Дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) относятся в соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения к зданиям учебно-воспитательного назначения [49].
К дошкольным образовательным организациям относятся следующие виды учреждений [33]:
- — детский сад;
- — детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (художественно-эстетического, физического и др.);
- — детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- — детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- — детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- — центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Кроме этого, для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются следующие виды учреждений:
Строительство нового детского сада в Верхних Печерах проинспектировал мэр города
Источник: studref.com
Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских учреждений
ДОУ организуются для детей в возрасте от 1 года до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Проектирование и строительство ДОУ осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов: J) групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;
2) обеспечение условий для двигательной активности позволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;
3) создание благоприятного воздушно-теплового режима необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции; обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики нарушений рефракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энергии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способствует полноценному росту и развитию
5) создание условий для организации рационального питания.
Гигиенические основы проектирования дошкольных образовательных учреждений. В ДОУ дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также необходимые для их возраста знания и умения.
3 главных правила строительства. Сначала понять — потом строить.
Количество и соотношение разных возрастных групп в здании следует определять по демографическим данным региона. Наиболее массовыми типами ДОУ являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест. Для выбора объектов массового строительства рекомендуется пользоваться табл. 7.23.
Земельный участок — неотъемлемая часть ДОУ. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию. Участки ДОУ общего типа
размешаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания ДОУ в городах составляют 300 м.
Выбор участка для ДОУ должен проводиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории. ДОУ размешаются в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА. Оптимальным для ДОУ является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспортных коммуникаций. Если конкретные градостроительные условия не позволяют осуществить это требование, защита ДОУ от транспортных и иных уличных шумов обеспечивается различными градостроительными средствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистных древонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защитной полосы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м.
По условиям аэрации, участки ДОУ во всех климатических районах, кроме IV, должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии 5 высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в 2 раза.
Размеры земельных участков ДОУ общего типа, размещаемых в жилой застройке, должны составлять на одно место при вместимости: до 100 мест — 40 м : ; свыше 100 мест — 35 м 2 ; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест — 30 м 2 . Размеры земельных участков могут быть уменьшены на 30—40% в климатических подрайонах IA — 1Д и IIA; на 25% — в условиях реконструкции; на 15% — при размещении на рельефе с уклоном более 20%; на 10% — в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения).
На земельных участках ДОУ размешаются площадки — групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственная. Участок ДОУ имеет четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам из помещений этих групп: пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку.
Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условийна участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50% территории участка ДОУ.
При строительстве новых зданий максимально сохраняются уже существующие зеленые насаждения. В площадь озеленения участка включаются площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Площадь озеленения участков ДОУ должна составлять не менее 16 м 2 на одно место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников не менее 7 м 2 , в комплексах детских яслей-садов — не менее 14 м 2 . Допускается уменьшать площадь озеленения на 50% в условиях реконструкции, примыкания земельных участков непосредственно к лесным или парковым территориям. По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10 м. При озеленении допускается посадка фруктового сада.
Основными элементами участка являются групповые площадки, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. При оборудовании должны учитываться возрастные особенности деятельности детей.
При размещении групповых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп. Групповые площади в расчете на одно место в ДОУ общего типа рекомендуется принимать не менее 7,2—7,5 м 2 . Допускается игровые площадки для детей дошкольного возраста размещать за пределами участка.
Планировка групповых площадок предусматривает четкое зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или коллективных игр. Зоны должны иметь соответствующее оборудование и покрытие территории. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса.
Зона подвижной деятельности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располагаемым в основном по границе с 1 или 2 сторон. Покрытие площади в зоне должно быть из утрамбованного грунта. Зона свободных индивидуальных или коллективных игр должна располагаться в центре плошалн и иметь соответствующее оборудование для сюжетно-ролевых игр детей: «строители», «моряки», «шоферы» и т.д.
Для организации полноценного воспитательно-оздоровительного режима на участках ДОУ необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физическому развитию детей и соответствующее их возрастным особенностям. На участках должны быть оборудование для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы. Оборудование на групповых площадках компонуется в игровые комплексы, что позволяет более рационально использовать всю территорию площадки, высвободив площадь для подвижной деятельности.
Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцеза- шиты на групповых площадках создаются 2 контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в 1 полосу шириной 0,75—1,0 м. Рекомендуемая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.
Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию. На кольцевой дорожке, соединяющей групповые площадки, наносится разметка и устанавливаются дорожные знаки для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.
На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, которые заполняются дождевой водой.
Вокруг песочных двориков укладывают плиты шириной 1,0—1,5 м. На групповых площадках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы плошадью 40 м 2 для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации. Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэтому их следует ставить на границе групповой площадки в окружении зелени. Рекомендуется применять блокировку навесов, а такжерасполагать их по периметру участка, используя как ограждение. Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя их как веранды.
Конструкции навесов должны обеспечивать легкость и простоту монтажа, надежность эксплуатации. Вместо навесов рекомендуется шире использовать перголы, тентовые покрытия. Внутри навесов могут находиться встроенная мебель и оборудование. Обязательным элементом является встроенный шкаф для игрушек. Полы теневых навесов рекомендуется поднимать на высоту 10 см по отношению к уровню земли, чтобы его не заливало в сырую погоду.
физкультурная площадка на участке ДОУ предназначена для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту площадку рекомендуется размешать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста.
В ДОУ вместимостью 280, 330 мест она может размещаться в комплексе с кольцевой дорожкой, используемой для обучения правилам поведения пешеходов на улице. На земельных участках ДОУ вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м 2 , а вместимостью свыше 150 мест — две, площадью 250 и 150 м 2 . Одна площадка площадью 250 м 2 может оборудоваться как мини-стадион, другая, площадью 150 м 2 , — как спортивный комплекс. На физкультурной плошалке предусматриваются зеленая лужайка с элементами оборудования для подвижных игр; спортивная площадка для игр в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговые дорожки; ямы для прыжков: полосы препятствий. Беговая дорожка должна быть длиной не менее 25 м, шириной не менее 1,5 м. Покрытие дорожки грунтовое.
Спортивная площадка для игры в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки должна быть размером не менее 10×7 м. Покрытие площадки грунтовое. Зеленая лужайка для подвижных игр в футбол, хоккей должна быть площадью не менее 60 м 2 , размером 10×6 м с травяным покрытием.
Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами (игровой гимнастический комплекс) должна быть площадью не менее 60 м 2 . Покрытие площадки травяное. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5—2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м. Оборудование физкультурной площадки рекомендуется применять в комплексе: стенки гимнастические — 6, устройство для подвески спортивных снарядов — 1, лестницы веревочные — 2, канаты для лазания — 2, башня для влезания — 1, стенка сплошная — 1, стенки с перекладинами — 2, заборчики с вертикальными перекладинами — 2, рукоход — 1, рукоход кольцевой — 1, ворота для пролезания — 2, препятствия для пролезания — 8, бумы разновысокие — 2, бумы параллельные — 2; качающиеся балансиры — 2, грибки для чехарды — 16, стойки (съемные) для упражнений с препятствиями — 10, столы для настольного тенниса — 2, щиты баскетбольные — 2, ворота футбольные — 2.
Открытые плавательные бассейны для ДОУ свыше 250 мест устраиваются в III и IV климатических районах и используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкультурной площадкой. Открытые ванны рекомендуется проектировать размерами 4-6x8x10 (12,5) м, с переменной глубиной 0,6—0,8 м. При бассейне необходимо устройство ножной ванны шириной 1 м. При меньшей вместимости ДОУ на территории участка следует устраивать плескательные ванны для игр на воде и с целью обучить детей плаванию. Плескательные бассейны должны иметь свободную форму площадью 20—25 м 2 и переменную глубину 0,1—0,5 м. Бассейны небольших размеров желательно изготавливать из легких материалов — пластмассы, алюминиевых гофрированных листов. В этих бассейнах используется подогретая до 27—28 °С вода. При бассейне должна быть ножная ванна шириной не менее 1 м.
Для закаливания детей и игр с водой на участке могут устраиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.
