Строительство флота петром 1 когда

ВОЕННО — МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ

Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее, обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ, даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он — император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему «прав был или не прав» великий император в своем решении. По мне — совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Краткая история РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран.

Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо. Самым главным аргументом в подтверждении вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I

Азовский флот.

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности — первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Строительство флота Петра I / Борис Кипнис

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте, стесненный их полчищами, а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова; корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинства случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

Петр I и флот

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый.

Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Петр I и флот

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

Петр I и флот

Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Читайте также:  С чего начать строительство пристройки к дому

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф.

Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С.

Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Моряки Черноморского флота.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.Моряки Черноморского флота.

ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

Военно-Морской Флот сегодня является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Каспийский флот в Сирии

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.Каспийский флот в Сирии

  • ЭТА МОРСКАЯ ГАВАНЬ РОССИИ СПОСОБНА ВМЕСТИТЬ В СЕБЯ ВЕСЬ МИРОВОЙ ФЛОТ
  • ПЕРВАЯ МОРСКАЯ ПОБЕДА РОССИИ — ЗНАТЬ ДОЛЖЕН
  • САМАЯ ДОРОГАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА РОССИИ

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: idoorway.mirtesen.ru

Как Петр Первый построил флот, который сгнил у причалов

Всем известно: при Петре I в России появился собственный морской флот. Однако его реальная история оказалось печальной – Азовский флот сгнил, так ни разу и не вступив в бой с неприятелем. А эскадры Балтийского флота нанесли противнику непропорционально малый ущерб в сравнении с усилиями, потребовавшимися для обзаведения ими.

За весь период боевых действий в ходе Северной войны петровские моряки сумели захватить всего один линкор. В то время как союзный русскому датский флот лишь в одном 1715 году захватил четыре таких судна.

После смерти Петра в феврале 1725-го из всех огромных 70 – 90-пушечных линкоров, во множестве построенных «царем-шхипером», в море из базы несколько раз выходил только один. Остальные сгнили, простояв у причалов без всякой пользы.

Картина шведского художника Людвига Рихарда «Линкор «Вактмейстер»» в одиночку сражается с русской эскадрой» (в российской историографии бой при Гренгаме)

Начатое Петром I в период подготовки к Азовским походам 1695 – 1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда Петр ввязался в новое рискованное предприятие – войну против Швеции. Всего до 1700 года в качестве основных сил (то есть без учета небольших парусных кораблей и всевозможных гребных конструкций) Азовского флота было заложено 51 судно различных типов – галеасы, баркалоны, барбарские и классические линейные корабли, которые по рангу были не меньше фрегата. То есть могли нести на борту от 28 до 70 орудий, включая пушки средних и крупных калибров.

(36 – 40)-пушечных – 6

Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов (подробный список с биографиями судов см. в справке).

Но поскольку все они проектировались далеко не лучшими специалистами, без разбора приглашенными из европейских стран, то оказались весьма неудачными. К тому же и качество работ, осуществлявшихся руками неопытных русских рабочих, было ниже всякой критики. Не говоря уж о том, что использовался совершенно непригодный материал – непросушенная древесина, да еще неоптимальных сортов. Поэтому в море из числа «новорожденных» сравнительно быстро («быстро», разумеется, по русским меркам – к лету 1699 года) сумели вывести только 11 далеко не самых крупных вымпелов.

52-пушечных – 2 («Крепость», «Скорпион»)

38-пушечных – 1 («Безбоязнь»)

36-пушечных – 5 («Благое начало», «Сила», «Отворенные врата», «Цвет войны», «Апостол Петр»)

34-пушечных – 1 («Апостол Павел»)

30-пушечных – 1 («Соединение»)

28-пушечных – 1 («Меркурий»)

Кроме того, 52-пушечные корабли «Флаг» и «Звезда» удалось привести в Азов, где их очень долго пытались «довести до ума». Но все усилия результата не принесли. На «большую воду» они так и не вышли.

