Строительство дорог это землепользование

Содержание

Рациональное и эффективное хозяйствование на земле связано с использованием угодий.

Земельные угодья — участки земли, систематически используемые для конкретных производственных целей (или потенциально пригодные для такого использования) и обладающие различиями природных и вновь приобретенных свойств.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составляет 220 млн га, или 13% всего земельного фонда страны, доля несельскохозяйственных угодий — 87%, или 1490 млн га.

В составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения.

Пашня представляет собой сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое иод посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые носевами предварительных культур (в течение не более двух лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы.

Правила землепользования и застройки

Сенокос представляет собой сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение. Основным видом использования пастбищ является выпас животных. Под залежью подразумевается земельный участок, который ранее использовался под пашню и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.

Многолетние насаждения — это сельскохозяйственные угодья, используемые под искусственно созданными древесными, кустарниковыми (без лесной площади) или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции. Распределение сельскохозяйственных угодий по видам представлено на рис. 1.11.

Структура сельскохозяйственных угодий

Рис. 1.11. Структура сельскохозяйственных угодий

Площадь сельскохозяйственных угодий ежегодно сокращается. В целом по России с 1990 г. это сокращение составило 2205 тыс. га. Такая тенденция обусловлена проведением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, выделением из сельхозугодий площадей под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи и иного назначения, под расширение и строительства населенных пунктов. В то же время в отдельных субъектах РФ отмечается и увеличение сельскохозяйственных угодий. Например, в Астраханской области сельскохозяйственные угодья увеличились на 25,0 тыс. га за счет перевода земель из других категорий.

Сельскохозяйственные угодья классифицируются не только по видам, но и по категориям пригодности земель, выделяемым в зависимости от возможности использования земельных участков под основные виды угодий — пашню, сенокос, пастбище. Классификацией предусмотрено семь категорий земель:

Курс для градостроителей. Урок 1.Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

  • 1) земли, пригодные преимущественно под пашню;
  • 2) земли, пригодные преимущественно под сенокосы;
  • 3) пастбищные земли, пригодные под другие сельскохозяйственные угодья после коренного их улучшения;
  • 4) земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренной мелиорации;
  • 5) земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;
  • 6) земли, не пригодные под сельскохозяйственные угодья;
  • 7) нарушенные земли.

В пределах каждой категории пригодности выделяют классы земель, которые представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерной общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности. Они обособлены четко выраженными различиями почвообразующих пород и механического состава почв, степенью солонцеватости и засоления, эродированности и других признаков, влияющих на технологию использования и улучшения земель.

К несельскохозяйственным угодьям относятся земли под водой (включая болота), лесные площади и земли под лесными насаждениями (не входящие в лесной фонд), земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т.п.).

Земли под водой — это площади, занимаемые реками, водохранилищами, ручьями, каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов, озерами, прудами, ледниками, снежниками.

Болото определяется как земельное угодье, избыточно увлажненное грунтовыми и атмосферными водами с наличием на поверхности разложившихся и нолуразложившихся остатков в виде торфа.

Лесные площади включают лесные и нелесные земли, относящиеся к категории земель лесного фонда, а также земельные участки, покрытые лесом и не покрытые лесом, расположенные на землях других категорий. К лесным насаждениям относятся полезащитные лесные полосы и иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, защитные насаждения на полосах отводов железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, каналов, озеленительные и другие древесно-кустарниковые насаждения (за исключением городских лесов) на землях населенных пунктов.

Земли застройки — это земли под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их обслуживания. Земли застройки включают земельные участки жилой и общественно-деловой застройки, а также промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки.

Земли под дорогами — это земли, занятые автомобильными и железнодорожными магистралями, полосами отвода этих дорог, скотопрогонами, улицами, проездами, переулками, площадями и иными путями сообщения.

Нарушенные земли — земли, утратившие свою хозяйственную ценность, являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека. Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ.

К прочим землям относятся овраги, пески, галечники, оползни, скалы, осыпи, наледи, деградированные и загрязненные земли, полигоны отходов, свалки, земельные участки, расположенные в тундре, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя.

Площадь земель под водой и болотами составляет 225,0 млн га, или 13,2% всего земельного фонда России, в том числе под водой (реками, ручьями, озерами, водохранилищами, прудами, искусственными водоемами, осушительными и оросительными каналами и др.) находится 72,2 млн га, под болотами — 152,8 млн га. Земли под водой и болотами присутствуют во всех категориях земель. Наиболее значительные площади земель, занятых реками, озерами, водохранилищами, относятся к категории земель водного фонда — 27,4 млн га, в лесном фонде под водными объектами находится 18,7 млн га, в категории земель сельскохозяйственного назначения — 13,1 млн га, земель запаса — 10,1 млн га. Больше всего болот в категории земель лесного фонда (111 млн га), много заболоченных земель в категории земель сельскохозяйственного назначения (25 млн га) и запаса (13 млн га).

Из состава несельскохозяйственных угодий наибольшую долю в структуре земельного фонда РФ занимают лесные площади и лесные насаждения — 53%, в том числе лесные площади составляют 97%, земли под лесными насаждениями — 3%.