Площадку для выращивания овощных и ягодных культур рекомендуется предусматривать обшей на учреждение из расчета 0,6 м 2 на ребенка дошкольного возраста и располагать ближе к хозяйственной площадке. Площадка для выращивания овощных и ягодных культур должна быть с расчетом ширины грядок 60-70 см, а ширины рабочих проходов-дорожек — не менее 40 см.
На земельных участках ДОУ всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадь последней должна быть: вместимостью до 50 мест — 70 м 2 ; более 50 (до 150 мест) — 100 м 2 ; более 150 мест — 150 м 2 . Площадку рекомендуется размещать у границы участка со стороны входа в кухню и постирочную. Она не должна примыкать к групповым и физкультурным площадкам.
В учреждениях, имеющих более 150 мест, на хозяйственную площадку необходим самостоятельный въезд, изолированный от входа на участок. На этой площадке размещаются мусоросборники, ларь для хранения садового инвентаря. Площадка под мусоросборники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м. Площадь указанной площадки должна быть не менее 6 м*. Хозяйственная площадка должна иметь асфальтовое покрытие. При смежном расположении участков нескольких ДОУ рекомендуется объединять хозяйственные площадки и устраивать 1 общий подъезд с продольной стороны здания шириной не менее 3,5 м.
Участок ДОУ должен иметь ограждение высотой от 750 до 1600 мм. Рекомендуется декорировать ограждение участка вьющейся зеленью. В качестве живой изгороди может применяться кустарник, высаживаемый в 1 полосу шириной 0,75—1,00 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди 1,00-1,25 м, при необходимости изоляции хозяйственного двора она может быть увеличена до 2,5 м.
Гигиенические основы проектирования школ. В проектировании и строительстве школ в недавнем прошлом было стремление увеличить их вместимость. Это привело к росту заболеваемости, высокому уровню шума, к трудностям обеспечения возрастной изоляции и др. В школах большой вместимостью (1800 и более учащихся) более высокая острая заболеваемость (в 2 раза), чаще встречаются вегетососудистые дистонии, жалобы на головную боль (в 2—3 раза) и др. При превышении проектной нормы, переуплотненности классов, снижении высоты классных помещений, нерациональной организации вентиляции в воздухе помещений накапливаются токсичные продукты обмена, в несколько раз превышающие ПДК.
Следует обращать особое внимание на использование в строительстве и оборудовании образовательных учреждений новых стеновых ограждающих конструкций, теплоизоляционных, отделочных полимерных материалов, обладающих низкими теплоизоляционными свойствами и выделяющих во внешнюю среду химические вещества.
В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ 1,11, III ступеней — 500 учащихся.
Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:
• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;
• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;
• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать обшесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образовательного учреждения, числом учащихся.
При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гигиенические принципы экспертизы проекта.
1. Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению. В школе должны быть созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей 6-летнего возраста. Помещения для детей 6-летнего возраста должны располагаться в отдельном блоке (секции), иметь полный набор и достаточные размеры, соответствующее возрасту и назначению оборудование. Наилучшие условия с точки зрения гигиенических и педагогических требований обеспечиваются при блочной или секционной композициях, которые позволяют выделить блоки для детей разных возрастов, общешкольные помещения, мастерские и т.д.
2. Обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяющий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы.
3. Соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров н оборудования нормативным требованиям.
4. Создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие плошадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационныхпомещений в здании, специальных помещений для групп продленногодня. Для проведения культурно-массовой работы должны предусматриваться актовый зал-киноаудитория и другие помещения достаточной площади.
5. Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с учетом возможного затемнения другими зданиями, достаточной высотой светового проема и его размерами, правильным выбором вида освещения, размещением световых точек в помещении, мощностью и количеством ламп.
6. Создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления с учетом климатических условий и характера деятельности в помещении.
7.Обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и привития учащимся гигиенических навыков, а также организация эффективной системы удаления нечистот.
Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3—0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин.
В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания учащихся II—III ступени не должен превышать 15 км.
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внут- риквартальных территориях микрорайона в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием отздания школы до «красной линии» не менее 25 м. На земельном участке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная юны.