Помимо отвратительно качества изготовления «плавсредств», одна из главнейших ошибок судостроителей и моряков петровского флота заключалась в том, что все верфи располагались чрезвычайно неудобно – за сотни километров от Азова – у Воронежа, по берегам верхнего течения Дона и его тамошних притоков. А уровень воды в реках нередко падал так, что не позволял сколько-нибудь крупным кораблям ходить по ним. Отчего они после спада весеннего половодья, стояли все лето (а зачастую и зимовали) в совершенно необорудованных местах на какой-либо мели. Что в скором времени окончательно лишало царских корабельщиков надежды привести свои изделия пусть даже в состояние ограниченной боеспособности. Попытки строительства плотин не принесли желаемого результата.

Тем не менее, дорогостоящие работы по созданию огромного флота, привязанного к только что отвоеванному небольшому кусочку побережья мелкого Азовского моря продолжались и в течение всего первого периода борьбы против Карла XII. Однако результаты титанического напряжения получились неадекватными. Из 38 упомянутых выше кораблей оставшихся к началу 1700 года в Донском бассейне, за последующее 5-летие удалось достроить и вывести в море только 3 (!) вымпела.

36-пушечных – 1 («Разженное железо») в 1702 году

66-пушечных – 1 («Святой Георгий») в 1703 году

40-пушечных – 1 («Еж») в 1704 году

Таким образом, лето 1704 года превратилось в наивысшую точку развития (по крайней мере, количественного) Азовского флота. Построенные из сырого леса суда быстро сгнили и одно за другим начали выходить из строя.

А последней, увидевшей морские волны боевой единицей довоенной закладки стал 58-пушечный линкор «Гото Предестинация». Он добрался до Таганрога летом 1711 года. Именно в то лето наступил момент, для которого, собственно говоря, кораблями и обзаводились – началась война с Турцией. Немногим ранее (с середины 1710 года до весны 1711-го) притащили к Азову и четырех последних «страдальцев-путешественников».

62-пушечных – 2 («Дельфин», «Вингельгак»)

52-пушечных – 1 («Геркулес»)

44-пушечных – 1 («Слон»)

Но эти суда оказались в настолько «сыром» состоянии, что при всем старании в строй их поставить не получилось. Так же как и 30 остальных красавцев (из 51 заложенного), окончательно сгнивших в водоразделе Дона и его притоков. К 1711 году всех их разобрали на дрова. Таким образом итоги первого петровского «большого морского скачка» вышли на редкость удручающими.

Царь, конечно, знал о плачевном положении своего южного флота. И, несмотря на трудности борьбы со шведами, пытался выправить ситуацию у Азовского моря. Он регулярно приезжал на Дон, лично руководил судостроением, пытался наладить возведение более основательных гидротехнических сооружений, облегчавших продвижение кораблей от верховьев Дона к устью. И продолжал нанимать в Европе специалистов для осуществления работ. Одновременно Петр предпринял вторую попытку «прыгнуть выше головы» – на прилегающих к Воронежу верфях заложили еще 20 больших кораблей.

Из них до Прутского похода (1711 год) успели спустить на воду лишь 8 судов. А преодолеть путь до устья Дона сумели вообще только два – 50-пушечная «Ластка» и 60-пушечная «Шпага». Впрочем, «Шпагу» у Азова вновь пришлось поставить на ремонт – на этот раз «вечный». Поэтому реальное пополнение ограничилось всего одним не самым крупным кораблем.

К тому времени из всех судов, доставленных в Азовское море в 1696 – 1704 годах, были способны сколько-нибудь далеко отойти от берега всего два самых маленьких – «Соединение» и «Меркурий». Вместе с «Ласткой» и «Гото Предестинацией» они и составили отряд, который обозначил попытку боевых действий на море против турецкого флота в 1711 году (оказать им содействие пытались и более мелкие – в основном парусно-гребные суда). Таким оказался итог всех запредельных усилий «азовского» кораблестроения.

«Гото Предестинация» входила в состав Азовского флота

Итак, за полтора десятка лет – с 1696 по 1710 год Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.

Расквасив нос об азовские берега, Петр затем, уже на Балтийском море наступил на те же грабли – повторил практически весь набор недавно пройденных ошибок.

Откуда дровишки? С верфи, вестимо!