Общая площадь земель застройки составляет в целом по России 5,8 млн га, или 0,3% земельного фонда РФ. В эти угодья включены площади под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Более 62% (3,6 млн га) этих земель расположено в пределах городских и сельских населенных пунктов, где эти земли сосредоточены, в основном, в жилой, общественно-деловой и производственной зонах. Па категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения приходится 0,9 млн га застроенных земель, на земли сельскохозяйственного назначения — 1,1 млн га.

Площадь земель под дорогами составляет 8,0 млн га. В эти угодья включены земли, расположенные в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также скотопрогоны, улицы, проезды, проспекты, площади, иные пути сообщения.

Площадь нарушенных земель составляет 1051 тыс. га, или 0,06% земельного фонда РФ. Наибольшие площади нарушенных земель расположены на территории Кемеровской области (3,1 тыс. га), Ямало-Ненецкого автономного округа (2,4 тыс. га), Республики Тыва (2,3 тыс. га), Московской области (1,7 тыс. га).

Прочие земли в целом по стране занимают 351 млн га, или 20,5% территории страны. В состав прочих земель включены полигоны отходов, свалки, пески, овраги и другие земли, а также участки тундры, пригодные для оленьих пастбищ. Песками в составе прочих земель занято — 4,5 млн га, оврагами — 1,5 млн га, полигонами отходов, свалками — 0,1 млн га.

Распределение земель по угодьям представляет собой процесс определения местоположения, границ и площадей видов и подвидов угодий. Следует заметить, что распределение земель по угодьям не соответствует их распределению по категориям. К примеру, только 89% сельхозугодий отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Остальные площади продуктивных земель находятся в других категориях: землях населенных пунктов — 4,2%, землях промышленности и иного специального назначения — 0,5%, землях особо охраняемых территорий и объектов — 0,3%, землях лесного фонда — 2%, землях запаса — 4%.

Структура земельного фонда России постоянно меняется под влиянием социально-экономических и природных процессов — и позитивных, и негативных.

Земля является основой жизни и деятельности людей, главным компонентом природы и кладовой водных, минеральных и других ресурсов. Невосполнимость и ограниченность земельных ресурсов требует особого внимания к установлению режимов землепользования, обеспечению рационального использования и охраны земель. Земля в процессе использования рассматривается как природный объект, как фактор производства, как недвижимое имущество.

Землепользование — это пользование землей в установленном законом порядке. В настоящее время в Российской Федерации формы землепользования строятся на двух видах прав — вещных и обязательственных. Первому виду соответствуют право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения и сервитут. Второму виду соответствуют аренда и безвозмездное пользование земельными участками. Каждая из этих форм имеет свои особенности, вместе с тем каждый собственник, землевладелец и землепользователь должны соблюдать установленные требования по целевому использованию земель, сохранению межевых знаков, своевременным платежам за землю и т.п.

Земельный участок как объект права собственности и иных нрав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законодательством, и подлежат государственной регистрации. Способы приобретения нрав на землю разделяются на первоначальные и производные. При первоначальных способах установление прав на землю и их объем определяются законом, а при производных — в значительной степени волей прежнего собственника и соглашением сторон.

В целях упорядочения землепользования все земли в России разделены на категории по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земельный фонд РФ на 1 января 2014 г. составил 1709,8 млн га. Наибольшую долю в структуре земель РФ по целевому назначению занимают земли лесного фонда — 65,7%. В структуре земель по формам собственности преобладают земли в государственной и муниципальной собственности — 92,2%.

Знание состава и структуры земельного фонда РФ необходимо для организации рационального использования земли и ее охраны как основы жизни и деятельности проживающих на ней народов.

Источник: studme.org

Формирование земельного участка для строительства автомобильной дороги

Цели и задачи землеустройства при отводе земель для несельскохозяйственных нужд. Требования к несельскохозяйственному землепользованию. Технико-экономическая характеристика объекта строительства, его площадь и размещение. Определение платы за землю.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.03.2012
Размер файла 52,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проект: страниц — 32, таблиц — 18, рисунков — 0, приложение — 1 (план в масштабе 1:25000) .

Предмет: Землеустроительное проектирование

Тема: Формирование земельного участка для строительства автомобильной дороги

Цель — закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по составлению и обоснованию проекта формирования земельного участка под строительство автомобильной дороги.

Составление проектного плана отвода земель в масштабе 1:25000 или 1:10000.

Составление детального крупномасштабного проектного плана отвода земель.

Определить площади изымаемых земель.

Определить ценность изымаемых и временно занимаемых земель.

Возместить стоимость жилых зданий, производственных сооружений, посевов сельскохозяйственных культур, незавершенного производства.

Определить размеры убытков, вызываемых возникающими неудобствами, связанные с ограничением прав.

Определить затраты, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель.

Определить площади участков, с которых снимается плодородный слой почвы.

Установить мощности ППС на каждом участке пли почвенной разновидности.

Определить объем снимаемого плодородного слоя.

Определить площади и местоположения временных отвалов ППС.

Установить местоположения и площади рекультивируемых или улучшаемых землеванием участков.

Определить направления использования снимаемого плодородного слоя.

Установить мощности наносимого плодородного слоя.

Определить основные требования к освоению земель с нанесенным плодородным слоем (сроки освоения, культуры, агротехника освоения).