Приемку площадей основных зон земельных участков школ осуществляют по табл. 7.24.
Примечание: * — для школ на 3 параллели в сельском населенном пункте состав и площади элементов учебно-опытной зоны — верхнее число, а на 2 параллели классов в городской местности — нижнее.
Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
Физкультурно-спортивная юна школы должна размешаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и 2 секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 м 2 (начиная с 3 параллелей — 5260 м 2 ). В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейбольная 162 м 2 , баскетбольная 364 м 2 ), гимнастики для 1-4-х и 5-11-х классов 1Ю 200 м 2 каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.
Источник: studopedia.ru
Строительство доу что это
Эту тему анализирует один из ведущих экспертов портала ЕРЗ.РФ Андрей КИРСАНОВ, к.ю.н., заместитель генерального директора компании MR Group, председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, член Правления Ассоциации инвесторов Москвы, член Комиссии по строительству и жилищной политике РСПП.
Фото: www.admin.nsp.ru
Формирование комфортной и безопасной среды для жизни — одна из национальных целей развития России. В связи с этим проблемы создания и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры становятся все более актуальными. В самом широком смысле к социальной инфраструктуре относятся объекты образования, здравоохранения, культуры, пожарной и общественной безопасности, торговли и широкого спектра бытовых услуг. Как правило, при строительстве жилья на первом месте оказываются вопросы обеспечения объектами образования: дошкольными образовательными учреждениями (далее — ДОУ) и школами.
Эти вопросы, каждый раз возникающие при реализации инвестиционно-строительных проектов строительства жилья, обсуждаются уже много лет. Например, после пятилетнего опыта реализации проекта комплексного освоения территории, предусматривающего создание ряда объектов социальной инфраструктуры, по поводу которых у нас шли постоянные дискуссии с представителями органов местного самоуправления, я написал статью «Строительство детских садов и школ: законодательство и практика». Главным вопросом, рассмотренным в этой статье, была проблема того, кто обязан создавать объекты социальной инфраструктуры. Эта и некоторые другие проблемы не решены до настоящего времени, а сделанные предложения продолжают оставаться актуальными и сегодня. Чтобы не повторяться, приведу ссылку на ту статью, чтобы при желании можно было вернуться к написанному ранее.
Фото: www.newlife-ul.ru
Среди актуальных вопросов, сегодня на первом месте находятся проблемы создания и эксплуатации ДОУ. Следует отметить разнообразие видов ДОУ: среди них есть государственные и частные; расположенные в отдельно стоящих зданиях и во встроенно-пристроенных помещениях; имеющие собственные земельные участки и пользующиеся земельными участками, на которых расположены многоквартирные дома.
Согласно ч. 1 ст. 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. №1490, предусматривает необходимости получения лицензии для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из лицензионных требований к лицензиату является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, заявленной к лицензированию.
В соответствии с Правилами проектирования ДОУ (СП 252.1325800.2016), функционально-планировочное зонирование участка ДОУ должно предусматривать основные и вспомогательные площадки, предназначенные для выполнения определенных функций. При этом основная площадка участка ДОУ включает в себя детские рекреационные (игровые и спортивные) зоны.
В настоящее время в новостройках обозначилась острая проблема эксплуатации ДОУ встроенно-пристроенного типа, расположенных в границах земельного участка, на котором построен многоквартирный жилой дом (далее — МКД). Ввиду неопределенности правового статуса размещения игровых площадок и иных зон, необходимых для обеспечения деятельности ДОУ в соответствии с санитарными нормами и правилами, между жителями многоквартирных домов (собственниками общего имущества в МКД) и администрацией ДОУ возникают конфликты из-за использования расположенным в МКД дошкольным учреждением прогулочных площадок и иных зон на земельном участке, формально принадлежащем собственникам квартир.
Проблема является системной, т.к. с ней сталкивается большое количество ДОУ в МКД, построенных в проектах развития застроенных территорий и комплексного освоения территорий, а также в условиях точечной застройки. Несложно прогнозировать, что аналогичные проблемы возникнут и в проектах комплексного развития территорий, на которые сейчас возлагаются большие надежды по решению жилищного вопроса в России.