Давно известно, что Россия в любую войну почему-то вступает неготовой. Но спор с Карлом XII, начатый Петром I в расчете на быструю победу, выделяется даже на этом специфическом фоне. Непонятно, что помешало Петру организовать тщательное предварительное обследование будущего театра боевых действий.

Время позволяло наметить удобные места предполагаемых верфей, заготовить в глубине страны оборудование для них и наладить производство узлов небольших кораблей. Все это затем нетрудно было перебросить на северо-запад. И таким образом к 1701 году обзавестись необходимыми флотилиями.

Однако «легкой дороги» искать не стали – площадки для верфей и всю древесину, как для возведения самих заводов, так и для судов, выбирали уже после начала боев со шведами – в страшной спешке. Поэтому предприятия оказались поставленными в очень неудобных местах. А корабли начали делать из первого попавшегося материала.

В общем если бы шведскому королю в конце XVII века удалось внедрить в русское правительство диверсанта, то и он вряд ли бы сумел сделать больше. Все вымпелы первого формирования Балтийского флота сгнили спустя всего несколько лет после ввода в строй. А верфи пришлось переносить в другие точки побережья и основывать заново.

В конкретике ситуация выглядит следующим образом. Поставленные в 1701 году на скорую руку Лужскую, Новгородскую и Псковскую верфи были закрыты уже в 1703 – 1704 годах. Сясьская верфь и Селицкий рядок на Волхове (открытые в 1702 – 1703 годах) разделили их судьбу в 1706 – 1707 гг. Все остальные заводы, хотя и продолжали существовать, но выдавать корабли оптимального качества не могли.

К тому же была совершена принципиальная ошибка с определением типов необходимых на то время судов. Перспектив продвинуться дальше невской дельты в первые годы войны не существовало. Напротив имелась угроза потерять и тот пятачок, что удалось захватить. Для его обороны требовались дешевые конструкции армейского флота – прамы, бомбардирские суда, плавбатареи.

Подошли бы также большие плоты с усиленным креплением и пушечным вооружением. Однако строить начали не их, а гораздо более дорогостоящую крейсерскую флотилию на основе фрегатов, морских шняв и больших галер. Что обернулось дополнительными финансовыми затратами. Всего за 1702-1707 годы на северо-западе построили 46 крупных единиц:

32-пушечные фрегаты – 2

28-пушечные фрегаты – 10

26-пушечные фрегаты – 1

18-пушечные фрегаты – 2

18-пушечные прамы – 2

16-пушечные шнявы – 3

14-пушечные шнявы – 13

14-пушечные тартаны – 1

12-пушечные фрегаты – 2

большие галеры – 8

бомбардирские галиоты – 2

Из их числа в морских сражениях не участвовало ни одного. Тем не менее, состав флота, начиная с 1708 года, стал катастрофически убывать. И к 1711 году практически все суда пошли на дрова. То есть менее чем через 10 лет после закладки первого корабля для Балтийского моря, флот опять исчез.

Читайте также:  Конъюнктурный анализ что это такое в строительстве

Петр пытался исправить положение. Основывал новые верфи и закладывал очередные корабли – уже с прицелом выхода на просторы центральной Балтики. И опять повторил большинство старых – еще азовских ошибок.

Верфь в Петербурге

Суда вновь начали изготавливать из негодных материалов на предприятиях расположенных на огромном удалении от арены боевых действий. Те, что заложили в глубине континента – на реках, имели к тому же врожденные пороки – дефекты конструкции, обусловленные необходимостью тащить их к устьям через мели. Строительство судов шло чрезвычайно медленно. В 1708 – 1713 годах ввели в строй 20 крупных единиц:

Во время боевых действий из них погибло три штуки. Однако в списках боевого состава петровских эскадр после подписания Ништадского мира фигурировал всего один из этих 20, прочие сгнили, не отслужив и половины минимально положенного им срока.

Петр продолжал прикладывать сверхусилия, пытаясь наполнить бездонную бочку. Все оставшееся до конца Северной войны время он с энтузиазмом закладывал новые линкоры и фрегаты, с каждым разом увеличивая их размеры и артиллерийскую мощь.

