в ХХ веке остатки стен Десятинной церкви с каждым годом становились всё прочнее. Умели же наши предки строить! Но и для большевиков не было непреодолимых преград.

Стены разрушили до основанья, а затем . А затем остатки фундамента Десятинной церкви, которые и большевикам полностью выкорчевать не удалось, перекрыли стеклянной витриной и ВЗЯЛИ ПОД ОХРАНУ ГОСУДАРСТВА. Как историческую ценность!

Литература
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV, изд. «Наука», М., 1992, стр. 11
2. Каргер М.К. Древний Киев. По следам древних культур.— Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953.

Источник: proza.ru

Десятинная церковь

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения

Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил – в Корсуни, кто – в Киеве, а кто – еще где.

Читайте также:  Положение о финансировании строительства

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

Монета банка Украины с реконструкцией внешнего облика авторства Ю.С. Асеева

Монета банка Украины с реконструкцией внешнего облика авторства Ю.С. Асеева

После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, а потом затеял строительство главного храма своей страны.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н.

Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Десятинная церковь XIX века

Десятинная церковь XIX века

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Читайте также:  Положение о противопожарной безопасности в строительстве

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин

Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

Источник: pravoslavie.ru

Рейтинг
Загрузка ...