Между тем, согласно ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) при архитектурно-строительном проектировании в состав проектной документации многоквартирного дома включается схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (далее — ГПЗУ). И если ГПЗУ предписано создание ДОУ, то проектом в строящемся МКД может быть предусмотрено отдельное помещение для ДОУ встроенно-пристроенного типа, а на схеме планировочной организации земельного участка в таком случае обязательно выделяется площадка, необходимая для этого ДОУ.
Здесь очень важно отметить, что если бы проектная документация этого не предусматривала, то застройщик не получил бы положительное заключение экспертизы, разрешение на строительство не было бы ему выдано и, соответственно, многоквартирный дом не был бы построен.
Фото: www.rosotkat.ru
У читателя может возникнуть справедливый вопрос: «А не станет ли все это неожиданностью для участника долевого строительства, рассчитывающего при заключении договора участия в долевом строительстве, что он будет иметь возможность пользоваться земельным участком без ограничений?» Конечно, нет, так как информация о том, что схема планировочной организации земельного участка предусматривает использование части земельного участка для функционирования ДОУ является открытой.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 (далее — 214-ФЗ) застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).
В частности, согласно п. 10 ч. 2 ст. 3.1 214-ФЗ, застройщик публикует схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ, на которой в числе прочих ограничений (зон действия публичных сервитутов, проездов и проходов к многоквартирному дому и др.) будет также обозначена часть земельного участка, предназначенная для использования ДОУ.
Фото: www.23kvartiri.ru
Все это является необходимым условием и достаточным основанием для того, чтобы общему собранию собственников помещений в МКД, к чьей компетенции относится определение порядка и пределов использования земельного участка, при принятии решений учитывать, что в состав МКД входят помещения ДОУ, и часть этого земельного участка проектом предусмотрена для обеспечения функционирования данного ДОУ.
Не допустить появление проблем в новых проектах можно одним из двух способов:
1) путем раздела земельного участка до момента ввода в эксплуатацию многофункционального здания или МКД; это позволит сформировать отдельный земельный участок, необходимый для функционирования ДОУ;
2) путем специального правового регулирования земельно-имущественных отношений для встроенно-пристроенных ДОУ.
Вариант с разделом земельного участка в такой ситуации может вызвать сложности в ввиду отсутствия специальных правовых норм в земельном и градостроительном законодательстве для рассматриваемой ситуации.
Поэтому с целью снижения социальной напряженности среди жителей МКД, а также обеспечения соблюдения градостроительных правил и санитарных норм, может быть установлен специальный правовой режим размещения игровых площадок, технических и иных зон для эксплуатации ДОУ встроенно-пристроенного типа в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Клуб инвесторов Москвы предлагает дополнить статью 48 ГрадК РФ частью 1.3 следующего содержания:
Фото: www.chelindustry.ru
«1.3. В случае если проектом планировки территории или схемой планировочной организации земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, предусмотрено размещение игровых площадок, технических и иных, предусмотренных нормативными актами, зон для эксплуатации дошкольных общеобразовательных учреждений встроенного или пристроенного типа, не требуется решения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в таком многоквартирном доме о передаче соответствующей части земельного участка в пользование правообладателей помещений, в которых расположены дошкольные образовательные учреждения. При этом правообладатели данных помещений обязаны содержать и эксплуатировать ограждение и территорию, предназначенную для дошкольного общеобразовательного учреждения, в пределах границ, предусмотренных проектом планировки территории или схемой планировочной организации земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, без необходимости оформления земельно-имущественных отношений.
В случае изменения назначения помещений, предусмотренных для размещения дошкольного общеобразовательного учреждения, на иной вид, права и обязанности правообладателя в отношении игровых площадок, технических и иных предусмотренных нормативными актами зон для эксплуатации дошкольных общеобразовательных учреждений встроенного или пристроенного типа прекращается».