Петербургское Адмиралтейство также не обеспечивало удобной технологии постройки «изделий» серьезных размеров. После спуска на воду корпуса на специальных понтонах – камелях волокли несколько десятков километров по Неве и через отмели Маркизовой лужи до острова Котлин. И только там устанавливали оснастку и занимались полной доделкой «новобранца». Всего с 1714 года к моменту заключения мира парусную эскадру на Балтике пополнили еще 30 крупных боевых кораблей отечественной «выпечки»:

66-пушечных – 3 (остались недостроенными)

Однако если снова открыть справочник и взглянуть на реестр боеготовых вымпелов в 1722 году, то обнаружится, что 4 новых корабля из последней очереди в заключительные военные кампании тоже успели сгнить. И после 1725 года (то есть после смерти императора) порты покидали несколько раз лишь три линкора из всех построенных Петром до победной осени 1721-го.

А в войне за польское наследство, начавшейся в 1734 году, по причине плачевного состояния на арену боевых действий были способны выйти всего 4 судна из всех 96 единиц. До следующей войны со шведами в 1741 – 1743 годах сумел дожить только один корабль. Именно он стал единственным судном Петра I (на всех морских театрах) про которое с некоторой натяжкой можно сказать, что оно прослужило минимально необходимый срок по общепринятым на то время меркам.

Совершенно иная картина вырисовывается при анализе состава и биографий импортных кораблей. В общей сложности для балтийской парусной эскадры царь купил на Западе в 1711 – 1720 годах 30 кораблей всех типов:

Причем новых – только что построенных «заказов» среди купленных судов насчитывалось всего несколько штук. То ли из жадности, то ли некомпетентности русских агентов-покупателей приобретались старые, видавшие виды и расшатанные штормами корабли. Московским эмиссарам всучили по дешевке много уже гнилых корыт. Но те, которые оказались поновее, служили под русскими флагами по 20 и более лет (даже несмотря на не самое умелое обслуживание). Около десятка вообще дотянули до войны за польское наследство, приняв в ней активное участие.

Цена небольшого готового корабля из дуба с железным креплением на европейском рынке составляла всего около 20 тысяч рублей – две трети от стоимости аналогичного по величине судна русской постройки из соснового леса. Заготовка и подвоз дубовых бревен в Россию только для одного корабля требовали дополнительно еще свыше 10 тысяч рублей.

В завершение несколько замечаний. Надо отметить, что Петр к концу жизни превратился в весьма хорошо подготовленного профессионального моряка и судостроителя. Но напрашивается аналогия со знаменитым мастером Левшой. Создавший его образ писатель Николай Лесков был ярым славянофилом и стремился доказать этой историей превосходство русского человека над англичанами.

Но Лесков был и талантлив, потому история получилась практически правдивая. Вдумайтесь – подковав блоху, российский умелец действительно успешно проделал сложнейшую работу, но результат оказался плачевным – не рассчитанная на вес подковок, блоха перестала прыгать. И игрушка потеряла свою главную прелесть. Получилась черномырдинская формула – хотеть, как лучше, но в итоге неимоверных трудов получать как всегда…

Впрочем, Петру почти удалось сломать эту традицию. Но не в случае с флотом.

Справка

Корабли Азовского флота, построенные и официально зачисленные в его состав до начала Северной войны.

1. «Геркулес» (52 пушки) – спущен на воду на Воронежской верфи в мае 1699 г. К Азову притащен в 1710 г. При осмотре «оказался худ». Поставлен на ремонт в эллинг. В море не выведен. Брошен при возвращении Азова Турции.

2. «Крепость» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен на ремонт. К 1711 г. сгнил.

3. «Скорпион» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил.

4. «Флаг» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. В 1709 г. сгорел.

5. «Звезда» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. К 1709 г. сгнил и разобран.

6. «Колокол» (46) – спущен на воду на Воронежской верфи в декабре 1697 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

7. «Лев с саблею» (44) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

8. «Единорог» (44) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

9. «Думкрахт» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

10. «Камень» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

11. «Слон» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. К Азову вытащен в 1710 г. При осмотре «оказался худ». Поставлен на ремонт. В море не выведен. Брошен при возвращении Азова Турции.