Определить плату за земли сельскохозяйственного назначения (до отвода).

Определить плату за земли несельскохозяйственного назначения (после отвода).

При современном развитии научно-технических прогрессов сопровождающихся интенсивным развитием отраслей экономики: происходит увеличение числа промышленных предприятий, возникают узкоспециализированные территориально-производственные комплексы с развитыми промышленными узлами, городами и рабочими посёлками, мощной сетью производственных инфраструктур. В то же время увеличение численности населения предполагает удовлетворение растущих потребностей последнего в высококачественных продуктах питания в достаточном количестве и ассортименте, а лёгкой промышленности — в сырье. При ограниченности земельных ресурсов решение данной задачи становится проблематичным, так как ежегодно значительные площади земель изымаются из сельскохозяйственного оборота для государственных и общественных нужд.

Перераспределение земель между отраслями экономики, образование землепользования несельскохозяйственного назначения осуществляется посредством межхозяйственного землеустройства.

Образование новых землевладений и землепользований, земель с определенным правовым статусом, внесение в них необходимых улучшений и изменений влекут за собой серьезные последствия в существующей организации использования и охраны земель. Такие решения должны быть обоснованными и продуманными, что требует составления проектов межхозяйственного землеустройства.

Важное место в межхозяйственном землеустройстве занимает отвод земель из сельскохозяйственного оборота для несельскохозяйственных нужд. В связи с этим инженер-землеустроитель должен владеть методикой решения проектной задачи отвода земель.

1. Порядок изъятия и предоставления земель для

1.1 Цели и задачи землеустройства при отводе земель для

Межхозяйственное землеустройство — это система государственных мероприятий по распределению и по перераспределению земель между отраслями экономики, внутри отраслей, между пользователями, между субъектами РФ, между муниципальными и иными административно-территориальными образованиями, а также совершенствованию современного землевладения (землепользования) путем образования новых и изменения существующих землевладений (землепользовании). Межхозяйственное землеустройство при образовании несельскохозяйственных землепользовании обычно имеет не только межотраслевой, но и межхозяйственный характер, так как при этом образуются или изменяются землевладения и землепользования конкретных хозяйств, вносятся изменения в межхозяйственную организацию территории.

Читайте также:  Строительство акт кс 2

Целью межхозяйственного землеустройства при отводе земель для несельскохозяйственных нужд является организация рационального использования и охраны земель.

Задачи межхозяйственного землеустройства:

перераспределение земельных ресурсов между отраслями народного хозяйства;

создание территориальных условий для размещения и нормального функционирования конкретного несельскохозяйственного объекта;

создание условий для развития сельскохозяйственного производства в зоне отвода земель для несельскохозяйственных нужд;

сохранение сельскохозяйственных угодий и недопустимость потерь продуктивных земель, то есть экономическая защита сельскохозяйственных угодий от необоснованных изъятий.

1.2 Порядок отвода земель для несельскохозяйственных нужд

Отвод земель — это комплекс землеустроительных действий по установлению в натуре границ земельного участка предоставленного в собственность, владение или пользование.

В соответствии со статьей 30 Земельного Кодекса порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1) Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2) Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

3)Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, и в постоянное (бессрочное) пользование.

4) Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

государственный кадастровый учет земельного участка;

проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5) Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1)выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Не допускается изъятие:

особо ценных продуктивных земель;

земель, занятых охраняемыми природными и историко-культурными объектами.

В исключительных случаях допускается изъятие:

сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня;

земель, пригородных зелёных зон;

земельнаучно-исследовательских и учебных заведений сельскохозяйственного и биологического профиля;

земель, занятых лесами 1-й группы.

1.3 Требования, предъявляемые к несельскохозяйственному

1. Предоставление земель в таком месте, где имеются условия для функционирования несельскохозяйственного объекта с учётом интересов других отраслей экономики и пользователей земли.

Соответствие площади, конфигурации и природных условий целевому назначению предоставляемых земель.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов на территории отвода земель.

Рациональное использование затрат на улучшение земель, сохранение ценных сельскохозяйственных угодий, внутрихозяйственную организацию территории, ликвидацию недостатков землевладений и землепользовании.

5. Обязательное соблюдение приоритета сельскохозяйственного землевладения и землепользования в зоне отвода земель.

1.4 Задачи, решаемые в проекте

Размещение объекта строительства.

Определение площади, состава и ценности изымаемых и временно изымаемых земель.

Определение величины и порядка возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.

Определение величины потерь сельскохозяйственного производства.

Подготовка технических условий снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы с изымаемого участка.

Определение платы за землю.

2. Характеристика объекта проектирования

2.1 Краткая природно-экономическая характеристика объекта

Уфимский район расположен в центральной части Республики Башкортостан, у слияния рек Уфы, Уршака, Демы и Белой. Образован Постановлением Президиума ЦИК и Совнаркома БАССР 20 августа 1930 года на территории Уфимского уезда. Районный центр — г. Уфа. Численность населения — 61,5 тыс. человек, территория — 1513 кв.км.

