ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Организация строительства автомобильной дороги — это комплекс работ и мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых для оценки и повышения эффективности строительства.
Целью организации строительства автомобильной дороги является ее сооружение со сдачей в эксплуатацию в заданный срок, при качественном выполнении всех работ и сооружений, с затратами денежных, трудовых и материальных ресурсов, не превышающими установленных в утвержденных проекте и смете. Организацию строительства автомобильной дороги можно условно разделить на два основных последовательно выполняемых этапа — этап проектирования организации строительства и этап непосредственного строительства.
На этапе проектирования организации строительства выполняется, по существу, проектное вариантное моделирование будущего процесса строительства в целях определения наиболее рационального и эффективного варианта его осуществления. Исходными материалами служат климатические, грунтово-гидрологические условия района, результаты изысканий местных источников ресурсов.
Как организовать строительную компанию. Бизнес план для малого бизнеса.
На этапе проектирования организации строительства участка автомобильной дороги решаются следующие задачи:
— определение общей продолжительности строительства участка автомобильной дороги, а также сроков, продолжительности и последовательности выполнения отдельных видов работ, входящих в его состав;
- — определение потребности и источников получения основных дорожно-строительных материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов и способов их доставки к местам производства работ;
- — определение количественного и качественного состава объектов производственной базы строительства, а также оптимального их размещения;
- — определение потребности строительства в трудовых ресурсах, а также решение вопросов по размещению рабочих и созданию для них надлежащих социально-бытовых условий на период строительства;
- — определение потребности строительства в основных дорожностроительных машинах, оборудовании и транспортных средствах;
- — решение вопросов по обеспечению строительства электроэнергией и другими ресурсами;
- — решение вопросов по производственной и экологической безопасности при осуществлении строительства, включая вопросы восстановления (рекультивации) нарушенных в период строительства временно отводимых земель;
- — определение основных технико-экономических показателей строительства.
Вышеуказанные задачи организации строительства, решаемые на стадии проектирования, отражаются в проекте организации строительства (ПОС) и проекте производства работ (ППР). Наличие грамотно составленных организационно-технологических документов и их правильное использование в строительном производстве во многом предопределяют мощь и конкурентоспособность строительной организации.
На этапе непосредственного строительства на основе разработанных проектных решений осуществляется собственно выполнение строительно-монтажных работ, а также выполнение сопутствующих работ по планированию, учету, контролю и управлению указанными строительно-монтажными работами.
Юрист: Как ПРАВИЛЬНО организовать работу по строй подряду. Все нюансы за 10 мин
Этап строительства можно условно разделить на три периода: подготовительный, основной и завершения строительства.
Подготовительный период предназначен для создания всех необходимых условий для бесперебойного ведения основных строительномонтажных работ, к которым приступают только после полного завершения всего комплекса подготовительных процессов, а именно после:
- — строительства объектов производственной базы, включая асфальтобетонные и цементобетонные заводы, полигоны железобетонных изделий, прирельсовые сооружения для разгрузки материалов и их хранения, камнедробильные установки для получения щебня, установки для укрепления грунтов и т.д.; их мощность или производительность должны обеспечивать объемы выпускаемой продукции для ведения работ с заданным темпом;
- — создания временной транспортной сети, обеспечивающей бесперебойную доставку материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов от мест их получения или изготовления на производственной базе строительства к местам производства работ, а также от мест получения материалов, прибывающих от внешних источников для строительства, к производственным базам строящегося объекта (включая подъездные автодороги, разгрузочные железнодорожные тупики, причалы и т.д.);
- — комплектования строительных подразделений необходимыми кадрами строителей, а также дорожно-строительной техникой, оборудованием и транспортными средствами; формирования запаса деталей, узлов, агрегатов для ремонта техники и горюче-смазочных материалов;
- — строительства временных жилых поселков строителей, обеспечивающих необходимые санитарно-бытовые условия работы и отдыха, или организации найма готовых жилых помещений;
- — обеспечения объектов производственной базы и жилых поселков строителей энергоресурсами для их функционирования за счет подключения к существующим сетям энергоресурсов, строительства собственных вспомогательных установок или использования передвижных источников энергоресурсов;
- — заключения договоров аренды жилья и объектов производственно-складского назначения, на отвод земель с пунктами приема, разгрузки и складирования грузов, согласования перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по эксплуатируемым дорогам;
- — создания диспетчерской связи между строительными организациями и их структурными подразделениями, в том числе на местах производства работ.
Продолжительность подготовительного этапа составляет от 5 до 12% общей продолжительности строительства.
В период основного строительства для четкого функционирования всего строительного комплекса по выполнению работ в установленные проектом сроки осуществляются:
- — обеспечение строительства привозными строительными материалами, изделиями и конструкциями по договорам поставок и контроля за их выполнением; контроль за оказанием транспортных услуг по перевозке людей;
- — обеспечение ритмичной работы производственной базы по снабжению строительства материалами и полуфабрикатами, приготавливаемыми собственными силами;
- — техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительной техники;
- — обеспечение строительства энергоресурсами, горюче-смазочными материалами и водой;
- — функционирование устойчивой диспетчерской связи и управление производством;
- — обеспечение производственной и экологической безопасности при выполнении всего комплекса дорожно-строительных работ.