12. «Рысь» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

13. «Журавль стерегущий» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке, разобран в 1709 г.

14. «Сокол» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

15. «Собака» (44) – спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

16. Безымянный корабль (38) – строился «кумпанством Черкасского». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

17. «Безбоязнь» (38) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

18. «Апостол Петр» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1696 г. Участвовал в осаде Азова. В конце лета 1696 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.

19. «Лилия» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

20. «Барабан» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

21. «Три рюмки» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

22. «Стул» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

23. «Благое начало» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен в Таганроге на ремонт. Сгнил. Разобран в 1710 г.

24. «Сила» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

25. «Отворенные врата» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

26. «Цвет войны» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен на ремонт. К 1710 г. сгнил, разобран.

27. «Арфа» (36) – в 1700 г. еще доделывался на Ступинской верфи. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

28. «Гранат-Аполь» (36) – в 1700 г. еще доделывался на Ступинской верфи. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

29. «Апостол Павел» (34) – спущен на воду весной 1696 г. на Воронежской верфи. К лету 1699 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.

30. «Соединение» (30) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. Сожжен при сдаче Таганрога туркам.

31. «Меркурий» (28) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. После сдачи Таганрога туркам уведен вверх по Дону в Черкасск. Сгнил в реке, разобран в 1716 г.

32. «Весы» (?) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке, разобран в 1710 г.

33. Безымянный (?) – строился «кумпанством Долгорукого». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

34. Безымянный (?) – строился «кумпанством Змеева». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

35. Безымянный (?) – строился «кумпанством Толочанова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

36. Безымянный (?) – строился «кумпанством Зыкова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

37. Безымянный (?) – строился «кумпанством Новодевичьего монастыря». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

Вячеслав Красиков

Картина на заставке: Мстислав Добужинский. Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок

Источник: gorod-812.ru

Непобедимый флот Петра I: история создания и дальнейшая судьба

Петр I вошел в историю как создатель величественного флота, благодаря которому Россия победила в Северной войне, громко заявила о себе на весь мир. Считается, что царь посвящал детищу все свободное время. Вложил в него много сил и финансов. Но достоин ли Петр I звания героя? Так ли все однозначно в строительстве флотилии?

Куда подевался старый флот?

Напевая дифирамбы Петру Великому, многие историки умалчивают, что случилось со старыми кораблями. Создается такое впечатление, что их никогда и не было. Но это просто невозможно. Не могла огромная страна дожить до XVIII века, не имея ни одного судна. На самом деле корабли были – большие, качественные, сравнительно новые.

Старый русский флот до Петра I

В конце XVII века Россия располагала лишь одним портом – в Архангельске. Это объяснялось отсутствием возможности выхода в Балтийское или Черное море. На севере находились как военные, так и торговые, рыболовные корабли. Они были сделаны специально для холодных вод. Известно, что суда успешно доплывали как до Персии, так и до Англии.

Читайте также:  Форма регламента в строительстве образец

Отдельного внимания заслуживают бусы. Это исконно русские корабли, отличающиеся пузатым видом. Особая конструкция позволяла им плавать даже при легком ветерке. Суда были очень популярны в Азии. Многие страны использовали их до конца XVIII века.

Бусам удалось покорить даже Индийский океан.

Куда же подевались все корабли? Почему Россия осталась без флота? Петр I попросту уничтожил все суда. Они показались ему примитивными. Царь считал, что русские корабли проигрывают европейским.

Поэтому предпочел построить все заново по заимствованным в Англии и Голландии технологиям.

Предпосылки строительства нового флота

Год великого посольства открыл Петру I глаза на мощь западных соседей. Царь понимал, насколько Россия выглядит на их фоне отсталой, старомодной. Получив власть в свои руки, государь загорелся идеей не только догнать Европу, но и перегнать. Море было страстью юного Романова. Поэтому все свое внимание он направил на изучение западных технологий кораблестроения.