Район занимает узловое положение в транспортной сети республики. Территорию района пересекает электрифицированная Сибирская железнодорожная магистраль, от которой отходят железные дороги на Оренбург и Благовещенск. Здесь сходятся нефтепроводы основных нефтепромыслов Республики Башкортостан, проходит большое количество нефтегазопроводов, связывающих Тюменскую область с европейской частью России. Проходят автомобильные дороги: Самара — Уфа — Челябинск, Уфа — Оренбург, Уфа — Янаул, Уфа — Казань. По рекам Белой и Уфе осуществляется судоходство.

Сельскохозяйственные угодия занимают 68,5 % территории района. Уфимский район играет заметную роль в обеспечении жителей столицы республики свежими овощами, молоком, мясом, яйцом. Это один из крупных производителей сельскохозяйственной продукции.

Аграрный сектор представляют 9 государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, 2 птицефабрики, 2 агрофирмы, учебно-опытное хозяйство «Миловское», опытное хозяйство «Уфимское», агрохозяйство «Энергетик», 58 крестьянских фермерских хозяйств. Всего же в районе около 700 хозяйствующих субъектов. Наиболее крупные из них: совхоз «Алексеевский», совхоз-завод «Дмитриевский», совхоз «Шемяк», птицефабрики «Башкирская» и «Уфимская».

Климат района умеренный континентальный с отчетливо выраженными сезонами года и характеризующийся продолжительной, относительно холодной зимой и жарким летом. Среднегодовая температура по данным Башгидрометцентра +2,3. Обсалютная температура максимальна в июле +40, обсалютная минимальная температура -50. Первые заморозки осенью обычно наступают в конце сентября в начале октября, последние морозы случаются в конце апреля, в начале мая, а иногда в начале июня. Барометрическое давление для района минимально в зимнее время и максимально в летнее.

Доминирующее направление ветров юго-западное.

Глубина промерзания грунта в водораздельных участках достигает 1,5 м. В местах пониженного рельефа промерзание незначительное, около 0,6-0,8 м. среднегодовая сумма осадков 500-600 мм. Среднегодовая относительная влажность 69%.

Лесные массивы занимают повышенные участки рельефа, долины рек. Встречаются дуб обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная, ильм, вяз, из хвойных — пихта сибирская, ель сибирская. На заболоченных участках растут камыши. Широкого хозяйственного значения указанные лесные массивы не имеют, а служат как декоративные зеленые участки.

Уфимский район относится к полуувалистой, лесостепной части Предуралья, является по рельефу переходной полосой между степями Предуралья и передовыми хребтами, увалами западного склона Южного Урала.

Гидрографическая сеть Уфимского района представлена двумя крупными реками западного склона Урала: Белой и Уфой. Река Белая протекает у южных и западных границ Уфимского полуострова и в районе г.Уфы в реку Белая справа впадает река — Уфа а слева впадает еще один крупный приток река — Дема.

Река Белая является самой крупной полноводной рекой Башкортостана, довольно сильно миандрируещий. В летнее время осуществляется судоходство. В меженное время ширина р.Белой равняется 300-400 м. а глубина достигает 4 м. В половодье ширина реки достигает 8 км. а глубина 12 м. Надпойменная терраса представляет собой заболоченную и заросшую многочисленными кустарниками поверхность с многочисленными старичными озерами. Режим рек характеризуется высоким весенним половодием и низким летне-осенней меженью, часто нарушаемый дождевыми паводками.

Почвенный покров представлен черноземами выщелоченными и оподзоленными. Незначительную площадь занимают светло-серые лесные почвы.

Источник: otherreferats.allbest.ru

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения

В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения?

Общие особенности использования земельных участков для нужд промышленности и иного специального назначения определены ст. 87 ЗК РФ.

Назначение земель, перечисленных в данной статье, весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть, как правило, организации и предприятия.

Землепользование граждан (огороды, пастбища для скота, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций, например сельскохозяйственных предприятий, всегда вторично, т. к. земельные участки им отводят первичные землепользователи. Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными «администраторами» (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т. д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно. Эти случаи названы в ст. 24 ЗК РФ.

Основными органами управления в области использования названных земель являются те же органы, которые управляют соответствующим производством и иной возложенной на них деятельностью. При всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления имеют много общего.

Во-первых, все органы управления (министерства, ведомства) обязаны руководствоваться предписаниями Правительства РФ, а в необходимых случаях согласовывать свои действия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и других учреждений. Они вправе осуществлять наблюдение за состоянием использования земель, давать рекомендации и указания в целях организации рационального использования и охраны земель (в соответствии с Положением о названных министерствах и ведомствах).

Во-вторых, они разрабатывают внутрипроизводственные правила землепользования, решают вопросы внутренней организации землепользований промышленных, транспортных и других предприятий, т. е. определяют целевое назначение их отдельных частей, обеспечивают оптимальное размещение строящихся зданий и сооружений, создают службы эксплуатации земель и т. д. Так, Министерство транспорта и связи РФ утверждает правила и инструкции о порядке использования земель железных дорог, временного отвода их предприятиям сельского хозяйства и другим организациям, а также гражданам. Например, названным Министерством утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог[43].

В-третьих, они организуют внутриведомственный учет «своих» земель, принимают решения о перераспределении земель между подведомственными им предприятиями и службами, содействуют им в осуществлении прав и обязанностей.