Кстати, в настоящее время собственники помещений, предусмотренных для размещения ДОУ, вправе изменить назначение помещений, спроектированных и построенных для размещения ДОУ, на другой вид. Это может послужить причиной возникновения социальной напряженности в связи с проблемой обеспечения детей местами в ДОУ. В целях исключения злоупотребления правом необходимо также рассмотреть вопрос об особом порядке изменения назначения помещений, предусмотренных для размещения ДОУ, на иной вид. Как вариант, можно было бы предложить соответствующее дополнение компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.
Вопрос об использовании помещений и земельных участков для ДОУ встроенно-пристроенного типа надо решать в обозримой перспективе, если иметь в виду необходимость решения стоящей перед органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и застройщиками задачи — обеспечить к 2030 году возможность ежегодного улучшения жилищных условий не менее 5 млн семей и увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее чем до 120 млн кв. м в год.
Андрей КИРСАНОВ (на фото), заместитель генерального директора компании MR Group, председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, член Правления Ассоциации инвесторов Москвы, член Комиссии по строительству и жилищной политике РСПП, к.ю.н.
Источник: erzrf.ru
МГСН 4.07-05
1 РАЗРАБОТАНЫ на основе МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения» ФГУП «Институт общественных зданий» канд. архитектуры Смывина Л.А. — автор и руководитель работы; канд. архитектуры Гарнец A . M . — общая редакция, ГУП МНИИТЭП — арх. Каптерев К.В., Департамент образования города Москвы — пед. Широкова Г.К., пед.
Мазурчик А.И., Минобразования Российской Федерации — канд. психологии Стеркина Р.Б., канд. архитектуры Решетникова Н.В., НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК Санэпиднадзора Российской Федерации — канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И., МГЦ Госсанэпиднадзора — сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И., УГПС ГУВД г. Москвы (инж. Жиряков B . C ., инж. Люликов В.В.).
Настоящая редакция разработана ФГУП «Институт общественных зданий» — канд. архитектуры Смывина Л.А. — автор и руководитель работы, канд. архитектуры Гарнец A.M. — научная редакция, при участии арх. Тюричевой М.Н., канд. архитектуры Исаевой Т.А.; Департамент образования города Москвы — пед. Цапенко М.М., пед.
Левина Н.Н.; ТУ Роспотребнадзора по городу Москве — сан. врач Синякова Д.В; ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» — сан. врач. Молдованов В.В., сан.врач Шрамкова Н.А.; ГУ МЧС России по городу Москвы инж. Пугачев Р.А.; Государственная экологическая экспертиза — гл. спец. Клюева C.O., гл. спец. Агаркова М.Г.
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры.
4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования города Москвы, Управлением по технологическому и экологическому надзору федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Москве, ГУ МЧС России по городу Москве, Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ТУ Роспотребнадзора по городу Москве.
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 г. № 911-ПП
С ОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКА ТЕРРИТОРИИ
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ОСНОВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ, СОПУТСТВУЮЩИХ И СЛУЖЕБНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
10. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗДАНИЯХ ДЕТСКИХ САДОВ
11. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ЗДАНИЯ
11.1 Параметры предметно-пространственной среды, стационарное оборудование и отделка помещений
11.2 Водоснабжение и канализация
11.3 Отопление и вентиляции
11.4 Электроснабжение и слаботочные устройства
12. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Приложение 1 (справочное) Архитектурные типы зданий и комплексов для государственных дошкольных образовательных учреждений
Приложение 2 (справочное) Архитектурные типы зданий для частных (и иных негосударственных) дошкольных образовательных учреждений, являющихся дополнительными к нормируемой расчетной сети государственных ДОУ
Приложение 3 (рекомендуемое) Виды дошкольных образовательных учреждений и архитектурные типы зданий и комплексов
Приложение 4 (рекомендуемое) Виды дошкольных образовательных учреждений и архитектурные типы зданий и помещений частных (и иных негосударственных) ДОУ. являющихся дополнительными к нормируемой расчетной городской сети государственных ДОУ
Приложение 5 (рекомендуемое) Архитектурные типы зданий и комплексов дошкольных образовательных учреждений, рекомендуемые в качестве объектов массового строительства
Приложение 6.1 (обязательное) Функциональная структура зданий дошкольных образовательных учреждений: основные функциональные группы помещений
Приложение 6.2 (обязательное) Функциональная структура зданий дошкольных образовательных учреждений: дополнительные функциональные группы помещении
Приложение 7 (рекомендуемое) Рекомендуемое соотношение возрастных групп детей в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
Приложение 8.1 (обязательное) Состав помещений групповых ячеек: основные элементы
Приложение 8.2 (обязательное) Состав помещений групповых ячеек: дополнительные элементы
Приложение 9 (обязательное) Площади основных помещений групповых ячеек
Приложение 10 (рекомендуемое) Площади дополнительных помещений групповых ячеек
Приложение 11 (рекомендуемое) Состав и площади специализированных помещений в дошкольных образовательных учреждениях
Приложение 12 (обязательное) Состав и площади специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений малых и малокомплектных ДОУ, групповых отделений КДВ, дошкольных отделений образовательных учреждений «Начальная школа — детский сад»
