Недавно вице-премьер Максим Акимов доложил президенту России, что строительство новой трассы М-12 Москва-Казань начнется во втором полугодии 2020 года. Протяженность дороги составляет 729 км. Стоимость стройки составляет 540-550 миллиардов рублей. Полностью работы планируется завершить к 2027 году. Однако не должно ли быть строительство новых дорог до 1000 км рядовым явлением?
Пока что такого не наблюдается. «Новые известия» рассказали, почему так происходит.
Сравнение скоростных магистралей в России и в мире
Если не брать в расчет, что Россия занимает самую большую площадь, то дорога в 729 километров между Москвой и Казанью действительно является уникальным событием.
По протяженности дорог страны располагаются следующим образом:
- Китай – 142 500 км
- США – 108 394 км
- Испания – 17 109 км
- Канада – 17 000 км
- Германия – 13 009 км
- Франция – 11 992 км
- Бразилия – 11 000 км
- Япония – 10 021 км
- Мексика – 7 176 км
- Италия – 6 844 км
- Россия – 2063 км
Самые длинные дороги в Китае, который в короткий срок стал лидером. Там программа строительства автомагистралей реализуется с 1988 года, а на темп строительства в четыре-шесть тысяч километров в год страна вышла в 1999 году. И на данный момент он сохраняется. Так, в Китае за год вводится в эксплуатацию в 2-3 раза больше дорог, чем в России.
Новые дороги в Татарстане. Что построили в 2022 году? [АЭРОСЪЕМКА]
Несмотря на то, что Китай имеет экономику страны в восемь раз лучше, магистралей у них больше почти в 70 раз.
По стоимости строительства одного километра автомагистрали лидеры распределяются так:
- Китай: $3,5 млн (₽223 млн)
- Канада: $6 млн (₽382 млн)
- Россия: $11,8 (₽754,5 млн)
Доктор технических наук, профессор МАДИ Михаил Якимов объяснил, по какой причине строительство идет медленно. Прежде всего, по его мнению, причина кроется в низкой квалификации специалистов со стороны заказчика, а также согласующих органов и представителей власти всех уровней. Если говорить о строительстве, то для него не хватает производственной мощности, что связано с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», на который выделяются триллионы. Чтобы реализовать проект в полной мере, нужно оборудование и персонал высокой квалификации, которого не хватает.
Различие в цене между Россией и другими лидерами большое и списать все на тяжелые условия прокладки дорог не получится, потому что между Москвой и Казанью нет гор, морей и так далее. В Китае, в свою очередь, дороги отличаются высоким качеством и служат в среднем 15-25 лет.
Протяженность дорог в России
Тип дороги
2012
2018
Разница
Все дороги
Федеральные
Региональные
Местные
Практически вся прибавка приходится на внутренние дороги городов, деревень, сел и так далее. И так прирост составляет 40 тысяч километров в год. В 2012 году была изменена методика учета протяженности дорог и к местным стали причислять все дворы, которые до этого не учитывались. При этом, не везде на них есть асфальт. Так, удельный вес дорог с твердым покрытием был сокращен с 85,2% в 2006 году до 70,4% в 2018 году.
Трасса М12 — самая большая стройка дороги в России: в чём экономическая выгода?
По словам Михаила Якимова, иногда отсутствие твердого покрытия на дороге оправдано.
Конечно, нельзя сказать, что для России сгодятся зимники, грунтовки и гравийки. Однако в существующих условиях, с учетом масштабов территории России без гравиек, зимников и грунтовок нам не обойтись. Значительные части территории России в принципе возможно укрепить только естественным образом, и построив там зимнюю дорогу на короткий период времени ее эксплуатации в условиях низких температур, говорит он.
Минтранс и Росавтодор на вопросы о том, почему россияне ездят по грунтовкам и зимникам, не ответили.
Почему нельзя построить дороги?
В конечном итоге получается, что федеральные трассы выстраиваются всего по 597 километров в год и 1066 километров выходит в регионах. С ценами на строительство тоже не все понятно. В 2017 году Минтранс заявил, что расходы на строительство дорог были сокращены на 35%. В среднем цена одного километра дороги в одну полосу составила 39,18 миллионов рулей.
По две полосы в каждую из сторон получается 157 миллионов рублей (2,7 миллиона долларов). В эту стоимость не входит подготовка земли, строительство развязок и мостов, а также НДС. В Канаде для строительства километра трассы «серии 100» с широкой полосой и мостами выходит 3,5 миллиона долларов.
Кроме того, в Канаде распространены цементобетонные дороги, вместо асфальтобетонных плит. Так, дорога заливается прямо на месте и получается гладкое полотно практически без стыков. Такая технология в перспективе позволяет экономить государству, потому что срок службы составляет 50 лет.
Источник: tagilcity.ru