Участки, как сказано в ст. 87 Кодекса, расположены за границей населенных пунктов. При этом земельные участки, расположенные в границе населенных пунктов, признаются землями соответствующих населенных пунктов, для каких бы из упомянутых в ст. 87 нужд они ни использовались. Следовательно, характер их использования определяется двояко: с одной стороны, нормами, установленными для земельных участков населенных пунктов, например архитектурно-планировочными требованиями, с другой — нормами, определяющими характер их использования для нужд промышленности, транспорта, энергетики, связи и иного специального назначения.

Порядок использования названных земельных участков всегда согласуется с соответствующими администрациями городов, поселков и других населенных пунктов.

Важной особенностью правового режима использования земельных участков в составе названной сложной категории земель является создание в их составе охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями их использования. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка.

Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, т. к. все виды деятельности, требующие отвода земельного участка, перечислить в нормативном акте невозможно, и в этом нет необходимости. Законодательство, как правило, не устанавливает заранее определенные размеры земельных участков для каждого отдельного вида деятельности. Вместе с тем, нельзя оставить без нормирования отвод земельных участков в составе рассматриваемой категории земель, поэтому предусмотрено условие, согласно которому размеры отводимых участков определяются (экономически обосновываются) в процессе проектирования строительства и иной специальной деятельности. Конкретные и оптимальные размеры необходимых земельных участков указываются в проектно-технической документации. В некоторых случаях нормы предоставления земельных участков определены непосредственно в правовых актах о конкретных видах хозяйственной деятельности, например нормы для полос отвода железных и автомобильных дорог, береговых полос, охранных зон линий связи и т. д.

Значительные территории рассматриваемой категории земель находятся в исключительной федеральной собственности, о чем в ст. 87 ЗК РФ сказано следующее.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель определяется:

1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли специального назначения могут предоставляться, если это не мешает основному использованию участков, в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Это положение относится ко всем земельным участкам рассматриваемой категории земель.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ.

Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, — это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 90-х гг. В настоящее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

В собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким земельным участкам относятся, например, участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы РФ; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организации Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Изъяты из оборота земельные участки, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Исключены из оборота также земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Каков порядок использования земельных участков, предоставляемых для нужд промышленности?

Земельные участки промышленных предприятий предназначены для размещения производственных зданий, цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других строений и сооружений, необходимых для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями (заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие. Оно отвечает за состояние и использование земельных участков.

Читайте также:  Что считается законченным строительством

Размер предоставляемого или приобретаемого участка данного предприятия (акционерного общества, промышленного комплекса) определяется проектом его строительства с учетом экономного использования земли. Как правило, новые предприятия строятся в промышленных районах (узлах), где организуются общие вспомогательные производства, инженерные сооружения, системы энерго-, водоснабжения и другие коммуникации. Поэтому проекты предприятий должны быть увязаны с проектами планировки промышленных районов, схемами генпланов промышленных узлов, а при отсутствии таковых — с существующими или намечаемыми коммуникациями, сетями и сооружениями. Выполнение данных требований способствует охране и рациональному использованию земель.

Кроме того, в проект строительства закладываются возможность соблюдения противопожарных норм; рациональные решения по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха, по отводу сточных вод (уменьшение их количества, бессточные системы); затраты на снятие и хранение плодородного слоя почвы, на рекультивацию и возмещение убытков, причиненных прежним землепользователем. Участки для отвалов, отходов, шлаконакопителей и отбросов надлежит выбирать на землях, непригодных для сельского хозяйства, с соблюдением норм и правил безопасности.

Поскольку производственная деятельность промышленного предприятия представляет опасность с точки зрения загрязнения окружающей среды, на соседних участках устанавливаются санитарнозащитные и иные зоны с особыми условиями пользования.

Строительные нормы и правила (СНиПы) устанавливают целый ряд запретов. Размещение предприятий или групп предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: на площадках залегания полезных ископаемых без согласования с органами государственного горного надзора; в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик; в зонах активного карста, оползней, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации; в первом поясе зоны санитарной охраны водных источников; в первой зоне округов санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией их лечебных свойств; в зеленых зонах городов и поселков городского типа; на землях, занятых или предназначенных для лесов, лесопарков; на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы; на землях заповедников и их охранных зон; в охранных зонах памятников истории, археологии, архитектуры, искусства, охраняемых государством.

Предприятия, действующие на временно предоставленных участках, обязаны за свой счет привести их в состояние, пригодное для эксплуатации по основному назначению. Рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого — не позднее одного года после завершения работ. Предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. При этом необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»[44]. Затраты на проведение таких работ относятся за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В чем особенности использования земельных участков для нужд энергетики?

Эти земельные участки заняты для размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. На их территории располагаются воздушные линии электропередачи, наземные сооружения кабельных линий электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, а также в целях безопасности устанавливаются охранные зоны электрических сетей.

Предприятиям энергетики могут предоставляться земельные участки в постоянное и во временное пользование — безвозмездно. Так, например, во временное пользование (на период строительства) выделяются полосы земельных участков по всей длине трассы для прокладки кабелей, монтажа и установки опор воздушных линий и подвески проводов.

Правовой режим земельных участков при использовании атомной энергии установлен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[45]. Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полномочиями по отводу земельных участков для этих целей.