Английские корабли XVII века

Мастерами в строительстве суден в конце XVII века были Англия и Голландия. Морские государства использовали специальные технологии, которые тестировались на протяжении многих веков. Кораблестроители придерживались 2 главных правил:

  • Тщательная подготовка древесины. Для кораблей выбирали специальные породы деревьев. Кроме того, материал хорошо сушили.
  • Пропитка древесины специальной смолой. Это делало корабль водоустойчивым, защищало от порчи.

Петр I знал об этих правилах. Но в тонкости технологического процесса его никто не посвящал. Поэтому домой царь привез поверхностные знания о кораблестроении. Он наивно полагал, что этого вполне достаточно, чтобы создать суда, которые могли конкурировать с английскими или голландскими.

Строительство флота Петра I

Первые суда появились в 1696 г. Петр I в спешке строил галеры и галеасы в Воронеже для войны с Турцией. В итоге на Черном море выстроить большой флот так и не удалось. Царь заключил с Османской империей мир. Но назревала война со Швецией. Весь свой опыт Петр Великий направил на создание Балтийского флота.

До 1708 г. русские занимались строительством исключительно гребных суден. Именно они помогли Петру I выиграть Северную войну. Гребной флот отлично себя чувствовал в Ладожском и Чудском озерах. А также он хорошо себя проявил в мелководных и шхерных районах Балтийского моря.

Состав галерного флота Петра I:

  • прамы;
  • галиоты;
  • полугалеры;
  • скампавеи;
  • карбасы;
  • бригантины;
  • большие лодки.

С корабельным флотом было больше трудностей, чем с галерным. Для создания судов необходимы были знания. Мастеров кораблестроения в России не было. Сказывался дефицит не только опыта, но и стройматериала. Из-за спешки использовалась сырая древесина.

Допускались серьезные ошибки при проектировании.

Строительство русского флота

Первые корабли обладали малой мореходностью. Были неуправляемы при свежем ветре. Но со временем Петру I удалось исправить недостатки. Возможно, ему в этом помогли иностранные специалисты. Царь регулярно расширял базу судостроения.

К 1725 г. в России уже работало 25 верфей.

Главные проблемы российского флота

Многие английские суда XVIII века сохранились до наших дней. Что же произошло с флотом Петра I? Черноморские корабли были сожжены в 1711 г., поэтому судить об их качестве не приходится. Более долговечным оказался Балтийский флот. Он оставался дееспособным до конца жизни первого русского императора.

К гребной флотилии никаких претензий нет. Она получилась сильной, маневренной. Благодаря этим судам Россия и выиграла войну со Швецией. Что касается корабельной флотилии, то здесь Петра I подвело отсутствие опыта и знаний. При строительстве кораблей вместо сухой древесины использовали сырую.

Пропитка уступала по качеству специальным смолам, используемым англичанами.

Корабли Петра I

В Архангельске было построено 7 кораблей. Остальные крупные суда Петр I купил. Известно, что в период с 1712 по 1714 г. царь приобрел 16 экземпляров. Но долго они не прослужили, будучи уничтоженными в боях.

После себя Петр Великий оставил:

  • 36 линейных кораблей;
  • 12 фрегатов;
  • 2 шнявы.

Это хорошее наследство для развитого государства XVIII века. Но уже к 1731 г. дееспособными оставались лишь 8 кораблей. Остальные же не могли выходить в океан. К 1742 г. в России не осталось ни одного экземпляра времен Петра. Получается, что великий и непобедимый флот имел небольшой срок годности – всего 5-10 лет.

Хотя Петру I и приписали образ создателя флотилии, на самом деле он был ее разрушителем. Царь уничтожил русские корабли хорошего качества. Взамен потратил огромные суммы на неумелое строительство судов западного образца. В результате действий Петра Великого Россия на целый век осталась без кораблей.

Источник: dzodzo.ru

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

[mybigtext]Обозреватель Владимир Бугров продолжает борьбу со стереотипами мышления. Сегодня он поделится своим взглядом на создание Военно-морского флота и назначении Петропавловской крепости.[/mybigtext]

Принято считать, что создателем российского военно-морского флота является Петр Первый. У меня нет на этот счёт категорических возрождений, но скептическое отношение есть.