Завершение строительства включает процессы, связанные с всевозможным восстановлением территорий, занятых для ведения строительства:
ИсточникСтроительство и реконструкция автомобильных дорог: основные этапы, технологии
Строительство и реконструкция автомобильных дорог – огромная отрасль со своими законами, общепринятыми стандартами, инновационными технологиями. Эти два вида работ существенно отличаются друг от друга. Если говорить о реконструкции, то это всегда модернизация дорожного полотна (расширение, полное обновление дорожного покрытия и т. д.) – не стоит путать с ремонтом, где работы производятся локально. Строительство подразумевает проектирование и возведение новых автомагистралей с нуля.
В нашей стране в дорожной сфере используются традиционные подходы, которые не всегда обеспечивают должное качество и необходимую скорость выполнения работ. Однако в последнее время мы все чаще перенимаем зарубежный опыт. О технологиях и этапах строительства и реконструкции автомобильных дорог вы узнаете из нашего материала.
Суть реконструкции автомобильных дорог
Возникают ситуации, когда отрезок автомобильной дороги требует ремонта. Под влиянием природно-климатических факторов и больших нагрузок со временем происходят деформации или разрушение полотна.
Для того чтобы обеспечить безопасное движение, необходимо поддерживать дороги в нормальном состоянии. К тому же нередко меняются требования, появляются нововведения, касающиеся транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. И наступает момент, когда простого ремонта на трассе становится недостаточно. В такой ситуации принимается решение о строительстве и реконструкции определенных отрезков автомобильных дорог.
Суть реконструкции автомобильных дорог
Под реконструкцией участка автодороги понимается обширный спектр работ с целью улучшить ее текущие характеристики. Слово «реконструкция» в латинском языке означает глобальные преобразования, восстановление, ремонт, модернизацию объекта.
В международной практике строительства и реконструкции автомобильных дорог выделяют следующие типы работ:
- При капитальном ремонте определенные участки дорог подлежат выборочному восстановлению с модернизацией систем водоотвода, совершенствованием покрытия, увеличением прочности примыкающих к дороге сооружений.
- При восстановлении проводятся комплексные мероприятия, включающие капитальный ремонт и реконструкцию протяженных дорожных участков.
- Работы по перестройке заключаются в расширении автодороги, изменении ее пропускной способности, что требует обустройства новых дорожных отрезков и искусственных сооружений.
- При реконструкции проводятся мероприятия по улучшению дорожного покрытия и восстановлению имеющихся сооружений. В этом случае контуры трассы, ее план на местности сохраняется.
В России реконструкция отрезка магистрали проводится для улучшения эксплуатационно-технических характеристик дорожной одежды и сопутствующих сооружений, повышения пропускной и провозной способности. Это необходимо для обеспечения безопасности при увеличении интенсивности движения.
В некоторых случаях после реконструкции автодороге может быть присвоена более высокая категория. Но чаще класс дороги остается прежним, несмотря на улучшение технических характеристик и прочих показателей.
Между «реконструкцией» и «ремонтом» есть разница. Ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия приводят к увеличению его толщины, сцепной способности и ровности. Производится полная или частичная замена дорожных конструкций и прочих сопутствующих объектов. Большое внимание уделяют соответствию автодорог особым стандартам и нормам безопасности в процессе эксплуатации.
В результате реконструкции улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики дороги. По сравнению с ремонтом, проводимые мероприятия технически сложнее, для них необходимы более глубокие знания и больший опыт.
На практике при капитальном ремонте и реконструкции часть работ совпадает, проводятся схожие мероприятия, направленные на улучшение технических параметров дорожной части. Поэтому разграничить работы строго в рамках одного из терминов не всегда представляется возможным.
Итак, при реконструкции дорожного отрезка полностью или частично обновляют полотно, находящиеся вблизи инженерные и прочие коммуникации, примыкающие к дороге здания. В результате проведенных работ улучшаются параметры автодорог и сопутствующих искусственных объектов, в частности, увеличивается срок эксплуатации, технические показатели приводятся в соответствие с современными требованиями.
Этапы строительства автомобильных дорог
Для обеспечения безопасного и комфортного движения дорога должна соответствовать принятым стандартам. Строительство и реконструкция автомобильной дороги всегда начинается с составления проекта, далее готовится план ее возведения.
Этапы строительства автомобильных дорог
На дальнейших этапах проводятся следующие мероприятия:
- Организация топографической съемки, разбивка участка. Геодезисты замеряют территорию, анализируют рельеф, исследуют грунт, глубину залегания грунтовых вод.
- Выполнение подготовительных работ. Расчищается местность, переносятся коммуникации, убираются любые преграды, мешающие строительству.
- Составление сметы затрат, закупка строительных материалов.
- Планировка рельефа территории, выравнивание грунта. С помощью специальной техники создаются необходимые углубления или формируются насыпи.