При этом решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников, принимают органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами РФ. Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

В соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утверждаемыми Правительством РФ, устанавливаются: охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местам, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов в зависимости от вольтажа линий; разрывы от крайних проводов до ближайших выступающих частей зданий и сооружений шириной также в зависимости от вольтажа линий. Организации, строящие высоковольтные сети через леса, парки, заповедники, сады и другие насаждения, согласовывают направление этих сетей (и другие необходимые условия) с организациями, которые ведают данными территориями. То же касается ширины просек на этих землях и в защитных лесных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, запретных полосах вдоль рек и озер.

В пределах охранных зон, разрывов и просек запрещается:

без письменного разрешения эксплуатирующей организации строить всякого рода сооружения, линии связи и силовые воздушные электрические сети, производить какие-либо работы, посадку деревьев;

устраивать проезды непосредственно под проводами воздушных линий машин высотой более трех метров;

производить полеты, за исключением авиации, обслуживающей энергосистемы, на высоте меньше 100 м над воздушными линиями электропередачи и подстанциями и сбрасывать балласт, тросы и другие предметы, а также спускаться на парашютах;

устраивать в местах, где проложены подводные кабельные электрические линии, причалы, стоянки судов и барж, бросать якоря и волокуши, выделять рыболовные угодья, а также производить (без согласования) дноуглубительные и землечерпательные работы;

ставить скирды хлеба, ометы соломы, стога сена, штабеля торфа или лесоматериалов; располагать полевые станы, загоны, коновязи и скотные дворы; разводить огонь.

На трассе подземных кабельных линий запрещается сбрасывать большие тяжести, выливать кислоты и щелочи, устраивать различные свалки, в том числе шлака и снега. Аварийные работы на этих линиях должны согласовываться с руководителями соответствующих предприятий, учреждений или органами местных администраций. После ликвидации аварии организация, эксплуатирующая кабельную линию, обязана засыпать грунт и восстановить дорожные покрытия. Земляные работы и раскопки (за исключением работ, связанных с устройством огородов и цветников и уходом за ними) на территории, через которые проходят электрические линии, могут производиться только по получении письменного разрешения эксплуатирующей организации.

Плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями. После выполнения указанных работ (а также после ликвидации аварий) угодья приводятся в прежнее состояние, а убытки возмещаются. Аналогичные работы, связанные с нарушением дорожных покрытий, производятся только после согласования (в исключительных случаях — уведомления) с органами, ведающими этими дорогами.

Каковы общие условия использования земельных участков предприятиями различных видов транспорта?

Земельные участки используются при эксплуатации, содержании, строительстве, ремонте, реконструкции, усовершенствовании и развитии сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Порядок пользования земельными участками, предоставленными предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, регулируется ст. 90 ЗК РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.

Размеры участков определяются по действующим нормам или типовым проектам строительства соответствующих объектов. Если же норм нет, а использовать типовые проекты невозможно (ввиду инженерно-технических, климатических и иных особенностей, специфики рельефа или самого объекта строительства), размеры определяются проектно-сметной документацией. Отвод осуществляется с учетом очередности освоения участков.

При проектировании, кроме соблюдения общего принципа размещать объекты на непригодных для сельского хозяйства землях либо угодьях худшего качества, необходимо также выбирать оптимальные направления трасс, чтобы не создавать неудобства соседним хозяйствам и не нанести больших расходов по возмещению им компенсаций.

Земельные участки предоставляются, как правило, бессрочно. На территории населенных пунктов объекты транспорта размещаются только с согласия соответствующих местных администраций.

На период строительства, реконструкции или ремонта своих сооружений предприятия вправе получать участки во временное пользование. Порядок их возврата (рекультивация и т. д.) тот же, что и для предприятий промышленности. Временные участки могут передаваться другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов с обязательным возмещением расходов по содержанию и улучшению таких участков.

Проекты строительства, реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать необходимость защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным заносам и размывам (эрозии) почв. Размеры участков для этих нужд определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта. Предприятия обязаны бороться с вредителями полезных растений и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

Нормальная эксплуатация, а также безопасность объектов транспорта обеспечивается установлением охранных зон, размер и режим которых зависит от вида транспорта и определяется соответствующими нормами или проектно-технической документацией. Земли этих зон остаются у землевладельцев, но имеют особый режим, о котором их обязано письменно известить соответствующее транспортное предприятие.

Каков порядок использования земельных участков на железнодорожном транспорте?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 7 июля 2003 г.)[46] в ст. 9 указывает, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

МПС России (ныне Министерство транспорта) утвердило 15 мая 1999 г. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог[47], которым определяется порядок использования земельных участков. В частности, указано, что проектно-техническая документация устанавливает размеры земельных участков для обеспечения полос необходимой ширины в случаях, требующих индивидуального проектирования земельного полотна, боковых резервов, искусственных противопожарных и противолавинных сооружений, переездов, берегоукрепительных, противоэрозионных и снегозадерживающих лесонасаждений; размещения станций, локомотивных и вагонных депо, жилых поселков, тяговых подстанций и т. п.; защитных зон, а также зон перспективного развития; временных нужд (на период строительства).

Защитные зоны железнодорожного транспорта включают в себя: земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий (ст. 2 Закона).