«… у России появляется нарвский флот. Во главе его стоял датчанин Карстен Роде, капитанами и штурманами были русские и иноземные моряки, команды набирались смешанные… Русские торговые суда, пройдя через Зундский пролив, появлялись в Любека, Копенгагене, Лондоне, в то время как Роде с эскадрой из нескольких кораблей вёл на Балтике каперную войну с Данией и Швецией».

Можно подумать, что речь идёт о временах Пётра Первого, однако текст взят мною из книги Цветкого С. Э. «Иван Грозный», события относятся к 1569 году.

Россия, конечно, не была морской державой, но она всегда была очень даже судоходной. Дороги в России стали появляться только в самом конце средневековья, поэтому весь товарооборот и переброска войск осуществлялись по рекам на лодках, зимой на лодки ставили на полозья.

Можно с уверенностью сказать, что ко времени Петра Первого количество сделанных в России лодок, ладей, яликов, челнов, галер и т.д. было значительно больше количества сделанных телег. Поэтому флот, построенный по приказу царя в Воронеже за одну зиму, не является событием сверхъестественным. Технологии производства маломерных судов в России знали в совершенстве.

Более того, у России не было необходимости в морском флоте. Для захвата или освоения новых территорий, России, в отличии от стран Европы, не требовались морские суда.

Ермак Тимофеевич, Семён Дежнёв или кто-то ещё могли сесть в наспех сколоченные плавсредства, которые зимой можно было разобрать для строительства жилища, а весной собрать снова, и, таким образом, освоить пространства соизмеримые с мировым океаном. Этот способ оказался не менее эффективным, чем морские плавания.

Расстояния по прямой от Лиссабона до Гоа и от Санкт-Петербурга до Хабаровска примерно одинаковы. Но португальцам приходилось плыть вокруг Африки, а наши шли и плыли прямо. В начале XIX века русские первопроходцы достигают конечной точки своей экспансии — реки, которую они назвали Славянка, сейчас это Рашен-Ривер в 30 км от Сан-Франциско. Основанный ими Форт Росс, если использовать тогдашние пути сообщения, находился не менее чем в 12000 км от Санкт-Петербурга. Колонизация северной части Тихого океана от Амура до реки Славянки к началу XIX века была завершена без участия военно-морского флота.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

wiki

Не нужен был морской флот и для первых морских побед. 6 мая 1703 года неутомимые Петр Первый и Александр Меньшиков, введя в заблуждение капитанов двух шведских фрегатов, облепили их со всех сторон галерами и взяли на абордаж. Позже Петр посвятит эту победу своей жене Екатерине. Речку, на которой она была одержана, он назовёт Екатерингофка.

Напротив места сражения он разобьёт Екатерингофский парк и построит Екатерингофский дворец. От места сражения до дворца прокапывает канал в виде фаллоса. Чтобы в аллегории не было сомнения справа и слева от канала сделаны два водоёма округлой формы. Сегодня от дворца ничего не осталось, но канал и водоёмы в полном порядке. Кстати, на день сражения Екатерина была ещё Мартой Скавронской и числилась на содержании у Меньшикова.

Следующей победой была победа при Гангуте. Собственно, никакого морского сражения не планировалось. Русский гребной флот (около ста галер) перебрасывал 15000 солдат для усиления гарнизона крепости Або. Им преградила путь эскадра из 15-ти шведских кораблей, самым большим из которых был 18-ти пушечный прам «Элефант».

В этот момент ветер стих, и гребные суда получили неожиданное преимущество над парусными. Артиллерийским огнём шведы не смогли сдержать приближающиеся галеры. А в абордажном бою у наших оказалось многократное преимущество в живой силе.

Никакой необходимости в морском флоте у Петра Первого не было. Отмели, намываемые Невой, надежно прикрывали подходы к его новой столице, а для захвата побережья Балтийского моря вполне хватало галерного флота. Своим появлением морской флот России обязан детской мечте Пётра Первого стать капитаном. С этим долгое время была проблема.

Капитаном считался морской офицер, командующий кораблем, имеющим на вооружении 28 пушек и более. Такой класс корабля назывался фрегатом. Галера имела менее 20, шнява (нидерл. snauw ) 20-24, шлюп (англ. sloop) 24-28. В 1703 году на Олонецкой верфи (на Ладоге), корабль класса фрегат был построен. Корабль назвали «Штандарт».