Приложение 13 (обязательное) Состав и площади сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДОУ общего типа и ЦДВ
Приложение 14 (обязательное) Состав и площади групповых ячеек дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями развития (кроме ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Приложение 15 (обязательное) Состав и площади помещений групповых ячеек дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Приложение 16 (обязательное) Санитарно-техническое оборудование для дошкольных образовательных учреждений общего типа
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие нормы разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 06 июля 2006 г № 104-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями от 14 февраля 1997 г.); постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Настоящие нормы разработаны для города Москвы и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструкцию существующих зданий всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от их форм собственности.
1.2 Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к проектированию, планировке и оборудованию участков территории, к объемно — планировочному решению, составу и площадям помещений, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде зданий дошкольных образовательных учреждений.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1 В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий для маломобильных групп населения»;
СНиП II-12-77 «Защита от шума»;
МГСН 1.01-99 «Нормы проектирования планировки и застройки Москвы» ( ТСН-30-304-2000);
МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения» ( ТСН 31-306-2004);
ВСН 59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»;
СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации»;
ПУЭ «Правила устройства электроустановок» (7-ое издание, 2003 г.).
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте — ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения.
Вес виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия «Детский сад». В настоящих нормах, как и в официальных документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ.
3.2 Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с классификацией Департамента образования города Москвы):
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);
центр развития ребенка — детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.
3.3 Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений:
начальная школа — детский сад;
начальная школа — детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке.
3.4 Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться:
для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;
для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3-х лет), задержкой психического развития;
для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3-х лет);
для детей с туберкулезной интоксикацией;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
3.5 Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.
Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:
Детские сады общего типа — традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ ( п. 3.2 настоящих норм);
«Начальная школа — детский сад» (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании, при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях — не более 350). В соответствии с классификацией образовательных учреждений, может являться начальной школой — детским садом; начальной школой — детским садом компенсирующего вида; прогимназией;
ДОУ «Домашний детский сад» — имеющий пониженную численность детей в детских группаx (по 10-12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп;
Комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) — главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса, централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания.
При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость — 4-6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или «Начальная школа — детский сад». Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей ( п. 3.4 настоящих норм) и т.п.
3.6 Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской системе ДОУ), могут предусматриваться:
Малые ДОУ (детские сады на 0,5 — 3 группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ;
Малокомплектные ДОУ (детские сады на 1-3 разновозрастные группы), которые также могут работать на основе централизованной доставки готовой пищи.
Разновидностями малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные группы (посещая которые, дети спят и обедают дома) и дежурные группы кратковременного присмотра (предполагающие эпизодическое посещение, когда родителям нужно оставить ребенка под присмотром на период от нескольких часов до нескольких суток), размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также «Семейный детский сад» — организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного жилого дома ( СНиП 31-01-2003).
Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как частные для применения в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной системе ДОУ.
3.7 Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лег) — 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3-7 лет — 20 детей (оптимальная — 15).
При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет — 15 мест; для детей от 3 до 7 лет — 20 мест.
3.8 В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских групп определяется в зависимости от вида нарушений физического и умственного развития детей (таблица 1).
Источник: gosthelp.ru