В зонах с особыми условиями землепользования запрещается: производить какие бы то ни было строительные, монтажные, горные и карьерные работы без письменного разрешения управления железной дороги; вырубать лес и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к оползням, осыпям, селевым потокам, оврагам, возникновению подвижных песков, снежных заносов и горных лавин; сооружать линии связи, электросети, а также трубопроводы без согласования с Министерством транспорта и связи РФ.

Каков порядок использования земельных участков морского и внутреннего водного транспорта?

К землям морского и внутреннего водного транспорта, согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ[48] и ст. 90 ЗК РФ, относятся территории, занятые:

искусственно созданными внутренними водными путями; морскими портами (в том числе специализированными) с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными постройками, жильем и соцкультбытом; внутренней береговой полосой.

Размеры предоставляемых земельных участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших участок.

Предприятия морского транспорта могут предоставлять часть своих земель, а также акватории порта во временное пользование другим лицам для различных транспортных нужд.

Без согласования с администрацией на подходах к портам (каналам) и территории порта запрещается сооружать мостовые, кабельные и воздушные переходы, линии связи и электропередачи, прокладывать трубопроводы, водозаборные и прочие объекты, а в зоне действия радионавигационных объектов — строить радиосистемы. Строительство, ремонт и реконструкция объектов других видов транспорта в акватории и на территории портов производятся в соответствии с общими правилами морских торговых и рыбных портов, утвержденными государственными органами морского флота и рыбного хозяйства.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;

пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;

берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.

К охранным зонам, помимо участков, общих для всех видов транспорта, относятся береговые полосы внутренних водных путей.

Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, причем вне населенных пунктов (ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ[49]).

На землях береговой полосы могут быть запрещены распашка земли, корчевка леса и другие работы. Строить в пределах береговой полосы можно только с разрешения соответствующей местной администрации и по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав. Организации, использующие эту полосу для хранения и сплотки древесины, обязаны очистить затопляемые участки до начала паводка.

Согласно ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу земли шириной 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством РФ и водным законодательством РФ;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

Читайте также:  Как рассчитать потребность кирпича при строительстве

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определено, что не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Каков порядок использования земельных участков автомобильного транспорта?

Для автомобильного транспорта земельные участки отводятся дорожным органам и другим организациям, осуществляющим строительство и эксплуатацию дорог (в постоянное и временное пользование). Основные нормативные акты, регулирующие правовой режим названных земель: Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего использования»[50], Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420[51].

В зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог: для дорог 1-й категории — 32 м; для дорог 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно 28,22,19 и 18 м. При прохождении трассы дороги по особо ценным сельскохозяйственным угодьям ширина полосы отвода может быть уменьшена до минимально возможной величины.

Помимо этого, на период строительства дороги для временных нужд (складирование материалов, размещение и передвижение техники, устройство карьеров и т. д.) в соответствии с проектом могут предоставляться земельные участки на праве срочного пользования. Эти участки по окончании строительства возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по прежнему целевому назначению.

Одновременно им возмещаются убытки, возникшие в связи с временным занятием этих земель. В случае прохождения трассы дороги по землям, находящимся в частной собственности, они выкупаются у соответствующих собственников в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ. При несогласии собственника земли на ее выкуп дело решается в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.

При необходимости и с целью охраны дороги от размывов, эрозионных процессов, снежных заносов вдоль полосы отвода могут устанавливаться специальные зоны с особыми условиями землепользования. Эти земли не исключаются из состава земель хозяйств, по территории которых они проходят, но право пользования ими ограничивается в интересах автомобильных дорог. Такие охранные зоны устанавливаются на эрозионно-опасных участках, косогорах, оползне— и селеопасных, а также подверженных снежным заносам участках. В пределах указанных зон устанавливается такой режим использования земель, который удовлетворял бы требованиям охраны дорожного полотна и нормального функционирования дороги: запрет на вырубку деревьев там, где это может отразиться на устойчивости склонов или может стимулировать образование оврагов, селей, оползней; укрепление и облесение открытых участков; запрещение распашки земель и др.

На лесопокрытых, но эрозионно-неопасных участках устанавливаются зоны, в пределах которых дорожные органы получают право сплошной вырубки деревьев с целью просушивания дорожного полотна и улучшения видимости для водителей.

Условия хозяйственного использования земель в пределах охранных зон, а также сроки и порядок проведения на них других дорожных мероприятий оговариваются в специальных договорах, заключаемых сторонами. Здесь же указываются размеры возмещения убытков, возникающих в связи с ограничением прав землепользователей установлением охранных зон.

Для ремонта автодорог на период его проведения по договоренности сторон (как правило, в периоды, когда земли не заняты сельскохозяйственными культурами) могут выделяться земельные участки в срочное пользование, которые после окончания работ возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.

Особой охране подлежат федеральные дороги общего пользования 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий. Вдоль этих дорог устанавливаются специальные придорожные полосы, ширина которых составляет: для дорог 1-й и 2-й категорий — 75 м, а для дорог 3-й и 4-й категорий — 50 м в обе стороны от границ полосы отвода. При подъезде к столицам республик, административным центрам субъектов Федерации и городам федерального значения на расстояние не менее 25 км от границ указанных городов ширина придорожной полосы увеличивается до 150 м. Вдоль кольцевых дорог упомянутых населенных пунктов ширина придорожной полосы устанавливается в 250 м.