- Организация водоотводной системы. Данный этап является одним из ключевых при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Важно обеспечить безопасное удаление воды с дорожного полотна на значительное расстояние.
- Организация работ по укладке подушки. Основание выступает в роли амортизационного слоя, позволяющего сгладить внешние механические воздействия на дорожное полотно. Подушку создают из песчано-гравийной смеси либо отдельно песка и гравия. С помощью специализированной техники производятся выравнивание и утрамбовка укладываемых слоев.
- Создание финишного слоя, нанесение дорожной разметки. Благодаря инновационным технологиям можно добиться высокого качества дорожного полотна. В завершение проводится подготовка к открытию движения по возведенному участку дороги – наносится разметка, устанавливаются дорожные знаки и т. д.
В некоторых случаях перед строительными или ремонтными работами организуется временная объездная дорога. Создается насыпь, высота которой соответствует рабочему проекту. По окончании строительных мероприятий проводится демонтаж объезда.
Современные технологии строительства автомобильных дорог в России
Ежегодно появляются новейшие строительные технологии, согласно которым возведение современной автодороги – это не просто выравнивание выделенного участка и укладка на него асфальта.
Согласно реализуемому в РФ проекту «Безопасные и качественные дороги», в настоящее время совершенствуются не только основные автодороги страны, но и главные городские шоссе, проспекты и улицы. Дорожными службами используются новейшие строительные технологии, позволяющие прокладывать автодороги высокого качества. Структура современных дорожных сетей создается таким образом, чтобы водителям было как можно проще выбирать правильное направление, что помогает избежать ДТП.
Современные технологии строительства автомобильных дорог в России
Кроме того, российские дорожные службы начинают применять зарубежные методики, что помогает ускорить темпы и улучшить качественные характеристики работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции автомобильных дорог.
На протяжении уже четырех лет Росавтодор проводит холодную регенерацию и стабилизацию асфальтобетонного покрытия по технологии «холодного ресайклинга». Эффективность восстановления дорожного полотна повышается вследствие укладки прочного и однородного основания из смеси материалов старого покрытия и вяжущих веществ.
Также в российскую практику строительства внедряется система SUPERPAVE. Дорожно-строительные службы США еще с 1992 г. подбирают по ней наиболее подходящие материалы для возведения автодорог. Проводится комплексное проектирование смесей асфальта и бетона согласно необходимым эксплуатационным условиям: воздействию природно-климатических факторов и геологических особенностей, влиянию грузового трафика и т. д.
В скором времени начнут использоваться и другие современные методики, что приведет к заметному повышению качества автодорог в РФ.
Технологии строительства автомобильных дорог в США
В США были разработаны собственные технологии возведения скоростных автомагистралей высокого качества, которые в настоящее время применяются во многих государствах.
Американским правительством были проведены дорогостоящие исследования в области строительства, эксплуатации и реконструкции автомобильных дорог. На разработку инженерных проектов и организацию строительного процесса потребовались крупные инвестиции. Но это позволило построить лучшие в мире магистрали с максимально высокими транспортно-эксплуатационными характеристиками.
Технологии строительства автомобильных дорог в США
В США для изготовления высокопрочного и неприхотливого к нагрузкам дорожного покрытия с длительным эксплуатационным сроком используется монолитный цементобетон.
Как правило, дорожную подушку формируют из смеси, содержащей гравий, песок и глину. Ее укладывают слоями, которые плотно трамбуются и обрабатываются специальными химическими реагентами. Эта технология приводит к тому, что в течение всего эксплуатационного срока влажность слоя инертных материалов не меняется, следовательно, дорога не проседает со временем. Поверх подушки двумя слоями укладывается асфальт, монтируется арматура и заливается бетонное покрытие.
Использование данной методики строительства и реконструкции автомобильных дорог влечет за собой крупные затраты. Для примера приведем стоимость возведения 1 километра магистрали в США – в переводе на российский рубль она составляет около 270 миллионов рублей. На строительство 1 километра федеральной автодороги РФ затрачивается около 48 миллионов рублей. Указанные цифры прямо говорят о разнице в качественных характеристиках дорог.
Технологии строительства автомобильных дорог в Европе
Европейскую технологию строительства автодорог считают консервативной. Однако на 2–5 строчках списка стран с наилучшими магистралями находятся, соответственно, Португалия, Австрия, Франция и Нидерланды. На мировом уровне высоко оцениваются автобаны Германии.
Технологии строительства автомобильных дорог в Европе
Технологии строительства и реконструкции автомобильных дорог США и Европы похожи. Отличительной чертой европейских магистралей является создание большой и прочной многослойной подложки под асфальт из смеси различных материалов. Ее толщина может достигать 2 м. Поверх кладут бетонный слой, а на него – асфальт.
Европейский менталитет оказывает влияние на методику работы – ко всем мероприятиям применяется тщательный, кропотливый и неспешный подход. Жители Европы берегут автодороги, а соответствующие организации непрерывно контролируют их эксплуатационно-техническое состояние. Такое отношение заслуживает уважения.
Источник