Понятно, что первым капитаном в истории России, стал Петр. Он был вписан в судовой журнал под именем Петр Михайлов. Для того чтобы вывести такой корабль из устья Невы, весь балласт и вооружение с него были сняты и маломерными судами перевезены в Кронштадт, где вновь установлены.

В 1704 году Петр интерес к игрушке потерял и передал командование профессионалу- капитану Грею. Дальше района Красной Горки на южном берегу Финского залива и Березовых островов у Выборга фрегат не ходил. К осени 1709 года оказался непригоден к службе по причине ветхости и был тимберован (разобран и снова собран). В 1711 году вновь спущен на воду, но в 1714-м встал окончательно.

Предполагалось сохранить его как первое линейное судно Балтийского флота. Однако корпус его настолько обветшал, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

wiki

После Полтавской битвы капитанства Пётру стало мало, он захотел стать адмиралом. Для этого нужен был 100 пушечный корабль — адмиральский. Чтобы приблизить мечту, царь строит дворец, размерами и в плане, соответствующий адмиральскому кораблю и поселяется в «адмиральской каюте». В ней же 8 февраля 1725 года он умер.

Сейчас дворец находится под Эрмитажным театром, его стены послужили фундаментом для театра. Комнаты (каюты) Петра Первого сохранились, сейчас там открыт музей.

Настоящим адмиралом Петру стать не удалось. Сто пушечный корабль был спущен на воду только через два года после смерти императора. Корпус корабля был сделан из дуба, который везли из центральных районов России. Местная древесина была низкого качества. Доставка древесины стоила примерно половину всей сметы на корабль – 40 000 рублей.

Общая стоимость- 92 000 рублей, что по некоторым оценкам равна 50 млрд. рублей в сегодняшних ценах (стоимость стадиона «Зенит-Арена 43 млрд.). Несмотря на странное название — «Петр Первый и Второй» корабль оказался удачливее «Штандарта». Доходил до Данцига, где производил впечатление во время осады города русскими войсками. Для кораблей, построенных при Петре I, прослужил долго — до 1736 года. Его тоже собирались сохранить как память, но в 1752 году он совершенно прогнил и его разобрали.

Флот, построенный Петром Первым пережил создателя лет на 10-15. Он строился из некачественной древесины с технологическими ошибками и уровнем воровства соизмеримым с сегодняшнем.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

wiki

Но, «Бог любит Россию, иначе не объяснить, как она существует». Так сказал фельдмаршал Миних и принял единственно правильное решение, перенеся в 1734 году строительство морских кораблей из Петербурга в Соломбалу (Архангельск). Главные преимущества которой — наличие корабельного леса, который можно было сплавлять по Двине и поморы, которые не слыхали о коррупции.

До конца XVIII века на Соломбальской верфи строится не менее 400 судов, 166 из них 55-,66-,74-пушечные. 70 процентов наших кораблей, участвовавших в Чесменском сражении в 1770 году, первом, когда русский, именно морской флот, победил морской флот противника, были построено в Соломбале. Собственно, с 1734 года (к этому времени у России уже нет боеспособных морских кораблей) и начинается непрерывная история военно-морского флота России.

В завершение хочу поделиться своими сомнениями по поводу назначения Петропавловской крепости. Принято считать, что она была построена для защиты от шведов. Петр I планировал строительство города на Васильевском острове, который был со стороны Швеции прикрыт отмелями, а на случай подхода шведской армии по льду, на мелководье были построены форты.

С противоположной стороны острова по всем самым передовым правилам фортификационного искусства, с бастионами расположенными в форме звезды, для закрытия перекрестным огнём пространства в 800 метров, строится сооружение многократно превосходящее оборонительные способности фортов. Бастионы Петропавловской крепости направлены в сторону Невы, откуда пришёл сам Петр. Похоже свою страну он боялся больше, чем «брата Карла».

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

wiki

Источник: sciencepop.ru

Рейтинг
Загрузка ...