При пересечении дороги с линиями высоковольтной электропередачи расстояние от опоры проводов до бровки дороги должно быть равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее 25 м[52].

Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования — зона с особым режимом использования земель. Предоставление земельных участков в пределах придорожных полос и в непосредственной близости от них должно производиться только по согласованию с органами управления автотранспортом и ГИБДД.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений со сроком службы 10 и более лет. Ранее построенные сооружения сохраняются, однако режим их использования должен быть согласован с органами управления автотранспортом. Размещение в пределах придорожных полос различных объектов транспортной обстановки, а также указателей, плакатов, информационных и рекламных щитов и роликов может осуществляться только по согласованию с соответствующими службами: МВД России, дорожной службой, архитектурной службой и т. п.

Каков порядок использования земельных участков трубопроводного транспорта?

Земельные участки для нужд, связанных с трубопроводным транспортом, предоставляются:

для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»[53] устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством РФ. При этом в постоянное пользование передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта.

Организация — собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, обязана:

рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством РФ.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На этих земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Схожий порядок использования земельных участков установлен и для нефтепроводов.

Ширина полос земли, отводимой во временное пользование для строительства (закладки) одного магистрального подземного трубопровода, устанавливается исходя из следующих нормативов, в зависимости от диаметра трубопровода и категории земель, по которым прокладывается трасса трубопровода.

На землях лесного фонда ширина полос устанавливается по тем же нормативам, что и на землях сельскохозяйственного назначения.

Ширина полос для магистральных подземных трубопроводов диаметром более 1420 мм и трубопроводов, строящихся в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях), определяется по проектам, утверждаемым в установленном порядке.

После завершения строительства трубопровода временно занимаемые полосы приводятся в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению, и возвращаются прежнему землепользователю. Одновременно ему возмещается стоимость всех убытков, возникших в связи со строительством трубопровода, включая упущенную выгоду. Дальнейшее использование полосы земель над трубопроводами осуществляется землепользователем, по территории которого проложен трубопровод, по своему усмотрению, но с соблюдением правил эксплуатации трубопровода.

Каков порядок использования земельных участков для воздушного транспорта?

Правовой режим земельных участков для воздушного транспорта определен Воздушным кодексом РФ. Земельные участки предоставляются, как правило, в бессрочное пользование предприятиям и организациям воздушного транспорта в соответствии с проектной документацией или установленными нормативами.

Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории и полосы воздушных подходов. Различают три типа таких зон с особым правовым режимом землепользования.

В первой зоне (шириной до 10 км от границ аэродрома) запрещается строительство без согласования с органами гражданской авиации зданий и сооружений, воздушных линий связи, линий электропередачи и других сооружений.

Вторая зона имеет ширину в интервале от 10 до 30 км от границ аэродрома. В ее пределах согласовывается строительство лишь тех объектов, абсолютная отметка верхних точек которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м.

В третьей зоне (шириной в интервале от 30 км до 75 км от границ аэродрома) согласованию подлежит строительство любых объектов высотой 200 м и более. В случае нарушения требований указанной нормы соответствующие объекты подлежат сносу без возмещения их стоимости.

В пределах указанных зон допускается хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям эксплуатации воздушного транспорта. Кроме того, на землях, прилегающих к аэродромам в радиусе 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, на которых возможно массовое скопление птиц, что опасно для полетов воздушных летательных аппаратов.

Каков правовой режим земель электрических сетей и линий связи?

Правовой режим земель электрических сетей и линий связи имеет много общего. Их правовое положение определяется рядом нормативных актов, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[54], Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации[55], утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, и др.

Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований или полей севооборотов.

Субъекты права на землю — предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).

На праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки предоставляются для размещения и возведения стационарных элементов сетей и линий (опоры линий электропередачи, надземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и др.).

На праве безвозмездного срочного пользования (на период строительства) земельные участки предоставляются вдоль возводимой трассы подземного кабеля или воздушных линий для использования их в качестве подъездных путей, мест складирования материалов, укладки вынимаемого из траншей грунта и т. п.

Размеры участков под стационарные элементы линий связи и электрических линий, как правило, нормируются, участки временного пользования определяются в соответствии с проектной документацией или специальными расчетами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую кат

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Статья 97. Земли природоохранного назначения

Статья 97. Земли природоохранного назначения 1. К землям природоохранного назначения относятся земли:1) утратил силу;2) запретных и нерестоохранных полос;3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов,

9.1. Земли сельскохозяйственного назначения

9.1. Земли сельскохозяйственного назначения Если гражданин решит продать земельный участок, на котором расположено его приусадебное хозяйство, будут ли действовать ограничения, установленные законом в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения?В данном

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности,

Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Наименование данной категории земель,

Статья 88 Земли промышленности

Статья 88 Земли промышленности 1. Статья 88 Кодекса характеризует основные черты правового режима земель промышленности. Они используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. В ЗК 1991г. самостоятельная статья о землях

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Групповые тренировочные занятия являются, как показала практика, наиболее совершенной формой повышения профессионального уровня кинологов и улучшения рабочих

Источник: law.wikireading.ru

Рейтинг
Загрузка ...